Конспект по кубановедению 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Кубановедение, 8 класс, Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М., Лукьянов С.А., Гриценко Р.М., 2011.

Участие других казачьих подразделений в войне.
Кроме гвардейцев в войне с Наполеоном участвовал 9-й Черноморский пеший полк, которым командовал Павел Фёдорович Бурсак, брат Афанасия Фёдоровича. Полк входил в состав 3-й Западной армии и принял активное участие в боях на последнем этапе Отечественной войны. В феврале 1813 г., понеся большие потери (из 590 казаков и 14 офицеров в живых осталось только 209 человек), полк был отпущен домой.

В это время на Кубани формировали 1-й сборный Черноморский конный полк, командиром которого был назначен есаул Д.С. Плохой. В самый разгар Заграничного похода русской армии полк прибыл к театру военных действий и ещё целый год сражался в Европе. В августе 1813 г. он участвовал в боях в Силезии и Саксонии, а в сентябре был включён в состав прославленного летучего казачьего корпуса под командованием Матвея Ивановича Платова и дошёл в его составе до Парижа.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_8_klass.docx 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме:

"Основание Екатеринодара и первых станиц".

Раздел: "История Кубани".

Из опыта работы

ГБС(К)ОУШИ I,II вида г.Тихорецка Краснодарского края

  1. Познакомить детей с историей основания г. Екатеринодара и первых станиц.
  2. Совершенствовать работу с картой Краснодарского края.
  3. Расширить словарный запас по теме.
  4. Работать над правильным произношением слов.
  5. Побуждать интерес к изучению истории своего края.
  6. Воспитывать патриотизм к своей малой Родине.

Учебное пособие, карта Краснодарского края, иллюстрации по исто рии г. Екатеринодара, фотографии по теме: «Открытие памятника Екатерине II в г.Краснодаре 8сентября 2006 года, раздаточный матери ал (карты Краснодарского края).

  1. Какие новые слова мы с вами выучили на прошлом уроке?
  2. курень - казачье поселение, казармы
  3. казачьи регалии - знамёна, награды
  4. эскадра - крупное соединение военных кораблей
  1. Придумайте предложение по пройденному материалу с одним из этих слов. (Раздать листочки и собрать ответы. Учащиеся устно читают свои ответы. Серёжа Сафонов напишет эти слова на доске).

1. Новый материал.

-В 1793 году весной в мае черноморские казаки начали обживать кубанские земли.

В мае, как повелела императрица, казаки двинулись вниз по течению реки Кубань, расставляя повсеместно пограничную стражу. Казаки черноморцы основали 40 куренных селений, казачьи курени превратились со временем в станицы, многие из них сохранили названия и сегодня : Пашковская, Крыловская, Динская.

Лишь месяц спустя черноморцы пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун.

Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в густом дубовом лесу.

Это место называлось Карасунский кут. Здесь решили строить главный войсковой город. Посередине крепости поставили походную церковь. Построили курени.

Строить приходилось в очень сложных условиях: густые заросли деревьев и кустарников, вязкий чернозём, влажность высокая, лужи долго не сохли, тучами летели комары, в городе свирепствовала лихорадка.

И только в октябре 1793 году в документах его стали называть Екатеринодар.

В 1795 году весь город был поделён одинаковыми по размеру улицами на кварталы.

Началось строительство домов, торговых лавок и войсковые здания(показ иллюстраций).

Главная улица называлась Красная (красивая).

Вокруг города была построена крепость : глубокий ров, земляной вал и колючий плетень и поставили пушки.

В 1794 году была перепись жителей Екатеринодара. Их было 580 человек, большинство из них называли себя хлеборобы. Несмотря на военный образ жизни, сельский быт и тяжёлый климат, люди старались жить городской жизнью: устраивали балы, танцевальные вечера. И только после окончания кавказской войны город стал жить обычной жизнью. Екатеринодар стал быстро расти и развиваться и вскоре стал крупным торговым, промышленным и культурным центром не толы о Кубани, но и всего Северного Кавказа.

3.- А теперь запишем главные события по основанию г.Екатеринодара и первых станиц. (работа на голое ухо)

1. Место, где казаки решили строить город, называлось "Карасунский кут".

2. В октябре 1793г город документально стали называть Екатеринодар.

3. Главная улица Екатеринодара получила название улица Красная (красивая).

4. В 1794 году была первая перепись населения г.Екатеринодара, в городе проживало 580 человек.

5. Некоторые станицы и сегодня сохранили свои названия: Крыловская, Динская, Пашковская.

4. Закрепление материала.

- Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы (по таблице 3 вопросы 2,3,4). Дополнительные вопросы по раздаточному материалу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: освоение кубанских степей

1. Переселение на Кубань крестьян и казаков из Малороссии

Черноморское войско было столь малочисленным, что с трудом справлялось с обязанностями по охране границы.

Чтобы изменить это положение, правительство организовало три дополнительных переселения крестьян и казаков из Малороссии.

В 1803 году выходцы из Украины основали 4 станицы. Сначала они вошли в состав Кавказского полка, а затем – Кавказского линейного казачьего войска.

На Старой линии все станицы располагались на месте бывших укреплений и редутов.

2. Заимочная форма землепользования.

Ученикам предлагается самостоятельно ознакомится с пунктом и ответить на вопросы.

1. Как проводились границы между земельными наделами?

2. Как делились наделы при заимочной форме землемользования ?

3. В чьей собственности оставалась земля?

4. Кому была выгодна такая форма землепользования?

Замочная форма землепользования создала в Черномории условия для быстрого роста хуторов. При основании куренных селений казачья старшина захватила лучшие земли. В 1794 - 1795 гг. были отмежеваны по речке Кочеты для хутора протеирия Романа Порохни.

Затем хуторами стали обзаводиться рядовые зажиточные казаки. Казаки в хуторах уклонялись от повинностей и войсковая администрация противодействовала развитию хуторов, но их количество только росло.

5. Хозяйство Черномории. Скотоводство.

Какая экономическая деятельность была основной среди казачества?

Какие трудности испытывало животноводство?

Почему среди казачества не было развито земледелие?

Какие формы земледелия использовались на Кубани?

6. Зарождение промышленности?

Промышленность была представлена предприятиями, перерабатывавшими с/х продукцию. В каждом селении были свои ремесленники.

Развитие нефтедобычи. В 1823 году была открыта суконная фабрика для обеспечения обмундирования казаков. Причины закрытия фабрики. Рыбный промысел.

Что препятствовало развитию торговли?

Зачем были учреждены ярмарки?

Какое политическое значение имела торговля?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 003 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.09.2018 6996
  • DOCX 13.4 кбайт
  • 65 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Косарев Андрей Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Исследовательская работа о состоянии демографической ситуации на Северном Кавказе. Автор: Рязанцев Сергей Васильевич - кандидат экономических наук, докторант Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН.

Ткачева Юлия Владимировна

учитель истории, обществознания и кубановедения

МОУ СОШ№33 ст. Архангельской Тихорецкого района

Урок 31. Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности

познакомить с состоянием природопользования и охраной окружающей среды Краснодарского края (на основе анализа доклада исполняющего обязанности руководителя департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края С. В. Величко);

развивать умение анализировать отчетно-распорядительные документы;

развивать патриотизм к Малой Родине.

1. Организационный момент.

3. Аналитическая работа.

«…Краснодарский край является особым регионом России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству природных условий. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего состояния всей страны.

В силу своих природных особенностей Краснодарский край играет важную роль не только в России, но и в мире, с точки зрения сохранения глобальных общественных благ, и оказывает существенные экологические услуги всей планете. Об этом свидетельствует решение Международного Олимпийского Комитета о проведении на территории края Зимней Олимпиады 2014 года. На территории края расположен Кавказский природный заповедник, отнесенный Юнеско к Всемирному природному наследию. Край обладает пока еще достаточным ассимиляционным потенциалом природной среды.

Вместе с тем, человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. При этом антропогенная деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, разрушение экосистем.

К сожалению, непродуманное, потребительское отношение к уникальным природным ресурсам края, характерное для последних десятилетий двадцатого века и продолжающееся в настоящее время, привело к значительному ухудшению качества окружающей среды.

Многие хозяйственные и ведомственные вопросы в настоящее время становятся социально–экологическими проблемами.

Концепция устойчивого развития, о которой так много говорят в последние десятилетия, тесно переплетается с концепциями глобальных общественных благ и развития человеческого потенциала. Осмысление глобальных общественных благ происходит в условиях нарастающего экологического кризиса – изменение климатических условий, резкое ухудшение качества среды обитания, дефицит питьевой воды и т. д., то есть все то, что значительно снижает уровень общественных благ.

Как показывает мировой и отечественный опыт, проекты и мероприятия экономического развития, даже приносящие быстрые и значительные выгоды, но осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий и сохранения критического природного капитала, оказываются убыточными. Очевидный экономический рост во многом может оказаться иллюзией из-за неспособности учитывать сокращение природного потенциала, который является основой для дальнейшего развития территории.

Безопасность — один из важнейших критериев социального развития, которое должно стать одновременно и устойчивым, и безопасным, обеспечивая тем самым выживание человека в условиях сохранения окружающей природной среды.

4. Подведение итогов (выполнение творческой работы).

Домашнее задание: п ривести примеры о собенностей природопользования Тихорецкого района

Урок 32. Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности: население Кубани

познакомить с состоянием демографической ситуации на Северном Кавказе (на основе исследований Рязанцева Сергея Васильевича - кандидата экономических наук, докторанта Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН) ;

развивать умение анализировать документы;

развивать патриотизм к Малой Родине.

1. Организационный момент.

3. Аналитическая работа.

Проводится анализ итоговой статьи Рязанцева Сергея Васильевича:

«…Проведенное исследование позволяет констатировать, что роль естественного прироста в формировании населения в регионе неуклонно сокращается, что является тревожной тенденцией не только для региона, но и для страны в целом, учитывая стратегическое положение Северного Кавказа. Роль миграционного прироста остается значимой, но, к сожалению, в миграционных потоках у людей продолжают доминировать открытые или скрытые вынужденные мотивы переселения. Не может не вызывать озабоченность этнический состав миграционных потоков. В данной связи опасность несет не столько приток различных этнических групп в русскоязычные регионы, сколько отток русских из северокавказских национальных республик, что усиливает там моноэтничность населения. По-прежнему далека от решения проблема вынужденных переселенцев. На наш взгляд, необходимы экстренные меры по кардинальному изменению ситуации. На федеральном уровне следует продолжать оказание помощи части вынужденных переселенцев для их интеграции в местах нового проживания. Также необходимо создать по "максимуму" условия для желающих возвратиться в места прежнего проживания, причем это должно касаться не только этнических чеченцев, ингушей и осетин, но и русскоязычного и другого населения. Для этого требуются значительные усилия по обеспечению правопорядка и социально-экономического возрождения депрессивных регионов.

Особым направлением действий должна стать гармонизация межнациональных отношений. Прежде всего, речь идет о государственной политике, которая эффективно противодействовала бы экстремизму, способствовала формированию толерантного сознания в гражданском обществе. Вторая задача - необходимо использовать систему образования и дошкольного воспитания для формирования у подростков терпимости к иной культуре и вере. Третья задача - мобилизация возможностей средств массовой информации для воспитания терпимости и формирования гуманистического мировоззрения.

Домашнее задание: п еречислить бытовые отличия в жизни городского и сельского населения

Урок 33. Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности: экологические проблемы Кубани

познакомить с последствиями хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в Краснодарском крае;

развивать умение анализировать документы, события;

развивать патриотизм к Малой Родине.

1. Организационный момент.

3. Аналитическая работа.

На территории Краснодарского края осуществляют деятельность свыше 15 тысяч предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество природной среды. И так, что же выбрать – уровень благосостояния или чистый воздух! Об этом мы и поговорим.

Энергетика это сердце всего народного хозяйства. Электроэнергетика нужна для нужд промышленности, коммунального хозяйства и быта. Она является одним из главных факторов стабильного функционирования экономики края. В настоящее время отрасль представлена в крае 35 предприятиями. Производство электроэнергии составило 6.551 мил. киловатт в час. Основные объекты данной отрасли Краснодарская и Армавирская ТЭЦ, Новороссийская ГРЭС, Белореченская и Краснополянская ТЭС. Но, электроэнергетика является крупным источником выбросов в атмосферу. Основными загрязняющими веществами являются оксид углерода и оксид азота.

Пищевая промышленность производит 44% промышленной продукции на 204 объектах. Наиболее развиты сахарная, консервная, масложировая, молочная и другие виды промышленности. Конечно, пищевая промышленность является интенсивным загрязнителем биосферы. Но на это есть причина. Значительная часть перерабатывающих предприятий, особенно расположенных в сельской местности, оборудована низкоэффективными очистными сооружениями или совсем их не имеет. Выброс вредных веществ в 2001 году составил больше 11 тонн, это оксид углерода и азота. Огромное влияние на биосферные процессы оказывают сахарные заводы. Здесь отходами основного производства являются: фильтрационный осадок (дефекат), известь и недопал при производстве извести. Так на Павловском сахарном заводе возрос объем переработки сырья, соответственно и увеличился расход воды на технологические нужды. Производственные стоки направляются для очистка в лагуну – отстойники, с последующим сбросом в реку Тихонькую. Но устаревшая технология очистки имеет отрицательное значение для биосферы. А фильтрационный осадок выводят на поля фильтрации. Поля расположены на более высоких отметках, чем жилой массив станицы, поэтому в некоторых районах Павловской имеет место подтопление. Урожайность сельхоз культур на подтопленных и переувлажненных участках крайне низкая, во многих случаях посевов на них гибнут. Также главной причиной подтопления является сильное уплотнение подпахотного слоя тяжелой сельхоз техникой. Зона этих полей – место гибельное. Сюда завод сливает сотни тысяч кубов разных технологических, хозяйственно-бытовых и фикальных стоков. Находясь на гребне водораздела рек, поля крайне негативно влияют на гидросферу и атмосферу.

Краснодарский край – важный сельскохозяйственный район России, это основная отрасль специализации края.

4. Подведение итогов.

Основные экологические проблемы Краснодарского края:

А). Выбросы в атмосферу окислов углерода, азота, серы, возможность образования кислотных дождей влияет на атмосферу.

Б). Увеличение хозяйственно-бытовых стоков, что отрицательно сказывается на гидросфере.

В). Загрязнение почвы пестецидами при неумеренном внесении удобрений и ядохимикатов и загрязнение отходами нефтепереработки влияет на литосферу.

Г). Накопление производственных отходов влияет на все оболочки.

Д). Применяя передовые технологии выращивания с/х культур и их переработку применяют огромное количество удобрений, гербицидов для борьбы с сорняками, пестицидов для борьбы с вредителями все это попадает в почву, воду, воздух вызывая их загрязнения. В конечном итоге вредные вещества попадают в организм человека вызывая серьезные заболевания, такие как: онкологические заболевания, сердечно сосудистые, желудочно-кишечные и другие. В настоящее время произошло омолаживание этих заболеваний, т.е. болеют дети и люди молодого возраста, а раньше этими заболеваниями болели люди старшего возраста. По статистическим данным в нашем крае здоровых детей 12%, а у остальных наблюдаются какие либо заболевания, это вызывает большую тревогу, так как дети – это будущее нашей страны и планеты.

Пути решения экологических проблем Краснодарского края:

- разработка экологически безопасных методов защиты сельхозкультур от вредителей, болезней и сорняков;

- введение в севооборот технических культур – люцерна, топинамбур, не требующих применения пестицидов;

- строительство в крае полигона для захоронения отходов или их промышленная переработка; - не допускать строительство свалок в зонах рек, прудов и там где грунтовые воды находятся на глубине до двух метров.

- вести контроль над состоянием атмосферного воздуха в населенных пунктах;

- переход предприятий-загрязнителей на малоотходную технологию;

- постройка предприятий вдали от жилых массивов и соответственно направлению постоянных ветров.

- строительство новых очистных сооружений;

- внедрение оборотных систем водоснабжения на производствах;

- полное исключение сброса неочищенных сточных вод в водоемы.

Домашнее задание: п ричины и пути решения экологических проблем Тихорецкого района и ст. Архангельской (творческая работа)


Полный текст материала Цикл уроков по кубановедению, 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе рабочей программы Свищёвой Л.Н. учителя кубановедения МБОУ СОШ № 10, утверждённой 30 августа 2017 года протокол №1.

В соответствии с ФГОС основного общего образования

Учебник: Кубановедение 7 класс Б.А. Трехбратов, Ю.М. Бодяев, С.А. Лукьянов, А.Н.Криштопа, И.А.Терская, Краснодар, 2016г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (34 Ч)

Содержание (разделы, темы)

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

ВВЕДЕНИЕ. (1 ч.)

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, принимать участие в создании проектов, уметь работать со словарём, оценивать и контролировать свои учебные действия.

Предметные: Называть основные события истории, происходившие на территории Кубани в XVII в. Изучив содержание введения, ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний.

РАЗДЕЛ I. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО РЕГИОНА (8 ч.)

Тема 1. Изучение кубанских земель в XVIII – середине XIX в. (1 ч.)

Исследования территории Кубани в XVIII – середине XIX в.

Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедийное оборудование, интернет ресурсы.

Личностные: ответственно относиться к учению, самостоятельно paзвивать мотивацию к познавательной деятельности, выстраивать траекторию образования и оценивать результативность своей работы на уроке.

Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать память, внимание, учиться наблюдать и оформлять результаты наблюдений, систематизировать учебную информацию, уметь работать в группе.

Предметные: Рассказывать о результатах академических экспедиций 1768–1773 гг., в ходе которых проводились исследования Кавказа. Называть труды И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, о вкладе М. Гулика и В. Колчигина в изучение территории Кубани. Основные термины и понятия: комплексный, лингвистика, кошма.

Тема 2. Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. Рельеф и полезные ископаемые (2 ч.)

Физико-географическое положение современной территории

Учебник, рабочая тетрадь,

Личностные: проявлять интерес к изучению природы Кубани, учиться экологической культуре, поведению в природе.

Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, принимать участие в коллективной работе.

Предметные: Характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края. Показывать местоположение региона

на карте мира и России. Знать крайние точки, протяжённость морских и сухопутных границ и площадь территории. Называть, находить на карте и показывать субъекты РФ и зарубежные государства, с которыми граничит наш край. Делать выводы о преимуществах и недостатках географического положения региона.

Основные термины и понятия: административно-территориальное образование, нейтральные воды.

Рельеф и полезные ископаемые.

Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедийное оборудование, интернет ресурсы.

Личностные: понимать роль антропогенного фактора в изменении природных комплексов, осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, анализировать взаимосвязи между природными компонентами и погодными условиями, объективно оценивать ответы одноклассников, принимать участие в коллективной работе.

Предметные: Показывать на карте, называть и характеризовать основные формы рельефа

территории края. Знать названия полезных ископаемых, показывать на карте их месторождения. Делать вывод об обеспеченности кубанского региона природными богатствами.

Основные термины и понятия: гряда, прирусловый вал, отрог, плато

Тема 3. Климат. Внутренние воды (3 ч.)

Особенности климата. Погодные аномалии.

УМК. проектор, Презентация.

Рассказывать об особенностях субтропического

климата Черноморского побережья. Приводить примеры неблагоприятных природных явлений, имеющих место на территории Краснодарского

края. Оценивать степень благоприятности климата и погодных условий для проживания человека.

Основные термины и понятия: погода, климат, климатический пояс, сель.

Реки Краснодарского края.

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Называть, показывать на карте и описывать степные реки Азово-Кубанской равнины, закубанские реки, а также реки Черноморского побережья. Рассказывать об истоках Кубани; называть и показывать на карте устье реки и её притоки. Оценивать роль и значение рек в жизни и хозяйственной деятельности кубанцев. Раскрывать экологические проблемы внутренних вод Краснодарского края, называть пути их решения.

Основные термины и понятия: старица, рукав реки, пойма.

Озёра, плавни, лиманы. Искусственные водоёмы, подземные

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Рассказывать о лиманах и плавнях Приазовья и Причерноморья; оценивать их роль и значение в экосистеме кубанского региона. Называть и показывать на карте искусственные водоёмы, созданные в крае; объяснять, с какой целью они были построены. Рассказывать об использовании внутренних вод Краснодарского края в хозяйстве. Раскрывать роль и значение горных ледников в питании кубанских рек. Готовить проекты по теме.

Тема 4. Почвы, растительный и животный мир Кубани. Охрана природы. (2 ч.)

Богатство почв и растительного мира Кубани.

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Называть факторы, влияющие на разнообразие растительного покрова горной части края. Сравнивать видовой состав растительного покрова северного и южного склонов Кавказского хребта; делать выводы. Готовить проект по теме «Охрана растительности горной части Краснодарского края.

Животные – обитатели природных зон. Охрана органического мира

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Основные термины и понятия: ареал, популяция

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч.)

Физико-географический портрет кубанского региона.

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ XVIII в. (12 ч.)

Тема 5. Казаки-некрасовцы на Кубани (2 ч.)

Переселение казаков-некрасовцев на Кубань.

Карта Краснодарского края, УМК, презентация

Используя карту, определять места проживания казаков-некрасовцев на Кубани. Определять роль, которая отводилась в политике Российского государства освоению кубанских земель русскими переселенцами. Используя дополнительную литературу, составлять хронологическую таблицу походов и военных экспедиций некрасовцев после переселения на Кубань.

Карта Краснодарского края, УМК, презентация

Тема 6. Кубань во внешней политике России XVIII в. (4 ч.)

Внешнеполитические задачи России и Кубань в начале XVIII в.

Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Рассказывать о борьбе России за выход в Азовское море в начале XVIII в. Оценивать результаты внешней политики России на южном направлении. Составлять экскурсионный маршрут по населённым пунктам и историческим местам, связанным с военными походами русской армии в период Русско-турецкой войны 1710–1713 гг.

Борьба за выход к Чёрному морю в первой половине XVIII в.

Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Личностные: осознавать свою этническую принадлежность, знать культуру народов Кубани, уважать права и свободы человека

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять её результаты в различных формах.

Предметные: Объяснять, почему в многолетней борьбе России за выход к Чёрному морю уделялось такое большое внимание крепости Азов. Используя карту, определять стратегическую роль в войне 1735–1739 гг. кубанского плацдарма. Составлять кроссворд по теме урока.

Выдающиеся победы русского оружия. Военные действия на территории Кубани. Кючук-Кайнарджийский мир.

Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Формулировать цели России в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений.

Присоединение Крыма и Прикубанья к России.

Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

:Анализировать тексты исторических источников. Работать с исторической картой. Составлять план устного ответа. Составлять хронологические таблицы. Раскрывать значение присоединения Крыма и Кубани к России.

Тема 7. А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. (1 ч.)

А. В. Суворов на Кубани.

Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация

Использовать исторические источники для характеристики деятельности

А. В. Суворова на Кубани. Оценивать роль Суворова в деле освоения территории Кубани. Называть и показывать на карте крепости Кубанской оборонительной линии.

Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска. (1 ч.)

Образование Черноморского казачьего войска.

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, энциклопедия

Объяснять историю образования Войска верных казаков и происхождение его названия. Знать имена первого атамана Войска верных казаков С. Белого и его сподвижников А. Головатого, З. Чепеги. Определять роль казаков в военных операциях. Рассказывать о формировании Черноморского казачьего войска. Называть цели, которые преследовало правительство Екатерины II, переселяя казаков на Кубань.

Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани. (4 ч.)

Переселение черноморцев. Основание первых куренных селений в Черномории.

УМК, карта, проектор, презентация

Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани.

УМК, карта, проектор, презентация

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки

Личностные: осознавать свою этническую принадлежность; знать историю, язык, культуру своего народа, своего края.

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: Называть дату основания Екатеринодара. Объяснять происхождение названия главного города Черномории. Комментировать географическое положение и план войскового града. Называть первого главу города (Д. С. Волкорез), его обязанности.

Социальные выступления адыгов и казаков.

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки

Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.)

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

РАЗДЕЛ III. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (6 ч.)

Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. (2 ч.)

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.

Учебник, рабочая тетрадь, проектор

Перечислять языковые семьи, представители которых живут на Кубани. Давать характеристику кавказской языковой семье и адыгским народам как коренным обитателям кубанских земель. Определять роль в русском языке северокавказских регионализмов.

Лексика кубанских говоров.

Личностные: проявлять интерес к изучению истории своей малой родины.

Метапредметные: уметь работать с историческими источниками, анализировать и обобщать факты, делать выводы. Сознательно осуществлять и регулировать свою учебную деятельность.

Предметные Комментировать понятие кубанська мова. Приводить примеры диалектизмов, используемых в вашей местности. Приводить примеры топонимов своего региона.

Основные понятия и термины: топонимика, гидронимы

Тема 11. Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в. (2 ч.)

Повседневная жизнь и традиции казачьего населения. Духовная

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Православные праздники и обряды. Фольклорные традиции.

Учебник, рабочая тетрадь, проектор,

Личностные:. иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность.

Метапредметные: владеть умением работать с учебной информацией; решать творческие задачи; уметь формулировать и аргументировать своё мнение.

Тема 12. Кубанская тема в письменных источниках XVIII в. У истоков литературы Кубани. (2 ч.)

Кубань XVIII в. в записках путешественников, трудах учёных, в документах.

Анализировать описания кубанских земель, встречающиеся в записках иностранцев. Выделять наблюдения, показавшиеся наиболее интересными.

Составлять сравнительную таблицу о заметках путешественников XVIII в.

У истоков литературы Кубани.

Электронное приложение. УМК, карта

Личностные: понимать роль литературы в формировании личности человека, уважительно относиться к русской литературе.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; находить причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы.

Предметные: Раскрывать роль А. А. Головатого в становлении литературы Кубани. Определять, почему стихотворение Головатого стало народной песней.

Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.)

Повседневная жизнь и традиции жителей Кубани XVIII в.

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ. (4 ч. )

Монастыри как центры

УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: знать казачьи монастыри. Святоотеческая православная культура в обустройстве монастырей, построенных казаками. Основание первого монастыря на Кубани. Свято-Николаевская Екатерино -Лебяжская пустынь.

Социальное служение и

УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность.

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учеб­ную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, про­водить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: изучить социальное служение и просветительская деятельность монастырей. Радетели земли Русской. Духовное подвижничество преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы

Предметные: знать, что защита границ Отечества и православной веры – воинская миссия казачества. Казак православный воин и патриот. Присяга казаков. Героические страницы истории

деятельность церкви. К.В.

УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Изучить роль церкви в культурном развитии казака. Православные библиотеки. Церковно-

Читайте также: