Конспект урока педагогическая поэма макаренко

Обновлено: 05.07.2024

А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространённое мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя.

Сущностью методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Иоганн Генрих Песталоцци

Основные даты жизни и деятельности.

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе,выдающийся швейцарский педагог-демократ,

1769- 1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности.

1775 -1780 - создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Он организовал "Учреждение для бедных", в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею - соединить обучение и труд, но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные работы:

1781- 1787 - "Лингард и Гертруда".

1801 - "Как Гертруда учит своих детей".

1826 - "Лебединая песня".

Педагогические идеи:

Всестороннее гармоничное развитие- это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальноеэлементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическоеэлементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками".

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует "в совокупности на сердце, ум и руку".

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению "внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. "Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить", — пишет Песталоцци в "Лебединой песне".

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь". Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его".

Методы обучения. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом".

"Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы", - утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника" - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: "Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента".

Пирогов Николай Иванович

Русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Тайный советник.

Николай Иванович переезжает в Тарту, где поступает в Юрьевский университет. Отучившись, защищает докторскую диссертацию. Тема диссертации – перевязка брюшной аорты. Именно благодаря его исследованиям, в медицине впервые появились сведения о точном расположении брюшной аорты, об особенностях кровообращения в ней.

Николай Пирогов был первым врачом, который настаивал на широком использовании антисептиков. Он считал, что эти препараты незаменимы, особенно в хирургии. Многое делал для развития медицины в Российской Империи. Медик полностью отдавал себя науке и обществу. Не прошли мимо него и войны, в которых Россия участвовала при его жизни. Так Пирогов побывал на Крымской Войне, кавказской и русско-турецкой. За годы военно-полевой медицинской практики им были придуманы различные эффективные способы эвакуации раненых с поля боя, а так же их последующего лечения.

Николай Иванович был крупнейшим исследователем свойств эфирного наркоза. Благодаря нему наркоз нашел широкое применение в стационарах и в военно-полевых условиях.

Он разработал методы ухода за ранеными, открыл ряд мероприятий по предотвращению развития гниения тела. Николаем Ивановичем были усовершенствованы гипсовые повязки. Многие открытия и инновации Пирогова актуальны и сегодня.

Умер Николай Иванович Пирогов в 1881 году в селе Вишня (ныне — часть города Винницы) от рака верхней челюсти.

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения швейцарского происхождения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал "возврат к природе" и призывал к установлению полного социального равенства.

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744).

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.


Содержимое разработки

Что же позволило Антону Семёновичу получить блестящие результаты в деле воспитания совсем, казалось бы, пропащих подростков? Уроки и беседы? Нравоучительные лекции? Нет! Только совместная работа, интересное и настоящее дело!

Три года работы колонии , и вот она уже признана образцовым воспитательным учреждением. И тут Макаренко понимает, что в его деле не может быть остановки, колония должна развиваться, намечать новые планы, осваивать новые виды деятельности.

Основываясь на результатах своей деятельности, Макаренко разрабатывает педагогическую систему, определяя основные цели и принципы воспитания. Идеи демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины красной нитью проходят через все педагогические взгляды Антона Семёновича.

Современная действительность не только не отходит от идей Макаренко, а, напротив, подчёркивает их актуальность и практическую ценность.

Введение новых стандартов образования, ориентированных на приобретение знаний, умений и навыков через осуществление активной практической деятельности, подтверждает правоту идей гениального педагога.

Основной отличительной особенностью этой модели образования является взаимообучение и коллективная творческая деятельность.

Идя в ногу со временем, Михаил Петрович поощряет в лицее проведение учениками самостоятельных научных исследований, проектную деятельность, что безусловно способствует формированию целостного восприятия мира.

Всё это позволяет нам сделать вывод о том, что по-настоящему гениальные педагогические теории и находки выдающихся личностей не теряют своей актуальности и ценности.

1. Í.À.Êîíñòàíòèíîâ, Å.Í.Ìåäûíñêèé, Ì.Ô.Øàáàåâà, "Èñòîðèÿ ïåäàãîãèêè"
"Ïðîñâåùåíèå", Ìîñêâà, 1982 ã. ;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А.С.Макаренко - выдающийся советский педагог и писатель XX века и его «Педаго.

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.С.Макаренко - выдающийся советский педагог и писатель XX века и его «Педаго.

Антон Семенович Макаренко -талантливый педагог-новатор, один из создателей с.

Антон Семенович Макаренко -талантливый педагог-новатор, один из создателей стройной системы воспитания подрастающего поколения. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей –правонарушителей в трудовой колонии. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе. 1888—1939

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Родился 13 марта 1888 года в Харьковской.

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Родился 13 марта 1888 года в Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1904 г. окончил четырёхклассное училище и в 1905 году - одногодичные педагогические курсы. Работал учителем в железнодорожном училище. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью. В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолет.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. В обеих колониях на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко «. Восп.

Уважение к личности ребенка - основа новаторской педагогической деятельности.

«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым.

 Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через коллектив.

Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через коллектив.

Игра для ребенка имеет такое же значение, как для взрослого «деятельность, р.

«Истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нр.

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни А.С. Макаренко опередил в своем творчес.

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система.

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры.

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации правонарушителей.

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в дв.

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был.

«Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, —.

«Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение з.

«Самое главное. надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и.

«Если есть забота о жизни и счастье другого, - такие отношения будут всегда п.

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой о.

«. наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастлива.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но.

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное п.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 104 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.09.2018 3740
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Альбина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал о жизни А.С.Макаренко и его педагогической деятельности, принципы воспитательной системы. Можно использовать в работе со старшими учениками и их родителями.

А.С.Макаренко - выдающийся советский педагог и писатель XX века

имени Максима Горького

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Р одился 13 марта 1888 года в Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1904 г. окончил четырёхклассное училище и в 1905 году - одногодичные педагогические курсы. Р аботал учителем в железнодорожном училище. В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью. В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

Р одился 13 марта 1888 года в Харьковской губернии в семье рабочего — маляра вагонных железнодорожных мастерских.

В 1904 г. окончил четырёхклассное училище и в 1905 году - одногодичные педагогические курсы.

Р аботал учителем в железнодорожном училище.

В 1917 г. окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью.

В 1917—1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

 В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. В обеих колониях на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. В обеих колониях на практике применял разработанную им педагогическую систему. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через коллектив.

Личность ребенка воспитывается в детском коллективе и через коллектив.

В игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.

В семье дети получают первоначальное воспитание.

Семья влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка.

В нем Макаренко выразил

свой педагогический опыт и

педагогические взгляды.

События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор.

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники.

И…. формирование коллектива.

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система.

Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

  • А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными.
  • Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система.

Антон Семенович создал основу системного использования искусства, культуры, эстетики в ресоциализации правонарушителей.

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.

Читайте также: