Музыкальный фольклор конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

- Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

2. Каким голосом и с какой интонацией они будут петь? Впишите слова, определяющие характер исполнения, в творческую тетрадь.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений; знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний; проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

3.Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

5.Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

6.Развивать творческие способности учащихся.

7.Развивать музыкальный кругозор.

8.Развивать музыкальную память.

9.Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

10.Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

11.Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

12.Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Для начала давайте вспомним , что мы проходил на прошлых уроках (Что такое вокальная музыка, ее жанры, что такое песня и ее виды?) .

Учитель: На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы. Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка. Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками". Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?

Учитель: Давайте вспомним, что такое фольклор?

Дети: Фольклор – устное народное творчество.

И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Анато́лий Константи́нович Ля́дов (30 апреля 1855— 15 августа 1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор. Жанры: симфонический, фортепианный, вокальный, фольклорные обработки.

Учитель: Немного из его биографии: будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова. Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки, вскоре заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за не посещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать.

А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

Физ. минутка.

Вокально-хоровая работа (распевка, повторение ранее выученной песни)

Рефлексия : О чем мы говорили сегодня на уроке? Что такое фольклор? С творчеством какого композитора познакомились? Какие его произведения слушали?)

( Записи в тетради :

Фольклор в музыке русских композиторов.

Фольклор- (от англ. сл.- народная мудрость) это устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.

Устное народное творчество: поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши, пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец.

Анатолий Константинович Лядов (30 апреля 1855- 15 августа 1914)- русский композитор, дирижер, педагог, профессор. Жанры: симфонический, фортепианный, вокальный, фольклорные обработки.

Домашнее задание : Выучить новые определения, записанные на уроке. Изобразить в тетради кикимору.

Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.

Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

Дополнительная литература

3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.

Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.

Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.

Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.

Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.

Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная

Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.

Правильный ответ: колыбельная.

- тема хрустальной колыбельки,

- тема кота Баюна,

Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Образовательные задачи:

Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;

Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;

Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);

Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;

Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;

Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты:

Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;

Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (музыкально-ритмических движениях, пении); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

Материально-техническая база: ноутбук, экран, колонки.

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.

2. Мотивационная беседа

У. Сегодня мы с вами отправимся на машине времени во времена далёкие нашей Руси - матушки.

Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?

Д. Во поле берёза стояла.

У. А кто сочинил эту песню?

Д. Русский народ.

У. А зачем народ создаёт песни?

Д. Чтобы было весело…., чтобы петь во время работы..

У. Какие русские народные песни знаете? (ответы)

У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен, и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. Послушайте, как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли?В боли?

Или в птичьем свисте?

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась?

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Их порою вешней

Ну а песня?С песней

Уч. А на чем он (народ) исполняет свою музыку?

Д. На инструментах.

Уч. А где же он их берёт?

Д. Русские люди сами мастерили инструменты. Поэтому они называются народные.

У. Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

Д. Русский народный фольклор.

Русские народные инструменты.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания русских народных инструментов.

3. Этап подготовки к усвоению нового материала

Давно это было. Жили-поживали себе в маленькой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: колотушка, ложки деревянные, рубель, рожок да трещотки.

.Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Колотушка помогала хозяину, когда был его черед по деревушке с дозором ходить. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Появились в той деревушке однажды скоморохи. Так в старину на Руси называли бродячих, певцов, артистов и музыкантов. Ходили по улицам скоморохи и распевали веселые песни. В субботний день на ярмарочной площади скоморохи давали представление. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на то веселое представление скоморохов.

. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. Они расспрашивали, а музыкальные инструменты с радостью рассказывали удивительные истории о своих путешествиях с хозяевами - скоморохами по белому свету, о том, как им весело живется

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух). Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

4. Этап усвоения новых знаний

У.Сегодня мы с Вами познакомимся с историей создания русских народных ударных инструментов. А какие русские народные ударные инструменты Вы уже знаете?

Д.: ложки, трещотки…А больше никакие вспомнить не можем.

У. Значит пришло самое время узнать новое и интересное.

Разделимся на 3 группы. Каждой группе выдается информация об одном из русских народных ударных инструментов. Необходимо прочитать, выделить ключевые слова, на основании которых можно получить важную информацию об инструменте.

Дети работают в группах, представляют по окончании времени информацию об инструменте (ложки, рубель, колотушки).

У. Молодцы. А вы знаете, как звучат эти инструменты?

Мы с Вами сейчас увидим и услышим их звучание (просмотр видеофрагментов).

У. Мы много с Вами работали, пришло время немного размяться.

6. Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

У. Ребята, а вы знаете что-нибудь о том, какую традиционную обувь носили наши предки зимой?

У. А из какого материала их делают? Как их делают?

Д. Наверное из чьей то шерсти, а как делают - не знаем.

У. Алиса подготовила рассказ о том, как на Руси изготавливали валенки, она нам сейчас расскажет об особенностях этого процесса.

7. Этап вокально - хоровой работы

8. Рефлексия.

У. Ребята, Вам понравился сегодняшний урок? Что особенно запомнилось с урока?

Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок?

Ответы детей. Мы узнали о новых музыкальных инструментах. Узнали о том, что валенки делают вручную. О музыкальных инструментах, которые сначала были предметами быта.

9. Домашнее задание

Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра и предметов быта, которые используются как музыкальные инструменты русским народом.

10. Связь урочной и внеурочной деятельности

У. А знаете ли Вы, что существует народное поверье: если сделать сувенирные валенки, повесить их над входом в дом и загадать (нашептать) желание – оно обязательно сбудется.

Этапы выполнения проекта:

1. Сбор и представление информации о способах валяния валенок в старину, их значении в жизни русского народа, связанных с валенками народных поверий, инструментах и материалах.

Читайте также: