Трактовка темы судьбы в русском искусстве конспект

Обновлено: 08.07.2024

Гуманитарные: "Номинация дисциплины (русский язык, литература, языки иностранные, история, обществознание, экономика, музыка, МХК, ИЗО)"

урок Интегрированный по музыке и литературе в 7 классе.

(По искусстве А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
^ Цели:

1. Образовательные: тему сравнить и подход к ней представителей

разных искусства видов (Бетховен и Пушкин), выяснить

символический образов смысл метели-вьюги, пути-дороги.
2. совершенствование: Развивающие навыка сравнивать

художественные произведения видов разных искусства, развитие поисковых умений.
3. пробуждение: Воспитательные внимания к внутреннему миру Человека, представлений расширение школьников о духовном

опыте человечества, вечных осознание тем искусства и жизни.
4. Общепредметные: аналитического развитие и художественного

Литературный материал:

^ ХОД Организационный

II. Вступительное учителя слово музыки.


  • Кто узнал этот мотив? он? Откуда

  • Как называется?

  • Как ответил симфонии герой Бетховена на вызов судьбы?

IV. Беседа по теме урока литературы учителя. (слайд 5)


  • Как вы была, считаете бы счастлива Маша в браке с Владимиром? мнение Свое подтвердить цитатами.

  • Почему?

Бесы тучи, вьются тучи;
Невидимкою Освещает
луна снег летучий;
Мутно небо, мутна ночь.
Еду, еду в чистом поле;
дин Колокольчик-дин-дин.
Страшно, страшно Средь
поневоле неведомых равнин!

Мчатся вьются, тучи тучи;
Невидимкою луна
Освещает летучий снег;
Мутно небо, ночь мутна.
нам Сил нет кружиться доле;

злится Вьюга, вьюга плачет;
Кони чуткие Вот;
храпят уж он далече скачет;
Лишь глаза во горят мгле;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.
Вижу: духи собралися
белеющих Средь равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной игре месяца
Закружились бесы разны,
Будто ноябре в листья.
Сколько их! куда их гонят?
Что жалобно так поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль выдают? замуж

Мчатся тучи, вьются тучи;
луна Невидимкою
Освещает снег летучий;
Мутно ночь, небо мутна.
Мчатся бесы рой за беспредельной
В роем вышине,
Визгом жалобным и воем
сердце Надрывая мне.

Как узнаваем в этих зимний произведениях русский пейзаж со снежной равниной, с завыванием непередаваемым ночной вьюги. Возможно, образы бескрайней, метели равнины потому так часты в искусстве русском, что именно в них выражена тайна непостижимая русской земли, души России. случайно не Ведь поэты разных поколений снова и обращались снова к этим образам.

«Ты стоишь пред дикой метелицей

Наверное, поэтому непременным спутником метели образов-вьюги является дорога: именно в герои пургу оказываются в чистом поле, посреди снежной бушующей стихии.

(слайд 9) Удивительно узнаваем и тройки образ лошадей (гоголевской птицы - тройки), навсегда бы казалось ушедшей из нашей жизни вместе со укладом всем прошлого.

Однако мотив зимней бегущей и дороги тройки с бубенцами снова и снова русском в возрождается искусстве.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Возможно, образы метели, бескрайней равнины потому так часты в русском искусстве, что именно в них выражена непостижимая тайна русской земли, души России. Ведь не случайно поэты разных поколений снова и снова обращались к этим образам, к их древней страшной стихии.

Ты стоишь пред метелицей дикой
Роковая, родная страна.

Наверное, поэтому непременным спутником образов метели, вьюги является дорога: во многих произведениях именно в пургу герои оказываются в чистом поле, посреди бушующей снежной стихии. (Как редки в русской литературе описания снежной бури, наблюдаемые из уютного дома, за плотно закрытым окном!)

Удивительно узнаваем и образ тройки лошадей (гоголевской птицы-тройки), казалось бы, навсегда ушедший из нашей жизни вместе со всем укладом прошлого. Однако мотив зимней дороги и бегущей тройки с бубенцами снова и снова возрождается в русском искусстве, как будто и в этом беге, в звенящих бубенцах заключена непостижимая загадка судьбы, неудержимо влекущей нас по ведомому только ей пути.

Впервые к стихам А. С. Пушкина молодой композитор обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов. Этими произведениями он на многие годы открыл главную тему своего творчества – тему поэта, его высокого предназначения и его судьбы, тесно связанной с судьбой народа.

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году, в городе Фатеж, Курской губернии. После окончания в 1929 году Курской музыкальной школы, по совету своего учителя, он поступил сначала в Ленинградский музыкальный техникум, а затем в консерваторию, где учился у Дмитрия Шостаковича. За годы творчества композитор написал много прекрасных произведений – симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни, романсы.

Композитор писал свою музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Отсюда медленные темпы его произведений, торжественные звучности. Каждая нота в его творениях подчёркнута и весома. Суетность, торопливость ему совершенно чужды. Его герои духовно красивы - он воспевает труд, любовь, верность. Его музыка как бы устремлена ввысь - композитор хочет помочь человеку стать лучше.

Главный образ творчества композитора - вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным поэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине.

Что слышится вам в музыке сюиты? И какова она по своему характеру - музыкальная ли иллюстрация, как определял её сам композитор, или высокое обобщение тех чувств, какие пробуждает в каждом человеке этот старинный, неизбывный звон?

Конечно, никакие, даже самые глубокие, трактовки тем и образов не остаются в искусстве неизменными. Приходят новые времена, принося с собой иные обычаи и иной язык. Приходит и новое понимание многих художественных приёмов: ведь современный автор уже не может, подобно Пушкину, напрямую обращаться к силам стихии как к символам человеческой жизни и судьбы. Усложняется образный строй искусства, иными становятся его композиционная техника и язык.

Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, таким возвышенным и таким ясным одновременно. И снова звучат в нём мотивы пути и дороги, эти бессмертные знаки непрекращающегося нашего движения.

Всё облака над ней, всё облака.
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам - качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса.
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль, и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова - глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые.

Здесь каждый славен - мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит.

Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака.

Наверное, такие переклички (с листвой, с солнечным светом, со всем сияющим океаном жизни) составляют высший смысл искусства, чьё изначальное предназначение – воспевать красоту мира и хранить память об ушедшем.

И в самых глубоких, самых философских музыкальных произведениях этот смысл является снова и снова, подтверждая вечность всего, чем всегда жил и будет жить человек: его любви, его пути, его судьбы.

Вопросы и задания:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Свиридов. Метель. Тройка. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Мифологическое сознание славян не исключало, что при особых обстоятельствах возможно свидание человека со своей Долей или Недолей. Сойдясь с ними лицом к лицу, счастливый молодец найдет слова, чтобы устыдить нерадивую Долю, отыщет способ перехитрить Недолю.

В группе слов, связанных с понятием родства и рождения: род, народ, родня, родина, рождать, природа, урожай присутствует общий корень род. Кроме названной группы слов, существует слово с таким же корнем, обозначающее воду, водный источник, – родник. Род предстает перед нами как всеобъемлющее божество. Рожаниц же сопоставляли с античными мойрами. Это божества, содействующие родам, покровительствующие младенцам и управляющие человеческой судьбой. Рожаницы − духи-девы (две или три) являются сразу же после рождения младенца и предназначают ему судьбу, счастливую или несчастливую. Старшая из них произносит слово Судьбы. Другая – меряет нить жизни, третья – ее отрезает. Считается, что роженицы дают новорожденному долю (меру), часть, участь в жизни, отмеривают талан. Этот акт принимается как приговор, который они изрекают (рок), как их суд и ряд, судьба.

Итак, как и другие этносы, славяне считали, что вся жизнь человека зависит от небесных мифологических прях, которые прядут нить жизни (мойры, парки, феи, норны и др.). Такими небесными пряхами на Руси были рожаницы, а также судички, суженицы, орисницы, вилы. Это три сестры, являющиеся устроительницами судеб младенцев. Примеров предопределенности судьбы в русских сказках достаточно, чтобы закрепилась в языке пословица: от судьбы не уйдешь. Число дев судьбы у славян обычно совпадает с тремя переломными моментами человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть, в метафорическом переосмыслении древних – с утром, полуднем и вечером – закатом жизни. Подарки, которые делались новорожденным к именинам, становились одним из средств определения судьбы. Также существовало понятие о телесной оболочке, в которую одевают душу, это – не что иное, как физическая ипостась, в которой живет душа. Ткачихи прядут телесную оболочку человека, затем одевают душу. Будет ли человек счастлив, зависит от ткачих, от того, насколько хорошо они пряли оболочку, не отвлекались ли во время работы. У разных народов существуют поверья о счастливой жизненной сорочке, в которой рождается ребенок. Это сорочка связывает ребенка с духом-покровителем, ангелом, гением. Таким образом, с верой в Рода и рожаниц соединились идеи судьбы и предопределения. Судьба, согласно традиционным воззрениям, записана: на роду, на небе, в книге, в свитке.

Понятие судьбы отражается в фольклоре и литературных произведениях. В художественном творчестве используются мифологические представления, которые преобразуются авторами. С течением времени основные мифологические представления, к числу которых можно отнести понятие судьбы, изменяются, заимствованные темы и сюжеты трансформируются под влиянием различных культур.

Количество литературоведческих работ о категории судьба и её воплощении в художественной литературе весьма малочисленно. Чаще данный феномен анализировался с точки зрения философии, психологии, психологии, культурологии.

К теме судьбы обращались авторы древнерусских произведений, особенно актуальной она была в XVIII веке. Писатели XIX–XX вв. явно или скрыто затрагивали данную тему. На рубеже веков тема судьбы становится одной из главных, не теряет она свою актуальность и на современном этапе развития литературы.

Особенное место тема судьбы и рока занимает в творчестве В.А. Жуковского. Лирический герой не сопротивляется своей судьбе, а принимает ее. На примере Людмилы в одноименной балладе автор показывает, что всякое сопротивление человека уготованной ему судьбе бесполезно и бессмысленно.

В “Станционном смотрителе” Дуня не менее легкомысленно откликнулась на призыв судьбы, сев в коляску с проезжим гусаром, за что судьба ее и наградила. Отец Дуни сурово наказан за отсутствие “благородной и бескорыстной души”, за ослепление, за эксплуатацию дочери, за упорство против судьбы, за желание ей смерти. Для тех, кто слепо повиновался дуновению судьбы, каким бы ветреным оно ни казалось, судьба сама устраняла препятствия и устраивала счастье на могиле третьего. В “Повестях Белкина” Эрос неизменно торжествовал над Танатосом. Но счастье героям все-таки досталось не даром. На пути к нему баловни судьбы прикоснулись к “тайне гроба” (эквивалент “видения гробового” в “Маленьких трагедиях”), хотя самой тайны так и не отведали.

Пародийный цикл “Повестей Белкина” завершается пятью счастливыми, “игрушечными” (Ахматова) развязками: судьба-фортуна, минуя могилу, ведет своих любимцев к конечному счастью. Драматический же цикл “Маленьких трагедий” завершается четырьмя катастрофами. Объяснить это можно опять-таки отношением героев к судьбе.

Ответ

Доминантовое трезвучие ми мажора - ? субдоминантовый квартсекстаккорд ре мажора - ? доминантовый секстаккорд в фа-диез гармоническом миноре - ?

Иконка предмета

Составь собственную программу номерного концерта включающую выступления современных артистов, объясни свой подход.

Иконка предмета

Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? кто из композиторов писал произведения для таких составов? ​

Иконка предмета

Иконка предмета

От звука fis построить и спеть : м6 вверх, м7вниз, ум7 вверх, (разрешить ум 5/3, разрешить на 7 ступеней мажора)​

Иконка предмета

Построить интервалы в тональности ми бемоль мажор : ч.5 (1) м.7 (v||) м.6 (v||) ум.5 (v||)-> б.3 (1)​

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

1)какие произведения относятся к вокальному, инструментальному, вокально-инструментальному жанрам? 2) как вы понимаете понятие камерная музыка? примеры произведений ,которые принадлежат к камерно-вокальным жанрам? 3) охарактеризуйте в общих чертах особенности гимна как жанра вокально-инструментальной музыки!

Иконка предмета

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека. а) верно б) неверно назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины: а) б) рожок в) гусли

Читайте также: