Конспект урока размножение рыб

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аттестуемый педагог: Сидорова Наталья Андреевна

Место работы: МБОУ СОШ с.Ермолкино

Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида;

Образовательные:

- сформировать знания об особенностях размножения и развития рыб;

- раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации

- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе

- формировать научное мировоззрение.

- словесный: объяснительная беседа, рассказ;

- самостоятельная работа, работа в парах

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка целей и задач

4. Изучение нового материала

5. Закрепление знаний

6. Домашнее задание

1.Организация класса

2.Актуализация знаний (вводная беседа)

Сегодня вы сами определите тему урока на основе моего рассказа. Среди наших пресноводных рыб самой удивительной является речной угорь – рыба, широко распространённая в реках Западной Европы, в реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь более похож на змею. (Слайд №1). У него сильно вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1,5 м (самцы мельче), причём вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времён рыбаки, а за ними и учёные обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне развития знаний своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются их дождевых червей, в свою очередь появляющихся путём самозарождения. Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже XIX и XX веков загадка была разрешена.

Ребята, что узнали учёные и какова тема сегодняшнего урока?

Запишите число и тему урока.

-Ребята, что такое размножение?

(Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.)

-Какое значение имеет размножение в жизни животных?

(Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.)

Установление логической связи между уроками, объявление цели урока.

-Сегодня мы изучим процесс, который обеспечивает существование целого вида, в то время как изученные нами ранее процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, выделение, кровообращение) обеспечивали существование лишь одной особи.

3. Постановка целей и задач

4. Изучение нового материала

1) Органы размножения рыб.

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

-Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

- Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов.

- Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием перед анальным плавником. Размножение у рыб половое. Самки вымётывают икринки в воду (Слайд №5-6), самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Оплодотворение у рыб наружное, происходит в воде. (Слайд №7)

2) Особенности развития рыб.

Оплодотворённая икринка начинает делиться. (Слайд №8) Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. (Слайд №9-10) Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. (Слайд № 11-12)Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь (Слайд №13). Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Заполни пропуски (Слайд № 14)

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Проверка

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу? Используя влажные препараты для работы в группах, запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради.

Запишем стадии развития рыбы в виде схемы. (Слайд № 15)

Стадии развития рыб:

несколько несколько

в воде суток месяцев

Яйцеклетка + сперматозоид → зародыш → личинка без → малёк → взрослая особь

плавников

- Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего?

(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст, Приложение 1). (Ответ учащегося: в питании.)

Физминутка. Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде, то сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

3) Миграции. Проходные рыбы.

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. (Слайд №16) Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения) (Слайд№17)

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососёвые), а другие, наоборот, уходят из рек в море (речной угорь) – это так называемые проходные рыбы.

Запишите в тетрадь: нерест – это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением.

На Дальнем Востоке (показ по карте) во время нереста огромные косяки лососёвых рыб (кеты, горбуши) продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Сёмга нерестится в реке Печора, преодолевая из северных морей 1800 км.

В отличие от лососёвых, речной угорь во время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км (показ по карте).

-Так почему в местах, где обитает угорь, никогда не видели его икры и молодняка, и что узнали учёные на рубеже XIX и XX века?

Приплыв в благоприятные для развития потомства воды, рыбы приступают к размножению.

5) Забота о потомстве. Разнообразие форм заботы.

У разных видов рыб количество икринок различно: треска вымётывает до 10 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн.; морской конёк, трёхиглая колюшка – несколько десятков икринок (Слайд № 18)

-Отчего зависит число икринок у разных рыб? (Слайд №19)

Чаще всего рыбы вымётывают икру и не проявляют впоследствии заботу о потомстве. Какие рыбы не заботятся о потомстве? К таким рыбам относятся треска, щука, сазан, окунь. Малькам этих рыб не повезло. В большинстве случаев они погибают: поедаются хищниками, заражаются паразитами, погибают при неблагоприятных условиях. А вот малькам таких рыб, как трёхиглая колюшка и тиляпия, повезло больше, т.к. о них заботятся.

Забота о потомстве у рыб

В течение многих миллионов лет вырабатывались у рыб самые удивительные способы заботы о потомстве. Одни рыбы выискивают и находят надежные места для метания икры, другие по-разному оберегают икру, а затем и молодь до полного перехода ее к самостоятельной жизни.

У самки пресноводной рыбки горчака ко времени размножения вырастает яйцеклад, вытягивающийся в длинную трубку. Горчак откладывает икру в мантийную полость пресноводных двустворчатых моллюсков. Внутри раковины безопасно. Тут на некоторое время и остаются мальки горчака.

Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия: она носит икру и молодь в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, выжидают. Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и. мальки тут же устремляются в убежище — рот матери.

Самое искусное гнездо строит обыкновенная трехиглая колюшка, обитающая в некоторых водоемах нашей страны. Устройством гнезда занимается самец. Оно имеет форму шаровидной муфточки и строится из частей водных растений, которые самец соединяет клейким веществом, выделяемым из железок кожи животного. Когда гнездо готово, самец загоняет в него одну за другой самок, которые поочередно заплывают в гнездо и откладывают там икринки по нескольку штук. Затем самки удаляются, а самец остается сторожить гнездо от других рыб, бросается на них и прогоняет, если они подплывают близко, а также освежает воду в гнезде, быстро двигая грудными плавниками.

(Слайд №20-24) Попробуйте разгадать, какая еще рыба заботится о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка;

Игла от года к году

Шьет неспеша – куда спешить?

Ведь море всё равно не сшить!

- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,

Не сплю даже минуту,

Зубами щелкаю в воде,

Ищу добычу тут я!

Акулы, аквариумные рыбки – гуппи. У этих рыб икринка не вымётывается в воду, а остаётся в яйцеводе. Зародыш развивается в брюшной полости самки.

-Сделайте вывод, от чего зависит форма заботы рыб о потомстве?

Форма заботы рыб о потомстве зависит от количества образуемой икры. Т.е. количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.

Большое количество икры является приспособлением рыб к жизни в воде, и способствует выживанию вида.

Учёные, которые занимаются изучением рыб, называются ихтиологами.

-Зачем необходимо изучать размножение рыб? Размножение рыб необходимо изучать, чтобы контролировать численность рыб, особенно промысловых и редких видов. Также развитие рыб помогает ответить на вопрос, как шло развитие жизни на Земле.

5.Закрепление. (Слайд №24-25)

Выберите букву, которая соответствует правильному ответу (самостоятельная работа) Я МОЛОДЕЦ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Размножение и развитие рыб". Предлагается дополнительный материал к уроку.

Размножение и развитие рыб

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития рыб.

Показать значение инстинкта в жизни рыб.

Повторить особенности строения и работы органов полости тела рыб.

Воспитывать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты.

Организационно – мотивационный этап

-Долгожданный дан звонок – начинается урок!

- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь.

- Пусть на протяжении всего урока эта улыбка придаст нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения!

Сегодня наш урок не совсем обычный, мы идём на рыбалку. Клёв зависит от прикормки и места ловли. Сейчас мы будем готовить прикормку, которая зависит от ваших знаний.

Проверка знаний.

Задание 1учащемуся у доски:

1. Из перечисленных органов рыб выписать органы:

а) кровеносной системы,

б) пищеварительной системы.

Жабры, желудок, глотка, желудочек сердца, аорта, пищевод, почки, ротовое отверстие, предсердие, кишечник, мочевой пузырь, вены, анальное отверстие, артерии, капилляры.

2. Найти ошибки в тексте:

Ненужные для организма жидкие продукты жизнедеятельности выделяются из (пищи, крови), когда она проходит по (кишечнику, капиллярам) через органы выделения – (почки, печень). Лентовидные красно-бурые почки находятся в полости тела (над, под) позвоночником. От почек отходят (две артерии, два мочеточника). По ним моча стекает в (плавательный, мочевой) пузырь, а из него удаляется наружу через особое отверстие позади анального.

Задание 2 учащемуся у доски:

1. Правильно расположите органы кровеносной и пищеварительной систем:

Жабры, желудок, глотка, желудочек сердца, аорта, пищевод, почки, ротовое отверстие, предсердие, кишечник, мочевой пузырь, вены, анальное отверстие, артерии, капилляры.

а) Желудочек сердца - аорта - артерии - капилляры - вены - предсердие-
желудочек сердца.

б) ротовое отверстие - глотка - пищевод - желудок - кишечник - анальное
отверстие.

2. Найти ошибки в тексте:

У большинства видов рыб под (жабрами, позвоночником) располагается плавательный пузырь, заполненный (водой, смесью газов), которая выделяется из кровеносных сосудов. При увеличении объема пузыря плотность тела рыбы становится (больше, меньше) и она легко всплывает к поверхности воды. При уменьшении объёма пузыря плотность тела (не изменяется, увеличивается) и рыба плывёт в глубину.

А поможет приготовить приманку . объяснив нам, какие особенности строения органов чувств, появились у рыб, что позволяют им не попасть к нам на крючок.

Изучение нового материала

Теперь дело за малым – поймать рыбу. Чтобы вытащить рыбу из водоёма, нужно изучить её некоторые особенности поведения.

Систематизация знаний. Просмотр видеофрагмента.

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные.

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно.

Во время размножения внешний вид рыб меняется.

Период размножения рыб, т.е. вымётывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест

Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция

Рыбы, совершающие миграции из морей в реки и наоборот называются проходными.

Из морей в реки – лосось, форель, колюшка, сельдь

Из рек в моря угорь, корюшка (их меньше)

Плодовитость рыб намного выше, чем у наземных позвоночных. Это приспособительное свойство к условиям существования. Количество икры, откладываемой разными видами, очень сильно варьирует - от нескольких штук у полярной акулы до 200 млн. у морской щуки и 300 млн. у рыбы-луны, лососевые вымётывают от 2 до 14 тыс. икринок.

Наиболее плодовиты рыбы, откладывающие пелагическую и донную икру (пелагическая икра плавает на поверхности воды - например икра трески и кильки, затем следуют рыбы, икра которых развивается приклеенной к растениям. У рыб, прячущих свою икру, плодовитость невелика.

Вывод: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.

Закрепление. Выполнение теста. Взаимопроверка. Ответы на доске.

Домашнее задание § 32

Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Вы довольны нашим уловом?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Продолжите предложение: рыбы – удивительные создания природы, потому что …

В возрасте 7-8 лет угри, покидая реки, идут вдоль побережья Европы на запад, в Атлантический океан, и доходят до Саргассова моря, чтобы отложить там икру и погибнуть. Саргассово море знаменательно и интересно тем, что оно не имеет берегов. Роль их выполняют окружающие кольцом постоянные морские течения. Вода здесь очень прозрачная, но на ее поверхности плавают огромные скопления бурых водорослей — саргассов, отчего и произошло название моря. На глубине 40 метров вода в два раза теплее, чем на экваторе. Это самое соленое место в Атлантике. Вот в такое уникальное море и приплывают угри из Европы и Америки, чтобы на большой глубине (до 400 метров) отложить икру, а затем здесь же после нереста погибнуть. В течение всего этого пути угорь не питается.

Выклюнувшиеся из икринок в Саргассовом море прозрачные, листовидные личинки начинают разноситься Северо-Атлантическим течением. Какая-то часть личинок уносится к берегам Северо-Американского континента, а другая часть с водами мощного течения Гольфстрима за три года достигает берегов Европы. За время морской миграции личинки растут, и к берегам Европы приплывают миллионы маленьких, прозрачных, стекловидных угорьков. С помощью мечения было установлено, что скорость их миграций достигает от 15 до 35—50 километров в сутки.

Их ареал выходит за пределы Африки и включает Ближний Восток. Наряду с пресными водоемами они населяют и солоноватые. Известны своей неприхотливостью к качеству воды и ее химическому составу. Эти рыбы средних и крупных размеров (20-35 см), исключительно растительноядные, быстро достигают полового созревания и откладывают огромное количество икры. Нерестятся на открытых участках. Очень крупные самцы некоторых видов могут быть чрезвычайно воинственными, в том числе и по отношению к самкам. Они охраняют участок размножения, потомство самки или самцы вынашивают во рту.

Горчак способен к размножению на втором году жизни, при длине тела 3-4 см. Икру горчаки откладывают весьма своеобразно. Ко времени нереста у самок вырастает довольно длинный яйцеклад, и с его помощью они откладывают икру во внутрь раковины живых двустворчатых моллюсков — перловиц и беззубок. Самцы к этому времени окрашиваются более ярко. Чешуя приобретает розовато-перламутровый оттенок, на голове у них появляются небольшие эпителиальные бугорки, цвет плавников становится более насыщенным. Плодовитость у обыкновенного горчака небольшая, 220-280 икринок. Нерест порционный, до 5 икринок за один раз. Икринки развиваются под защитой крепких створок моллюска.

Морской конёк

Морской конек - небольшая рыба семейства игловых и одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

Различные виды коньков достигают размеров от 4 до 20 см. Морские коньки ведут малоподвижный образ жизни и обычно они прикрепляются хвостами к стеблям растений и меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они одновременно защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Процесс ухаживания у этих любвеобильных животных очень изящен: самец и самка одной пары встречаются и вместе танцуют. Этот танец включает в себя ритуальные прогулки со сплетенными хвостами и удивительно грациозные кружения среди водорослей. Ухаживая за своей подружкой самец может даже изменить свою окраску на цвет тела возлюбленной. В брачный период самец подплывает к самке, обе рыбки прижимаются друг к другу, и в этот момент самец широко открывает свой карман, а самка выбрасывает в него несколько яиц. Через некоторое время этот обряд повторяется, и снова сумка молодожена пополняется несколькими яйцами, которые в момент попадания туда оплодотворяются. В дальнейшем потомство у коньков вынашивает самец. На животе у него есть специальная выводковая камера в форме мешка, обильно снабжаемого кровью и играющего роль женской матки. Коньки весьма плодовитые животные и число вынашиваемых в сумке у самца зародышей колеблется от 2 до 1000 и более особей. Роды у самца бывают мучительными и могут закончиться смертью отца. Но если все прошло хорошо морской конек может прожить четыре-пять лет. Морские коньки - верные партнеры в браке.

Живут в бассейне Амазонки, достигает величины 8 см. Это мирный вид, представителей которого можно всегда, кроме периода нереста, содержать в общих аквариумах. Обычно молодые пары первую порцию икры съедают за один-два дня. Дальнейший нерест проходит нормально, и об икре и молоди родители заботятся весьма старательно. Рыбка эта откладывает икру на камни. Перед нерестом оба родителя тщательно очищают камень от грязи. Потом начинается собственно нерест. Самка мечет икру, а самец в короткие интервалы ее оплодотворяет. У самки яйцеклад широкий, а у самца конической формы, заостренный к концу. Самец плавает вокруг камня с икрой большими кругами, не позволяя никому приближаться к нерестилищу. Непосредственную заботу о безопасности пространства вокруг отложенной икры с неодинаковыми интервалами, поочередно заменяя друг друга, выполняют самец и самка.

Представители отличаются колючками перед спинным плавником, двумя иглами на брюхе, отсутствием чешуи и строят дом. Нерестятся в апреле-мае, во время нереста приобретают более яркую окраску. Плодовитость до 100—120 икринок. Нерест длится более месяца. В период размножения самцы очень драчливы и драки между ними часто кончаются смертью: один из противников оказывается буквально распоротым острыми шипами. Во время нереста самцы строят гнезда, на тихой отмели, между стеблями водных растений, обычно размером с кулак, и загоняют туда самку, где она откладывает икру. Икринки жёлтого, у некоторых видов янтарного цвета, диаметром около 1,6 мм, слипаются в комки. Самцы проветривают, обеспечивая ток воды, и охраняют их.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение и развитие рыб. Особенности их поведения"

Большинство видов рыб раздельнополые животные. Для них характерно только половое размножение. У некоторых видов встречается половой диморфизм. Самки могут быть крупнее самцов. Самцам свойственны более яркая окраска, удлинённые плавники. Но у большинства видов рыб самцы и самки внешне трудноразличимы.


Рассмотрим строение половой системы рыб. У самок в полости тела находится большой мешковидный яичник, в котором созревают половый клетки – яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют пару длинных семенников, которые в период размножения заполняются густой белой жидкостью – молоками, содержащими огромное количество сперматозоидов. От яичников и семенников отходят протоки, которые открываются наружу половым отверстием.


Время наступления половой зрелости различается у разных видов. Например, окунь становится половозрелым на втором году жизни, сазан – в четырёхлетнем возрасте, а мелкие аквариумные рыбки, например гуппи, созревают уже к двум месяцам.



Одни виды рыб живут и размножаются в одном месте, а другие виды совершают массовые передвижения – миграции – в места, наиболее благоприятные для размножения. Например, лососевые рыбы (кета, нерка) устремляются из моря в верховья рек. Они двигаются огромными косяками против течения и преодолевают на своём пути множество препятствий. Европейские угри, напротив, во взрослом состоянии живут в реках Европы, но для нереста совершают длительную миграцию в Саргассово море, где на глубине около 200 метров нерестятся.


Рыбы, совершающие миграции для размножения из рек в моря или из моря в реки, называются проходными.

Многие озёрные рыбы поднимаются вверх по рекам. Например, озёрные форели обитают в озёрах с чистой водой. Для нереста они поднимаются в реки, впадающие в озеро.

Большинство видов рыб имеют наружное оплодотворение – оно происходит в воде. Самки вымётывают икринки, а самцы проплывают над икрой и поливают её молоками. Сперматозоиды проникают в икринки, и происходит оплодотворение.


Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

Количество икры, которое мечет самка, изменяется в широких пределах (от единичных икринок до миллиона). Луна-рыба вымётывает до 300 миллионов икринок, треска – до 10 миллионов. Рыбы, образующие большое количество икры, не заботятся о потомстве. Огромная плодовитость рыб – выработавшаяся в процессе длительной эволюции приспособленность, которая обеспечивает их выживание. Икринки, личинки и мальки беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи и сами рыбы. Поэтому лишь немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.


Икра некоторых видов свободно плавает в воде, других прикрепляется к водным растениям, поверхности камней и других подводных предметов.

Лососевые вымётывают до 4 тысяч икринок, закапывают их в грунт реки и несколько дней охраняют гнездо.

Самки колюшки откладывают около 100 икринок. Самцы колюшек строят шаровидное гнездо из частей растений и скрепляют его слизью. Они охраняют гнездо, ремонтируют его, подгребают плавниками свежую воду.


Рыбы, у которых выражена забота о потомстве, вымётывают гораздо меньшее количество икринок.

Самцы тропических лабиринтовых рыб, например, гурами, из пены строят плавучее гнездо, куда помещают икринки. Интересно, что самки после икрометания изгоняются самцом и о потомстве не заботятся. Интересно заботится о потомстве тиляпия – рыбка вынашивает икринки во рту, но и после выхода молоди в случае опасности мальки быстро заплывают в большой рот родителя и находятся там, пока обстановка не станет спокойной.

Рыбы каждого вида размножаются только при определённой температуре, солёности, насыщенности воды кислородом. Одни виды рыб размножаются весной, другие – летом, третьи – в осенне-зимний период.

Например, речной окунь начинает нерест сразу после таяния льда. В этот период его окраска становится яркой. Окуни собираются стаями, самки вымётывают до 300 тысяч икринок на водные растения. Они склеены в виде лент. После того, как произошло оплодотворение, икринка делится много раз, в ней образуется зародыш. Через 9 – 14 суток после оплодотворения формируется личинка. Она покидает оболочки икринки и выходит в воду. Вышедшая из икринки личинка первое время малоподвижна и питается за счёт остатка желточного мешка. По мере расходования желтка личинка переходит к активному питанию. Она поедает мелких планктонных рачков и других беспозвоночных животных. Постепенно личинка подрастает, происходят изменения в её строении, на теле появляется чешуя, и она превращается в малька. Он внешне схож со взрослой особью. Малёк окуня быстро растёт и за один год достигает длины около 10 сантиметров.


У некоторых видов акул (куньи акулы, молот-рыба) и скатов (хвостоколы) встречается живорождение. Зародыш развивается в теле матери и получает через кровь от неё питательные вещества. По окончанию развития молодое животное выходит из половых путей и сразу же начинает самостоятельную жизнь. Самка тигровой акулы очень плодовита. Она рождает от 30 до 50 акулят длиной около 50 сантиметров.


Для многих видов акул и скатов, аквариумных рыбок гуппи, меченосцев характерно яйцеживорождение. В этом случае происходит внутреннее оплодотворение. Икринки находятся в половых протоках самки до вылупления потомства. Зародыш получает питательные вещества из икринок.


Акулы имеют очень крупные яйца. Например, яйцо китовой акулы достигает более 50 сантиметров в длину. Обычно они откладывают их поодиночке в укромное место, после чего ни один из родителей не оказывает потомству никакого внимания.


Благодаря живорождению и яйцеживорождению обеспечивается существование рыб с невысокой плодовитостью.

Итог урока. Для рыб характерно только половое размножение. У самок в полости тела находится один или два яичника, в котором созревают яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют два семенника, в которых образуются молоки со сперматозоидами. Оплодотворение у большинства видов происходит в воде. У некоторых видов встречается живорождение и яйцеживорождение. В период размножения для рыб характерно сложное инстинктивное поведение – нерест. Он может сопровождаться нерестовыми миграциями и заботой о потомстве. В своём развитии рыбы проходят несколько стадий: в икринке развивается зародыш, далее формируется личинка, которая покидает оболочку икринки, выходит в воду, претерпевает ряд изменений и превращается в малька, который внешне уже схож со взрослой особью.

Автор: Окунева Раиса Даниловна, учитель биологии МБОУ Целинная основная школа-интернат №15.
Описание: раскрывает тему размножение и развитие рыб, дети учатся делать выводы. Материал может быть использован при подготовке к урокам учителями коррекционных школ VIII вида.
Конспект урока биологии по теме: Размножение и развитие рыб. 8 класс.
Цель: изучение особенностей размножения и развития рыб
Задачи:
Образовательные: формировать знания о размножении и развитии рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.
Воспитательные: воспитание любви к животным, интерес к предмету
Коррекционные: развивать устную речь, зрительную память и внимание Слайд №2
Средства обучения: презентация
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный


Ход урока
I. Орг. момент
Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Повторение пройденного материала
1. Работа по карточ кам
Карточка №1
Найди ошибку в тексте.
В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело карася было сухое и теплое. Парные спинной и хвостовой плавники работали бесшумно, и карась спокойно плавал, поедая мелких рыбешек.
Карточка №2
1. К парным плавникам относятся:
А) только грудные
Б) только брюшные
В) грудные и брюшные

2. Кровеносная система рыб:
А) замкнутая
Б) незамкнутая

3. Кровь у рыб приносит органам:
А) питательные вещества
Б) кислород
В) питательные вещества и кислород

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития рыб.

Показать значение инстинкта в жизни рыб.

Повторить особенности строения и работы органов полости тела рыб.

Воспитывать чувство любви к природе, понимание её хрупкости, необходимости защиты.

презентация к уроку.

Проверка домашнего задания:

На доске рисунок рыбы, окружённый сетью (полоски сети с вопросами на обратной стороне). Ученики по очереди подходят к доске, снимают вопросы и когда будет дан правильный вопрос на последний ответ – рыбка выпущена.

Вопросы на полосках сети:

Что служит опорой тела рыб?

Почему рыбы не тонут?

Как функционирует пищеварительная система?

Как рыба дышит? Как называются органы дыхания у рыб?

Сколько камер в сердце рыб и их название?

Как осуществляется кровообращение у рыб?

Какие органы образуют выделительную систему рыб?

Как из организма рыбы удаляются ненужные вещества?

Что такое обмен веществ?

Какое значение нервной системы?

Как рыбы ориентируются в окружающей среде?

Что такое рефлекс?

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, когда и как происходит размножение и развитие рыб (слайд 1)

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные.

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов.

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно.

Во время размножения внешний вид рыб меняется.

Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест (слайд 3)

Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция (слайд 4).

Рыбы совершающие миграции из морей в реки и наоборот называются проходными.

Из морей в реки – лосось, форель, колюшка, сельдь…

Из рек в моря угорь, корюшка (их меньше)

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Рассказ с использованием слайдов 5-10.

Слайд 11 и вопрос к классу: Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?

(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки?

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,

Не сплю даже минуту,

Зубами щелкаю в воде,

Ищу добычу тут я!

Акула – почетное место в галерее.

Плодовитость рыб намного выше, чем у наземных позвоночных. Это приспособительное свойство к условиям существования. Количество икры, откладываемой разными видами, очень сильно варьирует - от нескольких штук у полярной акулы до 200 млн. у морской щуки и 300 млн. у рыбы-луны, лососевые вымётывают от 2 до 14 тыс. икринок (слайд 12).

Наиболее плодовиты рыбы, откладывающие пелагическую и донную икру (пелагическая икра плавает на поверхности воды - например икра трески и кильки, затем следуют рыбы, икра которых развивается приклеенной к растениям. У рыб, прячущих свою икру, плодовитость невелика.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

1) жёлтопёрой овстонии

2) меланохромы (слайд 13)

4) телапия (слайд 14)

5) курвиценс (слайд 15)

6) морской конек

7) колюшка (слайд 16).

Как связаны между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве?

(Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.

Закрепление

- Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)

- Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

- Дайте определение понятию нерест.

- Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

- Назовите представителей проходящих рыб.

- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

- Задача: Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его – подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть икра погибнет. Почему?

Ответ: Самец обмахивает и вентилирует икру, снабжая ее необходимым для развития зародыша кислородом.

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.

Домашнее задание

§ 37, стр.10, рис.3 рассмотрите ещё раз миграцию угря.

Европейский угорь

Но самым известным среди этих рыб является угорь — обыкновенный (или европейский), американский, японский и др. Жизнь этой своеобразной рыбы очень интересна и загадочна.

Во взрослом состоянии он обитает в реках Европы, включая Англию, Ирландию, Исландию. Обычен и по берегам Средиземного моря (реки Италии, Франции, Марокко и Алжира). В пределах нашей страны угорь живет главным образом в реках бассейна Балтийского моря.

В возрасте 7-8 лет угри, покидая наши реки, идут вдоль побережья Европы на запад, в Атлантический океан, и доходят до Саргассова моря, чтобы отложить там икру и погибнуть.

Саргассово море знаменательно и интересно тем, что оно не имеет берегов. Роль их выполняют окружающие кольцом постоянные морские течения. Вода здесь очень прозрачная, но на ее поверхности плавают огромные скопления бурых водорослей — саргассов, отчего и произошло название моря. На глубине 40 метров вода в два раза теплее, чем на экваторе. Это самое соленое место в Атлантике.

Вот в такое уникальное море и приплывают угри из Европы и Америки, чтобы на большой глубине (до 400 метров) отложить икру, а затем здесь же после нереста погибнуть.

В течение всего этого пути угорь не питается.

Выклюнувшиеся из икринок в Саргассовом море прозрачные, листовидные личинки (лептоцефалы) начинают разноситься Северо-Атлантическим течением. Какая-то часть личинок уносится к берегам Северо-Американского континента, а другая часть с водами мощного течения Гольфстрима за три года достигает берегов Европы. За время морской миграции личинки растут, и к берегам Европы приплывают миллионы маленьких, прозрачных, стекловидных угорьков.

Как видим, угри в течение своей жизни совершают две миграции: первая — личинки из океана перемещаются к берегам материка и входят в пресные воды; вторая — угри по достижении определенной величины и стадии половой зрелости мигрируют обратно в океан на нерест. С помощью мечения было установлено, что скорость их миграций достигает от 15 до 35—50 километров в сутки.

Золотой меланохром

Один из мелких цихлид озера Ньяса, или озера Малави. Размер рыбок до 11 сантиметров.

Это обитатели каменистых участков прибрежной зоны. Икра инкубируется во рту в течение трех недель. Малек вполне сформировавшийся. Были случаи, когда вымётывали до двухсот икринок. Окраска мальков и самок желтая с черными полосами вдоль тела. Созревают к десяти месяцам. Самцы перекрашиваются в черный с молочно-белыми полосами цвет с интенсивным блеском.

Размножение в зависимости от количества пищи может быть сезонным или круглогодичным.

Фактически все цихлиды из озер Малави о потомстве у них заботятся самки, вынашивая во рту икру.

Их ареал выходит за пределы Африки и включает Ближний Восток. Наряду с пресными водоемами они населяют и солоноватые. Известны своей неприхотливостью к качеству воды и ее химическому составу Это рыбы средних и крупных размеров (20-35 см), исключительно растительноядные, очень любят копать фунт, быстро достигают полового созревания и откладывают огромное количество икры

Нерестятся на открытых участках. Очень крупные самцы некоторых видов могут быть чрезвычайно воинственными, в том числе и по отношению к самкам. Они охраняют участок размножения, потомство самки или самцы вынашивают во рту. Самцы, как правило, не представляют для них угрозы.

Горчак костистая рыба семейства карповых, дл. 10—15 см., с сжатым с боков телом, водится в Европе и России, в речках и прудах.

Горчак способен к размножению на втором году жизни, при длине тела 3-4 см. Икру горчаки откладывают весьма своеобразно. Ко времени нереста у самок вырастает довольно длинный яйцеклад, и с его помощью они откладывают икру во внутрь раковины живых двустворчатых моллюсков — перловиц и беззубок. Самцы к этому времени окрашиваются более ярко. Чешуя приобретает розовато-перламутровый оттенок, на голове у них появляются небольшие эпителиальные бугорки, цвет плавников становится более насыщенным. Плодовитость у обыкновенного горчака небольшая, 220-280 икринок. Нерест порционный, до 5 икринок за один раз. Икринки развиваются под защитой крепких створок моллюска.

Морской конёк

Морской конек - небольшая рыба семейства игловых и одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

Различные виды коньков достигают размеров от 4 до 20 см. Морские коньки ведут малоподвижный образ жизни и обычно они прикрепляются хвостами к стеблям растений и меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они одновременно защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Процесс ухаживания у этих любвеобильных животных очень изящен: самец и самка одной пары встречаются и вместе танцуют. Этот танец включает в себя ритуальные прогулки со сплетенными хвостами и удивительно грациозные кружения среди водорослей. Ухаживая за своей подружкой самец может даже изменить свою окраску на цвет тела возлюбленной. В брачный период самец подплывает к самке, обе рыбки прижимаются друг к другу, и в этот момент самец широко открывает свой карман, а самка выбрасывает в него несколько яиц. Через некоторое время этот обряд повторяется, и снова сумка молодожена пополняется несколькими яйцами, которые в момент попадания туда оплодотворяются. В дальнейшем потомство у коньков вынашивает самец. На животе у него есть специальная выводковая камера в форме мешка, обильно снабжаемого кровью и играющего роль женской матки. Коньки весьма плодовитые животные и число вынашиваемых в сумке у самца зародышей колеблется от 2 до 1000 и более особей. Роды у самца бывают мучительными и могут закончиться смертью отца. Но если все прошло хорошо морской конек может прожить четыре-пять лет. Морские коньки - верные партнеры в браке.

Живут в бассейне Амазонки, достигает величины 8 см. Эго мирный вид, представителей которого можно всегда, кроме периода нереста, содержать в общих аквариумах. Обычно молодые пары первую порцию икры съедают за один-два дня. Дальнейший нерест проходит нормально, и об икре и молоди родители заботятся весьма старательно. Рыбка эта откладывает икру на камни. Перед нерестом оба родителя тщательно очищают камень от грязи. Потом начинается собственно нерест. Самка мечет икру, а самец в короткие интервалы ее оплодотворяет. У самки яйцеклад широкий, а у самца конической формы, заостренный к концу. Число икринок на камне увеличивается Самка и самец заботятся о икре. Самец плавает вокруг камня с икрой большими кругами, не позволяя никому приближаться к нерестилищу. Непосредственную заботу о безопасности пространства вокруг отложенной икры с неодинаковыми интервалами, поочередно заменяя друг друга, выполняют самец и самка.

Колюшки или колюшковые — семейство рыб отряда колюшкообразных, насчитывающее 11 видов. Представители отличаются колючками перед спинным плавником, двумя иглами на брюхе, отсутствием чешуи и строят дом

Нерестятся в апреле-мае, во время нереста приобретают более яркую окраску. Плодовитость до 100—120 икринок. Нерест длится более месяца. В период размножения самцы очень драчливы и драки между ними часто кончаются смертью: один из противников оказывается буквально распоротым острыми шипами.

Во время нереста самцы строят гнезда, на тихой отмели, между стеблями водных растений, обычно размером с кулак, и загоняют туда самку, где она откладывает икру. Икринки жёлтого, у некоторых видов янтарного цвета, диаметром около 1,6 мм, слипаются в комки. Самцы проветривают, обеспечивая ток воды, и охраняют их. Только что вышедшие личинки схожи у всех видов колюшек, имеют длину около 4,5 мм, отличаются пигментацией.

Читайте также: