Этика и психология профессиональной деятельности конспект

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист, - ведущую часть, поскольку для этих профессий, речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.[4] Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

- владение терминологией данной специальности;

- умение строить выступление на профессиональную тему;

- умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

- умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.[5]

Для этого необходимы следующие качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

Лекция 1. Этика профессиональной деятельности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Капшагайский многопрофильный колледж

Поурочный план № 1

При изучении данной темы необходимо, прежде всего, уяснить, что профессиональная этика – это особый нравственный кодекс людей определенной профессии. Этика профессионала, чья деятельность протекает в условиях общения, обусловлена особенностями его нравственного и социального положения.

Цели занятия

Учебная: обяснить учащимся об этике, морали, раскрыть понятие этих слов.

Развивающая: развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

Воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие

успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность,

ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость

наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

А.Наглядные пособие : слайды по теме.

Приветствие, проверка посещаемости. Ознакомить студентов с темой и целью урока.

ІІ.Объяснение темы урока (20 мин)

Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, коммуникативная, прогностическая.

Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения, это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности. Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

Категории этики:

добро (категория, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности) и зло (категория этики, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения);

справедливость – такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми;

долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;

совесть – способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции своего соответствия требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения;

ответственность – обязанность и необходимость давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия;

достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности;

честь – моральное отношение человека к самому себе, когда моральная ценность личности связывается с его заслугами, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Этику деловых отношений необходимо учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия, между людьми разного и одинакового статуса.

Этика и этикет

Этикет, как и этика, определенным образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идет о хороших или плохих манерах.

ІІІ. Закрепление (10 мин)

Что такое этика? Для чего нужно изучать этику? Кто ввел этот термин? Актуальна ли этика сегодня?

V .Домашнее задания: (5 мин)

Особенности профессиональной этики. Понятие личности. Требования к профессиональному поведению работника. Основы этики общения. Значение внешнего вид специалиста. Общепринятые нормы и правила современного этикета. Принципы делового и светского общения.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.01.2015
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГБОУ Российский колледж традиционной культуры

на тему: "Профессиональная этика и психология"

Профессиональная этика

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования - словом, везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, "клятва Гиппократа" и врачебная тайна - это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов - элемент профессиональной этики журналистов.

Особенности профессиональной этики. В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей - одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом - тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям - главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Понятие личности

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под "личностью" понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности ("лицо" - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Профессиональное поведение

К профессиональному поведению работника сферы обслуживания предъявляются определенные требование. Так, например, он обязан быть доброжелательным и радушным. Эти качества должны лежать в основе поведения парикмахера, хотя достичь этого не так-то просто. В ответ на радушие и теплое отношение большинство клиентов ведут себя аналогичным образом. Они становятся более благожелательными и доверительными по отношению к обслуживающему персоналу. Чтобы вызвать расположение клиента, надо постараться показать ему свою искреннюю заинтересованность его заботами, выделяя его на время обслуживания из общей массы присутствующих. С первых минут пребывание в салоне-парикмахерской клиент должен чувствовать себя желанным гостем. Об этом может свидетельствовать даже тон разговора парикмахера с клиентом. Успех обслуживания нередко зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом. Можно сказать, что поведение работника сферы обслуживания во многом схоже с игрой актера.

Профессиональное мастерство позволяет парикмахеру быть не просто исполнителем своего дела, но и творчески относиться к нему. Хороший парикмахер умеет быстро понять желание клиента даже в том случае, если клиент сам не совсем четко излагает свою просьбу о характере стрижки и прически. Настоящий профессионал парикмахерского дела должен уметь выполнить стрижку или прическу, отвечающую требованиям современной моды, с учетом индивидуальных особенностей клиента.

Этика общения

Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Этика общения представляет собой сферу этического знания как нормативного, так и теоретического характера, в ней аккумулировался человеческий опыт в области морали общения. Этика общения включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций. Этика общения призвана выполнять множество функций, среди которых можно выделить синтезирующую (этика общения синтезирует моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических норм морали и убеждает в необходимости следования им). Этика и мораль учат должному, этика общения учит тому, как должно общаться, и как не должно общаться.

Внешний вид работника

Эстетическая культура парикмахера-стилиста проявляется в умении со вкусом и в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастом поддерживать свой внешний вид. Ведь у клиента при первой же встрече впечатление о мастере создается по его внешнему виду. При положительной оценке работника возникает предпосылка для установления клиентом хорошего контакта с ним. Поэтому профессия парикмахера обязывает его выглядеть внешне привлекательным. Внешний облик мастера является своего рода визитной карточкой парикмахерской. По его собранности, подтянутости, аккуратности клиенты, как правило, судят об уровне культуры обслуживания. И, естественно, неряшливый вид работника вызывает у них чувство досады и раздражения, и ни о каком доверительном отношении к нему речи быть не может. Неопрятность отрицательно влияет и на самого работника. У него из-за этого могут быть плохое настроение, повышенная раздражительность, неуверенность в себе, недовольство собой и клиентом.

Хорошо обслужить клиента - это не только умело продемонстрировать операции стрижки и остальные элементы обслуживания. Необходимо еще суметь сделать процесс обслуживания приятным, И это также во многом определяется внешним обликом мастера. Поэтому мастер должен постоянно следить за эстетичностью своего внешнего вида, который к тому же оказывает воспитательное воздействие на эстетический вкус клиента. В понятие "внешний вид" входят такие составляющие, как одежда, обувь, прическа, косметика, манера поведения.

Каким требованиям, с точки зрения эстетики, должна отвечать рабочая одежда мастера? Прежде всего, она должна быть удобной в работе, практичной, отвечать требованиям и условиям процесса обслуживания клиентов. На многих предприятиях службы быта форма одежды у мастеров унифицирована. Это выделяет их среди других, способствует созданию деловой обстановки в салоне. Рабочая одежда - это часть интерьера предприятия, поэтому важным элементом эстетики одежды является ее цвет, который должен быть спокойным, не отвлекающим внимания посетителей от процесса стрижки. Целесообразно выбирать нейтральные (не очень яркие или пестрые), но и не очень блеклые тона. Красота и изящество форменной одежды вызывают эстетическое удовольствие и у самих работников, и у клиентов. Одежда может быть представлена халатом, костюмом, сарафаном. Конструкция и цветовое решение рабочей одежды зависят от вида предприятия и предоставляемых им услуг. Следует иметь в виду, что само по себе наличие формы - это еще не культура одежды. Мастера часто дополняют одежду какими-либо украшениями: серьгами, браслетами, кольцами, ожерельями. Это, конечно, усиливает эстетическое впечатление от одежды, но при этом необходимо соблюдать чувство меры.

Важным эстетическим требованием к форме одежды является ее соответствие обуви. Обувь и костюм должны сочетаться по цвету, сезонности и стилю. Обувь должна быть удобной, не на высоком ходу и не на низком. У работника бытового обслуживания всегда должны быть чистые руки, аккуратно подстриженные ногти, вымытые волосы. Повседневная прическа работника контактной зоны должна быть аккуратной. Не рекомендуется носить распущенные до пояса волосы, челку, закрывающую глаза, и т. д.

Нормы и правила современного этикета

Все в нашей жизни подчиняется определенным законам и происходит по определенным правилам. Наше поведение и манеры также подчиняются определенному своду правил - этикету. История этикета начитывает несколько сотен лет, однако его актуальность не угасает, если человек претендует на звание "личность" и "культурный человек" без знания этикета ему не обойтись. профессиональная деловой этика поведение

Времена меняются, наше общество становится другим, но культурные требования, выдвигаемые к его членам, остаются в силе. Мы придерживаемся правил общения на работе и дома, по определенному ведем себя в театре, магазине, общественном транспорте, на праздничных и траурных мероприятиях. Знания этикета помогают нам принимать гостей, наносить визиты, сервировать стол, подбирать гардероб и многое, многое другое. Именно этикет, выполнение всех его правил, помогает нам оставаться культурными людьми, производить приятное впечатление, заводить новые знакомства и развивать себя в личностном плане.

Современный этикет мало чем отличается от правил поведения, принятых в обществе даже сто лет назад. Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются актуальными и значимыми. Вежливость, учтивость, уважение друг к другу, хорошие манеры до сих пор являются определяющими параметрами в общении и взаимодействии между людьми и даже государствами. Этикет определяет многое: вербальную речь, невербалику (жесты, мимику, положение тела), стиль одежды, взаимоотношения с родными, близкими и незнакомыми людьми. Отношения в бизнесе, дипломатии также строятся по определенным правилам.

Учение нормам этикета начинается в раннем детстве, малыша, который еще не говорит и даже не ходит, учат показывать приветственные и прощальные жесты, затем учат держать столовые приборы, произносить слова благодарности, правильно вести себя в обществе. Комплекс мер, которые направлены на выработку у человека достойного поведения в обществе мы называем воспитание.

Другими словами, можно сказать, что воспитание - это прививание норм этикета.

В наше время весьма популярным является нарушение различных правил, даже выражение появилось "правила созданы, чтобы их нарушать", однако в случае с этикетом, такой вариант не является выигрышным. Придерживаясь норм поведения, определенных этикетом, человеку гораздо проще завоевать расположение и доверие к себе. То есть, этикет значительно облегчает нашу жизнь, особенно если говорить не о простом уровне общения, а о бизнесе или политике.

Основные требования этикета

Правильность и культура речи. В обществе принято здороваться, прощаться, обращаться со словами "пожалуйста, будьте добры", употреблять благодарственное "спасибо", речь должна быть чистой (без грубых, нецензурных выражений, слов-паразитов), грамотной.

Внешний вид. Одеваться всегда следует согласно ситуации, одежда должна быть чистой, опрятной, по возможности стильной (подобранной со вкусом и по фигуре). Каждое мероприятие или событие, как правило, подразумевает определенную форму одежды. Например, на деловые переговоры всегда надевают классический костюм и галстук, появление на таком мероприятии в свитере (пусть даже он очень дорогой и брендовый) может быть расценено как неуважение к партнерам.

Интеллектуальный уровень. Умение поддержать беседу, найти нейтральную тему для разговора, грамотность изложения своих мыслей - все это неотъемлемая часть культуры поведения. Если в некоторые моменты возникают сложности, такую ценность как молчание - золото хорошо воспринимают всегда.

Выдержанность, внимательность. Не менее ценны и эти качества, умение сдерживать свои эмоции, выражать сдержанно свои мысли, проявлять внимательность к собеседнику - также нормы этикета.

Юмор. Чувство юмора также немаловажная черта для культурного человека. Шутки должны быть понятными, культурными, тонкими, ни в коем случае не задевать кого-либо и не нести скабрезный смысл.

Если говорить об особенностях, которые появились в этикете совсем недавно, и являются отличительными чертами современного этикета, то можно сказать об умении общаться по мобильному телефону. Беспроводная сотовая связь - детище нашего времени, но в этикет уже внесли правила поведения и манеры общения по телефону.

В общественных местах (в театре, в кинотеатре, на переговорах) принято выключать телефон или ставить его на бесшумный режим. Если телефон зазвонил, необходимо сразу выключить звук (а не демонстрировать мелодию вашего звонка) и по возможности выйти для разговора из помещения.

Еще одно новшество нашего времени - Интернет, вся планета овеяна сетью, миллионы людей ежедневно общаются в режиме он-лайн. И на эту сферу жизни распространяются правила и нормы этикета.

Особенности служебного этикета

В понятия служебного (делового) этикета входят нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.

Служебный (деловой) этикет, это есть совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения.

Нравственный смысл этикета проявляется, прежде всего, в том, что с его помощью мы получаем, возможность выразить уважение к человеку.

"Содержание этикета - признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости" (Стошкус А. Этикет в развитии общества).

В зависимости от назначения, социальной принадлежности его носителей этикет может определяться как придворный, дипломатический, военный, деловой и т.п.

Общая тенденция, характеризующая современный этикет, - его демократизация, избавление от излишней усложненности и вычурности, стремление к естественности и разумности. Эта тенденция, однако, не отменяет всей строгости и обязательности применения этикета, например, в такой сфере, как международное общение, где отступление от общепринятых норм может нанести ущерб и стране, и ее представителям.

Что касается делового (служебного) этикета, то он основывается на тех же нравственных нормах, что и светский. Белорусский исследователь И. Браим, отмечая взаимосвязь делового и светского этикетов, выделяет следующие общие для них нравственные нормы: вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку.

Проявлять вежливость, - значит, желать добра человеку. Суть вежливости - доброжелательность; корректность или умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации.

Тактичность - чувство меры, превысив которое, можно обидеть человека или не дать ему "сохранить лицо" в затруднительной ситуации; - скромность - сдержанность в оценке своих достоинств, знаний и положения в обществе; благородство - способность совершать бескорыстные поступки, не допускать унижения ради материальной или иной выгоды.

Точность - соответствие слова делу, пунктуальность и ответственность при выполнении взятых обязательств в деловом и светском общении. (Браим И.Н. Этика делового общения).

В международной сфере деловой этикет в целом следует нормам и традициям, наиболее полно выраженным в дипломатическом протоколе и этикете. Под дипломатическим протоколом понимается совокупность общепринятых норм, правил и традиций, соблюдаемых официальными лицами в международном общении. При этом дипломатический этикет, как важная часть протокола, регламентирует правила поведения официальных лиц во время различных мероприятий, включающих переговоры, встречи делегаций, визиты, беседы, взаимные представления, приемы и т.д.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Дипломатический протокол и деловой этикет носят наднациональный характер и в связи с этим получили широкое распространение в сфере международного делового общения.

Основные принципы протокола соответствуют нравственным нормам делового и светского общения и включают:

Этика и психология профессиональной деятельности: Краткий курс лекций / Составитель И.В. Чумаченко. – Омск, Омский областной колледж культуры и искусства, 2009. – 64с.

Пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений культуры и искусства. В пособии излагаются психологические основы профессионального самоопределения и становления личности, аспекты делового общения и управления, а также сущность и значение профессиональной этики.

Для более детального изучения предлагаемых тем и вопросов пособие содержит психологический практикум, задания для самостоятельной работы, темы рефератов, терминологический словарь, список основной и дополнительной литературы.

Содержание

1. Общие основы этики и психологии профессиональной деятельности.

1.1. Теоретические аспекты профессионального становления личности.

1.2. Предмет и назначение этики как науки. Специфика и задачи этики.

1.3. История этических учений.

1.4. Нормативная этика и высшие моральные ценности.

2. Профессиональная этика специалиста

2.1. Этика делового общения. Происхождение этики делового общения

2.2. Деловое общение как социально-психологический феномен

2.3. Деловая беседа. Деловые переговоры.

2.4. Понятие о конфликтах, их структура, функции и стадии протекания.

2.5. Профилактика и урегулирование конфликтов.

2.6. Практическая этика в профессиональной деятельности специалиста СКД.

2.7. Профессиональный этикет руководителя

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов по освоению тем

Перечень тем для реферата

Пояснительная записка

Дисциплина “Этика и психология профессиональной деятельности” в структуре подготовки руководителя творческого коллектива, преподавателя, занимает важное место и направлена на ознакомление студентов с закономерностями профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменологию профессионального становления.

Целью данного пособия является содействие усвоению знаний по этике и психологии профессиональной деятельности для создания научно-теоретической картины целостного процесса самоопределения и профессионального становления личности, для усвоения этических норм профессионального поведения.

Лекции по предмету освещают общие понятия делового общения как социально-психологического феномена, предмет и назначение этики как науки, сущность и нормы профессиональной этики работника культуры, этикет руководителя.

Предлагаемый курс лекций позволит использовать в повседневной профессионально-педагогической практике следующие умения:

- этически конструировать профессиональную социально-культурную деятельность;

- профессионально анализировать и разрешать проблемы профессионального становления и нравственного развития личности,

- диагностировать и повышать уровень развития психологических способностей, лежащих в основе профессиональных качеств,

- прогнозировать, конструктивно разрешать конфликты в производственной сфере и социальной жизни,

- вести с партнерами деловые беседы и переговоры.

Система заданий для самостоятельной работы способствует установлению взаимосвязи теоретических знаний с различными видами практической деятельности и обеспечивает их закрепление. При выполнении заданий полезными окажутся психологический практикум и терминологический словарь.

Для более глубокого и всестороннего изучения курса рекомендованы темы рефератов и список литературы.

1. Цели и задачи предмета.

2. Психология профессиональной деятельности как наука.

3. Этика как наука.

Цель предмета: вооружить знаниями по этике и психологии профессиональной деятельности для создания научно-теоретической картины целостного процесса самоопределения и профессионального становления личности, для усвоения этических норм делового общения и профессионального поведения.

Дисциплина синтезирует в себе основные понятия и принципы наук этики и психологии.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Достаточно вспомнить классическую пирамиду потребностей А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, потребность в любви и принадлежности, потребность в признании и уважении, потребность в самоактуализации и самореализации), когда на каждом из уровней профессия играет жизненно важную роль.

Вариантов становления профессионализма много. Но еще больше возникает вопросов. Как объяснить разные темп профессионального развития личности? Почему один человек всю жизнь верен определенной профессии, а другой меняет разные виды? Каковы причины смены профессии? От чего зависит удовлетворенность профессией, профессиональный рост специалиста, успех его карьеры? Как достичь вершин профессионализма? Эти и многие другие вопросы обусловлены аспектами взаимодействия индивидуально-психологических особенностей личности и содержанием труда. Все эти вопросы традиционно исследовались такой наукой, как психология труда или психология профессиональной деятельности. Выделение этой отрасли психологии в самостоятельную науку обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессии, к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с профессией на уровне преобразования и авторства на профессиональной ниве.

Большой вклад в решение проблем профессиональной психологии внесли отечественные ученые Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.

Предметом профессиональной психологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профессиональная психология – это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкций личности.

Объектом профессиональной психологии является взаимодействие личности и профессии, при этом личность рассматривается как субъект профессионального становления.

В рамках науки важное значение имеет изучение профессионального поведения специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Поскольку, объектом профессиональной психологии является изучение профессионального поведения личности, неизбежно вырисовывается его связь с вопросом этики делового поведения, профессионального общения.

Деловое общение является неотъемлемой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражаются наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности. Общаясь в деловом сотрудничестве со своими коллегами, каждый, так или иначе, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает эти нормы, какой смысл и содержание он в них вкладывает, он может облегчить свое деловое общение, сделать его более эффективным.

Этика – учение о морали, нравственности. Термин впервые был употреблен греческим философом Аристотелем (384 –322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна давать людям ответ на вопрос, что же они должны делать, чтобы совершать правильные и достойные поступки.

Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения, поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Важнейшими категориями этики являются добро и зло, справедливость, благо, честь, достоинство, долг, совесть и т.д.

Гост

ГОСТ

Профессиональная этика — это система правил поведения, принятых в некоторой социальной группе. С ее помощью обеспечивается нравственный характер взаимоотношений, которые обусловлены или сопряжены с профессиональной деятельностью.

Возникновение профессиональной этики

Чаще всего с потребностью применять и соблюдать правила профессиональной этики сталкиваются люди, которые заняты в области обслуживания, медицины, образования. Это те сферы, в которых ежедневные действия связаны с прямыми контактами с другими людьми. Здесь предъявляются более высокие нравственные требования.

Зарождение профессиональной этики обусловлено сходными интересами и требованиями к культуре людей, которые объединены в одну профессию. Развитие традиций профессиональной этики происходит вместе с развитием самой профессии, в сегодня нормы и принципы этой науки даже закрепляются законодательно или выражаются с помощью общепринятых норм морали.

Понятие профессиональной этики связано с особенностями определенной профессии, в отношении которой происходит употребление данного термина. Например, "клятва Гиппократа" и врачебная тайна представляют собой одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов является элементом журналистской профессиональной этики.

Особенности профессиональной этики

В любой профессиональной сфере ответственное и честное исполнение своих обязанностей — это одно из главных правил профессиональной этики. Тем не менее, многие ее аспекты могут по незнанию или невнимательности упускаться начинающими специалистами. В этом случае такие сотрудники могут быть признаны непригодными к исполнению своих обязанностей.

Для исключения таких казусов, необходимо знать и помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

  • Выполнение своей работы профессионально, она должна строго соответствовать возложенным полномочиям;
  • Запрет на следование своим личным симпатиями и антипатиями, соблюдение объективности;
  • Соблюдение конфиденциальности при работе с личными данными клиентов и прочих лиц, организаций;
  • Соблюдение принципа коллегиальности, запрет на обсуждение своих коллег или подчиненных в присутствии других лиц (клиентов, партнеров);
  • Запрет на срыв уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого заказа (например, более выгодного);
  • Недопустимость дискриминации партнеров, клиентов, коллег или подчиненных по возрастному, половому, гендерному или расовому признаку.

Готовые работы на аналогичную тему

Сегодня происходит развитие и совершенствование профессиональных норм, изменение общественных отношений. И в этой новой картине мира важным становится умение уважительно относиться к природе и окружающим людям. Эта способность и является главным достоинством профессиональной этики представителя любой профессии.

Категории психологии профессиональной этики

В психологии профессиональной этики на первый план выступает категория личности. Данное понятие выработано с целью отображения социальной природы человека, где он рассматривается в качестве субъекта социокультурной жизни и определяется в качестве носителя индивидуального начала, которое самораскрывается в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Личность включает в себя следующие элементы:

  • Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности,
  • Устойчивая система социально-значимых черт, которые характеризуют индивида в качестве члена определенного общества (общности).

Рассмотренные понятия (лицо как целостность человека и личность в качестве его социального и психологического облика) в терминологии вполне различимы, но их часто употребляют как синонимы.

Еще одна категория профессиональной этики представлена профессиональным поведением работника сферы обслуживания. К ней предъявляются определенные требование (например, работник должен быть радушным и доброжелательным). Необходимые качества должны стать основой поведения всех сотрудников сферы обслуживания.

В ответ на теплое отношение большая часть клиентов будет вести себя аналогично, становясь более благожелательными и доверительными в отношении обслуживающего персонала. Для того чтобы вызвать расположение клиента, необходимо показать свою искреннюю заинтересованность в его заботах, выделяя человека на время обслуживания из общей массы.

Например, при посещении психолога или психотерапевта клиент сразу должен почувствовать себя желанным гостем. Это может отражать тон голоса психолога, который его встречает. Успех обслуживания чаще всего зависит от того, в какой форме ведется разговор с клиентом.

Поведение сотрудника сферы обслуживания в большей степени похоже на игру актера. Например, профессиональное мастерство парикмахера дает ему возможность не просто быть исполнителем своего дела, но и относиться к нему творчески. Хороший специалист сможет точно и быстро понять желание клиента даже тогда, когда последний сам не совсем понимает, что он хочет. Настоящий профессионал-парикмахер должен уметь сделать стрижку или прическу, которая отвечает требованиям современной моды и учитывает индивидуальные особенности посетителя.

Еще один важный аспект психологии профессиональной этики представлен этикой общения. Она представляет собой совокупность конкретных практических норм (правил общения, приемов). Это сфера этического знания как нормативного, так и теоретического характера. В ее рамках аккумулируется человеческий опыт в сфере морали общения. Этика общения состоит из анализа проблем общения как на уровне должного, так и на уровне сущего.

Этика общения необходима не только для концептуального исследования процессов общения, но и для научения общению, воздействия на реальные процессы общения с помощью формирования новых нормативных конструкций. Для этики общения характерно большое число функций, среди которых выделяется синтезирующая (этика общения объединяет моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующая (основа выбора гуманистических норм морали и убеждение в необходимости следования им). Этика и мораль призваны учить должному, этика общения учит тому, как необходимо общаться и как нельзя общаться.

Читайте также: