Тренинг по психологии конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Обеспечение психологической комфортности учащихся в условиях образовательного процесса, сплочение коллектива.

Задачи:

  1. Создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
  2. Развить коммуникативные навыки.
  3. Повысить уровень сплочённости классного коллектива.
  4. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
  5. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Оборудование: ватман с изображением дерева, бланки пустых гербов, бланки с заданиями, фломастеры, маркеры, клей, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

Вводная часть

Психолог: Давайте познакомимся поближе. Встаньте вкруг. Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Получив его, пожалуйста, назовите свое имя и то, что вы больше всего любите делать, свое хобби.

Герб (в переводе с немецкого – наследство) эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т.п.). А еще очень важно было использование цвета ведь цвет несет много информацию.

  • Красный - символизирует храбрость, мужество, любовь.
  • Зеленый - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может означать луговую траву.
  • Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Черный - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
  • Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховое господство.

Сейчас я предлагаю каждому из вас создать свой герб и поместить его там, где он пожелает на дереве вашего класса, важно чтобы на гербе было написано ваше имя и качество личности, которое характеризует вас.

Рефлексия

Основная часть

Деление на группы, работа в группах.

Психолог: «Мне очень приятно, что у вас все получилось, я вижу ваш класс имеет много интересных личностей, а какие качества личностей, замечательно!

«Сейчас каждый из вас подойдет к столу и выберет карточку, на которой написано название какого-то животного. По моей команде каждый должен изобразить своего животного и найти своего сородича, какая команда соберется быстрей та и выиграет.

На задание отводиться 2 минуты.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – команда получает паззл.

Психолог: «Каждая команда получает бинго-формуляр (таблица приложение №2) с различными характеристиками. Задача команд найти игрока, из другой команды соответствующего одной из характеристик и взять у него подпись. Первая из команд, которая соберет пять разных подписей по вертикали, горизонтали или диагонали, должна крикнуть Бинго! Она и объявляется победительницей. У одного и того же игрока брать подпись нельзя.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - возьмите ещё один паззл.

  1. Встреча гостей.
  2. Занятие спортом.
  3. Игра на музыкальных инструментах.
  4. Укладывание чемодана.
  5. Прогулка в парке.
  6. Игра на компьютере.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕКАЛКА – лучшая команда получает паззлы.

«Вы правильно ответили на все вопросы. Кто из вас может сейчас сказать, какие качества вам сейчас помогли?

ДРУЖБА И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ – лучшая команда получает паззл.

«В ходе нашей встречи вы сумели набрать достаточно много паззлов с названием качеств, которые понадобятся вам в пятом классе. А теперь нужно попробовать сложить из паззлов предмет.

Рефлексия

Заключительная часть

Рефлексия (ребятам задаем вопросы):

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект психологического занятия с элементами тренинга

Цели занятия:

- развитие коммуникативной компетентности старшеклассников;

- развитие у старшеклассников рефлексии;

- развитие у старшеклассников аналитических способностей;

- развитие навыков командного взаимодействия и ведения дискуссий.

Продолжительность: 1,5 часа (90 минут)

Участники: обучающиеся 10-11-х классов, количество участников не должно превышать 16 человек

Форма работы: групповое психологическое занятие с элементами тренинга

Данное занятие предполагает проведение в группе людей, уже знакомых между собой, поэтому упражнения на знакомство исключаются.

1. Незаконченные предложения

Варианты незаконченных предложений:

Для меня общение – это… я люблю говорить о… неприятная тема разговора для меня – это… я люблю общаться с людьми, которые… я не люблю общаться с людьми, которые… я становлюсь разговорчивым в ситуации, когда… я становлюсь молчаливым в ситуации, когда… меня невозможно разговорить человеку, который… в общении с людьми мне нравится, когда… в общении с людьми мне не нравится, когда… общаясь, я получаю… общаясь, я теряю… если бы мне пришлось прожить в изоляции и ни с кем не общаться целый месяц, то я бы… в общении я, как и мои родители, …

2. Маски общения

Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости.

(Карточки повторяются в зависимости от количества участников занятия)

3. Стили общения – первичное знакомство

Участники делятся на 2 команды, каждой команде даются карточки с описанием ситуаций, краткое описание 4-х стилей общения и карточки с названиями стилей общения (см. Бланк 1). Задача каждой команды за 5 минут соотнести ситуативные карточки с карточками названий стилей.

4. Стили общения – углубленная проработка

Например, пассивный стиль общения полезен при общении с начальником, демонстрирующим агрессивный стиль, и вреден в ситуации общения с человеком, от которого вы хотите что-то конкретное получить.

1. Карманный фонарик.

2. Перочинный нож с выскакивающим лезвием.

3. Авиационная карта района аварии.

4. Большой полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Санитарный ящик с марлевыми салфетками и бинтами.

7. Пистолет калибра 7,62 мм.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Флакон с 1000 таблетками соли.

10. Два литра воды на каждого.

11. Книга о съедобных животных пустыни.

12. Одни солнечные очки на каждого.

13. Два литра водки.

14. Одно пальто на каждого.

15. Карманное зеркальце.

6. Рефлексия

Список использованной литературы

1. Рамендик Д.А. Тренинг личностного роста. – М.: Форум, 2010

2. Хэдфилд С., Хэссон Дж. Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным. – М.:Претекст, 2011

 Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

 Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

 Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

 Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

 Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

 Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

 Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

 Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

 Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

 Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

 Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

 Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

 Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

 Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

 Пачка соли. Значимости практически не имеет.

 Полтора литра воды на каждого.

 Летная карта окрестностей.

 Легкое полупальто на каждого.

 Солнечные очки на каждого.

 Литр водки на всех.

 Охотничье ружье с боеприпасами.

 Определитель съедобных животных и растений.

 Парашют красно-белого цвета.

 Переносная газовая плита с баллоном.

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости.

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости.

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

3. Когда появляется Николай, Лида начинает флиртовать с другим парнем, считая, что это преподаст урок Николаю, чтобы он не заставлял её ждать.

Ассертивный стиль: уверенность в себе и честность в общении с другими.

Агрессивный стиль: высокомерие, властность и желание сделать все по-своему.

Пассивный стиль: постоянные уступки, отказ от своих нужд в пользу интересов и желаний других людей.

Пассивно-агрессивный стиль: неискренность, манипулирование людьми в поведении и общении.

Цель занятия заключается в преодолении личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала ребенка на решение собственных проблем через смешанную игровую деятельность.

Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра – это свободное проявление всех эмоций, чувств и переживаний ребенка.

В работе с подростками я отдаю предпочтение групповой форме проведения психологических занятий.

• развитие уверенности в себе;

• создание условий для повышения уровня самопринятия;

• .снижение нервно-психического напряжения;

• способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

Формы работы: тренинговые упражнения, элементы арт - терапии, мини-лекция, дискуссия, рефлексия, групповое обсуждение.

План занятия :

2. Основное содержание занятия.

Материалы: чистые листы бумаги, карандаши; небольшой мяч.

Ориентировочное время работы: 45-60 минут.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята. Нам предстоит большая совместная работа. Прежде чем начнём общение вам необходимо принять общие правила работы в группе.

Принятие правил работы в группе:

1) внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

4) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

- И так давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас называет имя и цвет своего настроения.

Участникам предлагается выбрать цветной лист, который соответствует своему настроению и рассказать о нем. Цветные листы остаются у учащихся до конца занятия.

- Я вижу настроение у всех разное, надеюсь, к концу занятия оно будет более позитивным.

Все встают в один большой круг. У каждого есть возможность сообщить что-нибудь о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. На обдумывание дается минута, чтобы подумать, что рассказать о себе.

Например: Меня зовут. и я очень люблю петь.

- Но кроме положительных качеств в каждом человеке есть и отрицательные качества, но люди обычно не любят о них говорить. Я предлагаю вам их нарисовать.

Детям предлагается нарисовать карикатуру на самого себя и отобразить в ней некоторые свои недостатки. Дается 10 минут. Затем каждый из ребят представляет свой рисунок.

Рефлексия. В чем испытали затруднения при выполнении рисунка?

Какие эмоции у вас вызывают ваши недостатки?

Можно сказать, что чаще это отрицательные эмоции?

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

Один из этих способов я предлагаю вам выполнить сейчас. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас напряжение, тревогу, раздражение. Возьмите газету и начинайте ее скомкивать до самого маленького состояния, мысленно проговаривая о ситуации. Теперь забросьте комок как можно дальше. Стряхните руки. Сделайте глубокий вдох и выдох.

- Теперь самое время зарядиться положительным ресурсом.

Все чего бы вы хотели достичь в своей жизни, начинается с уверенности в себе. Верить в себя – значит верить в Высшую силу и справедливость.

Цель: Формирование умения обозначить свою индивидуальность; формирование умения выделять и анализировать свои характерные черты; формирование восприятия своих личностных черт; формирование умения посмотреть на себя со стороны; поднятие самооценки.

Инструкция: «По различным легендам яблоня – это символ любви, жизни, бессмертия, помощница в трудных ситуациях, целительница и волшебница, способная наделить необходимыми качествами.

Итак, у вас у каждого есть бланк со схематичным изображением дерева. Как вы видите, оно состоит из 5 уровней веток. Ваша задача разместить на вашем дереве яблоки. Определите для себя, по сколько яблок будет у вас на каждом уровне. Так же определитесь с размером и цветом яблок. Яблоки вы можете либо рисовать фломастерами, либо вырезать их из цветной бумаги и наклеивать клеем. На все у вас есть 10 минут.

Готово? Отлично! Теперь второй этап нашего упражнения. Так как наша яблоня волшебная и обязательно должна приносить пользу, то мы должны наделить каждое яблоко положительной силой. На каждом уровне веток, яблоки отвечают за свое. Посмотрите, сколько яблок у вас на каждом уровне и постарайтесь сделать следующее. Итак, начиная снизу:

1. уровень – это ваше имя. Впишите в каждое яблочко производное от своего имени имя, то, как вас называют родные и знакомые, как вам хочется, чтобы вас называли.

2. уровень – это ваши черты характера. Впишите в каждое яблочко по одной черте характера. Каким вы себе видитесь. Какой вы?

3. уровень – это ваше социальное окружение. Впишите в каждое яблочко по одному человеку, который вам наиболее дорог.

4. уровень – это ваши умения и способности. Впишите в каждое яблочко то, чем любите больше всего заниматься, что вы умеете делать лучше всего.

5. уровень – это ваши достижения. Подумайте, вспомните и впишите в яблоки на этом уровни ваши самые важные достижения.

Давайте теперь расскажем про свои яблоньки. Кто хочет начать?.

Во время рассказов участники могут задавать друг другу вопросы, что-то уточнять.

После выступлений можно обсудить, чем понравилось или не понравилось упражнение, что чувствовали во время выполнения упражнения, какие выводы для себя сделали.

Вы можете сохранить для себя ваши деревца. Когда вам вдруг начнется казаться, что жизнь какая-то не такая, то вы можете посмотреть на свое деревце и увидеть, что вашу жизнь наполняет множество составляющих и в ней есть место для развития.

Если вдруг вам начинает казаться, что у вас плохих качеств больше, чем хороших или слабость характера превосходит силу, то посмотрите на дерево, и вы увидите, что сила духа у вас огромная, твердость есть и доброта с мягкостью в норме.

Если вам, вдруг, начнет казаться, что вы одиноки – посмотрите на дерево – разве вы один? Вспомните о тех людях, которые вас окружают.

Когда вам станет скучно, и вы решите, что ни на что не способны и вам нечем заняться, вспомните о ваших умениях и способностях, о том, что вы лучше всего делаете и займитесь этим. Или посмотрите на свободные яблочки на этом уровне и придумайте новое дело.

Стать более уверенным, вам поможет воспоминание о своих достижениях – раз вы смогли это, то сможете и еще больше.

Можно попросить участников разместить свои деревца на доске - посмотреть, кто как себя позиционирует.

Участникам предлагается взять листки цветной бумаги. Каждый из присутствующих показывает свой цвет и говорит, что бы он пожелал всем окружающим, связанное с данным цветом.

Например: Я желаю вам синее море удовольствия. Я желаю вам поменьше чёрных мыслей и т. д.

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего возраста: Игра, как средство улучшения психоэмоционального состояния детей. «В стране.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.


Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решить эти проблемы. Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть

Содержимое разработки

Лашманова Светлана Николаевна,

Конспект психологического тренинга:

Участники: группа родителей обучающихся – 10-12 человек.

Форма проведения – обучающий тренинг.

Оборудование: бейджик (для психолога, ведущего тренинг), бумага А4, цветная бумага, карандаши,

Продолжительность тренинга: 50-60 минут.

Цель: Обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.

Развивать у родителей и детей коммуникативные качества;

Обучить родителей приёмам взаимодействия с детьми;

Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;

Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.

Ход тренинга:

Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решить эти проблемы. Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми.

Для того, чтобы легче было общаться, проговорим некоторые правила:

Правила общения в группе:

Каждый имеет право высказаться и быть услышанным;

Общение в группе должно быть доверительным и тактичным;

У нас нет зрителей, работают все.

Хранить секреты участников группы.

Называть друг друга по имени.

1. Начинаем нашу работу со знакомства.

Передавая игрушку друг другу, называем своё имя и любимое увлечение.

Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу

Каждый участник по очереди вынимает из конверта ведущего листок с вопросом и отвечает на него.

Мой ребёнок радуется, когда…

Мой ребёнок злится, когда…

В общении с детьми мой ребёнок…

Ребёнку вместе со мной нравится…

Я спокойна (ен), когда знаю…

Меня больше всего расстраивает…

Ребёнок плачет, если…

Если у меня плохое настроение…

Больше всего я хочу, чтобы мой ребенок…

Родители для ребенка…

На выходных мы с ребенком…

Мой ребенок самый…

Если ребенок плачет, нужно…

(каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).

Психолог: Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет
включать следующее:

Техника активного слушания

1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).

3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.

4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.

5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.

Правила активного слушания

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).

8. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

- Итак, что может дать техника активного слушания?
Результаты применения техники активного слушания:

Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка, (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.

Ребенок учится сам решать свои проблемы.

Ребенок начинает активно слушать родителей.

3. Работа с техникой активного слушания:

Ситуации и слова ребёнка

Чувства ребёнка

Ответ родителя

Тебе больно, ты рассердился на доктора

Ты испугалась, а чашечку жалко

Ты, расстроен и зол на учителя, она не заслуженно поставила тебе оценку

Ты расстроился, потому что Петька тебя толкнул

У тебя болит голова, поэтому ты не хочешь кушать, поешь потом

Ты расстроен потому, что Дима забрал у тебя твою игрушку

Ты огорчился, потому что порвал учебник.

Упражнение 3. «Качества моего ребенка”

- Все в твоих руках.

Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос.

Дышите легко и глубоко, . спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз.

-Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на тренинге?

-Будете ли вы применять технику активного слушания в повседневной жизни?

-Что понравилось, что не понравилось?

-Ваши предложения, пожелания.

Очень благодарна вам за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное сотрудничество.

Читайте также: