Традиции и обычаи русского народа конспект урока 6 класс
Обновлено: 04.07.2024
Урок разработан на основании требований обновления программ среднего образования Республики Казахстан. Задания направлены на формирование устных и письменных умений и навыков учащихся. Использованы современные технологии ИКТ, "Развитие критического мышления", "Работа с одаренными детьми". В конце урока предложена рефлексия "3 М" (3 Момента), которая позволяет учащимся оценить свою работу на уроке и предложить путь совершенствования своей учебной практики.
Содержимое разработки
Краткосрочный план урока
Раздел долгосрочного плана: “Обычаи и традиции народов мира”
Школа : МШЛ № 3
Дата : 12.10.2017
ФИО учителя: Тимченко М.А.
Класс : 7 класс
Количество присутствующих :
отсутствующих :
Тема урока № 20
“ Обычаи и традиции русского народа”
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
Учащиеся должны уметь:
7Л.1.1— понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
— пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование, описание и рассуждение) с изменением лица;
— понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию;
— использовать разные виды чтения, в том числе поисковое;
— формулировать различные вопросы на основе выводов и заключений;
— излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов-повествований, текстов-описаний и текстов-рассуждений; — правильно писать сложные слова.
— использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях.
Все учащиеся будут:
Знать стилистические особенности публицистического и художественного стилей речи. Уметь определять основную мысль; участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения; стилистические особенности художественного и публицистического стилей речи; создавать тексты —публицистического и официально-делового стилей (дневник, письма: приглашения, информационные листы и др.) с учетом целевой аудитории, выражая собственное мнение. Использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением.
Многие учащиеся будут:
Знать определение понятий “обычай”, “традиция”, особенности жанров дневниковые записи, дружеское приглашение.
Уметь налаживать логические связи с помощью текстов разных типов между понятиями “человек” — “культура” — “обычай”, “традиция”; писать приглашения, используя обращения. Использовать знания о стилистических особенностях публицистического стиля речи при написании текста.
Некоторые учащиеся будут:
Использовать полученные знания для анализа, описания, аргументации, подведения итогов в разных сферах жизнедеятельности.
Умение работать в группе, умение устно и письменно отвечать на вопросы.
Воспитание интереса к истории и традициям русского народа.
Межпредметные
Всемирная история, фольклор
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Деятельность учащихся
Начало урока
Приветствие.
Психологический настрой.
- Предлагаю настроиться на продуктивную работу, перед вами незаконченное четверостишье (Слайд 1) , прочитайте, подумайте, какими словами можно закончить каждую строку?
-Что у вас получилось? (Слайд 2) Правильно!
Пусть станет невозможное - возможным!
Пусть станет ближе всё, что далеко!
И пусть всё то, что кажется, так сложно,
Решается красиво и легко!
Пост из Интернета
История и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.
Н.А.Назарбаев. Взгляд в будущее
(Слайд 3) Как вы понимаете эти слова?
4. Записывают в тетрадь число, классная работа, предложение. Задание: объяснить постановку запятой.
Дескрипторы: 1. Умеют объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. 2. Знают о простых предложениях, осложненных обособленным определением. ФО. Похвала учителя.
Предлагают свои варианты, как можно закончить каждую строку.
Конечный вариант проговаривают хором.
Записывают и объясняют постановку запятой.
Актуализация
5.Упражнение 139 А.
Основная задача, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию.
Проблемный вопрос: Что объединяет все три текста?
Традиции и обычаи русского народа. (Слайд 4)
6. Определение темы урока.
1) Как вы думаете с чем мы сегодня познакомимся?
3) Какие цели поставим перед собой?
Задание: письменно ответить на вопрос, что значит праздновать с большим размахом? Подобрать синонимы к словам передышка, суматоха. Прежде чем записать обсудите в парах.
Выражение праздновать с большим размахом “не считаясь с затратами, на широкую ногу, широко, хлебосольно”.
Синонимы: передышка — остановка, отдых, пауза, перерыв; суматоха — хлопоты, суета.
Дескрипторы: аргументировано отвечают на вопросы, подбирают синонимы.
ФО. Три хлопка.
А теперь предлагаю посмотреть видеоролик и используя знакомый нам приём «Бортовой журнал , сделать записи.
Прием “Бортовой журнал”. (Слайд 5)
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Дескрипторы: умеют выделять известную и неизвестную информацию; презентовать информацию.
8. Презентация результатов. Обсудить в группах, дополнить записи.
ФО: Мы, ребята, ничего, мы, ребята, во.
9. Работа в группах. Прием “Лексический органайзер”: ученики высказывают свои предположения: чему посвящен этот праздник, что происходит на нем, почему он так называется. После прочтения текста они сравнивают свои предположения с содержанием текста. По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью. (Слайд 6)
Сочельник — в ечер перед Рождеством. По правилам в этот день постились до первой звезды. И только после того как появлялась вечерняя заря, можно было садиться за стол. В сочельник были приняты походы в гости крестников к своим крестным отцам и матерями. Они несли им кутью и пироги. Крестные должны были в ответ угощать крестников и дарить им деньги. Сочельник представлял собой достаточно тихий и скромный праздник, уютный и семейный. (Слайд 7)
Творческое задание: написать приглашение на праздник (другу, крестной, бабушке/дедушке)
Дескрипторы: умеют рассуждать, аргументировать.
ФО. Светофор Взаимооценивание. У кого было самое неожиданное объяснение? У кого самое точное?
Перед Вами представлена одна из форм внеклассной работы. В данной работе дается описание классного часа, а также представлена сама разработка классного часа. Тематика классного часа заинтересует детей, вызовет желание более глубже изучить традиции и обычаи русского народа. Сам урок носит не только воспитательный характер, но развивающий и обучающий.
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)
Также вас может заинтересовать
Войти на сайт
Войти через социальную сеть
Свидетельство участника образовательного сообщества
Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель: О пределить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.
-вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству.
- получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского народа
- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;
- осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время.
Ребята в русских народных костюмах в ходят в класс под музыку, кланяются друг другу и садятся на свои места.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости. Сегодня у нас будет урок этики, но не совсем обыкновенный. Сегодня мы с вами поговорим об обычаях и традициях русского народа. Кто знает, что такое традиция или что такое обычай? Традиция – это существующий очень долгое время набор привычек, обычаев, правил, которым следуют люди в жизни. Например, когда вы входите в помещение, вы здороваетесь со всеми людьми, которые есть в помещении, или только с теми, кто вам знаком? А вас удивляет, что вы делаете это именно так, а не иначе? А что делают мальчики, если они вошли в помещение в шапках? А девочки шапочки снимают? Вот, это всё и есть традиция. А что такое обычай? А обычай – это такое правило, к которому все привыкли, потому что уж очень давно заведено это правило. Кто помнит, на какой праздник мы обязательно наряжаем ёлку? Вот, поставить дома красивую ёлочку на Новый год, это и есть обычай. А хотите, мы совершим небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать, какие обычаи были у русских людей в старину? Тогда начнём с того, как на Руси встречали гостей. Давайте попросим наших гостей зайти в класс так, словно всё происходит в старину.
Приглашаются ребята с караваем.
ВЕДУЩАЯ. Вещи, которыми люди пользуются каждый день, называются утварью. А что из старинной русской утвари вы знаете? Рассмотрите, что стоит на столе (рассказ ребёнка о самоваре, о корзинке, хохлома, глиняный кувшин(молоко, напитки из мёда) (Показываете что есть, рассказываете понемногу. Хорошо, чтобы показывали ребята, они же и рассказывали.)
Самовары на Руси изначально выглядели иначе. Раньше в самоварах не кипятили воду, а он предназначался для приготовления супов и каш.
Позже стали кипятить воду и заваривать чай. Самая вкусная вода была именно из самовара. Как вы думаете почему?
2 ученик: Плели из гибкого материала, из свежей коры, легко гнущихся веток, травы, соломы. Считается, что плести человек научился раньше, чем ткать и лепить из глины посуду. Плели самые разнообразные вещи от обычных корзинок до одежды, по примеру заграницы, стали плести мебель, сани, кибитки. Из коры плели обувь - лапти, но могли плести даже сапоги и одежду целиком. Вообще-то плести умели везде, но были и особые мастера - петельщики, корзинщики. Вот и я сплина корзиночку на уроке труда из бумаги.
В Московской области (современной) особенно плетением занимались крестьяне современного Одинцовского района. Названия Малых и Больших Вязём даны как раз по вязёмам - людям, занимающимся вязанием - плетением. Известная Петелинка с её курами как раз названа по слову петельщик, то есть, занимающийся плетением
3 ученик: Глиняные горшки в традиционном крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Поданная в глиняной посуде пища лучше усваивается организмом и быстрее восстанавливает силы, а приготовленная в глиняных горшочках, она не только очень вкусна, но и чрезвычайно полезна, Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, в результате овощи остаются сочными Прохладительный напиток, оставленный в глиняном кувшине, останется холодным даже на солнце, а чай или кофе будет тёплыми в течение нескольких часов. В кувшинах хранили молоко и молочные продукты
Молоко в такой посуде можно было хранить трое-четверо суток. А варенья и соленья даже без крышки не заплесневеет
О ложках: расписными ложками не ели, их держали для красоты, для богатого подарка. Да и деревянная расписная посуда была очень дорога: роспись делалась по серебряной или оловянной грунтовке, а это стоило дорого. Расписная деревянная посуда выставлялась на царский стол. В крестьянстве – только как украшение и очень редко. Ели белыми, не расписанными ложками, зато нередко с резным узором. С такой ложки едой не обожжёшься. Ложки умели вырезать в любом крестьянском доме, хотя были и мастера – ложечники. А кого называли ложкарями? Тех, кто умел играть на ложках. Хотите, сыграем?
После игры . Посиделки. Ребята на посиделках ведут рассказ об обрядах.
А моя сестра, летом вышла замуж. Я был на венчание. Венчание - очень красивый , трогательный обряд. Сначала, до венчания, приходили к нам сваты. Родители дали согласие. А потом моей сестре и жениху связали руки полотенцем (или платком) (показывает вот так) и трижды водили их по кругу двора.
А мы недавно крестили младенца.
Скоро каляда!. Пойдём колядовать!
Это когда молодёжь: парни и девушки собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам. Переходя из одного дома к другому, под окнами или в избах поют песни в честь праздника. А хозяева в награду давали угощения или деньги.
А я люблю - масленицу. Это время блинов и оладушек. На масленице сжигают чучело. Люблю пляски, хороводы.
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки. Но не для того, чтобы обидеть кого-то, а для того, чтобы повеселиться. А вы знаете дразнилки?
(Дети выходят в зал, делятся на две группы и по очереди выкрикивают дразнилки)
Маринка – корзинка прыгала, скакала,
Андрей - воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из – под палочек.
А у Васи на носу ели кошки колбасу.
Наташка – Пышка на улицу вышла
На камушек села, яблоко съела.
Сиди дома, не гуляй.
В балалаечку играй.
Ваши вороны к верху пузом летят.
А ваши, разини, задравши головы глядят.
А кто знает, в какую одежду одевались в старину русские люди? Кто покажет нам свои костюмы?
Когда учитель ведёт разговор о костюмах, ребята выходят показывают свои костюмы, кланяются всем и садятся на места
Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.
Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Цели и задачи мероприятия: Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК. Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.
Классный час Праздники и обычаи русского народа.doc
Читайте также: