Анализ конспекта логопедического занятия в школе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с ОНР.

Закреплять навыки различения на слух звуков [с]-[ш] и правильного употребления их в речи.

Совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова мышка.

Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже.

Уточнить лексическое значение слов: сундук, шкатулка, пышка, вышка, мушка.

Обогащать словарный запас за счет слов-паронимов.

Развивать мышление, артикуляционную моторику.

Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью музыки; картинный материал (Бабушка-Загадушка, девочка, мальчик, носки, катушка, солнышко, машина, совок и др.); кузовок; раздаточный материал для составления схем звукового анализа; плакат с кроссвордом; сундук, шкатулка.

-Посмотри на эти два предмета: справа от меня сундук, слева – шкатулка. Повтори эти слова за мной.

-Скажи, чем эти предметы отличаются друг от друга?

(Сундук больше, чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок. )

-А в чем их сходство?

(Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.)

-Произнеси слово сундук и выдели первый звук. (С)

-Произнеси слово шкатулка и выдели первый звук. (ш)

-Бери со стола по одной картинке и называй изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с] - картинку в сундук, если [ш], то в шкатулку.

-Какие звуки ты выделял в своих словах? ([с]-[ш])

-Сегодня мы будем различать звуки [с]-[ш] на слух и учиться правильно произносить их.

3. Актуализация имеющихся знаний у ребенка.

-Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

(Губы – улыбаются, зубы – смыкаются, кончик языка упирается в нижние

-А как работают губы, зубы, язык при произнесении звука [ш]?

-Что еще мы можем сказать про эти звуки? (Согласные, глухие)

-Почему ты так считаешь? (Воздух встречает преграду)

-Докажи, что эти звуки глухие.

4. Основная часть.

-Когда услышишь в произнесенных мной словах звук [с], хлопни в ладоши 1раз, а когда услышишь [ш] – 2раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук).

Развитие движений кистей рук.

-Представим, что наша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со…), если пальчики подняты вверх (как наш язычок), то слог ша (шо…).

-Повторяем вслед за мной: са-ша, со-шо, су-шу, шу-су, ши-сы-ши, ес-еш-ес. (Проговаривание вместе с движениями кисти).

-Придумай для мальчика имя, в котором слышатся звуки [с]-[ш]. (Саша)

-Назови мальчика ласково.

На доске 2 картинки – грустные девочка и мальчик, рядом с каждым набор картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка, у мальчика – коляска, совок, синяя сумка, собачка.

-Бабушка-Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названий каждой картинки и соединить эти звуки. (Выставляет и называет картинки – мишка, игрушки, шапка, автобус. - Ребенок повторяет названия, выделяет первые звуки и произносит слово – Миша).

-Имя девочки узнать сложнее, но я немного помогу. (Плакат с кроссвордом и читаю загадки, ребенок записывает ответы по горизонтали).

1.Украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (бусы)

2.Насекомые, очень похожие на пчел. (осы)

3.Состояние покоя и отдыха ночью. (сон)

4.Углубление в земле или снегу. (яма)

-Прочитай имя девочки по вертикале. (Соня)

-Как ты думаешь, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные?

-Может, они не очень довольны своими игрушками? Что сделать, чтобы их развеселить?

-Тогда скажи, что должна отдать Соня Мише?

-А что отдаст Миша Соне?

Динамическая пауза. (Под музыку)

-Я буду читать стихи, а ты будешь подражать животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи бег мелкими шагами

И смешные лягушки. прыжки

Смешные медведи ходит, как медведь

Смешные олени руки – к голове, пальцы раскрыты

Смешные моржи двигается боком

Смешные тюлени бежит с подскоком.

-Скажи, каким животным ты подражал?

-Выполни анализ слова, написанного на картинке (Из кузовка Бабушки-Загадушки картинка мышки).

-Сколько слогов, назови по порядку звуки, дай им характеристику, составь схему слова.

-А теперь предлагаю поиграть со словом мышка. Если заменить первый звук в данном слове, то получится новое слово. Заменим первый звук на звук [п], что получится? (пышка)

-Что обозначает пышка? (круглая булочка)

-Заменим первый звук на [в], что получится? (вышка). Что это?

-Заменим второй звук в слове мышка на [у], что получится? (мушка)

-Как понимаешь слово мушка?

-Вот и закончились задания от Бабушки-Загадушки. Она прощается с нами и уходит, ее ждут в других детских садах. Что хотел бы ты сказать Бабушке-Загадушке?

-А как ты думаешь, она осталась довольна тобой, твоими ответами?

-Мне тоже понравилось, как ты сегодня красиво и грамотно отвечала, молодец!

Анализ индивидуального логопедического занятия.

Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована на этапе дифференциации звуков.

- образовательная: учить различать звуки [С], [Ш] в слогах, словах-паронимах;

- коррекционная: развитие фонематического слуха, развитие навыка звукового анализа, активизация слухового внимания; развитие словаря;

- воспитательная: воспитание доброты, отзывчивости.

3. Соответствие речевого материала целям и теме занятия.

Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

4. Активизация мыслительной деятельности ребенка.

6. Соответствие речевого материала возрасту ребенка и программе.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

7. Использование наглядного материала.


Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления (предметные картинки, таблицы).

8. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.

9. Использование методических приёмов и видов работы.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, разгадывание кроссворда, различные виды работ над словарём и т.д.).

10. Деятельность логопеда на занятии.

Занятие было четко продумано, тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

11. Методика работы над ошибками.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием слов, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

12. Деятельность ребенка на занятии.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.

13. Результативность занятия.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, цели занятия достигнуты.

- способствовать формированию у детей целеустремлённости и самоконтроля.

Тема занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, рассчитано на детей седьмого года жизни. Длительность занятия - 25 мин. Количество детей: 2 (Один ребенок с межзубным сигматизмом, другой - с шипящим сигматизмом).

Форма организации занятия - подгрупповая, что способствует реализации индивидуального и дифференциального подхода.

На занятии логопед сочетала разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (Дети помогали Соне правильно произносить звук). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия.

Содержание занятия соответствовало целям, задания были понятны детям, словесные инструкции и вопросы формулировались логопедом точно и четко.

Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. При затруднении детей использовалась стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок, схем предложений, фишек).

С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие была использованная игровая гимнастика в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек, затем дети дали характеристику звука с опорой на алгоритм.

На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы. Речь детей была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звук, контролировать свою речь.

Логопед реализовал поставленные перед занятием цели. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Анализ занятия в индивидуальной форме с учеником 1 класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Оценка профессионализма учителя-логопеда и его умения создавать "ситуацию успеха".

Рубрика Педагогика
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 22.01.2015
Размер файла 12,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Поставленные учителем - логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно. занятие логопедический речевой алалия

К началу занятия учитель - логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель - логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 - 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно - тематическому плану учителя - логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель - логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психо-физиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

Подобные документы

Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

отчет по практике [45,2 K], добавлен 16.01.2014

Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. Принципы, методы коррекционного воздействия. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. Методика исследования уровня речевого недоразвития. Констатирующий эксперимент, его анализ.

курсовая работа [55,6 K], добавлен 02.02.2011

Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Перечень рекомендаций родителям детей с ОНР. Анализ фронтального занятия логопеда. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения.

отчет по практике [33,4 K], добавлен 02.01.2011

Развитие пассивного и активного словаря в норме, их значение. Особенности развития речи детей с моторной алалией. Характеристика активного и пассивного словаря у детей с моторной алалией. Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 03.02.2011

Режим работы школьного логопедического пункта и расписание логопедических занятий. Основные виды планирования работы учителя-логопеда. Темы, методы, приемы коррекционно-логопедической работы, используемые логопедом при индивидуальной и групповой работе.

отчет по практике [328,1 K], добавлен 23.07.2015

Лабораторное занятие как форма организации обучения. Педагогические основы проведения семинарского занятия. Методика проведения лабораторного занятия. Анализ ГОС и учебного плана по специальности Менеджмент и учебной программы по дисциплине "Статистика".

курсовая работа [39,5 K], добавлен 23.01.2008

Понятие моторной алалии, ее причины. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Дата проведения: 14.03.19 г.

Время проведения: 10.00

Место проведения: кабинет учителя-логопеда

Возраст детей: подготовительная группа

Учитель-логопед :

1) Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать взрослого, выполнять инструкцию, воспитывать положительное отношения к занятиям; воспитывать умения слушать друг друга и анализировать ответы.

1. Соответствие программного содержания занятия и развитию и возрасту детей.

Тема и цель соответствуют содержанию занятия и уровню речевого развития обучающихся. Занятия включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у обучающихся интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. Материал занятия полностью соответствует возрастным особенностям детей данной группы. Для создания психологического комфорта на организационном этапе, использовался психологический настрой – вхождение в сказку.

2. Соответствие речевого материала возрасту детей и программы.

3. Использование наглядного материала.

4. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.

В ходе занятия чувствовалось, что учитель-логопед знает индивидуальные, эмоциональные особенности каждого ребенка, что помогало осуществить правильное дифференцирование произношение звуков Л и ЛЬ на слух и в произношении.

5. Педагогические технологии

6. Деятельность учителя-логопеда и ребенка на занятии.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности, спокойное объяснение трудных заданий. Стиль общения педагога обеспечивал каждому ребенку чувство психологической защищенности, доверия. В данном случае взрослый и ребенок в равной мере являлись субъектами взаимодействия. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность и активность.

7. Эстетика занятия

Внешний вид детей соответствовал подготовленному мероприятию, Внешний вид педагога опрятный, эстетически культурный. Декорация в логопедическом кабинете соответствовала с используемой темой.

Вывод: Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к работе. Фрагменты занятия логически связаны между собой. Задания давались в порядке нарастающей сложности. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Материал занятия соответствовал возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Должность подпись ФИО

Дата подпись ФИО

*указываются конкретные виды деятельности, методы, формы, уровень владения и т. д.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ логопедического занятия.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (количество 6 детей)

Цель посещения: наблюдение и анализ проведения логопедом фронтального

Посетила и анализировала занятие студентка ……………….

Провел занятие педагог - логопед …………………………….

Форма занятия: фронтальное

Для активизации речи, развития познавательных процессов педагог использует комплексно – тематический подход, он в полной мере был применен на занятии.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.
В занятии реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям:

Коррекционно-развивающие задачи . Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи . Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Педагог продумал тип занятия, его структуру, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия.

Так же педагогом логопедом совместно с воспитателями логопедической группы была проведена предварительная работа:

Обращает на себя индивидуальный подход к детям. П едагог уч ел индивидуальный уровень развития речи детей, возрастные, физиологические и психологически - поведенческие особенности.

Индивидуальный подход на занятии позвол ил педагогу слышать в полной мере каждого ребенка, вовремя исправ лять недостатки речевого развития детей, способств овал повышению речевой активности детей.

По ходу проведения занятия видно, что педагог в ходе занятия осознает , что активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления.

Именно для правильного произвольного владения речью на занятии педагог развивает активную речевую деятельность у детей. А для этого он создает положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку.

При организации фронтального логопедического занятия по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод.

Для достижения поставленных целей были применены разнообразные методические приемы, такие как показ, повтор за педагогом, наглядность и др., они носят развивающий характер.

Педагог провел коррекционное занятие, включая в него речевое развитие, ознакомление с окружающим, развитие психических процессов, развитие мелкой и общей моторики, развитие артикуляции с учетом лексической темы.

За время занятия был пополнен и активизирован словарный запас по лексической теме, для этого также использовались и игровые ситуации. Педагог в течение всего занятия контролировал звукопроизношение и грамматически правильность речи детей.

Педагог активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики каждого ребёнка. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Организация, формы работы и привлекаемый педагогом наглядный и речевой материал соответствует лексической теме, возрастным особенностям детей, а также возможностями их речевого и общего психического развития

Учитывая встречающуюся у детей данной группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе занятия воспитателем предусматривались упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

Вопросы которые задавались педагогом предусматривали полные ответы. Различные игровые моменты, предусматривающие ответы детей, были продуманы, так чтобы каждый ребенок, независимо от своего темперамента мог ответить на вопрос, заданный педагогом. В это время другие дети учатся внимательно и доброжелательно дожидаться ответа от другого ребенка, не перебивать его.

Сами коррекционные задачи были подчинены программным, не заслоняли их, а сочетались с ними, и были поданы также в игровой форме.

Понравилось эмоциональное состояние педагога . Она была собрана, доброжелательно настроена по отношению к детям, ее речь ясная, точная, выразительная. В связи с темой педагог своим поведением тоном вызывала у детей чувство гордости за нашу Родину и ее защитникам.

Хорошо был виден контроль со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяли полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Особое внимание уделялось самостоятельности и произвольности речи.

Оптимальным явилось использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагалась детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. В ходе физкультурной минутки дети превращались в самолеты. Такая необычная игровая деятельность вызвала у ребят ярко выраженный интерес и положительный эмоциональный настрой. Это позволило предельно мобилизовать их внимание. Педагог провела пальчиковую гимнастику, которая сочетается с речевым сопровождением в стихотворной форме, что позволило достичь наибольшего обучающего эффекта. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Помимо физкультурной минутки и пальчиковой гимнастики, педагог провела речевую игру на внимание, стоя, с мячом.

Включение игр с двигательной активностью помогло педагогу не дать детям устать во время занятия, так как речевого материала было много. Это одновременно помогло педагогу заинтересовать детей, что играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

На заключительной стадии занятия подводились итоги, т.е. определялась результативность. Педагог отметила каждого ребенка. При индивидуальной оценке отмечалась активность ребёнка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Логопед в ходе занятия достигла поставленных целей,

Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, целесообразность распределения времени между этапами занятия;

Содержание занятия соответствует требованию программы, прослеживается воспитательная направленность;

Логопед в ходе занятия была эмоциональна;

Был использован доступный наглядный материал, отвечающий гигиеническим требованиям;

Педагог тщательно продумал организационные моменты;

На занятии была высокая заинтересованность детей;

В общей мере мне занятие очень понравилось, видно, что педагог работает с душой и дети очень любят посещать занятия данного педагога.

Читайте также: