Соната 2 с прокофьева 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Любомищенко Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского
Населённый пункт: Ростовская область, Каменоломенский сельский р-н.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Соната" 7 класс
Раздел: среднее образование

Организационный момент

Приветствие детей

Организационно-мотивационный этап

Оценочно-результативный этап.
Что нового учащиеся узнали на уроке?
III.

Домашнее задание:
Подготовить материал по учебнику стр. 102- 109.
Учитель:
Сегодня вы все хорошо работали на уроке, всем спасибо, до свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : продолжить знакомство учащихся с музыкальным жанром "соната", научиться определять разделы сонатной формы, проследить за главной и побочной темой и уметь определять драматургию музыкального произведения. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения; оценить собственную деятельность на уроке, познакомиться с понятием сонатная форма.

1.Организационный момент.

Встало солнце рано - рано:

Плещут волны океана:

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

С высоты кивают горы:

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Над родною стороною

И с тобою и со мною

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

- Какое настроение у этой песни?

-О чем поется в этой песне?

Учитель приветствует: здравствуйте ребята!

Психологический настрой на урок

А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Учитель комментирует: “Создание фильма 1975 г., время, когда человек впервые вышел в космос.Слайд№3. Отсюда и характер песни – певуче – лирический настрой, черты русского характера – романтика, мечтательность, умение преодолевать трудности, написана в форме вальса (романтическая направленность).

Первым человеком, сделавшим шаг в космос, стал советский космонавт Алексей Леонов. Слайд№4. Он не только ощутил, как мала наша планета, но и осознал ответственность каждого человека за судьбу мира.

Давайте ещё раз посмотрим на нашу планету, но только глазами художников разных эпох”.

2.Повторение ранее изученного материала.

Мотивация к уроку

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Музыкальное приветствие "Здравствуйте"

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Все ли готовы к уроку?

Учитель: Тогда вперед!

II. Актуализация знаний (3 мин.)

1 На доске вывешиваются листочки со словами: соната, камерная музыка, циклические формы в музыке.

2.Учитель просит объяснить значение этих слов.

3.Организует беседу, выявляющую знания или затруднения учащихся.

Анализируют пытаются объяснить значение слов (опираясь на ранее изученный материал).

1. Исходная мотивация

Учитель: Молодцы! Вот музыка и вошла в наш кабинет. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна музыка? Через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие чувства, мысли и рассказывать о важнейших событиях. Правда? Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять одно музыкальное познание. Оно ждет нас впереди, а сейчас я предлагаю послушать одно известное музыкальное произведение.

Я не случайно начала урок с Лунной сонаты Бетховена, Как вы думаете, о каком музыкальном жанре мы будем с вами сегодня говорить? Вспомним, какие основные музыкальные жанры бывают (по способу исполнения: вокальные и инструментальные). Давайте определим тему нашего урока. (соната). Запись в тетради даты и темы урока.

Давайте вспомним, что же такое соната?

Какая музыка называется камерной? (Это музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов и предназначенная для исполнения в небольшом помещении.

И что такое циклические формы в музыке? (Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения , предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла).

III.Постановка учебной задачи (2 минуты)

Учитель : Итак, исходя из темы нашего урока, какую цель мы можем перед собой поставить?

Цель: продолжить знакомство с музыкальным жанром "соната",

Учитель: знаете ли вы, как определить разделы сонатной формы? Значит, что мы должны сделать на уроке?

Дети: научиться определять разделы сонатной формы.

Учитель: Будем ли мы петь? Значит какая еще цель у нас будет? Работа над вокально-хоровыми навыками.

Учитель: Исходя из цели, какие задачи мы поставим перед собой? Можем ли мы воспользоваться учебником для постановки задач? (открываем учебники на стр.102-105). Что мы должны изучить на уроке?

Дети: познакомиться с понятием сонатная форма, изучить три раздела сонаты, прослушать сонату № 8 ("Патетическую") Л. Бетховена, проанализировать содержание ее частей.

IV этап (основной) – погружение в тему урока (15 мин.)

1.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать?

Ответы детей

Учитель: Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.

Как вы думаете, сонаты писали только для одного инструмента или для нескольких?

Ответы детей.

Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но. Вот например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты.

У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но.

У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но. У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но. (показ портретов)

То есть, какой мы можем сделать вывод? Какие композиторы писали сонаты?

Ответы детей

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно сравнить музыкальный жанр сонату с литературным жанром повестью или романом? Почему?

Ответы детей

На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с структурой сонаты. Из каких частей она состоит?

Ответы детей.

Учитель: Мы подошли с вами к такому понятию, как сонатная форма. Как вы это понимаете? Чтобы расширить ваши знания, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 102 , найти и записать, из каких разделов состоит сонатная форма. Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями.

Учитель: Что такое кода?

Дети : Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Какой мы можем сделать вывод? (сонатная форма - это. )

Ответы детей.

(музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция).

Учитель: Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал знакомый вам композитор. Какой? (догадываются, познакомившись с текстом учебника).

Учитель: Название сонаты у вас перед глазами, на доске. Как она называется?

Дети: Патетическая

Ответы детей

Учитель: Кто ответил правильно-ставит на полях "5" баллов

Учитель: Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому. Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности



Образовательная цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах.

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

1. Организационный момент (2 минуты)

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерно-инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы вас спросить, а что такое камерная музыка?

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Ответы детей: камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог ;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

Сейчас я предлагаю вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. Серенада, каприс, ноктюрн, фуга, баллада, прелюдия, этюд, баркарола, романс, соната. Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.

На слайде есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты) Я, думаю, вы без труда справились с этой творческой работой. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые вы выписали в третий столбик.

Ответы детей: серенада, баллада, баркарола, романс.

Дети предполагают, отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

Ф. Лист написал этюд по Капрису №24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?

Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.

Ответы детей: да, знакома, мы слушали это произведение на наших уроках.

Ответы детей: каприс – это произведение изысканное и виртуозное.

Дети отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

Методы и приемы

Дирижерский жест, собственный показ.

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

Подведём итоги нашего урока:

- Как называлась тема нашего урока?

- Что такое транскрипция?

- С творчеством каких композиторов мы с вами познакомились?

- Что такое камерная музыка?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

Образовательная цель: знакомство учащихся с сонатной инструментальной формой.

Предметные: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля Л. В. Бетховена, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

1. Организационный момент (2 минуты)

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор?

Что же такое соната?

Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

Как вы думаете, сколько в ней частей?

Большинство сонат состоит из трёх частей.

Дети отвечают на вопросы.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог ;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

Какой композитор изображен на экране?

На экране изображен Людвиг Ван Бетховен.

Что вам известно о композиторе?

Бетховен - немецкий композитор и пианист. Он родился в 1770 году в городе Бонне. Отец композитора был певцом, тенором в придворной капелле. Еще в раннем возрасте обнаружил дарование сына, и хотел сделать из него второго Моцарта, поэтому стал обучать юного Бетховена игре на клавесине и скрипке.

Внимательно посмотрите на портрет композитора, какой характер вы видите в его чертах лица?

Да, действительно, черты лица композитора резкие, композитор не отличался особой мягкостью, был вспыльчивым, резким человеком, хотя его и считали добрым человеком.

Музыка Бетховена воплощает в себе образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе раскрытия музыкальных тем, в борьбе идей выраженных в звуках.

Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

Патетическая соната Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни Бетховена.

Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому. Он являлся австрийским придворным и меценатом, покровитель композитора.

Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты.

Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате.

Начало сонаты действительно необычно. Быстрой музыке первой части предшествует обширное медленное вступление. Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу.

А сейчас внимание на слайд. Какой композитор изображён на экране?

1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности.

1.вар. ускорение темпа, которые придают ей взволнованность.

2 вар. танцевальность, чувствуются мягкие “реверансы” поклоны в конце фраз.

3 вар. благодаря смене лада (минор) появляется оттенок грусти, некоторой встревоженности.

2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста.

3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена.

Посмотрите на слайд, кто изображён на экране?

Мы с вами прослушаем первую часть сонаты.

Читайте также: