Способи терморегуляції організмів конспект уроку

Обновлено: 30.06.2024

Пропоную вам конспект відкритого уроку з біології 9 клас по темі: Терморегуляція організмів.

Тема: Механізм терморегуляції. Фізіологічний механізм загартовування.

Мета: поглибити знання учнів про функції шкіри, її роль як органу тепловіддачі та механізму терморегуляції;

Сформувати в учнів поняття про загартовування організму; визначити гігієнічні вимоги до загартовування; довести необхідність загартовування здоров'я та сформувати в учнів поняття про гігієну шкіри;

Тип уроку: комбінований.

Основні поняття і терміни: терморегуляція, теплоутворення, тепловіддача, піт, рецептори, гіпоталамус, кора великого мозку.

Методи і методичні прийоми: словесний (фронтальне опитування, бесіда (підготовча, пояснювальна, контрольно-перевірна), розповідь, пояснення, робо­та з підручником), наочний (демонстрація наочності).

Таблиці "Будова шкіри", "Механізм терморегуляції"; графіки, які показують залежність між t° шкіри, t° гіпоталамуса і швидкістю випаровування води у людини в теплій камері (45°С).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: биология.

Ф. И. О.методиста и учителя: методист-Уфимцева Галина Алексеевна; учитель- Абдрахманова Зиля Даминдаровна.

Тип урока: Комбинированный

1.Сформулировать понятия терморегуляция, закаливание, тепловой и солнечный удар.

2. Актуализировать, закрепить и углубить знания учащихся о терморегуляции организма;

3. Сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

4. Рассказать о механизме и способах закаливания организма.

1. Учащиеся должны осознать ценность здоровья

2.Продолжить эстетическое воспитание учащихся при помощи рассказа

3.Продолжить работу по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений учащихся;

1. Формирование у учащихся способности самостоятельного логического мышления, умения осмысливать учебный материал;

2.Развитие общеучебных умений и навыков на основе работы с учебником и тетрадью.

3.Продолжить развитие коммуникативных действий устной речи при ответах, участие в обсуждении.

Оборудование:

Методы и методические приемы:

-объяснение нового материала

- демонстрация таблиц, схем

1) организационный момент (2мин.)

2) актуализация знаний темы (5-7мин.)

3) изучение нового материала (15мин.);

5) домашнее задание (1-2 минуты).

Я очень рада вас видеть на уроке. Итак, давайте отметим, кого сегодня нет.

Называют кого нет.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Ребята, давайте вспомним, что было изучено на прошлом уроке?!

Хорошо. Я вам сейчас раздам карточки, там несколько вопросов. Время на выполнение задания 5 минут.

Оценки скажу на следующем уроке.

Отвечают на тест.

анализирование проблемы и решение задач.

Изучение нового материала

Открываем тетради записываем число-17 февраля и тему.

Как вы думаете,что такое терморегуляция?

(предполагаемые ответы: выработка тепла,теплоотдача), а что же такое тепло?

Давайте запишем определение:

Тепо- форма энергии, имеющая очень важное значение для живых организмов.

Посмотрите на слайд, пожалуйста. (приложение 2 и 3), зафиксируйте у себя в тетрадях.

Теперь непременно перейдем к самой терморегуляции. Давайте запишем определение

Терморегуляция- это уравновешивание выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду.

1.Во время болезни у человека повышается температура тела. Какое это имеет значение и как можно её понизить ? ( Организм борется с инфекцией – при высокой температуре микробы и вирусы погибают. При очень высокой температуре нужно снизить её и для этого нужно добиться, чтобы у больного начался процесс потоотделения. Вместе с потом выводятся токсины. Температуру тела можно понизить и при помощи обтирания больного спиртом или раствором уксуса , обильное питье жидкостей, травы.)

2.Почему голодные люди мерзнут сильнее, чем сытые? ( снижается обмен веществ организма).

3.Люди чаще болеют в холодное время года ? С чем это связано? Можно ли изменить степень реагирования организма на перепады температур ? ( При охлаждении организма понижается сопротивляемость организма инфекциям. Закаливание организма укрепляет механизм терморегуляции организма и повышает его иммунитет).

Итак,можно сделать вывод,давайте запишем его,что Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела. В этом процессе участвует кожа. Температурные рецепторы реагируют на изменения температуры окружающей среды. Через нервную и гуморальную системы изменяется обмен веществ и происходит изменения просветов капилляров .В случае повышения температуры начинается потоотделение. Таким образом, организм защищается от перегрева или переохлаждения. Следовательно, кожа является органом терморегуляции.

Что же происходит, если произошло нарушение терморегуляции ? Организм перегревается или происходит переохлаждение организма.

Зная механизм терморегуляции, предложите способы оказания помощи пострадавшим (переложить пострадавшего в прохладное место, холодный компресс, дать холодную воду или крепкий чай.)

Можно ли совершенствовать механизм терморегуляции организма ? Да, можно и этот процесс

Давайте запишем определение закаливание-это постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь холоду.

Какие принципы необходимо соблюдать при закаливании ? (постепенно снижать температуру и регулярность, полезны контрастные ванны.)

Работа с тетрадью,учебником, презентацией и схемами.

Отвечают на вопросы.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Познавательные: познакомиться с терморегуляцией и закаливанием.

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

Ребята с помощью учебника, заполните, пожалуйста, таблицу.

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных, социально-психологического ( качество отношений с окружающими людьми).

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими.

уметь анализировать и моделировать ситуации.

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Ответить письменно на вопросы 3,4,8.

· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

· Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

· Пятая строка — одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 9 классе по теме "Терморегуляция" построен таким образом, что учитель выступает в роли организатора учебной деятельности обучающихся. В ходе урока предусмотрены просмотр фильма "Температура тела и терморегуляция" - что способствует включению всех видов памяти для усвоения изучаемого материала , постановка проблемного вопроса - активизируе учащихся в самом начале урока, программированные задания - помогают отследить уровень понимания изучаемого материала.

Тема урока: Терморегуляция.

Цель урока: сформулировать у учащихся знания о терморегуляции – как саморегулирующем процессе, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

1. Организационный момент.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений

1. Уолтер Кэннон впервые применил понятие _______________ к постоянству внутренней среды организма

2. Способность живых организмов поддерживать постоянство химического состава _____________________________

3. Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется через жидкие среды организма ____________________ , ________________________ , _____________________

4. Нервная система обеспечивает ______________________ регуляцию физиологических процессов

5. Содержание воды в организме регулируют ______________________

(гомеостаз, саморегуляция, кровь, лимфа тканевая жидкость, нервную, почки)

Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?

Предполагаемый ответ учащихся

Лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей. Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).

К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью?

(Теплокровность - свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.)

Тепло – форма энергии, имеющая важное значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных - пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны.

Изучить какую реакцию проявляет организм на действие метеорологических факторов таких как -ветер, атмосферное давление, влажность воздуха.

Развивать навыки групповой работы.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно – наглядный, репродуктивный

Оборудование: интерактивная доска, презентация

I. Организационный этап

Я это узнал сегодня

Не знаю, хочу спросить

III. Мотивация учебной деятельности

Проблема:

- Как вы считаете, какая функция кожи нарушена? Почему погиб мальчик?

На климат нечего пенять, коль в местности такой родился,
Где снег весной, вода весеннею порой
Такая, что возможно утопиться.

А летом гнус кусает, режет, лижет, жжёт… бывает ядовитым тот укус.
А в степь сбежишь – здесь ураганы, смерчи, перепугают всех до смерти.
Россия – родина твоя, её суровые края от юга тёплого до северных морей
Заселены людьми выносливых кровей:
На крайнем севере живут и процветают города,
Где люди трудятся, влюбляются и ходят в школы:
Тюмень, Сургут, Советский, Воркута

IV . Изучение нового материала

Все сказанное есть метеотропные реакции организма человека.

Дайте определение. Заслушиваются ответы учеников.

Беседа. С какими процессами связаны метеотропние реакции?

Терморегуляцией называется уравновешение выработки тепла в организме и теплоотдачи во внешнюю среду. Повышение или понижение температуры тела регулируется промежуточным мозгом, в нём находится температурный центр. Кровеносные сосуды, оплетающие промежуточный мозг имеют специальные рецепторы, которые следят за изменением температуры крови.

В организме действует механизмы саморегуляции ( t нормы = 36,5°С) отклонение температуры тела от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие нормальную температуру тела. Контроль над верхней температурой тела осуществляют тепловые рецепторы, нижний – рецепторы холода.

Сохранение постоянной температуры тела возможно только при условии, что количество производимого в организме тепла равно количеству тепла, отдаваемого наружу. За сутки человек отдает около 13500 КДж тепла, из них 80% через кожу.

Терморегуляцию разделяют : химическая и физическая.

Химическая терморегуляция заключается в изменении уровня обмена веществ, и ее главная роль – образование тепла. Повышенное образование тепла предохраняет организм от охлаждения. Наоборот, при высокой температуре окружающей среды обмен веществ в организме понижается. Это защищает организм от перегревания. Освобождение энергии происходит химическим путем, за счет распада белков, жиров и углеводов.

Физическая терморегуляция (теплоотдача.) Если температура тела превышает температуру среды, то тело будет отдавать тепло в среду. Отдача тепла в окружающую среду осуществляется излучением, теплопроведением, конвекцией и испарением.

Излучение. Обнажённый человек в условиях комнатной температуры теряет около 60% от отдаваемого тепла посредством излучения инфракрасных волн длиной от 760 нм.

Конвекция (15% отдаваемого тепла) — потеря тепла путём переноса движущимися частицами воздуха или воды. Количество тепла, теряемого конвекционным способом, возрастает с увеличением скорости движения воздуха (вентилятор, ветер). В воде величина отдачи тепла путём проведения и конвекции во много раз больше, чем на воздухе.

Проведение — контактная передача тепла (3% отдаваемого тепла) при соприкосновении поверхности тела с какими-либо физическими телами (стул, пол, подушка, одежда и др.).

Испарение — необходимый механизм выделения тепла при высоких температурах. Испарение воды с поверхности тела приводит к потере 2,43 кДж(0,58 ккал) тепла на каждый грамм испарившейся воды.

Резкие колебания климатических условий и здоровье человека

Действие погоды и климата на организм человека можно разделить на прямое и косвенное.
Прямое действие - это непосредственное воздействие температуры и влажности на организм, которые могут выражаться в тепловом ударе, гипертермии, обморожении и тд. Прямое действие может проявляться обострением хронических заболеваний, туберкулеза, кишечных инфекций и др.

Большее внимание уделяется косвенному влиянию, которое обусловлено апериодическим изменением погодных условий. Эти изменения вступают в резонанс с обычными присущими человеку физиологическими ритмами. Человек в основном приспособился к смене дня и ночи, времен года. Что же касается апериодичных, резких изменений, то они оказывают неблагоприятное действие. Особенно это касается метеолабильных или метеочувствительных людей и проявляется в так называемых метеотропных реакциях.

Физиологическая метеочувствительность - - реагирование человеческого организма на изменение погодных, геофизических и космических условий нашего существования - это самая обычная, нормальная физиологическая реакция, направленная на совершенствование живой материи, на поддержание гармонии с постоянно изменяющимся миром. Эта способность своевременного и адекватного реагирования организма на изменение внешних воздействий среды, особенно в регионах с экстремальными климато-геофизическими условиями, зависит от индивидуальных гено-фенотипических особенностей механизмов адаптации, степени их истощения в данный период, от сочетания тех или иных погодных и геофизических факторов, от локального геомагнитного, гравитационного, геохимического, антропогенного фона. Выявлено, что физиологическая метеочувствительность имеет место лишь у здорового человека с хорошими резервными возможностями. В случае ослабления организма, болезни, стресса, длительности и интенсивности воздействия фактора имеет место болезненная метеочувствительность (Бокша и Богуцкий,1980; Хаснулин,1995).

У практически здоровых людей резкая перемена погоды отражается в основном на состоянии психоэмоциональной сферы. Иногда при аномальных климатических явлениях наблюдаются метеоневрозы, то есть у этих людей серьезных сбоев в работе организма не происходит, но дождь с утра способен вогнать их чуть ли не в депрессию.
Другое дело – хронические больные. Любые колебания температуры воздуха, атмосферного давления, напряженности электромагнитного поля могут вызвать у них нежелательные обострения основного заболевания, а то и привести на больничную койку.
Чаще всего реагируют на погоду те, кто перенес инфаркт или инсульт, черепно-мозговую травму, страдает атеросклерозом, гипертонией, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, аллергическими реакциями или ожирением. Метеозависимость может возникнуть в период полового созревания подростков и во время менопаузы у женщин, а также у тех, кто редко отдыхает на природе, ведет малоподвижный образ жизни и чьи предки были крайне чувствительны к погодным изменениям.
Однако даже здоровые люди при смене погоды могут ощущать дискомфорт. Вроде как ничего и не болит. Тем не менее, многие люди связывают общее недомогание, слабость, снижение работоспособности, тревожное, агрессивное состояние именно с погодой. Изменения погоды назвали метеопатическими реакциями, а людей, которые на них реагируют, – метеопатами, или метеочувствительными. Причем метеочувствительность жителей городских мегаполисов почти в 3 раза больше, чем у живущих в сельской местности.

По мнению английских ученых, сильные ветры влияют на людей с различными нервными заболеваниями. Особенно опасны для людей с неуравновешенной психикой, могут вызвать бессонницу, неосознанное беспокойство и спазмы сосудов. По многолетним наблюдениям медиков, самочувствие метеозависимых людей может ухудшаться в преддверии резкого перепада температуры, сильного снегопада или ливня с грозами.
Понижение температуры на 8 - 10 °С освобождает гистамин из клеток, провоцируя аллергическую реакцию — крапивницу. Кроме аллергиков в зоне риска астматики. Им иногда достаточно выйти на холод из теплого помещения, чтобы спровоцировать приступ бронхиальной астмы. Помимо этого резкие перепады холода и тепла могут вызвать обострение хронических инфекций, сердечные приступы, а также нарушение работы нервной, эндокринной и гормональной систем.

Повышенная влажность (свыше 85 %) ухудшает состояние людей с заболеваниями суставов, опорно-двигательного аппарата, а также с хроническими бронхитами, увеличивая риск простуды и воспалений.

Резкие перепады атмосферного давления на 78 мм рт. ст. за сутки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, состоянии сосудов. В такие дни в атмосфере уменьшается содержание кислорода в воздухе, и у людей с ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой появляются признаки кислородного голодания: слабость, одышка и ощущение нехватки воздуха.

Антициклон — зона повышенного атмосферного давления, для которой характерна устойчивая малооблачная и почти безветренная погода. Эти дни бывают тяжелыми для аллергиков, поскольку возрастает концентрация вредных веществ в атмосфере, и для гипертоников из-за природной гипоксии.

Туманы способствуют сохранению в воздухе различных загрязнений, а кроме того, заслоняют солнечные лучи, так необходимые организму, оказывают неблагоприятное воздействие на людей с заболеванием эндокринной системы, неуравновешенной психикой и на женщин во время менопаузы.

Выделяют 3 степени тяжести метеотропных реакций:

1. Легкая степень - характеризуется жалобами общего характера - недомо­гание, усталость, снижение работоспособности, нарушения сна и т.д.

2. Средняя степень - гемодинамические сдвиги, появление симптоматики, характерной для основного хронического заболевания.

3. Тяжелая степень - тяжелые нарушения мозгового кровообращения, гипер­тонические кризы, обострения ИБС, астматические приступы и т.д.

Действие первого заключается в том, что неблагоприятные изменения погоды вызывают комплекс специфических и неспецифических сдвигов в организме метеочувствительных людей, не страдающих какими-либо острыми или хроническими заболеваниями. В таких случаях погодные факторы являются основной причиной болезни и можно говорить о метеотропной реакции в прямом смысле этого понятия.

Действие второго механизма заключается в том, что резкие колебания погоды создают усугубляющие условия: они лишь усиливают признаки заболевания или патологических процессов, которые уже имеют место у метеочувствительного больного, или провоцируют их появление. Поэтому, например, у страдающих гипертонической болезнью неблагоприятная погода вызывает гипертонические кризы, у больных бронхиальной астмой - приступы удушья, у страдающих ревматизмом - боли в суставах и т.д.

Большинство учёных справедливо связывают развитие метеотропных реакций прежде всего с воздействием атмосферных факторов на вегетативные нервные центры, нервные окончания кожи и слизистых оболочек, клеточные мембраны, биохимические и электробиологические процессы. В дни значительных изменений погоды наблюдаются изменения высшей нервной деятельности, снижение реактивности внешних анализаторов, что влечёт за собой нарушение чувствительности ряда функциональных систем организма.

Установлено, что метеотропные реакции проявляются внутриклеточными изменениями, что влияет на функции и ультраструктуру клеток.

Адаптация как механизм взаимодействия человека с окружающей средой.

Метеотропные реакции можно рассматривать как "адаптацион-но-метеотропный синдром".

Адаптация - развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению.

Биологическая адаптация — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие.

Какие примеры адаптации вы можете привести у животных?

Морфологические адаптации проявляются в преимуществах строения, покровительственной окраске, предостерегающей окраске, мимикрии, маскировке, приспособительном поведении.

Преимущества строения – это оптимальные пропорции тела, расположение и густота волосяного или перьевого покрова и т.п. Хорошо известен облик водного млекопитающего – дельфина.

Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде.

Покровительственная окраска позволяет быть незаметным среди окружающего фона. Благодаря покровительственной окраске организм становится трудно различимым и, следовательно, защищенным от хищников.

Предостерегающая (угрожающая) окраска предупреждает потенциального врага о наличии защитных механизмов (наличие ядовитых веществ или специальных органов защиты). Предостерегающая окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных и насекомых (змеи, осы, шмели).

Эффективность предостерегающей окраски послужила причиной очень интересного явления – подражания (мимикрии). Мимикрией называется сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными животными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос, неядовитые змеи – на ядовитых. Во всех случаях сходство чисто внешнее и направлено на формирование определенного зрительного впечатления у потенциальных врагов.

Маскировка – приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан, лохматый морской конёк похож на водоросль, насекомые на коре деревьев похожи на лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки). Иногда приспособление к цвету и узору субстрата может осуществляться путём физиологического изменения окраски тела (каракатицы, скаты, камбалы, квакши) или переменой окраски при очередной линьке (кузнечики).

Адаптивный тип - это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически.

Арктический адаптивный тип. Арктическим аборигенам присущи такие особенности, как высокая плотность сложения (телосложение массивное, особенно в верхней части туловища, туловище удлиненное, а ноги относительно короткие), крупная цилиндрическая грудная клетка, объемная костномозговая полость длинных костей, при относительно небольшой толщине компакты. Характерен повышенный уровень жирового и белкового обмена (вместе с этим - холестерина крови, гамма-глобулинов и т.п.). Все это создает высокую теплопродукцию и низкую поверхность теплоотдачи, что может рассматриваться как приспособление к ведущему фактору среды - холодовому стрессу.

Континентальный адаптивный тип. Для жителей континентальной зон характерны укороченные пропорции тела, уплощенная грудная клетка, в среднем, повышенное жироотложение и явное увеличение массы тела. Близкие черты присущи и жителям таежной зоны, но они отличаются, прежде всего, миниатюрностью и мезоморфностью сложения.

Тропический адаптивный тип. Морфофункциональный комплекс обитателей тропических широт весьма специфичен: вытянутая форма тела, долихоморфия пропорций, большая поверхность тела. Значительно увеличено количество потовых желез кожи и интенсивность потоотделения. Жители влажных тропических лесов отличаются небольшими размерами тела и некоторой деминерализацией скелета.

Аридный адаптивный тип. Многие черты тропического комплекса свойственны и населению тропических пустынь: отмечается тенденция к линейности телосложения, развитие мускульного и жирового компонента понижено. Наряду с этим отмечается более эффективная сосудистая регуляция потери тепла в условиях резких суточных колебаний температуры окружающей среды.

Высокогорный адаптивный тип. В условиях высокогорья формируются такие признаки, как массивность скелета и крупные размеры длинных костей, цилиндрическая грудная клетка с высокой жизненной емкостью легких. Характерно высокое содержание гемоглобина крови, увеличен периферический ток крови, отмечено большее число и величина капилляров

Адаптивный тип умеренной зоны. По большинству морфологических и физиологических признаков этот тип занимает промежуточное положение между арктическими и тропическими группами.

Адаптацию организма человека к новым климатическим условиям обозначают также термином акклиматизация, понимая под этим сложный социально-биологический процесс, зависящий преимущественно от приспособления к природно-климатическим условиям - холоду, жаре, разреженному воздуху высокогорий и др.

Уменьшение зависимости от погоды – составляются меры профилактики метеозависимости
Метеозависимость — это не болезнь, однако она требует повышенного внимания к самочувствию
Для снижения метеочувствительности важным профилактическим средством является тренировка организма:
- активный отдых,
- умеренные физические нагрузки,
- закаливание,
- контрастные температурные воздействия и другие процедуры.
Также помочь организму в процессе адаптации к изменившимся условиям окружающей среды могут витаминно-минеральные комплексы и адаптогены растительного происхождения (настойки женьшеня, элеутерококка, плодов лимонника и др.). Для поддержания иммунной системы рекомендуется ежедневно принимать витаминные комплексы, в состав которых входят витамины А и С, минеральные вещества, микроэлементы и ненасыщенные жирные кислоты.
Эффективны хвойные ванны, которые легко приготовить из хвойного экстракта в домашних условиях
В неблагоприятные погодные дни не следует есть много мясной, жирной и жареной пищи. Также исключите из рациона острые приправы и алкоголь. А в меню желательно включить блюда из рыбы, морской капусты, фасоли, чечевицы, свеклы, картофель в мундире, печеные яблоки и клюкву. За полчаса до еды следует пить свежевыжатые овощные и фруктовые соки, минеральную воду или обычную фильтрованную с добавлением лимонного сока.
Трудно переоценить также значение здорового образа жизни, отказ от такого фактора риска, как курение. Все это способствует лучшей адаптации организма к меняющимся климатическим условиям.

І V . Закрепление полученных знаний



Проведите небольшое исследование среди своих родных или соседей, узнайте у них оказывают ли и как, на их здоровье метеорологические факторы?

Читайте также: