Свободные линии и пятна 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель: познакомить со средствами художественной выразительности и правилами построение композиции .

Обучающие:

ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;

Развивающие:

развивать интерес к художественной деятельности к произведениям искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, зрительное восприятие и аналитическое мышление;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный этап.

Подготовка к занятию, организация рабочего места.

Мотивация учебной деятельности.

Вводное слово педагога.

А на уроке рисования может произойти чудо?

Художественные материалы (бумага, ткань, стекло, дерево) –повторение

Современные художественные материалы (песок, соль, кофе, воск)

Экскурсия в мастерскую художника –видео просмотр

Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.

При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.

Объявление темы и целей урока

Наша тема сегодняшнего урока посвящается чудесным свойствам линии пятна, и мы с вами отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном

Объяснение нового материала

Мы говорили, что можно рисовать в воздухе, а воздухом можно рисовать?

Рисование в технике выдувание: на заранее подготовленных шаблонах учащиеся капелькой туши создаю свои волшебные шедевры.

А теперь мы будем рисовать красками. А поможет нам в этом подружка капельки линия.

Повторение типы линий: слайд

Где эти линии мы можем с вами применять: в узорах, в орнаментах народов мира.

Если мы соберем эти линии в единую конструкцию мы получим –пейзаж.

Повторение по теме виды пейзажа, цветоведение-тест

1) Назови основные виды пейзажа, вписав название в соответствующий модуль.

2) Задуманное художником цветовое сочетание, с помощь которого он создает художественный образ, называют

3) Что является основным в художественном языке живописи

4) Какое из перечисленных понятий основано на ритмичном повторении каких-либо элементов, мотивов.

5) Наука о цвете _______________________________________

Рисование пейзажа в монохромной технике. Монохромный в переводе с греческого моно-единственные, хром –цвет: единственный цвет.

. Монохромные пейзажи традиционное искусство стран Востока Китая и Японии. Путешествуя с линией мы оказались в стране солнца. демонстрация монохромных пейзажей.

Напомнить с чего начинают рисовать пейзаж-с линии горизонта.

Физминутка для глаз: слайд

Мы заканчиваем наше путешествие вместе с линией и пятном, за эти короткие полчаса мы смогли совершить чудеса? А какие?

Мы можем ответить себе на вопрос, что в жизни каждая минута таит в себе чудо.

Объяснение нового материала проходит в форме знакомства с компьютерной презентацией по теме и объяснения педагога новых понятий, в форме диалога с учащимися с показом примеров на доске

Педагог напоминает, что графика – один из видов изобразительного искусства. (слайд 2 и 3) Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира (слайд 4)

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира (слайд 5)

Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.

Далее педагог объясняет смысл этих понятий, иллюстрируя объяснение показом на доске.

«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать. (педагог рисует на доске одну жирную точку)

Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет.

Педагог рисует на доске разные линии.

Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".

У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись.. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки. (слайд 9)

Далее мы кратко остановимся на разновидностях графики. (слайд 11)

Существуют три основные разновидности графики:

-станковая (рисунок и гравюра) (слайды 12 и 14),

-прикладная (книжная графика и плакат) (слайды 20 и 21)

-и самый современный вид – компьютерная графика (слайд 23)

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие собой самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.

Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.

А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.

Практическая работа по новой теме.

Самостоятельное выполнение задания, консультации и помощь педагога

5 .Этап. Закрепления изученного

Вопросы для закрепления темы:

Что такое графика?

Когда она возникла?

Что такое язык графики?

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Работы выставляются на мольбертах как мини-выставка. Общий просмотр и обсуждение работ. В каждой отмечаются свои достоинства.

7. Уборка рабочего места.

Самоанализ педагога:

Занятие прошло в творческой атмосфере. Дети увлеченно выполняли задание. Тема занятия раскрыта.

Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998.

Ростовцев Н.Н. Школа. Учитель. Искусство. М.: Просвещение, 1981.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. I часть. Обнинск: Титул, 1996.

Энциклопедия рисования. М.: Росмэн, 2000.

Цель:ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;

развивать интерес к художественной деятельности к произведениям искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, зрительное восприятие и аналитическое мышление;

воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус,

План-конспект занятия на тему "Обеспечение личной безопасности на дорогах" предназначен для проведения занятий по Основа безопасности жизнедеятельности по программе Смирнова А.Т.

Конспект занятия на тему «Мягкая игрушка: оформление мордочки (глаза, утяжка головы или мордочки, накладка на мордочку, рот, нос, усы)

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

  • Компьютерный класс
  • Мультимедиапроектор
  • Выставка полиграфической продукции

План урока:

  • Организационный момент
  • Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  • Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
  • Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Ход урока

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
  3. Движение и статика
  4. Прямые линии и организация пространства
  5. Цвет – элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Задание 4

На примере творчества художника Андреса Амадора показать возможности свободной линии в организации пространства песчаных пляжей. Тема усложняется техникой Зинтангл - создание разных узоров в асимметричных ячейках. Совместно с детьми выявляем правила такой техники. пробуем создать свой Зинтангл. Домашнее задание: применить полученные знания в дизайне окружающих нас предметов.

ВложениеРазмер
Свободные линии в организации пространства. Зинтангл. 16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Свободные линии в организации пространства

Урок ИЗО в 8 классе

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Рисую на доске прямую линию. Что она из себя представляет? Монотонное повторение одного и того же.

Рисую на доске изогнутую ломаную линию. Что это? Заряженный нервный импульс.

Рисую плавную линию. Что она показывает? Покой, мелодизм, гармония.

Как раз линия и является элементом творчества дизайнеров.

У – Как мы назовем такое творчество? (к примеру, рисунки на песке, оформление пляжных композиций рисунком и т.д.)

В изобразительной декоративной практике известна техника рисунка свободной линией ЗИНТАНГЛ.

Показ слайдов с зинтанглами.

3. Рефлексивно-оценочный этап

У – Давайте обозначим правила такого рисунка. Дети сообща выводят общие требования.

- Запрет на вспомогательный инструментарий – линейки, трафареты, стирательные резинки.

- Сочетание крупного и мелкого узоров;

- Повторение одинаковых узоров.

У - Подготовим плитку-зентангл: возьмем альбомный лист и очертим его рамкой. Затем проводим свободные линии в разных направлениях. Получается асимметричная сетка.

У - Для создания зентанглов нужно будет выбрать узоры, которыми и заполним эту получившуюся рамку.

Детям выдаются примеры орнаментов, распечатанных на а4. Ориентируясь на них, они рождают новые узоры и заполняют клеточки зинтангла. Можно выполнить черно-белую композицию, можно и цветную.

Детям предлагается в конце урока вывесить свои работы на доску. Я повторяю им правила зинтангла, выведенные совместно. Ориентируясь на них, дети сообща выставляют оценки. В случае необходимости корректирую их.

У – Как вы думаете, где еще можно применить свободные линии? Если Андрес Амадор оформлял ими пляжи мира, придуманы мелкие зинтанглы, что же можно сделать еще? Попробуем применить свободные линии в дизайне вещей, окружающих нас.

Сравните прямую и свободную, произвольную линии. Какая из них более интересна и выразительна? Какую больше хочется рассматривать?

Конечно же, свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами. Она имеет больше оттенков, больше интонаций.

Что выражает этот изящный бег свободной линии? Всё зависит от задачи, которую ставит перед собой художник. Он одинаково изящно и красиво может нарисовать затейливую виньетку, хитрый узор или орнамент. А может сделать просто мазок или росчерк, но их будет интересно разглядывать, как облако или ветку. Вам, не обладающим таким опытом, изящную, выразительную линию сразу вряд ли удастся нарисовать. Придётся потренироваться.


Интересная линия получится только тогда, когда вы попытаетесь с её помощью что-то выразить, раскрыть образное содержание композиции.

Работы учащихся




Свободная линия, цветовой или тоновый мазок конкретно ничего не изображают. Подобно звуку они беспредметны, абстрактны. Содержание абстрактной композиции трудно передать словами. Её смысл не в правдоподобии и узнаваемости изображённого, а в образной выразительности, обращённой к чувствам и воображению зрителя.




Работы учащихся



Цветовым мазком отвлечённой формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес. Так же, только цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая волн и моря. Характером мазка, формой линии можно передать ощущение глухого протяжного гудка в холодном тумане, не рисуя реального корабля и трубу. В абстрактной композиции можно выразить события, понятия или ощущения, которые иногда сложно передать в предметном изображении.


Композиция с красным кругом. В. Кандинский

Есть художники, которые именно в абстрактных картинах выражают своё понимание мира. Их творческий поиск и находки во многом используются в практике современных дизайнеров и архитекторов.


Композиция. В. Вазарелли

Сравните плакат и работу ученика и вы поймёте, что метафоричность и ассоциативная образность лежат в природе абстракции. Свойства свободных форм — неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий — делают их важным элементом дизайна.

Образная выразительность цветового мазка объединяет работу ученика и плакат художника-дизайнера.


Весна. X. Триер. Фрагмент

Пятно и линия активно используются во многих видах графического дизайна. Вместе с текстом они составляют основу образного языка рекламы, плакатов, книг.

Чашка и блюдце. В. Кандинский

Свободные формы своей декоративностью во многом формируют дизайн интерьера, его вещную среду, составляя рисунок на мебели, обоях, посуде и т. д.

Читайте также: