Второстепенные члены предложения конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели : закрепление и у глубление знаний о второстепенных членах предложения.

образовательные: научатся актуализировать знания о распространенных и

нераспространенных предложениях; развивать у мение различать , дополнять

нераспространённые предложения второстепенными членами.

воспитывать у учащихся толерантность, у мение сотру дничать в паре, в группе; прививать

любовь к русскому языку как родному языку русского народа;

развивать монологическую речь, уме ние сл у шать и слышать, строить речь в диалоге,

придерживаться этических норм общения и сотру дничества при совместной работе над

учебной задачей; в созданных совместно с учителем на у роке ситуациях общения и

сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполага ть, какая

информация нужна для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения

учебной задачи источники информации среди предложенных у чителем; делать выводы на

основе обобщения умозаключений; находить ответы на вопросы, использу я свой

жизненный опыт и информацию, полученну ю на уроке; перерабатывать полученную

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, проговаривать

последовательность действий контролировать результаты работы на у роке.

оформлять свою мысль в устной речи, выска зывать свою точк у зрения, грамотно

формулировать высказывание; сотрудничать с дру гими, договариваться о

последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее

Тема: Второстепенные члены предложения .

  1. Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.
  2. Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.
  3. Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
  4. Создать благоприятные условия , эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщить к здоровому образу жизни.

- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; уметь организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).

- умение оформлять свои мысли в устной форме , умение слушать собеседника, работать в паре;

Демонстрационный материал: э лектронная презентация

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. Тренажеры.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технология: здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания.

Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,

Тому никогда – никогда не понять.

Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь

веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки!

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Цель: улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал.

- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

Ребята, я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент.

Видео диалог детей.

Марианна дала следующий ответ.

Наступила весна. Моросит дождь. Посинел лед. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Галдят воробьи. Проснулось солнышко.

- Ребята, можно ли утверждать, что Катя поняла, что такое ранняя весна?

- А как сделать, чтобы Катя поняла? (Высказывания детей)

- Почему Катя не смогла объяснить, что такое ранняя весна?

( В предложении нужно использовать второстепенные члены)

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета.

Цель: развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

В конце урока проверим ваши предположения.

2. - Что называется предложением?

( Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанны по смыслу .)

Попробуем составить дерево знаний. Ствол – предложение.

Дерево похоже на дерево?-нет. Дерево не красивое. Хотите узнать о предложении? Значит надо дорисовать дерево .

- На какие группы разделите предложения? ( распространённые и нераспространённые предложения )

- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Какой вывод можно сделать: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, а из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

  1. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)

- Нужны ли второстепенные члены предложения?

Вывод ребят: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

  1. Построение проекта выхода из затруднений (цель, тема, план, сроки, способ, средство)
  1. Вдыхать воздух надо как можно глубже, через нос.
  2. Выдыхать воздух носом или ртом плавно без рывков.

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”

Цель: Узнать, (второстепенные член) - что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

Разделимся на группы: заболевания зрения, опрно-двигательного аппарата, нервной системы. (Выбор тренажеров)

Я предлагаю каждой группе работать по маршрутному листу по 3 станциям: обстоятельство, определение, дополнения.

На каждой станции лежат тренажеры, пожалуйста, проходите свой путь от станции к станции со своими тренажерами.

Кладем на голову мешочки с солью. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 5-6 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, чистописание, словарь. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см.

Дети обводят свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань.

Маршрутный лист № 1

1 станция: Обстоятельство

А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает . ……………………………….

Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам, подчеркните графически.

Ночью (………………. ) ударил сильный мороз.

Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.

2 станция: Определение

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Определение: зависит от……………………………….

Б) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.

Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.

Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.

3 станция: Дополнение.

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает………………………. с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)

Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению, подчеркните графически.

На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки

Свежий пушистый снег укрыл (……………..7) землю.

Маршрутный лист № 2

2 станция: Определение

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Определение: зависит от……………………………….

Б ) Поставьте вопрос к каждому определению, подчеркните графически.

Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.

Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.

3 станция: Дополнение.

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает………………………. с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)

Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркните графически .

На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки

Свежий пушистый снег укрыл (……………. ) землю.

1 станция: Обстоятельство

А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает . ……………………………….

Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.

Ночью (………………. ) ударил сильный мороз.

Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.

Маршрутный лист №3

3 станция: Дополнение.

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Дополнение: зависит от……………………………….; обозначает………………………. с которым связано действие; отвечает на …………………………вопросы имён существительных ( кроме именительного)

Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению. Подчеркни графически.

На стекле (…………………?)появились удивительные рисунки

Свежий пушистый снег укрыл (……………. ) землю.

1 станция: Обстоятельство

А)Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Обстоятельство: зависит от ………………………..; обозначает . ……………………………….

Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам. Подчеркните графически.

Ночью (………………. ) ударил сильный мороз.

Лежит (….. …?) на ветке пушистый снежок.

2 станция: Определение

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Определение: зависит от……………………………….

Б)Поставьте вопрос к каждому определению. Подчеркните графически.

Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.

Под ногами хрустит ( ? ) белоснежный ковер.

  1. Первичное закрепление с комментированием во
    внешней речи (4–5 мин)

Индивидуальный тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см. На плотную ткань каждый ученик пришивает в произвольном порядке 20 пуговиц разных размеров. Теперь можно снять обувь и потоптаться на коврике.

Вы завершили свою работу.

  1. В конвертах лежат определения второстепенных членов. (Каждая группа рассказывает о данном второстепенном члене и дополняет древо знаний)
  2. Составление конструктора . ( Из каждой группы 1 ученик составляет конструктор)

Обстоятельство: как? когда? где? куда? откуда?, что обозначает, графическое изображение.

Определение: какой? какая? какое?, что обозначает, графическое изображение.

Дополнение: падежные вопросы, что обозначает, графическое изображение

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
    (3–5 мин)

Элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Вернемся к нашему тексту. Ваши знания. которые вы получили на уроке помогут вам составить и записать текст, в котором говорится о ранней весне. Самостоятельная запись.

Наступила ранняя весна. Моросит мелкий дождь. Посинел толстый лед. Весело зажурчали ручьи. Надулись смолистые почки. Шумно галдят веселые воробьи. Проснулось яркое солнышко.

  1. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. Цель: развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

Проверим ваши предположения. На ваших столах лежат лепесточки. Подтвердились ваши предположения?

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения, потому что……

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Второстепенные члены предложения.

Задачи: ознакомление с определением второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты:

- узнают отличительные признаки служебных частей речи от самостоятельных;

- научатся находить служебные части речи в предложениях

Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

- проявление интереса к новому учебному материалу;

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование: Л. Я. Желтовская О.Б Калинина Русский язык. Учебник для 4-го класса. Стр. 74-75; компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе.

Учитель: Норек Елена Геннадьевна

Предмет: русский язык, 4-Акласс

Тема урока: Второстепенные члены предложения.

Задачи: ознакомление с определением второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты:

- узнают отличительные признаки служебных частей речи от самостоятельных;

- научатся находить служебные части речи в предложениях

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу;

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Оборудование: Л. Я. Желтовская О.Б Калинина Русский язык. Учебник для 4-го класса. Стр. 74-75; компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе.

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Мотивировать обучающихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

Подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.

- создать условия для положительного настроя обучающихся;

- напомнить о важности аккуратной работы.

- Ребята! Здравствуйте, садитесь!

Вот и встретились мы снова

- Я рада видеть вас на уроке русского языка.

Запишите в тетради дату, классная работа.

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

- Я желаю вам на уроке найти новые секреты русского языка.

Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, которые ставит сложная и динамичная деятельность.

Приведённый пример урока русского языка показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий выполняются, это прослеживается в учебнике русского языка Л.Я Желтовской. Процесс этот целенаправленный, систематический, методически разработанный, а, значит, гарантированно результативный.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием ИКТ.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием ИКТ.

Предмет: русский язык.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе.

Методические задачи урока:

создать условия для успешного закрепления изученного материала: использование второстепенных членов предложения.

формировать умение выделять второстепенные члены других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, индивидуально.

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к русскому языку.

Основные дидактические методы: деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, презентация.

Учебные пособия: Русский язык:4класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/Л.Я.Желтовская АСТ* Астрель, 2014, толковый словарь С.Ожегова.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

Русский язык:4 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/Л.Я.Желтовская АСТ* Астрель, 2014, толковый словарь С.Ожегова.,Ушаков

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, которые ставит сложная и динамичная деятельность.

Приведённый пример урока русского языка показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий выполняются, это прослеживается в учебнике русского языка Л.Я Желтовской. Процесс этот целенаправленный, систематический, методически разработанный, а, значит, гарантированно результативный.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Самоопределение к деятельности.

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Речевая разминка.

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

- Может вы уже устали?

- Мы таких с собой не брали.

- Может ляжем отдохнём?

- Лучше мы урок начнём! Начнём урок.

Подготовка к восприятию нового материала. Включение в деловой ритм.

2 Минутка чистописания

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

совершенствовать орфографические навыки

-фиксировать учащимися индивидуальные затруднения.

Работают со словами

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(Слайд 1)3 Актуализация знаний

- Для чего проводим минутку чистописания?

Книга — самый дорогой подарок.

Как понимаете смысл данной пословицы?

Из каких значимых частей слова состоит слово подарок ?

Подберите однокоренные слова.

Какие слова мы можем использовать в предложении, как главные члены предложения?

Какое слово осталось без "внимания". Почему?

Подготовить свободу движений руки при ускорении письма, предупреждая уподобление элементов букв.

Проверить способность детей высказывать мысли.

Учить подготавливать обобщение, вывод на основе нескольких источников.

Книга самый дорогой подарок - эта пословица не в прямом смысле. Идёт речь о том что книга может рассказать самое интересное, ответить на разные вопросы. Это для некоторых людей самый лучший друг.

прилагательное чаще не является гл.членом предложения.

Постановка учебной задачи.

- выявить место (шаг, операция) затруднения

Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Используем второстепенные члены предложения

Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий и решение с проговариванием во внешней речи

Читайте также: