Театр и киноискусство 20 века культурная дополняемость конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Театр и киноискусство XX в: культурная дополняемость." — Транскрипт:

1 Театр и киноискусство XX в: культурная дополняемость

2 Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Основатели: К.С. Станиславский В.И. Немирович-Данченко О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская.

3 СТАНИСЛАВСКИЙ (Алексеев) Константин Сергеевич ( ) актер, режиссер, педагог, теоретик сценического искусства. С. автор творческой системы воспитания актера, основные принципы которой изложены в книгах Работа актера над собой (1938) и Работа актера над ролью (1957). Ядром системы С. являются учение о сверхзадаче и метод физических действий. В отличие от других теоретических направлений (в том числе от психоаналитических концепций, восходящих к 3.Фрейду), С. считал побудителем творчества сверх-сверхзадачу художника (актера, режиссера) потребность познания и воплощения жизни человеческого духа. Эта потребность конкретизируется в сверхзадаче роли, т. е. в тех целях, которым подчинено сквозное действие сценического персонажа. Сверхзадача определяется сверхсознанием (творческой интуицией) художника и лишь частично может быть переведена с языка образов на язык логики. Переживания актера непроизвольны и в значительной мере регулируются его подсознанием. Сознанию и воле подвластны только действия изображаемого актером сценического персонажа, на которых С. предлагал сосредоточить внимание исполнителя. Система С. и открытый им метод физических действий оказали огромное влияние на театральную культуру XX века, явились вкладом в исследование психологии сценического искусства.

4 Немирович-Данченко Владимир Иванович - талантливый драматический деятель и беллетрист, брат предыдущего. Родился в 1858 г.; образование получил в Московском университете. Еще в бытность студентом состоял театральным критиком в "Русском Курьере". Был членом московского литературно-театрального комитета и преподавал в Московском театральном училище сценическое искусство. Крупное место в истории русского театра Немирович-Данченко занимает как основатель, вместе со Станиславским, Московского Художественного театра. Начиная с 1882 г. (не имевшая успеха пьеса "Наши Американцы"), поставлены были в Москве и других городах комедии Немировича-Данченко: "Шиповник", "Счастливец" (1887), "Последняя воля" (1888), "Новое дело" (1890) и драмы: "Темный бор" (1884), "Соколы и Вороны" (в сотрудничестве с князем Сумбатовым ), "Цена жизни" (1896), "В мечтах" (1902) и др., отводящие автору заметное место среди современных драматургов. Из небольших рассказов и повестей Немировича Данченко выделяется повесть "С дипломом" ("Артист", 1892). Более крупные беллетристические произведения Немировича-Данченко: "На литературных хлебах" (1891), "Старый дом" (1895), "Губернаторская ревизия" (1896), "Мгла", "Драма за сценой", "Сны" (1898), "В степи" (1900), сборник рассказов "Слезы" (1894). Произведения Немировича-Данченко, при тщательной отделке деталей и обрисовке характеров, отличаются определенностью мысли. В своих больших романах он изображает крушение высоких стремлений и благих порывов людей, не лишенных таланта, но не имеющих достаточно силы воли и характера для борьбы с препятствиями и для усидчивого труда. Самые порывы этих людей вытекают из искания ими смысла жизни. Дать идеалистический ответ на вопрос, в чем заключается смысл жизни, Немирович-Данченко пытается и в своей драме: "Цена жизни". С. В. СтаниславскимСумбатовым

5 1904 г. в Петербургский театр В.Ф. Комиссаржевской Главным режиссером ее театра был В.З. Мейерхольд. Основательница В.Ф. Комиссаржевская в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр Основатель Е. Таиров Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг.

6 Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.

7 1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм "Стенька Разин" до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч фильмов Одной из новых черт культурной жизни России рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский предприниматель Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на создание учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинский финансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферу искусства.

10 - можете ознакомиться с кинотеатральным искусством

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Театр и киноискусство ХХ века.

Класс: 11. Дата: 12.02.2020

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: познакомить учеников с художественной культурой 20 века, изучить особенности её литературы, музыкального искусства.

Ученики должны знать: о развитии театра и киноискусства 20 века, о влиянии творчества первых режиссеров на последующую культуру кино.

Ученики должны уметь: пользоваться приобретенными знаниями и умениями для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды, развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно творческие способности

Оборудование: мультимедиа, презентация, учебник.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

- о литературе каких стран мы говорили?

- о каких писателях и направлениях шла речь?

- в чем особенность музыки начала 20 века?

- каких композиторов мы можете вспомнить?

3. Восприятие нового материала.

В конце XIX в. ветер перемен затронул и театральное искусство. Режиссеры-новаторы выдвигали идеи радикального преобразования сценического искусства. Многие видели: театральное дело ведется из рук вон плохо, старые традиции выдохлись, искусство сцены теряет былой престиж.

Развитие европейского театрального искусства всегда зависело от литературной основы будущего спектакля. На протяжении многовековой истории облик трагедий, драм, комедий не раз менялся под влиянием творческих установок авторов пьес. Шекспир, нарушая привычную логику жанра высокой трагедии, вводил в свои сочинения комедийные элементы. Веком позже Мольер столь беспощадно громил людские страсти и пороки, что многие эпизоды его комедий далеко выходят за рамки смешного. В XX в. определяющей фигурой театрального спектакля стал режиссер.

В XX в. кинофильмы стали школой нравственности, зачинателями моды; они формировали вкусы, создавали имиджи и мифы, и, конечно же, заставляли плакать и смеяться миллионы людей во всех концах земного шара. Без кино сегодня невозможно представить становление и других, еще более молодых экранных зре- лищ: телевидения, видео, компьютерных искусств (в том числе таких последних достижений техники, как компьютерный перформанс, компьютерная анимация, компьютерная графика).

4. Первичное закрепление знаний.

1.Кто изобрёл кино?

2.Кто изобрел фотопленку?

3.Когда появилось кино?

4.Как называется первый сюрреалистический фильм, авторами которого были Луис Бунюэль и Сальвадор Дали?

6.Что повергло в страх зрителей на первом киносеансе?

8.Кто известен как самый знаменитый режиссер и актер американского немого кино?

9.Как называется первый звуковой фильм в истории кино?

10.На какой исторический сюжет был снят Дранковым первый русский игровой фильм?

12.Как называется крупнейший киноконцерн в США по производству кинофильмов?

13.Как называется первый цветной фильм в истории киноискусства?

5. Итоги урока. Рефлексия.

- Что вы сегодня узнали?

- о чем мы сегодня говорили?

- какой путь проделало киноискусство прежде чем стать таким популярным жанром, как сейчас?

- чем кино начала века отличается от кинокартин сегодня?

6. Домашнее задание

План-конспект урока по Мировой художественной культуре в 11 классе общеобразовательной школы. По программе А.Рапацкой.
Театр и киноискусство 20 века: Культурная дополняемость.
Обзор нескольких направлений в театральном искусстве -- новаторский театр Бертольда Брехта, "театр абсурда" Эжена Ионеску.
Кинематограф начала 20 века. Великие имена--Чарльз Спенсер Чаплин и другие.

Оценить 2642 0

Мировая художественная культура

ТЕМА: Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

1) образовательная: знать про особенности новаторского театра 20 столетия (Б. Брехт), театра абсурда (Э. Ионеску). Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссеров.

2) развивающая: учить оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства, в частностипринципы развития киноискусства, его воздействия на массового зрителя.

Формировать умение логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

3) воспитательная: формировать интерес к миру театра и кино, желание познавать.

ТИП УРОКА: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Театр 20 века.

2. Театры Б.Брехта и Э.Ионеску

3. Кинематограф 20 столетия

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний обучающихся:

Дайте короткий ответ на вопросы:

Что такое бит-группа? (молодёжные ансамбли в Англии начала 60х)

Найдите правильные соотношения в парах:

Эпиграф к уроку:

Актер скользит с небес. Из люка возникает.

Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет,

Затем, что каждый день он умирает вновь,

Теряя белую и золотую кровь…

И публика спешит уйти. В ней нет любви,

Одно желание – спастись от катастрофы…

А завтра снова день. Вставай, актер, живи!

А сердце подготовь для завтрашней Голгофы.

III . Постановка учебной задачи: Давно ли появился театр? Изменился ли его облик в 20 веке и если да, то почему?

Какие виды искусства повлияли на его развитие?

Мотивация и целеполагание учебной и познавательной деятельности обучающихся:

Читаем эпиграф к уроку. Что поможет нам найти ответы на поставленные вопросы? Обратимся к учебнику:

(Учебник стр. 284-285)

IV . Изучение нового материала.

КАТАРСИС - термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

2. В чем Б. Брехт противоречит Аристотелю?

3. Составьте фразы, которые не несут мысли.

Обобщение учителя к выступлениям и высказываниям учащихся.

Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь.

Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.

V . Те же проблемы пыталось решить и киноискусство.

Постановка учебной задачи

- В чем взаимная дополняемость театрального искусства и искусства кино? Какие проблемы решали творцы в 20 веке?

1. Сегодня очевидно, что киноискусство – это проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.

- Что вы можете рассказать о немом кино?

- Почему Чарли Чаплина считают великим актером – гуманистом?

2. Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь некоторые вехи его стремительного развития. (короткие выступления обучающихся с ранее подготовленными презентациями):

- о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

VI . Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Вопрос: Как вы понимаете выражение: Эжен Ионеско – зачинатель абсурдизма во французской драматургии.

Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием – нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы.

VII . Закрепление новых знаний и умений:

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Изменилось ли ваше представление о современном театре и кинематографе?

IX . Домашнее задание: На выбор 1. Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

3. Дома подготовить: Творческая работа по вопросам учебника (стр. 298 1-в №№ 2,3; 2-в №№ 5,7)

5. Составить рассказ о любимых актерах зарубежного кинематографа.

Использованные информационные материалы:

Использованные печатные источники:

Мировая художественная культура. 11 класс, в 2-х частях, 1 часть МХК (учебник)./Л.А.Рапацкая, - М.- Гуманитар. изд., центр ВЛАДОС, 2014, --384 с.: ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказывается о новаторстве в театральном искусстве XX века, так называемомо "ветре перемен", который изменил представления о театре зрителя. режиссера и актера. Атакже речь идет и о появлении "синема" и его первых шагах.

Театр и коноискуство XX века Выполнила-учитель истории –Рагель Елена Иосифовна, МАОУ СОШ им А. Н. Арапова

Театр и коноискуство XX века

Выполнила-учитель истории –Рагель Елена Иосифовна,

МАОУ СОШ им А. Н. Арапова

  • Бертольд Брехт вошел в историю МХК как крупнейший драматург и режиссер, реформатор театра. Он родился в немецком городе Аугсбурге и собирался стать врачом. Но события Первой мировой войны перевернули его судьбу. Все более проникаясь ненавистью к насилию, Брехт выражал свои мысли в стихах и песнях, принесших ему первую славу. В конце 20-х г.г. он вступает в коммунистическую партию и переселяется в Берлин, работая в театре.

Бертольд Брехт

Читайте также: