Среднее арифметическое конспект урока 4 класс перспектива

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1112 0

Технологическая карта урока математики.

Учитель: Лазукова Ольга Афанасьевна

Тема: Среднее арифметическое.

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Образовательный аспект :

ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;

формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;

отрабатывать навыки действий с многозначными числами;

Развивающий аспект :

содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

способствовать развитию познавательного интереса;

развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;

создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательный аспект:

содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.

Формируемые УУД.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

Регулятивные:

- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

Познавательные:

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

-умение в решении проблемы;

- умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Технические средства обучения:

Экранно-звуковые пособия:

Формы работы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организация урока.

Настрой на урок.

Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

. И прекрасна, и сильна математики страна. Здесь везде кипит работа. Все подсчитывают что-то. Сколько домнам угля надо, а ребятам шоколада. Сколько звёзд на небесах и веснушек на носах.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

И сегодня мы в этом убедимся.

Проявление интереса к материалу изучения.

Включение в учебную деятельность.

II Устный счёт

. Цель: отрабатывание навыков действий с многозначными числами. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим понятием. Чтобы узнать, что это за понятие, нам необходимо решить примеры и заполнить буквами таблицу. Буква откроется в том случае, если значение выражения будет найдено верно.

Работаем устно. Кто готов, поднимет руку. Прочитайте, какое выражение у нас получилось. Это и будет тема нашего урока

Ответы к примерам: (670, 280, 186, 109, 640, 2, 9400, 35, 0, 32, 3100, 825, 50)

III . Определение задач урока

Цель: умение определять задачи урока

Прочитайте тему урока и определим задачи урока. На какие вопросы нам нужно ответить в течение урока.

Что такое среднее арифметическое?

Как найти среднее арифметическое?

Где применить среднее арифметическое?

Ответим на первый вопрос: «Что такое ср.ариф.?

Как вы понимаете, что такое среднее?

Какие ассоциации у вас со словом арифметическое?

Среднее - находится посередине.

Значит, среднее арифметическое означает среднее число

IV .Открытие новых знаний.

Цель: ознакомление со средним арифметическим и алгоритмом его вычисления вычислять ср. ар.,

Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь

Решив эту задачу мы нашли с вами ср. ариф. Итак мы ответили на второй вопрос как?

Среднее арифметическое всегда вычисляется по алгоритму

Давайте вспомним в какой последовательности мы находили среднее арифметическое.

1) Найти сумму этих чисел.

2) Разделить сумму этих чисел на их количество

1) Найти сумму этих чисел.

2) Разделить сумму этих чисел на их количество

V . Первичное закрепление

Цель: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием

Ср. ариф. можно подсчитать и у двух чисел, и у трёх чисел и т.д. Давайте поупражняемся в нахождении среднего арифметического! Считаем устно, в тетрадь записываем только ответы.

Ответы к заданию: 7, 30,500, 8

VI . Среднее арифметическое в жизни

Цель: Решение практических задач на закрепление нового знания.

Нам осталось ответить на последний вопрос. Как вы думаете, где в жизни применяется понятие ср. ар.?Вычисление ср. температуру воздуха в Перми за неделю. Как нам это сделать?

Ученик получил в течении четверти отметки по математике:

5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5

Какую четвертную отметку ему поставит учитель?

Средняя цена, средний заработок, средняя скорость , средний возраст, средняя температура воздуха, средняя производительность, средняя урожайность, средний балл и т.д.Узнать температуру по интернету и вычислить ср.ариф.

Решение: 1+1+0+3+2+2+5=-14°

Ответ: -2° средняя температура в Перми за неделю

Решение:5 + 2+ 4+ 5+ 5 +4 + 4+4 +5 +5 + 5=44

VI . Закрепление нового знания

Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели

Работа в парах: решение тестовых заданий и задач на нахождение среднего арифметического

Проверка по слайду.

(Ответы: 5, 10, 3, 31, 27

VII . Домашнее задание

Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания

Найти средний возраст своей семьи.
Вычислить средний доход семьи
Составить свою задачу на нахождение среднего арифметического.

Запись домашнего задания в дневник

VIII . Практическая работа

Цель: применение на практике полученного нового знания.

Предлагаю на практике определить средний вес портфелей у нескольких человек. По медицинским нормам масса школьного ранца не должен превышать 1/10 части от веса самого школьника.

Взвешивание портфелей учащихся. Нахождение среднего арифметического.

IX . Итог урока

VIII . Рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Какие задачи мы ставили на уроке и удалось ли нам их достичь?

Начертите фигуру, которая не имеет углов, придайте ей вид солнца. Оживите солнышко, предав своё ощущение от урока, как вы поняли новую тему урока. Если, поняли тему урока, солнышко улыбается, если другое мнение, пусть будет серьезным или хмурым (средним).

Среднее арифметическое

Что? Среднее число

Как? 1) Найти сумму этих чисел.

2) Разделить сумму этих чисел на их количество.

Где? Средний балл, средняя скорость, средняя, средняя зарплата, средняя производительность, средняя стоимость и т.д.

Дополнительно

Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)

Трамвая и поезда. (Электричка.)

Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)

Туфельки и сапога. (Ботинок.)

Пианино и баяна. (Аккордеон.)

Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)

Портфеля и рюкзака. (Ранец.)

Носка и чулка. (Гольф.)

Ответ на вопрос обведите кружком

Найдите среднее арифметическое чисел 4, 6, 7, 3

а) 6 б) 7 в) 5

Винни - Пух съел 18 конфет, Пятачок – 9 конфет, Кролик – 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый?

а) 12 б) 5 в) 10

3. Незнайка по математике получил следующие оценки: 5, 3, 1, 4, 3, 4, 1.

Найдите среднюю оценку Незнайки.

а) 3 б) 4 в) 5

Реши задачи

Витя прочитал в первый день 38 страниц во второй 58 страниц, а в третий 60 страниц. Сколько в среднем страниц за день читал Витя?

Сколько минут в среднем тратит ученик на домашнее задание по математике в течение пяти дней: 25мин, 30 мин, 20 мин, 35 мин, 25 мин

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение вычислять среднее арифметическое чисел.

Решаемые проблемы

Формируемые УУД

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений вычислительных умений и логического мышления.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемые результаты

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

- для учителя;

- для учащихся.

1. Познакомить со средним значением числа.
2. Формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами.
3. Развивать логическое мышление, воображение детей, интерес к предмету.
4. Расширять математический кругозор детей, их представления о многообразии мира чисел.

1. Организационный момент.

Дорогие друзья, нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук: покатаем между ладонями ручку.

2. Актуализация знаний.

1.Устный счёт.

- Выполнив действия и расположив ответы примеров в порядке возрастания - вы узнаете как называется наука о числах.

- В арифметике изучаются простейшие свойства чисел и правила вычислений. С одним из таких правил вычислений мы познакомимся сегодня.

2. Найдите значения выражений.

(240+360+390): 3=330
(300+270+240):3= 270
(196+404+180):3 = 260

- Что общего у этих выражений? (Три слагаемых делим на число три.) - А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?

3. Постановка проблемы и открытие новых знаний.

- Работа в группах. Ребята вам нужно решить задачу.

- Что искали в задаче? (среднее значение числа)

- При решении этой задачи вы определили среднее арифметическое нескольких чисел.

- Давайте решим ещё одну задачу.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.70,найдите №166.

- Ребята решают задачу в группах – оформляют решение задачи на листах ватмана.

(93+89+97+96+90): 5 = 465: 5 =93(с) - средняя всхожесть семян.

- Найдите среди решённых раньше задач похожую. Объясните, в чём их сходство?

- Подумайте, как находят среднее арифметическое. Сравнить свой вывод с выводом из учебника на странице70 .

2. Задача Г.Остера.

В одной капле воды сидит 4468 микробов, в другой капле микробов сидит в 2 раза больше, чем в первой, в третьей - в 4 раза меньше, чем во второй, а в четвёртой - на 2128 микробов больше, чем в третьей. Сколько микробов засядет у четверых мальчишек, если они выпьют их поровну

по рекомендации учёного с мировым именем Иннокентия, если он перепутал эти капли с валерьянкой?

- О чём эта задача? Что надо узнать? Какие нужны данные, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Кто может решить эту задачу сам, решает её самостоятельно.

( Решение с комментированием)

1) 4468Ч2=8936(м) – во второй капле
2) 8936: 2= 2234(м) – в третьей капле
3) 2234+2128= 4362(м) – в четвёртой капле
4) 4468+8936+2234+4362=20000(м) – всего
5) 20000:4=5000(м)

Ответ: каждый мальчишка выпьет в среднем 5000 микробов.

3.Самостоятельная работа.

- Откройте тетрадь по математике на печатной основе на странице 61 №120.

- Найдите среднее арифметическое всех чётных чисел, удовлетворяющих неравенству

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 4 класса "Среднее арифметическое"

1 . Предметные:
а) Познакомить со средним значением числа, вывести правило его нахождения;
б) Учить объяснять свои суждения;

в) Создать условия для развития логического мышления, воображения детей, интереса к предмету;

г) Показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания .

2. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
-
б) Познавательные:
- формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами;
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки

3 . Личностные:
-формировать положительную мотивацию к обучению;
-формировать представление о многообразии чисел

Структура и ход урока

Название используемого оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов (с указанием порядкового номера из Таблицы)

Читайте также: