Сухов кобылинский свадьба керченского конспект по его творчеству

Обновлено: 04.07.2024

Вот, например, слово епанча.

Тишка, швейцар в доме Муромских, под руководством Анны Антоновны Атуевой, навешивает колокольчик над дверью, тот самый колокольчик, который и возвестит приход Кречинского. С молотком, гвоздем и колокольчиком Тишка взбирается на лестницу.

Что ж такое епанча?

В пьесе Сухово-Кобылина комическое соседствует с трагическим, как в драматургии его великого учителя Гоголя.

Еще не умолк смех, вызванный падением с лестницы, как в гостиную входит Кречинский, одетый франтом, с тростью и в желтых перчатках.

Вот у кого ловкость рук необыкновенная. Особенно заметная на фоне епанчи.

Но от великого до смешного — один шаг.

Имя Расплюева стало нарицательным. И его барабан вошел в пословицу.

Но предвещал он всегда одно и то же - беды дому Муромского.

Если говорить о сюжете пьесы в целом, то самое важное состоит в том, что в ней с самого начала возникает какая-то суматоха, которую искусно направляет Кречинский, опутывая своими сетями и Нелькина, и Лидочку, и ее несчастного отца.

Тишина. Пауза. Молчание.

Это тот самый момент сценического действия, который требует наибольшего внимания театрального зала.

Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живёт со своей дочерью Лидочкой и её пожилой тётушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное.

Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитёром. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в чёрных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идёт приём невесты и её семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая! Все отлично!

Автор краткого содержания: В. О. Отрошенко. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Семья — самое главное в жизни каждого человека. Очень важно, когда в семье царит гармония и понимание. Защищать и оберегать своих детей — вот, что главное для родителей. Прислушиваться друг к другу так же очень важно. Не правильно, когда родители давят на детей, идут наперекор их желаниям. Ради счастья детей можно поступиться многим. Иногда, в погоне за счастливой жизнью ребёнка не замечаешь того, что становишься мишенью для аферистов.

Именно об этом идёт речь в комедии Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского".

Семья Муромых дружна. Петр Константинович, глава семейства, очень любит свою дочь Лидочку. Он желает ей только счастья. Лидочке двадцать лет. Папа её понимает, что пора бы уже ей выйти замуж. Заботясь о дочери, он хочет найти ей мужа под стать себе, обеспеченного. Таковым для него является молодой сосед Нелькин. Но Лидочка влюблена в другого. Для неё важно благословение отца, но чувства к её избраннику Кречинскому настолько сильны, что она пытается убедить папу в том, насколько это идеальный человек для неё. Её стремление выйти замуж поддерживает тетка Анна Антоновна Атуева. Она так же считает, что Кречинский идеальная партия. Немного отходя в сторону, хочется рассказать о взаимоотношениях Муромского и Атуевой. У них разные взгляды на жизнь. Все живут в одном доме. Пётр Константинович не любит всего нового, убеждён, что искать женихов для дочери не стоит. Придет время она встретит того, кто будет для неё идеальной парой. Атуева же живёт ведением моды. В дом она вносит разнообразные новшества, например колокольчик над дверью, чем очень нервирует хозяина дома. Так же она имеет стойкое убеждение, что для того, чтобы выйти замуж Лидочке, необходимо устраивать ежедневно балы. Именно так поступают все. Муромскому же эта идея не нравится, ему жалко денег на это. На этой почве у них идут разногласия. Вернемя к Лидочке. Она любит и отца и тётку, но довериться, рассказать о своей любви героиня сначала решается только Анне Антоновне. Вдвоём они берутся уговаривать Петра Константинович в том, что Кречинский именно тот, кто нужен. Сердце отца не обманешь. Он чувствует, что Кречинский не тот, за кого себя выдаёт. Он против женитьбы. Но, видя, как счастлива его дочь, он соглашается на свадьбу. Хорошо, что во все это дело вмешался Нелькин, сосед Муромского. Он влюблен в Лидочку и не может позволить ей сделать ошибку в выборе. Нелькин рушит планы Кречинского, чем самым спасает от банкротства семью Муромских. Возможно, в дальнейшем, Лидочка поняв, какой именно поступок совершил Нелькин, выйдет за него замуж. Именно таких людей нужно ценить, именно с такими получается крепкая семья. Но автор нам об этом не рассказывает, остаётся только надеяться, что так и будет.

Что же хочется сказать в заключении. В семье самое главное доверительное отношения. Но родителям не всегда нужно терять голову от любви к детям, не замечая ничего вокруг. Если бы Муромский сохранил холодный рассудок, разузнал о Кречинском больше, Лидочка не попала бы в такую ужасную ситуацию. В погоне за счастьем детей родители порой не видят очевидного. Но главное, что в жизни есть такие люди, которые помогают открыть глаза. Ещё лучше, если эти люди становятся частью семьи. Таким людям не страшно доверить свою жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ – состояние нешуточное.

Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка -“лакомый кусочек” для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: “без расходов девочку замуж не отдашь”.

Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он – ах, Боже правый! – сделал ей предложение.

Но вот что досадно – раздумывать нет времени! Ответ нужно дать незамедлительно. “Мишель” не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда -“да” или “нет”.

Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя.

А что такое этот Кречинский – фигура в высшей степени загадочная.

Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему – под сорок.

Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует.

Превосходно говорит по-французски. У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии… А какие у него аристократические манеры!

Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем – ведь вот как прелестно “обделал” он Лидочкин солитер, то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели…

Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ – никто не знает.

Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет “должишки”. А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелькин, давний “друг дома”, весь как на ладони. Скромен, даже застенчив.

Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед – имение его рядышком, “борозда к борозде”.

И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то Муромский и прочит в мужья своей “кралечке” и “баловнице”.

Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с “прекрасным человеком”, которому “князья да графы приятели”. Нелькин в отчаянии. Нет, он не допустит, чтобы эта свадьба состоялась!

Ему кое-что известно о “грешках” Кречинского. Но теперь-то он “до-знает всю подноготную” и уж тогда представит старику этого “остряка” и “лихача” в истинном свете.

А “подноготная” есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты – он “страшный игрок”.

Он бредит игрою. И Лидочка с ее приданым – для него лишь куш, с которым можно вступить в большую игру. “У меня в руках тысяча пятьсот душ, – соображает он, – и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! и выиграю, выиграю наверняка”.

Да, но куш этот нужно еще заполучить. Благословение родителя – это только зыбкая удача, вырванная у судьбы благодаря вдохновенному блефу. Блеф нужно выдержать до конца! Но как, как?!

Положение Кречинского катастрофическое. Он связался с “шушерой”, мелким карточным шулером Иваном Антоновичем Расплюевым, чьи нечистые и ничтожные выигрыши едва поддерживают его существование. Квартиру, где он обитает вместе с этим жалким пройдохой, беспрестанно осаждают кредиторы. Денег нет даже на извозчика!

А тут еще является этот подлый купчишка Щебнев, требует выдать сию же минуту карточный долг, грозится сегодня же записать его имя в клубе в позорную долговую “книжечку”, то есть ославить его на весь город как банкрота! И это в ту самую минуту, когда Кречинскому “миллион в руку лезет”… Да, с одной стороны, миллион, а с другой – нужны каких-нибудь две-три тысчонки, чтобы раздать долги, оплатить счета и наскоро – в три дня – устроить свадьбу.

Без этих мелких ставок рухнет вся игра! Да что там! – она уже рушится: Щебнев согласен ждать лишь до вечера, кредиторы за дверью грозно бушуют.

Впрочем, надежда еще есть. Кречинский посылает Расплюева к ростовщикам, приказывая одолжить у них деньги под любые проценты. Дадут, непременно дадут, они ведь знают Кречинского: вернет сполна. Но Расплюев является с дурными вестями.

Ростовщики уже не могут верить Кречинскому: “видно, запахло. ” Они требуют надежного залога. А что осталось у бедного игрока! Ничего, кроме золотых часов в семьдесят пять рублей.

Все кончено! Игра проиграна!

И вот тут-то, в минуту полной безнадежности, Кречинского осеняет блистательная идея. Впрочем, ее блистательности еще не могут оценить ни Расплюев, ни слуга Федор. Они даже полагают, что Кречинский повредился рассудком.

И действительно, он как будто бы не в себе. Он достает из бюро грошовую булавку, ту самую, которую он использовал как модель, “обделывая” Лидочкин солитер, смотрит на нее с восторженным изумлением и восклицает: “Браво!. ура! нашел…” Что нашел? Какую-то “побрякушку”.

Камень-то в булавке стразовый, из свинцового стекла!

Ничего не объясняя, Кречинский велит Расплюеву заложить золотые часы и на вырученные деньги купить роскошный букет цветов, “чтоб весь был из белых камелий”. А сам тем временем садится сочинять письмо Лидочке. Он наполняет его нежностью, страстью, мечтаниями о семейном счастье -“черт знает каким вздором”.

И как бы между прочим просит ее прислать ему с посыльным солитер – он заключил пари о его размерах с неким князем Бельским.

Как только Расплюев появляется, Кречинский отправляет его с цветами и запиской к Лидочке, объясняя ему, что он должен получить у нее солитер и принести вещь “аккуратнейшим образом”. Расплюев все понял – Кречинский намерен украсть бриллиант и бежать с ним из города. Но нет! Кречинский не вор, честью он еще дорожит и бежать никуда не собирается.

Напротив. Пока Расплюев выполняет его поручение, он приказывает Федору подготовить квартиру для пышного приема семейства Муромских. Настает “решительная минута” – принесет ли Расплюев солитер или нет?

Принес! “Виктория! Рубикон перейден!” Кречинский берет обе булавки – фальшивую и подлинную – и мчится с ними в лавку ростовщика Никанора Савича Бека. Спрашивая денег под залог, он предъявляет ростовщику подлинную булавку -“того так и шелохнуло, и рот разинул”.

Вещь ведь ценнейшая, стоимостью в десять тысяч! Бек готов дать четыре. Кречинский торгуется – просит семь. Бек не уступает.

И тогда Кречинский забирает булавку: он пойдет к другому ростовщику… Нет-нет, зачем же – к другому… Бек дает шесть!

Кречинский соглашается. Однако требует уложить булавку в отдельную шкатулку и опечатать ее. В тот момент, когда Бек уходит за шкатулкой, Кречинский подменяет подлинную булавку фальшивой.

Бек спокойно укладывает ее в шкатулку – бриллиант ведь уже проверен и под лупою, и на весах. Дело сделано! Игра выиграна!

Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая!

Но вдруг на квартиру Кречинского является Нелькин. Вот оно, разоблачение! Нелькин уже все выведал: ах, Боже! с кем связался почтеннейший Петр Константинович!

Да это же проходимцы, картежники, воры!! Они ведь украли у Лидочки солитер… Какое там пари?! какой князь Бельский?! Солитера нет у Кречинского – он заложил его ростовщику Беку.

Все смущены, все в ужасе. Все, кроме Кречинского, ибо в эту минуту он на вершине своего вдохновения – блеф его обретает особенную внушительность. Великолепно изображая благороднейшего человека, чья честь оскорблена коварным наветом, он берет с Муромского обещание “по шее выгнать вон” обидчика, если солитер будет сейчас же представлен для всеобщего обозрения. Старик вынужден дать такое обещание.

Кречинский с торжественным негодованием предъявляет бриллиант! Нелькин опозорен. Его карта бита Сам Муромский указывает ему на дверь. Но Кречинскому этого мало.

Успех нужно закрепить. Теперь искусный игрок изображает другое чувство: он потрясен тем, что семейство так легко поверило гнусной сплетне о своем будущем зяте, муже!! О, нет! теперь он не может быть Лидочкиным мужем.

Он возвращает ей ее сердце, а Муромскому его благословение. Все семейство молит его о прощении. Что ж, он готов простить.

Но при одном условии: свадьба должна быть сыграна завтра же, чтоб положить конец всем сплетням и слухам! Все с радостью соглашаются. Вот теперь игра действительно выиграна!

Остается только выиграть время, то есть выпроводить дорогих гостей как можно скорее. Нелькин ведь не успокоится. Он может в любую минуту явиться сюда с Беком, фальшивой булавкой и обвинениями в мошенничестве.

Нужно успеть… Гости уже поднялись, двинулись к выходу. Но нет!

В дверь звонят… стучат, ломятся. Успел Нелькин! Он явился и с Беком, и с булавкой, и с полицией! Лишь на минуту Кречинский теряет самообладание; приказывая не отпирать дверь, он хватает ручку от кресла и угрожает “разнести голову” всякому, кто двинется с места!

Но это уже не игра – это разбой! А Кречинский все ж таки игрок, “не лишенный подлинного благородства”. В следующее же мгновение Кречинский “кидает в угол ручку от кресла” и уже как истинный игрок признает свое поражение возгласом, характерным для карточного игрока: “Сорвалось. ” Теперь ему светит “Владимирская дорога” и “бубновый туз на спину”. Но что это?!

От печальной дороги в Сибирь и арестантских одежд “Мишеля” спасает Лидочка. “Вот булавка… которая должна быть в залоге, – говорит она ростовщику, – возьмите ее… это была ошибка!” За сим все семейство, “убегая от срама”, покидает квартиру игрока.

Читайте также: