Традиции и обычаи русского народа конспект урока 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок разработан на основании требований обновления программ среднего образования Республики Казахстан. Задания направлены на формирование устных и письменных умений и навыков учащихся. Использованы современные технологии ИКТ, "Развитие критического мышления", "Работа с одаренными детьми". В конце урока предложена рефлексия "3 М" (3 Момента), которая позволяет учащимся оценить свою работу на уроке и предложить путь совершенствования своей учебной практики.

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана: “Обычаи и традиции народов мира”

Школа : МШЛ № 3

Дата : 12.10.2017

ФИО учителя: Тимченко М.А.

Класс : 7 класс

Количество присутствующих :

отсутствующих :

Тема урока № 20

“ Обычаи и традиции русского народа”

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Учащиеся должны уметь:

7Л.1.1— понимать основное содержание текста, извлекая глав­ную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

— пересказывать подробно, кратко, выборочно содержа­ние текстов (повествование, описание и рассуждение) с измене­нием лица;

— понимать основную информацию сплошных и не­сплошных текстов, извлекая главную и второстепенную инфор­мацию;

— использовать разные виды чтения, в том числе поис­ковое;

— формулировать различные вопросы на основе выводов и заключений;

— излагать подробно, кратко, выборочно содержание текстов-повествований, текстов-описаний и текстов-рассужде­ний; — правильно писать сложные слова.

— использовать знаки препинания в простых, осложнен­ных обособленным определением и обстоятельством предложениях.

Все учащиеся будут:

Знать стилистические особенности публицистического и художе­ственного стилей речи. Уметь определять основную мысль; участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения; стилистические особенности художественного и публицистического стилей речи; создавать тексты —публицистического и офици­ально-делового стилей (дневник, письма: приглашения, информационные листы и др.) с учетом целевой аудитории, выражая собственное мнение. Использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением.

Многие учащиеся будут:

Знать определение понятий “обычай”, “традиция”, особенности жанров дневниковые записи, дружеское приглашение.

Уметь налаживать логические связи с помощью текстов разных типов между понятиями “человек” — “культура” — “обычай”, “традиция”; писать приглашения, используя обращения. Использовать знания о стилистических особенностях публици­стического стиля речи при написании текста.

Некоторые учащиеся будут:

Использовать полученные знания для анализа, описания, аргумен­тации, подведения итогов в разных сферах жизнедеятельности.

Умение работать в группе, умение устно и письменно отвечать на вопросы.

Воспитание интереса к истории и традициям русского народа.

Межпредметные

Всемирная история, фольклор

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Деятельность учащихся

Начало урока

Приветствие.

Психологический настрой.

- Предлагаю настроиться на продуктивную работу, перед вами незаконченное четверостишье (Слайд 1) , прочитайте, подумайте, какими словами можно закончить каждую строку?

-Что у вас получилось? (Слайд 2) Правильно!

Пусть станет невозможное - возможным!

Пусть станет ближе всё, что далеко!

И пусть всё то, что кажется, так сложно,

Решается красиво и легко!

Пост из Интернета

История и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Н.А.Назарбаев. Взгляд в будущее

(Слайд 3) Как вы понимаете эти слова?

4. Записывают в тетрадь число, классная работа, предложение. Задание: объяснить постановку запятой.

Дескрипторы: 1. Умеют объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. 2. Знают о простых предложениях, осложнен­ных обособленным определением. ФО. Похвала учителя.

Предлагают свои варианты, как можно закончить каждую строку.

Конечный вариант проговаривают хором.

Записывают и объясняют постановку запятой.

Актуализация

5.Упражнение 139 А.

Основная задача, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию.

Проблемный вопрос: Что объединяет все три текста?

Традиции и обычаи русского народа. (Слайд 4)

6. Определение темы урока.

1) Как вы думаете с чем мы сегодня познакомимся?

3) Какие цели поставим перед собой?

Задание: письменно ответить на вопрос, что значит праздновать с большим размахом? Подобрать синонимы к словам передышка, суматоха. Прежде чем записать обсудите в парах.

Выражение праздновать с большим раз­махом “не считаясь с затратами, на широкую ногу, широко, хлебосольно”.

Синонимы: передышкаостановка, отдых, пауза, перерыв; суматохахлопоты, суета.

Дескрипторы: аргументировано отвечают на вопросы, подбирают синонимы.

ФО. Три хлопка.

А теперь предлагаю посмотреть видеоролик и используя знакомый нам приём «Бортовой журнал , сделать записи.

Прием “Бортовой журнал”. (Слайд 5)

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Дескрипторы: умеют выделять известную и неизвестную информацию; презентовать информацию.

8. Презентация результатов. Обсудить в группах, дополнить записи.

ФО: Мы, ребята, ничего, мы, ребята, во.

9. Работа в группах. Прием “Лексический органайзер”: ученики высказы­вают свои предположения: чему посвящен этот праздник, что происходит на нем, почему он так называется. После прочтения текста они сравнивают свои предположения с содержанием текста. По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью. (Слайд 6)

Сочельник — в ечер перед Рождеством. По правилам в этот день постились до первой звезды. И только после того как появлялась вечерняя заря, можно было садиться за стол. В сочельник были приняты походы в гости крестников к своим крестным отцам и матерями. Они несли им кутью и пироги. Крестные должны были в ответ угощать крестников и дарить им деньги. Сочельник представлял собой достаточно тихий и скромный праздник, уютный и семейный. (Слайд 7)

Творческое задание: написать приглашение на праздник (другу, крестной, бабушке/дедушке)

Дескрипторы: умеют рассуждать, аргументировать.

ФО. Светофор Взаимооценивание. У кого было самое неожиданное объяснение? У кого самое точное?

Перед Вами представлена одна из форм внеклассной работы. В данной работе дается описание классного часа, а также представлена сама разработка классного часа. Тематика классного часа заинтересует детей, вызовет желание более глубже изучить традиции и обычаи русского народа. Сам урок носит не только воспитательный характер, но развивающий и обучающий.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: О пределить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

-вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству.

- получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского народа

- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

- осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время.

Ребята в русских народных костюмах в ходят в класс под музыку, кланяются друг другу и садятся на свои места.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости. Сегодня у нас будет урок этики, но не совсем обыкновенный. Сегодня мы с вами поговорим об обычаях и традициях русского народа. Кто знает, что такое традиция или что такое обычай? Традиция – это существующий очень долгое время набор привычек, обычаев, правил, которым следуют люди в жизни. Например, когда вы входите в помещение, вы здороваетесь со всеми людьми, которые есть в помещении, или только с теми, кто вам знаком? А вас удивляет, что вы делаете это именно так, а не иначе? А что делают мальчики, если они вошли в помещение в шапках? А девочки шапочки снимают? Вот, это всё и есть традиция. А что такое обычай? А обычай – это такое правило, к которому все привыкли, потому что уж очень давно заведено это правило. Кто помнит, на какой праздник мы обязательно наряжаем ёлку? Вот, поставить дома красивую ёлочку на Новый год, это и есть обычай. А хотите, мы совершим небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать, какие обычаи были у русских людей в старину? Тогда начнём с того, как на Руси встречали гостей. Давайте попросим наших гостей зайти в класс так, словно всё происходит в старину.

Приглашаются ребята с караваем.

ВЕДУЩАЯ. Вещи, которыми люди пользуются каждый день, называются утварью. А что из старинной русской утвари вы знаете? Рассмотрите, что стоит на столе (рассказ ребёнка о самоваре, о корзинке, хохлома, глиняный кувшин(молоко, напитки из мёда) (Показываете что есть, рассказываете понемногу. Хорошо, чтобы показывали ребята, они же и рассказывали.)

Самовары на Руси изначально выглядели иначе. Раньше в самоварах не кипятили воду, а он предназначался для приготовления супов и каш.
Позже стали кипятить воду и заваривать чай. Самая вкусная вода была именно из самовара. Как вы думаете почему?

2 ученик: Плели из гибкого материала, из свежей коры, легко гнущихся веток, травы, соломы. Считается, что плести человек научился раньше, чем ткать и лепить из глины посуду. Плели самые разнообразные вещи от обычных корзинок до одежды, по примеру заграницы, стали плести мебель, сани, кибитки. Из коры плели обувь - лапти, но могли плести даже сапоги и одежду целиком. Вообще-то плести умели везде, но были и особые мастера - петельщики, корзинщики. Вот и я сплина корзиночку на уроке труда из бумаги.

В Московской области (современной) особенно плетением занимались крестьяне современного Одинцовского района. Названия Малых и Больших Вязём даны как раз по вязёмам - людям, занимающимся вязанием - плетением. Известная Петелинка с её курами как раз названа по слову петельщик, то есть, занимающийся плетением

3 ученик: Глиняные горшки в традиционном крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Поданная в глиняной посуде пища лучше усваивается организмом и быстрее восстанавливает силы, а приготовленная в глиняных горшочках, она не только очень вкусна, но и чрезвычайно полезна, Толстые стенки посуды нагреваются медленно и равномерно. Пища в ней не варится, а томится, в результате овощи остаются сочными Прохладительный напиток, оставленный в глиняном кувшине, останется холодным даже на солнце, а чай или кофе будет тёплыми в течение нескольких часов. В кувшинах хранили молоко и молочные продукты

Молоко в такой посуде можно было хранить трое-четверо суток. А варенья и соленья даже без крышки не заплесневеет

О ложках: расписными ложками не ели, их держали для красоты, для богатого подарка. Да и деревянная расписная посуда была очень дорога: роспись делалась по серебряной или оловянной грунтовке, а это стоило дорого. Расписная деревянная посуда выставлялась на царский стол. В крестьянстве – только как украшение и очень редко. Ели белыми, не расписанными ложками, зато нередко с резным узором. С такой ложки едой не обожжёшься. Ложки умели вырезать в любом крестьянском доме, хотя были и мастера – ложечники. А кого называли ложкарями? Тех, кто умел играть на ложках. Хотите, сыграем?

После игры . Посиделки. Ребята на посиделках ведут рассказ об обрядах.

А моя сестра, летом вышла замуж. Я был на венчание. Венчание - очень красивый , трогательный обряд. Сначала, до венчания, приходили к нам сваты. Родители дали согласие. А потом моей сестре и жениху связали руки полотенцем (или платком) (показывает вот так) и трижды водили их по кругу двора.

А мы недавно крестили младенца.

Скоро каляда!. Пойдём колядовать!

Это когда молодёжь: парни и девушки собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам. Переходя из одного дома к другому, под окнами или в избах поют песни в честь праздника. А хозяева в награду давали угощения или деньги.

А я люблю - масленицу. Это время блинов и оладушек. На масленице сжигают чучело. Люблю пляски, хороводы.

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки. Но не для того, чтобы обидеть кого-то, а для того, чтобы повеселиться. А вы знаете дразнилки?

(Дети выходят в зал, делятся на две группы и по очереди выкрикивают дразнилки)

Маринка – корзинка прыгала, скакала,

Андрей - воробей, не гоняй голубей.

Гоняй галочек из – под палочек.

А у Васи на носу ели кошки колбасу.

Наташка – Пышка на улицу вышла

На камушек села, яблоко съела.

Сиди дома, не гуляй.

В балалаечку играй.

Ваши вороны к верху пузом летят.

А ваши, разини, задравши головы глядят.

А кто знает, в какую одежду одевались в старину русские люди? Кто покажет нам свои костюмы?

Когда учитель ведёт разговор о костюмах, ребята выходят показывают свои костюмы, кланяются всем и садятся на места

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели и задачи мероприятия: Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК. Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.

Классный час Праздники и обычаи русского народа.doc

Читайте также: