Степенная функция с целым показателем конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема уроков: Степенная функция, ее свойства и график.

Цели уроков:

Образовательная :познакомить учащихся со свойствами и графиками различных ( в зависимости от показателя степени) видов степенной функции, формирование функциональных представлений на наглядном материале, формирование умений построения графиков степенных функций, при различных значениях показателя степени, формировать навыки свободного чтения графиков, умение отражать свойства функции на графике.

Развивающая: формирование способности анализировать, обобщать полученные знания. Формирование логического мышления.

Воспитательная :активизировать интерес к получению новых знаний, воспитание графической культуры, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.

Ход уроков .

I .Оргмомент.

II .Опрос учащихся по карточкам:

Если показатель степени не целое число, то график функции располагается в I четверти.

Если показатель степени положительное не целое число, функция возрастает.

Если показатель степени отрицательное не целое число, то функция убывает.

II. Формирование и развитие исследовательской, коммуникативной, информационной и рефлексивной компетентностей.

  • сформировать понятие степенной функции;
  • формировать умения и навыки построения графиков функций;
  • формировать умения устанавливать свойства функций по графикам;
  • формировать навыки “чтения” графиков;
  • формировать и развивать грамотную математическую речь;
  • развивать умения обобщения и систематизации при актуализации знаний по видам функций;
  • развивать умения анализировать и делать выводы в ходе исследования функций;
  • развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах по исследованию функций и при представлении своих результатов;
  • развивать исследовательскую компетентность и при работе в группах по исследованию функций;
  • развивать рефлексивные умения и навыки в ходе проведения в конце урока рефлексии;
  • развивать творческие способности в подготовке учащимися практического применения степенных функций;
  • 12.формировать умения и навыки самоорганизации и самореализации при выполнении и исследования функций;
  • 13.формировать этические нормы общения у учащихся при групповой работе.

Формы организации занятия: коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, набор дидактических материалов для урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Учитель сообщает, что на уроке тема, связанная с функциями. Саму тему урока учитель не сообщает.

3. Фронтальная работа:

Вопросы для учащихся:

1. Какие функции мы изучали ранее? (примерные ответы учащихся:.

Линейные у = х, у=2, график- прямая;

Квадратичные, у=х 2 ,график-парабола,

Обратная пропорциональность, у =, график-гипербола).

2. По каким признакам можно объединить эти функции? ( Все они имеют показатель степени).

3. А функции у = х , у = и у=2 имеют показатель степени? Если да, то какие? ( Да, 1 ; -1и 0).

4. Каким числом выражается показатель этих функций? (Целым).

5. Как можно назвать эти функции? ( Степенные).

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

Тема: Степенная функция с целым показателем.

4. Групповая работа.

Класс делится на несколько групп, например, на 4 группы по 5 человек.

Задание для групп:

(Какой график функции? Какие свойства имеет степенная функция? В каких ситуациях используется данная функция?)

( Можно заранее заготовить).

Рассмотрим сначала практическое применение степенных функций.

( Учащиеся заранее находят практическое применение степенных функций

проводят исследовательскую работу, например, по следующим темам:

а) , где S- площадь поперечного сечения провода диаметра d

б) F=Qm1m2r —2 , где F - сила притяжения между двумя телами с массами m1 и m2 ,

находящихся на расстоянии r, Q-постоянная гравитационная величина).

На этих примерах рассмотреть зависимость величин по графикам.

Группы выбирают по 2 функции для исследования с положительным и отрицательным показателем. (Заранее приготовить в напечатанном виде формулы функций и координатную плоскость ). Приложение 1а.

Вопросы для учащихся:

а) Есть ли среди представленных функций такие, которые можно объединить по каким либо признакам?
б) На сколько групп можно разделить предложенные функции?
в) Почему все функции такие разные, а имеют одно название?
г) Какую формулу можно записать для всех этих функций?

Задания для групп, предварительно фронтально повторить общий план

исследований функций и раздать группам в печатном виде. Приложение 2.

а) Выбрать одну из степенных функций ( где п – нечетное число;

где п – четное число; , где п – нечетное число, ,где п – четное число). Приложение 1б.

б) Обсудить свойства этих функций по плану (он раздается в печатном варианте всем группам).

Определить соответствие между формулами и графиками функций по слайдам.

  1. Изобразить график и записать свойства степенной функции в общем виде, с которыми работали в группе;
  2. Выбрать номер задания по выбранному уровню:
    “5” - № 364
    “4” - № 359
    “3” - № 337 (а,б)

Заполнить лист рефлексии с использованием “Шкалы успеха”. Приложение 3.

2) основные свойства функций и ;

3) понятия взаимно обратной и дробно- линейной функций;

4) особенности построения графика дробно-линейной функции.

Глоссарий по теме


Определение. Функция вида , где n- любое действительное число, называют степенной функцией.

Определение. Функцию y=f(x), x∈X называют обратимой, если любое своё значение она принимает только в одной точке множества X (иными словами, если разным значениям аргумента соответствуют разные значения функции).

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Определение. Функция вида у=х n , где n- любое действительное число, называют степенной функцией.

С некоторыми из таких функций вы уже познакомились в курсе алгебры 7-9 классов Это, например, функции у=х 1 =х, у=х 2 , у=х 3 . При произвольном натуральном n графики и свойства функции у=х n аналогичны известным графикам и свойствам указанных функций.

Если показатель степени n — натуральное число, то степенная функция задаётся формулой y=x n .

При n=1, y=x 1 или y=x — прямая (Рисунок 1).


Рисунок 1 – график функции y=x 1

При n=2, y=x 2 — парабола.

При n=3, y=x 3 — кубическая парабола.

График степенной функции y=x n , где n — чётное число (4,6,8. ), принимает вид параболы.


Рисунок 2 – график функции y=x n , где n — чётное число

График степенной функции y=x n , где n — нечётное число (5,7,9. ), принимает вид кубической параболы.


Рисунок 3 – график функции y=x n , где n — нечётное число

Если показатель степени — целое отрицательное число, то степенная функция задаётся формулой y=x −n или y=1/x n .

График степенной функции y=x −n , в случае, когда n — чётное число (4,6,8. ), принимает вид:

Рисунок 4 – график функции y=x −n , при n — чётное число

Например, такой вид принимают графики функций y=x −4 ,y=x −8 .

График степенной функции y=x −n , в случае, когда n — нечётное число (5,7,9. ), принимает вид гиперболы:


Рисунок 5 – график функции y=x −n , при n — нечётное число

Например, такой вид принимают графики функций y=x −5 ,y=x −11 .

Функции такого вида называются дробно-линейными.

Рассмотрим графики степенных функций y=x m/n с положительным дробным показателем m/n.

1. Степенная функция , где > неправильная дробь (числитель больше знаменателя).

График — ветвь параболы:

Рисунок 6 – , где

Свойства функции , где

3. не является ни чётной, ни нечётной;

4. возрастает при x∈[0;+∞);

5. не имеет наибольшего значения, yнаим=0;

6. не ограничена сверху, ограничена снизу;

7. выпукла вниз;

8. непрерывна.

2. Степенная функция , где — правильная дробь (числитель меньше знаменателя).


Рисунок 7 - функция , где

Свойства функции , где

3. не является ни чётной, ни нечётной;

4. возрастает при x∈[0;+∞);

5. не имеет наибольшего значения, yнаим=0;

6. не ограничена сверху, ограничена снизу;

7. выпукла вверх;

8. непрерывна.


Рассмотрим степенные функции с отрицательным дробным показателем степени

График — ветвь гиперболы.



Рисунок 8 - функция

График имеет горизонтальную асимптоту у=0 и вертикальную асимптоту х=0.

3. не является ни чётной, ни нечётной;

4. убывает при x∈(0;+∞);

5. не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения;

6. не ограничена сверху, ограничена снизу;

7. выпукла вниз;

8. непрерывна.

Итак, на основании всего вышеперечисленного, можно сделать вывод в виде таблицы:


Таблица 1 - вывод

Рассмотрим еще одну функцию.

Определение. Функцию y=f(x), x∈X называют обратимой, если любое своё значение она принимает только в одной точке множества X (иными словами, если разным значениям аргумента соответствуют разные значения функции).

Если функция y=f(x), x∈X монотонна на множестве X, то она обратима.

Если функция y=f(x) возрастает (убывает) на множестве X, а Y - область значений функции, то обратная функция x=f −1 (y),y∈Y возрастает (убывает) на множестве Y.

Точки M(a;b) и P(b;a) симметричны относительно прямой y=x.

Нахождение формулы для функции, обратной данной

Пользуясь формулой y=f(x), следует выразить x через y, а в полученной формуле x=g(y) заменить x на y, а y на x.

Дана функция y=x 2 , x∈[0;+∞). Найти обратную функцию.

Заданная функция возрастает на промежутке [0;+∞), значит, она имеет обратную функцию. Из уравнения y=x 2 находим: или . Промежутку [0;+∞) принадлежат лишь значения функции . Это и есть обратная функция, которая определена на промежутке [0;+∞).


Поменяв местами x и y, получим: , x∈[0;+∞). График этой функции получается из графика функции y=x 2 , x∈[0;+∞) с помощью симметрии относительно прямой y=x.


Рисунок 9 – график функции, обратной y=x 2

Разборы и примеры решения заданий тренировочного модуля


Изобразите схематически график функции


В этом видеоуроке мы поговорим о степенной функции. А также познакомимся с некоторыми свойствами степенной функции в зависимости от показателя степени р.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Степенная функция, её свойства и график"

Напомним, что степенной функцией называется функция вида , где — заданное действительное число. Вы уже знакомы с частными случаями степенных функций, когда является натуральным или целым числом, например, с такими функциями, как , , , ….

Давайте вспомним, как выглядят графики этих функций.

Итак, если , то есть имеем функцию

Графиком этой функции будет прямая, проходящая через начало координат.


Если — чётное число (), то графиком функции является парабола.


Графиком функции , при нечётном (), является кубическая парабола.


Если , то . Графиком этой функции является гипербола.


Свойства степенной функции напрямую зависят от свойств степени с действительным показателем и в частности от того, при каких значениях и имеет смысл .

Давайте рассмотрим некоторые свойствами функций, которыми обладают, в частности, отдельные степенные функции.

Итак, функция , определённая на множестве большое, называется ограниченной снизу на множестве , если существует число такое, что для любого выполняется неравенство .

Как же это понимать? Это означает, что все точки графика ограниченной снизу функции, где , расположены выше прямой игрек равно или на этой прямой.


Функция, определённая на множестве большое, называется ограниченной сверху на множестве большое, если существует число такое, что для любого , выполняется неравенство .

В этом случае все точки графика функции , где , лежат ниже прямой игрек равно или на этой прямой.


Функция является ограниченной снизу, так как . То есть парабола ограничена снизу прямой .


А функция ограничена сверху, так как , то есть парабола ограничена сверху прямой .


Функцию, ограниченную и сверху, и снизу на множестве икс большое, называют ограниченной на этом множестве.

Функция является ограниченной на множестве тогда и только тогда, когда существует положительное число такое, что для любого большое, выполняется неравенство .


Ещё вам нужно знать, что если существует такое значение из области определения множества функции ‚ что для любого из этой области справедливо неравенство , то говорят, что функция принимает наименьшее значение при .

Например, функция принимает при наименьшее значение, равное .


Если же существует такое значение из области определения множества функции , что для любого справедливо неравенство , то говорят, принимает наибольшее значение при ..

Например, функция принимает при наибольшее значение, равное 5.



А теперь давайте более подробно рассмотрим свойства степенной функции в зависимости от показателя степени .


Случай 1. Показатель — чётное натуральное число.

В этом случае степенная функция , где — натуральное число, обладает следующими свойствами:


— область определения — все действительные числа, то есть множество действительных чисел ;


— множество значений — неотрицательные числа, то есть ;

— функция чётная, так как ;

— функция является убывающей на промежутке и возрастающей на промежутке ;

— функция ограничена снизу, так как для любого ;

— функция принимает наименьшее значение при .

График функции имеет такой же вид, как, например, график функции , или и так далее. График этой функции называют параболой n-й степени.



Случай 2. Показатель — нечётное натуральное число.

В этом случае степенная функция, где — натуральное число, обладает следующими свойствами:

— область определения — множество действительных чисел;

— множество значений — множество действительных чисел;

— функция нечётная, так как ;

— функция является возрастающей на всей действительной оси;

— функция не является ограниченной ни сверху, ни снизу;

— функция не принимает ни наибольшего, ни наименьшего значения.

График функции имеет такой же вид, как, например, график функции . График этой функции называют кубической параболой.


Случай 3. Показатель , где — натуральное число.


В этом случае степенная функция, обладает следующими свойствами:


— область определения — множество действительных чисел, кроме ;


— множество значений — положительные числа ;

— функция , чётная, так как ;

— функция является возрастающей на промежутке и убывающей на промежутке ;


— функция ограничена снизу, так как ;

— функция не принимает ни наибольшего, ни наименьшего значения.


График функции имеет такой же вид, как, например, график функции .


Случай 4. Показатель , где — натуральное число.

В этом случае степенная функция , где, обладает следующими свойствами:


— область определения — множество действительных чисел, кроме ;


— множество значений — множество действительных чисел, кроме ;

— функция , нечётная, так как как ;

— функция является убывающей на промежутках и ;

— функция не является ограниченной;

— функция не принимает ни наибольшего, ни наименьшего значения.

График функции, имеет такой же вид, как, например, график функции .


Ось абсцисс является горизонтальной асимптотой, а ось ординат — вертикальной асимптотой графика функции.


Случай 5. Показатель — положительное действительное нецелое число.


В этом случае функция обладает следующими свойствами:


— область определения — множество неотрицательных чисел ;


— множество значений — множество неотрицательных чисел ;


— функция является возрастающей на промежутке ;

— функция не является ни чётной, ни нечётной;


— функция ограничена снизу, так как ;

— функция принимает наименьшее значение при .

График функции , где — положительное нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функции (при ) или как, например, график функции (при ).




Случай 6. Показатель — отрицательное действительное нецелое число.


В этом случае функция обладает следующими свойствами:


— область определения — множество положительных чисел ;


— множество значений — множество положительных чисел ;


— функция является убывающей на промежутке ;

— функция не является ни чётной, ни нечётной;


— функция ограничена снизу, так как .

График функции , где — отрицательное нецелое число, имеет такой же вид, как, например, график функции .

Нажмите, чтобы узнать подробности

вычисляют значения выражений, содержащих степени с целым показателем.

создать условия для развития мыслительных процессов, активной познавательной деятельности детей;

способствовать формированию у учащихся навыков адекватной самооценки; формированию мотивации достижения, развитию рефлексивных способностей.

Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся бережного использования энергоресурсов.

Оборудование: презентация, тексты заданий.

Формируемые метапредметные компетенции:

умение обосновывать выбор способа действий;

использование знаково-символических средств для решения заданий;

оценивание правильности выполнения действий, осуществление пошагового и итогового контроля по результату;

проведение сравнения по заданным критериям;

развитие способностей оценки и понимания окружающего мира.

Цель: психологически подготовить учащихся к уроку, ввести их в атмосферу познавательной деятельности

Предлагает учащимся вспомнить основные понятия предыдущих уроков алгебры.

Называют основные понятия, изученной темы (степень, показатель, основание, стандартный вид числа и др.)

На доске записаны дата и тема урока

Учитель: На протяжении последних уроков алгебры мы с вами изучали новые для вас понятия. Давайте вспомним, какие? (Учащиеся перечисляют)

Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить эти понятия и повторить то, как выполняются действия со степенями.

Цель предметная: актуализация понятия стандартный вид числа

Цель в рамках энергосберегающего аспекта: показать, что количество производимой электроэнергии в нашей стране меньше потребляемой

Предлагает учащимся выбрать из текста числа, записанные в стандартном виде, сформулировать определение числа в стандартном виде, записать все числа, встречающиеся в тексте, в стандартном виде.

Предлагает учащимся сравнить количество произведенной в стране энергии и количество потраченной и сделать вывод

Читают текст, называют числа, записанные в стандартном виде. Повторяют определение числа, записанного в стандартном виде. Записывают числа в стандартном виде. (Один из учащихся записывает на доске.) Сравнивают некоторые из чисел. Делают вывод о нехватке энергии, производимой в нашей стране

Текст размещен на слайде презентации

Текст: В Беларуси было произведено 33,3 электрической энергии. А потреблено36600 Вт ч. Самая крупная электростанция Беларуси – Лукомльская ГРЭС, мощностью 256 . Новополоцкая ТЭЦ имеет мощность 505 . На территории Беларуси построено более 50 гидроэлектростанций. Крупнейшая гидроэлектростанция – Витебская, мощностью 40

Учитель: Таким образом, нашему государству приходится покупать у других стран электроэнергию. Для изменения этой ситуации существует несколько путей. О некоторых из них вы узнаете из следующего задания.

Цель предметная: повторить правила действий со степенями.

Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: познакомить учащихся со способами решения проблемы дефицита энергии – альтернативные источники энергии и энергосбережение.

Предлагает учащимся задания на действия со степенями. Для успешного их выполнения напоминает правила.

Повторяют правила действий со степенями. Решают задания на применение правил. В результате выполнения задания, учащиеся называют два способа решения проблемы нехватки энергии: альтернативные источники энергии и энергосбережение.



Учитель: Что же такое альтернативные источники энергии? С некоторыми из них вы познакомитесь, решая следующее задание.

Цель предметная: закрепить навыки действий со степенями в заданиях на применение правил действия со степенями и вычисления.

Цель в рамках энергосберегающего аспекта: познакомить учащихся с несколькими видами альтернативных источников энергии, применяемыми в Беларуси

Предлагает учащимся в парах выполнить задания. Полученные ответы найти на карточках с картинками.

Задания на карточках.

Проверка правильного расположения карточек – на слайде

Карточка с заданием: Карточки с ответами:



После решения задания учитель и учащиеся проверяют правильность выполнения. Учитель кратко комментирует изображения установок для получения электроэнергии от энергии воды, солнца, ветра, биогаза, применяемые на территории Беларуси.

Цель предметная: проверить знания учащихся.

Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: мотивировать учащихся на экономию энергии в обычной жизни.

Учитель: Кроме использования альтернативных источников энергии, над эффективным применением которых трудятся многие ученые, как мы выяснили, существует ещё способ решения проблемы нехватки энергии – это её экономия, то есть энергосбережение. С одной стороны – это более простой способ, а с другой – более сложный. Поскольку каждый житель Беларуси, и вы в том числе, должны экономить электричество. Как это можно делать? (учащиеся дают ответы: выключать свет и электроприборы, когда ими не пользуются, не оставлять их включенными в режиме ожидания, собирать отходы для повторной переработки и др.)

Демонстрирует учащимся задания теста для проверки знаний по теме. Контролирует самостоятельность выполнения заданий.

После выполнения заданий демонстрирует правильные ответы

Решают задания в тетрадях, работая индивидуально (решение пишут обязательно). Сдают тетради и после этого узнают правильные ответы.

Выберите число, представленное в стандартном виде:


а )

3) Найдите значение выражения и результат запишите в стандартном виде:


В ыполните действия:

После проверки учащиеся ставят себе предварительную отметку (окончательная будет после проверки тетрадей учителем).

Этап подведения итогов урока и домашнего задания

Цель предметная: задать детям домашнее задание с учетом предполагаемой коррекции знаний.

Цель в рамках энергосберегающего аспекта урока: мотивировать учащихся на дальнейшее бережное использование энергоресурсов.

Учитель дает домашнее задание в зависимости от предварительной оценки, полученной учащимися.

Учитель подводит итоги урока. Демонстрирует пример памятки по энергосбережению

Записывают домашнее задание

Памятка – на слайде презентации

Для учащихся, получивших предварительные оценки 6 баллов и ниже – №1.148, 1.147, повторить свойства степеней с.25.

Для учащихся, получивших предварительные оценки 7 – 10 баллов – №1.188, 1.162, повторить свойства степеней с.25.

Читайте также: