Современный керамический сосуд в твоем исполнении конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: углубление и расширение знаний учащихся по истории Древней Греции, в частности по искусству вазописи с изготовлением античной вазы в технике бумагопластики.

- ознакомить детей с искусством Древней Греции;

-познакомить с основными формами греческих сосудов.

- развивать творческую активность;

- способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении античной вазы.

- приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.

Методы и приемы: словесные, практические.

Оборудование и материалы для занятия :

Ход занятия.

1 .Организационный момент.

• Проверка готовности к уроку.

2. Основная часть.

- Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию занятие для учащихся 5-6 классов. На нашем занятии мы углубляем и расширяем знания по истории Древнй Греции, в частности по искусству вазописи.

-Знаете ли, вы, ребята, что-нибудь о Древней Греции? Древняя Греция – страна с богатым прошлым, давшая начало всей европейской культуры. Она дала миру большое количество известных людей - философов, скульпторов, музыкантов, математиков, поэтов и ремесленников.

- Ребята, приглашаю вас на археологические раскопки! Зачем нам нужны археологи? (находят посуду, украшения, древние города, монеты, предметы быта – по которым мы можем судить об древней цивилизации, об эволюции человека).

Отправимся мы на чудесный греческий остров Кипр, где находится крупнейший Кипрский Археологический музей, сохранивший у себя богатейшую коллекцию древних реликвий (скульптуры, монеты, а также вазы)

- Может быть, кто-нибудь из вас был в Археологическом музее и может поделиться своими знаниями? (слушаются выступления детей)

- Сегодня искать мы будем древние керамические изделия. Гончарное искусство подарило нам множество удивительных произведений

Слушаются ответы ребят.

Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Вазы имели огромное разнообразие форм и предназначались для разных целей. Каждый вид имел своё название.

Сосуды для вина и воды Сосуды для благовоний

и свадебных обрядов

Вдохновившись искусством древних мастеров, попробуем создать композицию на тему старинных ваз.

3. Аппликация с дорисовкой "Древние вазы".

Рассмотрите различные формы ваз. Потренируйтесь их рисовать. Можно взять бумагу в клеточку и нарисовать симметричное изображение вазы. Если вырезать и сложить пополам, можно проверить, насколько удалась симметрия.

Таким же образом нарисуйте выкройку для вазы. Выкройку делайте крупнее, от 15 см высотой. Можно выкроить только половину вазы.

Подберите цветную бумагу разных оттенков, напоминающих глиняные сосуды.

Сложите бумагу пополам, обведите выкройку и вырежьте вазу.

Теперь начнём состаривание. Можно делать мазки сухой пастелью или угольной палочкой.

- После того как сосуд был изготовлении и высушен он поступал в руки к живописцу. Давайте вместе рассмортрим варианти росписи сосудов. (Презентация)

Сначала в моде были простые цветочные и спиральные мотивы, которые наносились белой краской на чёрный матовый фон.

Позже изменяется стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской.

Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. Чередование геометрических узоров рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.

Некоторые мастера-гончары и вазописцы оставляли на вазах свою подпись.

Выберите узоры для росписи ваз. Какой вам больше понравился? Растительный, морской или поздний, с правильными узорами? Можете попробовать разные.

Для росписи наших ваз лучше всего подойдут мелки (для самых старинных) или фломастеры и маркеры.

Выберите узоры для росписи ваз. Какой вам больше понравился? Ранний геометрический, морской или поздний, с правильными узорами? Можете попробовать разные. Можно нарисовать вазу с осьминогом и другими обитателями моря.

Вы можете скопировать старинную вазу или придумать свою роспись из этих элементов. Если хотите, поставьте на вазе своё имя, как древний мастер Никостенес.

Попробуйте разместить вазы на разном фоне.

Подумайте, где будет стоять ваша ваза: в музее, на полочке в доме, на окошке? Возможны разные варианты.

Когда вы определились с композицией, осталось приклеить вазы на основу (клеящим карандашом, не размачивая бумагу) и завершить оформление.

Подумайте, где будет стоять ваша ваза: в музее, на полочке в доме, на окошке? Возможны разные варианты.

Когда вы определились с композицией, осталось приклеить вазы на основу (клеящим карандашом, не размачивая бумагу) и завершить оформление.

Если какие-то вазы вышли не слишком удачно, не беда. Их можно "разбить", то есть разрезать на кусочки-черепки и склеить композицию "Археологические раскопки".

4. Подведение итогов урока.

-Вижу, многие из вас уже справились с заданием. Пожалуйста, расскажите о своем сосуде.

-Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

. Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры. А это. А это.

Но мы описать, и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Ну вот и подошло к завершению наше увлекательное путешествие по музеям Древности. Какие чувства вы испытываете, ребята? Продолжите, пожалуйста, фразу :

- На уроке мне больше всего запомнилось…

-На уроке мне больше всего понравилось…

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

д) Кто из вас хотел бы продолжить занятие керамикой ?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель входит в класс,приветствует учеников.

Учитель: Прошу приготовиться к уроку. У вас на партах находятся глина, инструменты (стеки, доска для лепки ). Это все понадобится нам сегодня для занятия.

Тема у нас очень интересная - изготовление рельефа из глины

Вопрос: Кто мне скажет, что за материал глина ?

А что такое керамика ?

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных жилищах. И это, не считая домов из обожженных кирпичей. Из глины делают не только стены, но и полы с крышами. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Но гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную.

Со временем, такой древний способ обвара применялся все реже и реже. Все больше гончары предпочитали покрывать изделия тончайшим слоем стекла - глазурью, или поливой.

Керамика является частью скульптуры Искусство керамики — изготовление различных предметов из глины — древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда, фляги и многие другие предметы, необходимые в быту. Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства.

Изобразительная деятельность, в частности лепка обладает огромной познавательной силой, развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Для развития моторики человека большое значение имеет занятия пластическими видами искусства. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук. Сегодня ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. А это значит что занятия лепкой способствуют развитию не только мелкой моторики, но и участвует в формировании у детей активной мозговой деятельности, а значит являются предпосылкой эффективного усвоения ими новых знаний, способствуют саморазвитию личности, росту творческого потенциала ребенка, т. е. в значительной степени определяют эффективность учебно-воспитательной деятельности

А теперь попробуем на практике, ЧТО ТАКОЕ ГЛИНА !

Давайте вылепим простую плакетку.

Практическая часть

Этапы работы (показаны на доске):

Учитель:

- Каждый ученик определяется самостоятельно в выборе формы основания, используемого для изготовления рельефа цветка, который он должен выполнить.

Учитель следит за выбором материала, помогает, направляет работу учеников.

Работу начинаем с заполнения основания (фона) нашего рельефа.

Лепка основания рельефа:

Сначала из целого куска глины лепится плоское основание ( плакетка ).

Листики формируют выпуклый фон, состоящий из отдельных элементов.

Лепка листочков :

  1. Лепятся шарики и овальные диски, а затем нужно заострить оба конца заготовки и расплющить ее.
  2. На каждый листик при помощи стеков наносятся длинные гладкие штрихи имитирующие прожилки.
  3. Присоединить лист к основанию рельефа с помощью жидкой глины и кисти.

Затем нанести фактуру на основание (также используем стеки).

Лепка цветка :

Цветок формируется в виде кругов разного диаметра, состоящих из отдельных лепестков. Работу начинаем с круга самого большего диаметра.

1. Скатать круглый шарик,а затем,раскатывая его на ладони,придать ему сужающуюся форму.

2. Сформировать маленькую каплю сплющить ее. Прикрепить заготовки на основание так, чтобы сужающийся конец был направлен к центру круга. Расплющить узкий конец и закрепить лепестки по кругу,(примазав) заготовки к основанию ( от большого диаметра к меньшему).

4. Прикрепить сердцевину цветка, которая изготавливается из такого же шарика,что и лепестки.

Заключительный этап.

Рефлексивный анализ:

1. Что вам понравилось в сегодняшней работе?

2. Что вы узнали нового?

3. Какие чувства испытали при выполнении работы ?

4. С какими трудностями столкнулись?

- По результатам рефлексивного анализа учащимся понравилось работать в коллективе, свобода выбора задания, самостоятельность, без принуждения, без страха быть непонятыми.

- При самостоятельной работе были спокойны, не переживали, если что не получалось. Помогали друг другу. Было ощущение радости, праздника сотрудничества.

- Столкнулись с небольшими трудностями при выборе цвета, компоновки изображения,

Но вся работа, в целом, оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали.

Учитель:

Большое спасибо за урок!


Урок сможет познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Описание разработки

Цели:

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке ИЗО.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

Задачи:

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Ход урока

Организационный момент. (негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

У. : Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Особенности древнегреческой керамики (конспект)

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

1. Канфар – чаша для вина.

2. Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

3. Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

4. Гидрия – сосуд для воды.

5. Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

7. Киаф –черпак для разбавленного вина.

8. Килик – самая распространённая чаша для вина

9. Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Килик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Канфар – чаша для вина

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

План-конспект

урока изобразительного

План-конспект

урока изобразительного искусства

Обучающая: Познакомить учащихся с художественной культурой Древней Греции через основные виды, формы и декор древнегреческой керамики.

Развивающая: Развивать творческую активность, фантазию у учащихся на уроке ИЗО.

Воспитывающая: Воспитывать в учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.

2. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре (основные стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике), о разнообразии орнаментов.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

Оборудование:

Материалы: цветная красная, терракотовая бумага, простые карандаши, чёрные фломастеры, маркеры, чёрные гелиевые ручки, шаблоны греческих ваз, шаблон фигуры человека, мультимедийный проектор, компьютер.

Зрительный ряд: фотографии, слайды изделий древнегреческой керамики, таблица с изображением основных видов древнегреческих ваз, сцены с древнегреческими атлетами, мифологические сюжеты.

Музыкальный ряд: древнегреческие мелодии.

Организационный момент – 1 мин.

Физкультминутка – 1 мин.

Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.

Подведение итогов урока (выставка работ учащихся) – 5 мин.

Ход урока

Организационный момент.(негромко звучит древнегреческая музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять вспомним Древнюю Грецию, которая подарила нам множество интересных мифов и легенд, великолепные архитектурные сооружения, скульптуры и олимпийские игры.

У.: Давайте вспомним как называлась столица Древней Греции.

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - это город Афины. Давайте посмотрим на план древнего города Афины и найдем на нем район Керамик. Подумайте и скажите, чем могли заниматься жители этого района?




План Афин Вид Афин с Акрополем

(Ответы учащихся)

Учитель: В Древней Греции лепка из глины считалась важным и

почетным делом. Этим делом занимались даже боги, такие как Прометей.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Давайте заглянем в одну из мастерских древнегреческих гончаров и посмотрим, какие сосуды они изготавливали, узнаем их назначение и примем непосредственное участие в их украшении.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Таблица видов древнегреческой керамики



Канфар – чаша для вина.

Ойнохоя – кувшин для воды или вина.

Кратер – сосуд для смешивания вина с водой.

Гидрия – сосуд для воды.

Лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.

Киаф –черпак для разбавленного вина.

Килик – самая распространённая чаша для вина

Пелика – сосуд для хранения.

Учитель: Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы :

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения и транспортировки масла и воды.


Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.


Килик - широкая чаша с ручками для вина.


Пиксида - сосуд для хранения женских украшений.


Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.


Канфар – чаша для вина


Гидрия – сосуд для наливания воды


Лекифы –сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.


Киаф - черпак для вина



Беседа Платона и его ученика Аристотеля

Псиктер - сосуд для охлаждения жидкостей


Пелика- форма амфоры. В отличие от обычных амфор имеют основание, которое позволяет им сохранять вертикальное положение.


Пелика с ласточкой Ефроний

Учитель: Ребята, вы заметили, что все вазы имеют роспись и украшение? Вспомните, как называют узор, предназначенный для украшения предметов?

(Ответы учащихся)

Учитель: Верно, орнамент. Какие виды орнамента вы знаете?

(Ответы учащихся)

Сейчас мы познакомимся со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике или вазописью.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи

1.Геометрический стиль -линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется меандр (волна).






2. Ковровый стиль - этот стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса. Это знак мира и любви.



Пальметта Бутон лотоса



3. Чернофигурный стиль - рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовый или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались.Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

Демонстрируются вазы чернофигурного стиля.

4. Краснофигурный стиль - на черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции. Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

Демонстрируются вазы краснофигурного стиля.

Учитель: Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили?

(Ответы учащихся)

Учитель: Правильно - геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.

Учитель: В чем их различие?

(Ответы учащихся)

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему–то не сразу.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

И может быть, час

никак не могли оторваться от ваз.

…….То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза- с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались. Давайте посмотрим слайды с вазами с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов.

Ахилл и Аякс, играющие в кости.

Прощание с воином. Стамнос. Мастер Клеофона.

Учитель: Ребята, давайте повторим, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники?

(Ответы учащихся)

Учитель: Да - это сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов.

Физкультминутка.

Упражнение для мышц глаз: Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Учитель: А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Не забывайте, что мы на экскурсии в древнегреческой керамической мастерской. Греческий гончар просит вас расписать предложенный сосуд в краснофигурном стиле. Для этого вы берете шаблон вазы, обводите его на терракотовой бумаге, располагаете на горлышке и донце орнамент, а в тулове вы придумываете сюжет с античными богами, спортсменами, героями. (Учащиеся приступают к работе).

На античной вазе выступает
Человечков дивный хоровод.
Непонятно, кто кому внимает,
Непонятно, кто за кем идёт.

Глубока старинная насечка.
Каждый пляшет и чему-то рад.
Среди них найду я человечка
С головой, повернутой назад.

Он высоко ноги поднимает
И вперёд стремительно летит,
Но как будто что-то вспоминает
И назад, как в прошлое, глядит.

Что он видит? Горе неуместно.
То ли машет милая рукой,
То ли друг взывает - неизвестно!
Оттого и грустный он такой.

Старый мастер, резчик по металлу
Жизнь мою в рисунок разверни,
Я пойду кружиться до отвала
И плясать не хуже, чем они.

И в чужие вслушиваться речи,
И под бубен прыгать невпопад,
Как печальный этот человечек
С головой, повернутой назад.

Подведение итогов урока: В конце урока проводится выставка работ учащихся с анализом работ.

Учитель: Спасибо за урок!

Герои Древнего мира (Пересказ К.Сторр;перевод с англ.) – М.,1993

Герои Эллады:Из мифов Древней Греции (Пересказ В.Смирновой) – М.,1988

Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.,1980

Уколова В.,Маринович Л. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. – М.,2001

Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона, Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

Конспект урока на тему:

-дать детям представление о декоративно-прикладном искусстве и живописи Древней Греции, вазописи, исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

-развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся

-формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи

Воспитательные:

-воспитание творческой, познавательной активности

-воспитание умения выделять значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе

Задача урока: на основе эмоционально-эстетического восприятия теоретического материала каждый ученик самостоятельно выполняет творческую работу, совершенствовать изобразительные навыки при выполнении орнамента.

Методическое обеспечение урока:

1.Методы и приёмы организации учебно-познавательного процесса:

-Словесные (объяснение, беседа, инструкция)

-Наглядные (слайды, образцы ваз)

-Практические (творческие практические работы)

2.Дидактические материалы:

Материально-техническое оснащение урока:

для учителя (классная доска, компьютер)

для учащихся (образцы-шаблоны ваз, греческого орнамента, набор иллюстраций)

2.Материалы и принадлежности для учащихся (альбомный и цветной лист бумаги, ножницы, клей, гуашь, восковые мелки)

Этапы урока

Содержание этапов урока

Время в минутах

1.Организационный момент (ориентировочное время-1-2 мин.)

-Проверка готовности учащихся к уроку

2. Основной этап (ориентировочное время-30-35 мин.)

-Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

-Беседа, демонстрация слайдов по теме урока

-Психофизическая разминка (физминутка)

-Педагогические образцы работ с подробной инструкцией выполнения работы

-Творческая практическая деятельность учащихся - выполнение и роспись вазы

-Руководство процессом изобразительной деятельности

-Просмотр и анализ работ учащихся с точки зрения поставленных задач

-Впечатление детей от выставки своих работ

-Подведение итога урока

-Организационное окончание урока, наведение порядка на рабочем месте.

Оформление доски.

Виды искусства (карточки)

Образцы работ учителя

С обратной стороны доски

иллюстрации ваз, названия ваз

Виды орнамента (геометрический стиль, пальметта, меандр)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент урока.

2. Основной этап урока.

1 ученик рассказывает стихотворение.

Словарная работа.

Слайд № 3.(слова прикреплены на доске)

Слайд № 4(пальметта, меандр) - образец на доске

Слайд № 6(гончарное искусство)

Слайд № 8 (О чём нам рассказали вазы)

Слайд № 14-15

Слайд № 22-27

3. Практическая работа.

Вазы (работы учителя)

4.Вернисаж работ учащихся.

5.Итог урока.

Тихо садитесь. Урок ИЗО.

-Проверьте готовность к уроку. Для работы нам необходимы: лист цветной бумаги, альбомный лист, клей, ножницы, гуашь, восковые мелки.

-Древняя Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведёт диалог с нами посредством памятников искусства.

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Древней Греции. Будем говорить о керамике Древней Греции, вазописи

Они пленительны и нежны,

Они изысканно-небрежны,

То гармонически-размерны,

То соблазнительно-неверны,

Всегда закончены и цельны,

Неизмеримо-нераздельны,

И завершённость линий их

Звучит, как полнопевный стих.

-Какие виды искусства вам известны?

-Сегодня на уроке мы будем говорить декоративно-прикладном искусстве.

-А что относится к декоративно-прикладному искусству? (ковровое искусство, вышивка, макраме, роспись, мозаика, керамика, резьба по дереву, бисероплетение).

-Попробуем объяснить значение слов, которые встретятся на уроке.

Керамика-изделия из обожжённой глины

Пальметта-скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья.

Меандр-геометрический узор в виде изогнутых линий.

Живопись Древней Греции была прекрасна, о развитии которой можно судить по рисункам, вазам.

-Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз.

Древнегреческий базар ждёт вас.

-Прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожжённая в костре-первый искусственный материал, полученный человеком. Найти нужную глину это совсем непростое дело.

Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км от Афин со дна реки Кефис.

-А как называли человека, который работает с глиной? (гончар)

Гончарное искусство-древнее искусство.

Гончар вращает одной рукой круг, а другой с помощью шаблона формирует сосуд. На стене кувшин для питья и смачивания глины. Сырая глина лежит перед столом.

-До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.

Вазопись-искусство росписи сосудов. Сосуды, сделанные гончарами, расписывали художники-вазописцы

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

Греческая керамика- настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам.

Росписи разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира. На вазах изображены сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чём мечтали.

-Посмотрите вазописные стили.

Геометрический стиль

Появляется греческий орнамент-меандр-узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии.

Легли и слушаем.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент-меандр, а затем волнообразный орнамент.

Во второй половине 6 в. до н.э. первенство в керамике перешло к Афинам. Стилем афинской вазописи стал чёрнофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и чёрные изображения.

Около 530 веков до н. э

Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики. Фон был черным, а изображения имели цвет обожжённой глины (красновато-коричневатый). Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой чёрной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.

-Взгляните на древнегреческий орнамент.

-Что такое узор?

-Как называется узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов?

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

Амфора-сосуд овальной формы с узкой шейкой и двумя ручками (для хранения зерна, оливкого масла, мёда, вина)

Лекиф-высокий, удлинённый сосуд (для душистого масла и духов)

Гидрия- сосуд для воды

Кратер - большие сосуды для смешивания вина с водой

Киаф-черпак для вина

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

Другим были заняты наши умы.

Сначала взглянули на них мы, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

потом загляделись. И может быть час

никак не могли оторваться от ваз.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом!

. Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил).

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот-Одиссей, подающий советы.

А это-кентавры. А это. А это.

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

-Представьте ,что вы в Древней Греции.

Дополним коллекцию греческих ваз вашими работами.

Эти красивые вазы выполнены в технике симметричного вырезания.

А мы будем выполнять роспись вазы, используя древнегреческий орнамент.

План работы.

1.Возьмите лист цветной бумаги и сверните по вертикали пополам.

2.Обведём шаблон вазы (от линии сгиба проведём линию- контур половинки вазы)

4.Наклеим на альбомный лист

5.Чёрной гуашью или восковыми мелками будем наносить узор.

-В каком стиле будем работать?

Обратите внимание на геометрический стиль, пальметта ,меандр,

-Какие виды росписи существуют?

-Какие сюжеты изображали на вазах? ( легенды, соревнования атлетов, сцены повседневной жизни)

Читайте также: