Светофор и его сигналы конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

— формировать жел ание соблюдать правила д орожного движен ия.

• Закрепить в ре чи детей слов а: пешеход , пассажир, тротуар;

Оборудовани е . Сюжетные картин ы; дорожка (п ешеходный пе реход);

светофор (макет); к ружочки: красн ые, зелёные; загадки, заготовки

- Дети, почему нам не страшн о ходить по троту ару? (пешех одная зона)

А вы хотите стать настоящими пешех одами и знать пр авила дорож ного

Воспитатель: - Вот я сейчас проверю, к акие вы вн имательные. У ме ня есть

книжка с загадкам и про правила д орожного движ ения, я подумала вы

- Как называется д орога для автом обилей ? (проезжая часть)

- Для чего нужен п ешеходн ый переход ? (Чтобы перейти д орогу)

- Что нужно делать на красн ый сигнал светофора ? (Стоять)

- Что нужно делать на зелены й сигнал светоф ора? (перехо дить дорогу)

- Как нужно вести с ебя в обществ енном трансп орте? (не к ричать, не бегать, не

высовывать гол ову из окна ,не разгова ривать с в одителем)

А теперь я пре длагаю вспомн ить, что бывает , если не зн ать сигналы

светофора. Об это м вам расскажет наш а гостья тетя Ку рица.

Во спитатель: Дет и давайте для т ети Курицы почит аем стихи п ро светофор:

Воспитатель: За помните ребята , н ельзя переходить д орогу на красны й свет.

Я предлагаю вам ребятам преврат иться в огоньки св етофора и п оиграть со

мной. Каждый из вас получает кру г одного из двух цветов(красный и

зеленый). Под весел ую му зыку мы будем двигатьс я по кру гу. Как только

(красный и зелен ый). Игра повторяется несколько раз.( игру можно

Воспитатель: А дава йте прокат имся до светофора ? (постр оение в коло ну за

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

СВЕТОФОР И ЕГО СИГНАЛЫ

(внеклассное занятие для учащихся 1 класса )

Выполнила учитель начальных классов

Климова Светлана Павловна

Тема. Светофор и его сигналы.

Цель. Формирование знаний о видах светофоров, сигналах светофора, которые будут обеспечивать развитие новой социальной роли младшего школьника как участника дорожного движения.

Формирование умения выделять различные светофоры, сигналы светофора, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения, разыгрывать роль участника движения - пешехода), передавать особенности его поведения в зависимости от ситуации.

Формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Формирование умения различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; различать сигналы светофора и объяснять их значение; определять свое положение на местности по отношению к важным объектам.

Воспитание культуры поведения учащихся на дорогах и улицах.

Оборудование.

Демонстрационный материал: сигналы светофора (Приложение 1).

Раздаточный материал: рисунки светофоров (Приложение 2), раскраска (Приложение 3).

Клей и цветные карандаши.

Содержание занятия

Формируемые УУД

(Слайды 1,2)

Учитель

Сегодня на занятии мы с вами, первоклассники, отправляемся в гости к царю всех дорог. Кого можно назвать царем дорог? Отгадайте загадку.

Есть у этого царя,

Вам секрет открою сразу,

Три сокровища, не зря

Бережет их пуще глаза.

Три заветные вещицы

Три заветных огонька –

Красный, желтый и зеленый

И без них ему нельзя!

Светофор. (Слайд 3)

Учитель

Какие светофоры вы знаете?

(Ответы детей)

Учитель

Светофор бывает транспортный и пешеходный. (Слайд 4, появление светофоров по щелчку) . Ребята, как вы думаете, зачем нужны светофоры?

(Ответы детей)

Учитель

Как правильно называются три заветных огонька?

Сигналы светофора: красный сигнал, желтый сигнал и зеленый сигнал.

Ученик 1

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор-

Зелёный, жёлтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ.

С виду грозный и серьёзный,

Очень важный светофор

С перекрестка, с перекрестка

На меня глядит в упор.

Все, что хочет он сказать,

Я умею, я умею по глазам

Различать ты должен ясно –

Цвет зеленый, желтый, красный.

Ученик 2

На дорогах с давних пор

Есть хозяин – Светофор!

Перед вами – все цвета.

Им представиться пора!

Ученик 3 (Слайд 5, появление сигналов светофора по щелчку)

Загорелся красный цвет –

Стой и жди – дороги нет!

Ученик 4 (Слайд 5, появление сигналов светофора по щелчку)

Жёлтый глаз твердит без слов:

К переходу будь готов!

Ученик 5 (Слайд 5, появление сигналов светофора по щелчку)

На зелёный свет – вперед!

Путь свободен. Переход.

Ученик 6

Перейти через дорогу

Вам на улице всегда

И подскажут, и помогут

Эти яркие цвета.

(Учитель показывает детям разные сигналы светофора (Приложение 1) , а ребята выполняют следующие движения: зелёный свет – топают ногами, жёлтый – хлопают в ладоши, красный – не двигаются).

Учитель

Как называется этот светофор?

Разучивание стихотворения

Мы запомним с детских лет:
Красный свет – движенья нет,
Жёлтый – стой, смотри вокруг,
А зелёный – лучший друг!

(Учитель называет цвета светофора, учащиеся делают гимнастику для глаз: желтый – моргают, красный – закрывают глаза, зеленый – открывают).

Учитель

Молодцы! (Слайд 6) В некоторых местах есть светофор для пешеходов (на нем обычно нарисован человечек). Посмотрите на картинку. (Слайд 7) Все ли пешеходы соблюдают правила дорожного движения?

Нет. Котик переходит дорогу на красный свет.

Учитель

А если горит красный сигнал, и нет машин, как вы будете переходить дорогу?

Если горит красный сигнал светофора, дорогу нельзя переходить, даже если нет машин.

Учитель

А теперь проверим, знаете ли вы секрет сигналов пешеходного светофора?

Светофор мигает нам

По утрам и вечерам.

Днем мигает, даже ночью

Этот стражник спать не хочет –

Красный глаз его горит?

Что вам это говорит? (Ответы детей)

Вот зеленый глаз горит

Что вам это говорит? (Ответы детей)

Учитель

Кто же является главным помощником на улице водителю и пешеходу?

Учитель (читает текст)

(Слайд 8)

Домашнее задание

Соблюдать правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Постоять с родителями у светофора, понаблюдать за его сигналами, движением пешеходов и машин.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из текста

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других

Познавательные УУД: формируем умения различать виды светофоров, сигналы светофора

Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД: ф ормируем умения соотносить сигналы светофора с особенностями своего поведения как участника движения

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других, формируем умение совместно договариваться

Познавательные УУД: формируем умения различать сигналы светофора

Регулятивные УУД: ф ормируем умения соотносить сигналы светофора с особенностями своего поведения как участника движения

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций,формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные УУД: формируем умения различать виды светофоров, сигналы светофора

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из видеосюжетов, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других

Личностные УУД: формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Использованная литература

Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: ВАКО, 2007.

Классные часы: 1 класс / Авт.-сост. Максимова Т.Н.– М.: ВАКО, 2008.

Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Интернет-источники

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 596 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.06.2020 437
  • DOCX 35.4 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Климова Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Повторить сигналы светофора и регулировщика.
  • Закрепить знания правил дорожного движения.

Оборудование: дорожные знаки, компьютер, экран, цветные карандаши, круги красного, жёлтого и зелёного цвета, схема перекрёстка, лист для рефлексии.

Слайд 1. Сигналы светофора и регулировщика

1. Организация класса.

Учитель. Встаньте свободно, закройте глаза и медленно передвигайтесь с одного места на другое. Остановитесь. Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (ДТП, авария) Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП?

Слайд 2. Учитель. Светофор, регулировщик, правила дорожного движения, дорожные знаки, дорожная разметка (на экране). Как неразрывны эти слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.

3. Работа по теме урока.

Слайд 4. Немного истории. В России первый указ Петра 1, связанный с безопасностью дорожного движения, появился в 1720 году. На улицах столицы предписывалось ездить на лошадях "со всяким опасением и осторожностью" Слайд 5. Посмотрите, как красиво выглядят современные города с высоты птичьего полёта. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это

Слайд 6. П - - - - - - Д - - - - - - - - Д - - - - - - -

Слайд 7. Наш город. Город Старый Оскол отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрёстков.

Слайд 8. Ребята, а кто на дороге главный? (Ответы детей)

Слайд 9. На дороге главный тот, кто регулирует движение и обеспечивает его безопасность. В настоящее время движение на улице невозможно без регулирования с помощью светофоров и регулировщиков. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин.

Слайд 10. Каких? (Пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.)

Слайд 11. У нас возникли вопросы.

Слайд 12. Светофор. Что это такое? Ученик. Светофор - это сигнальное электрическое устройство, фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на перекрёстках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации - на железнодорожных переездах.

У нас серьёзный разговор.
Какой бывает светофор?

Слайд 14. Дети. Транспортный и пешеходный.

Слайд 15. Транспортный светофор имеет три сигнала. Какие? Почему выбрали такие цвета?

Слайд 16. Учитель. Транспортные светофоры, в зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, бывают одно- , двух- и трёхсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками справа и слева.

Слайд 17. Учитель. На некоторых перекрёстках транспортные светофоры посылают сигналы одним лишь мигающим жёлтым светом. Этот сигнал предупреждает водителей и пешеходов, что перекрёсток нерегулируемый. На таких перекрёстках пешеходы должны быть вдвойне осторожны.

Слайд 18. Пешеходные светофоры имеют два сигнала: зелёный с надписью - "идите" или силуэтом идущего человека и красный с надписью - "Стойте" или с силуэтом стоящего человека.

Учитель. Пешеходы : читают стихи. Вы должны отгадать сигнал светофора и выполнить соответствующие движения: красный - замереть, жёлтый - маршируете на месте, зелёный - делаете шаг вперёд.

Бурлит в движеньи мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ -
Какой горит для пешеходов свет? (замерли)
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Особый свет - предупреждение!
Сигнала ждите для движения.
Скажите правильный ответ -
Какой на светофоре свет? (маршируют на месте)
Жёлтый свет - предупреждение!
Жди сигнала для движения!
Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ -
Какой горит при этом свет? (делают шаг вперёд)
Зелёный свет открыл дорогу,
Проходить ребята могут!

Учитель. Оцените себя. У вас на столах прямоугольник, поделённый на секторы. Закрасьте сектор № 1 зелёным цветом, если у вас не возникло никаких трудностей на данном этапе, всё сделали верно, жёлтым - возникли некоторые трудности, красным - было трудно выполнить задание. На доске прямоугольник, поделённый на три сектора. Надписи: зелёный - отлично, желтый - хорошо, красный удовлетворительно.

Слайд 19. Учитель. Ребята, что произойдёт, если вдруг исчезнут светофоры?

Да, там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики, то и знай,
Машины - прямо на трамвай!
Трамвай наехал на машину.
Машина врезалась в витрину!

Не волнуется народ
Через улицу идёт.
Я стою на перекрёстке,
Я - инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.

Учитель. О ком это стихотворение? (Ответы детей) Правильно. Это регулировщик. Полосатая палочка (показывает её), которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется :(ждёт ответа ребят: жезлом)

Нам правило верное
Чётко гласит:
Послушайся жезла,
Коль светофор не горит!

Слайд 22. Сигналы регулировщика. Учитель. Регулировщик разговаривает только жестами: поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом, то поднимает его, то опустит. Давайте разберёмся, что означают жесты "хозяина" перекрёстка. Для пешеходов сигналов немного.

Слайд 23. Запрещающий. Со стороны спины и груди движение транспорта запрещено. Какому сигналу светофора соответствует?

Слайд 24. Требует подготовки к движению. Какому сигналу соответствует?

Слайд 25. Разрешающий. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Какому сигналу соответствует?

Учитель. Проверьте, как вы запомнили. Приготовьте разноцветные круги.

Юный инспектор движения встаёт к игрокам лицом с опущенными вниз руками.

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают красные круги)

Я стою к тебе лицом -
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго -
Значит, занята дорога.

Юный инспектор движения поднимает руку с жезлом вверх.

- Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жезлом вверх? Можно ли переходить дорогу? (Игроки поднимают жёлтые кружки). Переход дороги запрещён.

Если руку подниму,
Нет движенья никому.

- Почему нельзя переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора? (Некоторые автомобили продолжают движение)

Юный инспектор движения опускает руку с жезлом вниз (или разводит руки в стороны), стоя к игрокам боком.

- Какому сигналу соответствует это положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? Играющие поднимают зелёные кружки: дорогу переходить можно.

Теперь я боком повернулся -
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.

Учитель. Конечно, проезжую часть нужно переходить в специально установленных местах.

Слайд 26. Пешеходный переход обозначается знаком (показ). Он относится к группе информационно-указательных знаков.

Слайд 27. Если на перекрёстке движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, то в этом случае кто главнее?

Дети. Пешеходы выполняют указания регулировщика.

Рефлексия. Сектор № 2

Учитель. Перекрёсток - самое опасное место. Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий - столкновений, наездов, несчастных случаев, - происходит именно здесь. Перед вами схема перекрёстка. Покажите стрелкой направление движения ученика в школу. Проверьте.

Слайд 28. Правильная схема.

Учитель. Ребята, я знаю, что в каждой школе и в каждом классе есть рассеянные и невнимательные ученики. Среди вас есть такие? Я буду читать стихи, а вы, если считаете, что сказанное относится к вам, говорите: "Это я, это я, это все мои друзья". А если то, что я говорю, не имеет к вам никакого отношения, вы молчите.

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?

Это я, это я,
Это все мои друзья!
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что красный цвет -
Это значит: хода нет.
Это я:
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Кто различает чётко, ясно
Цвет зелёный, жёлтый, красный?
Это я:

Слайд 29. Ещё одно, но не последнее задание.

4. Подведение итогов занятия.

Учитель. Подведём итоги занятия, ответив на вопросы теста. (У каждого на столе распечатанный тест)

1. Где расположен зелёный сигнал светофора?

2. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?

Н) стоит к пешеходам боком;

М) стоит лицом к пешеходам.

3. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком?

4. Знак "Пешеходный переход" выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

Д) красный треугольник с изображением человека.

5. Мигающий жёлтый сигнал предупреждает:

А) готовься к переходу;

О) перекрёсток нерегулируемый.

6. Если на перекрёстке одновременно работают транспортный и пешеходный светофоры, какому подчиняются пешеходы?

- Если вы правильно ответили на все вопросы, вы отгадали слово: ЗНАТОК

Рефлексия. Сектор № 3.

- Посмотрите на свои прямоугольники с секторами. Какого цвета больше, такова и ваша общая оценка.

Учитель. Как светло и радостно от этих ярких цветов, а главное - оттого, что мы выполнили всё запланированное нами!

Очень важно,
Чтобы все без исключенья
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Учитель. Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать ПДД, потому, что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте культурны.

Развитие навыков дорожной безопасности в младшем школьном возрасте обосновано тем, что именно в этот период дети становятся более самостоятельными, осваивают дорогу от дома до школы и обратно, могут посещать различные мероприятия за пределами школы, подолгу одни играют на улице. То есть все чаще дети становятся участниками дорожно-транспортных ситуаций. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте прививать правила дорожной безопасности и формировать знания о видах светофоров и правильном толковании их сигналов.

Целевой аудиторией являются обучающиеся 1-4 классов средних общеобразовательных школ.

Данное занятие может быть использовано педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями групп продленного дня на внеурочных занятиях, классных часах, инструктажах в каникулярное время.

Цель: Формирование знаний о видах светофоров и значении их сигналов.

Образовательные:

2) описать моменты из истории возникновения светофора;

3) описать значение сигналов светофора;

4) раскрыть классификацию светофоров;

Развивающие:

развить интерес к правилам дорожного движения;

сформировать умение ориентироваться в дорожно – транспортных ситуациях.

сформировать навык безопасного поведения на дороге.

Воспитательные:

воспитать осознанную позицию пешехода;

сформировать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения;

воспитать культуру поведения в условиях дорожной среды с целью предупреждения дорожно – транспортного травматизма;

сформировать чувство личной ответственности за свои действия.

Методы реализации:

Планируемые результаты:

обучающиеся имеют первичные представления о правилах дорожного движения;

обучающиеся знают разные виды светофоров;

обучающиеся понимают значения сигналов светофоров.

Критерии оценки результативности:

обучающиеся без видимых затруднений дают ответы на задаваемые вопросы;

обучающиеся дают правильные ответы на загадки;

обучающиеся самостоятельно полностью или частично справились с практическим заданием.

Условия реализации:

учебный кабинет с рабочими местами для обучающихся и педагога;

Интеграция образовательных областей:

Используемые материалы:

распечатанные карточки с практическими заданиями;

цветные карандаши или ручки;

кружки картона красного, желтого и зеленого цветов.

Для оценки результативности используется перечень практических заданий, представленных в Приложении 2.

Ход занятия

Этап занятия/мин.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный/1 мин.

Приветствуют педагога. Рассаживаются по местам.

Вступительный/2 мин.

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу —

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор

И на всех глядит в упор.

Что же это? Светофор!

Проверочный/2 мин.

Основной/6 мин.

« Хорошо, все варианты подходят. Давайте обобщим и запомним, что светофор — это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.

Давайте заглянем в историю возникновения светофора. Первый в истории человечества светофор был установлен достаточно давно, еще в далеком 1868 году. Произошло это в столице Великобритании – Лондоне. Создателем этого светофора явился инженер по имени Джон Найт. Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев (Слайд №1) . Он был на ручном управлении и представлял собой нехитрую конструкцию с набором из двух стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение.

Основной задачей светофора являлось облегчение перемещения пешеходных потоков через проезжую часть.

К сожалению, судьба первого светофора сложилась неудачно: однажды газовый фонарь в нём взорвался и ранил управлявшего им полицейского. После этого происшествия светофор убрали, и в течение следующих 50-ти лет в Лондоне не было установлено ни одного светофора.

Главным недостатком первых светофоров было то обстоятельство, что для управления ими требовался человек (Слайд №2) . Понятно, что при таких обстоятельствах нельзя было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Создателем первого светофора, питающегося от электрической сети, стал гражданин США по имени Лестер Вайр, который в 1912 году разработал светофор с двумя сигналами, соответственно, красного и зеленого цвета.

Первые же трехцветные светофоры возникли немного позднее, в 1920 году.

Современные нам светофоры являются достаточно сложными устройствами и состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, а так же датчиков транспортных средств. Устанавливаются они на специальных столбах и опорах на перекрёстках и вдоль автомобильных дорог (Слайд №4) .

Первичная проверка/2 мин.

Закрепление/4 мин.

Примостился над дорогой

И моргает очень много,

Изменяя каждый раз

Цвет своих округлых глаз. (Светофор)

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - … (Дорожный знак).

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали. (Пешеходный переход)

Тут машина не пойдет.

Ведь здесь главный – пешеход.

Чтоб друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать. (Тротуар)

Две дороги долго шли.

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали.

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место? Всем нам интересно! (Перекресток)

Усвоение новых знаний/4 мин.

« Очень хорошо ребята, а теперь движемся дальше. Итак, в светофорах применяются световые сигналы красного, желтого, зеленого цветов. В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные (Слайд №5) .

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, запрещает движение.

Физкультминутка/3 мин.

Педагог поочередно показывает кружки разных цветов. Обучающиеся встают рядом со своими партами и выполняют движения в соответствии со значениями цветов: красный – стоят на месте; желтый – хлопают в ладоши; зеленый – бегут на месте.

Выполняют движения физкультминутки.

Картонные круги красного, желтого и зеленого цветов.

Усвоение новых знаний/5 мин.

« Молодцы, присаживайтесь обратно на свои места и давайте продолжим изучать правила дорожного движения.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. Такие светофоры предназначены для водителей (Слайд №6).

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Дополнительные секции разрешают движение в ином направлении, чем то, которое показывает светофор. Это нужно, чтобы повысить пропускную способность на обычно сильно загруженных перекрестках и дорогах.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если на пешеходном переходе установлено несколько светофоров, и для пешеходов и для водителей, то пешеходы должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора. При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны руководствоваться сигналами транспортного светофора (Слайд №7) .

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипеда , то его действие распространяется только на велосипедистов.

При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение.

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета с изображением велосипеда черного цвета.

Если велосипедист хочет пересечь проезжую часть на противоположную сторону по пешеходному переходу, то он должен на это время стать пешеходом, спуститься с велосипеда и перейти дорогу по переходу. Движение по пешеходному переходу на велосипеде запрещено.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом (Слайд №8) .

Ребята, кроме привычного для нас светофора, еще существуют реверсивные светофоры , они предназначены для водителей. И могут выглядеть вот так (Слайд №9) .

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены (Слайд №10) .

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

Ребята, еще кроме знакомых нам трех цветов красного, желтого и зеленого цветов, еще в светофорах могут использоваться сигналы бело-лунного цвета.

Для регулирования движения трамваев , а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по отдельно выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т" (Слайд №11) .

Движение разрешается только при одновременном включении нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Также такой бело-лунный сигнал можно увидеть на железнодорожном светофоре (Слайд №12) . Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. Красный запрещает пересечение путей. А при выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда.

Контрольный/ 7 мин

Индивидуально выполняют задания.

Итоговый/5 мин.

Педагог вместе с обучающимися проверяет выполненные практические работы.

Обсуждает с обучающимися моменты, вызвавшие затруднение в выполнении задания.

Дают обратную связь по практике.

Рефлексивный/3 мин.

Дают обратную связь по всему занятию.

Если остались вопросы, педагог дает на них ответы.

Заключительный/1 мин.

Читайте также: