Субрегионы зарубежной азии китай конспект урока 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Пояснительная записка к уроку по дисциплине

Занятие разделено на 5 этапов: организационный этап, этап проверки домашнего задания и актуализации опорных знаний, этап формирования умений и навыков, этап контроля знаний, этап подведения итогов и информации о домашнем задании.

На первом этапе педагог проверяет готовность и явку обучающихся на урок, сообщает тему, цель и план занятия.

На втором этапе ведется работа по подготовке к изучению нового материала, в основе которого лежат знания учебного материала предыдущего занятия. Для актуализации опорных знаний и контроля знаний преподаватель использует устный недифференцированный фронтальный опрос. Домашнее задание тесно связано с новым материалом, проверяется индивидуально с помощью карт атласа.

На третьемэтапе проводится работа по формированию умений и навыков по выявлению социально – экономические особенностей стран различных субрегионов Азии. Проводится самостоятельная работа по группам (4 группы по 5 человек).

На пятом этапе преподаватель выставляет оценки и выдает домашнее задание.

Оценивание проводится комплексно: учитываются устные ответы, работа в группе, итоги проверочной самостоятельной работы.

Важную роль на уроке играет визуализация информации, поэтому используются электронные презентации.

Методические указания по организации и проведению урока

При подготовке к уроку педагог формулирует образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными задачами; определяет оптимальное содержание данного урока с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозирует уровень усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков; делает выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной, фронтальной и самостоятельной работы на уроке.

Характеристика студенческой группы:

15% обучающихся имеют высокий уровень подготовки, легко овладевают теоретическими знаниями, основными видами учебной деятельности.

75% обучающихся имеют средний уровень подготовки, то есть неплохо воспринимают и запоминают учебный материал, владеют умениями работать с дополнительной литературой, могут участвовать в беседе.

10% обучающихсяимеют низкий уровень подготовки, то есть с трудом воспринимают и запоминают учебный материал, могут участвовать в несложной беседе.

Студенты коммуникабельны, контактны, умеют работать в группах, самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта и культурного развития.

В будущей профессиональной деятельности обучающиеся группы способны :

-уметь думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;

- обладать критическим и творческим мышлением;

- владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.

Студенты данной учебной группы позитивно относятся друг к другу, способны оказывать взаимопомощь в учебном процессе, имеют высокий уровень познавательных интересов, умеют самостоятельно работать с информационными источниками, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках. Предполагается, что участники урока будут проявлять активную учебную деятельность – не менее 70% студентов.

План урока

Цели урока :

- систематизировать знания учащихся по теме “Субрегионы и страны Зарубежной Азии”

- выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Азии.

- продолжить развивать умение самостоятельно анализировать различные источники географической информации,

- проводить сравнения по основным экономико-географическим показателям,

- выделять черты сходства и различия и делать выводы.

- воспитывать самостоятельность, ответственность;

- способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран;

- воспитывать культуру общения, работать в группе;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока : комбинированный; урок формирования умений и навыков (по основной дидактической цели).

Форма организации теоретического обучения : фронтально-групповая

I Вводная часть

(3мин.) Организационный этап Приветствие.

- Проверка по журналу явки студентов.

Проверка готовности студентов к уроку.

- Готовность рабочих ученических мест, готовность компьютерной техники.

- Все студенты мобилизованы, сосредоточены, внутренне организованы. Готовность к уроку хорошая. Приветствуют преподавателя.

темы, целей урока

- Цель урока : сформировать умения и навыки выявления социально – экономических особенностей стран различных субрегионов Азии Сегодня на уроке

- проверим домашнее задание;

- обобщим понятия региона и субрегиона;

- повторим эгп Зарубежной Азии

- приобретём новые учебные действия;

- проведём групповую и индивидуальную самостоятельные работы;

- подведём итоги урока. Слушают преподавателя.

Записывают в тетрадь тему урока.

Слушают преподавателя. Слайд 1,2

Целевая установка, мотивация. Вы уже знаете, что З. Азию можно представить как один из очагов зарождения человечества, родину земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.

- Площадь Зарубежной Азии составляет 27,7 млн. кв. км. Все 39 государств можно разделить на островные, внутриконтинентальные и приморские. К островным государствам относятся, например, Япония, Мальдивы и др., к приморским – Индия, Южная Корея и др., к внутриконтинентальным – Монголия, Непал и др.

- Из 39 стран только 4 государства можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Сингапур, Израиль, Южная Корея. Остальные страны относятся к группе развивающихся стран. Слушаю тпреподавателя.

Называют отличительные черты данного региона Слайд 3,4

II Актуализация опорных знаний

(10 мин) Проверка домашнего задания

(7 мин) Предлагает воспроизвести визитную карточку Зарубежной Азии, охарактеризовать эгп региона, природные предпосылки для развития промышленности и с/х.

- Какой можно сделать вывод? Проверяют домашнее задание, отмечают итог в оценочной ведомости.

- По площади Зарубежная Азия уступает только Африка, а по числу жителей намного превосходит все другие регионы. Главное богатство региона, во многом определяющее его роль в международном разделении труда, - это нефть. Используются карты атласа и настенные карты

Повторение понятий: регион, субрегион (3 мин)

Регион (лат. regio страна, область) — термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.

субрегион — часть крупного региона, объединяющая несколько соседних стран с общими особенностями развития.

Обобщают понятия региона и субрегиона. Слайд 6

III Этап формирования умений и навыков (52 мин.)

1. Подготовка к самостоятельной работе в рабочей тетради

(3мин) В состав Зарубежной Азии входит 4 субрегиона : Центральная и Восточная Азия, Юго-Восточная, Южная Азия и Юго- Западная. Знакомятся с визитной карточкой каждого из 4-х субрегионов

Показывают на карте страны, Слайд 7.

3. Постановка задания.

Заполнить таблицу 2 следующим образом:

рассмотреть данные Таблицы 1;

в Таблице 2 в столбце 2 (страны) указать номер страны, из выше перечисленных стран (указанных в таблице 1, которые соответствуют данному субрегиону. Слушают преподавателя, сравнивают положение стран в атласе и на к/к Слайд 9

4. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.

(3 мин) Контролирует организацию работы в группах

Помогает при необходимости. Выполняют задание, работают с таблицей, показывают на карте страны, входящие в каждый из 4-х субрегионов

5. Постановка задания.

Какой из субрегионов выделяют зарубежную Азию в МГРТ? Назовите главные районы добычи нефти в зарубежной Азии. Перечислите 10 стран, в которых ведется добыча нефти.

Слушают преподавателя, подготавливают необходимые карты атласа

6. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов. (4 мин) Наличие полезных ископаемых является одним из факторов, определяющих развитие тех или иных отраслей экономики. Выполняют задание, заполняя карты, работая в группах.

Представитель от группы работает у карты

7. Постановка задания.

Задание3. Слушают преподавателя.

Выслушивают утверждение и поднимают номер той страны, которая не относится к данному утверждению Слайд 12

8. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов. (5 мин) Контролирует организацию работы в группах

Помогает при необходимости. Определяют специализацию стран одного из четырех субрегионов.

Виртуальная экскурсия. (3 мин) Предлагает совершить виртуальную экскурсию по стране восходящего солнца – Японии.

(демонстрация видеофильма о Японии)

Смотрят видеофильм о Японии

- Для этого есть все основания:

9. Постановка задания.

Площадь занимаемой территории –

Форма правления (ФП)

Форма территориального устройства (ФТУ) – Слушают преподавателя, подготавливают карточки с цифрами Слайд 15

10. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.

(3 мин) Контролирует организацию работы в группах

11. Постановка задания.

12. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.

(4 мин) Предлагает представителю группы показать географические обьекты на карте.

Наносят географические обьекты на контурную карту и показывают на карте.

13. Постановка задания.

Изучите возрастную диаграмму населения Японии и ответьте на вопросы:

1. Какой возрастной группы населения больше? С чем это связано?

2. К какому типу воспроизводства населения относится Япония? Слушают преподавателя, изучают диаграмму. Слайд. 17

14. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.

Контролирует организацию работы в группах

Помогает при необходимости. Анализируют диаграмму и отвечают на вопросы. Слайд. 18

16. Представление опережающего д/з в форме презентаций о традициях и обрядах (5мин) Предлагает выступить обучающимся с Какие традиции и обряды соблюдаются в стране? Что вы знаете о:

- о искусстве икебана, бонсай, каллиграфии, оригами?

- о борьбе сумо, дзюдо, карате? Слайд. 20

17. Постановка задания.

Отметьте на контурной карте:

- города-миллионеры и городские агломерации

- центры обрабатывающей промышленности

Можно ли соотнести города-миллионеры с центры обрабатывающей промышленности? Слушают преподавателя, подготавливают контурные карты. Слайд 21

18. Групповая форма организации познавательной деятельности студентов.

Предлагает представителю группы показать географические обьекты на карте.

Отмечают города-миллионеры и городские агломерации, центры обрабатывающей промышленности, показывают на карте.

Предлагает просмотр видеофильма о высоких технологиях страны.

(демонстрация видеофильма о роботостроении)

Смотрят видеофильм о роботостроении в Японии. Слайд 23

20. Представление опережающего д/з в форме презентаций о традициях и обрядах (5мин) Предлагает представить свои презентации о традициях и обрядах в Японии:

-искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах;

- женская одежда кимоно и т. д. Представляют презентации о традициях и обрядах в Японии:

-искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах;

- женская одежда кимоно и т. д.

IV Контроль изученного материала.

1. Тестовая самостоятельная работа.

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы, ее проверке и оценке. Выдает задания самостоятельной работы в двух вариантах.

Предлагает сверить ответы с ответами на экране. Выполняют самостоятельную работу.

Проводят взаимопроверку и самооценку. Слайд 24

Итог урока, домашнее задание.

Выставление и комментирование оценок

Дается оценка работы в целом, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе отдельных учащихся, выставляются оценки. Слушают преподавателя.

Ставят себе оценку.

С. 241-250 Записывают домашнее задание. Слайд 25

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал.

Организационный момент.

-Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите в окно, какая сегодня хорошая погода: светит солнце, на душе радостно и легко, вот также и легко должен пройти у нас урок. Сегодня на уроке нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим .

Целеполагание и мотивация.

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы продолжим путешествие по зарубежной Азии. Послушайте и скажите, в какой стране нам сегодня заочно предстоит побывать.

Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас?

– страна является нашим южным соседом;

– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;

– освоение космоса и разработки ядерного оружия;

- Что вы знаете об этой стране? Выслушаем мнения.

- Что бы вы хотели узнать?

Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики

прием фисшбоу

Обобщение учителя: Цели + Надеюсь, что вы сегодня успешно справитесь со всеми видами заданий, учебными вопросами и ответим на главный проблемный вопрос урока

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к плану урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы:

Визитная карточка страны.

Особенности населения Китая.

Предпосылки экономического развития

Особенности экономического развития страны.

Визитная карточка страны.

Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна - унитарная ,хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань.

Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км.

Мировые изобретения

- Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним одну из них.

Эта удивительная ткань появилась в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует красивая легенда о том, как юная китайская императрица Си Линь Чи случайно уронила в горячую воду кокон будущей бабочки и вдруг увидела, как от кокона отделились тонкие белые нити. Любознательная девушка решила попробовать сделать из этих нитей красивую ткань. До сих пор их производят почти так же, как в древности. Гусеница тутового шелкопряда появляется на свет в специальном питомнике и сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она “наматывает” вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Но лишь немногие гусеницы превращаются в бабочку. Большую часть коконов помещают под горячий пар и там разматывают, получая из каждого нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань. Натуральный шелк очень красив. Блестящий, тонкий, воздушный материал притягивает к себе взгляды. Одежда из шелка удобна и приятна в любом климате. Во влажных и жарких странах шелк дает чувство сухости, потому что отлично впитывает в себя влагу. В холоде он греет, сохраняя тепло кожи. И, кроме того, шелк отпугивает блох, вшей и других паразитов. Это свойство особенно ценили кочевники, воины и лекари всех времен. Несмотря на свою легкость шелк необычайно прочный материал. Недаром именно из него много лет делают парашюты. Ученые выяснили, что 16 уложенных друг на друга слоев шелка останавливают пистолетную пулю. А еще шелковую нить издавна использовали хирурги для сшивания ран.

Особенности населения страны

Китай — самая большая по населению страна в мире. Ее население — 1 миллиард 289 миллионов человек, это значит, что почти каждый пятый житель Земли — китаец. Территория страны составляет 9 миллионов 600 тысяч кв. км, но заселена страна неравномерно.Китай − прекрасная страна, богатая культурой и своими историческими достопримечательностями! Китай сегодня — это современное государство, объединяющая в себе тысячелетнюю культуру и традиции, и современные технологии и науку.В Китае впервые в мире появились бумага, компас, порох и печать.

Оценить 1936 0

Урок географии 11 класс

Тема: Субрегионы зарубежной Азии. Китай.

Образовательная: Создание условий для осознания и осмысления знаний о причинах экономического роста Китая

Развивающая: Создание условий для развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления;

Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал.

Организационный момент.

-Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите в окно, какая сегодня хорошая погода: светит солнце, на душе радостно и легко, вот также и легко должен пройти у нас урок. Сегодня на уроке нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим .

Целеполагание и мотивация.

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы продолжим путешествие по зарубежной Азии. Послушайте и скажите, в какой стране нам сегодня заочно предстоит побывать.

Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас?

– страна является нашим южным соседом;

– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;

– освоение космоса и разработки ядерного оружия;

- Что вы знаете об этой стране? Выслушаем мнения.

- Что бы вы хотели узнать?

Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики

прием фисшбоу

Обобщение учителя: Цели + Надеюсь, что вы сегодня успешно справитесь со всеми видами заданий, учебными вопросами и ответим на главный проблемный вопрос урока

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к плану урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы:

Визитная карточка страны.

Особенности населения Китая.

Предпосылки экономического развития

Особенности экономического развития страны.

Визитная карточка страны.

Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна - унитарная ,хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань.

Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км.

Мировые изобретения

- Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним одну из них.

Эта удивительная ткань появилась в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует красивая легенда о том, как юная китайская императрица Си Линь Чи случайно уронила в горячую воду кокон будущей бабочки и вдруг увидела, как от кокона отделились тонкие белые нити. Любознательная девушка решила попробовать сделать из этих нитей красивую ткань. До сих пор их производят почти так же, как в древности. Гусеница тутового шелкопряда появляется на свет в специальном питомнике и сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она “наматывает” вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Но лишь немногие гусеницы превращаются в бабочку. Большую часть коконов помещают под горячий пар и там разматывают, получая из каждого нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань. Натуральный шелк очень красив. Блестящий, тонкий, воздушный материал притягивает к себе взгляды. Одежда из шелка удобна и приятна в любом климате. Во влажных и жарких странах шелк дает чувство сухости, потому что отлично впитывает в себя влагу. В холоде он греет, сохраняя тепло кожи. И, кроме того, шелк отпугивает блох, вшей и других паразитов. Это свойство особенно ценили кочевники, воины и лекари всех времен. Несмотря на свою легкость шелк необычайно прочный материал. Недаром именно из него много лет делают парашюты. Ученые выяснили, что 16 уложенных друг на друга слоев шелка останавливают пистолетную пулю. А еще шелковую нить издавна использовали хирурги для сшивания ран.

Особенности населения страны

В январе 2005 года население Китая перевалило за 1млрд.300млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще 4 года назад, если бы не жесткая демографическая политика, о которой вы уже знаете. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел от втopoгo к первому типу воспроизводства населения, вступив в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров.

Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.

Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна).

Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения.

Где сосредоточена большая часть населения? (Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны- побережье океана).

Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера.

Экономика Китая

Сегодняшний Китай – это динамично развивающаяся страна.

По прогнозам лауреата Нобелевской премии в области экономики профессора Спенсера высокие темпы развития китайской экономики носят долгосрочный характер и сохранятся по крайней мере еще 25 лет.

Используя текст учебника на с. 238 – 239 и дополнительный материал, докажите, что Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. У вас есть 4 минуты на изучение данного материала (Приложение 2).


С помощью этого видеоурока учащиеся узнают о географическом положении зарубежной Азии по отношению к России. Рассматривают её природно-ресурсный потенциал. Особое внимание уделяется населению и хозяйству региона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общая характеристика зарубежной Азии"

Зарубежная Азия – это самый крупный по площади и населению регион мира, причём это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Зарубежная Азия на карте мира


Зарубежная Азия – это один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. В основном в состав региона входят развивающиеся страны. Согласно классификации, принятой Организацией Объединённых Нации, в зарубежной Азии выделяются следующие субрегионы: Восточная Азия, Западная Азия, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.

Классификация субрегионов Зарубежной Азии по ООН


В то же время указанная классификация не является единственной.

Все государства зарубежной Азии достаточно крупные по своей площади, двое из них, Китай и Индия, имеют статус стран-гигантов. Границы, которые разделяют государства зарубежной Азии, установлены согласно природным и историческим рубежам. Так, например, сухопутные границы Индии с большинством соседних стран (за исключением небольших участков границы с Пакистаном и Народной Республикой Бангладеш) проходят в труднодоступных и слабо освоенных горных либо пустынных районах. Такие условия сдерживают хозяйственное развитие приграничных территорий и затрудняют сухопутные связи между странами.

Экономико-географическое положение региона характеризуют три главные черты: во-первых, соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из субрегионов Азии. Во-вторых, глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно. Так, например, Монголия, расположенная в глубине материка, – самое большое по территории государство мира, не имеющее выхода к морю. Её связи с другими странами осуществляются в основном через транспортные системы России и Китая. В-третьих, приморское положение большинства стран, обеспечивающее выход к морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути. Зарубежная Азия – это самый высокий регион мира; здесь находятся высочайшие горные системы и вершины мира. Обширные пространства занимают бессточные территории, а в некоторых регионах население страдает от избытка влаги. В соответствии с этим чрезвычайно разнообразна и растительность – от лесов, степей и пустынь умеренного пояса до влажных экваториальных лесов островов Юго-Восточной Азии. Зарубежная Азия в целом – регион с богатейшим природно-ресурсным потенциалом: значительны водные, гидроэнергетические и агроклиматические ресурсы. Колоссальны запасы минерального сырья, особенно нефти и газа, различных руд (железных, цветных металлов, олова) и многих других.

Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства в регионе также очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран есть две главные проблемы. Во-первых, проблема недостатка земельных ресурсов. Наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств оказывает сильное влияние на структуру земельного фонда, ограничивая в нём долю сельскохозяйственных, в особенности пахотных, земель. Во-вторых, проблема рационального использования агроклиматических ресурсов. Запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений в течение сельскохозяйственного сезона или даже круглый год. А вот ресурсы влаги распределены крайне неравномерно. Если в районах муссонного климата орошение применяется только в зимний период, то в засушливых тропиках и субтропиках Юго-Западной Азии оно необходимо в течение всего года. В целом в регионе почти весь водозабор используется для орошения. Здесь находится почти 3/4 орошаемых земель мира.


По общей площади таких земель Индия занимает первое место в мире, Китай – второе. Стоит отметить, что на значительной части территории региона природные условия (пустыни, высокогорья) вообще не позволяют людям заниматься сельским и лесным хозяйством.

По численности населения зарубежная Азия занимает внеконкурентное первое место среди всех крупных регионов мира. Население только Китая, Индии, Бангладеша, Индонезии, Пакистана, Японии составляет половину всего человечества.

Страны, население которых составляет половину всего человечества


Зарубежная Азия – родина всех трёх мировых религий: христианства, буддизма, ислама. Все они в течение многих веков и даже тысячелетий оказывали огромное влияние на политику, экономику, духовную культуру, воспроизводство населения, обычаи народов. Религия нашла широкое применение и в материальной культуре – мусульманских мечетях, индуистских храмах, буддийских пагодах и монастырях. Да и сегодня её влияние на все стороны жизни людей остаётся очень большим.

Зарубежная Азия – сельский регион. Примерно 60 процентов его населения – это сельские жители. Размещение населения в регионе отличается особенно большой неравномерностью. Здесь на одном полюсе присутствуют густонаселённые приморские равнины, долины и дельты рек, на другом – редконаселённые пустыни и полупустыни, высокогорья, тропические леса.

Определённое влияние на размещение населения зарубежной Азии оказывают его международные миграции. В наибольшей мере это относится к нефтедобывающим странам Персидского залива, которые, как вы уже знаете, превратились в один из главных мировых центров привлечения трудовых ресурсов. Основными сферами деятельности трудовых мигрантов являются нефтяная промышленность, строительство, транспорт, сфера услуг. В Саудовской Аравии трудовые мигранты составляют 60 % всех занятых, в Кувейте – 60 %, а в Объединённых Арабских Эмиратах – даже 90 %.

В большинстве стран зарубежной Азии основу экономики составляют аграрный сектор и добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность получила развитие только в Японии, новых индустриальных странах, Китае, Индии, Израиле и Турции. В международном географическом разделении труда страны зарубежной Азии в наибольшей степени связаны с нефтедобычей (Персидский залив), добычей и производством олова (Юго-Восточная Азия), автомобиле- и судостроением (Япония, Китай и Южная Корея), продукцией электротехнической про­мышленности и электроники (Япония, Китай), роботостроением (Япония), химической промышленностью (Япония, Китай, Тайвань), продукцией лёгкой промышленности (Китай, Индия, Турция).


Сбор чая на Шри-Ланке


Читайте также: