Сто лет европейской интеграции план конспект

Обновлено: 09.07.2024

Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.

Особенности и состав участниц

Для европейской интеграции характерны следующие черты:

  1. Формирование независимых органов власти с учетом разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви, а также поиск баланса между ними с учетом государственных и национальных интересов.
  2. Компромиссность — постоянное согласовывание интересов стран-участниц друг с другом. Что усложняется периодическим приемом в ЕС новых государств.
  3. Новизна с учетом того, что ранее в Европе не было примеров делегирования власти или полномочий на подобном уровне.
  4. Отказ от итоговой цели интеграции.
  5. Элитарность: интеграцию начали политические элиты без участия населения.
  6. Роль США, которые использовали европейский лагерь, чтобы противопоставить его советскому во времена холодной войны.
  7. Антикоммунистическая направленность и желание объединить западноевропейские ценности.

Европейская интеграция

Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:

  1. Инициаторы. Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция.
  2. Западноевропейская. Великобритания, Дания, Ирландия — присоединились в 1973 году ввиду политических и экономических выгод.
  3. Смешанная. Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — ввиду необходимости изменить национальный статус.
  4. Центрально-восточноевропейская. Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия — ввиду желания сменить политическую ориентацию с окончанием холодной войны.

Причины и история объединения

При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.

Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.

Флаг ЕС

В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:

  1. Европейская комиссия — главный орган исполнительной власти. Ее первым председателем стал статс-секретарь германского МИД В. Хальштейн. С 1 июля 1967 года комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома объединили в одну, наделив правом законодательной инициативы.
  2. Совет министров — орган, участвующий в законодательной деятельности и решающий дальнейшее течение интеграции.
  3. Европейский парламент — главный законодательный орган. Начиная с 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц посредством прямого голосования.
  4. Европейский совет — наднациональный орган, несущий консультативную функцию. Состоит из глав государств и правительств стран-участниц.
  5. Европейский суд — суд высшей судебной инстанции на интеграционном пространстве, состоящий из судей стран-участниц (по одному от каждой).

Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.

Среди главных достижений европейской интеграции называют:

  1. Организацию мира после Второй мировой войны и примирение между бывшими противниками.
  2. Укрепление созданной структуры благодаря постоянным поискам компромиссов.
  3. Создание единой европейской модели развития несмотря на изначальную разность экономических интересов.

Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.

Гост

ГОСТ

История европейской интеграции

На протяжении длительного периода времени интеграция осуществлялась в экономической сфере:

  • в 1951 году было создано ЕОУС (Европейское объединение стали и угля);
  • в 1957 году подписаны Римские договора о создание ЕЭС (Общий рынок) и Евроатома;
  • в 1978 году была создана ЕВС (Европейская валютная система);
  • в 1987 году вступил в силу ЕЕА (Единый Европейский АКТ) фиксировавший цель создания единого экономического пространства.

Наконец, успехи развития экономической интеграции европейских стран, привели к необходимости социально-политического объединения, без которого дальнейшее экономическое развитие объединения представлялось затруднительным. В 1991 году был представлен Маастрихтский договор о Европейском союзе, предполагавший значительную степень усиления наднациональных структур ЕС и передачи им широких полномочий. Хотя, в конечном итоге договор был одобрен и ратифицирован, ряд наиболее значимых его положений оказались вычеркнуты.

Согласно договору с 1999 года страны объединились в Экономический и Валютный Союз, в рамках которого с 2002 года их национальные валюты были заменены единой – евро, что открывало возможности для беспрецедентной экономической интеграции стран.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейская интеграция осуществлялась не только в интенсивном, но и экспансивном направлении. Если в ЕОУС вошли всего 6 государства – страны Бенилюкса, Франция, ФРГ и Италия, то к 1999 году ЕС включает в себя 14 стран, в 2004 году ЕС переживает самое масштабное расширение на восток, принимая в свои ряды сразу 10 стран (8 бывших стран соц. лагеря, а также Кипр и Мальту), в 2007 году его ряды пополняют Болгария и Румыния, а в 2013 году Хорватия, и на сегодняшний день в ЕС входят 27 стран (после выхода Великобритании 31 января 2020 года).

Проблемы европейской интеграции

Несмотря на значительные успехи строительства общеевропейского дома, как в области экономического развития, так и территориального расширения, начиная с 2008 года ЕС регулярно сталкивается с кризисами, каждый из которых ставит под вопрос легитимность самой идеи европейского объединения. И хотя перспективы действительного распада Евросоюза минимальны – подобный ход принесет лишь убытки входящим в ЕС государствам, в основе кризисных процессов лежат объективно существующие противоречия и проблемы европейской интеграции:

  • проблема суверенитета и политического лидерства;
  • проблема солидарности и социально-экономических диспропорций;
  • проблема общеевропейской безопасности.

Таким образом Еврокомиссия, несмотря на свои претензии, не является центром политической силы в ЕС. Договорной характер отношений затрудняет принятие важных решений особенно в кризисные периоды, и если до 2004 года, такой формат оставался достаточно эффективным, то после масштабного расширения ЕС, он значительно пострадал.

Отсутствие солидарности сказывается и на возможностях организации в обеспечении общеевропейской безопасности. Пандемия коронавируса выявила необходимость создания общеевропейской системы здравоохранения, что в свою очередь предполагает передачу государственного суверенитета на наднациональный уровень. Не менее острой является проблема взаимодействия внутренних органов стран ЕС, которые в условиях свободного перемещения граждан внутри союза, оказались неспособны эффективно противостоять террористической угрозе в 2016-17 годах. Вместе с тем, проекты по интеграции вооруженных сил или силовых ведомств ЕС саботируются странами периферии – прежде всего Прибалтики и Польшей, которые настаивают на углублении зависимости ЕС от НАТО, а в конечном итоге от США.

Перспективы европейской интеграции

Типичным ответом на кризисные события для европейского сообщества является ресуверенизация, т.е. снижение уровня интеграции, осуществление протекционистской политики в рамках ЕС, возрождение внутренних границ и усиление национального контроля над своей территорией, ограждение от проблем соседей по европейскому дому. Вместе с тем усиление данной политики не только негативно сказывается на ходе европейской интеграции, но и ставит под сомнение саму легитимность идеи общеевропейского объединения.

Однако ЕС удается найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций и сохранить свою целостность. Наиболее вероятным ответом на новые вызовы станут попытки реформирования ЕС в направлении его федерализации, усиления наднациональных институтов, передачи в их компетенцию более широкого круга вопросов, что позволило бы вывести процесс решения существующих проблем на новый уровень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины современной миграции населения стран Африки и Ближнего Востока в Европу. материал для проведения занятия для студентов II курса СУЗов.

Интеграция в Западной Европе в конце ХХ – начале ХХ I века

Интеграция в Западной Европе

в конце ХХ – начале ХХ I века

Интеграция Процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединение национальных хозяйств двух и более государств, высокая форма интернационализации хозяйственной жизни, ведущая к формированию единого хозяйственного комплекса. Причины интеграции: - поиск путей к ослаблению напряжённости через сотрудничество и достижение доверия в Европе; - энергетические и сырьевые кризисы 70-80-ых гг. ХХ века; - необходимость политической и экономической интеграции: экология, оборона, социальная политика, культура, промышленность и торговля

  • Процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединение национальных хозяйств двух и более государств, высокая форма интернационализации хозяйственной жизни, ведущая к формированию единого хозяйственного комплекса.
  • Причины интеграции:

- поиск путей к ослаблению напряжённости через сотрудничество и достижение доверия в Европе;

- энергетические и сырьевые кризисы 70-80-ых гг. ХХ века;

- необходимость политической и экономической интеграции: экология, оборона, социальная политика, культура, промышленность и торговля

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов: 1 этап 1947 год – 23 государства Европы заключили Генеральное соглашение о тарифах и торговле ( ГАТТ ): - развитие внешней торговли; - взаимное снижение налогов на импортную продукцию; - исключение таможенных войн. Впоследствии в ГАТТ вошли страны Азии, Африки, Латинской Америки. В 1995 году ГАТТ была преобразована в ВТО (Всемирную торговую организацию).

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов:

1947 год – 23 государства Европы заключили Генеральное соглашение о тарифах и торговле ( ГАТТ ):

- развитие внешней торговли;

- взаимное снижение налогов на импортную продукцию;

- исключение таможенных войн.

Впоследствии в ГАТТ вошли страны Азии, Африки, Латинской Америки. В 1995 году ГАТТ была преобразована в ВТО (Всемирную торговую организацию).

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов:

В 1948 году создана Организация европейского экономического сотрудничества ( ОЕЭС ):

- проведение многосторонних экономических консультаций;

- обмен экономической информацией.

В 1960 году ОЕЭС переименована в ОЭСР (организацию экономического сотрудничества и развития)

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов: 3 этап 1949 год – создание Совета Европы , в состав которого вошли: Бельгия, Дания, Франция, Ирландия Италия Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания В 1951 году ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург объединились в Европейскую организацию угля и стали ( ЕОУС ) для совместной экономической деятельности

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов:

1949 год – создание Совета Европы , в состав которого вошли:

В 1951 году ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург объединились в Европейскую организацию угля и стали ( ЕОУС ) для совместной экономической деятельности

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов: 4 этап В 1957 году ЕОУС подписала 2 документа: - Римский договор о создании ЕЭС; - Договор ЕВРАТОМ Органы управления ЕЭС Законодательная Исполнительная Судебная Европейский Комиссия Особый суд совет европейских сообществ

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов:

В 1957 году ЕОУС подписала 2 документа:

- Римский договор о создании ЕЭС;

Органы управления ЕЭС

Законодательная Исполнительная Судебная

Европейский Комиссия Особый суд

совет европейских сообществ

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов: 5 этап 1973 год – В ЕЭС вступили Великобритания, Ирландия и Дания; 1987 год – ЕЭС переименован в ЕС; 1993 год – Маастрихтсткие соглашения установили общую правовую систему ЕС, безвизовые перемещения граждан стран ЕС; 2002 год – создана единая валюта ЕС (ЕВРО)

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов:

1973 год – В ЕЭС вступили Великобритания, Ирландия и Дания;

1987 год – ЕЭС переименован в ЕС;

1993 год – Маастрихтсткие соглашения установили общую правовую систему ЕС, безвизовые перемещения граждан стран ЕС;

2002 год – создана единая валюта ЕС (ЕВРО)

ИТОГИ Современный ЕС – это конфедерация, включающая в себя по состоянию на начало 2015 года двадцать восемь государств. Помимо тех, что перечислены выше, страны Евросоюза представлены также: Данией, Ирландией и Великобританией (присоединились в 1973 году); Грецией (вошла в состав ЕС в 1981 году); Испанией и Португалией (получили членство в 1986 году); Австрией, Финляндией и Швецией (присоединились в 1995 году); Венгрией, Кипром, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чехией и Эстонией (были приняты в ЕС в 2004 году) Болгарией и Румынией (стали членами ЕС в 2007 году); Хорватией (присоединилась в 2013 году).

Современный ЕС – это конфедерация, включающая в себя по состоянию на начало 2015 года двадцать восемь государств. Помимо тех, что перечислены выше, страны Евросоюза представлены также:

Хотя единого определения глобализации пока не существует, однако можно выделить явления и тенденции, которые характеризуют данный феномен в различных сферах. В экономической сфере глобализация проявляется следующим образом:

•Опережение темпов роста международной торговли по сравнению с темпами роста промышленного производства.

• Формирование мировых финансовых рынков, их выход из-под юрисдикции отдельных государств; становление финансовой сферы как самостоятельной силы, определяющей возможности развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, инфраструктуры.

Европейская интеграция активно начинает развиваться с 50-х годов ХХ века. Ее началу послужила реализация плана Маршала.

Задание: Какой была основная цель плана Маршала?

Одним из наиболее значительных трансформационных процессов после распада Советского Союза является расширение Европейского Союза на восток. Этот процесс создает совершенно новую ситуацию на европейском континенте и приближает границы ЕС непосредственно к странам бывшего СССР. В то же время этот процесс сложный и громоздкий, поскольку последняя волна охватывала значительное количество государств.

Рассмотрим основные аспекты и проблемы расширения ЕС на восток. Сначала (в 1952 году) в Европейское Сообщество входило шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция.

Экономический подъем Сообщества, а вместе с тем и рост политического веса государств-членов подтвердили успешность интеграционных процессов. На протяжении своего существования Европейское Сообщество пережило четыре волны расширения: в 1973 году к нему присоединилась Великобритания, Ирландия, Дания, 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Швеция, Финляндия и Австрия.

После роспуска Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи Европейский Союз решил пересмотреть свои отношения со странами центрально-восточной Европы. Главная финансово-техническая помощь была оказана Польше и Венгрии, поскольку именно в этих государствах очень быстро осуществлялись экономические и политические реформы, создавалось открытое, рыночно ориентированное общество. Так ЕС начал подготовку к пятой волны расширения.

После распада СССР (1991 г.) следующим этапом было заключение соглашений об ассоциированном членстве между ЕС и государствами-кандидатами: 1991 г. - с Польшей, Венгрией и Чехословакией; 1993 г. - с Болгарией, Румынией и Словакией; 1995 г. - с государствами Прибалтики, 1996 г. - со Словенией. Хотя эти соглашения предоставляют возможность стать полноправным членом ЕС, однако не гарантируют его.

Учитывая сложную политическую обстановку в регионе (война в бывшей Югославии, обострение политической ситуации в России и т.д.), Европейский Совет на заседании в Копенгагене (июнь 1993 г.) приняла решение о расширении членства. Также были утверждены критерии, которым должно отвечать государство, чтобы стать полноправным членом ЕС.

В 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге принято решение начать переговоры о вступлении в ЕС с Польшей, Венгрией, Эстонией, Чехией, Словенией и Кипром. На заседании Европейского Совета в Хельсинки (1999 г.) аналогичное решение было принято в отношении Болгарии, балтийских государств, Румынии, Словакии, Мальты и Турции. В течение марта 2003 г. - февраля 2004 года к Евросоюзу вступило 10 новых членов. С 2007 г. членства в ЕС вступили Болгария и Румыния.

Политики и исследователи считают, что “ЕС еще никогда не стоял перед перспективой такого удивительного расширение. ”. Уникальность события заключается в том, что в случае роста численности населения почти на четверть ВВП увеличивается лишь на 5 %, а прибыль в расчете на душу населения составляет 43 % от среднего уровня ЕС. Из-за относительно низкого уровня экономического развития стран ЕС остается несовершенной структура производства и занятости. Это свидетельствует о дополнительной нагрузке на бюджет ЕС. Трансформация экономик стран Центральной Европы, формирование рыночных отношений и структур, подобных европейским, позволило обеспечить странам стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей. Вследствие значительного расширения ЕС вошли страны, которые имеют вдвое-втрое низкий уровень экономического развития, однако относительно дешевые природные и трудовые ресурсы. Только поэтому старые члены Евросоюза могут выдерживать конкуренцию со стороны новых динамичных регионов мира.

Однако площадь всех стран новой “двенадцати” ЕС составляет лишь 10 881,1 тыс. кв.км, а численность населения около 105 млн. человек.

Читайте также: