Толстой после бала конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

2.1. Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала”, свечи, символизирующие рождение писателя.

2.2. На доске цветным мелом записаны тема урока, краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого.

– “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

– “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);

– “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

– “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);

2.4. Портреты Л.Н. Толстого:

– художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.), И.Е. Репина (1887г.), М.В. Нестерова (1907г.);

– комплект открыток и фотографий “Ясная Поляна” (1979г.).

2.5. Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, где вниманию представлены библиографически редкостные издания книг Л.Н. Толстого (1930, 1940, 1965 и т.д. годов), здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

3.1. Пластинка с воспоминаниями секретаря Л.Н. Толстого – Гусева Н.Н.;

3.2. Вальс из кинофильма “Война и мир”.

Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение.

Структура урока:

1. Организационный этап:

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя: Этот уголок русской земли известен всему миру. “Ясная поляна”… Тут можно бесконечно много бродить, не уставая.

Зимой, как и много лет назад, старая усадьба укутана белыми снегами. Летом – погружена в спокойный шум деревьев, шелестящая листва которых высвечена солнцем и омыта дождями.

Где бы мы здесь ни были – у башен въезда или у “Дома Волконского”, у кучерской или на Красной аллее, на Калиновом лугу или среди дубов в Чепыже – и повсюду вновь и вновь мы будет открывать для себя родную землю. Все здесь дышит памятью о Л.Н. Толстом – о его великой жизни, о его бессмертных творениях.

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1. Экскурсия по Ясной Поляне (слово учителя).

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой создал все, что прославило его как великого художника и гуманиста. Именно Ясная Поляна оказалась тем “опытом лаборатории”, без которого писатель “трудно мог представить себе Россию и свое отношение к ней”.

Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Н.С. Волконского, вышла замуж за Николая Ильича Толстого в 1822г. Лев Толстой не помнил своей рано умершей матери, но те, кто знал ее, рассказывали писателю, что у нее, как у описанной потом в “Войне и мире” княжны Марьи Болконской, были прекрасные “лучистые глаза”, из которых исходили “целые снопы света”.

После смерти родителей в 1847 г. между четырьмя братьями Толстыми был произведен раздел владений. По существовавшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.

Писатель твердо считал, что ему необходимы “три упряжки” – “умственная, нравственная, физическая”. Каждый день на гумне, в саду, на пасеке, в лесу, в теплице – это не только работа или наслаждение пейзажами. Это – большие и малые герои и сюжеты “Войны и мира”, “Анны Карениной”, простые и ясные мысли “Азбуки”.

Один из учеников школы для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859-1862гг.) Василий Морозов рассказывал: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич”.

В мемориальном доме-музее хранится огромное количество вещей, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого. В облике комнат сохраняется атмосфера дома, окружавшая писателя в последний год его жизни.

Здесь писатель создал около 200 произведений – все свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы, яркую публицистику, философские и эстетические трактаты. В этом доме – первоначально правом флигеле ансамбля – писатель поселился во второй половине 1850-х годов. В 1862г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача А.Е. Берса. Семья с годами увеличивалась и дом разрастался. В 1871г. с левой стороны бывшего флигеля была выстроена двухэтажная кирпичная пристройка с обширной залой наверху, а в 1894г. схожая по декору деревянная оштукатуренная пристройка появилась с другой стороны дома.

Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца 13 детей, но и долгой жизни большого художника, о творческих взлетах мастера, его мучительных духовных исканиях.

Многочисленные предметы в кабинете, спальне, гостиной, библиотеке – во всех комнатах дома – убеждают нас в том, что здесь жил величайший гуманист, всей своей жизнью утверждавший, что “жизнь есть благо, выше которого нет никого”.

Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Зеркало души, как известно, глаза. Так вглядимся же в эти глаза… (прослушивание воспоминаний секретаря Толстого – Н.Н. Гусева).

Выдающиеся деятели русского и зарубежного искусства стремились запечатлеть в своем творчестве образ Льва Толстого. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, А. Пластов – поистине существо великого человека смогут понять и показать только гениальные творцы.

Рядом с домом Л.Н. Толстого и несколькими хозяйственными постройками расположены тихие липовые аллеи регулярного парка “Клины”. “Клины” – самая старая часть яснополянского парка, разбитая еще в середине 18 века. Свое название она получила от того, что ее диагональные дорожки, пересекающиеся в центре, делят парковые боскеты на треугольники – “клинья”.

Старая липовая аллея, называемая Красной, проходит по направлению от дома-музея мимо Красного яблоневого сада к постройкам на гумне. Житня, рига, навес на гумне, расположенные поблизости друг от друга, составляли другой хозяйственный центр толстовской усадьбы. Постройки привольно расположились у широкой дороги, уходящей в лес.

Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга. эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда.

… “ и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”.

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

9 ноября 1910 г. тело Л.Н. Толстой было похоронено на краю оврага…

… Сюда ведет лесная дорога. У могилы Толстого, сколько бы ни было здесь людей, всегда царит покой. Над могилой одного из величайших людей Земли – лишь тихий шелест листвы деревьев Старого Заказа…

3.2. Информация учащихся по библиографии Л.Н. Толстого.

В тот момент, когда сообщают о рождении Толстого, зажигаем свечи.

  1. Биографические летопись жизни Л.Н. Толстого.
  2. Жизненные источники рассказа “После бала”.

3.3. Слово учителя:

1. “Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало.

Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.

Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Естественно, разбирая рассказ, мы смотрим на героев и события современных молодых людей.

Это третье “слагаемое”, от которого зависит правильное постижение и правильная оценка людей, конфликтов, общественных отношений, нарисованных великим писателем.

2. Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.

Но как построен рассказ?

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое.

Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.

А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

Мы улавливаем деление рассказа на две, правда неравные по объему, части.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

Прослушивание грамзаписи отрывка из рассказа “После бала” или выразительное чтение ученика.

Далее проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного бала

Сценарий выпускного вечера в школе.

К "Осеннему балу"

В данном материале - стихотворение об осени, стихотворение об осеннем букете и четверостишие о поделке из природного материала "Жар-птица".


Сценарий выпускного бала "ВЫПУСКНИК - 2011"

Сценарий выпускного вечера для девятиклассников в форме вручения премии "Оскар".


Л.Н.Толстой "После бала"

Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач.


Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"

Прием контраста в произведении.

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала".

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитывать милосердие, чувство сопричастности со всем, происходящим в обществе.

Тема : Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.

Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.

Работать над текстуальным анализом текста.

Развивать понятие учащихся о конфликте, антитетезе, проанализировать особенности композиции произведения.

Выявить основную проблему рассказа- моральной ответственности за жизнь окружающих и свою судьбу.

Показать юношеское восприятие действительности, первое столкновение с социальной несправедливостью.

6. Воспитывать милосердие, чувство сопричастности со всем, происходящим в обществе.

Проверка домашнего задания

Выполнение тестового задания.

Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Вспомним самые интересные факты из его личной и творческой биографии.

Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;

Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом;

Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);

Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;

Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;

У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.

Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий;

На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;

Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.

Слово учителя

Много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются нечасто. Прошу обратить внимание на последнее высказывание. Именно о нравственной ответственности человека за свои поступки мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Целеполагание

-Каковы цели нашего сегодняшнего урока? (проанализировать рассказ, определить художественные приемы его построения, охарактеризовать основные образы рассказа, определить основную мысль рассказа)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя

Сказка всегда заканчивается хорошо. Принц нашел Золушку, они поженились и были счастливы. Эта сказка пронизана добротой и искренностью. В жизни не всегда так бывает. Герой нашего рассказа, кажется, нашел свою любовь и боялся лишь одного. Найдите в тексте ответ на этот вопрос. С.

- Что же испортило счастье Ивана Васильевича? (полковник, утро, наказание солдата)

Давайте подберем синонимы к слову счастье и несчастье (работа в тетради)

Счастье Несчастье

-Какими лексическими единицами являются слова первого и второго столбиков? (антонимы)

Аналитическая работа с текстом. Заполнение таблицы.

Белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки.

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала.

Что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное

Спотыкающийся, корчившийся человек; сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал.

Звуки, характер музыки

Мазурка, кадриль, вальс.

Жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр.

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом.

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым, безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

- Какие события противопоставлены друг другу?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу)

- С какой целью использовано противопоставление эпизодов?

( Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.)

- Как показаны юношеское восприятие действительности и первое столкновение с социальной несправедливостью?

(Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение).

- Осуждает ли автор порядки николаевской армии? (да, герой перестал поддерживать общение с тем, кто является олицетворением этих порядков)

- Отражают ли прием контраста иллюстрации , расположенные на доске.

Слово учителя

Нужно обратить внимание на то, что рассказ создан уже зрелым философом и мыслителем Толстым в 1903 году. Это произведение не так просто, как кажется на первый взгляд. Оно имеет свои тайны, философский подтекст, который нам предстоит разгадать и осмыслить.

Предлагаю вам поработать по вариантам и разгадать тайны, скрытые автором в произведении.

Аналитическая работа с текстом рассказа

- Какие цвета преобладают в описании наряда Вареньки?

- Какие цвета преобладают в описании измученного солдата? С какой целью описан этот контраст?

- Какие детали сохраняются в образе полковника и в первой, и во второй части? (статная фигура).

- С какой целью автором сохранены эти детали?

- В какой сцене полковник лицемерен, а в какой показал свое истинное лицо?

- Почему добрый и любящий отец не может пощадить несчастного солдата?

- Почему автор, осуждая порядки николаевской эпохи, не описал только сцену наказания солдата? Зачем ему понадобилось описывать сцену бала?

- Какое чувство к Вареньке испытывает Иван Васильевич на балу и как оно меняется после бала?

- Какой образ жизни вел Иван Васильевич до событий, описанных в рассказе?

- Какую тайну реальной жизни ему открыла сцена наказания солдата?

- Кто виноват в зле, которое не позволило Ивану Васильевичу быть счастливым? ( не конкретный человек, а общество, в котором существуют такие законы)

-Почему главный герой отказался от государственной службы? ( не хочет иметь дела с теми общественными порядками, которые несут человеку зло).

Фронтальная работа с классом

Осталась еще одна неразгаданная тайна.

- В чем особенность композиции данного рассказа?

(рассказ с обрамлением, рассказ в рассказе)

- О чем Иван Васильевич беседует с молодежью? В чем суть их спора?

( сам ли человек выбирает свою жизнь, сам ли он выбирает свой путь)

- Что же является решающим в выборе жизненного пути? Как об это говорят герои? ( общество, случай)

- Правильно ли разрешил конфликт юный Иван Васильевич? ( он отказался , отодвинул конфликт, решив, что это дело случая, а не дело каждого конкретного человека, он не понял, что заставляет полковника так поступать, но и не принял такой службы, которая заставляет совершать такое)

- Каково мнение автора: от чего зависит решающий выбор жизненного пути? (от самого человека)

- Как вы считаете, от чего зависит ваш жизненно важный выбор?

- Обратимся к антонимичным парам в начале урока. От чего зависит счастье человека?

- Как это можно соотнести с эпиграфом к уроку?

- На столах у вас рисунок с изображением свечи. Как соотнести это изображение и основную мысль рассказа?

Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

3) рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

4) показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

5) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;

6) раскрыть его гуманистический пафос.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развивать коммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать гармоничную и духовную личность;

2) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Материалы и оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, мультимедийная презентация.

Ход урока:

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд 5). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

– Прочтите вступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.

Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции).

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

– Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образы объединяют части рассказа?

(Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

– Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?(Жестокость).

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7).


Содержимое разработки

Бектауская средняя школа

Открытый урок по литературе

Подготовила учитель русского языка и литературы:

Пробудить интерес учащихся к творчеству Л.Н.Толстого.

Развивать у учащихся умение анализировать образы – персонажи с учётом авторской позиции.

Воспитывать гуманизм, сострадание, любовь к человеку.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого.

Иллюстрации к произведению, интерактивная доска, тексты художественной литературы, выставка книг Л.Н. Толстого.

Тип: урок творчества.

Форма: индивидуальная, групповая.

Метод: наглядный, практический.

Эпиграф к уроку:

Не бойся своих друзей: в худшем случае они могут тебя предать.

Не бойся своих врагов: в худшем случае они могут тебя убить –

Бойся равнодушных: только с их молчаливого согласия рождаются на земле предательства и убийства.

Добрый день, дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого после бала, выясним насколько важен этот рассказ был для самого автора.

Предлагаю вам презентацию о жизни великого русского писателя.

Справка об эпохе того времени.

В какое время был написан рассказ, что происходило в этот период?

Реальные факты, послужившие поводом для написания рассказа.

(Выходит девушка, одетая как светская дама в руках веер)

Добрый день, господа!

Позвольте представиться, я Варвара Андреевна Корейш дочь воинского начальника, жившего в Казани – Андрея Петровича Корейша. Я лично была знакома с Л.Н. Толстым, с его отцом, а его брат Сергей Николаевич был безумно в меня влюблён. К сожалению, это прекрасное чувство угасло в нём после того, когда он увидел казнь солдата, которой руководил мой отец. Я с воодушевлением вспоминаю чудесный бал, зала прекрасная, с хорами и музыкантами и мы танцуем.

Учащиеся танцуют вальс

Думаю, что этот танец окунул вас в атмосферу бала и благодаря этой атмосфере вы сможете лучше понять данное произведение.

Работа по произведению

Скажите кто главный герой произведения?

От чего переменилась вся его жизнь?

(Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее от утра).

(Он был сильно влюблён).

Как звали его возлюбленную? (Варенька)

Найдите в тексте описательную характеристику Вареньки и зачитайте стр. 268 (по хрестоматии 8 класса).

Кем был в то время Иван Васильевич?

(Студентом в провинциальном университете)

Какова была его жизнь?

(Были просто молоды и жили как свойственно молодости: учились и веселились).

Расскажите о бале.

Найдите портретную характеристику полковника и заполните таблицу. Полковник во время бала.

Расскажите, что произошло после бала?

Какое чувство было у Ивана Васильевича после бала?

Полковник во время бала

Полковник во время казни

Отец Вареньки был очень красивый, статный высокий и свежий старик.

Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми бакенбардами, ласковая, радостная улыбка, блестящие глаза.

Сложен он был прекрасно, грудь украшена орденами, сильные плечи, длинные стройные ноги

Сильная рука в замшевой перчатке; бил по лицу;

Подать свежих шпицрутенеров! – крикнул он. Злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.

Бойко танцевал, сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги, танцевал прекрасно

Расскажите, что произошло после бала?

Какое чувство было у Ивана Васильевича после бала ночью?

А какое чувство было у него утром, когда он увидел наказание солдата?

Когда – то сам автор видел наказание солдата.

В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Л.Н. Толстого, был казнён солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление.

Как служили у царя в те далёкие времена, расскажет солдат, который служил и при Александре и при Николае.

- Я служил при Александре первом и Николае.

- Что умереть хочешь?

- Умереть ещё как хочу! Прежде боялся, а теперь об одном бога прошу: только бы покаяться, причаститься привёл Бог. А грехов то много.

- Как какие? Ведь я когда служил? При Николае; тогда разве такая, как нынче, служба была! Тогда что было? У вспоминать, так ужасть берёт. А ещё Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был.

- Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 – 20 человек забивали насмерть.

Каков же был тогда Николай, когда в сравнении с ним Александр казался милостивым?

- А мне довелось при Николае служить.

Тогда что было? Тогда на 50 палок и порок не снимали; а 150, 200, 300…насмерть запарывали…

А уж палками – недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека, или двух из полка. У нас солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище… Унтер – офицеры до смерти забивали солдат молодых.

А на казнь смотреть страшно, как водят несчастного взад и вперёд между рядами, как тянется и – падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровавые рубцы, как они перекрещиваются, как выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо, как оголяются кости, как сначала ещё кричит несчастный и как потом только охает.

Зачитать аналогичные сведения из текста

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер – офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер – офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад.

Найдите в тексте и зачитайте строки как наказывали солдата, дополните таблицу

Читайте также: