Совершенствование техники владения баскетбольным мячом конспект

Обновлено: 25.06.2024

Рывок — неожиданное для соперника изменение скорости.

Поворот — изменение направления передвижения игрока без мяча или ведущего мяч.

Стритбол — уличный баскетбол.

ФИБА (FIBA) — Международная федерация баскетбола.

Техники перемещений — это бег, ходьба, остановки, повороты и прыжки.

Владение мячом — это ловля, передача, ведение и броски.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Техники перемещений и владений мячом в баскетболе необходимо постоянно совершенствовать, чтобы рос профессионализм каждого игрока в отдельности и всей команды в целом.

Игра в баскетбол требует постоянного совершенствования техники бросков, передач, ведения мяча, отбора мяча у соперника, передвижения по площадке.

Техника передвижения в современном баскетболе проста и рациональна, основана на быстроте и точности.

Основные движения игрока на площадке – это бег, ходьба, остановки, повороты и прыжки. Все эти движения выполняются из основной точки – стойки баскетболиста - ноги чуть согнуты, расставлены на ширину плеч, тяжесть распределена на две ноги равномерно, руки согнуты в локтях перед грудью. Баскетбольный мяч спортсмен держит широко расставленными пальцами.

Ходьба применяется для смены позиции или в сочетании с бегом.

Бег – основной способ передвижения игрока. Причем бегать игроку приходится неравномерно, рывками, с изменением направления, спиной, приставными шагами.

Все движения во время игры зависят от положения игрока на площадке и места нахождения мяча, поэтому баскетболист всегда находится в напряжении и готовности совершить то или иное движение очень быстро – рывком.

Поворот - изменение направления передвижения игрока без мяча или игрока, ведущего мяч.

Поворот назад используется для того, чтобы уйти от защитника, укрыть мяч и сделать передачу игроку своей команды. Повороты делаются на месте и в прыжке.

Прыжок в баскетболе дает большое преимущество и игровые козыри. В баскетболе есть две разновидности прыжков – с одной ноги и с двух ног.

Прыжок с одной ноги делается после двойного шага и получается выше за счет трансформации энергии.

Прыжок с двух ног с места получается ниже, чем тот же прыжок в движении.

Конкретный вид прыжка игрок использует в зависимости от игровой ситуации, но успешно будет резкое, быстрое и неожиданное для соперника движение.

Техники владения мячом – это ловля, передача, ведение и броски.

Ловля мяча – это основная баскетбольная техника. Ловить мяч надо уметь над головой, на уровне груди, одной рукой, двумя, стоя, в прыжке и так далее. Нужно помнить, что ждать мяч не ждут, а выбегают или выпрыгивают ему навстречу!

Передача мяча – это целенаправленное его перенаправление партнеру, находящемуся в более выгодной позиции. Точнее и удачнее передачи происходят, если мяч передают двумя руками от груди.

Ведение мяча – это передвижение с мячом с разной скоростью в разных направлениях.

Вести мяч можно разными способами. Познакомься с ними, изучив таблицу.

Для техничного ведения мяча нужна координировать действия рук и ног, контроль угла отскока мяча от площадки.

Броски мяча в корзину тоже нужно отрабатывать, ведь от них зависит результативность команды.

Мяч в корзину можно бросать по разным траекториям, но от траектории полета мяча будет зависеть точность броска.

Выбор броска зависит от игровой ситуации, личных предпочтений игрока и его роста.

Самый распространенный бросок – это бросок одной рукой от плеча. Бросок используется баскетболистами с дальней и средней позиции.

Бросок одной рукой сверху используют при атаке из-под щита.

В 50-х годах ХХ столетия появился стритбол или уличный баскетбол, в который играют на асфальте. Размер стритбольной площадки в 2 раза меньше традиционной баскетбольной и в игре принимают участие 6 игроков, по 3 из каждой команды. Корзина одна. В 2020 году стритбол по решению ФИБА будет включен в программу летних Олимпийских игр в Токио.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1.Найдите на географической карте страну, в которой впервые прошли олимпийские баскетбольные соревнования.


Решение. Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1936 году. Первые олимпийские соревнования прошли в Берлине – столице Германии.

2. Отметьте верные утверждения.

Даны следующие утверждения

Все основные движения выполняются из стойки баскетболиста.

Ходьба – основной способ передвижения баскетболиста по площадке.

Прыжок с места получается ниже, чем прыжок в движении.

Передача мяча – основная баскетбольная техника.

Действительно, все основные движения в баскетболе выполняются из стойки баскетболиста. Первое утверждение верное.

Игроки передвигаются по спортивной площадке очень быстро, они не ходят, а бегают. Значит, второе утверждение неверное.

Прыжок с места, действительно, менее мощный и менее высокий, чем прыжок с движения. Утверждение верное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Баскетбол. Совершенствование техники передачи и ведения мяча.

Цель урока: Формировать навыки и умение выполнять упражнения в соответствие с игрой в баскетбол.

Задачи урока:

Развивающие: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движения .

Образовательные: совершенствование техники передачи и ведения мяча.

Воспитательные: воспитание коллективизма, чувства соперничества, популяризация баскетбола среди подрастающего поколения.

Форма проведения: поточно-групповая, соревновательная.

Инвентарь и оборудование: мячи баскетбольные, площадка с разметками.

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

І.

Вводно- подготовительная часть – 12 минут

  1. Построение.Приветствие.Объяснение задач урока.
  2. Повороты на месте- направо, налево, кругом.

Проверить внешний вид и готовность к уроку.

  1. Чередование бега лицом и спиной вперед по команде учителя.

Темп бега несколько увеличить. Команды подавать неожиданно через разные промежутки времени.

  1. Перемещение приставными шагами правым и левым боком по периметру баскетбольной площадки.

По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. Ступни не перекрещивать.

  1. Бег в чередовании с остановками прыжком, имитацией передачи о ловле двумя руками от груди на месте.

Остановка по свистку. Обратить внимание на согласованность движения рук и ног.

  1. – И.П.- Стойка баскетболиста. Рывок от лицевой линии до линии штрафного броска, остановка прыжком, бег спиной вперед до лицевой линии.

Упражнения в движении.

  1. Кисти вывернуть, руки вперед.
  2. И.П.
  3. Кисти вывернуть, руки верх.
  4. И.П.руки перед грудью

1-2. Рывки перед грудью, руки согнуть в локти.

3-4. Рывки, руки в стороны, ладони вверх.

И.П. правая вверх

3-4. Поменять положение рук

1-4. Круговые вращения рук вперед

5-8. Круговые вращения рук назад.

Шаги частые и короткие. Остановки выполнять поочередно поворотом направо и налево.

Руки в локтевом суставе не сгибать.

Как можно выше поднимать колено

Стараться достать носок кистями рук.

ІІ.

Основная часть – 27 минут

Ловля и передача мяча от груди на месте в парах.

Построение в две шеренги лицом друг к другу, на расстоянии 3м. Согласованность движений рук и ног, захлестывающие движения кистями

2.Передача мяча двумя руками от груди с шагом вперед сзади стоящей ногой, ловля шагом назад.

Увеличить расстояние до 3,5 м. Согласованность движений рук и ног.

3.Прыжки на левой ноге до боковой линии и обратно на правой.

Соревнование: какая шеренга выполнит быстрее.

4. Ловля и передача двумя руками от груди и обратно

Шагая навстречу мячу, при ловле не отворачивать голову , смотреть на мяч. Согласованность движений рук и ног.

5.Ведение правой и левой рукой от груди с шагом вперед

Првильное положение кисти на мяче и длительное его сопровождение пальцами. Мяч передавать партнеру по команде уителя.

6.Ведение мяча правой и левой рукойшагом по прямойот одной боковойлинии к другой и обратно.

Построение в две шеренги вдоль боковой линии лицом друг к другу; до противоположной боковой линии мяч вести правой рукой, обратно левой и передать партнеру. Кисть на мячнакладывать сверхуи немного сзади.

  1. Прыжки на двух ногах на месте, подтягивая колени к груди.

Прыжки выполнять во время ведения партнера. Туловище держать прямо.

  1. В паре- одна передача мяча в руки партнеру, другая в пол, передачи выполняются одновременно

Деление класса на две команды

Эстафеты с мячами

  • Две команды в колонну по-одному лицом к стенке, у первого мяч; игрок №1 делает передачу мяча в стенку, встает последним в колонну; игрок №2 ловит мяч и продолжает эстафету; выигрывает команда, допустившая меньше ошибок;
  • И.п.- тоже; игрок №1 делает одну передачумяча вверх над собой – ловит, другая передача в стенку и встает последним в колонну; игрок №2 ловит мяч и продолжает эстафету.

Две команды. Каждой из команд необходимо выполнить 10 передач между игроками своей команды.Команда соперника стремится перехватить мяч и также выполнить 10 передач.Во время выполнения передач нельзя передвигаться по площадке, выполнять ведение мяча.За каждую победу команда получает очко. Побеждает команда набравшая большое количество очков.

ІІІ

Заключительная часть – 3 минуты

Выполняется упражнение на восстановление дыхания.

Учащиеся медленно восстанавливая дыхание, передвигаются по залу. Стараясь определить свое восприятие 1 минуту. Как только участник решает, что время истекло, останавливается на месте. Преподаватель следит за временем по секундомеру и определяет победителя / ученика наиболее точно определившего время/

Подведение итогов урока.

Отметить наиболее активных и пассивных, лучших в овладении ведением мяча и передачи мяча.


Цель: формирование и развитие двигательных навыков у учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Совершенствование техники передачи, ведения мяча.

2. Совершенствование броска в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке с близкого расстояния из–под щита.

Развивающие:

1. Развивать игровую выносливость и быстроту двигательной реакции.

2. Укрепление мышечного корсета учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитание инициативности и самостоятельности у учащихся.

2. Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению и напряжению).

Инвентарь: мячи баскетбольные, набивные мячи, свисток, гантели (гранаты)

Содержимое разработки

План-конспект урока по физической культуре

Цель: формирование и развитие двигательных навыков у учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Совершенствование техники передачи, ведения мяча.

2. Совершенствование броска в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке с близкого расстояния из–под щита.

Развивающие:

1. Развивать игровую выносливость и быстроту двигательной реакции.

2. Укрепление мышечного корсета учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитание инициативности и самостоятельности у учащихся.

2. Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению и напряжению).

Инвентарь: мячи баскетбольные, набивные мячи, свисток, гантели (гранаты)

Место проведения: спортивный зал МБОУ Лицей № 28

Дата проведения: 09.12.2017

Учитель: Шабулин Евгений Олегович

Организационно- методические указания

О с н о в н а я ч а с т ь 20-25 мин

На носках, на пятках, с перекатами с пяточки на носок, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы

3. Равномерный бег.

- бег с изменением направления

- бег с ускорением

- бег с переходом на ходьбу перестроением в колонну по 2 дроблением и сведением

- приставные шаги правым боком

- приставные шаги левым боком

4.Бег с переходом на ходьбу.

4. ОРУ в движении с мячом:

1.ИП - мяч в руках

1-подбросить мяч правой рукой над собой сделать 5 хлопков

3- подбросить мяч левой рукой над собой сделать 5 хлопков

2. ИП – мяч в руках.

3. ИП – мяч в руках

1-4 круговые движения в правую сторону мячом вокруг туловища.

4. ИП – мяч в руках за спиной

1 – подбросить мяч вперед над собой через правое плечо

3- вернуть за спину

5- тоже через левое плечо

7- вернуть за спину

5. ИП – мяч в руках внизу на уровне колен

1-4 -согнуть колени мяч прокрутить в левую сторону

6. ИП – мяч в руках внизу

1 – выпад правой ногой мяч через ногу

3- выпад левой ногой мяч через ногу

7. ИП – мяч в руках внизу

1- выпад правой ногой мяч прокатить под ногой

3-выпад левой ногой мяч прокатить под ногой

8. ИП – мяч в руках соединить весь комплекс упражнений

Проверить равнение в строю, осанку.

Следить за осанкой, соблюдать дистанцию в строю.

Бежать лёгким бегом.

Соблюдать дистанцию в строю.

По диагонали, выполнить по сигналу

Передвигаться в защитной стойке.

Выполнять подброс повыше

Руки держать при выполнении прямые

Держать мяч плотно в руке

Выполнять подброс мяча с максимальной амплитудой

Колени сгибать двигаясь в полу приседе

Выпад делать глубже

Выпад делать глубже

Следить за последовательностью

1. Упражнение в парах с мячом в движении:

а) Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении;

б) ведение мяча с противодействием защитника: первый в колонне, разворачиваясь к сзади стоящему партнёру лицом. Имитирует защиту, отходя спиной вперёд; второй выполняет ведение мяча вперёд, делая рывки вправо – влево.

2. Круговая тренировка

Упражнения с набивными мячами:

а) ловля и передача набивного мяча:

- двумя руками от груди;

- двумя руками из-за головы;

- правой рукой от плеча;

- правой рукой от плеча.

б) те же упражнения, но из положения сидя.

а) Бросок мяча в кольцо: в колонне по одному выполнить бросок мяча в щит, следующий игрок выполняет подбор мяча и бросок.

б) Игрок 2,передав мяч двумя руками от груди игроку 1,стоящему с правой стороны, начинает движение к кольцу, получает обратную передачу и выполняет в прыжке бросок одной рукой в корзину, подбирает мяч и передаёт игроку 3. После выполнения всеми игроками колонны игрок 1 меняется местами с игроком 2.

Передачи со сменной мест.

а) 3 (4) игрока поочерёдно передают мячи игроку 4 (5), получая от него обратные передачи. Меняться местом с ведущим поочерёдно;

б) в четвёрках передачи двух мячей со сменой мест после выполнения передачи.

В) передача в четвёрках трёх мячей.

а) Упражнения с гантелями:

- и. п.- ноги на ширине плеч, гантели внизу.

Сгибание – разгибание рук

- и. п.- ноги на ширине плеч, гантели вверху. Сгибание – разгибание рук.

Б) и. п.- сед согнув ноги, держась носками за рейку гимнастической стенки, руки на плечо с крестно. Опускание-поднимание туловища.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для обучения и совершенствования техники передачи мяча в баскетболе.

Упражнения для обучения техники ведения мяча.

3.1. Обучение технике ведения мяча в парах

3.2. Обучение ведению мяча с использованием полосы препятствий.

3.3 Обучение ведения мяча с изменением направления движения.

4. Список литературы.

Передача - язык баскетбола. Игрок, не умеющий передавать мяч так, как требует сложившаяся обстановка на площадке - глухонемой. После бросков в корзину передачи являются вторым важным приемом игры. Чтобы выполнить бросок, игрок должен овладеть мячом, а это обычно делается по средством передач. Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, и тренеры ценят такого игрока не меньше, чем самого результативного.

Передачи мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого тренера состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только тренер может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.

Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками - от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой - снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.

1.Основы ловли и передачи мяча.

Перед тем, как передать мяч, игрок должен поймать его. Азбука ловли мяча:

1.Смотреть на мяч, пока он не будет зафиксирован в двух руках.

2.Принимать мяч на кончики пальцев.

3.Держать мяч пальцами.

4.При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.

5.Движением рук и кистей смягчать прием мяча.

6.Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва.

7.Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок овладеет им.

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Ведение различают по основным способам:

• высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160°).

• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").

При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами:

ударом перед собой,

ударом за спиной или между ногами,

2. Упражнения для совершенствования технике передачи мяча в баскетболе.

Передачи мяча. Это самый эффективный способ продвинуть мяч к корзине противника. Передавать мяч можно двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.

Существуют и другие виды передач, например, передача за спиной, но они требуют опыта. Во всяком случае, следует избегать сложных видов передач, пока в совершенстве не были освоены основные.

Сначала передачи выполняются медленно, стоя на месте. Затем они тренируются в движении, посылая мяч в неподвижную цель. И наконец, переходят к передачам в движении движущемуся партнеру.

Чтобы поймать мяч, руки к нему вытягиваются с расставленными пальцами и, как только мяч коснется пальцев, согни руки, притягивая мяч к груди.

Тренируясь в передачах, необходимо помнить о следующем:

Передачи должны выполняться быстро и точно в цель.

Делать передачу необходимо на уровне груди партнера.

Необходимо маскировать передачу, глядя в сторону от партнера и следя за ним периферическим зрением. Противнику труднее перехватить такую передачу.

Мяч ловится и передается пальцами.

В большинстве случаев при передачах мячу необходимо придавать легкое обратное вращение. Это способствует правильной траектории полета мяча.

После выпуска мяча пальцы должны быть направлены на партнера. Это способствует точности передач.

Баскетбол – командная игра, где требуется быстро доставить мяч ближнему к корзине партнеру. Лучше всего сделать это с помощью хорошей передачи. Хороший распасовщик исключительно полезен команде. Совершенствовать навыки передач нужно постоянно.

Ниже предлагаются для внимания упражнения для обучения и совершенствования техники и передачи мяча в баскетболе:

Движение игрока без мяча

Передача мяча на месте.

Передача мяча в колонне:

а) со сменой мест.

б) без смены мест

Передачи в стену. Первый партнер делает передачу мяча в стену. Второй – ловит отскакивающий от стены мяч.

Передачи мяча по кругу.

Передачи мяча в шеренге

а) со сменой мест

б) без смены мест.

Передача двумя мячами поочередно.

Передачи мяча делаются центральному.

Передачи с отскоком об пол одним мячом.

Средний игрок выполняет прыжки

с поворотом на 180˚

передачи мяча в колоннах.

Выполняется двумя мячами по типу

9) Передача мяча в движении.

Выполняется в двух

колоннах на расстоянии

10-15 метров, двумя мячами.

Передачи по кругу. Выполняются 2-3 мячами. Со сменой направления движения.

а) приставным шагом

б) обычным шагом

3)Передачи мяча в тройках. Одним мячом. Упражнение завершается броском по кольцу.

а) участвуют две команды. Упражнение выполняется одним мячом.

б) участвуют две команды. У каждой команды по мячу. Выигрывает команда, которая быстрее выведет из игры всех игроков противоположной команды.

5)Передача в движении. Игрок

передает мяч ближнему игроку №1,

бежит по прямой ему возвращают

мяч, он передает мяч игроку №2,

продолжает движение, ему

возвращают мяч. Выполняет ведение

6) Игроки в парах выполняют

передачу одновременно по

прямой, а бегут и получают мяч

Водящий, касающийся мяча,лвстает на место игрока, который передавал этот мяч.

Ближнему игроку мяч передавать запрещается.

9) Сидя по кругу, игроки

Делают передачи влево-вправо

Игроки двух команд располагаются

по кругу через одного. Нужно

догнать и обогнать мяч противоположной команды.

Учебная группа разбивается на команды.

Капитан стоит на расстоянии 2-3 м от своей команды,

выстроившейся в колонну. Капитан стоит лицом к своей команде.

Капитан передает мяч 1-ому стоящему в колонне, тот ловит его и передает обратно, а сам садится. Так, капитан делает передачи каждому в своей команде. Поледний в колонне ловит мяч и бежит с ним на место капитана, а капитан становится первым в своей команде. И так до тех пор, пока капитан не встанет на свое место.

Передачи на месте в парах, в стену (каждый с мячом).

а) с высоким подниманием бедра;

б) с захлестыванием голени;

в) с прыжками в высоту и в сторону;

г) с поворотами на 360˚;

д) с приседаниями;

ж) лежа на животе;

з) двумя мячами в сену.

Передачи мяча в движении в парах.

а) приставным шагом;

б) лицом к кольцу;

в) с перехватом мяча;

г) с перехватом мяча с двух сторон;

3.Упражнения для обучения техники ведения мяча

Общая характеристика обучения техники ведения мяча.

Непосредственное обучение ведению мяча.

Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении:

Игры для совершенствования ведения мяча

А) пятнашки с ведением мяча;

Примерные этапы полосы препятствий

Оценивание полосы препятствий

Обучение ведению мяча при приближении с соперником.

Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся на молниеносное переключение от одних действий к другим. Ошибки исправлять индивидуально.

Акцентировать внимание на отличиях в и.п. при ведении мяча правой и левой рукой. Исключать преждевременного (до выпуска мяча) отрыва опорной ноги от пола. В каждом задании чередовать ведение правой и левой рукой. В случае исключения отдельных деталей техники (например, ведение мяча перед ногами) у нескольких учеников исправление ошибок производить групповым методом, используя ранее изученные подводящие упражнения (блок упражнений в ведении на месте)

Контролировать и.п. перед началом ведения, правильность начала движения и техники ведения приема. За грубые ошибки начислять штрафные очки.

Победителя определяют по быстроте и точности выполнения задания. Баскетбол в 4 – 11 классах.

3.1 Обучение технике ведения мяча.

В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча – высокое и низкое - дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.

Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.

Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже – без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения.

Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.

Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий.

Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.

Примерные игровые задания и подвижные игры

на ведение мяча в движении.

Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.

Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.

Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.

Хорошо зарекомендовали себя и используемые на уроках игры для совершенствования ведения мяча.

Игрока или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.

В а р и а н т: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у соперника.

В а р и а н т: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.

В а р и а н т: расстояние между учениками – 4 м; колонна учащихся с мячами движется с ведением мяча как по ходу второй колонны, так и навстречу ей.

Читайте также: