Строение и функции щитовидной железы и надпочечников план конспект

Обновлено: 08.07.2024

Продолжить формирование познавательной активности учащихся посредством мыследеятельности, развивать универсальные умения по самостоятельному овладению знаниями, расширить кругозор детей, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Продолжить формирование мировоззренческих понятий на основе философско-методологического мышления, воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни, чувство ответственности за собственное здоровье, развивать интерес к изучаемому предмету.

Выставка продуктов и витаминов, содержащих йод: морская капуста, майонез, хлеб, пивные дрожжи, ламинария в таблетках, йод-актив.

2. Проверка домашнего задания.

-Назвать железы внутренней секреции на рисунке.

-Распределить железы по группам – внешней, внутренней и смешанной секреции.

-Распределить гормоны по группам, в зависимости от того какая железа их выделяет.

Учитель: Что с вашей точки зрения порядок? Хаос?

Учащиеся: Хаос противоположен порядку, следовательно, это беспорядок.

А что же такое порядок и хаос с точки зрения состояния человеческого организма?

Учащиеся: Вероятно, хаос в работе человеческого организма приводит к заболеваниям и в итоге к смерти. А порядок в работе организма - это здоровье.(демонстрация слайда презентации)

Учитель: И главной целью урока будет профилактика нарушений эндокринной системы и формирование потребности в здоровом образе жизни. Сегодняшний урок поможет нам разобраться в том, что такое хаос, что такое порядок, что мы можем узнать о них, насколько это важно для нас, как применить это в жизни? Для того чтобы конкретно узнать, какую роль играют и какие функции выполняют железы внутренней секреции, какое влияние оказывают на весь организм в целом, нам предстоит раскрыть таблицу:

Воздействие на организм

Регулирует обмен веществ, возбудимость нервной системы

Базедова болезнь-удаление части щитовидной железы

Кретинизм- гормональные препараты

Базедова болезнь - избегать стрессовых ситуаций. Необходимы правильная организация режима труда и отдыха, достаточный ночной сон, пребывание на свежем воздухе, занятия физической культурой, разумное закаливание организма.

Оказывает влияние на сердечно- сосудистую систему: увеличивает силу и частоту сокращений сердца и вызывает сужение артериол (исключая сосуды сердца и лёгких), тормозит движение пищеварительного тракта, вызывает расширение зрачка, восстанавливает работоспособность утомлённых мышц, оказывает влияние на углеводный обмен, ускоряя распад гликогена и усиливая окислительные процессы в клетках, стимулирует симпатическую нервную систему.

Содержание адреналина увеличивается при стрессе, боли, страхе.

Недостаток может восполняться хромаффинными тканями

Способствует поддержанию тонуса кровеносных сосудов, участвует в передачи возбуждения с симпатических нервных волокон на иннервируемые органы

Недостаток может восполняться хромаффинными тканями

Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов

Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста

Бронзовая болезнь (болезнь Аддисона)

Бронзовая болезнь–гормональная терапия

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена и проницаемость мембран клеток для глюкозы

Потеря сознания, головокружение, слабость, судороги

Сахарный диабет–инсулин, диета

диабет -правильное питание, отсутствие стрессов, вредных привычек

Участвует в превращении гликогена в глюкозу

Избыток наблюдается редко, может быть причиной сахарного диабета

Недостатка в практической медицине не обнаружено

Обеспечивает процесс созревания яйцеклеток, отвечает за развитие вторичных половых признаков женского организма

Быстрое половое созревание

Задержка развития вторичных половых признаков, проявление признаков противоположного пола

Способствует развитию жёлтого тела, беременности

Отвечает за развитие вторичных половых признаков мужского организма

Быстрое половое созревание

Задержка развития вторичных половых признаков, проявление признаков противоположного пола

Отвечает за рост организма

Гигантизм- проводится хирургическая операция на гипофизе, применение гормональных препаратов, уменьшающих выработку СТГ.

Акромегалия- проводится хирургическая операция на гипофизе, применение гормональных препаратов, уменьшающих выработку СТГ.

Карликовость- гормональная терапия

Регулятор кожной пигментации

Нарушение кожной пигментации

Нарушение кожной пигментации

Учитель: С гормонами мы познакомились на прошлом уроке и выяснили, что гормоны – это…?

Учащиеся: Биологически активные вещества различной химической природы, образующиеся в железах внутренней секреции, регулирующие функции организма.

Учитель: Какие же именно функции, приведите примеры.

  • Изменяют рост и развитие организма;
  • Регулируют обмен веществ, поддерживая организм в норме;
  • Быстро разрушаются и поэтому должны постоянно поступать в организм;
  • Носители информации – передают сигнал от одного органа к другому об изменениях, которые произошли;
  • Действуют по принципу обратной связи.
  • высокая биологическая активность;
  • действия в малых концентрациях;
  • строгая направленность действия;
  • воздействие через кровь и лимфу;
  • регулируют процессы обмена веществ, которые протекают в клетке.

Учащиеся: Гуморальная регуляция.

Учитель: Что это такое?

Учащиеся: Это координация физиологических функций организма человека через кровь, лимфу, тканевую жидкость, при участии гормонов.

Учитель: Какая регуляция в организме человека тесно взаимосвязана с гуморальной?

Учащиеся: Нервная регуляция.

Учитель: Дайте определение.

Учащиеся: Регуляция жизнедеятельности организма с помощью НС.

Учитель: Где находится центр нервной регуляции?

Учащиеся: В гипоталамусе.

Учитель: Какой гормон он вырабатывает?

Учитель: Где образуются гормоны?

Учащиеся: В железах внутренней секреции.

Учитель: В организме человека постоянно возникает необходимость в регулировании физиологических процессов, которые осуществляются с помощью 2-х механизмов: нервной и гуморальной регуляцией.

Итак, щитовидная железа.

Наибольшая из всех желез, находящаяся на поверхности щитовидного хряща гортани. Состоит из двух долей, соединённых перемычкой, что щитовидная железа вырабатывает гормоны тироксин, трейодтиронин, тиреокальцитонин, мы знаем.Самым главным из них: является тироксин. Он влияет на обмен веществ, работу мышц, ЦНС и другие системы. Любые отклонения в работе этой железы неизбежно, приводят к нарушению равновесия во всем организме. Почему это происходит? Какова же причина дисфункции щитовидной железы?

Основная причина, вызывающая сбои в работе щитовидной железы - это недостаток йода в пище и воде. Именно из него синтезируются тиреоидные гормоны. Ежедневно нашему организму требуется 0,6 мг. йода. Но не более. И недостаток и избыток его приводят к заболеванию под названием "ЗОБ".

Каковы симптомы и методы лечения этой болезни. И какое научное название этого заболевания.

Эта болезнь называется БАЗЕДОВОЙ. Из-за избыточной секреции ТИРОКСИНА щитовидная железа увеличивается в объеме, приобретает вид опухоли в передней части (тела) шеи (Демонстрация слайда). Больные зобом сильно худеют, раздражительны, вспыльчивы. Их мучает бессонница, усталость. Может утолщаться соединительная ткань орбиты глазного яблока, вследствие чего развивается пучеглазие . Это если много тироксина, а если его мало? Тогда возникает болезнь МИКСЕДЕМА. Сегодня это заболевание встречается очень часто, от него страдает, одна женщина из 10. Наблюдается повышенная чувствительность к холоду, замедление роста волос, ногтей. Вялость и апатия ко всему происходящему. Кретинизм — заболевание, связанное с недостаточной функцией щитовидной железы , проявляющееся задержкой психического и физического развития. Развивается при врожденном недоразвитии щитовидной железы или наследственно обусловленном нарушении образования тиреоидных гормонов, а также при нехватке йода.
При кретинизме рост не соответствует возрасту. Пропорции тела нарушены: конечности укорочены, голова непропорционально большая. Веки одутловаты, глазные щели узкие, губы толстые, щеки отвислые. Походка переваливающаяся, тяжелая. Вторичные половые признаки выражены слабо. Половые органы недоразвиты. Наблюдается резкая психическая отсталость вплоть до полной идиотии. Больные малоподвижны, инертны, вялы. Реакция на внешние раздражения резко замедлена. При резко выраженном кретинизме продолжительность жизни исчисляется несколькими годами.

Учитель: После удаления разросшихся тканей щитовидной железы исчезают пучеглазие, нервозность, улучшается работа сердца. Микседему и кретинизм лечат гормональными препаратами, а профилактика заключается в йодотерапии.

А зоб, нарост которого может достигать более 1 кг, обычно бывает у людей, которые живут в тех районах, где почва бедна йодом. Щитовидная железа нуждается в витаминах. На вашем столе обязательно должны быть лимоны, яблоки, травянистые настои шалфея. Помогут компрессы из глины, моркови, творога. Йод – химический элемент, который встречается во многих продуктах питания. Можно устраивать себе ванны, добавляя в воду минеральную соль мертвого моря, которая богата магнием, калием, кальцием, бромом, йодом. Можно принять ванну и с экстрактом морской капусты. Нужно стараться, как можно меньше нервничать, избегать волнений, стрессовых ситуаций. И самое главное, - как только заметите у себя тревожные симптомы, сразу же обратитесь к эндокринологу.

Учитель: Следующая железа надпочечники.

Находятся над верхней частью почек, состоят из двух слоёв, шаров. Наружный – корковый, внутренний – мозговой. Какие гормоны они выделяют?

Учащиеся: Адреналин, норадреналин, кортикоиды.

Учитель: Вспомните ситуации , когда вам приходилось проявлять фантастичную выносливость. Например, перемахнуть через высоченный забор, убегая от разъяренного пса, или установить новый мировой рекорд в беге на короткую дистанцию, спасаясь от хулиганов. Все эти подвиги, как и первое знакомство с девушкой, и первый поцелуй, позволяет совершить АДРЕНАЛИН. В таких экстремальных ситуациях он вырабатывается в больших количествах. Сердце учащенно бьется, кровеносные сосуды сужаются, мысли шевелятся быстрее.

И вообще, если тебе не хватает энергии и сил, на помощь приходит адреналин. В считанные секунды он мобилизует все силы. С таким допингом не страшны повседневные трудности и стрессы.

Наверное всем интересно будет знать, 15г адреналина хватило бы для всех людей земного шара.

Но не забывайте, что ежедневные стрессы и неприятности, также вызывают выброс адреналина, жизни не продлевающего. В надпочечниках вырабатывается и гормон КОРТИЗОЛ, который снимает воспаление и боль, а также в экстремальных ситуациях поставляет мышцам дополнительную энергию. А что будет, если этого гормона будет в организме меньше нормы?

При недостатке нарушается работа надпочечников, что приводит к бронзовой болезни, которая была открыта в 1855 году английским врачом Аддисоном. (Демонстрация слайда)

В рассказе И.С. Тургенева "Живые мощи" так описывается эта болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий , как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Бронзовая болезнь — заболевание, в основе которого— полное прекращение или значительное уменьшение образования гормонов, синтезируемых в ней, особенно глюкокортикоидов (кортизон, гидрокортизон), регулирующих углеводный, белковый и жировой обмен, а также минералокортикоидов (дезоксикортикостерон, альдостерон), регулирующих водный и солевой обмен. Уменьшение продукции минералокортикоидов ведет к потере организмом больших количеств натрия и воды, обезвоживанию, уменьшению массы циркулирующей крови и падению АД, гиперпигментации, нарушение выработки глюкокортикоидов — к тяжелым нарушениям углеводного обмена, падению уровня сахара крови и также к развитию сосудистой недостаточности. Заболевание одинаково часто встречается у взрослых мужчин и женщин; у детей наблюдается редко.

Интересно, что такие маленькие по массе надпочечники (15г), а образуют 28 гормонов. Лечат эту болезнь введением гормонов надпочечников.

Учитель: Какая следующая железа в таблице?

Учащиеся: Поджелудочная железа.

Учитель: Где она находится?

Учащиеся: В брюшной полости, ниже желудка.

Учитель: Какие гормоны вырабатывает поджелудочная железа?

Учащиеся: Она вырабатывает гормон – инсулин и глюкагон.

Учащиеся : А что происходит при дефиците инсулина?

Учитель: Развивается сахарный диабет. Ребята, поднимите руку те, у кого есть знакомые больные сахарным диабетом. Как видим, таких больных не мало. Заболевание связано с нарушением обмена веществ.

Учащиеся: Каковы первые симптомы заболевания?

Учитель: Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Как же вернуть организм к норме?

Учащиеся: Вероятно, средством лечения является введение инсулина.

Учитель: Действительно, введение инсулина тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Учащиеся : А почему поджелудочная железа перестает выделять достаточное количество инсулина?

Учитель: Пока неизвестно, но какую-то роль в этом, по-видимому, играют наследственные факторы. Причинами могут быть любые из факторов нарушения образа жизни человека. Неправильное питание, стрессы, курение отягощает течение таких внутренних болезней, как сахарный диабет. Например, известный голливудский актёр Сильвестр Сталлоне также болен сахарным диабетом, вероятно употребление анаболиков способствовало сбою в работе поджелудочной железы. Учёные установили также, что употребление пива приводит к распаду поджелудочной железы. К рекомендациям можно добавить следующее – люди, больные сахарным диабетом всю жизнь должны соблюдать диету, правильно и рационально питаться.

Учитель: Какие гормоны выделяют половые железы?

Учащиеся : Половые железы яичники выделяют эстрогены, а семенники - тестостероны.

Учитель: При гипофункции половых желёз задерживается половое созревание, а при гиперфункции – быстрое половое созревание.

Учитель: Как называется нижний мозговой придаток, который размещён ниже моста головного мозга. Состоит из трёх частей: передней, промежуточной и задней.

Учитель: Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз, он вырабатывает до 35 гормонов, но только 6 из них хорошо изучены. Рост царицы Агибе из Египта был38 см, а Римский император Максимилиан имел рост2.5 м, русский крестьянин Махнов был ростом 2,85м, а самый высокий человек в мире-3,2м. Действительно, какие разительные контрасты может вызвать повышенная или пониженная секреция соматотропного гормона. Почему наблюдается такая резкая разница в росте людей? Гигантизм – это гиперфункция, карликовость – гипофункция. Акромегалия ещё один пример гиперфункции гипофиза. При акромегалии увеличиваются размеры кистей, стоп, носа, нижней челюсти, нарушается обмен веществ, нарастает мышечная слабость. Акромегалия возникает обычно после завершения роста организма; развивается постепенно, длится много лет. Вызывается выработкой чрезмерного количества соматотропного гормона . Аналогичное нарушение деятельности гипофиза в раннем возрасте вызывает гигантизм . При акромегалии отмечаются головные боли, утомляемость, ослабление умственных способностей, расстройство зрения, часто половое бессилие у мужчин и прекращение менструаций у женщин.

Учитель: Как помочь таким больным? Например, карликам?

Учащиеся : Использовать гормоны роста.

Учитель: Да, применение гормональных препаратов в молодом возрасте способствует росту.

А вот для лечения гигантизма и акромегалии проводится хирургическая операция на гипофизе, применение гормональных препаратов, уменьшающих выработку СТГ.

Где же в природе найти гармонию, выражающуюся в норме при работе желез внутренней секреции? Гормоны – это дирижеры жизни, управляющие обменом веществ в организме человека. Что может сделать человек, чтобы предотвратить эти заболевания?

Учащиеся : нужно следить за своим организмом, проводить самоанализ состояний. От гормонов зависят здоровье, настроение, красота. Они вырабатываются железами внутренней секреции и при сохранении их равновесия, организм работает четко и слаженно.

Обобщение и систематизация знаний.

а) Гипофиз, вырабатывает ростовые гормоны. Может развиваться болезнь гигантизм, карликовость, акромегалия.

б) Щитовидная, т.к. можно заболеть из-за избыточного количества тироксина базедовой болезнью, при нехватке микседемой, кретинизмом.

в) Поджелудочная - так как инсулин влияет на содержание глюкозы в крови. Может развиваться сахарный диабет.

г) Надпочечники - кортикоиды - бронзовая болезнь.

Учащиеся : В организме человека постоянно возникает необходимость в регулировании физиологических процессов, которые осуществляются с помощью 2-х механизмов: нервной и гуморальной регуляцией.

Учитель: Количество жетонов за ответы на вопросы говорит о вашей оценке. Поставьте все свои оценки в дневник и запищите домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

· сформировать представление о месторасположении, внешнем строении и функциях щитовидной железы и надпочечников; способствовать осознанию последствий, связанных с нарушениями функций эндокринной системы, необходимости соблюдения мер профилактики гипотиреоза;

· содействовать развитию умений выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;

· создать условия для воспитания гуманистических качеств по отношению к больным людям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и источники информации:

1. Учебное пособие Биология для 9 класса, О.Л. Борисов, А.А. Антипенко, О.Н. Рогожников, Минск, Народная асвета 2019.

2. Наборы изображений

3. Карточки с заданиями

4. Мультиборд с заданиями на платформе learningApps

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний

4. Определение совместной цели деятельности

5. Изучение нового материала

7. Определение уровня и качества полученных знаний

9. Домашнее задание с пояснением

I . Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Разъясняется ход урока.

II . Проверка домашнего задания

1. Составные части слухового анализатора:

1) наружное, среднее и внутреннее ухо

2) ушная раковина и наружный слуховой проход

3) орган слуха, слуховой нерв, слуховая зона в височной доле коры больших полушарий

4) улитка, полукружные каналы и кортиев орган

2. К барабанной перепонке со стороны среднего уха примыкает:

4) все ответы верны

3. Слуховые косточки среднего уха обеспечивают:

1) защиту внутреннего уха

2) укрепление барабанной перепонки

3) соединяют среднее ухо с носоглоткой

4) увеличивают давление слуховой волны

4. Рецепторный аппарат уха – это:

3) волосковые клетки кортиева органа

4) основная мембрана

5. Для внутреннего уха характерны:

1. К наружному уху не относится:

1) ушная раковина

2) наружный слуховой проход

3) барабанная полость

4) нет правильного ответа

2. Барабанная перепонка расположена на границе между:

1) наружным и средним ухом

2) средним и внутренним ухом

3) наружным слуховым проходом и барабанной полостью

4) барабанной полостью и костным лабиринтом

3. К слуховым косточкам относится:

4) все ответы верны

4. Слуховая труба обеспечивает:

1) выравнивание давления в барабанной полости и носоглотке

2) усиление колебаний барабанной перепонки

3) движение слуховых косточек

4) определение направления звука

5. К ухудшению слуха могут привести:

1) чрезмерный шум

2) скопление грязи и ушной серы в наружном слуховом проходе

3) повреждение барабанной перепонки острыми предметами

4) воспаление среднего уха

5) все перечисленные причины

III. Актуализация опорных знаний

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения: поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами? Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например, по математике? А что чаще всего происходит с вами? Почему от волнения может участиться сердцебиение? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Проблема: Почему усиливается сердцебиение при волнении? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Ребята, помогите сформулировать цель нашего занятия.

IV . Определение совместной цели деятельности

Цель: познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах.

- Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

V . Изучение нового материала

Эндокринология – наука, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

- Что такое гормоны? (это биологически активные вещества образующиеся в основном в железах внутренней секреции (эндокринных железах) и оказывающие регулирующее влияние на функции организма)

Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными.

Эти нарушения бывают двоякого рода:

А) усиление деятельности железы – гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона.

Б) ослабление деятельности железы – гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.

- А сейчас мы познакомимся с железами внутренней секреции: щитовидной и надпочечниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сынып/ Класс: 8 Пән/ Предмет: биология Мұғалім/Учитель: Зайкова Н.Б.

Дата:_____________ Сабақ/ Урок 11

Тақырып/Тема: Строение и функции щитовидной, паращитовидной, вилочковой желез, надпочечников

Мақсат/Цель: рассматривают особенности строения и значение некоторых желез организма в гуморальной регуляции.

Міндеттер/Задача: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, выполнение регламента технологической карты.

Сабақты қорытындылау/Планируемый результат:

Класс: 9

Цели и задачи урока:

– образовательные: сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов, выяснить причины их гипер- и гипофункций; познакомить учащихся с функциями и строением щитовидной железы и надпочечников; способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека

– развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы

– воспитательные: способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью

Учащиеся должны:

– знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний;

– уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;

– решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 Организационный этап

2 Повторение и систематизация ранее приобретенных знаний

2.1 Вступительное слово учителя

2.2 Вводный контроль

2.3 Взаимопроверка работ (Слайд 1)

Выставление отметок в оценочный лист.

3 Актуализация знаний. Целемотивационный этап

3.1 Вступительное слово учителя

– Человек – самое удивительное существо, именно он может создавать восхитительные сооружения, покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты, способен мыслить и познавать мир. Человек вызывает постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Но иногда у людей могут возникать отклонения и нарушения в деятельности организма, появляться аномалии. Я хочу привести вам примеры.

До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, появилась повышенная утомляемость, кожа становилась бронзового цвета.

В 7 лет у ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления.

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Для этого мы вспомним, что наш организм действует как единое целое благодаря двум способам регуляции. Каким? (нервной и гуморальной). (Слайд 2)

3.2 Беседа с учащимися

Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и гуморальной.

– Назовите принцип действия нервной системы (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.

Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Гуморальную регуляцию осуществляет эндокринная система.

3.3 Определение темы и цели урока

Вы уже догадались, что тема и цель нашего урока (учащиеся называют) (Слайд 3)

3.4 Дополнение учителя о целеполагании. (Слайд 4)

– Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.

4 Изучение нового материала

4.1 Вступительное слово учителя

– В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon – внутрь, krinein – выделять). Они располагаются в разных местах нашего организма. (Слайд 5)

Гормоны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

4.2 Работа с книгой

Вспомнить о гормонах из параграфа 5.

4.3 Беседа с учащимися

4.4 Дополнение учителя

– Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!).

Теперь давайте посмотрим на слайд и назовём характеристику гормонов. (Слайд 6)

Характеристика гормонов

1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез;

2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов.

3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях

1. Обеспечивают рост и развитие организма.

2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

3. Обеспечивают гомеостаз

4. Контролируют процессы обмена веществ.

4.5 Изучение понятий

Гипофункция гормонов (Слайд 7)

4.6 Щитовидная железа

Объяснение учителя и заполнение учениками части таблицы (Приложение 2)

Трийодтиронин
Тироксин
Влияют на обмен веществ, умственное и физическое развитие

В детском возрасте – кретинизм
У взрослого –
микседема

4.7 Гимнастика для глаз

4.8 Задание 1. Работа в группах

– Для изучения надпочечников мы создадим три экспертные группы.

Задание 1 (Слайд 11)

1-я группа – анатомы познакомят нас с расположением и строением надпочечников

2-я группа – физиологи расскажут нам о гормонах и влиянии их на организм

3-я группа – эндокринологи познакомят нас с тем, что происходит при недостаточной или избыточной выработке гормонов

– Прочитайте внимательно план исследования для своих групп на стр. 60–61 учебника.

4.9 Выступление учащихся

– Время истекло, слушаем специалистов 1-й группы и заполняем таблицу. Дополнение учащихся из этой группы (Слайд 12). Спасибо.

Затем 2-й и 3-й группы.

– Проверьте правильность заполнения таблицы (Слайды 13, 14).

– Сформулируйте и запишите вывод.

Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.

4.10 Задание 2. Самостоятельная работа

– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов у детей? Решите задачи, записанные на слайде, используя свои таблицы. (Слайд 15)

Выяснить причины нарушения деятельности желез.

– В результате чего нарушается деятельность желез?

4.11. Беседа с учащимися

– Какие факторы вызывают нарушения?

Факторы, вызывающие эндокринные заболевания (Слайд 16)

    • Наследственная предрасположенность.
    • Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).
    • Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).
    • Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.
    • Осложнения после операций, беременности и родов
      • Различные яды и токсины
      • Некоторые красители, добавляемые в пищу
      • Консерванты

      5 Обобщение

      – Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Теперь вы будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.

      Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! (Слайд 17)

      Щитовидная железа располагается на шее, в области гортанных хрящей и состоит из двух долей, соединенных мостиком (рис.). Ее гормоны (тироксин, трийодтиронин) влияют на процессы обмена веществ: увеличивают использование белков, жиров и углеводов, повышают расход энергии, усиливают кровообращение и дыхание.


      Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте приводит к задержке роста тела и развития половых желез, нарушениям психики, в наиболее тяжелых случаях к серьезному заболеванию — кретинизму.

      У взрослых при гипофункции возникает заболевание микседема, или слизистый отек. Сердце работает недостаточно интенсивно, больной ощущает слабость и сонливость, становится тучным, снижается возбудимость нервной системы.

      Щитовидная железа содержит йод, который жизненно необходим для ее деятельности. Поэтому нарушения функций щитовидной железы возникают, как правило, в результате недостатка в питьевой воде йода, нужного для синтеза гормонов. Характерный признак расстройства — увеличение железы в виде зоба. Установлено, что, чем дальше удалена местность от моря, тем чаще у ее жителей встречается зоб. В настоящее время в проблемных районах в профилактических целях к поваренной соли добавляют йодид калия из расчета 1 г на 100 г соли. Кроме того, рекомендуется чаще употреблять в пищу различные морепродукты, которые богаты йодом.

      Гиперфункция щитовидной железы ведет к увеличению ее размеров и усиленному образованию гормонов. Избыток гормонов вызывает повышение возбудимости нервных клеток, развитие пучеглазия, учащение сердцебиения, чрезвычайное исхудание — базедову болезнь.

      Надпочечники — парные железы массой около 5 г, располагающиеся у верхних полюсов почек. В надпочечниках выделяют наружный корковый слой (90 % железы) и внутренний — мозговой (рис.).

      Надпочечники

      Гормоны коркового слоя надпочечников (кортизон, альдо-стерон и др.) регулируют водно-солевой обмен, поддерживают

      на высоком уровне работоспособность, обеспечивают быстрое восстановление сил после физических нагрузок, обладают противовоспалительным действием.

      В корковом слое надпочечников в незначительном количестве образуются также мужские и женские половые гормоны.

      Это интересно. С давних времен были известны случаи роста усов и бороды у некоторых женщин. В Средние века их считали ведьмами и безжалостно сжигали на кострах. Только в XX в. удалось установить, что причиной подобного рода нарушений является избыточное выделение корой надпочечников мужских половых гормонов.

      У людей с недостаточной продукцией гормонов коры надпочечников развивается бронзовая болезнь (впервые описана Т. Аддисоном). Больные испытывают слабость, быстро худеют. При этом заболевании происходит потемнение кожи до бронзового оттенка.

      Читайте также: