Технологии работы с неблагополучными семьями конспект

Обновлено: 28.07.2024

Методы социальной работы

Методы социальной диагностики. Интервью. Мониторинг. Социологический опрос. Экспертная оценка. Экспертный прогноз. Биографический метод.

Методы социальной профилактики. Превентивный метод. Социальная терапия. Социодрама. Группа поддержки.

Методы социального контроля. Социальный надзор, опека. Социально-медицинский уход. Социальное обслуживание.

Методы социальной реабилитации. Трудотерапия. Статусное перемещение. Групповая терапия. Кризисная интервенция.

Социально-экономические методы. Метод льгот и пособий. Метод компенсаций. Социальный патронаж. Медицинский патронаж. Социально-экономические санкции.

Организационно-распорядительные методы. Регламентирование. Нормирование. Инструктирование. Критика. Контроль и проверка исполнения.

Психодиагностические методы. Тесты интеллекта и способностей. Личностные опросники. Тесты достижений. Проективные тесты. Рисуночные госты. Социометрия. Психокоррекционные. Психогимнастика. Игровая коррекция. Игротерапия. Арттерапия. Диагностический обучающий эксперимент. Социально-психологический тренинг. Тренинг поведения.

Методы психологического консультирования. Эмпатическое слушание. Интерпретация. Идентификация. Фасилитация. Выдвижение гипотез. Методы психотерапии. Суггестия (внушение). Самовнушение. Рационализация. Психоанализ. Трансактный анализ. Групповая терапия. Поведенческая терапия. Семейная психотерапия.

Организационные методы. Педагогический эксперимент. Педагогическая диагностика. Педагогическое наблюдение. Естественный эксперимент. Обучение. Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция). Наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником). Практические упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации. Положительный пример. Убеждение. Приучение. Поощрение и наказание. Внушение. Упражнение. Перспектива. Игра. Доверие. Организация успеха. Самовоспитание.

Как элемент социального воспитания. Мотивирование и приобщение к действию. Репродуцирование. Закрепление и обогащение. Содей-ствие и сотворчество. Воздействие на сознание. Воздействие на чувства. Воздействие на поведение.

Организация социально-педагогического взаимодействия. Целеполагание. Ценностное ориентирование. Организация деятельности. Общение. Оценка. Самореализация.

Для получения более подробной информации можно ознакомиться с материалами учебного пособия.

Для определения наиболее эффективной технологии работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В качестве основных проблем семейного неблагополучия выделяют:

структурные дефекты семьи (отсутствие одного из родителей, сиротство и др);−

дефекты супружеских взаимоотношений (развод, разлад в семье и др. время вступления в брак, отсутствие представлений о роли матери (отца) и др.);−

дефекты материально-бытового характера (малообеспеченность, безработица и др.);−

дефекты социально-значимых личностных качеств родителей (алкоголизм, наркомания, криминальное поведение и др.)−




дефекты социально-значимых личностных качеств детей (агрессия, бродяжничество, наркомания и др.).−

В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая.

А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Для этого необходимо:

зарегистрироваться на сайте Открытый класс;

прочитать Инструкцию по работе с сайтом;

присоединиться к сообществу Семья и школа: шаг навстречу;

зайти на страницу форума Как помочь неблагополучным семьям и оставить свой комментарий.

Технологии работы классного руководителя с неблагополучной семьёй

«Только вместе с родителями, общими

усилиями, учителя могут дать детям

- Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его педагогической деятельности.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально- криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные)

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапам:

1-й этап. Диагностико - аналитический.

Социально- педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия. Составление карты семьи. Постановка семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.

2-й этап. Планово-координационный.

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя- предметники, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со всеми заинтересованными организациями (управление образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, КДН, ПДН, Центр занятости, реабилитационные центры и т.д.). Составление совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.

3-й этап. Организационно - деятельностный.

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе с неблагополучной семьей.

4-й этап. Контрольно-коррекционный.

Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития отношений. Изучение микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов психолого- педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.

Следует отметить, что успешность или не успешность педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, стилем и тоном его отношений.

Эффективные меры общения с родителями (по Н.В. Самоукиной).

Технологии работы с неблагополучными семьями.

Методы социальной работы

Методы социальной диагностики. Интервью. Мониторинг. Социологический опрос. Экспертная оценка. Экспертный прогноз. Биографический метод.

Методы социальной профилактики. Превентивный метод. Социальная терапия. Социодрама. Группа поддержки.

Методы социального контроля. Социальный надзор, опека. Социально-медицинский уход. Социальное обслуживание.

Методы социальной реабилитации. Трудотерапия. Статусное перемещение. Групповая терапия. Кризисная интервенция.

Социально-экономические методы. Метод льгот и пособий. Метод компенсаций. Социальный патронаж. Медицинский патронаж. Социально-экономические санкции.

Организационно-распорядительные методы. Регламентирование. Нормирование. Инструктирование. Критика. Контроль и проверка исполнения.

Психодиагностические методы. Тесты интеллекта и способностей. Личностные опросники. Тесты достижений. Проективные тесты. Рисуночные госты. Социометрия. Психокоррекционные. Психогимнастика. Игровая коррекция. Игротерапия. Арттерапия. Диагностический обучающий эксперимент. Социально-психологический тренинг. Тренинг поведения.

Методы психологического консультирования. Эмпатическое слушание. Интерпретация. Идентификация. Фасилитация. Выдвижение гипотез. Методы психотерапии. Суггестия (внушение). Самовнушение. Рационализация. Психоанализ. Трансактный анализ. Групповая терапия. Поведенческая терапия. Семейная психотерапия.

Организационные методы. Педагогический эксперимент. Педагогическая диагностика. Педагогическое наблюдение. Естественный эксперимент. Обучение. Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция). Наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником). Практические упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации. Положительный пример. Убеждение. Приучение. Поощрение и наказание. Внушение. Упражнение. Перспектива. Игра. Доверие. Организация успеха. Самовоспитание.

Как элемент социального воспитания. Мотивирование и приобщение к действию. Репродуцирование. Закрепление и обогащение. Содей-ствие и сотворчество. Воздействие на сознание. Воздействие на чувства. Воздействие на поведение.

Организация социально-педагогического взаимодействия. Целеполагание. Ценностное ориентирование. Организация деятельности. Общение. Оценка. Самореализация.

Для получения более подробной информации можно ознакомиться с материалами учебного пособия.

Для определения наиболее эффективной технологии работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В качестве основных проблем семейного неблагополучия выделяют:

структурные дефекты семьи (отсутствие одного из родителей, сиротство и др);−

дефекты супружеских взаимоотношений (развод, разлад в семье и др. время вступления в брак, отсутствие представлений о роли матери (отца) и др.);−

дефекты материально-бытового характера (малообеспеченность, безработица и др.);−

дефекты социально-значимых личностных качеств родителей (алкоголизм, наркомания, криминальное поведение и др.)−

дефекты социально-значимых личностных качеств детей (агрессия, бродяжничество, наркомания и др.).−

В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая.

А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Для этого необходимо:

зарегистрироваться на сайте Открытый класс;

прочитать Инструкцию по работе с сайтом;

присоединиться к сообществу Семья и школа: шаг навстречу;

зайти на страницу форума Как помочь неблагополучным семьям и оставить свой комментарий.

Технологии работы классного руководителя с неблагополучной семьёй

«Только вместе с родителями, общими

усилиями, учителя могут дать детям

- Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его педагогической деятельности.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной(открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально- криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные)

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапам:

1-й этап. Диагностико - аналитический.

Социально- педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия. Составление карты семьи. Постановка семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.

2-й этап. Планово-координационный.

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя- предметники, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со всеми заинтересованными организациями (управление образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, КДН, ПДН, Центр занятости, реабилитационные центры и т.д.). Составление совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.

3-й этап. Организационно - деятельностный.

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе с неблагополучной семьей.

4-й этап. Контрольно-коррекционный.

Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития отношений. Изучение микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов психолого- педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.

Следует отметить, что успешность или не успешность педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, стилем и тоном его отношений.

Эффективные меры общения с родителями (по Н.В. Самоукиной).

Онлайн-книги

В данной статье представлены формы, методы, содержание работы с неблагополучными семьями.

Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский

Чунского района Иркутской области

Технологии работы с неблагополучной семьей

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.
Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без мамы или папы. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и происходит на помощь социальный педагог.
Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого социальный педагог должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои, он есть и сходные черты.
Типы неблагополучных семей и задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями:

Типы неблагополучных семей



Задачи социального педагога

1.Криминально-аморальная семья.

Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей.
1.Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
2.Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
3.Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
2.Педагогически неграмотная семья.

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
2. Пробудить интерес к самообразованию.
3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
3.Семья, в которой приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.

Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
4.Семья, в которой проявляется диктат одних членов семьи над другими.

Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.
1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
5.Неполная семья.

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта.
1. Расположить мать к себе, заручиться доверием.
2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее.
3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям:
§ Образовательную – помощь в обучении и воспитании.
§ Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция.
§ Посредническую – помощь в организации, координации и информирование.
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей:
Метод убеждения - помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
Формы работы социального педагога с семьей:

§ Родительские собрания;
§ Конференции;
§ Тренинги;
§ Индивидуальные и тематические консультации;
§ Беседы;
§ Посещение семей;
§ Выпуск информационных листов и т.д.

Содержание работы социального педагога с семьями:

Первый этап. Выявление неблагополучных семей.

Для выявления неблагополучных семей социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
1. Наблюдение за детьми.
2. Опрос, анкетирование родителей и детей.
Второй этап. Определение типов семейного воспитания.
На этом этапе социальный педагог использует методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого члена семьи; изучение характера коммуникации в семье.
Третий этап. Дифференциация форм и методов работы с семьей.

Социальный педагог разрабатывает план работы с семьей, направленный на корректировку отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания.
Четвертый этап. Организация совместной работы.

Для оказания помощи семье (информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической) социальный педагог сотрудничает с различными специалистами (педагогический коллектив, инспектор ОДН, отдел опеки и попечительства, социальная защита).
Налаженная работа социального педагога позволяет оказывать эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже, обеспечении жильем и других видах социальной помощи.

7 - 11 ноября 2016 г. - регистрируемся в качестве участников семинара, присоединяемся к сообществу "Семья и школа: шаг навстречу" (см. Шаг второй), знакомимся с информационными материалами и Интернет-ресурсами.

14 - 18 ноября 2016 г. - обсуждаем вопросы на форуме, размещаем задания

Шаг первый

Технологии работы с неблагополучными семьями.

Наиболее полная классификация форм и методов работы с неблагополучными семьями представлена в учебном пособии Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие /Т. И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 254 стр.

Классификация основных методов выявления и коррекции семейного неблагополучия

Методы социальной работы

Методы социальной диагностики. Интервью. Мониторинг. Социологический опрос. Экспертная оценка. Экспертный прогноз. Биографический метод.

Методы социальной профилактики. Превентивный метод. Социальная терапия. Социодрама. Группа поддержки.

Методы социального контроля. Социальный надзор, опека. Социально-медицинский уход. Социальное обслуживание.

Методы социальной реабилитации. Трудотерапия. Статусное перемещение. Групповая терапия. Кризисная интервенция.

Социально-экономические методы. Метод льгот и пособий. Метод компенсаций. Социальный патронаж. Медицинский патронаж. Социально-экономические санкции.

Организационно-распорядительные методы. Регламентирование. Нормирование. Инструктирование. Критика. Контроль и проверка исполнения.

Психологические методы.

Психодиагностические методы. Тесты интеллекта и способностей. Личностные опросники. Тесты достижений. Проективные тесты. Рисуночные госты. Социометрия. Психокоррекционные. Психогимнастика. Игровая коррекция. Игротерапия. Арттерапия. Диагностический обучающий эксперимент. Социально-психологический тренинг. Тренинг поведения.

Методы психологического консультирования. Эмпатическое слушание. Интерпретация. Идентификация. Фасилитация. Выдвижение гипотез. Методы психотерапии. Суггестия (внушение). Самовнушение. Рационализация. Психоанализ. Трансактный анализ. Групповая терапия. Поведенческая терапия. Семейная психотерапия.

Педагогические методы.

Организационные методы. Педагогический эксперимент. Педагогическая диагностика. Педагогическое наблюдение. Естественный эксперимент. Обучение. Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция). Наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником). Практические упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации. Положительный пример. Убеждение. Приучение. Поощрение и наказание. Внушение. Упражнение. Перспектива. Игра. Доверие. Организация успеха. Самовоспитание.

Социально-педагогические методы

Как элемент социального воспитания. Мотивирование и приобщение к действию. Репродуцирование. Закрепление и обогащение. Содей-ствие и сотворчество. Воздействие на сознание. Воздействие на чувства. Воздействие на поведение.

Организация социально-педагогического взаимодействия. Целеполагание. Ценностное ориентирование. Организация деятельности. Общение. Оценка. Самореализация.

Для получения более подробной информации можно ознакомиться с материалами учебного пособия.

Шаг второй

Для определения наиболее эффективной технологии работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В качестве основных проблем семейного неблагополучия выделяют:

 структурные дефекты семьи (отсутствие одного из родителей, сиротство и др);

 дефекты супружеских взаимоотношений (развод, разлад в семье и др. время вступления в брак, отсутствие представлений о роли матери (отца) и др.);

 дефекты материально-бытового характера (малообеспеченность, безработица и др.);

 дефекты социально-значимых личностных качеств родителей (алкоголизм, наркомания, криминальное поведение и др.)

 дефекты социально-значимых личностных качеств детей (агрессия, бродяжничество, наркомания и др.).

В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая.

А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Для этого необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте Открытый класс;
  • прочитать Инструкцию по работе с сайтом;
  • присоединиться к сообществу Семья и школа: шаг навстречу;
  • зайти на страницу форума Как помочь неблагополучным семьям и оставить свой комментарий.


Технологии работы классного руководителя с неблагополучной семьёй

«Только вместе с родителями, общими

- Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа классного руководителя с семьёй столь значительна в его педагогической деятельности.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

1-й этап. Диагностико - аналитический.

2-й этап. Планово-координационный.

3-й этап. Организационно - деятельностный.

4-й этап. Контрольно-коррекционный.


Литература: 1. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с. 2. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников – 2000 - №10 – с.18. 3. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005. 6-21с;


Использование социальным педагогом социально-педагогических технологий в работе с неблагополучными семьями.

Содержимое разработки

Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе, это тот институт, который обеспечивает ребёнка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью.

Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка:

- физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.);

- потребность в любви и уважении.

К данной категории семей обычно относят:

- семьи с низким материальным достатком;

- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла.

Неблагополучная семья – это семья в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.

Неблагополучная семья - это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой - либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Критерием благополучия (или же неблагополучия) семьи являются внутрисемейные отношения, в первую очередь отношение к ребенку. Например, асоциальная семья однозначно неблагополучна для ребенка. Но порой даже внешне благополучные по многим параметрам семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей) относятся к разряду неблагополучных, если имеются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.

Типы семейного неблагополучия:

конфликтная -- семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение;

аморальная -- характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная -- с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром;

асоциальная -- в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Причины возникновения семейного неблагополучия

- макросоциального характера, т.е. те кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;

- психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

- биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, здесь не рассматривается вследствие их особой специфики.

Педагогически несостоятельные семьи как наиболее распространённая категория неблагополучных семей. Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от низкого уровня культуры родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их некомпетентности. В педагогически несостоятельных семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы. Вначале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем школы, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.

Технологии работы социального педагога

с неблагополучной семьей

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня работы с неблагополучными семьями: профилактический, диагностический, реабилитационный.


-75%

Читайте также: