Конспект урока глагол 2 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,
они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).
Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)
Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..
- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.
- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)
- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).
Ф | Л | Г | О | Т | В | Ь | Н |
А | А | А | Л | С | И | Л | О |
В | Г | Л | Щ | Е | Т | Е | Е |
И | Т | С | У | Ь | Ч | Е | Р |
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
3. Усвоение новых знаний.
- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)
Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)
- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!
Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!
Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!
(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):
Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)
4. Закрепление новых знаний.
На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.
Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)
Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!
Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)
Цели: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Предметные : учащиеся научатся видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Л ичностные : учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
Тип урока : открытия нового знания .
Методы и приемы
Создание положительного настроя на урок
Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
Принимать установку учителя
К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Пр.: каллиграфическая минутка,
словарный диктант, самостоятельная работа
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня повторяем написание буквы Оо.
Записывайте под диктовку слова. Будьте внимательны! Выделяйте орфограммы и ставьте ударение. (1 ученик работает у доски)
Народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец.
Проверка: 1 ученик выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях.
- Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку.
- У кого 1 ошибка? 2 и 3? Исправляйте.
-Разбор слова. (ясный)
-1 ученик выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях
Летит над речкой зимородок.
Формировать навык письма
Записывать словарные слова в тетрадь
Отвечать на вопросы
Выполнять задание у доски
Р: планирование последовательности действий
Л: оценивание усваиваемого материала.
П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.
Постановка учебной задачи и ее решение
Пр.: составление предложения
Пришла зима закружились в воздухе первые снежинки ночью выпал густой снег утром звери и птицы оставили следы вот прыгнул зайка а этот след лисы ведет в кусты.
-Найдите грамматическую основу в каждом предложении.
-Найдите слова с орфограммой ЖИ-ШИ. (Закружились, снежинки)
-Найдите глагол, который отвечает на вопрос что делает? (ведет)
Как определили, что слово ведет -глагол? (обозначает действие предмета)
- Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы)
- Какова тема урока?
- Какие задачи мы можем поставить на этом уроке?
Делить текст на предложения
Отвечать на вопросы
Находить грамматическую основу предложений
Формулировать тему и задачи урока
П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Пр.: анализ языкового материала
- Что же такое глагол? (часть речи)
- Что такое часть речи? (группа слов).
Откройте учебник на стр.70, упражнение 120
-Докажите что вы правильно выполнили задание. ((Что делает?) наступает, слово обозначает действие- это глагол)
-Разбираем остальные слова.1 ученик у доски
-Составьте из слов предложения. (Наступает весна. Тает снег. На реке потемнел лед. Прилетели грачи. Скоро в лес прилетят скворцы и жаворонки. Птицы запоют песни.)
-Придумайте 1 предложение . Выделите в них грамматическую основу.
1 ученик у доски
Отвечать на вопросы
Составлять из слов предложение
П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ребята, встаньте со своих мест. Немножко разомнемся.
Почему повсюду лужи?
(Развестируки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
Выполнять движения вместе с учителем и одноклассниками
Л: формирование установки на здоровый образ жизни.
Решение частных задач
Пр: работа по карточкам
Находить грамматическую основу, парные согласные
-Задания на карточках.
-Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут веселые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом
Упражнение 121, страница 70
- Найдите у. 121. Прочитайте задание.
-О чем этот текст?
-Назовите в тексте глаголы.
-Давайте попробуем прочитать текст без глаголов.
-Понятен ли смысл предложений?
-Для чего нужно глаголы?(чтобы назвать действия, которые выполняют предметы.)-Выпишите 2 предложение.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
УМК: Школа России.
Цель урока: Овладение понятием "глагол" и умением находить его отличительные признаки. Формирование представления о функции глагола.
Форма работы: групповая, индивидуальная и фронтальная.
Задачи:
- Сформировать представление о глаголе, уметь находить и определять глагол в тексте, овладеть умением ставить вопросы к глаголам.
- Развивать творческую деятельность и коммуникативные качества, формировать понимание о значении глагола в речи, создать доброжелательную атмосферу на уроке.
- Осуществлять самоанализ, то есть проводить рефлексию; продолжать формировать умение слышать и слушать.
- Понимать предоставленную информацию, фиксировать ее разными способами и уметь соотносить ее с уже имеющимися знаниями.
Ход урока
Организационный этап
- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть сегодня! На этом уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Ее название вы сформулируете сами, но для этого каждому из вас нужно быть предельно внимательным. Но для начала давайте улыбнемся друг другу и подарим отличное настроение!
Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Предлагаю вам поиграть в игру. Мальчикам нужно будет написать заглавную и прописную букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук, а девочкам нужно будет сделать то же самое, но только написать те буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук. Затем вам нужно будет поменять тетрадями друг с другом и проверить, правильно ли ваш сосед выполнил мое задание.
- Молодцы, ребята! Ни у кого это задание не вызвало затруднений, я очень рада этому!
Словарная работа
- Ребята, посмотрите все на доску. Перепишите все слова, вставляя пропущенные буквы.
Изм..ениться, св..стеть, уд..вить, обл..гчить, укр..еплять, с..лить, в..лна
- Теперь объясните, по какому принципу вы вставляли пропущенные букву? Назовите проверочные слова. Правильно!
- Как вы думаете, ребята, какое слово было лишним? Почему?
- Расскажите друг другу все, что вы знаете об имени существительном. (взаимопроверка)
- Нужно будет охарактеризовать каждое слово, то есть сказать к какой части речи оно относится , что обозначает и на какие вопросы отвечает.
Выявление места и причины затруднения
- У нас остались еще пара слов. Вы можете назвать часть речи к которой они относятся? Почему?
- А вам хотелось бы узнать про эту часть речи?
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно будет составить слово из первых букв данных на доске букв:
Говорить
Ладить
Авторизовать
Гадать
Обучать
Лаять
Запишите в тетрадь слово, которое у вас получилось. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое глагол, что он обозначает, и на какие вопросы отвечает.
Этап открытия нового знания
- Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля, чтобы узнать какое определение нам дается.
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.
- У каждого из вас на паре лежит отрывок из текста "Удивительные глаголы". Давайте вместе прочитаем его.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, "глаголит" о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.
Что такое глагол
Физминутка
Мы немного отдохнем
И глаголы назовем:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,
Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!
Конкретизация и уточнение первоначальных понятий
- Ребята, откройте учебник на странице 68.Давайте попробуем сравнить наши предположения с правилом, который нам дан в учебнике и выполним упражнение 116.
- Сейчас мы с вами будем наблюдать над словами, которые могут обозначать действие предмета. Сейчас я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетрадь образовав от них глаголы.
Ход, блеск, стон, свет, покупка, лень, обед, работа.
- Молодцы! А что обозначают все эти глаголы?
- Даже глагол "лениться" будет обозначать действие, потому что обозначает на вопрос "что делает?"
- Ребята, а может ли быть одно слово относиться и к существительному и к глаголу? Вообще может ли одно слово относится к нескольким частям речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вам нужно будет записать их распределяя их в два столбика. В первый столбик нужно будет записать существительные, а во второй глаголы. Я буду вызывать вас по одному к доске.
Нож, светит, компьютер, кнопка, резать, течет, отчет, гладить, ездить, плавать, ехать.
- Трудно ли вам было при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово "пила" это существительное. Ребята, что необходимо сделать, чтобы доказать это?
- Давайте попробуем составить два предложения с этим словом.
Например: У папы в гараже лежит (что?) пила. Этим вечером она (что делала?) пила только виноградный сок.
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же слово может быть разной частью речи.
Подведение итогов урока
- Ребята, было ли вам интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении какого-нибудь задания?
- А что вам понравилось больше всего?
Ученики научатся определять глаголы в тексте, делить глаголы по значению, получат возможность научиться использовать части речи в предложении.
Ф.И.О учителя: Шентерякова Галина Михайловна
Цель: научатся определять глаголы в тексте, делить глаголы по значению, получат возможность научиться использовать части речи в предложении.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют внимательное отношение к использованию слова в художественной речи, воспитывать гордость за родной язык, чувство прекрасного.
Метапредметные:
Регулятивные - научатся самостоятельно организовывать свой рабочее место, понимать цель выполняемых действий.
Познавательные - научатся находить, сравнивать, группировать слова, получат возможность научиться находить, классифицировать части речи.
Коммуникативные - научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту, умение работать в группах, воспитывать внимательное отношение друг другу.
Оборудование: карточки, ИКТ, сигнальные карточки; Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. 2 ч. М: АСТ-Астрель, 2012; Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь № 2 М: АСТ-Астрель, 2012.
Сценарий урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.
-Здравствуйте! Подарите мне свои улыбки, улыбнитесь друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Запись на слайде:
снег зима идёт дождь
прыгают игра мяч кукла
дом дети ручка нарисует
Какие слова отметили? (идёт, прыгают, нарисует.) Что можно о них сказать? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Что же такое глагол? Какой вывод можно сделать?
Глагол – глаголить, говорить, высказываться.
Вывод. Глагол – часть речи (слово), которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает ?, что делают? и т.п.
На стр.100 в учебнике прочитайте правило и расскажите его соседу.
Что без меня предметы? Лишь названия:
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
3.Постановка учебной задачи.
Сегодня мы выясним, для чего нужны глаголы, будем учиться различать их, а также будем учиться употреблять их в речи.
4.Открытие нового знания.
Чистописание. Рабочая тетрадь стр. 36.
Упр.1 стр.100.
-Как можно отличить глагол от других частей речи? (Задать вопрос)
-Выберите глаголы из списка. Комментированное письмо.
Беговой, бег, бегать; ходьба, ходит, пешеходный; прыгает, прыжок, прыгучий.
(Бегать, ходит, прыгает.)
Упр.3 стр.101.
-1вариант выписывает глаголы, обозначающие движение, а 2 вариант- глаголы, обозначающие состояние.
Ходить, бежать, плавать, ехать, двигаться, прилететь.
Болеть, спать, грустить, радоваться, лежать, волноваться.
5.Первичное закрепление.
-Образуйте от имён существительных глаголы. Работа по карточкам.(в паре)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Рабочая тетрадь стр.37 упр3.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Тетрадь, смелый, мел, читать, красивый, красить, трава, дерево, слушать, новый, умный, учить.
Читайте также: