Конспект урока глагол 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,

они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).

Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)

Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..

- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.



- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)

- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).

Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р

Работа в парах.

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.

Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

3. Усвоение новых знаний.

- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)

Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)

- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!

Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!

Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!

(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):

Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.

- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)

4. Закрепление новых знаний.

На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.

Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)

Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!


Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)

Цели: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Предметные : учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Л ичностные : учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Тип урока : открытия нового знания .

Методы и приемы

Создание положительного настроя на урок

Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Пр.: каллиграфическая минутка,

словарный диктант, самостоятельная работа

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня повторяем написание буквы Оо.

Записывайте под диктовку слова. Будьте внимательны! Выделяйте орфограммы и ставьте ударение. (1 ученик работает у доски)

Народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец.

Проверка: 1 ученик выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях.

- Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку.

- У кого 1 ошибка? 2 и 3? Исправляйте.

-Разбор слова. (ясный)

-1 ученик выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях

Летит над речкой зимородок.

Формировать навык письма

Записывать словарные слова в тетрадь

Отвечать на вопросы

Выполнять задание у доски

Р: планирование последовательности действий

Л: оценивание усваиваемого материала.

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Пр.: составление предложения

Пришла зима закружились в воздухе первые снежинки ночью выпал густой снег утром звери и птицы оставили следы вот прыгнул зайка а этот след лисы ведет в кусты.

-Найдите грамматическую основу в каждом предложении.

-Найдите слова с орфограммой ЖИ-ШИ. (Закружились, снежинки)

-Найдите глагол, который отвечает на вопрос что делает? (ведет)

Как определили, что слово ведет -глагол? (обозначает действие предмета)

- Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы)

- Какова тема урока?

- Какие задачи мы можем поставить на этом уроке?

Делить текст на предложения

Отвечать на вопросы

Находить грамматическую основу предложений

Формулировать тему и задачи урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Пр.: анализ языкового материала

- Что же такое глагол? (часть речи)

- Что такое часть речи? (группа слов).

Откройте учебник на стр.70, упражнение 120

-Докажите что вы правильно выполнили задание. ((Что делает?) наступает, слово обозначает действие- это глагол)

-Разбираем остальные слова.1 ученик у доски

-Составьте из слов предложения. (Наступает весна. Тает снег. На реке потемнел лед. Прилетели грачи. Скоро в лес прилетят скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.)

-Придумайте 1 предложение . Выделите в них грамматическую основу.

1 ученик у доски

Отвечать на вопросы

Составлять из слов предложение

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ребята, встаньте со своих мест. Немножко разомнемся.

Почему повсюду лужи?

(Развестируки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.)

Выполнять движения вместе с учителем и одноклассниками

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Пр: работа по карточкам

Находить грамматическую основу, парные согласные

-Задания на карточках.

-Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

1) По овражкам бегут веселые ручейки.

2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.

3) Мы увидели огромный дом

Упражнение 121, страница 70

- Найдите у. 121. Прочитайте задание.

-О чем этот текст?

-Назовите в тексте глаголы.

-Давайте попробуем прочитать текст без глаголов.

-Понятен ли смысл предложений?

-Для чего нужно глаголы?(чтобы назвать действия, которые выполняют предметы.)-Выпишите 2 предложение.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

УМК: Школа России.

Цель урока: Овладение понятием "глагол" и умением находить его отличительные признаки. Формирование представления о функции глагола.

Форма работы: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Задачи:

  • Сформировать представление о глаголе, уметь находить и определять глагол в тексте, овладеть умением ставить вопросы к глаголам.
  • Развивать творческую деятельность и коммуникативные качества, формировать понимание о значении глагола в речи, создать доброжелательную атмосферу на уроке.
  • Осуществлять самоанализ, то есть проводить рефлексию; продолжать формировать умение слышать и слушать.
  • Понимать предоставленную информацию, фиксировать ее разными способами и уметь соотносить ее с уже имеющимися знаниями.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть сегодня! На этом уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Ее название вы сформулируете сами, но для этого каждому из вас нужно быть предельно внимательным. Но для начала давайте улыбнемся друг другу и подарим отличное настроение!

Актуализация знаний

Минутка чистописания
- Предлагаю вам поиграть в игру. Мальчикам нужно будет написать заглавную и прописную букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук, а девочкам нужно будет сделать то же самое, но только написать те буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук. Затем вам нужно будет поменять тетрадями друг с другом и проверить, правильно ли ваш сосед выполнил мое задание.

- Молодцы, ребята! Ни у кого это задание не вызвало затруднений, я очень рада этому!

Словарная работа
- Ребята, посмотрите все на доску. Перепишите все слова, вставляя пропущенные буквы.
Изм..ениться, св..стеть, уд..вить, обл..гчить, укр..еплять, с..лить, в..лна

- Теперь объясните, по какому принципу вы вставляли пропущенные букву? Назовите проверочные слова. Правильно!

- Как вы думаете, ребята, какое слово было лишним? Почему?
- Расскажите друг другу все, что вы знаете об имени существительном. (взаимопроверка)

- Нужно будет охарактеризовать каждое слово, то есть сказать к какой части речи оно относится , что обозначает и на какие вопросы отвечает.

Выявление места и причины затруднения

- У нас остались еще пара слов. Вы можете назвать часть речи к которой они относятся? Почему?
- А вам хотелось бы узнать про эту часть речи?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно будет составить слово из первых букв данных на доске букв:

Говорить
Ладить
Авторизовать
Гадать
Обучать
Лаять

Запишите в тетрадь слово, которое у вас получилось. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое глагол, что он обозначает, и на какие вопросы отвечает.

Этап открытия нового знания

- Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля, чтобы узнать какое определение нам дается.
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

- У каждого из вас на паре лежит отрывок из текста "Удивительные глаголы". Давайте вместе прочитаем его.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, "глаголит" о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.

Что такое глагол

Что такое глагол

Физминутка

Мы немного отдохнем
И глаголы назовем:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,

Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!

Конкретизация и уточнение первоначальных понятий

- Ребята, откройте учебник на странице 68.Давайте попробуем сравнить наши предположения с правилом, который нам дан в учебнике и выполним упражнение 116.
- Сейчас мы с вами будем наблюдать над словами, которые могут обозначать действие предмета. Сейчас я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетрадь образовав от них глаголы.

Ход, блеск, стон, свет, покупка, лень, обед, работа.

- Молодцы! А что обозначают все эти глаголы?
- Даже глагол "лениться" будет обозначать действие, потому что обозначает на вопрос "что делает?"
- Ребята, а может ли быть одно слово относиться и к существительному и к глаголу? Вообще может ли одно слово относится к нескольким частям речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вам нужно будет записать их распределяя их в два столбика. В первый столбик нужно будет записать существительные, а во второй глаголы. Я буду вызывать вас по одному к доске.

Нож, светит, компьютер, кнопка, резать, течет, отчет, гладить, ездить, плавать, ехать.

- Трудно ли вам было при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово "пила" это существительное. Ребята, что необходимо сделать, чтобы доказать это?
- Давайте попробуем составить два предложения с этим словом.

Например: У папы в гараже лежит (что?) пила. Этим вечером она (что делала?) пила только виноградный сок.
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же слово может быть разной частью речи.

Подведение итогов урока

- Ребята, было ли вам интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении какого-нибудь задания?
- А что вам понравилось больше всего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики научатся определять глаголы в тексте, делить глаголы по значению, получат возможность научиться использовать части речи в предложении.

Ф.И.О учителя: Шентерякова Галина Михайловна

Цель: научатся определять глаголы в тексте, делить глаголы по значению, получат возможность научиться использовать части речи в предложении.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи, воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного.

Метапредметные:

Регулятивные - научатся самостоятельно организовывать свой рабочее место, понимать цель выполняемых действий.

Познавательные - научатся находить, сравнивать, группировать слова, получат возможность научиться находить, классифицировать части речи.

Коммуникативные - научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту, умение работать в группах, воспитывать внимательное отношение друг другу.

Оборудование: карточки, ИКТ, сигнальные карточки; Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. 2 ч. М: АСТ-Астрель, 2012; Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь № 2 М: АСТ-Астрель, 2012.

Сценарий урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

-Здравствуйте! Подарите мне свои улыбки, улыбнитесь друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться,

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Найдите в каждой строчке лишнее слово.

Запись на слайде:

снег зима идёт дождь

прыгают игра мяч кукла

дом дети ручка нарисует

Какие слова отметили? (идёт, прыгают, нарисует.) Что можно о них сказать? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?

Глагол – глаголить, говорить, высказываться.

Вывод. Глагол – часть речи (слово), которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает ?, что делают? и т.п.

На стр.100 в учебнике прочитайте правило и расскажите его соседу.

Что без меня предметы? Лишь названия:

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады и хлеб в полях растёт.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы выясним, для чего нужны глаголы, будем учиться различать их, а также будем учиться употреблять их в речи.

4.Открытие нового знания.

Чистописание. Рабочая тетрадь стр. 36.

Упр.1 стр.100.

-Как можно отличить глагол от других частей речи? (Задать вопрос)

-Выберите глаголы из списка. Комментированное письмо.

Беговой, бег, бегать; ходьба, ходит, пешеходный; прыгает, прыжок, прыгучий.

(Бегать, ходит, прыгает.)

Упр.3 стр.101.

-1вариант выписывает глаголы, обозначающие движение, а 2 вариант- глаголы, обозначающие состояние.

Ходить, бежать, плавать, ехать, двигаться, прилететь.

Болеть, спать, грустить, радоваться, лежать, волноваться.

5.Первичное закрепление.

-Образуйте от имён существительных глаголы. Работа по карточкам.(в паре)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Рабочая тетрадь стр.37 упр3.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Тетрадь, смелый, мел, читать, красивый, красить, трава, дерево, слушать, новый, умный, учить.

Читайте также: