Технологические свойства металлов и сплавов конспект

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование и УНП: а) для учителя: плакаты, образцы металлов.

б) для учащихся: плакаты, образцы металлов.

Металлы и их свойства.

Литература для учащихся: Технология 7 кл. Литература для учителя: Технология 7 кл.

I. Орг. часть (3 мин.)

1.1 Контроль посещаемости.

1.2 Проверка спецодежды и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания ( 5-7 мин.)

  1. Проверка знания учащихся прошлого задания
  2. Вопросы к классу:
  1. Из каких основных частей состоит штангенциркуль?
  2. Какие измерения можно выполнять штангенциркулем?
  3. Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?
  1. штангенциркуль состоит из: штанги с неподвижными губками - верхней и нижней, подвижная рамка с верхней и нижней губками, к которой прикреплен глубиномер.
  2. Измерение наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий.
  3. Точностью до 0,1мм.
  1. Изложение нового материала (15 мин.)

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, вы должны правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Как вы знаете, металлы в технике применяются не в чистом виде, а в виде сплавов. Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении. Выбор подходящего для вашего изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства.

Каждый металл и сплав обладает определенными механическими и технологическими свойствами.

К механическим свойствам относят прочность, твердость, упругость, вязкость, пластичность.

Прочность - способность металла или сплава воспринимать, действующие нагрузки не разрушаясь. Например, если сделанные вами подвески для стенда не разрушаются от веса стенда при закреплении его на стене, значит, они обладают достаточной прочностью.

Твердость - свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала. Например, если на стальную и медную пластины нанести лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием, то в медной пластине глубина лунки будет больше, чем в стальной. Это свидетельствует о том, что сталь тверже меди.

Упругость - свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил. Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре нее поместить небольшой груз, то она прогнется на некоторую величину, а после снятия груза примет первоначальное положение. Это показывает, что материал линейки обладает упругостью.

Вязкость - свойство тел поглощать энергию при ударе.

Пластичность - способность изменять, форму под действием внешних сил не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибки, прокате, штамповке заготовок.

К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.

Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство основано на использовании механического свойства - пластичности.

Жидкотекучесть - свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.

Обрабатываемость резанием - свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием (различными инструментами).

Свариваемость - свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

Коррозионная стойкость - свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

Все металлы и сплавы подразделяются на черные и цветные. К черным относят железо и сплавы на его основе - сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы - цветные.

Часто сплавы обладают лучшими свойствами, чем их составные части. Например, чистое железо имеет очень низкую прочность, а сплавы железа с углеводом гораздо более высокую. Если углерода в сплаве меньше 2%, то такой сплав называют сталью. Если углерода от 2% до 4%, то это - чугун.

Сталь не только прочный, но и пластичный материал, хорошо поддающийся механической обработке. Из конструкционной стали делают детали машин и конструкций, а добавляя в сталь хром, вольфрам и другие металлы, получают очень твердые инструментальные стали, из которых изготавливают режущие инструменты для обработки металлов.

Чугун - хрупкий сплав, в связи с чем его используют для изделий, которые в последствии не будут подвергаться ударам. Чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают качественные и сложные отливки: станины станков, радиаторы отопления и другие изделия.

Из цветных сплавов наибольшее распространение в технике получили латунь, бронза, дюралюминий.

Латунь - сплав меди с цинком, желтого цвета. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

Бронза - сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и др., желто-красного цвета. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных кранов и зубчатых колес, для отливки художественных изделий (скульптур, украшений и др.), в электротехнике.

Дюралюминий ~ сплав алюминия с медью, магнием, цинком и др., серебристого цвета. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.

  1. Технико - технические сведения.
  2. Демонстрация дио-, кино-, видео фрагментов.
  3. Безопасные приёмы труда при работе.
  4. Закрепление нового материала (Змин.). -Вопросы классу: 1) Что такое сплав?
  1. Назовите механические свойства металлов и сплавов?
  2. Назовите технологические свойства металлов и сплавов?
  3. Чем отличается сталь от чугуна? Предполагаемые ответы:
  1. Сплав получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенным соотношении.
  2. Твердость, прочность, упругость, вязкость, пластичность.
  3. Ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость, коррозийная стойкость.

4) Стань это сплав железа с углеродом, содержание углерода до 2% Чугун - это сплав железа с углеродом, содержание углерода от 2% до 4%.

IV.Выполнение практической работы

4.1 -Демонстрация эталонного изделия и разбор технологии по карте -Показ трудовых приёмов -Правила ТБ

4.2 Самостоятельная работа учащихся(70% учебного времени) -Текущий инструктаж

  1. фронтальный - демонстрация типичных ошибок, допускаемых учащимися. Объяснение причин этих ошибок и способов их устранения. Б)групповой
  2. индивидуальный

Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов

Проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую последовательность.

Проверить правильность размеров и ведение учащимися контроля.

Провести приёмку и оценку работ. Выдать дополнительную работу

наиболее успевающим ученикам.

V. Заключительный инструктаж.(7 мин.) 5.1.

5.2. Уборка рабочих мест (8 мин.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развернутый план конспект урока по УМК \'\'Happy English. ru 5\' by K. I. Kaufman

Данный развернутый план конспект по английскому языку составлен для 5 класса по УМК \'\'Happy English. ru 5" K. I. Kaufman. Основная тема урока - порядок слов в предложении.


План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава.


Цель урока: · знать условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными;·.


План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины"

План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины".


Все основные качества металлов и их сплавов можно классифицировать по целому ряду показателей, каждый из которых оказывает существенное влияние на определение сферы применения материала.

  • К физическим свойствам металлов относят их вес, теплоемкость, способность проводить электрический ток и другие подобные показатели. Всем понятно, что применение, например, чугуна невозможно в авиастроении, а любой металл, отлично проводящий электричество не применим в производстве изоляторов.
  • Механические свойства определяются способностью противостоять различным нагрузкам, к ним относятся твердость, пластичность, упругость и многие другие качества.
  • Эксплуатационные качества характеризуют возможность применения металла для эксплуатации в различных условиях — стойкость к истиранию, воздействию высоких и низких температур, и так далее.
  • Химические свойства металлов и сплавов определены способностью элементов, входящих в их состав, вступать в реакции с другими веществами. Так, например, всем известно, что золото не поддается воздействия кислот, чего не скажешь о других видах металла.
  • Технологические свойства материала определяют перечень производственных процессов, которые применимы к металлу в последующей обработке.

Металлы — технологические свойства

К основным технологическим свойствам стоит отнести следующие характеристики:

металлы - технологические свойства

  • Жидкотекучесть (литейность) — способность материала в расплавленном состоянии заполнять литейную форму, без оставления пустот.
  • Свариваемость — способность выполнять неразъемные соединения деталей под действием различных видов сварки (газовая, электрическая, давлением).
  • Ковкость (деформируемость) — возможность менять форму изделия в горячем состоянии или при нормальной температуре под воздействием давления.
  • Прокаливаемость — способность улучшения различных свойств металла путем закалки на различную глубину.
  • Возможность выполнения обработки металла при помощи режущего оборудования показывает возможность выполнения токарных и фрезерных операций.

Все эти технологические свойства металлов и сплавов в комплексе и определяют дальнейшую сферу применения.

1.3. Технологические и эксплуатационные свойства

К технологическим свойствам относят литейные свойства, ковкость, свариваемость и обрабатываемость режущим инструментом.

Литейные свойства

– способность металла или сплава заполнять литейную форму, обеспечивать получение отливки заданных размеров и конфигурации без пор и трещин во всех ее частях.

– способность металла или сплава деформироваться с минимальным сопротивлением под влиянием внешней приложенной нагрузки и принимать заданную форму. Ковкость зависит не только от структуры материала, но и от внешних факторов, например, температуры нагрева.

Свариваемость

– способность материала образовывать неразъемные сварные соединения. Материалы бывают хорошо и ограниченно свариваемые. Свариваемость зависит от структуры материала и технологии сварки.

Обрабатываемость

– свойство материала поддаваться обработке резанием. Критериями обрабатываемости являются режимы резания и качество обработанной поверхности.

Работоспособность любой детали во многом определяется эксплуатационными свойствами материала. Эти свойства учитывают особенности эксплуатации машины в конкретных условиях.

Прокаливаемость

– способность стали воспринимать закалку; характеризуется глубиной проникновения закаленного (мартенсит, или полумартенсит) слоя в объем закаливаемого изделия. Прокаливаемость определяется критической скоростью закалки, зависящей от состава стали. Легированные стали, вследствие более высокой устойчивости переохлажденного аустенита и соответственно меньшей критической скорости охлаждения, прокаливаются на большую глубину, чем углеродистые. Сильно повышают прокаливаемость Mn, Mo, Cr, Ni. Существует много методик оценки прокаливаемости, наиболее применяемым из которых до настоящего времени является метод торцовой закалки, при котором определяют твердость, как функцию расстояния от охлаждаемого струей закалочной жидкости торца цилиндра с изолированной боковой поверхностью.

Износостойкость

– способность материала сопротивляться поверхностному разрушению (истиранию) под действием внешнего трения.

Жаропрочность

– способность сплава сохранять высокие механические характеристики (ползучесть и прочность) при высоких температурах.

Глава 2. Черные и цветные металлы и сплавы

2.1. Общие сведения о стали

В технике значительно чаще применяют не чистые металлы, а сплавы, состоящие из двух или нескольких элементов. Основными конструкционными материалами для машиностроительного производства служат сталь, чугун и сплавы цветных металлов на основе меди, алюминия, магния, титана.

– сплав железа с углеродом (массовая доля С не более 2,14 %), в который добавляют легирующие элементы для создания сталей с требуемыми механическими, технологическими и особыми эксплуатационными свойствами.

В сталях также содержатся и вредные примеси: сера (вызывает красноломкость) и фосфор (вызывает хладноломкость). Эти примеси не удается полностью удалить со шлаком по природным и технологическим причинам.

Красноломкостью

называется свойство стали давать трещины при горячей обработке давлением (ковка, штамповка, прокатка) в области температур красного или жёлтого каления (850-1150 °С). Красноломкость обусловливается главным образом распределением некоторых примесей (серы и меди) по границам зёрен металла.

Хладноломкостью

называется склонность металла к переходу в хрупкое состояние при понижении температуры. Хладноломкостью обладают железо, вольфрам, цинк и другие металлы, имеющие объемно-центрированную кубическую или гексагональную плотноупакованную кристаллическую решетку.

Рассмотрим влияние температуры Т

(°C) на характер деформации материала, которая оценивается относительным удлинением δ (%) (рис. 5). При температурах материала менее значения
Т
н предел прочности на разрыв меньше предела текучести. В этом случае металл разрушается без предварительной деформации, то есть находится в хрупком состоянии. Переход из хрупкого состояния в вязкое осуществляется в интервале температур от
Т
н до
Т
в, где
Т
н – нижняя, а
Т
в – верхняя границы интервала. При достижении температуры
Т
в и выше, предел прочности металла становится больше предела текучести, что приводит сначала к деформированию, а затем и к разрушению материала. Такое состояние называется вязким.

Основными способами выплавки стали являются: конверторный (55 %), в дуговых электропечах (25 %) и в мартеновских печах (20 %).


Рис. 5. Влияние температуры на состояние материала

Конверторный способ

получения стали позволяет использовать в качестве шихты жидкий чугун, до 50 % металлического лома, руду, флюс. Сжатый воздух под давлением (0,3-0,35 МПа) поступает через специальные отверстия. Теплота, необходимая для нагрева шихты, получается за счет химических реакций окисления углерода и примесей, находящихся в чугуне.

Производство стали в конверторах постепенно вытесняет производство ее в мартеновских печах. Вместимость современных конверторов достигает 600 тонн. Наибольшее развитие получает кислородно-конверторное производство стали, так как использование кислорода обеспечивает резкое (на 40 %) повышение производительности. Недостатки способа: повышенный расход огнеупорных материалов и высокий угар (потеря) металлов.

Огнеупорные материалы – это материалы, отличающиеся повышенной прочностью при высоких температурах и химической инертностью. Они применяются для производства печей, используемых в металлургических процессах, и других высокотемпературных агрегатов (реакторов, двигателей, и т.д.). Состав огнеупорных материалов представляют собой керамическую смесь тугоплавких окислов, силикатов, карбидов, нитридов, боридов, обладающих огнеупорностью не ниже 1580 °C.

Угар – уменьшение массы металлов в процессе плавки. При этом образуются химические соединения металла с веществами, находящимися в зоне плавления, которые переходят затем в шлак и газовую фазу.

Производство стали в электрических печах

– наиболее совершенный способ получения специальных и высококачественных сталей. Сталь выплавляют в дуговых или индукционных электропечах. Наиболее распространены дуговые электропечи вместимостью до 270 тонн. При плавке стали в электропечах используют как стальной скрап (металлические отходы, поступающие в переплавку для изготовления годного металла) и железную руду, так и жидкие стали, поступающие из мартеновской печи или конвертера.

Лом металлов (цветных, чёрных) –

это различные металлические изделия и конструкции, подлежащие повторной переработке. Металлоломом называют также пришедшие в негодность металлические вещи либо специально собираемый на пунктах сбора и приема металлический мусор.

Технологические свойства стали

Сталь считается одним из самых распространенных металлов, ее технологические свойства зависят от химического состава, различные примеси, входящие в нее, могут улучшить или ухудшить данные характеристики.

    Увеличение в составе стали углерода значительно повышает ее прокаливаемость, в тоже время она понижает ее пригодность к ковке. Для

Технологические свойства сплавов и металлов


выполнения этой операции, а также прокатки, содержание углерода не должно превышать 1,4%.

технологические свойства металлов и сплавов

К негативным примесям, существенно влияющим на технологические характеристики, можно отнести серу и фосфор. Излишек данных веществ может привести к красноломкости и хладноломкости соответственно. То есть сталь с избытком серы становится хрупкой при нагреве, а если в ней присутствует большое количество фосфора, то она будет ломаться при отрицательных температурах. Именно поэтому при выплавке стали многие усилия направлены на снижение данных примесей в металле, но, к сожалению, избавиться от них полностью не выходит.

Как видите, химические составляющие стали оказывают огромное значение на ее технологические свойства, поэтому при выборе метода обработки должен выполняться тщательный анализ состава сплава, в противном случае могут возникнуть проблемы, как в производстве, так и при эксплуатации изделия.

Общая характеристика металлических изделий

Современная металлургическая промышленность предлагает большое разнообразие видов металлических изделий. К самым распространенным из них относится металлический прокат, то есть изделия, которые производят на специальных станках методом горячей либо холодной прокатки.

Говоря о свойствах металлических изделий, стоит отметить, что сортовой прокат обладает самой разнообразной номенклатурой, где принято выделять простые и фасонные профили.

Прокатные цеха изготавливают примерно две тысячи размеров простых профилей, более тысячи фасонных общего потребления, а также около полутора тысяч размеров профилей специального назначения. Простыми называют профили с сечением в виде геометрических фигур, таких как круг, полукруг, овал, сегмент, шестигранник, квадрат, треугольник, полоса плоского сечения, пр.

Прокат сложного поперечного сечения обозначают как фасонные профили. В данной группе выделяют профили общего или массового потребления и специального назначения. К первым относятся уголки, швеллеры, двутавровые балки, шестигранные профили, пр. Тогда как вторые представлены трамвайными и железнодорожными рельсами широкой и узкой колеи, профилями сельскохозяйственного машиностроения, нефтяной и электропромышленности, пр. Из цветных металлов обычно производятся простые профили.

Размеры являются еще одним важным нюансом, о котором не стоит забывать, говоря на тему свойств металлических изделий. Сортовой прокат делят на:

  • Крупный. Сюда относят круглую сталь диаметром 80–250 мм, квадратную со стороной 70–200 мм, периодические арматурные профили № 70–80, угловая сталь с шириной полок 90–250 мм, швеллеры и двутавровые балки обычные и облегченные высотой 360–600 мм. Также в эту категорию входят специальные широкополочные двутавры и колонные профили высотой в пределах 1 000 мм, шестигранная сталь до № 100, железнодорожные рельсы массой 43–75 кг на метр длины изделия, полосовая сталь шириной не более 250 мм, пр.
  • Средний. Речь идет о круглой стали диаметром 32–75 мм, квадратной со стороной 32–65 мм и шестигранной до № 70. Здесь же представлен стальной периодический арматурный профиль № 32–60, двутавровые балки высотой до 300 мм, швеллеры высотой 100–300 мм, рельсы узкой колеи Р18 – Р24, штрипсы с сечением до 8×145 мм и фасонные профили.
  • Мелкий. Такая круглая сталь имеет диаметр 10–30 мм, квадратная со стороной 3,2–31 мм, сюда же относят периодический арматурный профиль.

В качестве элементов строительных конструкций применяют листовую и сортовую сталь. Нередко используют вторичные профили, то есть сварные, для изготовления которых соединяют полосы или листы, и гнутые. Для изготовления вторых прибегают к холодной гибке полос и листов.

Металл

Не секрет, что все вещества в природе делятся на три состояния: твердые, жидкие и газообразные. А твердые вещества в свою очередь делятся на металлы и неметаллы, разделение это нашло свое отображение и в таблице химических элементов великого химика Д. И. Менделеева. Наша сегодняшняя статья о металлах, занимающих важное место, как в химии, так и во многих других сферах нашей жизни.

Химические свойства

Все мы, так или иначе, но сталкиваемся с химией в нашей повседневной жизни. Например, во время приготовления еды, растворение поваренной соли в воде является простейшей химической реакцией. Вступают в разнообразные химические реакции и металлы, а их способность реагировать с другими веществами это и есть их химические свойства.

Среди основных химических свойств или качеств металлов можно выделить их окисляемость и коррозийную стойкость. Реагируя с кислородом, металлы образуют пленку, то есть проявляют окисляемость.

Аналогичным образом происходит и коррозия металлов – их медленное разрушение по причине химического или электрохимического взаимодействия. Способность металлов противостоять коррозии называется их коррозийной стойкостью.

металл

Физические свойства

Среди основных общих физических свойств металлов можно выделить:

  • Плавление.
  • Плотность.
  • Теплопроводность.
  • Тепловое расширение.
  • Электропроводность.

Важным физическим параметром металла является его плотность или удельный вес. Что это такое? Плотность металла – это количество вещества, которое содержится в единице объема материала. Чем меньше плотность, тем металл более легкий. Легкими металлами являются: алюминий, магний, титан, олово. К тяжелым относятся такие металлы как хром, марганец, железо, кобальт, олово, вольфрам и т. д. (в целом их имеется более 40 видов).

Способность металла переходить из твердого состояния в жидкое, именуется плавлением. Разные металлы имеют разные температуры плавления.

плавка металла

Скорость, с которой в металле проводится тепло при нагревании, называется теплопроводностью металла. И по сравнению с другими материалами все металлы отличаются высокой теплопроводностью, говоря по-простому, они быстро нагреваются.

Помимо теплопроводности все металлы проводят электрический ток, правда, некоторые делают это лучше, а некоторые хуже (это зависит от строения кристаллической решетки того или иного металла). Способность металла проводить электрический ток называется электропроводностью. Металлы, обладающие отличной электропроводностью, это золото, алюминий и железо, именно поэтому их часто используют в электротехнической промышленности и приборостроении.

Механические свойства

Основными механическими свойствами металлов является их твердость, упругость, прочность, вязкость и пластичность.

При соприкосновении двух металлов могут образоваться микро вмятины, но более твердый металл способен сильнее противостоять ударам. Такая сопротивляемость поверхности металла ударам извне и есть его твердость.

Чем же твердость металла отличается от его прочности. Прочность, это способность металла противостоять разрушению под действием каких-либо других внешних сил.

Под упругостью металла понимается его способность возвращать первоначальную форму и размер, после того как нагрузка, вызвавшая деформацию металла устранена.

Способность металла менять форму под внешним воздействием называется пластичностью.

Технологические свойства

Технологические свойства металлов и сплавов важны в первую очередь при их производстве, так как от них зависит способность подвергаться различным видам обработки с целью создания разнообразных изделий.

Среди основных технологических свойств можно выделить:

  • Ковкость.
  • Текучесть.
  • Свариваемость.
  • Прокаливаемость.
  • Обработку резанием.

Под ковкостью понимается способность металла менять форму в нагретом и холодном состояниях. Ковкость метала, была открыта еще в глубокой древности, так кузнецы, занимающиеся обработкой металлических изделий, превращением их в мечи или орала (в зависимости от потребности) на протяжении многих веков и исторических эпох были одной из самых уважаемых и востребованных профессий.

кузнец

Способность двух металлических сплавов при нагревании соединяться друг с другом называют свариваемостью.

Текучесть металла тоже очень важна, она определяет способность расплавленного метала растекаться по заготовленной форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку технологии "Свойства металлов и сплавов" 6 класс.

Тема: Свойства металлов

- изучить свойства металлов.

Задачи урока:

образовательная:

- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;

развивающая:

- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;

- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;

воспитательная:

- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;

- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.

Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.

Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.

Продолжительность урока: 90 мин.

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин.

2. Постановка цели, повторение пройденного материала – 7 мин.

4. Закрепление нового материала – 12 мин.

5. Лабораторно-практическая работа – 35 мин.

5. Подведение итогов урока – 10 мин.

1. Организационно-подготовительная часть:

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель:Посмотрите, пожалуйста, на предметы на ваших столах, что у них общего? Из чего они сделаны?

Предполагаемые ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.

Учитель:Как вы определили, что это металл?Что такое металл? Что такое сплав?

Ответы учащихся.(Слайды 2-3)

Учитель:Какие виды цветных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Алюминий, медь и сплавы – латунь, бронза, дюралюминий.

Учитель:Какие виды чёрных металлов вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе – сталь и чугун.

Учитель:В чём разница между сталью и чугуном? По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?

Ответы учащихся.

Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается – сталь. Пластина № 2 – чугун – нет. Какой вывод мы можем сделать?

Предполагаемые ответы учащихся:Сталь более пластична, чем чугун.

Учитель:Как мы это определили?

Предполагаемые ответы учащихся:Провели опыт, на практике.

Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.

Механические свойства металлов

Учитель:Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Проведём практическую работу и исследуем механические свойства металлов. Заполним кластер по ходу выполнения работы. (Слайд 6) (Приложение 1)

Учитель: Повесьте на данные металлические подвески нашу полку. Подвески не разрушаются от его веса. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся: Значит они обладают достаточной прочностью. (Слайд 7)

Учитель: Сделайте в стальной и медной пластине лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием. В какой пластине глубина лунки будет больше? О чём это свидетельствует?

Предполагаемые ответы учащихся:Глубина лунки будет больше в медной пластине, т.к. твёрдость стали больше. (Слайд 8)

Учитель: Прикрепите к металлической пружине небольшой груз, а затем снимите его. Что произойдет с пружиной?

Предполагаемые ответы учащихся:Она растянется, а после снятия примет первоначальную форму.

Учитель: О каком свойстве металла идёт речь?

Предполагаемые ответы учащихся:Об упругости. (Слайд 9)

Учитель: Возьмитеметаллическую проволоку и согните её. О каком свойстве идет речь? Предполагаемые ответы учащихся:О пластичности.(Слайд 10)

Физкультминутка

Учитель:Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.

Технологические свойства металлов

Учитель:Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)

Учитель:Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)Предполагаемые ответы учащихся:Ковкость. (Слайд 12)

Учитель:Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)

Предполагаемые ответы учащихся:Жидкотекучесть. (Слайд 14)

Учитель:Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)

Предполагаемые ответы учащихся:Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)

Учитель:Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)

Предполагаемые ответы учащихся:Свариваемость. (Слайд 18)

Учитель:Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь. (Слайд 19)

Предполагаемые ответы учащихся: Коррозионная стойкость. (Слайд 20)

Учитель:Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)

4. Закрепление нового материала.

Учитель: Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.

Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 22-23)

Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки? (Слайды 24-25)

Сопоставьте механические свойства металла и его определение. (Слайды 26) (Приложение 2)

Сопоставьте технологические свойства металла и его определение. (Слайды 27) (Приложение 3)

5. Лабораторно-практическая работа

Учитель:А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов. Задание для лабораторной работы вы найдёте в учебнике на страницах 103-104. Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь. (Приложение 4)(Слайд 30)

(После выполнения работы ученики обмениваются тетрадями, обсуждают получившийся результат, проверяют и оценивают работу друг друга).

6. Подведение итогов урока

Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?

Предполагаемые ответы учащихся:Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.

Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.

(Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.)

Список источников

Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 кл. - М.: Вентана –Граф


Приложение 1

Читайте также: