Текстовый фрагмент и операции с ним 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 5 (ФГОС)

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

предметные - умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов;

метапредметные - основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов;

личностные - чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать учащимся представление о фрагменте текстового документа;

2) ввести понятие буфера обмена;

3) продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования

текстовых документов за счет работы с фрагментами ;

4) закрепит на практике умения работы с фрагментами.

редактирование текстового документа;

Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 144 с. : ил.

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронное приложение к учебнику:

2) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, 100.rtf.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Время реализации урока: 45 минут;

Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Садитесь.

Проверка состава учащихся. Проверить все ли готовы к уроку, имеют все необходимое: учебники, РТ, тетради, ручки.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.

2. Актуализация знаний учащихся.

1) фронтальный опрос.

- Как разбить абзац на две части?

- Опишите последовательность действий для разделения предложения на слова, когда каждое слово должно быть на отдельной строке.

- Как объединить два абзаца в один?

- Как вставить пустую строку в текст?

- Как удалить пустую строку?

- По каким причинам между двумя абзацами может оказаться очень большой промежуток и как это можно изменить?

- Что такое текстовый редактор?

- Что вы понимаете под текстовым документом?

2) экспресс-опрос по вопросам 7-11 на стр. 63 учебника;

3) визуальная проверка №112 в РТ;

4) коллективное обсуждение результатов выполнения №110.

Задание 1 (на слайде презентации): Перед вами основные объекты текстового документа. Установите связь между названием объекта и его определением.

а) произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

б) произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом его конца. Бывают пустые.

в) это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

г) минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д.

д) произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.)

(Ответ: 1- г; 2 - в; 3 - д; 4 - а; 5 - б).

Задание 2 (на слайде презентации): Перед вами клавиши для быстрого перемещения по тексту. Давайте вспомним назначение этих клавиш.

Home - в начало строки

End - в конец строки

Ctrl + → - на слово вправо

Ctrl + ← - на слово влево

Page Up - на экранную страницу вверх

Page Down - на экранную страницу вниз

Ctrl + Page Up - на страницу вверх

Ctrl + Page Down - на страницу вниз

Ctrl + Home - в начало текста

Ctrl + End - в конец текста

Задание 3 (на слайде презентации): Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?

3. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала осуществляется с демонстрацией мультимедийной презентации и конспектированием основных понятий и определений.

Пояснить учащимся понятие фрагмента текста.

Существуют различные способы выделения фрагмента текста (смотрим презентацию):

1) Выделение отдельного слова.

Два раза щелкнуть на нужном слове левой кнопкой мыши.

2) Выделение строки.

Подвести указатель мыши к левой границе строки так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, нажать левую кнопку мыши.

3) Выделение абзаца.

Способ 1: Подвести указатель мыши к левой границе абзаца так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши.

Способ 2: Установить указатель мыши на нужный абзац и выполнить тройной щелчок левой кнопкой мыши.

4) Выделение всего текста

Способ 1: Подвести указатель мыши к левой границе абзаца так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, выполнить тройной щелчок левой кнопкой мыши.

Способ 2: В меню Правка выбрать команду Выделить все.

Действия, которые можно выполнить с фрагментом текста:

1. Выделить копируемый фрагмент в тексте.

3. Установить курсор в позицию вставки.

Учитель демонстрирует действия с фрагментами текста на демонстрационном компьютере.

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы несколько раз не набирать одну и туже строчку? (копировать)

Можно один раз скопировать и потом вставлять избуфера обмена несколько раз.

Буфер обмена - специальная память для копирования информации.

Буфер обмена - специальная память для копирования информации, подобна волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо.

Например: на выставке понравилась картина, и вам захотелось иметь такую же, вы её фотографируете, а дома делаете копии для себя и своих друзей.

выделить фрагмент текста

скопировать в буфер обмена клавиатурным аккордом Ctrl + C

скопировать Ctrl + C

Можно копировать с удалением текста, для этого вместо аккорда Ctrl + C нужно нажать аккорд Ctrl + Х

Копирование с удалением - Ctrl + Х

Все процессы редактирования можно производить с помощью мышки, пользуясь "всплывающим"меню правок, которое появляется на экране при щелчке правой кнопкой в поле редактора.

Вот что означают позиции этого меню:

Откатка. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + Z

Копировать в буфер обмена без удаления фрагмента из текста. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + C

Вставить фрагмент из буфера обмена на место текстового курсора. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + V

Удалить из текста выделенный фрагмент. Аналог клавиатурной команды Delet

Выделить весь текст. Часто в редакторах эта операция выполняется аккордом Ctrl + A

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать…

Представьте что мы с вами Буратино. А что необычного у Буратино? (нос)

5. Закрепление нового материала.

1) Устная фронтальная работа класса.

- Что такое фрагмент текста?

- Какие операции можно выполнить над фрагментами текста?

- Как выделить текстовый фрагмент в Текстовом редакторе WordPad?

- Что такое буфер обмена?

- Как скопировать текстовый фрагмент из буфера обмена в текст?

- Как вырезать текстовый фрагмент и куда он будет помещен?

- Как вставить текстовый фрагмент из буфера в текст?

- Чем отличается команда Вырезать от команды Копировать?

Цели работы: Отработка навыков выделения фрагмента текста: слова, строки, абзаца, произвольного фрагмента или всего текста, развитие умения вырезать фрагменты, копировать, вставлять в текст из буфера. Обязательными для выполнения являются задания №1-5. Задание считается выполненным, если учащиеся выполнили любые четыре задания. Проведение инструктажа по техники безопасности перед выполнением упражнений практической работы.

−Что нового узнали на уроке?

−Что было главным в теме?

−Какие вывода вы сделали для себя после сегодняшнего урока?

8. Домашнее задание:

§8 (стр 55-63); РТ: №113, №114, №115.

Анализ выполнения заданий учащимися заданий;

Учащимся предлагается закончить предложения:

Итак, сегодня на уроке мы:

2) применили наши знания для решения конкретной задачи…

3) сегодня на уроке мне понравилось …

4) я не совсем понял, как …__

Учитель: Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Знаете ли вы, что для того чтобы передать эмоциональное настроение, в электронном документе, который оправляют, например, по электронной почте, используют смайлики (от англ. smile - улыбаться). Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

Большинство из смайликов - это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

8:-) - маленькая девочка

Оцените себя, используя смайлики. Я предлагаю нарисовать вам смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете своё настроение в конце нашего урока:

:-) - у меня отличное настроение, потому что я хорошо понял тему и поработал на уроке.

:-? - у меня хорошее настроение, но я недостаточно хорошо усвоил тему.

:-( - мне грустно, что я не всё успел сделать.

Можно также предложить учащимся с помощью приготовленных заранее карточек со смайликами показать своё отношение к уроку.

Спасибо за внимание. Урок закончен.

Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 144 с. : ил.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6

классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. - М.:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Текстовый фрагмент и операции с ним.doc

Урок по информатике в 5 класс

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 5 (ФГОС)

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать учащимся представление о фрагменте текстового документа;

2) ввести понятие буфера обмена;

3) продемонстрировать учащимся эффективные приѐмы редактирования

текстовых документов за счет работы с фрагментами ;

4) закрепит на практике умения работы с фрагментами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

редактирование текстового документа;

операции с фрагментом:

Учебно-методическое обеспечение:

Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с. : ил.

авторская презентация к уроку

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронное приложение к учебнику:

2) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, 100.rtf.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

Время реализации урока: 45 минут;

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Садитесь.

Проверка состава учащихся. Проверить все ли готовы к уроку, имеют все необходимое: учебники, РТ, тетради, ручки.

Эмоциональный настрой учащихся. Психологический настрой . - С каким сегодня настроением вы пришли на урок? Покажите свое настроение. (Улыбнитесь!)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.

2. Актуализация знаний учащихся.

1) фронтальный опрос.

- Как разбить абзац на две части?

- Опишите последовательность действий для разделения предложения на слова, когда каждое слово должно быть на отдельной строке.

- Как объединить два абзаца в один?

- Как вставить пустую строку в текст?

- Как удалить пустую строку?

- По каким причинам между двумя абзацами может оказаться очень большой промежуток и как это можно изменить?

- Что такое текстовый редактор?

- Что вы понимаете под текстовым документом?

2) экспресс-опрос по вопросам 7–11 на стр. 63 учебника;

3) визуальная проверка №112 в РТ;

4) коллективное обсуждение результатов выполнения №110.

Задание 1 (на слайде презентации): Перед вами основные объекты текстового документа. Установите связь между названием объекта и его определением.

а) произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

б) произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом его конца. Бывают пустые.

в) это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

г) минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д.

д) произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.)

(Ответ: 1– г; 2 – в; 3 – д; 4 – а; 5 – б).

Задание 2 (на слайде презентации): Перед вами клавиши для быстрого перемещения по тексту. Давайте вспомним назначение этих клавиш.

Home – в начало строки

End – в конец строки

Ctrl + → – на слово вправо

Ctrl + ← – на слово влево

Page Up – на экранную страницу вверх

Page Down – на экранную страницу вниз

Ctrl + Page Up – на страницу вверх

Ctrl + Page Down – на страницу вниз

Ctrl + Home – в начало текста

Ctrl + End – в конец текста

Задание 3 (на слайде презентации): Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?

3. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала осуществляется с демонстрацией мультимедийной презентации и конспектированием основных понятий и определений.

Пояснить учащимся понятие фрагмента текста.

Существуют различные способы выделения фрагмента текста (смотрим презентацию):

1) Выделение отдельного слова.

Два раза щелкнуть на нужном слове левой кнопкой мыши.

2) Выделение строки.

Подвести указатель мыши к левой границе строки так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, нажать левую кнопку мыши.

3) Выделение абзаца.

Способ 1: Подвести указатель мыши к левой границе абзаца так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши.

Способ 2: Установить указатель мыши на нужный абзац и выполнить тройной щелчок левой кнопкой мыши.

4) Выделение всего текста

Способ 1: Подвести указатель мыши к левой границе абзаца так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, выполнить тройной щелчок левой кнопкой мыши.

Способ 2: В меню Правка выбрать команду Выделить все.

Действия, которые можно выполнить с фрагментом текста:

1. Выделить копируемый фрагмент в тексте.

3. Установить курсор в позицию вставки.

Учитель демонстрирует действия с фрагментами текста на демонстрационном компьютере.

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы несколько раз не набирать одну и туже строчку? (копировать)

Можно один раз скопировать и потом вставлять избуфера обмена несколько раз.

Буфер обмена – специальная память для копирования информации.

Буфер обмена – специальная память для копирования информации, подобна волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо.

Например: на выставке понравилась картина, и вам захотелось иметь такую же, вы её фотографируете, а дома делаете копии для себя и своих друзей.

Как работает буфер обмена:

выделить фрагмент текста

скопировать в буфер обмена клавиатурным аккордом Ctrl + C

вставить фрагмент текста из буфера обмена клавиатурным аккордом Ctrl + V

Работа буфера обмена:

скопировать Ctrl + C

вставить Ctrl + V

Можно копировать с удалением текста, для этого вместо аккорда Ctrl + C нужно нажать аккорд Ctrl + Х

Копирование с удалением – Ctrl + Х

Все процессы редактирования можно производить с помощью мышки, пользуясь "всплывающим"меню правок, которое появляется на экране при щелчке правой кнопкой в поле редактора.

Вот что означают позиции этого меню:

Откатка. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + Z

Копировать в буфер обмена без удаления фрагмента из текста. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + C

Вставить фрагмент из буфера обмена на место текстового курсора. Аналог клавиатурного аккорда Ctrl + V

Удалить из текста выделенный фрагмент. Аналог клавиатурной команды Delet

Выделить все

Выделить весь текст. Часто в редакторах эта операция выполняется аккордом Ctrl + A

4.Физкультминутка

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать…

Представьте что мы с вами Буратино. А что необычного у Буратино? (нос)

5. Закрепление нового материала.

1) Устная фронтальная работа класса.

- Что такое фрагмент текста?

- Какие операции можно выполнить над фрагментами текста?

- Как выделить текстовый фрагмент в Текстовом редакторе WordPad?

- Что такое буфер обмена?

- Как скопировать текстовый фрагмент из буфера обмена в текст?

- Как вырезать текстовый фрагмент и куда он будет помещен?

- Как вставить текстовый фрагмент из буфера в текст?

- Чем отличается команда Вырезать от команды Копировать?

Цели работы: Отработка навыков выделения фрагмента текста: слова, строки, абзаца, произвольного фрагмента или всего текста, развитие умения вырезать фрагменты, копировать, вставлять в текст из буфера. Обязательными для выполнения являются задания №1-5. Задание считается выполненным, если учащиеся выполнили любые четыре задания. Проведение инструктажа по техники безопасности перед выполнением упражнений практической работы.

7. Обобщение.

− Что нового узнали на уроке?

− Что было главным в теме?

− Какие вывода вы сделали для себя после сегодняшнего урока?

8. Домашнее задание:

§8 (стр 55-63); РТ: №113, №114, №115.

9. Подведение итогов (количественная и качественная оценка работы класса).

Анализ выполнения заданий учащимися заданий;

Оценивание работы учащихся на уроке.

10. Рефлексия.

Учащимся предлагается закончить предложения:

Итак, сегодня на уроке мы:

2) применили наши знания для решения конкретной задачи…

3) сегодня на уроке мне понравилось …

4) я не совсем понял, как …__

Учитель: Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Знаете ли вы, что для того чтобы передать эмоциональное настроение, в электронном документе, который оправляют, например, по электронной почте, используют смайлики (от англ. smile – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок:

8:–) – маленькая девочка

Оцените себя, используя смайлики. Я предлагаю нарисовать вам смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете своё настроение в конце нашего урока:

:–) – у меня отличное настроение, потому что я хорошо понял тему и поработал на уроке.

:–? – у меня хорошее настроение, но я недостаточно хорошо усвоил тему.

:–( – мне грустно, что я не всё успел сделать.

Можно также предложить учащимся с помощью приготовленных заранее карточек со смайликами показать своё отношение к уроку.

Спасибо за внимание. Урок закончен.

Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с. : ил.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6

классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.:

Дидактическая цель: создать условия для освоения и применения блока новой учебной информации.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели как предметные результаты: дать понятие о фрагменте текста и буфере обмена, формировать умение работать с текстовым фрагментом, используя алгоритмы перемещения и копирования.

Цели как метапредметные результаты:

  • регулятивные: развивать умение составлять план и последовательность действий, сличать результат своей работы с заданным эталоном;регулятивные: развивать умение составлять план и последовательность действий, сличать результат своей работы с заданным эталоном;
  • познавательные: развивать умение искать и выделять необходимую информацию из учебного текста, сравнивать понятия, ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
  • коммуникативные: развивать умение ставить вопросы, формулировать свои затруднения, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Цель как личностный результат: формировать базовую национальную ценность – труд через уважение к учебному труду.

  • по уровню освоения учебного материала: репродуктивный, частично-поисковый;
  • по источнику информации: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: доска, компьютеры, экран, проектор,

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1454600121.doc (раздаточный материал для работы в группах - лист с пословицами),

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454600143.doc (эталон для проверки выполнения практической работы).

Структурные компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, организует доброжелательный настрой учащихся.

2. Актуализация знаний и умений

Предлагает выполнить задания 1 и 2 на рабочем листе с самопроверкой по презентации.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания на рабочем листе, сверяют свои ответы с правильными

3. Мотивация и целеполагание

Предлагает выполнить задание в группах по 4 учащихся:

- Перед вами пословицы и поговорки, которые наборщик взялся набирать на компьютере, но все перепутал. Вам нужно разделить фрагменты пословиц и соединить их правильно.

Распределяет роли в каждой группе.

- Ребята, одинаковые ли работы у вас получились?

- Чем они отличаются?

- Почему они отличаются?

- Можно ли было данную работу по восстановлению смысла пословиц выполнить быстрее?

- Как? (за компьютером)

- А каким образом вы бы выполнили это задание за компьютером?

- Что будет результатом вашей сегодняшней работы, как вы думаете? (текстовый документ с пословицами)

- Что для этого нужно узнать?

- Откуда мы получим эти знания? Какие источники будем использовать?

Выполняют работу в группах по восстановлению исходного смысла пословиц:

  • корректор находит ошибки в пословицах
  • техник ножницами вырезает текстовые фрагменты
  • первый редактор соединяет верные пословицы
  • второй редактор клеит их на цветной лист и вешает получившийся лист на доску.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют цели урока

Планируют свою работу на уроке

Записывают тему урока в тетрадь

4. Изучение нового материала

Предлагает найти в учебном тексте ответы на вопросы:

- Что такое фрагмент текста?

- В чем его особенности?

- Какие операции можно с ним совершить?

Разбирает на экране алгоритмы выделения текстовых фрагментов. Предлагает детям задание 3 по сопоставлению алгоритмов выделения фрагментов (в рабочей тетради – №115).

Разбирает на экране приведенные в учебном тексте алгоритмы удаления, перемещения и копирования текста.

Находят ответы на вопросы в учебном тексте

Слушают учителя, выполняют задание на рабочем листе

Слушают объяснения учителя, задают вопросы

5. Формулировка домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание

6. Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению практической работы

Выполняют практическую работу за компьютером

7. Подведение итогов урока

- Что называют фрагментом текста?

- Что такое буфер обмена?

- Какие операции можно выполнять с фрагментом текста?

Отвечают на вопросы учителя

- Почему вы поставили перед собой такую цель?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?

- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения на слайде.

Отвечают на вопросы учителя

Проводят рефлексию учебной деятельности

Список литературы:

1. Л.Л. Босова. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

2. Л.Л. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.

3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Т.2 / Л.А. Залогова и др.; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 294 с.


Содержимое разработки

Предмет информатика Класс 5

Место урока

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Формы, приемы, методы

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная работа, мини-исследование, практическая работа за ПК.

Методы: коллективные, практические, игровые методы обучения.

Содержательная цель - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – представление о фрагменте текстового документа, буфере обмена.

Деятельностная цель - формирование у учащихся умений реализации новых способов действия по редактированию текста.

Образовательные:

- расширить представления обучающихся о этапах редактирования текстового документа;

- дать представление о фрагменте текстового документа; ввести понятие буфера обмена;

- создать условия для развития навыков выполнения основных операций с текстовыми фрагментами (словом, строкой, абзацем, всем текстом или произвольным фрагментом).

Развивающие:

- обеспечить условия для развития основных навыков и умений работы с текстовым редактором (процессором) и текстовой информацией;

- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы на основе личных наблюдений, связывать имеющиеся знания со знаниями предметов из других областей;

- развивать умения ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, оценивать полученные результаты.

- способствовать формированию у учащихся готовности и способности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности, к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Воспитательные:

- прививать учащимся навыки культуры общения, воспитывать ответственность при работе в коллективе;

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- привлечь внимание учащихся к важным общественным проблемам, поднимаемым в СМИ; понимания значимости служения Отечеству, приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям, ответственности и понимания тесной связи личного успеха с судьбой и благополучием России; познакомить учащихся с возможностью принять участие во Всероссийском конкурсе рисунка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. - формировать у учащихся умение проявлять правильную гражданскую позицию.

Основные понятия,

рассматриваемые на уроке:

- редактирование текстового документа;

-операции с фрагментом:

Педагогические технологии:

технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Оборудование:

Информатика: учебник для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013,

Используемые на уроке средства ИКТ (персональный компьютер (ПК) учителя, экран, мультимедийный проектор; ПК учащихся).

Электронное приложение к учебнику:

- Электронная тетрадь по информатике. 5 класс. Дмитрий Тарасов.

Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 192 с. : ил.

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 93 с.: ил. – (Программы и планирование).

Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие / И.Д. Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

универсальные учебные действия (УУД)

I. Вызов. Самоопределение к деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности.

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность,

устанавливает тематические рамки.

Доброе утро! Хорошего вам настроения и успехов! Пусть этот урок принесет радость познания, открытия новых знаний и наполнит души прекрасными чувствами. (Слайд 2)

На протяжении урока вы будете вести бортовые журналы, в которых не только будете выполнять задания, но и оцените свою работу и работу группы. А для того чтобы работа в группе была эффективной, вспомним правила. (Слайд 3)

-Ребята, посмотрите на дату сегодняшнего урока. Чем замечателен этот день?

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Какими качествами должны обладать герои?

-Пожелаю вам стремиться как можно чаще проявлять эти качества. (Слайд 4).

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать приёмы редактирования текста на компьютере. Но для того, что чтобы это сделать, нам необходимо вспомнить основные моменты изученного вами ранее материала по обработке текстовой информации с помощью компьютера.

Положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке и к окружающим.

Знакомятся, обсуждают нормы оценки

-09.12 – День Героев Отечества.

-О Героях Отечества, об их подвигах.

-Смелость, мужество, умение уважать других, умение слушать других, работать в группах и т.д.

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, уметь совместно договариваться о правилах

поведения и общения,

II. Стадия осмысления

1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- обеспечить выпол­нение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фик­сирование учащими­ся индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксиро­вание индивидуаль­ного затруднения, выявление места и причины затрудне­ния во внешней речи, обобщение актуали­зированных знаний.

Устанавливает тема­тические рамки.

Расскажите о текстовой форме представления информации. Какие другие формы представления информации вы знаете?

Расскажите о преимуществах и недостатках представления информации в виде текста.

Что вы понимаете под текстовым документом?

Задание. Перед вами основные объекты текстового документа. Установите связь между названием объекта и его определением. (Слайд 5).

(Ответ: 1– г; 2 – в; 3 – д; 4 – а; 5 – б).

Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.

Отвечают на вопросы учителя.

Соотносят свои дей­ствия с используемым способом действий и на этой основе вы­являют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Умеют различать основные объекты текстового документа, строить доказательные математическиевысказывания.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, структуриро­вать знания, преобразо­вывать информацию из одной формы в другу;.

обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: уметь слушать и по­нимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь работать в группе.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

(Слайд 7). Задание группам. Перед вами пословицы и поговорки, которые ученик 5-го класса взялся набирать на компьютере, да все перепутал. В части из них имеются лишние символы, в части переставлены слова. Ваша задача восстановить пословицы.

При выполнении задания используйте клей и ножницы. Время выполнения 2 минуты. (Слайд 8).

1 группа: Герой р никогда не умрёт – он вечноно в народе живёт. (Удаление лишних символов)

Читайте также: