Что такое воздух конспект

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.

1. Организационный момент.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?

2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?

- Какие вопросы вы подготовили по этой теме?

(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)

  1. Как человек использует горные породы и минералы?
  2. Почему горные породы и минералы называют богатством?
  3. Где можно найти полезные ископаемые?
  4. Кто добывает и использует полезные ископаемые?
  5. Что такое полезные ископаемые?
  6. Когда люди научились использовать полезные ископаемые?

- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)

- А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)

- А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.

(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)

- Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)

- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)

- Конечно, ребята, это воздух.

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.

- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)


- А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?

(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)

Уточнение задач урока учителем.


  1. Что такое воздух?
  2. Как доказать, что воздух существует?
  3. Каково значение воздуха?
  4. Почему загрязняется воздух?
  5. Как охранять воздух?

4. Изучение нового материала.

- А теперь внимательно посмотрите на схему.


  • на планете Земля
  • в квартире
  • в России
  • в городе Чехове
  • на дне океана

- Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?

- Посмотрите на рисунок.


- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.

- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).

Статья в учебнике:

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.

- Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение

- Совпали наши ответы с учебником?

- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

- Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.


- Какого газа в воздухе больше всего? (азота)

- Чуть меньше? (кислорода)

- И совсем мало? (углекислого газа)

- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)

- Почему? (он необходим для дыхания)

- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

- Рассмотрим рисунок на стр. 38.

- Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?

- Почему так важно проветривать помещение?

- А для чего еще нужен воздух?

Опыт с горением.

На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.

- Почему погасло пламя?

- Оказывается, не бывает огня без кислорода.

- А это хорошо или плохо?

- С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.

- С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)

- Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)

- Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

- А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.

  • одуванчик и клен,
  • парусный корабль,
  • вертолет, самолет, воздушный шар,
  • ветряная мельница.

- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.


- Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)

- А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)

- Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?

- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.

(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)






- Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)


Комментарий учителя:

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

2) заводы и фабрики,


Комментарии учителя:

1) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

3) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

  • посадка растений в городах,
  • использование невредных видов транспорта, топлива,
  • создание организаций по охране окружающей среды,

День защиты окружающей среды – 5 июня.


Работа в тетради.

- Откройте тетради на стр. 17. Прочитайте задание 2.

- Обсудите с соседом и выполните это задание.


- Если все люди нашей планеты прислушаются к зову природы о помощи, помогут ей, то все мы будем вознаграждены. Наградой нам будет жизнь, отличное здоровье, возможность созерцать красоту, которая доступна только нам, землянам.

(зрительный ряд – красота неба)





Комментарий учителя: текст учебника на стр. 40-41.

5. Подведение итогов урока.

- Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами.

Полиэтиленовые пакеты, стаканы пластмассовые с водой по 1 на каждого ребёнка, трубочки для коктейля на каждого ребёнка, воздушные шарики на каждого ребёнка, веера.

Наблюдения на прогулке, загадывание загадок о воздухе, ветре, знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности.

В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель: - Ребята, Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем…

Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает загадку

- Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой, он окутывает нас.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

Много мы о нём не знаем, но он всем необходим! (Воздух)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать? (Да)

- Давайте для начала с ним поиграем:

Все вдыхаем носом воздух,

Выдыхаем через рот

А теперь с тобой мы вместе

Воспитатель: - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

Вправо смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего. (переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри (моргают)

Глазки шире распахни (широко открыть глаза)

Вверх глаза ты подними (посмотреть наверх)

Вниз скорее посмотри (опустить взгляд вниз)

Воздух в комнате найди (круговые движения глаз)

Воспитатель: - Ну, что, увидели воздух? (Нет). Значит, что можно сказать про воздух, какой он? (Воздух прозрачный)

Воспитатель: - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

- Что в нём? (Ничего)

- Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился? (Он надулся, стал плотным)

- Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен? (Он с воздухом)

- Действительно, пакет изменил форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет? (На воздушный шар).

- А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему? (Вышел воздух)

- Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети: - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель: - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети: - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых, у учёных.

Воспитатель: - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория? (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём. (Знайка, Знайка)

Знайка: - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка? (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Дети: - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка: - А что вы о нём уже знаете?

Дети: - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка: - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка: - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель: - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу? (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

- Ветер дует на меня, (машут веером на себя)

Ветер дует от меня. (машут от себя, вытянув руку вперёд)

Ветер дует высоко, (встают на носки, машут над головой)

Ветер дует низко. (наклониться, помахать внизу)

Ветер дует далеко, (руку вытянуть в сторону и помахать)

Ветер дует близко (машут опять на себя)

Знайка: - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети: - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка: - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

Знайка: - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети: - Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка: - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: - Что вы узнали, пахнет воздух или нет? (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества. Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель: - Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка: - А вы, правда, хотите это узнать? (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать. (Дети выполняют). А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети: - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка: - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть? (Да)

Знайка: - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре, (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили (круговые движения руками над головой)

Легче он простой воды, (волнообразные движения кистями рук)

Запахом не наделён, (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он. (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем, (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить! (круговые движения руками над головой)

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

• Научить детей выполнять элементарные опыты.

• Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.

Оборудование и материалы:

• у воспитателя - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек губки.

• у детей - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки.

Ход занятия

В-ль: Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).

Основная часть занятия

В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

В-ль сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

(Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

В-ль: Что сейчас в пакете?

В-ль: Какой стал пакет?

Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

В-ль: Почему? (Ответы детей).

(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).

В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

Дети: Воздух!

В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

Дети: Шипение, так выходит воздух.

В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

В-ль: А какой он по цвету?

В-ль: А по запаху?

Дети: Без запаха.

В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

Практическая часть занятия

Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? ( Ответы детей: да, нет.) Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).

Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

В-ль: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 2. “Как увидеть воздух”

В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).

В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган.

Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

В-ль предлагает рассмотреть губку. Как вы думаете, есть ли в ней воздух?

Дети: да, нет (мнения разделились).

В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Дети: Не знаем, воздух.

В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

Земля - опускают руки вниз.

Вода - вытягивают руки вперёд.

Огонь - прячут руки за спину.

Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

Дети возвращаются на свои места.

Опыт 5. “Запахи воздуха”

В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

Заключительная часть занятия

Беседа с детьми.

В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

Дети: Мы им дышим!

В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).

Какой воздух нам нужен?

Дети: Чистый, свежий!

В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

В-ль: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

Дети дают разные ответы.

В-ль: А где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т. д.

В-ль: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

1. Я берёзку качну,

Я тебя подтолкну,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

2. Кто это такой садовник,

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты? (Дождь)

3. Запорошила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

4. С горы сбегая без труда

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда,

Руби хоть топором.

Нагрей её и к облакам,

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам -

Зовут её (Вода)

5. Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала,

Нам казалось шла с бедой.

Оказалось шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)

6. Ветер дует “ух-ух-ух”…

С тополей сбивает (Пух)

Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.

Цель Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи 1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. 3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки. 4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах группах , преодоление боязни тактильного контакта. 5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Конспект построения ООД

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Самостоятельное решение посильных поставленных пред детьми задач

4. Свободная – на коврике

Активизация: кислород, эксперимент.

I часть: : Психологический настрой, вводный, организационный момент

IIчасть: Сюрпризный момент: заходить Буратино

IVчасть: Работа по схемам.

Vчасть: Итог: Высказывания детей. Самооценка.

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах ), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

- социализация (совместная деятельность)

- коммуникация (продуктивный диалог)

- познание (ФЦКМ, экспериментирование)

Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование:
Оборудование для проведения опытов, ИКТ, магнитная доска, карточки.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята начинаем наше занятие.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,

Саумы, кояш, саумы, көн!

Дусларым, хәерле көн!

Хәерле көн сиңа,

Хәерле көн миңа,

Хәерле көн сезгә,

Хәерле көн безгә,

Хәерле көн бөтен дөньяга!

В: Ребята, какое у вас сегодня настроение? А сейчас подойдите к столу, посмотрите и выберите себе смайлики по настроению. У вас у всех настроение хорошие.

В.: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Теперь ребята садимся на палас, сейчас посмотрим на экран (видео).

В: Интересно? О чем говорилась в этом мультфильме? Про воздухе! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Ещё раз попробуйте.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

(Кто-то стучит дверь, заходит Буратино)

Б.: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я Буратино! Мне всегда все интересно, я хочу все знать.

В: Буратино, а ты знаешь что-нибудь о воздухе?

Б.: Нет, а что это такое?

В: Мы отправляемся с детьми в лабораторию, проводить эксперименты и тебя приглашаем с собой, и вместе с нами узнаешь все о воздухе. Ребята, пригласим Буратино в нашу лабораторию?

Б: Ой, как интересно!

В: Теперь отправляемся в нашу лабораторию, шагаем по кругу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Будем вместе развивать

А поможет всё узнать

В: Вот и наша научная лаборатория. Мы сегодня будем лаборантами. А в лаборатории должны мы соблюдать ряд правил. А вы знаете эти правила?

Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

В: Итак, начнем наши эксперименты:

В: Ребята, давайте посмотрим внимательно вокруг-направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (Нет, не видим). Буратино, а ты видишь?

В: Ребята, посмотрите у нас на столе стаканы с водой, и трубочки. Сейчас берем трубочки, опускаем один конец в воду, а в другой дуем. Попробуйте. (Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.)

В: Что вы увидели? (Пузырьки) Да, это пузырьки, пузырьки воздуха. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Какой вывод можно делать?

В: Ребята, а воздух имеет цвет? Как вы думайте?

В: Давайте, сейчас поймаем воздух и посмотрим какого он цвета?

Б: Разве воздух можно поймать? Что за глупости! (хлопает в ладоши- воздух ловить) Нет- ничего! Вот видите нет!

В: Сейчас Буратино всё увидишь и научишься поймать воздух. Я возьму пакет и попробую поймать воздух. Вот я поймал. (Показывает) Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Буратино получилась? Что произошло с пакетами? Что в них находится? А цвет какой? Посмотрите. А теперь выпускаем воздух.

В: Мы продолжаем наши эксперименты.

В: Ребята, вы чувствуйте воздуха? (Нет) Как можно почувствовать воздух? Как ты думаешь Буратино?

В: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

В: Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос? Да, мы почувствовали воздух. При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

В: Что обозначает это карточка? Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его. (Прикрепим к магнитной доске)

В: Ребята, а сейчас мы будем отдыхать.

Физкультминутка. «Юл читендә зәңгәр чәчәк.” (музыкальная игра)

В: Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

В: Ребята, сейчас слушайте внимательно, не шумите. Мы слышим воздуха? (Нет) А если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек?

В: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук) Да, это звук воздуха.

В: С помощью каких предметов мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и крышки).

В: Посмотрите карточку, на какой вопрос мы нашли ответ? Мы слышим воздуха. А как можно услышать воздух? Буратино покажи нам еще раз! (Прикрепим к магнитной доске)

В: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах?

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В: Этого эксперимента нам необходимо сделать специальные дыхательные упражнения. Я предлагаю вам взять листы бумаги, положить на ладонь. И подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на бумагу. Чтобы ваша бумага улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, а теперь продолжаем эксперименты.

В: Сейчас закрытыми глазами вы должны отгадать предметы по запаху и сказать что это?

Б: Я знаю такую игру. Я сейчас съем что-то и отгадаю, что я съел.

В: Нет, Буратино. Нужно закрыть глаза, понюхать и отгадать по запаху.

Б: Ой, как интересно! Сейчас я посмотрю, смогут ли ваши дети отгадать?

В: Только играем честно. Закрывайте глаза я пройду, а вы нюхайте, и подумайте что это? Чеснок, духи, апельсин.

В: Молодцы вы справились. Посмотрите, на следующую карточку, на какой вопрос мы нашли ответ? Что обозначает это карточка? Как вы думаете, воздух имеет запах? Нет. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Рисование трубочками и помощью воздуха.

Б: А у меня есть трубочка и я могу в нее дуть.

В: Хорошо Буратино! Тогда мы с твоими трубочками и помощью воздуха будем рисовать. Да ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? На столах палитры с разведенной гуашью. Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

В: Какие красивые кляксы у вас получились. Если мы на них внимательно посмотрим, они на что-то похоже!

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? А Буратино тебе?

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.

Работа по схемам:
В: Сегодня мы узнали:

1 модель: Мы воздуха не видим.

2 модель: Воздух - бесцветный.

3 модель: Мы воздуха чувствуем.

4 модель: Мы слышим воздуха.

5 модель: Воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

(Буратино подарит шары) Буратино уходит.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня было весело. Кому вы расскажете про наших экспериментах?


Участники: старший дошкольный возраст.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представления детей о воздухе и его свойствах.

Содержимое разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Участники: старший дошкольный возраст.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: расширять представления детей о воздухе и его свойствах.

С помощью экспериментов продемонстрировать различные свойства воздуха (легкость, отсутствие цвета, формы, способность двигаться и т.п.).

Дать представление о значении воздуха для жизни человека.

Развивающие:

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Развивать мышление и воображение.

Устанавливать простейшие связи, делать выводы.

Учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Демонстрационный материал и оборудование:

Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

(Звучит лёгкая приятная музыка).

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей)

2. Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

3. Показ приемов работы и объяснение:

Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

Воспитатель: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.)Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

Воспитатель: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет?(Предполагаемые ответы детей).

Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

Воспитатель: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 2. “Как увидеть воздух”

Воспитатель: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.

Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

Воспитатель: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).

Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

Ребёнок читает стихотворение:

Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.

Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

Воспитатель предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Дети: да, нет (мнения разделились).

Воспитатель: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Дети: Не знаем, воздух.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

- А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей).

Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

Земля - опускают руки вниз.

Вода - вытягивают руки вперёд.

Огонь - прячут руки за спину.

Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

Дети возвращаются на свои места.

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо

Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише, приседание

Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

6. Окончание работы:

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

Дети: Мы им дышим!

Воспитатель: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами?(Ответы).

Какой воздух нам нужен?

Дети: Чистый, свежий!

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

Воспитатель: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

Воспитатель: Всегда ли нам воздух друг?

Дети дают разные ответы.

В-ль: А где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

Воспитатель: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

Воспитатель: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.


1. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

2. Кто это такой садовник,
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? (Дождь)

3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

4. С горы сбегая без труда
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда,
Руби хоть топором.
Нагрей её и к облакам,
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам -
Зовут её (Вода)

5. Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам казалось шла с бедой.
Оказалось шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)

6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
С тополей сбивает (Пух)

Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.


-75%

Читайте также: