Конспект занятия художник график

Обновлено: 05.07.2024

1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.
3. Активизация новой темы. Слово педагога. Декоративная графика. Понятие. Основные элементы. Виды линий. Направления. Прием пересечения.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
6. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.

Педагог: Собиралась я к вам на занятие и в почтовом ящике обнаружила, вот эту вещицу…
Дети: Это письмо.
Педагог: Да я тоже так думаю. Но прочитать не успела, потому, что торопилась. Очень хочется узнать о чем письмо. Может мы вместе сейчас прочитаем. Тогда идите все ко мне в гости.
Дети подходят к столу педагога. Открывают письмо. Письмо разваливается на кусочки.
Дети: Оно порвано.
Педагог: А как же нам теперь прочитать письмо. Может быть можно его как то собрать. Давайте попробуем сделать это вместе.
Дети собирают письмо.
Педагог: Смотрите у нас все получилось. Ой, какое длинное письмо присаживайтесь на свои места, а я вам его прочитаю.


«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут Вам полярники по просьбе замечательных, умных и заботливых пингвинов.


Живем мы семьями и все родители с теплотой и нежностью заботятся о своих малышах. Мы кормим их, согреваем от холода своим большим и теплым телом.


Но случилась у нас страшная беда. Наши малыши оказались одни на льдине, льдину относит в океан. Им холодно, а мы не можем им помочь. Полярники пообещали помочь и выслать экспедицию за нашими малышами, но на это нужно время.



Педагог: А где они живут?


Педагог: Все правильно. Пингвины живут на полюсе. Но у нашей земли есть два полюса: северный и южный. И пингвины живут на южном полюсе (в Антарктиде).



Давайте рассмотрим на картинке.Что мы с вами видим?
Дети: Рыба.
Педагог: Обратите внимание на рисунке не просто рыба, а рыба нарядно украшенная точками, разными линиями и пятнами.


Педагог: Поэтому основными элементами декоративной графики являются точки линии и пятна. Это главные помощники они помогают рисунок сделать нарядным. Все на них еще разочек посмотрели и запомнили. Это точки, линии и пятна.


Педагог: Линии бывают разные. Какие вы знаете линии?
Дети: Прямые, волнистые и ломаные.


Педагог: Линии еще могут различаться по своим направлениям.
Дети: Горизонтальные, вертикальные и наклонные (или еще можно сказать под углом).


Педагог: Кроме того, что линии имеют разные направления, мы можем их с вами накладывать друг на друга и уже увидим не просто линии, а рисунок из линий.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
Педагог: Ну, что все к работе готовы. Потерли ручку об ручку, размяли их перед предстоящей работой. Взяли листочек бумаги и при помощи фломастеров разных цветов нарисовали рисунок из линий, какие они бывают мы с вами только, что вспомнили.
Дети: Прямая, волнистая, ломанная.
Педагог: Цвет выбираете по своему желанию. Кто хочет использует для рисунка один цвет, кто хочет два цвета, кто хочет больше. Разные линии станут украшением нашей будущей шапочки. Рисуете линии аккуратно, старательно, как буквы в прописи. Думаю задание понятно.
Дети рисуют линии.
Педагог: Все закончили рисовать линии, отодвинули фломастеры в сторону.
Подвинули цветные карандаши. Все наши листочки пока белого цвета, давайте при помощи цветных карандашей сделаем их цветными. Для этого заштрихуйте свой листочек бумаги каким либо цветом на ваш выбор. Только цвет выбирайте не очень темный, чтобы через штриховку цветного карандаша были видны ваши нарисованные фломастером линии.
Педагог: Очень хорошо у всех получилось. Все с этой работой справились.
Мне кажется вы со мной согласитесь, что пока наш красивый прямоугольник не очень похож на шапочку. Как же нам быть?
Педагог: Хорошее предложение, воспользоваться ножницами. Ножницы это у нас инструмент нужный, полезный, но мы все помним как себя нужно с ними вести, нужно обязательно соблюдать технику безопасности, а то ножницы перестанут быть нашими помощниками.
Педагог: На какую геометрическую фигуру похоже шапочка?
Педагог: Скорее на половинку круга.
Педагог: Как из прямоугольника получить половинку круга? Закруглить два уголка с одной стороны и с другой.
Педагог: Взяли листочек горизонтально и закруглили сначала один уголок затем другой. Шапочки готовы?
Педагог: Каким же приемом мы с вами воспользовались, чтобы изготовить такие нарядные и украшенные шапочки. Я вам еще говорила, что переводится он как рисунок, но не простой а украшенный. Еще раз вспоминаем, как называется этот прием?
Дети: Декоративная графика.
Педагог: А главные ее помощники, которые украшают рисунок?
Дети: Точки, линии, пятна.
Педагог:Какой же помощник помог нам украсить наши шапочки?
Дети: Линия.
Педагог: Какие виды линий мы сегодня вспомнили?
Дети: Прямая, волнистая, ломаная.
Педагог: Молодцы.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
Педагог: Ну а теперь, для кого и для чего мы с вами мастерили шапочки?
У всех шапочки готовы? Будем согревать пингвинят?
Педагог: А где же они у нас с вами живут?
Педагог: Значит нам с вами предстоит отправится на Южный полюс. Все готовы. Оделись потеплее, мы же с вами помним о том, что Южном полюсе очень, очень холодно.
Дети символически одевают одежду.
Теперь закрываем глаза руками. И видим бескрайние просторы Южного полюса, кругом снег и льды, где - то вдалеке океан и в нем льдина с маленькими беззащитными, замерзающими пингвинятами.
Открываем глазки. Мы с вами на Южном полюсе и пингвинята нам очень рады.
Дети видят картину подготовленную педагогом (льдина с маленькими пингвинятами)
Педагог: Предлагаю сейчас каждому взять свою шапочку и начать согревать пингвинят.
Педагог: Идите ко мне.
Дети подходят к столу педагога.
Педагог: На клееночке смазываем с обратной стороны шапочки клеем и одеваем на пингвиненка.
Педагог: Молодцы, теперь пингвинятам станет намного теплее.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Пингвинятам хорошо и уже стало значительно теплее.
Педагог: А теперь я хочу узнать было ли вам интересно и понятно, все ли у вас получилось. У меня три коробочки. В них лежат бомбошки для ваших шапочек трех цветов. Ваше задание, слушайте внимательно и до конца.
Те кому занятие понравилось и он узнал много нового приклеивают своему пингвиненку на шапочку желтую бомбошку. Те кому занятие понравилось и с заданием он справился, приклеивают пингвиненку оранжевую бомбошку.
А те кому занятие понравилось, но он не до конца постарался приклеивают коричневую.
Педагог: Задание понятно? Можно выполнять.
Педагог: Теперь присядьте на свои места. Давайте полюбуемся результатами нашего труда. Как мы с вами вместе подарили маленьким пингвинятам, чуточку своего тепла. Теперь они обязательно дождутся спасательную экспедицию. Всем вам большое спасибо за работу.

• Формировать представление о работе художника-графика. • Познакомить с инструментами художника-графика (карандаш, фломастер, тушь и перо, пастель, цветные мелки). • Развивать понятие зрительной глубины и передавать её в рисунке: выделять первый план, главный элемент в композиции. • Осваивать приёмы работы разными графическими материалами. • Продолжить ознакомление с инструментами и художественными материалами современного художника. • Формировать первичные навыки работы на тонированной бумаге, работы тушью и пером или гелевой ручкой.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Государственное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №264

Конспект урока ИЗО

«Знакомство с профессией художника

- Познакомить дошкольников с профессией художника и ее разновидностями: график, живописец.

- Закреплять и расширять у детей представление о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) и средствах выразительности.

- Обогащать словарь детей новыми словами: график, живописец.

- Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведения искусства.

- Прививать любовь к прекрасному.

Материалы к занятию:

- рассматривание репродукций картин по жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт;

- просмотр слайдов о предметах живописи;

- посещение музеев и художественных выставок;

- рисование портретов, пейзажей и натюрмортов.

Беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадывание загадок, уточнения, напоминания, отгадывание кроссвордов, показ репродукций картин, создание проблемной ситуации, игровой прием – словесное рисование.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, за высокими горами, широкими реками, зелеными лесами жил был человек (показывает портрет художника). Ребята, как вы думаете, что за человек изображен на рисунке?

Дети: Это художник.

Воспитатель: Как вы догадались, что это художник?

Дети: У него в руках кисточка и палитра, а рядом стоит мольберт. Он рисует картину.

Воспитатель: Правильно. Это художник. Давайте прочитаем, как зовут этого художника.

Дети: (дети читают) Этого художника зовут Клик – Кляк.

Воспитатель: Как вы думаете, а кто такой художник?

Дети: Художник это человек, который рисует картины.

Воспитатель: Для чего художники рисуют картины?

Дети: Художники рисуют картины для того, чтобы люди могли полюбоваться теми местами, где они ни разу не были или увидеть удивительные предметы, прекрасные цветы или животных.

Воспитатель: Наш художник Клик – Кляк прислал нам посылку.

Воспитатель открывает посылку. В ней лежит папка, которая закрыта на замочек и конверт с письмом. Воспитатель пробует открыть замочек, он не открывается. Читает письмо.

Здравствуйте дорогие ребята.

Если вы хотите увидеть, что я вам прислал в папке, отгадайте кроссворды, которые я положил для вас в конверт. Замочек откроется, если вы правильно

угадаете то, что зашифровано в этих кроссвордах.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что прислал для нас Клик – Кляк? Давайте отгадывать кроссворды. Для того чтобы разгадать первый кроссворд нам нужно отгадать загадки.

Первый кроссворд (отгадка – график )

Г Эти краски сочны, ярки и густы.

Художникам по росписи всем они нужны.

Хохлома и Дымка, Городец и Палех

Все без них работать просто не смогли б.

Р Нарисовал я небо, солнце, диких уток,

Море, волны, лодку.

Это мой …… (рисунок)

А Подарили мне тетрадь, белую, большую.

И теперь что захочу,

То в ней и нарисую (альбом)

Ф Эти карандашики вовсе не простые.

Закрывай их крышками, иль станут все сухие.

И Оно бывает разным,

Но все равно прекрасным,

Живопись, поэзия, музыка, балет –

Все их любят не напрасно.

Во всем огромном мире лучше его нет.

К Грамоты не знаю, а весь век пишу.

По белому полю бегаю,

За собой черные следы оставляю.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово?

Дети: (предположения детей)

- Это график, который есть у нас в группе. Мы по нему дежурим.

- Это такие клеточки, в которые ставят различные знаки и буквы.

- Моя мама рисует на компьютере графики для своей работы

Воспитатель: Вы ребята все правы, но мы сегодня с вами разговариваем о художниках. Художники бывают разные. Оказывается график – это художник, который рисует карандашами, фломастерами, углем и пастелью. Посмотрите, какие прекрасные работы нарисовал художник – график (дети рассматривают картины, выполненные в стиле графики).

Воспитатель: А теперь давайте мы сейчас с вами превратимся в художников. Только художником буду я, а вы будете моими красками.

Я художник удалой, я художник не простой,

В руки краски я беру, рисовать сейчас начну.

(воспитатель берет в руки краски и палитру, он рисует, а дети имитируют его движения)

Нарисую небо, небо – голубое.

Нарисую солнце, солнце – золотое.

Нарисую птиц я, птицы – полетели.

Цветы нарисовал я.

На них все птицы сели.

Нарисовал деревья, и пусть они растут.

Ручейки весенние журчат, бегут.

Веселых красок хоровод порадовал всех нас.

Уселись краски отдыхать, а у меня – пейзаж.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось отгадывать кроссворд? Давайте отгадаем второй кроссворд. Он отличается от первого тем, что на нем есть рисунки, но нет надписей. В нем нужно назвать только первые буквы от нарисованной картинки.

В клеточках кроссворда нарисованы: жук, игла, волк, огурец, помидор, сова, ель, цыпленок. Дети называют первые буквы в словах и составляют слово живописец .

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой живописец?

Дети: Живописец – это художник, который рисует свои картины красками на холстах.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Художник график рисует карандашами, но не рисует красками. Значит, ими рисует живописец.

Воспитатель: Слова сюрпризы мы отгадали, давайте теперь попробуем открыть нашу папку (папка открывается и достается неправильная картина). Клик – Кляк нарисовал для нас картину. Что вы на ней видите?

Дети: Мы видим девочку, природу, вазу с цветами, фрукты и овощи, реку.

Воспитатель: Что необычного в этой картине?

Дети: Клик – Кляк в ней все перепутал.

Воспитатель: Правильно, ребята, Клик – Кляк нарисовал картину, на которой изображены все жанры живописи. Какие жанры изобразил Клик – Кляк на своей картине?

Дети: Портрет, пейзаж и натюрморт.

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое портрет, пейзаж, натюрморт.

Дети: Портрет – это изображение человека. Натюрморт – это изображение на картине неживой природы. Пейзаж – изображение на картине живой природы.

Воспитатель: А теперь давайте покажем Клик – Кляку как мы знаем жанры живописи.

(Детям раздаются репродукции картин художников, под музыку они двигаются в разных направлениях. С остановкой музыки дети находят свой домик: портрет, пейзаж или натюрморт. В конце игры подводятся итоги.)

А свои прекрасные картины мы отошлем нашему знакомому художнику Клик – Кляку.

2. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской литературы - М., Просвещение, 1991 г.

1.Текс загадок и физкультминутки составлен автором конспекта.

Создание условий для формирования представлений о видах изобразительного искусства, в частности графики.

Задачи урока

- ознакомление с графикой, как видом изобразительного искусства, её отличительными особенностями, графическими материалами;

- обучение приёмам использования различных графических материалов (шариковая ручка) на основе выполнения практической работы;

- развитие и коррекция графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Формируемые БУД

Личностные:адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства;

Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами;

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

Предметные: узнавать, называть виды изобразительного искусства.

Оборудование

Планируемые результаты

Знать: отличительные особенности графики от живописи, графические материалы.

Уметь: использовать в работе простейшие графические материалы.

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент(1-2 мин)

Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу.

- Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой.

Добрый день, добрый час!

Я очень рада видеть вас.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок.

-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места

2. Актуализация знаний обучающихся (4-5 мин)

- организация беседы по вопросам

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. А художники отображают эту красоту в своих произведениях.

Посмотрите на экран. Здесь размещены четыре картинки с изображением разных видов изобразительного искусства и четыре термина с которыми вы неоднократно работали на уроках ИЗО: живопись, скульптура, архитектура и декоративное искусство. Давайте вместе попробуем дать определение каждому термину и соединить стрелками каждую картинку с названием вида изобразительного искусства.

- Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художник передает своё видение мира при помощи цвета. Это живописные работы разными красками.

- Скульптура –это вид изобразительного искусства связанный с изготовлением различных фигурок, статуй из глины, камня, метала и т.д.

- Архитектура – это вид изобразительного искусства связанный с проектированием и строительством красивых зданий, сооружений.

- Декоративное искусство – это искусство рисования узоров, орнаментов, роспись посуды, ткани, настенная роспись и т.д.

- рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы

- дают определения терминам, соединяют их с картинками

3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке

Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться.

3 слайд Первое задание:

- Что объединяет все эти картинки? (изображение природы)

- Какая картинка лишняя? Почему? (цветные – черно-белая)

4 слайд Второе задание:

На слайде написаны слова: карандаш, фломастер, ручка, графика, тушь.

- Какое слово лишнее? Почему вы так считаете? (графика, все остальное – художественные материалы)

- Вы наверняка уже догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о графике)

- Вы хотели бы попробовать рисовать, ну, например, тушью или ручкой? (да)

-Хорошо, договорились, но этим мы и займемся чуть позже.

- играют в игру: рассматривают картинки, отвечают на вопросы, находят лишнее, обосновывают свой выбор

-читают вслух по одному слову

- отвечают на вопросы

4. Освоение нового материала(10 мин)

Цель: ознакомление обучающихся с некоторыми видами графики, их отличительными особенностями, графическими материалами.

С одной стороны, вы сегодня знакомитесь с таким новым видом изобразительного искусства, как графика. С другой стороны, этот вид искусства знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не осознавая, вы познакомились с графикой.

7 слайд (выполнение рисунка человечка)

Давайте вспомним всем известные строки (написаны на слайде). Я начну, а вы мне помогайте:

Точка, точка, два крючочка,

ротик, носик, оборотик,

палки, палки, огуречик –

Посмотрите на эти картинки. На них изображён один и тот же предмет (куб).художник – живописец мастерски использует цвет. А художник график использует что. (линию, штрих, черту).

Тоже самое можно сказать, сравнивая живописный рисунок котенка и графический рисунок. Это говорит нам о том, что художник, используя такой вид изобразительного искусства, как графика, при помощи одного цвета графического материала при помощи штрихов может передать форму изображаемого объекта, объем и даже характер и настроение.

Выполняются графические рисунки при помощи линии, штриха, пятна и точки.

- Давайте сделаем вывод, ответив на вопрос:

- Чем же живопись отличается от графики?

Вывод: живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки.

- слушают, отвечают на вопросы

- записывают основные понятия в альбом (или вклеивают готовый текст)

- отвечают на вопросы

Физминутка(1-2 мин)

Цель:снятие позостатического напряжения.

Организация выполнения упражнений (по показу учителя), имитирующих движения линий (горизонтальная, вертикальная, волнистая).

- Итак мы выяснили чем живопись отличается от графики:

а) живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки;

б) живопись выполняется красками, а графика? …. одним цветом, чаще всего чёрным.

- Какие графические материалы вы знаете? (простой карандаш, ручка, маркер, фломастер, уголь, соус, сангина, тушь, сепия…)

Демонстрация графических материалов и готовых работ

- Уголь, соус, сангина – это более сложные графические материалы, которыми работают профессиональные художники. Вы сегодня попробуете в работе более доступный графический материал: шариковую ручку с черной пастой.

- отвечают на вопросы

- подходят к отдельному столу, рассматривают материалы, проводят пробные линии, чтобы почувствовать структуру незнакомого графического материала

5. Закрепление изученного материала (20 мин)

Цель: Формирование умений использовать в работе простейшие графические материалы.

Организация работы по выполнению подготовительных графических заданий.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте выполним несколько тренировочный графических заданий, которые помогут при выполнении основной работы.

Выполнение заданий на штриховку черной шариковой ручкой:

1) Реши графические примеры.

2) Выполни штриховку по показу учителя

-слушают, выполняют задания

Физминутка (1-2 мин)

Цель: снятие мышечного напряжения в кистях, пальцах рук.

Организация выполнения пальчиковой гимнастики

Демонстрация последовательности выполнения

Графический материал: шариковая ручка с чёрной пастой

- оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости

- контроль за соблюдением осанки во время работы

(при необходимости используется дополнительные графические задания)

-наблюдают за показом хода работы

-самостоятельно выполняют работу

6. Итог урока (2-3 мин)

Цель: оценка результатов деятельности.

Познакомились: с новым видом изобразительного искусства …

Выяснили: отличительные особенности графики от живописи …

Научились: выполнять графический рисунок ….

17 слайд Молодцы!

- А хотели бы вы научиться работать другими графическими материалами?

На следующем уроке вы продолжите учиться выполнять графические рисунки, только уже тушью с использованием плакатного пера и тонкой кисточки.

Спасибо за урок. До свидания!

- отвечают на вопросы

- убирают рабочие места

Критерии оценки:

правильное выполнение задания

соразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)

передача правильных пропорциональных отношений, степень сходства с изображаемым предметом

Читайте также: