Сон как общий вид торможения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: знать необходимые условия для выработки условных рефлексов, виды торможений в коре головного мозга и их значение.

План изложения нового материала

1. Процессы возбуждения и торможения

2. Функциональная единица высшей нервной деятельности. Виды рефлексов

3. Первая и вторая сигнальные системы

5. Типы высшей нервной деятельности

6. Критерии высшей нервной деятельности

Процессы возбуждения и торможения в нервной системе, виды

Функциональная единица нервной системы - рефлекс. Условные рефлексы со временем могут ослабевать или вообще исчезать, т.к. в коре головного мозга происходят процессы торможения, защитная реакция организма и угасания условных рефлексов. Торможение делят на два вида: внешнее и внутреннее.
1. Внешнее торможение является безусловным, врожденным , на действие посторонних раздражителей, сигналов. Например, при кормлении новорожденного грудным молоком включили яркий свет .
2. Внутреннее торможение приобретенное, условное. Различают виды внутреннего торможения :

а)угасательное торможение возникает при не подкреплении условного раздражителя безусловным. Это торможение лежит в основе забывания. Временные связи ослабевают и исчезают

б)дифференцировонное торможение возникает на действие близких раздражителей и не подкреплении одного из них. Например, разная мощность лампочек 40 и 60 вольт, а подкрепляется пищей только лампочка на 60 вольт. Дифференцированное торможение лежит в основе воспитания. выдержки, переключения на новый вид деятельности.

в)запаздывательное торможение связано с увеличением интервала между раздражителям даже на доли секунд.

г)запредельное торможение связано с увеличением длительности действия условного раздражителя .Это торможение препятствует истощению нервной системы.

Нормальную деятельность организма обеспечивают процессы возбуждения и торможения, которые способны концентрироваться и иррадиировать по принципу индукции последовательной и взаимной.
Изучал процессы возбуждения и торможения И.П.Павлов. Благодаря торможению организм приспосабливается к окружающей среде и вырабатываются новые рефлексы.

Функциональная единица высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность- это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; как совокупность безусловных и условных рефлексов.

Безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы врожденные, передаются по наследству, имеют постоянную рефлекторную дугу, сохраняются на протяжении всей жизни. Центральные отделы рефлекторных дуг расположены в центральной нервной системе.

Различают безусловные рефлексы:

1)жизненно необходимые (пищевые, защитные, дыхательные, сердечнососудистые и др. Например, отделение слюны на прием пищи

2) ориентировочные, половые - это одергивание руки от горячего предмета

К врожденным рефлексам относятся инстинкты. Например, материнская любовь. Безусловные рефлексы передаются по наследству.

Условные рефлексы.

Рефлексы, приобретенные в течение жизни- условные. Они не передаются по наследству и являются индивидуальными для каждого человека , За счет условных рефлексов организм приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды. Рефлекторные дуги у них непостоянные.

Образование условных рефлексов происходит с участием коры больших полушарий головного мозга на основе безусловных рефлексов. Пример-выделение слюны на вид пищи. Если же испытуемому животному предъявлять какой-либо индифферентный сигнал, при образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловных рефлексов. Эта связь более прочная при многократном повторении сочетания раздражителей.

Для выработки условных рефлексов необходимы условия:

-безусловный раздражитель должен быть сильнее условного

-действие условного раздражителя должно предшествовать действию безусловного

-многократная повторяемость сочетания условного и безусловного раздражителей

-необходимо отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

-бодрое состояние коры мозга

За счет условных рефлексов приобретается жизненный индивидуальный опыт организма.. Условные рефлексы — это основа для формирования поведения человека и высших животных.

Условные рефлексы подразделяют на рефлексы первого, второго и более высоких порядков. У обезьяны можно выработать условные рефлексы на основе ранее выработанных рефлексов до 6 порядка, а у человека неограниченных порядков.
После образования и закрепления условный рефлекс может преобразоваться в навык автоматическое действие . Например, обучение письму, изучение таблицы умножения, вождение автомобилем и др.. Эти действия человек осуществляет автоматически. У человека большое значение в выработке рефлексов имеет значение речь, которая вырабатывается по тем же правилам, что и условные рефлексы.

таблица 23 Сравните рефлексы

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Сохраняются в течение жизни

При отсутствии повторения могут угасать

Передаются по наследству

Возникают в ответ на адекватный раздражитель

Развиваются на индифферентный раздражитель

Замыкаются на уровне спинного мозга и ствола головного мозга

Обязательно участие коры больших полушарий головного мозга

Структурная основа высшей нервной деятельности.

Структурная основа высшей нервной деятельности человека является головной мозг, особенно гипоталамус , лимбическая система, которые отвечают за эмоции и мотивации.. Ретикулярная формация активирует кору полушарий большого мозга, смену состояний "бодрствования —сна" Главная роль в психической деятельности принадлежит коре больших полушарий. Проекционные и ассоциативные центры служат структурной основой различных психических функций, регулируют работу нижележащих отделов центральной нервной системы.

Первая и вторая сигнальные системы

И.П.Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система имеется у животных и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление на предметы и явления внешнего мира. Например: выработка у собаки разных команд (например,"служи").
Вторая сигнальная система имеется только у человека, связано с развитием речи, абстрактным мышлением. Например, видим грозу - явление природы и говорим о грозе или читаем в произведении. Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже первой. Развитие ее связано с обучением речи и письму.

Речь — способность человека к символическому отражению предметов окружающего мира. Слово является "сигналом сигналов", благодаря речи происходит обучение разных предметов. Речь делится на устную и письменную.

1. При устной речи происходит произношение определенных слов или других звуковых сигналов, имеющих определенное предметное значение.

2. Письменная речь связана с символами букв ,знаков ,рисунков и др. на определенном носителе . Развитие речи у ребенка — сложный и длительный процесс. Ребенок должен больше общаться в первые годы жизни с помощью слов (1-5 лет). К 5 — 7-летнему возрасту овладеть навыками письма и счета.

Электроэнцефалография

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод регистрации биоэлектрической активности головного мозга. Для исследования на волосистую часть головы накладывают электроды, они воспринимают колебания электрических потенциалов в головном мозге. ЭЭГ биоэлектрическая активность головного мозга имеет волновой характер различной формы, частоты и амплитуды. У здорового человека преобладают α-волны (альфа- волны), β-Волны (бета-волны) имеют частоту 15 — 32 колебания в секунду, их амплитуда меньше, чем у a-волн. Медленные δ-волны(дельта-волны) и θ-волны (тета-волны) появляются у здоровых взрослых людей в момент засыпания. .Метод электроэнцефалографии используется в клинической практике, т.к. можно установить сторону поражения головного мозга, предположительную локализацию патологического очага, отличить разлитой патологический процесс от очагового. Используют этот метод в диагностике эпилепсии.

Типы высшей нервной деятельности

Люди различаются между собой не только физическими и психическим качествами, Психика — отражение внутреннего мира человека, основа ее существования — головной мозг, который обеспечивает совокупность процессов, которые и формируют психику. Результат психической деятельности — поведение человека, его реакции на разные ситуации.
В Древнем Мире Гиппократ заметил различие между людьми в их поведении. Он связывал это с преобладанием в организме той или иной "жидкости": крови, слизи, желчи и черной желчи. Всех людей по Гиппократу делят на меланхоликов, флегматиков, сангвиников и холериков. В настоящее время изучено, что тип высшей нервной деятельности зависят и от гуморальных факторов — уровня гормонов и биологически активных веществ в крови.
И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными еще Гиппократом. Свойства высшей нервной деятельности определяют такие понятия, как сила, уравновешенность и подвижность.

1. Сила определяется интенсивностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
2.Уравновешенность характеризуется соотношением между собой процессов возбуждения и торможения.
3. Подвижност ь — это возможность смены процессов возбуждения процессами торможения.

Высшая нервная деятельность подразделяется на сильные и слабые типы, по уравновешенности — на уравновешенные и неуравновешенные, по подвижности — на подвижные и инертные.
В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности и четыре вида темперамента.
Какие черты характеризуют каждый из обозначенных здесь видов темперамента?

Холерики — это взрывчатые, очень эмоциональные люди с легкой сменой настроения, чрезвычайно активны, энергичны, характеризуются быстротой реакции на различные стимулы.

Сангвиники обладают большей уравновешенностью. Реакции сангвиников быстрые, настроение также довольно часто изменяется, но реже, чем у холериков.

Флегматики отличаются от всех других типов своим невозмутимым спокойствием, медлительностью, самообладанием. Настроение у них, как правило, устойчивое. Резкие, необдуманные реакции для них нехарактерны. Эмоциональные проявления минимальны.

Меланхолики — эмоциональные, легкоранимые, впечатлительные, застенчивые люди. Настроение меланхолика зачастую подавленное.

Исследования в лабораториях И.П. Павлова показали, что сон представляет собой широко разлившееся по коре больших полушарий внутреннее торможение. Далее будут приведены соответствующие доказательства. Вместе с тем проблема физиологических механизмов сна в настоящее время решается не так, как это было более 50 лет назад.

Мнение И.П. Павлова было основано на том, что сон может развиваться на основе дифференцировочного торможения (табл. 2.6). Как видно из таблицы, применение дифференцировочного раздражителя (метроном — 104 удара в 1 мин) резко углубляло сонное состояние собаки, дремота перешла в глубокий сон. Из этого был сделан вывод, что развитие внутреннего торможения производит в нейронах коры изменение того же рода, какие наступают при развитии сна. Это послужило основанием утверждать, что сон и внутреннее торможение по своей природе — один и тот же процесс.

Сон как процесс внутреннего торможения

Другие виды внутреннего торможения также могут переходить в сон. Пример приведен в табл. 2.7. Угашение ориентировочного рефлекса (угасательное торможение) на звук бульканья быстро распространилось и на другие рефлексы, в результате собака заснула. С угашением условного рефлекса связаны хорошо известные факты усыпляющего действия однообразных раздражителей. Поэтому детей убаюкивают монотонной песней и укачивают (угашение лабиринтных и кожно-проприоцептивных рефлексов).

Учебный предмет-биология, класс-8. Учитель-Куликова Галина Алексеевна, учитель биологии МОУ Гимназии № 16 Тракторозаводского района города Волгограда.

ВложениеРазмер
urok_8_klass.doc 95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Сформировать представление о физиологии сна и сновидений, их значении

  1. знать цикличность сна, изменения в организме, происходящие во время сна;
  2. обосновывать правила, предупреждающие нарушение сна.
  1. На основе анализа собственного опыта и текста учебника выявить природу и фазы сна и дать определение этому понятию.
  2. На основе анализа текста учебника познакомиться с правилами гигиены сна.
  3. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.

П. Изучение нового материала.

I. Загадка; Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдет. (Сон)

Что слаще сладкого? (Сон)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

- Кто видел сегодня сон?- Кто его помнит?

I. Этап актуализация знаний:

- Вспомните, что вы чувствуете, когда плохо спали ночью?

- Как вы думаете : Почему мы спим ночью, а днем бодрствуем? С чем это связано?

Это связано с биоритмами. Ведь все живое, что существует на нашей планете подчиняется единому ритму.

Биоритмы человека – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека: (показ слайдов)

II. Этап создания проблемной ситуации:

Проблемная ситуация: Одной из самых страшных казней в древней Англии, Египте и Китае существовала самая мучительная казнь - лишение сна.

- Почему человек не может обходиться без сна? Нужен ли сон человеку? Зачем?

Мы сегодня должны: узнать что такое сон, его значение, что происходит с человеком во время сна, познакомиться с правилами, предупреждающими нарушение сна.

III. Этап открытия новых знаний:

- Так что же такое сон? Как вы думаете? (ответы детей)

сон - это необходимая часть нашей жизни.

Сегодня мы будем работать по алгоритму, который находится у вас на партах, правильный ответ мы найдем, выполнив задание №1

Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон - это… (ответы проверяются)

Сон – часть биологического ритма, периодически наступающее физиологическое состояние у человека, которое характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшение ряда физиологических процессов (показ слайда)

Учитель: Ученые исследовали спящих людей с помощью электрофизиологических методик и установили, что сон неоднороден, он состоит из циклов, которые состоят из 2 фаз? Давайте посмотрим, как же характеризуется фазы сна и сколько времени человек проводит в данные фазы?

Задание№ 2. Используя текст учебника на стр.345, составьте таблицу (работа в парах):

Учитель: Медленный и быстрый сон постоянно сменяют друг друга (показ слайда)

Какой сон более полезен для организма?

Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появились признаки нарушения памяти и психические расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися.

- Зачем человеку необходим сон?

Интересные факты. (выступление учащихся)

Утром бабочка проснулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Учитель: Треть нашей жизни мы проводим во сне. Именно сон - источник нашей бодрости, хорошего настроения и отличного самочувствия. В то время как бессонница - причина многих серьезных недугов.

Но не все люди хорошо спят. Многие жалуются на плохой сон.

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Каких?

Если создаются условия для широкой и длительной иррадиации торможения по коре головного мозга, то она делается невосприимчивой ко всем падающим на нее из внешнего мира раздражителям и более не воздействует на скелетную мускулатуру — голова опускается, веки закрываются, тело становится пассивным, организм не отвечает на звуковые, световые и другие раздражения, то есть наступает сон.

Механизмы возникновения сна

Многочисленные опыты показали, что сон наступает, когда стимулы, которые приобрели тормозное значение, адресуются в кору без противопоставления им положительных условных раздражителей. Так, если часто применять один и тот же условный раздражитель, клетки коры, воспринимающие это раздражение, переходят в тормозное состояние и торможение распространяется по всей коре — организм погружается в сон.

Таким образом, в основе сонного состояния лежит обширная иррадиация по коре тормозного процесса, который может спускаться и на ближайшие подкорковые образования. Моментами, вызывающими или ускоряющими наступление сонного состояния, являются все факторы, связанные с условиями, в которых сон наступает при обычном режиме жизни. Сюда относятся определенное время суток, связанное с ежесуточным периодом сна, поза и обстановка сна (например, лежание в постели). Кроме того, для наступления сна существенно важно выключение положительных условных и безусловных раздражителей, воздействующих на кору головного мозга. Сюда относятся ослабление внешних раздражений (тишина, темнота) и расслабление скелетной мускулатуры, ведущее к значительному уменьшению потока импульсов от ее рецепторов. О значении последнего фактора говорят исследования, показавшие, что у человека в момент засыпания обычно уменьшается тонус скелетной мускулатуры.

Наглядным доказательством неизбежности иррадиации торможения по коре при отсутствии притока в нее раздражающих импульсов является следующий случай. У одного больного на почве истерического паралича из всех рецепторов функционировали лишь один глаз и одно ухо. Стоило данному пациенту закрыть здоровый глаз, как он сразу засыпал.

При нормальном сне деятельность органов, получающих импульсы по волокнам вегетативной нервной системы, изменяется. Сердце сокращается реже, кровяное давление несколько падает, обмен веществ снижается, дыхание урежается, содержание углекислоты в крови возрастает, температура слегка снижается. Эти сдвиги, несомненно, связаны с изменением возбуждения в ядрах гипоталамической области, но причиной этих изменений является более или менее полное выключение деятельности коры головного мозга, охваченной иррадиирующим по ней торможением.

Охранительное значение торможения

На сегодняшний день считается, что запредельное торможение является своего рода защитным механизмом. Оно оберегает нервные клетки от истощения, которое наступило бы, если бы возбуждение усилилось сверх некоторого предела или удерживалось бы без перерыва сверх известного срока. Наступающее тогда торможение, не будучи само утомлением, выступает в роли охранителя клетки, предупреждающего дальнейшее чрезмерное раздражение, чреватое разрушением этой клетки. За время тормозного периода, оставаясь свободной от работы, клетка восстанавливает свой нормальный состав. Поэтому запредельное торможение, охраняющее корковые клетки от истощения, может быть названо и охранительным торможением. Охранительное значение свойственно не только запредельному торможению, но и сонному.

Механизмы возникновения запредельного торможения

По условиям своего возникновения запредельное торможение сходно с торможением, возникающим в ответ на сильное раздражение рецепторов или периферических нервных волокон в низших отделах центральной нервной системы. Однако в коре мозга запредельное торможение постоянно возникает в ответ на действие условных раздражителей, причем его возникновение может зависеть не только от физической, но и от физиологической силы раздражения, определяемой биологической ролью рефлекса. Развитие запредельного торможения зависит вместе с тем от функционального состояния корковых клеток; последнее, в свою очередь, зависит от роли временных связей, в которые эти клетки включены, от влияний со стороны других корковых очагов, от кровоснабжения мозга, от степени накопления в его клетках энергетических ресурсов.




Каждое проявление торможения в коре мозга вряд ли можно рассматривать как запредельное торможение, так как в противном случае пришлось бы считать, что каждый угашаемый или дифференцируемый раздражитель становится вследствие неподкрепления превышающим предел силы (запредельным). Вряд ли можно отнести к запредельному торможению и те случаи безусловного (внешнего) коркового торможения, которое возникает в результате действия слабых необычных раздражителей, вызывающих лишь слабую ориентировочную реакцию, но легко приводящих к развитию сна. Это, однако, отнюдь не означает, что различные случаи торможения являются совершенно особым состоянием. Вероятнее, что различные случаи торможения имеют в своей природе один и тот же процесс, отличаясь друг от друга по скорости течения этого процесса, по его интенсивности и условиям возникновения.

Запредельное торможение, первично возникая в тех образованиях мозговой коры, в которые адресуется действие сильных (или частых и длительных) раздражений, может иррадиировать по коре, приводя ко сну. Сон может наступать, сменяя первоначальное возбуждение, как при действии сильных раздражений, так и при длительном или часто повторяющемся действии слабых агентов.

Теория охранительного значения торможения привела к предположению, что сон, предохраняя корковые клетки от истощения, должен способствовать восстановлению нормальных функций мозговой коры, если они нарушены в результате тех или иных патологических процессов. Ряд фактов полностью подтвердил эту мысль. Было показано, что после введения различных ядовитых веществ сон, умышленно вызываемый введением снотворных, способствует более быстрой ликвидации патологических расстройств, которые без этого подчас бывали даже необратимы. Значительные результаты дало лечение сном в психиатрической клинике, особенно при лечении шизофрении и других заболеваний. Благоприятное влияние терапии сном отмечено в эксперименте и в клинике после тяжелых контузионных травм черепа, при борьбе с шоком. Отмечен также благоприятный результат так называемой сонной терапии при некоторых болезнях, то есть искусственное удлинение сна.

Если создаются условия для широкой и длительной иррадиации торможения по коре головного мозга, то она делается невосприимчивой ко всем падающим на нее из внешнего мира раздражителям и более не воздействует на скелетную мускулатуру — голова опускается, веки закрываются, тело становится пассивным, организм не отвечает на звуковые, световые и другие раздражения, то есть наступает сон.

Механизмы возникновения сна

Многочисленные опыты показали, что сон наступает, когда стимулы, которые приобрели тормозное значение, адресуются в кору без противопоставления им положительных условных раздражителей. Так, если часто применять один и тот же условный раздражитель, клетки коры, воспринимающие это раздражение, переходят в тормозное состояние и торможение распространяется по всей коре — организм погружается в сон.

Таким образом, в основе сонного состояния лежит обширная иррадиация по коре тормозного процесса, который может спускаться и на ближайшие подкорковые образования. Моментами, вызывающими или ускоряющими наступление сонного состояния, являются все факторы, связанные с условиями, в которых сон наступает при обычном режиме жизни. Сюда относятся определенное время суток, связанное с ежесуточным периодом сна, поза и обстановка сна (например, лежание в постели). Кроме того, для наступления сна существенно важно выключение положительных условных и безусловных раздражителей, воздействующих на кору головного мозга. Сюда относятся ослабление внешних раздражений (тишина, темнота) и расслабление скелетной мускулатуры, ведущее к значительному уменьшению потока импульсов от ее рецепторов. О значении последнего фактора говорят исследования, показавшие, что у человека в момент засыпания обычно уменьшается тонус скелетной мускулатуры.

Наглядным доказательством неизбежности иррадиации торможения по коре при отсутствии притока в нее раздражающих импульсов является следующий случай. У одного больного на почве истерического паралича из всех рецепторов функционировали лишь один глаз и одно ухо. Стоило данному пациенту закрыть здоровый глаз, как он сразу засыпал.

При нормальном сне деятельность органов, получающих импульсы по волокнам вегетативной нервной системы, изменяется. Сердце сокращается реже, кровяное давление несколько падает, обмен веществ снижается, дыхание урежается, содержание углекислоты в крови возрастает, температура слегка снижается. Эти сдвиги, несомненно, связаны с изменением возбуждения в ядрах гипоталамической области, но причиной этих изменений является более или менее полное выключение деятельности коры головного мозга, охваченной иррадиирующим по ней торможением.

Охранительное значение торможения

На сегодняшний день считается, что запредельное торможение является своего рода защитным механизмом. Оно оберегает нервные клетки от истощения, которое наступило бы, если бы возбуждение усилилось сверх некоторого предела или удерживалось бы без перерыва сверх известного срока. Наступающее тогда торможение, не будучи само утомлением, выступает в роли охранителя клетки, предупреждающего дальнейшее чрезмерное раздражение, чреватое разрушением этой клетки. За время тормозного периода, оставаясь свободной от работы, клетка восстанавливает свой нормальный состав. Поэтому запредельное торможение, охраняющее корковые клетки от истощения, может быть названо и охранительным торможением. Охранительное значение свойственно не только запредельному торможению, но и сонному.

Механизмы возникновения запредельного торможения

По условиям своего возникновения запредельное торможение сходно с торможением, возникающим в ответ на сильное раздражение рецепторов или периферических нервных волокон в низших отделах центральной нервной системы. Однако в коре мозга запредельное торможение постоянно возникает в ответ на действие условных раздражителей, причем его возникновение может зависеть не только от физической, но и от физиологической силы раздражения, определяемой биологической ролью рефлекса. Развитие запредельного торможения зависит вместе с тем от функционального состояния корковых клеток; последнее, в свою очередь, зависит от роли временных связей, в которые эти клетки включены, от влияний со стороны других корковых очагов, от кровоснабжения мозга, от степени накопления в его клетках энергетических ресурсов.

Каждое проявление торможения в коре мозга вряд ли можно рассматривать как запредельное торможение, так как в противном случае пришлось бы считать, что каждый угашаемый или дифференцируемый раздражитель становится вследствие неподкрепления превышающим предел силы (запредельным). Вряд ли можно отнести к запредельному торможению и те случаи безусловного (внешнего) коркового торможения, которое возникает в результате действия слабых необычных раздражителей, вызывающих лишь слабую ориентировочную реакцию, но легко приводящих к развитию сна. Это, однако, отнюдь не означает, что различные случаи торможения являются совершенно особым состоянием. Вероятнее, что различные случаи торможения имеют в своей природе один и тот же процесс, отличаясь друг от друга по скорости течения этого процесса, по его интенсивности и условиям возникновения.

Запредельное торможение, первично возникая в тех образованиях мозговой коры, в которые адресуется действие сильных (или частых и длительных) раздражений, может иррадиировать по коре, приводя ко сну. Сон может наступать, сменяя первоначальное возбуждение, как при действии сильных раздражений, так и при длительном или часто повторяющемся действии слабых агентов.

Теория охранительного значения торможения привела к предположению, что сон, предохраняя корковые клетки от истощения, должен способствовать восстановлению нормальных функций мозговой коры, если они нарушены в результате тех или иных патологических процессов. Ряд фактов полностью подтвердил эту мысль. Было показано, что после введения различных ядовитых веществ сон, умышленно вызываемый введением снотворных, способствует более быстрой ликвидации патологических расстройств, которые без этого подчас бывали даже необратимы. Значительные результаты дало лечение сном в психиатрической клинике, особенно при лечении шизофрении и других заболеваний. Благоприятное влияние терапии сном отмечено в эксперименте и в клинике после тяжелых контузионных травм черепа, при борьбе с шоком. Отмечен также благоприятный результат так называемой сонной терапии при некоторых болезнях, то есть искусственное удлинение сна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Изучить явление сна

2. Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;

3. Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;

4. Познакомить с теориями сновидений К. Юнга и З.Фрейда;

5. Создать условия для приобретения универсальных учебных действий.

Средства обучения: презентация, таблица с изображением головного мозга.

Тип урока: комбинированный.

Наружный хаос мрака и огня

Мой мозг вгоняет в четкие пределы

Дробит и клеит, разрушает смело

И вечно строит только для меня

Исполненные музыки, значенья,

Причудливые яркие миры-

Творения возвышенной игры,

Сооруженья внутреннего зренья.

Д. Леви ( нейроэстетик)

Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер

( адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна

II.Изучение нового материала.

Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами.

Медленный сон Быстрый сон

сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается

веществ замедляется приходят сновидения

Когда засыпает человек, то сразу наступает медленный сон, а через 1,5 часа - наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Быстрый сон яркий, фантастический по содержанию. Медленный сон очень полезен. Это глубокий, отдыхающий сон. Неслучайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться стать сегодня, а не завтра. Сон до полуночи - самый полезный сон.

В стволе головного мозга находится центр сна и бодрствования. Были проведены опыты на животных: когда у спящих животных электродами возбуждали центр бодрствования- животные просыпались, а когда у бодрствующих животных раздражали центр сна - они очень быстро засыпали.

Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

Другой причиной сна является усталость.

И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и тоже время, и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость. Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга.

Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.

Итак что же такое сон?( ответы учащихся)

Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается.

Все животные видят сны, хищники чаще, чем жертвы. Все из-за того , что хищники меньше опасаются за свою жизнь, а значит могут позволить себе расслабиться( пример кошки). Даже не родившийся малыш видит сны. Фаза быстрого сна помогает развитию мозга, поэтому до двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого же человека фаза сновидений составляет всего 25 % от общего количества сна. Во время фазы медленного сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь, с возрастом количество таких остановок дыхания увеличивается. А любители поспать видят сны в 2 раза чаще, чем те, кто мало спит. Чаще яркие многоцветные сны видит лентяй и бездельник, потому, что быстрый сон это тренировка тех центров мозга, которые отдыхали днем.

И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.

В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.

Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.

Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.

Николай Васильевич Гоголь писал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться".

А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.

Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.

Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.

Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.

Летаргия- это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, т.е. сильное расстройство нервной системы.

Задумывались вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?

Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм-это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье.

Как в организме человека, так и во всем живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление сна и бодрствования и многие другие циклические процессы в природе - всё это проявление биологических ритмов.


Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Существует также гигиена сна:

Вечерние часы – время для отдыха и расслабления

Долой кофеин, алкоголь и никотин!

Создайте себе хорошую обстановку для сна.

ПОМНИ: сном невозможно запастись впрок, так же как и едой. Избыточный сон также вреден, как переедание.

Крепкий и здоровый сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения.

Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.

А сейчас проведем эксперимент.

Читайте также: