Правила общения для всех 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты :

Познавательные: осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Коммуникативные : высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.

Тип урока: комбинированный

1.Мотивация учебной деятельности.

- В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

|На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

3.Работа над темой урока.

- Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?( ответы детей)

– Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает. Понять его радость, боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

– Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем ещё часто возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения – в добрые, красивые поступки. Эти понятия: воспитанность,такт , чуткость, деликатность.

– Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

– Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните, в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…

– Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссорится или мириться? Почему?

– Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

– Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, не тактичный человек. Поэтому прежде, чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца.

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица —любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная,— сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.

Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

— Чего это у тебя глаза на мокром месте?— громко закричала Катя.

— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай!— подскочила к ней Наташа.

— Что случилось? Почему слезы?— закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?

ЧЕПУХА, А НЕ МАРКИ

Папа подарил па день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

— Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе правятся?

Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит чаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.

Составление рекомендаций в группах. Обговаривание.

Не выясняет отношений в присутствии посторонних;

Не поставит в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

Терпим к недостаткам и слабостям других людей;

Никогда не рассказывает другим чужих тайн;

В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить.

– Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза – зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Больше сочувствия к окружающим людям.

– И так, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность .

-А сейчас я предлагаю вам выполнить задания.

Общение – одна из главных ……………….

2.Работа в паре. Соедините понятия.

Тактичность способность не обращать внимания

на неловкость или оплошность

Чуткость проявляется в умении вовремя

увидеть или не заметить, сказать

Деликатность способность видеть состояние дру

-Чтобы легче было выбрать, как поступить в той или иной ситуации, можно руководствоваться золотым правилом этики: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. На основании этого правила можно сформулировать важные принципы общения. ( составление с детьми принципов общения)

1.В отношениях с другим человеком будь всегда вежлив, внимателен, уважителен, доброжелателен, тактичен.

2.Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.

3.Не считай себя лучше других.

4. Не стесняйся уступить в споре.

Пусть эти принципы станут вашим Кодексом общения в классе .Постарайтесь следовать ему.

А сейчас подведём итог нашему уроку.

Тактичность, чуткость ,деликатность.

Увидеть, понять, сопереживать.

Общение - одно из главных потребностей человека.

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.


На этом занятии мы с вами научимся находить те качества необходимо проявлять в общении с людьми. Узнаем, что такое чуткость, деликатность, тактичность. А также поговорим о том, что общение – это одна из главных потребностей человека и выработаем некоторые правила общения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правила общения для всех"

Правила общения для всех

Давайте представим, что мы с вами находимся на берегу моря: лёгкий ветерок, волны, песок и мелкие камушки (их ещё принято называть галькой). Посмотрите, какие они гладкие, красивые, их очень приятно держать в руках.


А как вы думаете, как они стали такими?

На самом деле всё очень просто: под действием воды камешки постоянно трутся друг о друга и с течением времени становятся гладкими.

Но почему так происходит?

Для того, чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению.

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями и которая проявляется во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.

В общении очень важно стремиться понять другого человека. Ощущение своей сопричастности к переживанию других людей помогает почувствовать состояние тех, кто рядом, а значит, и понять их.

Каким же бывает общение?

Принято выделять речевое и неречевое общение. К речевому общению можно отнести речь и интонацию, а к неречевому – мимику, позы, жесты. И, как правило, они все действуют одновременно.

Речь – это основное средство общения. Содержание речи несёт ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьётесь цели общения.

Речь неотделима от интонации. Под этим термином принято понимать сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередование. Это тот ключ, с помощью которого можно обратить и привлечь на себя внимание собеседника.


Наверняка вам знакома ситуация, когда учитель, чтобы привлечь ваше внимание к теме урока, слегка повышал свой голос. Это и есть интонация. Ну и, конечно же, всё это сопровождалось определённым, зачастую строгим выражением лица.

Такое вот движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека, принято называть мимикой. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль…

Особые краски общению придают жесты. Жест — это некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Например, поднятым пальцем руки вверх можно показать одобрение определённого действия, а показанный собеседнику кулак может выражать угрозу.

Неречевые средства общения могут прийти вам на помощь, когда вы будете путешествовать. Согласитесь, даже базовое знание языка не гарантирует, что в чужой стране местные жители поймут то, что мы пытаемся им сказать. В таком случае на помощь приходят жесты, помогающие выразить мысль без слов.


И действительно, один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение.

Так ли уж важно замечать все эти тонкости в общении?

Конечно, важно, потому что именно так проявляется умение понимать человека. Не замечать этого – значит поступать нетактично.

Тактичность – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

Тактичность проявляется в стремлении одного человека соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным физическим или психологическим состоянием другого человека, в умении вовремя видеть или, наоборот, не замечать, сказать или промолчать и тому подобное.

Тактичного человека сразу заметно. Он никогда не станет пренебрежительно высказываться о другом человеке, всегда выслушает и не будет перебивать собеседника, обязательно извинится, если создаст кому-либо неудобство.

Этот человек никогда не позволит себе толкаться у входа к транспорту, безразлично сидеть, когда рядом стоит ребёнок или пожилой человек. В основе поведения тактичного человека лежит умение владеть собой.

Тактичность нужно постоянно воспитывать в себе. Например, кто-то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. Что это? Пустяк? Конечно, нет. По меньшей мере — нетактичность. У тебя есть привычка громыхать дверью, выходя из помещения? Это также свидетельствует о недостаточном уровне твоей культуры. А не уступить место в транспорте пожилому или больному человеку? Всё это проявления нетактичности.

Легко ли это?

Наверное, нет, потому стоит очень хорошо поработать над собой для того, чтобы тактичность вошла у вас в привычку.

Чуткость – это способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.

Деликатность – это способность не обращать внимание на неловкость или оплошность человека.


Других не зли, и сам не злись!

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так – смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головой.

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно!

Однажды один мальчик впервые увидел зеркало и очень удивился. На него смотрел как две капли воды похожий на него мальчик, который в точности копировал все его действия.

– А ну, прекрати повторять за мной! – закричал наш герой, но отражение, конечно, ничего не могло услышать, а тем более прекратить что-то делать.

– Ах так! Вот тебе! – наш герой скорчил страшную и обидную рожицу, и, конечно же, отражение скорчило точно такую же.

– Ну всё! Сейчас я тебе задам! – вскрикнул наш герой и бросился на отражение в зеркале с кулаками.

На доносившиеся из комнаты с зеркалом крики прибежала мать и застала нашего героя всего в слезах.

– Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил? – спросила мама.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так люди друг с другом и живут, и добро наше возвращается к нам же.

· В отношениях с другим человеком всегда будьте вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными и тактичными.

· Не позволяйте себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.

· Не считайте себя лучше других.

· Не бойтесь уступить в споре.


Постарайтесь руководствоваться этими принципами при общении с другими людьми, например, с вашими сверстниками, одноклассниками, друзьями, родителями, родственниками, учителями и, конечно же, с незнакомыми вам людьми.

· Слушать больше, чем говорить.

· Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.

· Думать, прежде чем сказать.

· Не высмеивать собеседника.

· Не перебивать, давая возможность высказаться.

· Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.

· Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.

· Уважать точку зрения собеседника.

· Называть собеседника по имени.

· При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение старых друзей, но и пополните свой круг общения новыми интересными людьми.

В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какие качества необходимо проявлять в общении с людьми и почему?

2. Что такое чуткость и деликатность?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование умения применять принципы общения;

Личностные:

- развивать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

- воспитывать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- учить овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- учить овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и пичинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-учить слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

- учить осознавать ценности нравственности и духовности человека.

Ребята, давайте прочитаем эпиграф и ответим на вопрос: - О чём сегодня будем говорить?

«Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Древний поэт Саади

Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.

- А что нужно для этого? (пообщаться)

Для того, чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. Давайте обратимся к определению.

Давайте, откроем в учебнике стр. 16 и прочитаем определение, что такое общение.

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями и которая проявляется во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.

В общении очень важно стремиться понять другого человека.

Каким же бывает общение?

Принято выделять речевое и неречевое общение. К речевому общению можно отнести речь и интонацию, а к неречевому – мимику, позы, жесты. И, как правило, они все действуют одновременно.

Речь – это основное средство общения. Содержание речи несёт ту информацию, которую вы хотите передать: суть дела, отношение к нему. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьётесь цели общения.

Речь неотделима от интонации . Под этим термином принято понимать сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередование. Это тот ключ, с помощью которого можно обратить и привлечь на себя внимание собеседника.

Ребята, а вы обратили внимание, что когда произносишь слово с разной интонацией, меняется и выражение лица?

Такое вот движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека, принято называть мимикой. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают человеческие эмоции: гнев, радость, печаль…

Особые краски общению придают жесты. Жест — это некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Например, поднятым пальцем руки вверх можно показать одобрение определённого действия, а показанный собеседнику кулак может выражать угрозу.

Неречевые средства общения могут прийти вам на помощь, когда вы будете путешествовать. Согласитесь, даже базовое знание языка не гарантирует, что в чужой стране местные жители поймут то, что мы пытаемся им сказать. В таком случае на помощь приходят жесты, помогающие выразить мысль без слов.

И действительно, один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение.

Так ли уж важно замечать все эти тонкости в общении?

Конечно, важно, потому что именно так проявляется умение понимать человека. Не замечать этого – значит поступать нетактично.

Тактичность – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

Тактичность проявляется в стремлении одного человека соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным физическим или психологическим состоянием другого человека, в умении вовремя видеть или, наоборот, не замечать, сказать или промолчать и тому подобное.

Тактичного человека сразу заметно. Он никогда не станет пренебрежительно высказываться о другом человеке, всегда выслушает и не будет перебивать собеседника, обязательно извинится, если создаст кому-либо неудобство.

Этот человек никогда не позволит себе толкаться у входа к транспорту, безразлично сидеть, когда рядом стоит ребёнок или пожилой человек. В основе поведения тактичного человека лежит умение владеть собой.

Тактичность нужно постоянно воспитывать в себе. Например, кто-то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. Что это? Пустяк? Конечно, нет. По меньшей мере — нетактичность. У тебя есть привычка громыхать дверью, выходя из помещения? Это также свидетельствует о недостаточном уровне твоей культуры. А не уступить место в транспорте пожилому или больному человеку? Всё это проявления нетактичности.

Легко ли это?

Наверное, нет, потому стоит очень хорошо поработать над собой для того, чтобы тактичность вошла у вас в привычку.

Чуткость – это способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.

Деликатность – это способность не обращать внимание на неловкость или оплошность человека.

Других не зли, и сам не злись!

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так – смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головой.

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, излучённое тобой,

К тебе вернётся непременно!

Послушайте, ребята, рассказ.

Однажды один мальчик впервые увидел зеркало и очень удивился. На него смотрел как две капли воды похожий на него мальчик, который в точности копировал все его действия.

– А ну, прекрати повторять за мной! – закричал наш герой, но отражение, конечно, ничего не могло услышать, а тем более прекратить что-то делать.

– Ах так! Вот тебе! – наш герой скорчил страшную и обидную рожицу, и, конечно же, отражение скорчило точно такую же.

– Ну всё! Сейчас я тебе задам! – вскрикнул наш герой и бросился на отражение в зеркале с кулаками.

На доносившиеся из комнаты с зеркалом крики прибежала мать и застала нашего героя всего в слезах.

– Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил? – спросила мама.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так люди друг с другом и живут, и добро наше возвращается к нам же.

· В отношениях с другим человеком всегда будьте вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными и тактичными.

· Не позволяйте себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека.

· Не считайте себя лучше других.

· Не бойтесь уступить в споре.

Постарайтесь руководствоваться этими принципами при общении с другими людьми, например, с вашими сверстниками, одноклассниками, друзьями, родителями, родственниками, учителями и, конечно же, с незнакомыми вам людьми.

· Слушать больше, чем говорить.

· Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.

· Думать, прежде чем сказать.

· Не высмеивать собеседника.

· Не перебивать, давая возможность высказаться.

· Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.

· Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.

· Уважать точку зрения собеседника.

· Называть собеседника по имени.

· При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.

Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение старых друзей, но и пополните свой круг общения новыми интересными людьми.

5. В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какие качества необходимо проявлять в общении с людьми и почему?

2. Что такое чуткость и деликатность?

Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.
Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.
Как мы здороваемся сегодня?

В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.
( Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)

Читайте также: