События и герои сказок а с пушкина в книжной графике 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
urok_po_skazkam_pushkina.doc 64 КБ
prilozhenie.docx 33.11 КБ
blank_otvetov.doc 146 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина

Тип урока : обобщение изученного.

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление и оборудование:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С. Пушкина;
4) мультипроектор (презентация).
Предварительная подготовка .

- А что такое сказка? ( Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях. )

- Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, сказки о животных (Слайды))

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные (Слайд).

- А чем же они друг от друга отличаются?

Нет автора. Автор - народ

Небольшая по объему

Неопределенное пространство и время

Пространство и время определено

События более волшебные

События приближены к реальности

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? ( Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной. )

За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.

Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, не правда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21

века? ( Учащиеся отвечают. )

Итак, можно начинать. Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина.

Через одну минуту вы должны представить нам свою команду и капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.

Учитель. Определите, к какому произведению А.С. Пушкина нарисованы иллюстрации (напиши полное название сказки).

К морю сам идёт Гвидон;

Там царя встречает он…

В город он повёл царя,

Ничего не говоря.

4. «И кого ни спросит он

Учитель. Узнай сказку по следующим словам. ( Приложение + слайд).

У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать произведение по его началу? (Приложение)

Учитель. Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать? (Приложение)

Учитель. Напишите название сказки, в которой встречаются эти предметы (можно сокращать название сказки). (Слайд)

Учитель. Одним из мудрых сказочных персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! А сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. (Слайд)

11. «Одну я помню: сказку эту

Учитель. За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята. (Карточки) (Приложение).

Раздался гуслей беглый звук

И голос вещего Баяна,

Учитель. Одна команда показывает другой фрагмент из сказки А. С. Пушкина (на карточках записан эпизод, который должна показать команда пантомимой другой команде, вторая показывает третьей, третья – четвёртой, четвёртая – третьей). (Приложение)

15. «Что за прелесть эти сказки! (Инсценировка отрывков). Команды показывают отрывки из сказок А. С. Пушкина.

Учитель. ( После каждой инсценировки учитель задаёт вопросы учащимся):

- Как, по-вашему, автор относится к своим героям?

- В чём проявляется волшебство в данной сказке?

- Какую главную мысль проносит А.С. Пушкин в данной сказке?

- Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты и другое).

Заключительное слово учителя.

Заключительное слово учителя.

Ну вот, друзья! Скоро сказывается, да не скоро дело делается. Через все

препятствия вы прошли, удачу свою нашли. А сокровища сказочные открываются только самым смекалистым, самым любознательным! (Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд).

Читайте сказки, любите сказки, дружите со сказкой! Все были большие молодцы! Спасибо вам за игру! До новых встреч! Покажите на волшебном дереве своё эмоциональное состояние.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Интерпретация сказок А.С. Пушкина в русской графике. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Интерпретация сказок А.С. Пушкина в русской графике Презентация к практическому занятию по детской литературе выполнила студентка 1 курса филологического факультета ОБ-РЛ-12 Зражевская Ирина

С конца 1930-х годов широкое распространение получила цветная рисованная иллюстрация, опирающаяся на традиции русского реалистического искусства. Художники этого направления воспринимали мир Пушкина и его героев как реальность, изображая их с портретной убедительностью.

ИЛЛЮСТРАЦИИ И.Я.БИЛИБИНА Сказки Пушкина вдохновили множество художников, и представить здесь все иллюстрации невозможно. Но возможно собрать несколько работ самых известных русских художников. Рассмотрим палитру стилей в изображении героев на примере одной из сказок Пушкина.

"Во всё время разговора он стоял позадь забора…". Иллюстрация к сказке "Сказка о царе Салтане". 1905.

"И дивясь, перед собой видит город он большой…". Иллюстрация к сказке "Сказка о царе Салтане". 1905. Государственный Русский музей, СПб

Тридцать три богатыря. Иллюстрация к сказке "Сказка о царе Салтане". 1905. Государственный Русский музей, СПб

Данная разработка может быть использована как элемент урока при повторении сказок А.С.Пушкина в 5 классе.



Целевая аудитория: для 5 класса

Красивая презентация - сопровождение к уроку. Есть кроссворд.
Ресурс с методическим сопровождением. Всё ясно и понятно. Спасибо.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Учитель:Пушкин!


Звучит аудиозапись пролога к поэме "Руслан и Людмила".



Учитель:
- Легко ли пересказывать сказки Пушкина?
Конечно же, нет. Хочется читать дословно, стихами, которые имеют ритм – повторяемость однородных звуковых особенностей, ударных и безударных слогов. Рифма - звуковые совпадения в конце строк. Существуют такие виды рифмовки: перекрестная, когда чередуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; парная, когда чередуются 1 и 2, 3 и 4 строчки; охватная (или кольцевая), когда чередуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Определите вид рифмовки в услышанном вами отрывке.


Учитель:
Три девицы под окном…
- Наверное, из всех сказок Пушкина эта содержит больше всего волшебства. В чем оно проявляется? (Рос ребенок не по дням, а по часам; Лебедь-девица; 33 богатыря; белка, умеющая говорить и др.)


Учитель:
Выразительное чтение наизусть любимых отрывков из сказки.
- Как вы думаете, безжалостна или справедлива пушкинская рыбка?
- Что преобладает в сказке: повествование, описание, диалог? Почему?
- Почему в сказке то и дело слышится море? Найдите в тексте и зачитайте, пожалуйста, перемены, происходящие с морем. Почему оно все время меняется?




- К каким сказкам сделаны иллюстрации? Ответьте на этот вопрос строчками из произведений.

Учитель:
Молодцы, ребята! Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина. (Выставление оценок и их комментирование).
Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.

Читайте также: