Строение растений конспект урока 1 класс

Обновлено: 28.06.2024

дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

Это живая природа.

Их более 350 000 видов на планете.

Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

- А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

- Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

Корень.
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

- Нужен корень растению?

(На доске обозначить корень).

– - А для чего растению нужен стебель? ( поддерживать растение )

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

- Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

- Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)


Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

- Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

- Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен?

- Проверим ваши предположения.

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

- Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Работа в тетрадях.

- Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

- Плоды - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

- зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

- жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

- красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.

Список похожих конспектов

Разнообразие растений и животных 1 Класс

Реакция растений на тепло

Айтжанова Юлия Иосифовна-учитель начальных классов. . . Краткосрочный план урока № 1. Предмет. Познание мира. . Класс. 3. . Тема .

Разнообразие растений

Открытый урок: Разнообразие растений. Цели. : Ознакомить с основной классификацией растений. Познакомить с особенностями различных растений. .

Разнообразие растений

Размножение растений своими частями

Разнообразие растений

Жизнь растений

. . . Тема: Жизнь растений. Цель: . обобщить знания детей по данной теме;. -углубление знаний о жизни растений;. - формирование у детей .

Цветок. Строение цветка

Группы растений, органы растений и их функции

Алдашева Урал Жанбатыровна. Учитель начальных классов. Кантемировской ОШ. Тайыншинского района. Северо Казахстанской области. Класс:. .

Жизнь и охрана растений

Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов

4 класс Тема: Водоёмы. Растения и животные водоёмов. Охрана растений и животных водоёмов. Цель: расширить знания детей о водоёмах, взаимосвязи растительного .

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой

Ознакомление с окружающим миром 1 класс. Тема:. Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой. Цели. урока:. сформировать .

Весеннее пробуждение растений

Строение Земли

Жизнь растений

Тема: Жизнь растений. Цель:. -углубить и расширить знания детей о растениях, о. . живой природе, об особенностях появления растений из. . .

Строение тела человека

Конспект учебного занятия в ТРКМ с использованием ЦОР. Тема учебного занятия:. Строение тела человека. Продолжительность учебного занятия:. 45 .

Жизнь растений осенью

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1. Смоленская область. .

Размножение растений

Жизнь растений осенью

Разнообразие растений

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Многобразие и строение растений.ppt

растения Живая природа грибы животные человек

Описание презентации по отдельным слайдам:

растения Живая природа грибы животные человек

растения Живая природа грибы животные человек


Многообразие растений

Растения луга

Растения леса

Растения болота

Растения поля

Растения сада

Растения теплицы



Корни растений

Стебли растений

Листья растений

Цветок Стрелитция королевская, Цветок райской птицы.

Цветок Стрелитция королевская, Цветок райской птицы.

Плоды и семена

Выбранный для просмотра документ Ход урока.docx

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Строение растений

-Познакомить детей с названием органов растений и их значением для растения

- Показать отличие плода с семенами от корнеплода

-дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

-развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

-способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

-прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

-воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

- Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

- Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

-развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней

-в сотрудничестве с учителем ставит новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

- учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

- для учителя: компьютер, проектор,корнеплоды, плоды;

- для учеников: карточки для работы в парах, раздаточный материал (лист фиалки в пластиковом стаканчике, веточки сирени, гранат, разрезанный на 4 части, цветки фиалки, корень пшеницы, помидор, разрезанный пополам.)

I .Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Анатольевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

II . Актуализация знаний:

Тема нашего урока закрыта. Попробуйте её разгадать.

- На какие две большие группы условно можно разделить природу?

П/о живая и неживая природа

- Схема какой природы изображена на доске?

П/о – схема живой природы

(На доске схема живой природы, но отсутствует слово растения, вместо него вопросительный знак)

- Всё верно! Но посмотрите, ребята, одна группа живой природы отсутствует. Послушайте рассуждения малышей и скажите:

--О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Звучит видео, где дети рассказывают о растениях:

- Это живая природа.

- Их более 350 000 видов на планете.

- Им необходима вода, воздух, тепло, почва.)

- Верно, на уроке мы будем говорить о растениях, а точнее об их строении. (Открываю второе слово темы урока)

-прочитайте тему урока: строение растений.

III . Изучение нового.

Постановка проблемы:

- Ребята, сейчас я предлагаю вам рассмотреть растения и ответить на вопрос:

Чем они похожи и чем различаются?

-Чем похожи все растения?

П/о – у всех есть листья, корень, растения цветут.

-Чем различаются растения?

П/о – растения бывают разных размеров, отличаются по цвету.

Обобщение и вывод:

- Какой вывод о внешнем виде растений можно сделать?

П/о – растения могут быть похожи или различаться своими органами.

- На сегодняшнем уроке вы узнаете, как правильно называются органы растений и будете исследовать каждый из них.

- Слушайте внимательно и угадывайте:

(Учитель читает загадки, а ребята отгадывают слово и с помощью магнитов и разрезных карточек собирают на доске растение: яблоню.)

Основная задача этой части растения — поглощать из почвы воду и питательные вещества, которые нужны растениям для роста и развития. Эта часть находится в земле. Как она называется? (Корень)

А эта часть растения является осью, опорой для листьев и цветков. Как она называется, догадались? (Стебель) Ребята, а как называется стебельу деревьев?(Ствол)

- Верно! Стебли бывают травянистые и одревесневшие у кустарников и деревьев.

Этих частей у растения может быть 1-2, а может быть очень много, тысячи. С их помощью растения получают доступ к солнечному свету, они задерживают воду и питательные вещества. Что это? (Лист)

Они появляются на растении весной или летом, а на комнатных растениях могут появиться и в зимнюю стужу. Что это такое? (Цветок)

А что образуется на месте цветка? (Плод)

А эти части растений созревают в плоде и служат для размножения и расселения растений. (Семена)

Наклонимся к корешкам

И кивнём цветочками.

Работа в парах

Будем работать в парах.

-сейчас вы превратитесь в исследователей, которым нужно внимательно изучить орган растения и сказать, для чего он нужен растению?

1-корень (рассматривают корень пшеницы)

2-стебель (рассматривают нарезанные веточки сирени)

3-лист (рассматривают лист фиалки в пластиковом стаканчике)

4- цветок (изучают запах, цвет и форму фиалки)

5-плодс семенами (рассматривают разрезанный гранат, помидор)

-Каждая пара заполняет бланк вида:

Для чего этот орган нужен растению?

Ловит солнечные лучики и растение дышит

Поглощает из почвы воду и питательные вещества

На его месте появляется плод с семенами

Служит для размножения и расселения растений

Служит опорой для листьев и цветков

Плод с семенами

Образуется на месте цветка.

-Ребята, на партах вы видите карточки. На них изображения органов растений, сделанные с помощью электронного микроскопа. Вы должны найти картинку того объекта, который вы исследовали и наклеить её на бланк. Чтобы вам было легче узнать этот орган, я предлагаю рассмотреть изображения всем вместе.

(Демонстрация изображений, сделанных с помощью электронного микроскопа с комментарием учителя)

Проблемный вопрос:

(Учитель обращает внимание на демонстрационный стол, где представлены вниманию детей луковица, клубень картофеля, морковь, свёкла)

-Какие части растений представлены?

(Учащиеся затрудняются с ответом)

- Скажите, где они рождаются?

-Правильно, ребята. Они появляются не на месте цветка, как все плоды, а в земле. А какой орган растения находится в земле?

- Попробуйте догадаться, как называют корни с большим запасом питательных веществ?

П/о – Корнеплод (возможно ребята отвечают с помощью учителя)

Обобщение и вывод:

- Существуют виды корней, которые содержат большой запас питательных веществ. Эти вещества нужны растению для того, чтобы дольше сохранять свои вкусовые качества, ведь многие растения человек употребляет в пищу. Корнеплоды, луковицы, клубни могут хранится в определённых условиях всю зиму, а весной их можно высадить в почву. Например луковица – это спящая почка, из которой можно вырастить новое растение.

IV .Закрепление.

Работа по карточкам.

- Возьмите карточки №2

-Какое растение изображено?

- У этого растения красивые белые цветки, а плоды-маленькие ягодки красного цвета. Они ядовитые как и всё растение целиком.

Р.К. – Ландыш растёт на территории Ставропольского края и занесён в Красную книгу. Это значит, что растение нужно охранять.

- Возьмите карандаш, укажите стрелками части растений и проверьте друг друга.

V .Рефлексия.

– Назовите органы растений.

П/о – Корень, лист, стебель, цветок, плод, корнеплод.

- Как вы думаете, что делать с листочками фиалки, корешками и веточками, которые вы исследовали?

П/о – выбросить, посадить.

- Правильно, ребята, их можно посадить. Из каждого листочка фиалки при правильном уходе может вырасти новое растение. А черенки сирени можно поставить в воду и через несколько дней на них распустятся почки.

Вскоре услышим мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-Ребята, вы сегодня очень активно работали, молодцы!

-Если урок вам понравился, прикрепите на нашу яблоньку весёлое яблочко, а если не понравился, то грустное.

(Оценка экрана настроения)

Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. – 176 с.

Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь в двух частях к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений, 2-е издание. - Смоленск:

Программа и тематическое планирование. - Смоленск:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 576 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Как живут растения?

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2018 1742
  • ZIP 15.1 мбайт
  • 64 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Толмачева Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;

способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.

Организационный момент.

Позвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Актуализация знаний.

К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

Это живая природа.

Их более 350 000 видов на планете.

Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.

Рассмотрите растения. Что общего?

Открываем 2 слово темы урока — СТРОЕНИЕ.

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

— Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

— А вот и сами части растений.

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

— Какую задачу будем решать?

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

Изучение нового материала.

– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

Корень.
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)

БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ

УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

— Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

— Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)

— Нужен корень растению?

(На доске обозначить корень).

– — А для чего растению нужен стебель? ( поддерживать растение )

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

— Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?

— Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

— Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

— Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)


Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

— Какая у растений листва?

-Почему вверх тянутся листочки?

— В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

— Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

— Для чего создан цветок?

— Почему красивый? Так ароматен?

— Проверим ваши предположения.

— Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)

У плода внутри семена.

Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

— Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

— Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

— Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

— Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

— Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

Работа в тетрадях.

— Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

— Какое растение изображено? (Ландыш)

— На что похожи цветки?

— Плоды — мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

— Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

Рефлексия. Итог.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Положите в корзину:

— зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно

— жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось

Тема: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.

Задачи:

  • Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
  • Учить находить, показывать и называть части растений.
  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.

Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.

Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Библиография:

  • Учебник 1 часть, рабочая тетрадь, тесты для 1 класса, по окружающему миру. Автор: Плешаков А.А.
  • Методические рекомендации по предмету.
  • Интернет-ресурсы.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание и мотивация
  4. Изучение и первичное закрепление изученного материала
  5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  6. Включение в систему знаний и повторение
  7. Рефлексия

Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Цель: организованное начало урока)

Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.

II. Актуализация знаний

– Вспомните основные вопросы нашего раздела.

– Отгадайте загадки и скажите, что это?

1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.

2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.

3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.

4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.

5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.

6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.

7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

(По мере отгадывания на Слайде 1 (Приложение 1) появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).

– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)

– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают. Одновременно идет демонстрация классных фотографий, подходящих к теме урока, с осенней экскурсии и прогулок).

III. Целеполагание и мотивация

– Хотите узнать, что объединяет все растения?

IV. Изучение и первичное закрепление

(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)

– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?

1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.

2 группа: плоды рябины, арбуз.

3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.

(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)

ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ

– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)

– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).

– Что у нас получилось? (Целое растение)

– Из чего мы его собрали? (Из частей)

– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их и сравниваем с ответом на экране) Слайд 4.

Давайте укажем общие части у растения, пользуйтесь карточками на магнитах. (На доске прикреплён рисунок гороха.)

рис.1

Дети по желанию выходят и прикрепляют рядом с каждой частью растения карточку с названием этой части) – Проверяем. Кто сделал бы так же? Молодцы!

– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)

Работа в учебнике на стр. 22.

– Какое растение нарисовано? (Кабачок) Что у него обозначено? (Все части) Покажите, назовите (работа в парах).

– Какие растения есть еще на рисунке? (Яблоня и крыжовник)

– Что мы должны сделать? (Показать и назвать части растений)

– Работаем в парах. Если что-то непонятно, задавайте вопросы. (Взаимопроверка)

– Каких частей растений вы здесь не увидели? (Цветов)

– Посмотрите на фотографии, которые я принесла. Узнаете наш город? А вот это фото цветущих яблонь. Рассмотрите внимательно: цветы каких деревьев и кустарников вы видите на других фотографиях? (Это вишня, сирень, черемуха. Очень красиво!)

– А вы знаете, что…Слайд 5. … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия) Чем интересно это слово? (Похоже на слово цвет)

– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?

– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы! Встречали ли вы такие растения? Где?

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)

– Мудрая Черепаха и Муравей прислали вам рисунки незнакомых растений – как вы думаете для чего? (у каждого ученика – карточка с рисунком – по вариантам)

рис.2

– Мудрая Черепаха проверила работу наших помощников. Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)

– Что заметили? (На рисунках не нарисованы плоды с семенами.)

– Зачем растениям нужны семена? (С помощью семян растения размножаются.)

– Придумайте и дорисуйте семена вашим растениям, а дома можно раскрасить.

VI. Включение в систему знаний и повторение

(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).

– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)

– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.

Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.

– Вторая группа: плоды. От каких растений?

– Третья группа: цветы. От каких растений?

– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!

VII. Рефлексия.

(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)

– На какой вопрос отвечали?

– Что нового узнали?

Выполнение тестов в тетради. Хорошо читающий ученик читает задания, дети выполняют. Взаимопроверка. Исправление ошибок. Поощрение учеников-помощников.

– Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.

Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.

Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?

Слайд 8. Оцените свою работу на протяжении всего урока.

– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!

Читайте также: