Социально экономическое развитие страны на рубеже xix xx вв конспект урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

На основе данных, приведённых в дополнительном материале, составьте диаграммы, отражающие место России в мировой экономике в начале XX в.

Мини-проект: соберите сведения о составе российского экспорта и импорта в начале XX в. Сделайте на основе этих данных выводы о характере экономики России того периода

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Применять приёмы исторического анализа для раскрытия сущности явлений прошлого

Расскажите об экономическом развитии России в 1890-е гг. Какие новые явления появились в экономическом развитии страны в этот период?

Характеризовать особенности экономического развития России в конце XIX в.

Проводить поиск информации в историческом источнике

Работа с документом

Назовите важнейшие формы государственного вмешательства в экономику России. В чём заключались его отрицательные и положительные стороны? Прочитайте фрагмент доклада С. Ю. Витте (см. дополнительный материал) и ответьте на вопросы к документу. Каковы причины широкого привлечения в страну иностранного капитала? Какое значение для развития российской экономики имели иностранные инвестиции?

Какую роль играли монополии в экономике России?

Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России? Вспомните, что такое община. Какую роль она играла в русской деревне после реформы 1861 г.?

Группировать факты по различным признакам.

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

Излагать суждения о последствиях исторических событий. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в.

Определять своё отношение к наиболее значительным событиям в истории и давать им оценку

Работа с текстом.

Работа с документом

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Какие шаги вы бы посоветовали предпринять российскому правительству для развития российской экономики в начале XX в.?

Тема урока: «Социально-экономическое развитие России

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.

Триединые дидактические задачи урока:

формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении и совершенствовании таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование различными понятиями, рассуждение по аналогии; развитие психических свойств памяти, внимания, коммуникативности, воображения, ясности речи. В итоге урока все эти индивидуальные умения детей должны сложиться в обязательное для всех предметно-историческое умение определять историческое значение завершенной цепи событий путем сравнения, т. е. путем последовательного сопоставления признаков, черт, характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Кроме того, реализуется умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника, а также умение к абстрагированию, выдвижению гипотез.

воспитание интереса к прошлому; патриотизма; уважения к соотечествен-никам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Используемая технология - критического мышления.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока учитель выдвигает следующую гипотезу:

В ходе урока учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней. При объявлении темы урока учитель вначале выясняет, как учащиеся понимают название темы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в изучаемый период. Тем самым, создается мотивация к изучению нового материала.

Во вступительном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества. Отмечает, что значительными были и антиреформы Алекссандра III, которые следует расценивать как антиреформы. Учитель сообщает, что на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права и после преобразований, проведенных сыном Александра II - Александром III.

Учитель сообщает, какую гипотезу он выдвигает, называет образовательную цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую гипотезу. (Другой вариант определения цели урока заключается в том, что ученики сами выдвигают предположение , что социально-экономическое развитие России данного периода успешным, так как оно было главным препятствием развития государства к концу XIX в. После выдвижения гипотезы учитель может задать вопрос, так ли это было на самом деле, и предлагает ученикам самим назвать цель урока).

Называются учебные задачи урока:

1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в исследуемое время.

2. Выяснить уровень развития промышленности в исследуемое время.

3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в данный период.

4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

(Учебные задачи также могут определить ученики , исходя из темы урока).

Параллельно рассматривается социальное положение основных слоев российского общества.

III. Распределение заданий группам учащихся .

Чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об уровне социально-экономического развития страны в форме таблиц, учебных картах. Приемами работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение.

Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в исследуемое время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, и документ, помещенный после текста параграфа. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

  1. Отразить показатели развития сельского хозяйства на рубеже веков и сделать соответствующие выводы.
  2. Объяснить, причины социальной дифференциации в данном периоде.
  3. Охарактеризовать - крестьянские хозяйства испытывали кризис или подъём в данныйпериод?
  1. Сравнить показатели развития промышленности конца ХIХ - начала XX по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.
  2. Объяснить как изменилось размещение отраслей промышленности?
  3. Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно?

Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и текст документа, предложенный учителем:

Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа . В её задачу входит анализ предложенных таблиц во время работы трех обозначенных групп. Экспертная группа будет небольшой – из 2-3 учащихся. Она составит для себя количественную характеристику изменений социально-экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц). Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. Таким образом, у них сложится общее представление об уровне социально-экономического развития России на рубеже веков. После работы всех групп эксперты вынесут свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.

IV. Работа учащихся по группам .

На выполнение задания учащимся дается 10-15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования дополняют навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ рубежа веков. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась, так же, как и средневаловой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они были обременены платежами. Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества.

При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Отмечается, что рождаются монополии. Подчеркивается, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключение своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Рождался империалистический капитал. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства. Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.

В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

Учащиеся по тексту учебника знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела.

Можно предложить учащимся результаты работы в группах оформить в виде кластеров или синквейнов.

V. Работа экспертной группы.

Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод об уровне социально-экономического развития России в исследуемый период. Группа высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы. Оценивание кластеров или синквейнов групп.

В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом социально-экономическое развитие России находится на стадии подъёма. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему противоречиво развитие сельского хозяйства, в котором имели место крестьянская община. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

Конспект
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. Социально-экономическое развитие страны
Прежде чем перейти к рассмотрению событий истории России, отвлечёмся и обратим своё внимание на то, какие важные явления происходили в мире.
К началу XX столетия в передовых странах Западной Европы завершился процесс индустриализации, в ходе которой образовался новый общественно-политический класс, являющийся главным её двигателем. Этот класс получил название - буржуазия, что в буквальном переводе с французского означает горожанин. Такое название этот класс получил потому что, в основной своей массе, был сосредоточен в крупных городах. Помимо экономической самостоятельности, буржуазия всё больше и больше завоёвывает себе политические права и привилегии.
С 60-70-х гг. XIX в. начинается процесс, который получил название технологической революции или Второй промышленной революции. Этот процесс характеризовался такими нововведениями как изобретение высококачественной стали, давшей огромный толчок для строительства железных дорог, а также появлением поточного конвейерного производства, многократно увеличившего производительность труда. Первым человеком кто смог эффективно использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей стал американский промышленник Генри Форд.
Рубеж XIX – XX вв. был отмечен мощным демографическим скачком. Население земли в период с 1850 по 1900 г. увеличилось с 1.26 до 1.65 млрд. человек, т.е. на треть. Население Европы с 1870 по 1914 г. увеличилось с 300 до 450 млн. человек, т.е. в полтора раза. Резкое увеличение численности населения европейских стран, вкупе с нарастанием процесса индустриализации приводит к двум немаловажным явлениям:
1. Урбанизация – повышение численности городского населения и возрастание роли городов.
2. Миграция – перемещение людей из одних регионов или стран в другие.
Основным объектом миграции в начале XX в. были такие страны как США и Канада.
Наряду с изменениями в промышленной, демографической, социальной и экономической сферах деятельности, стоит отметить также и революционные изменения в развитии военной техники. Это касается появления таких современных видов вооружения как танки, аэропланы, подводные лодки, пулемёты и химическое оружие. Само собой, что подобные новшества сулили изменить не только сам характер войны, но и привести к невиданным ранее масштабам человеческих жертв.
Теперь, когда мы кратко, освежили в памяти, самые значительные явления и процессы, происходившие в мире на рубеже XIX – XX вв. мы возвращаемся к событиям российской истории.
Население Российской империи к концу XIX в. составляло 125.7 млн. человек. Процент городского населения был небольшим – 13.4. Два города обладали численностью более миллиона человек – это Москва и Санкт-Петербург. Россия являлась многонациональной страной. В ней проживало около 140 народов. Самым многочисленным народом были русские, в процентном соотношении их доля составляла 48% от всего населения Российской империи. Далее по численности шли украинцы, белорусы, поляки, евреи, татары, башкиры и чуваши. В религиозном отношении самой многочисленной конфессией было православие – примерно 70% от всего населения. Далее шли мусульмане – около 11%, католики – 9% и иудеи – 4.2%.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зазработка конспекта урока по истории России. В ходе урока рассматриваются реформы Витте С.Ю. и Столыпина П.А. Конспект использовался на открытом уроке. На уроке использовались дополнительные материалы с более детальной информацией о произведенных реформах и личностях самих реформаторов.

  1. Класс: 9 а Дата: 23.12.2014 Предмет: история № урока:
  2. Тема: Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в.
  3. Цели:

Воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся интереса к истории Отечества через различные формы активизации учебной деятельности.

Вид: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Используемые технологии: Клейм-сэпот-куэсчен, тайм пэа шэа

Вспомните в каком состоянии Россия вступала в 20 век? Какие вопросы наше государство волновало больше всего? (Медленное промышленное развитие, тяжелое положение крестьян из-за непосильных выкупных платежей реформы 1861 г.).

Совершенно верно. Все эти факторы отрицательно влияли на развитие какой области? (Экономической).

Иными словами на развитие экономики.

Вопрос развития экономики государства и оставался наиболее важным и острым для России на рубеже XIX – XX в.

И так, о чем мы сегодня будем говорить?

(Об экономике, экономических реформах).

Тема урока: Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX в.

Какую цель вы ставите, чтобы раскрыть тему урока?

Верно. Для решения данной цели какие задачи вы ставите перед собой?

(Изучить теоретический материал).

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

И так, в начале XX века к проблеме реформирования экономики подошли с разных сторон. Этим вопросом занимаются два видных реформатора: С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

Но, не смотря на общую цель – развитие экономики, способы и пути решения вопроса у них были разные. В том, какие именно и были ли они эффективными, в этом вам предстоит разобраться, поработав в группах, применив систему Клейм-сэпот-куэсчен (Мыслительный прием, в котором ученики выполняют задание по алгоритму:

Найди доказательство (обоснование) своего утверждения.

Задай вопрос, касающийся своего утверждения (на который тебе потребуется найти ответ)

и используя учебный материал и дополнительные источники, которые находятся у вас на столах. В ходе работы вы должны представить данные в виде таблицы. Время работы – 10 минут. Далее от каждой группы в течение 3 минут выступит ее представитель.

Ход работы: класс делится на 4 группы по 5 человек.

1 группа: Положение России к началу XX. (Основные проблемы и вопросы развития России к началу XX в.)

2 группа: Сравнительная характеристика России с европейскими странами

3 группа: Способы развития экономики С.Ю. Витте.

4 группа: Способы развития экономики П.А. Столыпина.

3 и 4 группы работают по учебному материалу, т.к. он достаточно раскрывает поставленные группам вопросы.

1 и 2 группам учитель раздает дополнительный исторический материал.

Каждой группе учитель раздает алгоритм работы.

Предлагают утверждения: каким способом тот или иной реформатор развивал экономику.

(Витте – развивал экономику через развитие промышленности, внутренней и внешней торговли, Столыпин – через крестьянскую и аграрную реформы).

Во время самостоятельной работы групп, учитель раздает каждой группе рабочий лист, куда они должны совместно вписывать методы реформирования.

Читайте также: