Переписка ивана грозного и курбского аннотированный конспект

Обновлено: 05.07.2024

Князь Андрей Курбский (1528, Русское государство —1583, Речь Посполитая) — это русский политик, полководец, переводчик, писатель и меценат, приближённый царя Ивана Грозного.

Князь Андрей происходил из смоленско-ярославской ветви дома Рюриковичей, той части рода, что владела селом Курба на Ярославской земле. В 1564 году в разгар Ливонской войны он получил весть о приближающейся опале и бежал в Великое княжество Литовское. Из ливонского Вольмара, а затем из Речи Посполитой Курбский вёл многолетнюю переписку с русским царём.

Переписка Ивана Грозного и находившегося в эмиграции бывшего военачальника Андрея Курбского, продолжавшаяся в 1564—1579 годах, стала широко известна и заняла значительное место в отечественной публицистике XVI века.

Иван IV Васильевич Грозный (1530 — 1584) — это государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, с 1547 года первый царь всея Руси.

История переписки

Переписка началась после того, как князь Курбский, потерпев поражение в боях Ливонской войны весной 1564 года, в апреле в сопровождении 12 слуг бежал в Вольмар, где располагались литовцы. Оттуда беглый военачальник написал царю Ивану Васильевичу письмо с объяснением поступка, обвинив царя в нарушении христианских норм. За Андреем Курбским последовали многие русские служилые люди, составившие целую дружину под командой князя.

Ливонская война — это крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Русское царство, Ливонская конфедерация, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись на территории современных Белоруссии, Латвии, Эстонии и Северо-Западной России.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1577 году во время похода на Ливонию воевода Богдан Бельский занял Вольмар, где Курбский написал первое письмо. Грозный сообщил о победе Курбскому в послании, написанном в Вольмаре. В 1579 году князь составил ответ и отправил его вместе с предыдущим письмом. В результате переписка ограничилась всего пятью письмами. Есть предположения, что Андрей Курбский хотел составить более обстоятельный ответ и даже создать на основе ответа литературное произведение, однако не сумел довести до конца эту работу.

Источниковедческий анализ

Содержание переписки

Андрей Курбский обвинял Ивана в уничтожении или изгнании без вины профессиональных воевод и многих Рюриковичей, и в попытках заменить их маньяками и прихлебателями, в результате чего великая христианская армия превращается в зайцев и овец, страшащихся листика, гонимого ветром, имея в виду поражения России на исходе Ливонской войны. Курбский противопоставлял позднее правление Ивана Грозного с бегством от татар и разорением Москвы началу правления, когда русские воеводы наносили постоянные поражения татарам на территории ханств. Курбский обращал внимание правителя на то, что государственным мужам не подобает быть многословными подобно бабам, и браниться, как простолюдинам, тем более, что письма пересылаются за границы России и могут вызывать смех и удивление.

Проблема подлинности

Существует точка зрения (выраженная впервые Эдвардом Кинаном), согласно которой некоторые письма из переписки были сочинены не самими Иваном Грозным и Андреем Курбским. В данный момент большинство историков отвергают эту гипотезу, однако признают, что переписка усилиями авторов XVII века до нас дошла в сильно изменённом виде.

25 августа 1530 года на свет появился первый царь всея Руси — Иван IV Грозный. Он был крайне мнительным и доверял немногим из своего ближайшего окружения. Андрей Курбский был одним из таких людей, но как только он получил вести о начале опричнины, то бежал в Литву, откуда написал Грозному первое письмо в 1564 году. Вся переписка между русским царем и Курбским составляет пять посланий. О чем переписывались Иван Грозный и Андрей Курбский?


Первое послание Курбского:

Второе послание Андрея Курбского:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, 10 класс

Роль и место урока: Данный урок занимает важное место среди уроков истории по эпохе правления Ивана IV Грозного. Это была сложная и переломная эпоха в истории России. Взгляды непосредственных политических участников тех лет во многом объясняют происходящие события данного периода истории.

Цель урока : ознакомить учащихся с посланиями Андрея Курбского Ивану Грозному, и ответные послания Ивана Грозного. Сформировать образ изучаемой эпохи, мотивы действий двух государственных деятелей.

Задачи урока :

повторить эпоху правления Ивана Грозного;

закрепить навыки критического мышления;

работать с понятиями:

Сильные во Израиле;

Моавитянин, и аммонитянин;

ознакомить с персоналиями:

Исавр, Гностезный и Армянин;

Василий и Иван Шуйские;

Амалик и Максентий.

продолжить формирование умений работать с текстом документа;

продолжить формирование умения анализировать текст;

выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы;

развивать у учащихся самостоятельность путем использования проблемных ситуаций.

содействовать формированию идейно-политического мировоззрения;

Средства обучения : раздаточные материалы, учебная доска.

Тип урока : урок закрепления знаний, практикум.

Домашнее задание: изучить взгляды различных историков на деятельность Ивана Грозного:

3) В.О. Ключевского;

5) Р. Г. Скрынникова.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание интереса к истории как науки, умение соотносить события с принятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения.

Метапредметные: развитие самостоятельности, развитие способности сознательно организовывать учебную деятельность, развитие умения формулировать свое мнение.

Предметные: овладение целостными представлениями об исторических путях развития России, способность применять исторический аппарат, умение систематизировать информацию, опыт оценочной деятельности.

Методы обучения : эвристический, проблемный, индивидуальный.

– Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим очередную экскурсию в прошлое. На сей раз, мы воспользуемся документальными источниками той эпохи.

Все ученики достают раздаточный материал

II. Актуализация знаний

Учитель задает вопросы:

1. Годы правления Ивана Грозного?

Ученики отвечают на вопросы:

2. Направления внешней политики?

2. Сибирское, Восточное, Южное, Западное.

4. Члены Избранной рады…

4. Адашев, Курбский, Сильвестр, Макарий и др.

5. Что такое приказы?

5. Органы центрального государственного управления

III. Решение проблемных ситуаций

а) рассказ учителя

– На предыдущем уроке мы завершили прохождение целой эпохи в истории России, во многом противоречивой. Но, главное что данная эпоха оставила глубокий след в истории нашего народа. И до сих пор историки спорят о значении событий того периода.

- Сегодня, у нас есть возможность окунуться и оценить ту эпоху сквозь призму посланий Андрея Курбского и Ивана Грозного.

Настраивание на получение учебной задачи

Итак, тема нашего урока – Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

1. Составление представления об эпохе и исторических личностях;

2. Работа над первым посланием Андрея Курбского;

3. Исследование ответа Ивана Грозного;

4. Анализ второго письма А. Курбского;

5. Изучение второго письма И. Грозного;

6. Составление обвинений и оправданий в третьем послании А. Курбского;

7. Анализ изученного.

Знакомятся с планом урока

б) работа с раздаточным материалом

- Сделайте устный литературный анализ представленных текстовых материалов.

- Данный литературный памятник представляет очень интересный документ той эпохи. Раскрывает личности, дает оценку действиям персонажей. Составлен в стиле обращения к сопернику, при этом персонифицируя в нем людей. Текст Ивана - бранные слова, лаконичность, выразительность, логичность, знаток слова.

- Попрошу выйти одного из вас к доске и выписывать краткие мысли своих одноклассников.

- Прошу выступить учащемуся с раздаточным материалом №1. Высказать точку зрения автора и выдвинуть от его лица обвинения.

- Прошу выступить учащемуся с раздаточным материалом №2. Выскажите точку зрения автора и выдвинуть от его лица обвинения. А также ответьте на обвинения.

- Прошу выступить учащемуся с раздаточным материалом №3. Выскажите точку зрения автора и выдвинуть от его лица обвинения. А также ответьте на обвинения.

- Прошу выступить учащемуся с раздаточным материалом №4. Выскажите точку зрения автора и выдвинуть от его лица обвинения. А также ответьте на обвинения.

- Прошу выступить учащемуся с раздаточным материалом №5. Выскажите точку зрения автора и выдвинуть от его лица обвинения. А также ответьте на обвинения.

Выходит один из учащихся.

Записывает на доске информацию по ходу урока.

Весь класс записывает схему с доски по примеру схемы представленной в приложении. (см. ниже)

- Какое место в данных текстах занимает религия?

- В изучаемую эпоху религиозное сознание было укоренено в голове каждого человека. Человек не мог представить своей жизни без бога.

- Как вы думаете, кто из представленных персонажей прав?

- Каждый персонаж прав со своей точки зрения. Но один из них выглядит более убедительно, потому что … (приводятся свои точки зрения и аргументы к ним).

– Обратите внимание на то, что жертвы Новгорода не упомянуты, как вы думаете почему?

- Исходя из того, что события одни и те же, а оценки этих событий разные, мы можем говорить о субъективности и объективности истории. Как вы думаете, история субъективна?

- Должна ли она быть объективной?

Как решалась политическая судьба России?

– Не имело значения или этого не было.

- История субъективна, конечно, хотелось бы больше объективности. Но наше общество и каждый отдельный человек в нем субъективен.

- Выбор между демократией и монархией под видом пресветлого православия.

IV. Закрепление

Ответьте на вопросы, что значат выражения:

Сильные во Израиле;

Моавитянин и аммонитянин;

Амалик и Максентий.

Сильные во Израиле – знатные и влиятельные люди;

жрецы Крона – люди отдававшие своих детей на пожирание;

Моавитянин и аммонитянин потомки Лота, с которыми лучше не контактировать;

Закхеино покаяние – покаяние достойное прощения;

Манассия – нечестивый царь иудеев;

Амалик и Максентий – жестокие правители.

V. Дом. Задание.

Изучить взгляды различных историков на деятельность Ивана Грозного:

Р. Г. Скрынникова.

Записывают домашнее задание

VI. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

Оцените урок, работу учителя, собственную деятельность.

Андрей Курбский

Иван IV

Истребил знатных во Израиле

Отступник и губитель христиан ради славы и богатства

Истребил в церквях

Смерть праведнику не страшна

Всякая власть от бога

Я долго был в походах и изранен

Кого же я истребил?

И не знаю сильных во Израиле

Невинных не убивал, а если есть виновные (изменники и чародеи), то их казнили, как и во всех странах

Послания царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского – один из самых известных памятников древнерусской литературы, отразивший переломный характер своей эпохи. Переписка началась после отъезда опасавшегося гонений Курбского в Литву, откуда в 1564 году он отправил монарху свое первое послание. В нем князь обрушился с жесткой критикой на несправедливую политику царя, обвинив того в неслыханных репрессиях против лучших людей страны. Грозный ответил гневным трактатом, обвинив оппонента в преступлении не только против земной власти, но и против Бога. Впервые в российской истории бывший подданный решился написать государю. Между ними завязалась полемика, длившаяся 15 лет.
Участники переписки ставили перед собой публицистические задачи и обращались не только друг к другу, но и к образованным читателям в России и за рубежом. Царь и боярин касались обширного круга политических, культурных и религиозных тем − устройства государства, Божьего суда, литературного стиля. Их полемика предвосхитила расцвет индивидуальной манеры в российской литературе, на тот момент еще не знавшей самого понятия авторского стиля.

Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998.

Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.

Читайте также: