Технология изготовления мозаичных работ 7 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Регулятивные: контроль и самоконтроль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем, приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений

Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников процесса.

Тип урока: комбинированный.

Карта обеспеченности урока:

Материально-техническое оснащение урока

План-конспект урока, технологическая карта урока, ПК, проектор

Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана- Граф, 2012

Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2012

Шпон, образцы мозаики

Шпон, шаблоны мозаики

Здравствуйте ребята, садитесь, давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Евгеньевна, для того чтобы я запомнила ваши имена напишите их на листочках.

Обучающиеся воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний постановка учебной цели

Дерево в интерьере нашего дома является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX - XIV столетиям.

Какой вид художественной обработки древесины представлен на данном слайде? СЛАЙД

Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта (дуги коромысла, чашки, ложки).СЛАЙДЫ № Техник резьбы по дереву было много: объемная, рельефная, плоско-рельефная, выемчатая с подборкой фона.

Основными видами древесины для резьбы служили липа, осина, береза, ольха, самшит, дуб.

Какие народные промыслы связанные с обработкой древесины вы знаете?

Какие части дерева могут еще использоваться для изготовления изделий? СЛАЙДЫ

Просмотр слайдов с изделиями из древесины.

Какой вид художественной обработки изделий из древесины был еще изображен на слайдах?

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика.

Как вы думаете какие материалы используют для изготовления мозаики. (камни, стекла, керамика, древесины, слоновую кость, металла и т. д.). СЛАЙД 17,18,19,20

С каким материалом вы работали на предыдущих уроках? (древесина, фанера)

Сформулируйте тему нашего урока.

Какова цель урока?

Мы должны познакомиться с основными способами выполнения мозаики на изделиях из дерева; научиться выполнению простейших элементов мозаичных рисунков.

Запишите тему в тетрадь

Отвечают: резьба, деревянные игрушки

Отвечают на вопрос: кора (береста у березы), ветки для декоративной отделки изделий, корни.

Отвечают на вопрос: мозаика

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения

Записывают тему урока.

Формируются мотивы достижения цели путем эффективного взаимодействия участников группового процесса, упорядоченного обмена информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса, визуализацией информации.

Изложение нового материала

Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц. СЛАЙД

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика может представлять собой орнамент. СЛАЙД

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Например, русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы, листьев, плодов садовых деревьев и кустарников - символа плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символ счастья.

Расскажите, где вам встречались изделия, предметы оформленные мозаикой?

Слушают, записывают определения в тетрадь, высказывают свои предположения

Отвечают на вопрос. (интерьер, стены зданий, шкатулки, рамки картин, вазы и т.д.)

Обеспечение психологического комфорта учащихся, формирование познавательного интереса к предмету. Нацеливание учащихся на учебную деятельность, систематизацию знаний.

Давайте ребята отдохнем.

Очень мы трудиться любим! Шеей влево, вправо крутим. Из шпона сделана фанера, если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух мы вздохнем поглубже и продолжим наш урок!

Так ребята отдыхают перед новой формой работы

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика из дерева? Из какого древесного материала изготавливают мозаику? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

- Класс делиться на 2-3 группы. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей мозаичный орнамент. Посмотрим, какие композиции у вас получатся. (мозаика из шпона)

Обратите свое внимание на работы. Теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключатся в составлении определенного рисунка из различных элементов, например, дерева.

Смотреть , как выполняются задания, делать пометки, чтобы оценить работу.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся выполняют задания.

понимание, обоснованное применение операций.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Продолжение нового материала

А сейчас познакомимся с основными видами мозаики.

Инкрустация - украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов.

Следующий вид отделки древесины мозаикой - интарсия.

Интарсия - инкрустация деревом по дереву.

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки - маркетри.

Маркетри - украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона различных пород и текстуры.

В маркетри разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является - паркетри.

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания, предварительно нарезанных элементов шпона вплотную друг к другу. Главная задача при сборке - максимально плотно уложить кусочки шпона, с тем, чтобы швы были практически не заметны.

Выполняя практическую работу какую технику вы применяли?

Зачитывают в слух текст слайда, записывают определения в тетрадь

Отвечают на вопрос

- Таким образом, вы познакомились с основными видами мозаики по дереву. А теперь назовите какой вид мозаики изображен на каждом из слайдов?

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам.

- Для того чтобы понять как создается орнамент, посмотрите видеоролик. Во время просмотра запишите краткую последовательность выполнения орнамента.

Наблюдать за выполнением работы, отвечать на возникающие в процессе работы вопросы, проверять качество выполнения задания,

делать пометки, чтобы оценить работу.

ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри.

Смотрят видеоролик, записывают.

понимание, обоснованное применение операций.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

- Как вы считаете, действительно ли был создан орнамент? А в какой технике был выполнен мозаичный орнамент?

А теперь каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

Выставить оценки учащимся

Сравнивают, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; Проговаривают последовательность своих действий при выполнении набора мозаики отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Продолжают выбранную фразу.

умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Запишите в дневниках домашнее задание.

Найти изделия или изображения изделий с различными видами мозаики. Технология 7 класс Симоненко В.Д. стр49-58

Тема : МОЗАИКА НА ИЗДЕЛИЯХ ИЗ ДЕРЕВА

Цель занятия - усвоение учащимися приемов художественной обработки древесины.

  • формировать навыки выполнения простейших элементов мозаичного набора;
  • развивать художественный вкус.
  • воспитывать у учащихся аккуратность в работе.

Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Методическое оснащение занятия:

- практические пособия с наглядными примерами использования орнаментов мозаики;

- мозаичные готовые наборы из шпона;

- Приветствие учителя, контроль посещаемости.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с мозаикой на изделиях из дерева, наша цель – усвоить приемы художественной обработки дерева.

  1. Изложение программного материала (сопровождается показом наглядности).

Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая. Да почему как? Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает. И нет большей радости, чем вдохнуть жизнь, душу во что-нибудь неодушевленное! Деревья, из которых созданы изделия, при этом обретают вторую жизнь.

Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.

Дерево в интерьере нашего дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологического отдыха.

Художественная обработка дерева является едва ли не самым древним видом народного творчества. Живы памятники деревянного зодчества и отдельные предметы, относящиеся к IX – XIV столетиям.

Мастера умели создавать удивительные по красоте и изысканности узоры. К таким узорам относится мозаика. (Демонстрация готовых образцов изделий)

Мозаика относится к одному из основных видов декоративного искусства. Мозаика - изображение, рисунок или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камня, стекла, керамики, древесины, слоновой кости, перламутра, металла и т. д.).

История мозаики берет начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Мозаика состоит из орнамента.

Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои особые узоры, непохожие на другие. В них отразилась национальная культура народов.

Русский орнамент содержит изображения полевых цветов, колосьев ржи и пшеницы или их снопы, листья, плоды садовых деревьев и кустарников – символ плодородия. Изображение птицы в русском орнаменте - символ счастья.

- Так что же приблизительно представляет собой мозаика? Ответить на данный вопрос вам поможет следующая работа.

- Каждая бригада делиться на группы по 3 рядом сидящих человека. Работая в группах, соберите по заданному рисунку, из данных частей, мозаичный орнамент. По мере выполнения мы посмотрим получившиеся композиции.

Обратите свое внимание на получившиеся композиции - теперь вы понимаете, что сущность мозаики заключается в составлении определенного рисунка из различных материалов.

Различают несколько видов мозаики. Но за богатство и разнообразие цветовых и декоративных возможностей особо выделяют мозаику по дереву.

Познакомимся с основными видами отделки древесины мозаикой: инкрустацией, интарсией, маркетри, паркетри .

- Наглядные примеры использования орнаментов мозаики вы можете увидеть в практическом пособии, лежащем у вас на верстаках.

Еще в древнем Египте для украшения ларцов, саркофагов и других изделий в основном из черного дерева с наклейками из слоновой кости широко применялась инкрустация .

Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла, перламутра, слоновой кости и других материалов.

Инкрустированная поверхность является плоской, почти без выступов, т.е. выполняется заподлицо.

Одной из разновидностей инкрустации является контурный орнамент из металлической полоски (жилки), вбитой заподлицо в древесину. Такие жилки изгибают и забивают в поверхность древесины.

Узорчатую сетку из металлических жилок называют филигранью (применяется для отделки дверей и мебели.)

Следующий вид отделки древесины мозаикой – интарсия .

Интарсия – инкрустация деревом по дереву .

Фоном для мозаичных украшений является плоскость массивной древесины, в основном из ценных пород. В углубления определенных контуров вклеиваются деревянные вставки различной формы, цветов и текстуры.

Интарсионные поверхности тщательно отделывают: шлифуют, иногда лакируют.

Еще один вид отделки – маркетри .

Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками шпона из различных пород и текстуры.

В маркетри сочетаются интарсия и облицовывание, так как разноцветные кусочки шпона (вставки) вырезают и вклеивают по определенному рисунку в соответствующие формы – гнезда (вырезки) в фоновом шпоне.

Составленный набор с лицевой стороны склеивают клеевой лентой, а затем наклеивают на поверхность украшаемого изделия.

Чтобы повысить художественное значение мозаичной вставки, следует продумать контраст не только материала, но и цвета.

При сборке главная задача – максимально плотно уложить кусочки шпона друг к другу, с тем чтобы швы были практически не заметны.

Инструментом для резания является плоский нож-резак.

Самым современным и менее трудоемким видом отделки древесины мозаикой является паркетри .

Паркетри - это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок типа паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур.

Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Когда рисунок заполняет всю поверхность, элементы мозаики врезают один за другим и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики.

  1. Практическая часть. Закрепление изученного материала.

- Итак, мы познакомились с основными видами мозаики по дереву. Назовите их? (ответ учащихся: инкрустация, интарсия, маркетри, паркетри). На данных листочках написаны виды мозаики, прикрепите их к соответствующим иллюстрациям на доске.

- Выполнение мозаики очень трудоемкая и сложная работа, которая под силу только мастерам. Однако сейчас вы сами попробуете собрать простой мозаичный орнамент.

Организация рабочего места.

Для выполнения практического задания вам понадобятся кусочки шпона различных пород, клеящая лента, ножницы, линейка, карандаш.

  1. Пользуясь набором уже нарезанных кусочков шпона, которые лежат у вас на верстаках, самостоятельно соберите мозаичный орнамент.
  2. Нарежьте клеящую ленту необходимых размеров и склейте ей по отдельности каждый элемент.
  3. При сборке мозаичного набора нужно, чтобы склеиваемые кусочки шпона очень плотно прилегали друг к другу.

Инструктаж по технике безопасности . Соблюдать организацию рабочего места. Инструмент использовать только по назначению. При работе ножом-резаком левая рука должна находиться перед правой или на расстоянии, исключающем возможность пореза.

Учащиеся самостоятельно склеивают в набор мозаику.

Текущие наблюдения учителя, контроль соблюдения правил ТБ, ответы на возникающие в процессе работы вопросы, проверка качества выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока. Установка на следующий урок. Домашнее задание.

- Заканчивается основное время работы. Большинство из вас уже справились с заданием, давайте посмотрим ваши работы.

Оценка результатов работы учащихся : выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков.

Установка на следующий урок . На следующем уроке вы продолжите знакомство с технологией художественной обработки древесины. На практической части занятия изготовите декоративную подставку с использованием мозаичного набора, который вы сделали сегодня на уроке.

Запишите домашнее задание:

- повторить пройденный материал, используя буклет.

- сделать рисунок (эскиз) мозаичного орнамента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Тест по "Технологии изготовления художественных изделий из дерева"

Материалы, инструмент, резьба по дереву, мозаика.


Склеивание и зачистка изделий из дерева
Склеивание и зачистка изделий из дерева.



Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: верстак, инструменты для выполнения мозаичных наборов.

Цель учителя: научить учащихся приемам художественной обработки древесины.

Цель учащихся: научиться приемам художественной обработки древесины.

Планируемые результаты:

Личностные: Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.

Метапредметные:

- регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности, тему урока;

составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия для его выполнения;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

- познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

относить объекты к известным понятиям.

- коммуникативные УУД

оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться подтверждать аргументы фактами;

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Предметные: использовать знания о приемах художественной обработки древесины , возникающих в повседневной жизни, и практической деятельности.

Дидактическая структура

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

1) Приветствуют друг друга.

2) Организовывают рабочее место.

2)Проверяет готовность к уроку учеников.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

К.: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Отвечают на вопросы.

2) Высказывают предположение

3) Формулируют тему и цель урока.

1) Задает вопросы.

2) Создает проблемную ситуацию.

3) Мотивирует к высказыванию предположения учащихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Рассмотрите технику выполнения мозаики:

1) Какие изделия украшают мозаикой из кусочков шпона?

2) Почему шпон для изготовления мозаичного набора должен быть абсолютно сухим?

3) Что такое мозаика с металлическим контуром?

Л.: мотивация к познанию, учёбе.

Р.: определять и формулировать цель деятельности, тему урока.

П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

К.: оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Актуализация знаний и фиксация затруднений

1) Работают в парах. 2) Письменно отвечают на вопросы.

3) Обсуждают и исправляют неправильные ответы.

1) Организует работу в парах по выполнению заданий.

2) Проводит фронтальный опрос.

Рассмотрите инструмент для изготовления мозаики. Запишите в тетрадь.

Р.: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

К.: договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Изучение нового материала

1) Отвечают на вопросы.

2) Работают с учебником.

1) Задает вопросы

2) Организует работу с учебником

С какой целью подкладные доски-щиты, на которых разрезают шпон, должны быть из мягких пород древесины?

Для чего нож-резак при вырезании вставки наклоняют внутрь гнезда?

Что такое накладная филигрань?

Л.: мотивация к познанию, учёбе

Р.: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его

П.: извлекать информацию

П.: выполнять анализ

П.: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Закрепление нового материала

1) Работают с учебником

2) Беседуют и отвечают на вопросы

1) Организует самостоятельную

работу с учебником.

2) Организует коллективное обсуждение заданий. Задает вопросы.

3) Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также

устанавливает причины выявленных ошибок

Каким образом с помощью филиграни украшают изделие?

Какова последовательность действий при инструктации контуров мозаичного набора металлическими полосками?

Р.: составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия для его выполнения

П.: извлекать информацию

П.: выстраивать логическую цепь рассуждений

П.: относить объекты к известным понятиям

К.: оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

К.: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

2) Осуществляют самопроверку, оценивают результат своей деятельности.

3) Выполняют коллективную проверку.

1) Организует деятельность по применению новых знаний

(самостоятельную работу учащихся).

2) Организует самопроверку и самооценивание.

3) Организует коллективную проверку.

Р.: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Р.: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его

П.: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

П.: относить объекты к известным понятиям

П.: выстраивать логическую цепь рассуждений

К.: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

1) Слушают и осмысливают итоги урока.

2) Отвечают на вопросы рефлексии, оценивают свою деятельность.

1) Анализирует работу учащихся на уроке.

2) Подводит итоги работы класса в целом и каждого ученика.

Дайте ответы на вопросы: что нового вы усвоили на уроке? Пригодятся полученные знания в жизни? Запишите домашнее задание.

Л.: личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе

Р.: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 104 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2018 1575
  • DOCX 30.3 кбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дубинин Александр Геннадьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

14. Технология изготовления мозаичных наборов

Во избежание последующих трещин в мозаичных наборах шпон должен быть очень сухим.

Плоский нож-резак

Рис. 45. Плоский нож-резак

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри является плоский нож-резак (рис. 45). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частичек мозаики.

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 46). Лезвие ножа изготавливают из полотна пилы по металлу толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и с углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить отжига (посинения) лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.

Лезвие заточенного ножа тщательно правят на брусках и оселках, придавая ему малый угол заострения, остроту режущей кромке и гладкость боковым поверхностям.

приемы выполнения резьбы

На рис. 47 изображены приемы выполнения резьбы. Резьбу можно выполнять одной рукой и двумя, с движением лезвия к себе и от себя.

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 49, д). Для распиливания шпона применяют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой резинового линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. Наносят рисунок вставки (гнезда) на фоновый шпон (рис. 48, а) и вырезают контур резаком (рис. 48, б). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 48, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 48, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 48, е). Полученный набор наклеивают на основу.

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 49, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.

При резании шпона из твердых пород вначале делают по линейке неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, а затем с большим нажимом и перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Во избежание обламывания вершин острых углов вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 49, б). Закругления вырезают по волокнам в направлении по стрелкам, с той стороны, с которой не будет сколов волокон (рис. 49, в).

Последовательность выполнения вставок

Рис. 48. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через кальку; б — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Если производят вырезку гнезд, то, чтобы не растрескивался контур гнезда, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают в виде многоугольника, врезая в поверхность носок ножа (рис. 49, г).

Если вырезается множество криволинейных контуров в виде завитков и виньеток, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 49, д).

Круги и кольца вырезают циркулем с резачком за несколько проходов круговыми движениями, с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах вырезают вначале внутреннюю окружность, а затем - наружную.

Вырезание вставок мозаики

Рис. 49. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б —остроугольных фигур; в - окружности; г -закруглений с надрезами; д - двойным ножом по шаблону

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис.50).

Набор с косым расположением полосок

Рис. 50. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 51) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают через одну полоску в лист (рис. 51, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 51, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 51, в).

Склеенный из полосок лист можно разрезать под углом и получить набор с косым расположением полосок или многократный набор.

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют и для декоративных, объемного изображения наборов паркетного типа (рис.52). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в рядом расположенных листах шпона.

шахматное изображение

Мозаичные наборы наклеивают на основу. Основой называют плиту или фанеру, на которую наклеивают мозаичный набор из листов шпона.

Практическая работа

Выполнение мозаичного набора

1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображений.)
4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

О Резак, вставка, гнездо, основа, набор (шахматный, с косым расположением полосок, объемного изображения паркетного типа).

1. Какие инструменты применяют для вырезания мозаичных наборов?

2. Какие приемы вырезания вставок и гнезд вы знаете?

3. В какой последовательности вырезают гнезда и вставки?

4. Как избежать раскалывания шпона при вырезании гнезд и вставок?

5. Как выполняют шахматный набор и набор с объемным изображением?


Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.


Книги и учебники согласно календарному плануванння по технологии 7 класса скачать, помощь школьнику онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: