Избирательное право 9 класс конспект

Обновлено: 28.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий внеклассного мероприятия правовой калейдоскоп

" Избирательное право и избирательный процесс"

Данильченко Тамара Николаевна , учитель истории и обществознания

· формирование у молодежи активной жизненной позиции, правовой культуры, готовности участвовать в общественной политической жизни страны;

· распространение знаний в области избирательных прав;

· повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей;

· способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей.

· закрепление базовых теоретических и практических представлений в области избирательных отношений в Российской Федерации.

Основные понятия: демократия, выборы, избирательное право, референдум, абсентеизм, электорат, мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Ход мероприятия

II . Рассказ учителя о сложности выборов в судьбе, а тем более в государстве, об избирательном праве.

1. Формирование системы демократических выборов.

2. Принципы избирательного права.

3. Избирательный процесс

5. Предвыборная агитация (Домашнее задание)

7. Концертная программа. (Домашнее задание)

III . Подведение итогов деловой игры и выборов.

Ход мероприятия:

Сегодня мы пригласили вас на встречу, тема которой, как нам кажется,

является очень актуальной, - это повышение политической и правовой

культуры молодежи, формирование у учащихся понимания важности участия граждан в избирательном процессе; способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.

Итак, тема нашей встречи - избирательное право, избирательный процесс.

Каждый человек в своей жизни вынужден делать миллионы выборов:

куда поехать в отпуск, как назвать сына или дочь, что купить в подарок

любимой бабушке. И этот выбор для нас представляется очень

Но в жизни есть куда более серьезные и ответственные выборы, от которых

зависит наше с вами будущее. И это будущее выбираем мы. Совсем скоро,

вы станете избирателями, а это значит, у вас появится право избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Понять всю ответственность своего выбора, попытаться

хотя бы в общих чертах представить себе всю процедуру выборов - главная

задача сегодняшнего мероприятия.

I . Беседа о правах

Нельзя делить на белых, черных,

Убогих, нищих, босоногих,

У всех нас – равные права,

Для всех нас крутится Земля.

Мы за судьбу свою в ответе,

И радуемся, словно дети,

Когда дела легко идут,

А в доме радость и уют.

Пусть соблюдаются права,

Нам, присужденные законом,

Чтоб было равенство знакомо

Для каждого и навсегда.

-Ребята, скажите, а какое слово в этом стихотворении очень важное, ключевое, о чем идет речь? ( звучат ответы учащихся, что речь идет о правах)

- Как вы считаете, у всех ли людей есть права?

- И у вас тоже есть права? (Беседа о правоспособности и дееспособности)

Вед. Давным – давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституции и огромное количество законов, регламентирующих нашу жизнь. Как разобраться в них, как узнать правоприменимость закона – с этим нас знакомит наука правоведенияе. Работа с Декларацией и Конвенцией.

- На многих уроках вы уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Вспомните, пожалуйста, что такое Конвенция, о чем говорится в ней (звучат ответы детей, что Конвенция – это соглашение, договор, который устанавливает права и обязанности. Конвенция о правах ребенка защищает права детей.)

II . Рассказ учителя об избирательном праве

1. Из истории избирательного права

- Сегодня мы с вами попробуем на время стать взрослыми и воспользоваться правом, которым обладают только люди, достигшие 18 лет.

Это право человека на управление делами государства , т.е. избирательное право, которое закреплено в Всеобщей Декларации прав человека (ст. 21) и Конституции РФ ( Ст.32.п.1,2 ) –

Итак, избиратель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы гос.власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право – это право быть избранным в эти же органы.

Практическая работа с документами

История избирательного права - это история его постоянного расширения: сначала его получили богатые взрослые мужчины, потом все взрослые мужчины с 25 лет, потом женщины, а потом и молодежь с 18 лет.

- Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь в вашей семье выступал в роли избирателя? (звучат ответы детей).

Самое великое достижение современной демократии в том, что у человека-гражданина есть право выбирать, в том числе и власть.

В Конституционном избирательном праве есть такие определения: Электорат и абсентеизм. Что же означают эти термины? (Электорат-это совокупность голосующих граждан, а абсентеизм – это неучастие в выборах).

И так, что же такое выборы как элемент демократии?

Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ.

Выборы : Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законом Воронежской области, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделенного полномочиями должностного лица.

Выборы: избрание путем голосования должностных лиц, депутатов.

Давайте попытаемся разобраться в этом, на первый взгляд, кажется не очень простом определении.

В данном определении мы видим, что выборы осуществляются в соответствии с Конституцией РФ. (Когда была принята Конституция РФ и каким путем?)

Работа с текстом: (Глава 1, статья 3) Кто является носителем власти в нашей стране?

Кого избирают граждане России? ( Президента, депутатов ГД, депутатов органов власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ). Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления: районах, поселках и т.д. (не являются органами государственной власти). Вопросы: - Как зовут Президента РФ, Губернатора Воронежской области, Главу районной администрации, главу администрации сельского поселения?

Референдум — всенародное прямое голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.( Например, принятие Конституции). Могут проводиться местные референдумы по наиболее важным вопросам для населения.

Выборы и референдум – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Но чем отличаются выборы от референдума?.

Выборы – это голосование за кого-то, а референдум за что-то. Выборы – это представительная или непосредственная демократия, а референдум – это прямая демократия.

Но в любом случае – это наилучший мирный процесс перехода власти, а не альтернатива: революция или гражданская война.

- Существуют определенные правила, или по-другому принципы участия граждан в выборах. Сейчас мы еще раз вспомним и повторим их.

На парте у каждого из вас лежит памятка «Основные принципы участия граждан в выборах:

2) Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Это значит, что не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления. (Статья 60 Конституции РФ) и статья 32 пункт3.

Всеобщее ИП является признаком демократии. Всегда ли так было?

Конечно, существуют и другие избирательные цензы – условия допущения или ограничения участия в осуществлении прав избирать или быть избранными. ( Статьи 81 часть 2, Ст.97 Конституции РФ, ценз гражданственности)

3) Избиратели имеют равное избирательное право – один человек – один голос.

5) Выборы - тайное голосование – без контроля со стороны.

6) Принцип состязательности.

7) Принцип гласности

8) Принцип свободы выбора

9) Принцип периодичности (Президента избирают сроком на 6 лет, Государственная Дума- сроком на 5 лет).

10) Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень только в день выборов на избирательном участке или дома по заявлению, предусмотренному ФЗ.

11) Представители не только русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах.

1. Во время голосования на избирательном участке мужчина наблюдал за вами, как вы заполняете бюллетень. Какой принцип демократических выборов нарушен? (Принцип тайного голосования).

2. Женщина пришла голосовать на избирательный участок за себя со своим паспортом и за своего мужа с его паспортом. (Нарушен принцип непосредственности и прямого голосования).

3. Были случаи при выборах в нашу Первую Государственную Думу в 1906 году, когда только мужчины имели право голоса по избирательному закону. (Нарушен принцип всеобщности).

Есть и другие случаи нарушения избирательных прав граждан. Например, избиратели могут стать объектами угроз, обмана, насилия со стороны криминальных структур. Не исключено распространение ложных сведений о кандидатах, нарушение правил предвыборной агитации. За эти нарушения предусмотрены наказания в соответствии с ФЗ.

Итак, мы начинаем .

Вопросы викторины : конституционное право

1. С чего начинается официальный текст Конституции РФ? И каким государством является наша страна, согласно статьи 1.

Начинается с преамбулы и государство является демократическим, федеративным, правовым с республиканской формой правления (+ светское и социальное)

2 . Как часто проходят выборы Президента Российской Федерации и выборы в Государственную Думу?

1 раз в 6 лет- Президента; в Государственную Думу - один раз в 5 лет

3 . Как называется Парламент Российской Федерации и из каких палат состоит?

-Федеральное Собрание Российской Федерации, -из двух палат: верхняя палата- Совет Федераций и нижняя палата- Государственная Дума

4. Кто назначает выборы и Референдум?

Президент

5. Кто назначает выборы Президента?

Советом Федерации- верхней палатой Парламента.

6. Положения каких глав Конституции РФ не могут быть пересмотрены и измененным Федеральным Собранием? (Главы 1,2 и 9)

7. Сколько судей в Конституционном суде и кем они назначаются? (19 судей, назначаются Советом Федерации (верхняя палата парламента) по представлению Президента РФ.)

8. На какое время может быть задержан гражданин до выяснения обстоятельств? (На 48 часов (2 суток))

9. Кому подчиняются Судьи? (Никому, они независимы, неприкосновенны, несменяемы. Действуют на основании Конституции РФ и ФЗ).

10. Сколько партий входит в состав Государственной Думы?

4 партии: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия.

11. Какие правовые акты может издавать Президент?

(Указы и распоряжения)

1. Что такое активное избирательное право? – право граждан России избирать;

2. Что такое пассивное избирательное право? – право граждан России быть избранным;

3. Как называется избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат? (мажоритарной система)

4. Как называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий? (пропорциональная система, т.е. сколько % избирателей проголосуют за партию, столько мест в парламенте она займёт)

5. Как называется специальный листок бумаги, который выдаётся, пришедшему на выборы? В нем указаны имена всех кандидатов в алфавитном порядке. (избирательный бюллетень)

6. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия)

7. Как называется документ, необходимый для получения избирательного бюллетеня? (паспорт, или документ его заменяющий, военный билет)

8. Могут ли граждане РФ имеющие право голоса и находящиеся вне пределов своего избирательного участка (в командировке, на отдыхе и т. п.) проголосовать на другом избирательном участке? (да, если они предварительно взяли открепительное удостоверение)

9. Назовите единый день для голосования? (второе воскресенье сентября)

10. Могут ли принимать участие в голосовании - лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления? (да, т.к. вина их в содеянном еще не доказана в суде)

12. Можно ли на избирательном участке спрашивать совет у комиссии и избирателей о том, за кого голосовать? (Нельзя)

13. Когда прекращается агитационная компания? (За сутки до выборов – день тишины)

14. Назовите время для проведения голосования? ( с часов 8 утра до 20 часов вечера)

4. C тадии избирательного процесса

Избирательный процесс является важным компонентом всей избирательной системы, как и избирательное право

- А сейчас вы познакомитесь с основными стадиями избирательного процесса.

Весь избирательный процесс проходит 7 основных стадий: (комментарий учителя)

1. Составление списка избирателей.

2. Деление на избирательные участки (по месту жительства, регистрации в населённом пункте)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум, групповая работа.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (применение ИКТ);
  • практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
  • контроль и самоконтроль.

Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, принципы избирательного права.

  • мобильный компьютерный класс (один компьютер на группу); АРМ учителя; презентация к уроку;
  • раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, документы, Конституция Р.Ф.);
  • доска с магнитами.

План урока:

– Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на этот урок.
– Работать мы с вами будем по группам. Вы работали раньше в группах?
– Давайте вспомним правила работы в группах: друг друга не перебивать, давать высказаться каждому, не мешать остальным группам
– У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы и будете работать по ходу урока, так же есть таблица для оценок, в которую вы будете выставлять баллы, в конце урока мы подведем итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
– Сегодня мы с вами будем учиться добывать знания, посмотрим, что у нас из этого выйдет.
– Итак, начнем работать.
– Первой задание на рабочем листе определить тему урока.
– Внимание на доску – Приложение 5

– Какой город изображен на слайде? Где он находиться? (Афины, Греция)
– Почему на уроке обществознания я вам показываю Древние Афины?
– Далее перед вами расписание на 1день недели – выберите для себя. (Слайд 3)
– Представьте вы пришли в магазин выберите следующие продукты (Слайд 4)

(Учащиеся выбирают свои варианты и объясняют свой выбор)

– В каком случае вы можете выбирать по-настоящему? (Только тогда когда у него есть право выбора)
– Так почему АФИНЫ? Родина ДЕМОКРАТИИ. Что такое демократия?
– Власть народа. В чем она выражается? Управление – как? – голосовать, ходить на выборы.

№1. Запишите тему урока

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу

– Для того чтобы выполнить задание №2 на рабочем листе берем Приложение 1 (понятие из разных словарей)
– Заполните схему в рабочем листе – за каждый верный ответ 1б. и еще есть возможность получить 2б., если правильно расшифруете буквы.

Проверяем – Слайд 7

1) Порядок формирования выборных органов, т.е. избирательная система
2) Право граждан избирать и быть избранными.

– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим – задание 2.2 Разминка

Разминка: продолжите фразу

3. Усвоение новых знаний и способов действия

№3. Какие выборные государственные органы РФ (кого выбирают в нашей стране?)

– Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
– Сейчас будем работать с документами: прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130; и Приложение 2 (Устав Челябинской области ст. 38, устав Брединского района ст.22) и заполните схему

Проверяем (Слайд 10)

– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления

№4 Кто может выбирать?

– А теперь ответе на вопрос: Вы можете участвовать в выборах?
– А кто может выбирать?
– Сначала мы разберем вопрос – что такой референдум?

Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 11)

Группа заработает дополнительный балл, если ответит – какие вопросы решаются на референдуме?
Подсказка – завтра будет государственный праздник, какой? (День Конституции)
– Конституция была принята на референдуме.

Заполните таблицу (за каждый верный ответ – 1б.) (Слайд 12)

№5. Как проходят выборы? (принцип избирательного права) (Слайд 13)

– Теперь узнаем, как проходят выборы, т.е. выясним принципы избирательного права – те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила по которым проходят выборов

Работа с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф. ст. 3 (Приложение 4) – за каждый верный – 1 балл. (Слайд 14)

  • Принцип всеобщего избирательного права.
  • Принцип равного избирательного права.
  • Принцип прямого избирательного права.
  • Тайное голосование.
  • Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосова­нии.

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

– Проверим, как вы усвоили с помощью заданий – каждой группе дается ситуация, за выполнение этого задания – 5 баллов

Выполните задание (анализ ситуаций)

  • Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
  • Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
  • Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной си­туации. Свой ответ аргументируйте.

Ситуация 1 (группа 1)

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляет­ся независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Ситуация 2 (группа 2)

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 3 (группа 3)

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопи­лось большое количество желающих проголосовать. Председатель избиратель­ной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен го­лосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Ситуация 4 (группа 4)

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассив­ность, потребовал проголосовать.

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

(Слайд 15 – ответы ситуаций)

5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия

№6. Зачем ходить на выборы?

– Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и почему? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете – урок у нас в вами получился? Мы научились добывать знания? Вы время на уроке провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами знания на уроке в дальнейшей жизни?
– Это самое главное, вы меня сегодня порадовали, спасибо вам за доставленную радость от общения с вами, всего самого наилучшего.

6. Подведение итогов урока

– Баллы переведенные в оценки, вы подсчитаете сами – переведете и оценки вам поставит ваш учитель в журнал.


-привести к осмыслению возможностей, прав и ответственности гражданина.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: диспут.

Содержимое разработки

МБОУ Родионово- Несветайская СОШ №7

Учитель истории Кулешова Т.С.

Цель урока: помочь приобрести целостное знание о политической системе общества;

-побудить стремление самостоятельно их пополнять;

-формировать умение ориентироваться в реальной политической деятельности;

-воспитание активной гражданской позиции.

-через выполнение творческих и практических заданий расширить и углубить познания о демократических принципах;

-привести к осмыслению возможностей , прав и ответственности гражданина.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: диспут.

На доске эпиграф: « В свободном обществе каждый человек выполняет общественную роль гражданина.

.В этом году исполняется 20 лет законодательному собранию Ростовской области, поэтому наш урок посвящен этой дате. У нас на уроке сегодня присутствует гость-депутат Законодательного Собрания Ростовской области-Щаблыкин Максим .

Идея разделения властей родилась давно. Люди подметили, что даже при демократическом режиме нередко происходит сосредоточение власти в одних руках или нескольких лиц. Чтобы этого не случилось, стали использовать принцип разделения властей. Одной из ветвей власти является власть законодательная. Принцип разделения власти является признаком демократии. А как вы считаете, в России существует демократический режим?

-Назовите его признаки.

А какой из признаков вы считаете наиболее главным? Почему?

-Как вы считаете, мы должны нести ответственность за свой выбор?

-А какие ешё кроме выборов, есть формы участия граждан в политической жизни страны?

Формы участия в политической жизни.

Участие в политических движениях

Обращение в парламент с предложениями

Участие в митингах

Право избирать и быть избранными

- А вы можете участвовать в выборах? Почему? Кто ещё не может голосовать?

Наша законодательная власть является представительной, мы формируем её путём выборов, выборов парламента. Как называется наш российский парламент? Из каких палат он состоит? Как он формируется?

Внешний вид

. Аккуратный, подтянутый, внушающий доверие

Профессиональные, деловые качества

Высшее образование, глубокие знания, высокий уровень общей, правовой и политической культуры, ораторское искусство, умение убеждать, отличные организаторские качества, демократичный, а не авторитарный стиль руководства, открытость и готовность к диалогу, умение правильно воспринимать критику

Черты характера

Пунктуальность, тактичность, толерантность, доброжелательность, принципиальность, активность, ответственность, уважение и самоуважение, трудолюбие

Морально-волевые, ценностные качества:

Умный, добрый, честный, справедливый, порядочный, миролюбивый, гуманный, бескорыстный, патриотичный, отзывчивый

Итак, у нас в гостях один из депутатов Зак. Собрания. Максим Иванович Щаблыкин , какие вопросы вам предстоит решать в роли депутата?

Ошибаться свойственно всем. Даже депутатам. Что нужно, чтобы у власти были честные, порядочные, достойные люди?

-Ребята, представительная власть преследует главную цель – не допустить тирании, беззакония, создать условия для всеобщего участия граждан в управлении страной. У нас она принадлежит не только Федеральному Собранию и законодательным собраниям субъектов Р.Ф. и муниципальным законодательным собраниям. И хотя мы с вами не можем ещё быть представителями власти, но и у нас имеется опыт работы молодёжного парламента и правительства. В нашем классе есть представитель правительства- Сергиенко Наталья.Наташа, поделись опытом своей работы.

Если все будут соблюдать законы, то и жизнь станет спокойнее. А вот в каких отношениях с законом мы? Всегда ли мы действуем в соответствии с его требованиями? (листы с вопросами ).

Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения? Если вы всё таки нарушали какие либо правила, то почему? Вы сделали это случайно или подсознательно? Попробуйте вспомнить те чувства, которые вас охватили, когда вы поняли, что нарушили закон?

Если все нарушают закон, может быть, отменить мелкие законы?

А теперь представьте , что мы с вами депутаты Гос. Думы. Нам нужно принять законопроект о мире. Давайте разделимся на комитеты.( вызывается 3 человека, они выбирают напарников).

Каждый из комитетов в течение 3 минут должен сформулировать свои предложения ( комитеты предлагают свои проекты. Общим голосованием выбирают лучшие).

Может, парламент и не нужен? Может , можно обойтись без него? Давайте поработаем творчески. Каждой из ваших групп я дам слова:1 группе – парламент, 2 группе – выбор, 3 группе- свобода. Составьте определение своего понятия. Теперь поменяйтесь листами и подберите к понятию 4 слова, отражающие его суть. Ещё поменяйтесь и напишите к понятию лозунг. Возвращаем листы своим группам ( один из группы защищает его)

Все понятия взаимосвязаны. Друг без друга не могут. Так и люди. Возвращаемся к эпиграфу. Каждый из нас может сформулировать свои требования, обеспечить поддержку тех лидеров, которые выражают интересы большинства. Ну и наконец, мы будем активными участниками управления страной. В этом и есть суть представительной власти.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с основами избирательного права.

2. Укрепить интерес учащихся к выборам как институту демократического государства.

3. Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.

Урок обществознания в 9 классе

Познакомить учащихся с основами избирательного права.

Укрепить интерес учащихся к выборам как институту демократического государства.

Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.

Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.

Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.

Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.

Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)

Формирование предметных компетентностей.

Формирование коммуникативных компетентностей.

Формирование социальных компетентностей.

Данное понятие появилось в Древней Греции, однако мы и сегодня вкладываем в этот термин тот же самый смысл, понимая демократию как народовластие.

Из Конституции РФ:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Существуют ряд принципов существования демократии:

Источником власти является народ;

Равноправное участие всех граждан в политической жизни;

Право меньшинства на оппозицию;

Выборность органов государственной власти;

Две формы демократии:

Прямая – это форма правления, согласно которой принятие политических решений

осуществляется всеми без исключения гражданами через выборы или референдум.

Представительная - это форма правления, согласно которой принятие политических решений осуществляется не лично гражданами, а через их уполномоченных представителей.

- Что вы знаете о избирательном праве?

- Что такое референдум?

Проводится разминка в виде викторины, ответы учащиеся могут давать на бытовом уровне:

Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права:

б) с 18 лет

2. Путем всенародного голосования избирается…

а) Президент

б) депутаты Государственной Думы

в) председатель Правительства РФ

3. Каким органом была принята действующая Конституция РФ?

а) Государственной Думой

б) Конституционным Судом

в) Путем общероссийского референдума

4. Вас нет в списке для голосования, но в день выборов вам исполнилось 18 лет. Можете ли вы обратиться в комиссию выдать вам бюллетень?

в) Это зависит от лояльности председателя участковой комиссии

5. Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете?

а) Возьмете его паспорт

б) Попросите написать его доверенность

в) Объясните, что невозможно

6. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?

а) Двойное гражданство

б) Признание судом недееспособным

в) Долгое пребывание за границей

г) Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда

7. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?

а) Велики средства, затраченные государством на проведение выборов

б) Падает рейтинг кандидатов

в) Падает активность избирателей

8. В какую палату Парламента избираются депутаты?

а) Совет Федерации

б) Государственная Дума РФ

в) Государственный Совет

9. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?

а) Государственная Дума РФ

б) Президент страны

в) Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ)

10. Путем референдума нельзя решать …

а) Вопрос о помиловании

б) Вопрос о принятии Конституции

в) Вопрос о пересмотре действующего закона

1.1.Перед началом рассмотрения темы уточняется, что выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс избирательной компании, начинающийся с назначения даты выборов и заканчивающийся определением итогов голосования. Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

Выборы – это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.

Выборы – это форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса.

Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии – конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.55 – 56 и словарем (работа с понятиями).

Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и др.

Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.). ВРоссийской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).

Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

Задание для учащихся: определить, чем различаются активное избирательное право и пассивное избирательное право?

Избирательные праваявляются важной составной частью политических прав граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц.

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы: регистрация в списке избирателей по месту жительства, тайное голосование в специальной кабине, использование одинакового для избирательных округов списка кандидатов, присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования, подсчет бюллетеней специальной созданной комиссией, официальное опубликование результатов голосования.

Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего количества. Она зависит от разных обстоятельств: а)насколько важными считают выборы граждане, б) партии, сторонником которой является избиратель, в)личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.

Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального происхождения, религии и т.д. Пол и возраст влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и в повседневной работе – активно. Для западных стран, кроме того, отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные – реже, чем белые, рабочие – реже, чем средний класс, молодые – реже, чем пожилые. Женщины все время боролись за право голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь немногие воспользовались им.

Степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность, участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают. что это может способствовать социальным изменениям в обществе. Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать. Как показывают исследования, на политические предпочтения почти никак не влияет школа, но зато очень сильно воздействует семья. В Англии 80 % опрошенных выбрали ту политическую партию, какую выбрали и их родители. В странах, где голосовали является обязательным, отмечается большее число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора. Кроме того, когда регистрация избирателей осуществляется автоматически под контролем правительства, уровень участия выше, чем в случае. когда каждый гражданин должен самостоятельно зарегистрироваться.

Выборы предполагают, что гражданам в процессе голосования предлагаются два и более кандидатов, из числа которых они могут, по свободному волеизъявлению выбрать одного.

2.2. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется электоратом (избиратель). Партии борются вначале за создание своего электората, затем за его расширение и удержание.

Выборы могут проходить в один и в два тура. Если из нескольких кандидатов ни один не набирает больше половины голосов, организуется второй тур, где победитель определяется простым большинством голосов. По существу, это дополнительные выборы. Если электорат в данном округе четко не определился в своих политических симпатиях и разбрасывается сразу между несколькими кандидатами. как правило, требуются дополнительные выборы.

Перед тем, как кандидата вносят в список для голосования, он должен: а) обнародовать свою политическую программу, б) собрать нужное количество подписей своих избирателей (количество подписей, например 10000 или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы, в) заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам, г) указать свои собственные доходы, какой собственностью владеет и др.

Если кандидат нарушает правила, то избирательная комиссия вправе исключить его из списка кандидатов.

3. Государственное устройство и политическую жизнь в обществе во многом определяет тот способ, каким население выражает свою волю по ключевым вопросам. Одним из них является референдум.

Референдум - форма принятия законов или решения наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента. Второстепенность референдума проявляется по-разному. В большинстве стран его отодвинули на периферию политической жизни, так как регулярно референдумы проводятся не на государственном, а на местном уровне.

Референдум - дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.

3.1. Самостоятельная работа учащихся по группам с документом "Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Глава 1 "Общие положения"

Глава 2 "Назначение референдума в Российской Федерации "

Глава 4 "Избирательные комиссии, комиссии референдума"

Обобщение работы учащихся. Анализ, выводы, учащихся.\

Решение задач:

1. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой и проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-летнюю бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а те, кто не в состоянии самостоятельно явиться на избирательный участок, могут подать заявление с приглашение членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Елена Ивановна заметила, что поскольку ее мать уже не видит и плохо слышит, то дома опять-таки ей или внучке и придется за старушку голосовать. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Скажите, нарушен ли был в этом случае принцип прямого участия в выборах?

2. На избирательный участок в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината. Директора благодаря телевидению знали в лицо все, поскольку именно налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней. Какие нарушения избирательных норм вы заметили? Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?

3. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах ей дается нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь её заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она их сама бросила в урну для голосования. Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?

3.2. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается вопрос:

- Может быть, референдумы не так уж важны, как это считается? Можно ли обойтись без них или существуют ситуации, когда референдум необходим? Выскажите свое мнение.

Заключительная часть урока - учитель совместно с обучающимися обобщают изученный материал.

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…

Домашнее задание
§11, прочитать, ответить на вопросы
*подготовить проект по теме

Читайте также: