Механическое движение 9 класс физика конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока физики в 9-м классе

Работу выполнила учитель высшей категории Максимова Зоя Николаевна

Механическое движение. СО. Траектория, путь и перемещение

Тип урока – урок изучения нового материала

Знакомство с одним из важнейших разделов физики- механикой и ее задачей

Ввести основные понятия

Дидактические ─ создать условия для усвоения нового учебного материала, используя ИКТ

Развивающие – продолжить работу по овладению методами научного познания, развивать интеллектуальные умения учащихся (наблюдать, сравнивать, анализировать, применять знания, делать выводы).

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения и интереса к физике.

Технологическая карта урока

Готовятся к уроку

Обеспечивает учащихся всем необходимым для урока

Постановка цели и задач курса физики и данного урока

Записывают название раздела физики , к изучению которого приступают и тему урока

Концентрирует внимание учащихся

Повторение и обобщение знаний

Наблюдают за демонстрационным экспериментом, отвечают на вопросы и делают выводы

Демонстрирует примеры механического движения

штатив,шарик,желоб; эл. модель солнечной системы; маятники

Изучение нового материала

Слушают объяснение учителя ,смотрят презентацию и участвуют в создании формулировок основных понятий

Консультирует, направляет, помогает; организует работу с учебником

Работа с учебником

Делают записи в тетрадях

Делают выводы/что узнали на уроке/ Смотрят видеофильм

Помогает сделать вывод и организует записи в тетрадях/напоминает требования к ведению тетрадей/

Работа с учебником

Записывают домашнее задание

Поясняет домашнее задание

Итоги урока Рефлексия

Организационный момент

Постановка цели и задач курса физики и данного урока

Повторение и обобщение знаний

Штатив, шарик, желоб; эл. модель солнечной системы; маятники

Демонстрации: движение шарика по желобу, движение планет вокруг Солнца, движение груза на нити и груза на пружине

Изучение нового материала

Основной материал: механическое движение, поступательное движение, тело и система отсчета, материальная точка, траектория, путь и перемещение

Видеофильм+Работа с учебником

Итоги урока Рефлексия

Самооценка своей работы учащимися

Учитель отмечает наиболее активных учащихся и организует анонимную оценку урока учащимися

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 118 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.08.2014 7413
  • DOCX 26.6 мбайт
  • 28 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Зоя Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Механическое движение. Относительность движения.

-сформировать представление о механическом движении тел и его видах;

-сформировать понятие относительности движения и умение приводить примеры, подтверждающие относительность движения.

Воспитательные:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики.

Развивающие:

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать целостное представление о физических явлениях.

Оборудование: тележка, два бруска,

проектор, экран, ноутбук, видеофрагмент.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Мы приступаем к изучению законов механического движения.

Механика – одна из самых древних наук.

Одна из основных частей механики, которая называется кинематикой, рассматривает движение тел без выяснения причин этого движения. Кинематика отвечает на вопрос: как движется тело? Другой важной частью механики является динамика, которая рассматривает действе одних тел на другие как причину движения. Динамика отвечает на вопрос: почему тело движется именно так, а не иначе?

Основная задача механики- определить положение тела в любой момент времени. Важно уметь рассчитывать движение тел, например космических кораблей и спутников так, чтобы они достигали намеченной цели в заданный момент времени; уметь предсказывать их положение в пространстве в каждый момент времени.

Так что же понимают под механическим движением?

(записали в тетрадь тему урока)

VI. Изучение нового материала.

Итак, механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Записали в тетрадь:

Механическое движение.

Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 остается в покое относительно тележки, а относительно бруска 2 движется.

1.

2.


3.



Демонстрация. При движении тележки 3 брусок 1 движется относительно тележки, а относительно бруска 2 остается в покое.



1.

2.


3.



Таким образом, положение тела задается относительно других тел. Движение и покой относительны.

Записали в тетрадь:

Движение и покой относительны.

Учитель. Различают следующие виды движений.

Мы их сейчас продемонстрируем.

Физкультминутка.

Встали. Взяли учебник физики и держим его двумя вытянутыми вперед руками. Поднимаем руки вверх. Все точки учебника описали дугу. Вернулись в исходное положение.

Если все точки тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.

Руки на поясе. Выполняем наклоны головой налево- направо. Мы продемонстрировали колебательное движение- движение, которое повторяется.

Присели и записали в тетрадь:

Виды движения:

а) поступательное;

б) вращательное;

в) колебательное.

Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих задачах механики нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Тело принимают за материальную точку.

Материальной точкой называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но принимать тело за материальную точку не всегда можно.

За материальную точку можно принять самолёт при его движении из Москвы в Симферополь. Если нужно описать движение самолета при выполнении им фигур высшего пилотажа, то следует учитывать, что при этом различные точки самолета движутся по-разному: самолет может покачивать крыльями, поднимать и опускать нос. В этом случае самолет нельзя считать материальной точкой.

Записали в тетрадь:

Материальная точка.

Как мы уже выяснили, чтобы определить движется данное тело или покоится, надо выбрать другое тело, относительно которого рассматриваем движение или покой данного тела. И это другое тело называется телом отсчета.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.

Тело отсчета выбирают произвольно. Им может быть любое тело. Часто в задачах под телом отсчета подразумевается Земля.

Рассмотрим ситуацию: на прямой дороге движется автомобиль. В качестве тела отсчета выберем дерево, растущее у дороги.

Зарисуем в тетрадь:








Можем только сказать, слева или справа от тела отсчета находится автомобиль. А как далеко или близко? С телом отсчета связываем систему координат, как вы поступаете на уроке математики. Выбираем масштаб.








-2 0 2 4 6 8 10 х (м)

Теперь можем указать координату автомобиля, приняв его за материальную точку. В данный момент времени координата автомобиля: х = 8 м.

Обратили внимание, что при движении по прямой линии достаточно выбрать одну координатную ось.

Если рассматриваем движение самолета или подводной лодки, то надо еще указать высоту полета и глубину погружения соответственно, то есть положение тел в пространстве определяется тремя координатами.

Записали в тетрадь:

1. Тело отсчета.

2. Система координат:

а) по прямой- одна ось;

б) на плоскости- две оси;

в) в пространстве- три оси.

Но любое событие происходит не только в пространстве, но и во времени. Поэтому нужно выбрать прибор для отсчета времени.


Механическое движение

Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Механическое движение — это изменение положения тела или его частей относительно других тел с течением времени. Изучение механики традиционно начинают с кинематики.

Кинематика — раздел механики, в котором рассматривают способы описания механического движения тел без выяснения причин изменения характера их движения. Сами причины рассматриваются в других разделах механики.

Механическое движение

Траектория движения — это линия, вдоль которой движется тело.

Перемещением точки за промежуток времени называют направленный отрезок прямой, начало которого совпадает с начальным положением точки, а конец — с конечным положением точки. Перемещение точечного тела определяется только конечной и начальной координатами тела и не зависит от того, как двигалось тело в течение рассматриваемого промежутка времени.

механическое движение

Путь — это длина траектории, пройденной телом. Путь — всё расстояние, пройденное точечным телом за рассматриваемый промежуток времени.

Если тело в процессе движения не меняло направления движения, то пройденный этим телом путь равен модулю его перемещения. Если тело в течение рассматриваемого промежутка времени меняло направление своего движения, путь больше и модуля перемещения тела, и модуля изменения координаты тела.

Путь всегда величина неотрицательная. Он равен нулю только в том случае, если в течение всего рассматриваемого промежутка времени тело покоилось (стояло на месте).

Виды траекторий. Если тело движется вдоль прямой, движение называют прямолинейным. Траектория в этом случае — отрезок прямой. Если же траектория — кривая линия, движение называют криволинейным.

траектория и путь

Относительность движения

Для того чтобы описать положение данного тела в пространстве, необходимо:

  1. выбрать тело отсчёта и начало отсчёта на нём;
  2. связать с ним координатную ось, проходящую через начало отсчёта в нужном направлении, и указать единицу длины.

При этом расстояние от начала отсчёта до данного тела, выраженное в выбранных единицах длины и взятое с соответствующим знаком, называют координатой этого тела.

Система отсчета

Поступив так, мы будем говорить, что описали положение данного тела относительно выбранного тела отсчёта. Если мы выберем в качестве тела отсчёта другое тело или другую ось координат, то и координата данного тела может стать другой. Совокупность тела отсчёта, с которым связана ось координат, и часов называют системой отсчёта.

Механическое движение

Если координата тела не изменяется с течением времени в выбранной системе отсчёта, то говорят, что это тело в данной системе отсчёта неподвижно, или покоится.

Если координата тела выбранной системы отсчёта увеличивается со временем, то говорят, что тело движется в положительном направлении координатной оси. Напротив, если координата тела в выбранной системе отсчёта со временем уменьшается, то говорят, что тело движется в отрицательном направлении координатной оси.

Нельзя сказать, как движется тело, если не сказать, в какой системе отсчёта рассматривается это тело. Иначе говоря, одно и то же тело в разных системах отсчёта может двигаться по-разному (в том числе и покоиться).


В окружающем нас мире все находится в непрерывном движении. Поэтому, чтобы изучать движение тела, т. е. изменение его положения в пространстве, нам нужно, прежде всего, уметь определять само это положение. На этом уроке мы узнаем, что такое механическое движение, познакомимся с основными характеристиками механического движения и научимся определять положение материальной точки в пространстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Механическое движение. СО. Траектория, путь и перемещение"

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

В окружающем нас мире все находится в непрерывном движении. Под движением, в общем смысле этого слова, понимают любые изменения, происходящие в природе. Наиболее простым видом движения является механическое движение.

Механическое движение — это изменение положения тел (или частей тела) в пространстве относительного других тел с течением времени.

Чтобы изучать движение тела, т. е. изменение его положения в пространстве, нужно прежде всего уметь определять само это положение. Но здесь возникает некоторое затруд­нение. Каждое тело имеет определенные размеры, следовательно, разные его части, разные точки тела находятся в разных местах простран­ства. Как же определить положение всего тела? В общем слу­чае это сделать трудно. Но оказывается, во многих случаях нет необхо­димости указывать положение каждой точки движущего­ся тела.

Зачем описывать движение каждой точки санок, на которых мальчик съезжает с горы, если эти движения ничем не различаются между собой?


Движение тела, при котором все его точки движутся одина­ково, называют поступа­тельным.

Не нужно описывать движение каждой точки тела и тогда, когда размеры тела малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит, или по сравнению с расстояниями от него до дру­гих тел.

На­пример, океанский лайнер мал по сравнению с протяженностью его рейса, и поэтому корабль считают точкой при описании его движения в океане.


Так же поступают в астрономии при изучении движений небесных тел.


Планеты, звезды, Солнце, конечно, не малые тела. Но, например, расстояние от Земли до Солнца в среднем составляет 149 600 000 км, а радиус Земли всего 6 400 км, что почти в 23 000 раза меньше. Поэтому можно считать Землю точ­кой, которая движется вокруг другой точки — центра Солнца.

И говоря в дальнейшем о движении тела, мы в действительности будем иметь в виду движение какой-нибудь точки этого тела. Не надо забывать при этом, что эта точка ма­териальна, т. е. она отличается от обычных тел лишь тем, что она не имеет размеров.

Материальная точка — это тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

Но как же определить положение тела? Положение тела или точки можно задать только относительно какого-нибудь другого тела. Такое тело, обычно, называют телом отсчета.

Тело отсчета — это тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел.

Тело отсчета можно выбрать совершенно произвольно. Им может служить, например, железнодорожная станция, маяк на берегу моря, или вагон поезда, в котором мы едем.

Если тело отсчета выбрано, то через какие-нибудь его точки проводят оси координат и положе­ние любой точки тела опреде­ляют ее координатами.

Например, положение автомобиля на дороге. В качестве тела отсчета выберем дерево, стоящее на обочине дороги.


Так, как автомобиль движется по прямой, то достаточно провести одну ось координат, например Ох, и положение тела на прямой будет определяется одной коорди­натой. Если тело может двигаться в пределах некоторой плоскости (например, лодка на озере), то через выбранные на теле отсчета точки, проводят две оси коорди­нат Ох и Оу.


И, что бы определить положение лодки, из любой ее точки, опускают 2 перпендикуляра на ось Х и ось У. Таким образом, положение точки на пло­скости определяют двумя координатами — х и у.

И, наконец, чтобы задать положение тела в пространстве (например, положе­ние самолета в воз­духе), нужно провести через тело отсчета три взаимно перпен­дикулярные оси координат: Оx, Оy и Oz.


Соответственно этому положение тела в пространстве определяется тремя координа­тами: х, уи z.

Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и указание способа измерения вре­мени образуют систему отсчета, относительно которой и рассматривается движение тела.


Если материальная точка движется равномерно вдоль некоторой заданной линии, то его положение на этой линии в любой момент времени находится просто. Из курса фи­зики 7 класса известно, что, умножив скорость тела на время, протекшее до интере­сующего нас момента, можно получить длину пройденного пути.


Но задача решается так просто только тогда, когда известна линия, вдоль которой дви­жется тело, или, как говорят, известна траектория движения тела.


Путь — это скалярная физическая величина определяемая длиной траектории, описанной телом за некоторый промежуток времени.

В тех случаях, когда траектория движе­ния не известна, определить положение те­ла, т. е. его координаты, в конце пути нель­зя, даже если известны начальное положе­ние тела и длина пройденного им пути.

Допустим, известно, что некоторое тело начинает двигаться из точки О и за 1 час проходит 20 километров.

Для ответа на вопрос, где будет находиться тело спустя 1 час после его выхода из точки О, не хватает информации о его движении. Тело могло, например, двигаться прямолинейно в северном направлении и оказаться в точке А, находящейся на расстоянии 20 км.


А могло также, дойдя до точки В, находящейся на расстоянии 10 км от точки О, повернуть на юг и вернуться в точку О. При этом пройденный путь также окажется равным 20 км.


При заданном значении пути, тело могло оказаться и в точке C, и в точке D. И вообще, в любой точке в радиусе 20 км.


Чтобы избежать такой неопределенности, для нахождения положения тела в пространстве в заданный момент времени, была введена физическая величина, называемая перемещением.

Перемещение тела — это направленный отрезок пря­мой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Обратите внимание на то, что перемещение — величина векторная. Перемещение обозначается той же буквой, что и путь, только со стрелкой над ней. Как и путь, в системе СИ перемещение измеряется в метрах.


Основные выводы:

– Механическое движение — это изменение положения тел (или частей тела) в пространстве относительного других тел с течением времени.

– Траектория — это линия, которую описывает тело вследствие своего движения.

– Путь — это скалярная физическая величина определяемая длиной траектории, описанной телом за некоторый промежуток времени.

– Перемещением тела называют направленный отрезок пря­мой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

– Материальная точка — это тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

– Движение любого тела рассматривается относительно какой-либо системы отсчета. Система отсчета — это система координат, тело отсчета, с которым она связана, и указание способа измерения вре­мени.

Читайте также: