Составление рассказа об игрушке дидактическое упражнение что из чего средняя группа конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Образовательные:

формировать умение детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы;

упражнять детей в умении образовывать слова по аналогии;

употреблять в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых он и сделаны;

продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

Развивающие:

развивать диалогическую речь детей;

активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

воспитывать бережное и осторожное отношение к игрушкам;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Активизация словаря: игрушка, деревянная, резиновая, пластиковая

Предварительная работа : беседы, дидактические игры, разгадывание загадок,индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций.

Материал: кукла, мяч, пирамидка, кубики, машина, барабан, игрушки животных, пособие Язычок, схема описания игрушки.

Воспитатель: Я гляжу и нахожу желтые предметы (круглой формы и др).

Дети находят, оглядываясь, загаданный предмет.

Воспитатель: проходите, мальчики и девочки, садитесь.

Дети садятся полукругом на стульчики.

Воспитатель (берет в руки куклу): Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Как ее зовут?

Дети подбирают имена.

Воспитатель: Да, это …. (называет имя, предложенное детьми). Кукла Катя пришла не с пустыми руками… А что она принесла, мы отгадаем. Согласны?

Воспитатель: Но прежде, ребята, разбудим наши язычки. И поможет нам наш Язычок.

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, что принесла Катя, мы должны разгадать загадки.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (Мяч)

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида) .

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

С виду инструмент простой.

Он внутри, совсем пустой.

По бокам обтянут кожей.

На кастрюльку он похожий.

Воспитатель: Скажите, как одним словом назвать предметы, которые принесла Катя?

Дети отвечают. (Игрушки)

Воспитатель: Катя просит нас рассказать об игрушках.

Воспитатель вместе с детьми по наводящим вопросам описывает одну игрушку.

Из чего сделано?

Из каких частей состоит?

Как можно играть?

Воспитатель: Встаньте, немного отдохнем.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (руки на поясе, пружинка)

Воспитатель: Теперь вы расскажите Кате о других игрушках.

Воспитатель спрашивает детей по желанию, оказывает необходимую помощь.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Напомните, о чем мы рассказывали сегодня? ( Дети отвечают.) Кате очень понравились ваши рассказы, и она дарит вам раскраски.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в разновозрастной группе

Цель: Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке.

Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Задачи : Формировать навык составления описательного рассказа об игрушке (с опорой на схему). Расширить и активизировать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение рассматривать предметы, рассказывать о них, называя цвет, форму и свойства. Предварительная работа: обучение составлению рассказа на основе схем.

Планируемый результат

Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, воспитателем и гостями.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой (игрушки)

Воспитатель : Ребята, какие у вас есть игрушки? (куклы, кубики, машинки)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что стоит у нас на полках? (куклы, мячик, домик, машинки). Как все это можно назвать одним словом? (дети отвечают хором-игрушки)
Воспитатель: Правильно ребята. Это игрушки.
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поиграем (дети выполняют движения за воспитателем )

Физкультминутка.
Мы топаем ногами: топ – топ – топ, (топают ногами)
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп – хлоп, (хлопки руками)
Качаем головой! (кивки головой)
Мы руки поднимаем, и руки опускаем (поднимают и опускают руки)
Мы руки подаем, (разводят в стороны)
И бегаем кругом! (бег по кругу)

Воспитатель : Хорошо, теперь повторим ещё раз, только побежим в другую сторону.
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а теперь тихо сядем на свои места (раздается громкий стук в дверь).
Воспитатель: Кто-то пришел к нам в гости (открывает дверь и видит на пороге пирамидку с бантиком)
Воспитатель : (говорит от имени пирамидки): Здравствуйте ребята, вы меня узнали? (да, это пирамидка)
Пирамидка: Я пришла к вам из магазина игрушек за помощью. Я хочу, что бы вы составили про меня рассказ. А волшебные листочки вам помогут, а то я совсем ничего о себе не знаю.
Воспитатель: Ребята, поможем пирамидке? (да).
Воспитатель: Какого цвета пирамидка? Как одним словом можно это сказать? Пирамидка разноцветная (дети повторяют хором – разноцветная). Форма пирамидки похожа на треугольник, (дети хором — пирамидка треугольная). Какой величины наша пирамидка? (дети хором — маленькая).Из чего же сделана пирамидка? Пирамидка сделана из пластмассы (дети повторяют хором), она гладкая, холодная, легкая. Из чего состоит пирамидка? (дети -пирамидка состоит из колечек и палочки). Ребята, что же можно делать с пирамидкой? (играть, собирать и разбирать)
Воспитатель: Ребята, послушайте какой я составила рассказ: Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамидка похожа на треугольник. Пирамидка маленькая. Сделана она из пластмассы. Состоит пирамидка из колечек и палочки. С пирамидкой можно играть, разбирать и собирать.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать про пирамидку? (рассказ детей с помощью воспитателя)
Воспитатель :- Молодцы, вы очень постарались. Пирамидка, тебе понравилось?
Пирамидка:- Да, очень. А по другие игрушки можете рассказать что-нибудь хорошее?
Воспитатель: - Конечно, ребята знают много ласковых слов об игрушках.

IMG-20181212-WA0015-1-1.jpg

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материал, из которых они сделаны)

1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки - медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

Активизация слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровой

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2.Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход ООД:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим игрушку -мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка – мишка.

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишка?

Дети: У мишки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишки на голове?

Дети: У мишки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишки голова круглая, туловище овальное.

Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишкой?

Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишку.

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Цель: учить называть предмет и его описывать. (5 различных игрушек)

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете.

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик сделан из резины. Значит он резиновый.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Дети: отвечают…..(резиновые)

Воспитатель: Из железа? Из дерева?

Дети: (Железные), (Деревянные).

Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала сделана машина?

Дети: Машина сделана из пластмассы. Она пластмассовая.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. (составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями?

Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

IMG-20181212-WA0012-1_(1)-1.jpg

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие..

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Развитие всех компонентов устной речи детей;

Активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Формирование умения согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии), правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (кукол, колец, шаров, вилок, лопаток…).

- Практическое овладение воспитанниками нормами речи;

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.

Развитие умения рассказывать: описывать предмет

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Воспитательные задачи: - Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

- Воспитывать взаимопомощь и симпатию.

Методические приемы:

Ход организованного вида деятельности:

Мотивация. К нам пришел гость.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Загадка о Неваляшке.

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Неваляшку чуть погромче.

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Неваляшку громко.

«Наша неваляшка — веселая игрушка, — продолжает воспитатель. — Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться.

Неваляшка: Я засмотрелась на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

Мы с игрушками играем…

Воспитатель: Мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут описывать свои любимые игрушки по плану:

1)Кто это? Что это?

2) Форма, цвет, величина, материал.

3) Детали: глаза, губы, щеки, одежда…

4)Характер: веселая, грустная, хитрая, строгая…

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

Воспитатель: Конечно, мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. Мы с игрушками играем. Мы игрушки называем

Куб-кубик, гном-гномик, дом-домик, кружка-кружечка…

Мяч-мячей, шар-шаров, кольцо-колец, лопатка-лопаток….

Неваляшка приглашает детей в кафе и угощает соком в стаканчиках с изображением фруктов. Дети называют сок и из чего он сделан. Я люблю малиновый сок из малины….

Читайте также: