Древнегреческая вазопись конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества.

2. Формировать познавательный интерес школьников к истории Древне й Греции .

4. Научить различать по стилистическим особенностям кра снофигурную и чёрн офиг у рную

вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.

5. Совершенствовать навыки выразительного использования формы, линии , пятна, цвета,

6. Реализовать полученные знания и умения в парной форме работы.

7. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, искусству , к истории к у льтуры.

(Улыбнитесь друг другу , улыбнитесь гостям, тихо сели).

- Ребята, а кто помнит, что это такое? (Античность - Греко - Римский мир и его ку льтура)

Любое время, даже самое далёкое, живёт сегодня и разговаривает с нами с помощью памятников

нам в нём уютно, тепло и счастливо, мы должны его обжить. А для этого нам необходимо знать, как

из одной комнаты попасть в другую. В одн у из комнат мы попробу ем сегодня войти. Эта комната

- Древняя Греция расположена на Балканском полу острове. Омывается с трёх сторон Эгейским,

Ионическим, Критским морями. Главный город Греции - Афины. Он находится в Аттике .

- Афины - один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитект урой .

Кроме того Афины славятся произведениями скульптуры: бронзовая стату я Афины Промахос

- Ребята, скажите, что у меня в ру ках? ( у читель показывает глин. горшки)

- Как иначе называется посуда, сделанная из глины?(керамика)

Сегодня нас интересует только один район города Афины – Керамик. Здесь работали особенно

- Какую работу они выполняли? ( ответы детей из личного опыта)

Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.


Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись. Роспись ваз(виды росписи), использование орнамента.

Содержимое разработки

в селе Полоцкое

Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе

«Декоративное искусство Древней Греции.

учитель изобразительного искусства

Горбенко Ирина Викторовна

Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.

Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.

Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление.
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.

Технологические карты росписи ваз.

Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа.


Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.

Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках.
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Греция
Россия
Египет
о.Цейлон
Испания
Япония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?


- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.

В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте.
А почему украшали по- разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА.

Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА.
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.

Что же изображали на керамических вазах?

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.

Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.

Итог урока.
Посмотрите, какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)

Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

Молодцы, вы хорошо потрудились!

Познакомить детей с искусством Древней Греции – вазопись Закрепить навыки рисования элементов греческого орнамента в нетрадиционной технике - граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);

Образовательные: учить детей строить древнегреческий орнамент из повторяющиеся элементов и расписывать вазы в технике граттаж по греческим мотивам

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей: зрительного восприятие, воображение, пространственного мышления. Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитие интерес к истории искусства, обогащению словаря.

Воспитательные: воспитание чувства ритма, аккуратности.

Предварительная работа: серия занятий разной направленности на греческую тематику.

Словарь: античный, амфора, вазопись, декоративный, килик, лекиф, кратеры

Материал: слайды с изображением греческих амфор, иллюстрации и муляжи сосудов на мольбертах и подставках, заготовки силуэтов разного вида амфор для украшения в технике граттаж, зубочистки, палочки от роллов, салфетки влажные.

Ход занятия

На мольбертах представлена экспозиция иллюстраций и муляжей различных видов античных ваз.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему- то не сразу.

“Подумаешь вазы!” подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала мы на них взглянули,скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз. …

То вазы – гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза – с рисунком – рассказом!

… герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу горгона.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – одиссей, падающий советы.

Но мы описать не попробуем в раз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах - вазопись. Вазописью обычно называют античную - греческую живопись на вазах. Античный значит древний или древнегреческий.

Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд имеющий не только повседневно- бытовое но и декоративное (служащее для украшения) значение.

Этот вид искусства, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.

Форма сосудов зависила от предназначения. Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала простор для росписей. (показ слайдов)

Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков. (показ слайдов)

Роспись по вазам была краснофигурной и черно фигурной.

Черно фигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда.

Красно фигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.

Изображения на вазах были насыщены сценками из жизни древних греков,

Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. (Демонстрация детям слайдов и натуральных ваз и амфор малой формы)

К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А. С. Пушкин. (Показ слайдов)

Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому мы с вами, ребята, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками - гончарами и расписать вазы.

Воспитатель раздает ученикам иллюстрации с изображением сюжетов рисунков и орнамента древнегреческих ваз.

(дети выполняют работу, воспитатель помогает детям советами)

3. В конце занятия все работы вывешиваются. Педагог обращает внимание на удачные детали, композицию и содержание работ.

Устраивается выставка лучших работ.

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок разработан по требованиям новых стандартов, рамках прохождения программы повышения квалификации "Деятельность педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов". Соответствует историков культурным стандартам. Урок был реализован на базе МАОУ СОШ №48/2 с учащимися 5а класса. В ходе урока достигнуты поставленные цели. Дети получили целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции, об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества. Кроме этого учащиеся реализовали полученные знания и умения в парной форме работы.

Читайте также: