Слова которые не имеют окончания 3 класс школа россии конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка во 2-м классе "Слова – названия предметов, у которых нет окончаний"

знакомство со словами, которые не имеют окончания;

отрабатывать умение отличать слова имеющие окончания от слов без окончания;

обогащать устную и письменную речь;

развивать интерес к языку.

Оборудование: презентация, схема предложения, карточки, орфографические часы, конверт с письмом.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть на ваших лицах ваши улыбки. Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом.

II. Чистописание. Звукобуквенная работа. Хх хл

К нам в гости пришёл Карандашик. Он любит, чтобы все буквы были написаны аккуратно. Я думаю, что вы, ребята, не станете его огорчать.

– Какое соединение у ха и эль? (У этих букв нижнее соединение).

– Запишите эти буквы два раза, сравните их, выберите лучший вариант и напишите ещё два раза.

– Какой звук обозначает буква Х? (согл., глух., непар., бывает твёрдый и мягкий).

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

В хлебе счастье человеческое.

(Назовите слова, обозначающие разную форму одного и того же слова.

– Выпишите эту пару слов (Хлеб – в хлебе).

( 2 ученика у доски ).

1. Первый выделяет окончание.

– Чем различаются разные формы одного и того же слова?

( Разные формы одного и того же слова отличаются окончаниями.)

2. Второй выполняет транскрипцию этих слов (хлэп-в хлэбэ).

3. 4 человека работают по карточкам, выполняя фонетический разбор слова хлеб.

Какой звук слышится в слове хлеб на конце? А какую букву будете писать? А в слове в хлебе слышится звук б или п? Почему?(В слове в хлебе слышится согласный звук б, потому что после него стоит гласная е.)

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло. (Морковь)

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (Огурец).

Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная,
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. (Эскимо)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …(Горох)

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

На какую букву мы будем искать слово?

Какие же безударные гласные в этом слове?

– Какое слово лишнее? Почему?

Морковь, огурец, горох, капуста – это овощи. Эскимо – сорт мороженого.

(Овощи. Сорт мороженого.)

3) Запишите слова, выделите окончание. Окончание выделяют, комментируя по цепочке. Морковь[], огурец

Ребята, Миша и Маша очень любознательные, и они хотят узнать, все ли слова имеют окончания?

– Кто хотел бы им помочь?

– Давайте не будем спешить с ответом, а послушаем Веронику. Она найдет нам окончание в слове эскимо.

Есть (что?) эскимо – нет (чего?) эскимо, общая часть эскимо, изменяемой части нет,.

– Какой же вывод можно сделать? Вспомните, что такое окончание?

(Окончание – изменяемая часть слова).

А если слово не изменяется, то какой вывод можно сделать?

Вывод: если слово не изменяется, то, я думаю, можно сделать вывод, что у него нет окончания.

Значит, слово эскимо не имеет окончания. Вероника, какой ответ ты дашь Мише и Маше?

(Не все слова имеют окончания).

Как найти окончание слова.

Изменяю форму слова по вопросам.
Есть (что?) малина – нет (чего?) малины

Ищу общую часть в формах слова – это основа слова
малин а – малин ы.

Нахожу изменяемую часть – это окончание.
малин а – малин ы

Окончание, которое мы не видим, но оно появляется в какой-либо форме слова, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой:

Есть (кот? что?) горох – нет (кого? чего?) горох а

IV. Постановка темы и цели урока.

Откроем учебник на стр. 41 и прочитаем тему нашего урока

Сегодня мы будем учиться правильно употреблять в речи и записывать неизменяемые слова.

V. Изучение новой темы.

Ребята, сейчас мы вместе с Мишей и Машей отправимся в увлекательное путешествие в зоопарк. Готовясь к этому путешествию, вы узнали много нового о тех животных, которых вы видите на картинке. Дополните слово и запишите его в тетрадь.

– В клетке громко кричал австралийский попугай (какаду).

– Миша фотографировал африканского страуса (эму).

– Маша любовалась антилопой (зебу).

– В клетке с малышом в сумке прыгала мама (кенгуру).

Все эти животные проживают в теплых странах и в нашей стране они не встречаются.

(какаду, эму, зебу, кенгуру)

Что общего вы заметили в словах названиях-животных, с которыми нас познакомили Миша и Маша?

(На конце этих слов буква У)

Давайте изменим форму слова по вопросам. И найдем ответ на вопрос, имеют ли эти слова окончания?

Какой вывод можно сделать?

Эти слова не изменяются, а это значит, они не имеют окончания.

Учитель: Все эти слова пришли к нам из других языков, вот почему у них нет окончаний. Вспомните, что такое окончание ( Окончание- это изменяемая часть слова ). А эти слова не изменяются, значит у них нет окончания. Запишите их в тетрадь.

Работа с учебником стр.42.

Кроме этих слов названий животных, в русском языке встречаются и другие слова иностранного происхождения, которые не изменяются, и значит, не имеют окончаний. Какие это слова подскажет вам умная Асырк, если вы прочитаете под картинкой на стр. 41.

Назовите мне слова, которые пришли из других языков.( Слова вылетают : кино, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо. Пони, радио, шоссе.)

В русском языке есть и ещё слова иностранцы, но мы к ним уже так привыкли, что даже и не подозреваем, что они пришли к нам из других языков. Это всем знакомые нам слова: пони, радио, шоссе.

– Придумайте предложение со словом пони по схеме

VII. Закрепление

1. Запишите предложение, подчеркните слова в предложении.(Пони катает малышей. Малыши любят пони.

Я называю слова, а вы ловите в ловушку только те, которые не изменяются, если вы ошибаетесь, то это значит, что вы поймали себя, тогда вы встаёте и называете любое слово, которое не изменяется

3. Ребята, а ведь к нам в класс пришло сегодня ещё одно письмо. Везет нам сегодня на письма. Незнайка написал его Знайкам из 2 А класса. А прилетело оно к нам очень быстро по электронной почте. Незнайка решил рассказать нам, ребята, как он провел сегодняшний день. Я уже прочитала это письмо и заметила много ошибок на одно правило, которое забыл Незнайка. Сейчас вы поработаете парами и найдете эти ошибки.

Здравствуйте, друзья! Я очень интересно провел сегодняшний день и хотел бы рассказать вам об этом.

По радиу хвалили новое кино. В красивом пальте я выскочил на улицу. В магазине я купил эскимо и поехал в метре. Фильм про поней мне очень понравился.

Какие слова Незнайка забыл, как писать?

VIII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Я узнал, что есть слова у которых нет окончаний и их нельзя изменять.

А сейчас вы посадите трудолюбивых пчелок на цветок, если вы считаете, что вы весь урок трудились, если вы считаете, что вы трудились не в полную силу, то посадите пчёлок под цветком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание; развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.

I. Организационный момент. 1 мин

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Карандаш, книжка, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы так работать,

Чтобы лучше, больше знать?

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в страну Составсловию. Чтобы лучше ориентироваться в этой стране возьмём с собой карту

На доске карта страны Составсловии и запись:

Главный город Корнеслов

Река Словарных слов

III Минута Чистописания

-Приведите примеры слов ,в которых встречаются эти сочетания?

-Назовите части речи ,которыми являются эти слова?Запишите эти слова

Арка, море, роза, рама

Что такое корень слова?

В настоящий момент мы находимся в центре г.Чистоград,и отправляемся дальше?

Что у нас на пути?

-Река словарных слов

- Чтобы нам ее пройти надо выполнитьт задание.

Спишите слова ,вставляя пропущенные буквы.

Ст..арушка. рех,м..ряки, ..вёс, к..рабль, зв..езда,пш…еница,,гн..здо, р..кета.

-В какую одну группу можно оъединить слова?

-На какие группы можно разделить слова?

-выделите во всех словах окончания?

Встретились ли вам слова,в которых вы не выделили окончания? Почему?

Тема нашего урока?-Нулевое окончание.

_какие цели поставим?

Воспитывать любовь к родному языку.

-Давайте Выпишим эти слова.

3.Теперь наш корабль отправляется в залив Правил. Здесь для вас приготовлены следующие задания.

Добрались до города Окончаний.

Сделать вывод: с.82,прочитать

- прочитать медленно про себя

-3 раза быстро на одном дыхании.

Записать по памяти, выполнить разбор предложения по членам, указать части речи, характеристику, словосочетания выписать.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.) (3 слайд)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но чтобы дальше идти ,нужно немного отдохнуть.

Ветер дует к нам в лицо закачалось деревцо,

Ветер тише ,тише ,тише

Деревцо все выше,выше,выше.

-О чем была физминутка?

VI .Теперь наш корабль отправляется в залив Правил. Здесь для вас приготовлены следующие задания.

Повторение об однокоренных словах 3 -5 мин

В нашем городе Корнеслове растут необычные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.) (7 слайд)

- Почему эти слова однокоренные?

- Каждая пара получает задание украсить дерево с корнями –бег, -лес -цвет-.

Задание на 8 слайде об однокоренных словах (самостоятельно) проверка фронтально у доски

ЗАДАНИЕ: выписать слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделить в нём окончание.

Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

1 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием: выдели окончание.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

2 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием, измените форму слов.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

3 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием, составь с любым из этих слов предложение. Подчеркни основу предложения.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

2. Проверим свои знания, выполним тест (дополнительно)

1.Окончание- это

А)неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов

Б)изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

В) общая часть родственных слов

2.Нулевое окончание

Б)не выражено звуками;

В) обозначается ь

3.Найди ошибку

4. Найди строчку слов с нулевым окончанием

А) зима, лето, весна;

В) птица голубь , снегирь

В) шкаф, стул, дверь.

5)Какое из словосочетаний верное:

А) в осенний день;

Б) в осеннюю день;

В) в осенними день

  • Что мы называем окончанием?
  • Как определить окончание слова?
  • Что значит нулевое окончание?

Тема: Нулевое окончание.

повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание, уточнить опознавательные признаки корня, окончаний и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание; развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.

I. Организационный момент. 1 мин

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Карандаш, книжка, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы так работать,

Чтобы лучше, больше знать?

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в страну Составсловию. Чтобы лучше ориентироваться в этой стране возьмём с собой карту

На доске карта страны Составсловии и запись:

Главный город Корнеслов

Река Словарных слов

III Минута Чистописания

-Приведите примеры слов ,в которых встречаются эти сочетания?

-Назовите части речи ,которыми являются эти слова?Запишите эти слова

Арка, море, роза, рама

Что такое корень слова?

В настоящий момент мы находимся в центре г.Чистоград,и отправляемся дальше?

Что у нас на пути?

-Река словарных слов

- Чтобы нам ее пройти надо выполнитьт задание.

Спишите слова ,вставляя пропущенные буквы.

Ст..арушка. рех,м..ряки, ..вёс, к..рабль, зв..езда,пш…еница,,гн..здо, р..кета.

-В какую одну группу можно оъединить слова?

-На какие группы можно разделить слова?

-выделите во всех словах окончания?

Встретились ли вам слова,в которых вы не выделили окончания? Почему?

Тема нашего урока?-Нулевое окончание.

_какие цели поставим?

Воспитывать любовь к родному языку.

-Давайте Выпишим эти слова.

3.Теперь наш корабль отправляется в залив Правил. Здесь для вас приготовлены следующие задания.

Добрались до города Окончаний.

Сделать вывод: с.82,прочитать

Вёз корáбль карамéль,

Наскочил корáбль на мель.

- прочитать медленно про себя

-3 раза быстро на одном дыхании.

Записать по памяти, выполнить разбор предложения по членам, указать части речи, характеристику, словосочетания выписать.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.) (3 слайд)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но чтобы дальше идти ,нужно немного отдохнуть.

Ветер дует к нам в лицо закачалось деревцо,

Ветер тише ,тише ,тише

Деревцо все выше,выше,выше.

-О чем была физминутка?

VI .Теперь наш корабль отправляется в залив Правил. Здесь для вас приготовлены следующие задания.

Повторение об однокоренных словах 3 -5 мин

В нашем городе Корнеслове растут необычные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.) (7 слайд)

- Почему эти слова однокоренные?

- Каждая пара получает задание украсить дерево с корнями –бег, -лес -цвет-.

Задание на 8 слайде об однокоренных словах (самостоятельно) проверка фронтально у доски

ЗАДАНИЕ: выписать слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделить в нём окончание.

Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

1 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием: выдели окончание.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

2 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием, измените форму слов.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

3 уровень: Выпишите слова с нулевым окончанием, составь с любым из этих слов предложение. Подчеркни основу предложения.

Моряк, волны, парус, чайка, крик, ветер,

скрипучий, листок, корабль,

2. Проверим свои знания, выполним тест (дополнительно)

1.Окончание- это

А)неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов

Б)изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

В) общая часть родственных слов

2.Нулевое окончание

Б)не выражено звуками;

В) обозначается ь

3.Найди ошибку

4. Найди строчку слов с нулевым окончанием

А) зима, лето, весна;

В) птица голубь , снегирь

В) шкаф, стул, дверь.

5)Какое из словосочетаний верное:

А) в осенний день;

Б) в осеннюю день;

В) в осенними день

Что мы называем окончанием?

Как определить окончание слова?

Что значит нулевое окончание?


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка

Знакомство с окончанием и с основой слова, которая образует формы слова.

Задачи урок

Образовательные:

усвоить новые языковые понятия – окончание и основа слова,

провести первичное формирование умения находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Развивающие:

способствовать связной устной развитию речи,

развивать логическое мышление через выполнение заданий.

формировать умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

формировать навыки культуры речи, коммуникации со сверстниками, старшими.

Воспитательные:

способствовать укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутку.

Основные термины, понятия

окончание и основа слова

Планируемый результат

Предметные умения

узнают, что такое окончание и основа слова,

научатся находить и выделять эти морфемы в словах.

развивать умения выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

развивать умения извлекать информацию из текстов, выявлять особенности построения слов, на основе словообразовательного анализа.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре, группе.

Организация пространства

Фронтальная
Групповая работа

Работа в учебнике

Книгопечатная продукция:

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1.Самоопределение к де ятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Придумано кем-то п росто и мудро .
При встрече здороваться: Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птица м!
Доброе утро улыбчивым лицам !
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Как вы думаете, какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы раскрывать новые тайны нашего великого и могучего русского языка?

Я желаю вам удачи!

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу .

Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными.

2. Минутка чистописания

- На доске прописаны соединения букв?

- Какую часть слова они могут означать?

Вспомните правила посадки и пропишите буквосочетания, так как на доске.

Подчеркните карандашом зеленого цвета лучшие буквосочетания.

1. Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

2. Из каких же кирпичиков состоят слова?

3. Словарная работа

Сейчас проведем словарную работу. Вспомните правила оформления словарной работы.

(К доске один человек.)

Напишите по памяти слова, которые обозначают части слова. Самостоятельно.

Назовите эти слова общим словом

Слова состоят из букв, звуков, но так же и из приставки, корня, суффикса.

Пишем с красной строки, с большой буквы, все слова через запятую, в конце ставится точка. Выделяются орфограммы и ударение

В состав слова входит: приставка, корень, суффикс.

4.Совместное формулирование темы

Какие части слова мы изучили? - Какая часть в слове самая главная? (корень)

- Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов)

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы)

- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов)

- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание по рядам . Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник .

1 ряд подчёркивает слова, которые состоят из корня и приставки (поход, пригород)

2 ряд подчёркивает слова, которые состоят из корня и суффикса (мостик, столик)

3 ряд подчёркивает слова, которые состоят из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)

А теперь проверим: какие слова, состоящие из корня и приставки, вы подчеркнули? Из корня и суффикса? Из приставки, корня и суффикса?

- Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (приг о род)

- Запишите это слово.

- Употребите это существительное с другими предлогами: в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду)

- Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её.

- Назовите ту часть, которая изменяется, и подчеркните её.

- Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока: Окончание.)

- Определим цели: узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно.

- Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня)

5. Открытие новых знаний.

Откройте учебник на стр. 144, упражнение 175. (слайд 2)

Звучать, нежная, мелодия, вальс.

Составьте предложения из слов. Что изменилось в словах? Почему?

Прочтите следующую группу слов.

Она, пробуждать, в, душа, нежные, чувства.

-Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях.

-Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов?

Какие вопросы возникают?

-Как называется часть слова, которая изменяется?

-Для чего она служит?

-Как её найти в слове?

-Каким символом обозначить?

(Слайд 3)Прочитайте правило на странице 144, теперь про себя. Кто готов ответить правило наизусть?

(1-2 человека спрашиваю)

Звучала нежная мелодия вальса.

Она пробуждала в душе светлые чувства.

- Это слово изменяется

2 человека записывают предложения.

А теперь перед серьезной работой немного отдохнем. Встаньте все.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7.Закрепление полученных знаний. Тренировочные упражнения

Итак, что же такое окончание? Для чего оно служит?

(ответы учащихся)

Выполняем упражнение 176 на стр. 14( слайд 4)

про ёжик а

к ёжик у

с ёжик ом

Как вы думаете, что общего в этих словах? Чем они отличаются? Являются ли они родственными?

Объясните свою точку зрения.

Упражнение 177, стр.144. (слайд5). Прочитайте. Что написано в каждом столбике – одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?

-Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

-Как найти в слове окончание?

Прочитаем правило на странице 145.(слайд 6)

Упражнение 178, стр. 146. (Слайд 7) Выпишите выделенные слова.

Выполнение заданий по учебнику.

8.Подведение итогов урока.

(Слайд 8) Сейчас посмотрим, как вы усвоили новую тему.

Поиграем в игру! Игра называется да или нет.

Почему художник изобразил несколько вагончиков с окончаниями слова?

Окончание – часть речи?

Окончание – изменяемая часть слова?

Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

С помощью окончаний образуются новые слова? ( ученики обводят правильные ответы в тетрадях)

А теперь встаньте те, кто не допустил в этой игре ни одной ошибки. Вы молодцы!

Нет, да, да, да, нет.

Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового мы узнали? Что понравилось?

Данный урок разработан по учебнику русского языка В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого ("Школа России"). Целью урока является углубление представлений об особенностях окончания как части слова; формирование умения находить окончания в словах. Урок разработан на принципах деятельностного обучения и соответствует требованиям ФГОС.

Оценить 3949 0

Юрасова Светлана Ивановна

МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа

Д. Погребы Брасовского района Брянской области

Учитель начальных классов

3 класс Русский язык

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Обучающие: углубить представление об особенностях окончания как части слова; формировать умение находить окончания в словах.

Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, орфографической зоркости, памяти, мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам русского языка, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика

Универсальные учебные действия : развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться толковым словарем, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : электронное приложение к учебнику.

Организация начала урока

Проверка домашнего задания

- Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

Словарный диктант

Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петруш­ка, огурец, помидор, овощи, чёрный.

Самоопределение к деятельности

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. <Белка.)

-Измените форму слова белка.

Выделите окончания в словах.

-Сформулируйте тему урока

Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 148 (с. 82).

(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)

-Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.

-Как найти в слове окончание? ( Изменить форму слова.) Упр. 149 (с. 82).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Работа со словами из словаря

-Объясните лексическое значение слов ужин и обед.

-Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?

-Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? ( Ну­левое .)

-Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.

-Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

-Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.

-Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древ­нерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной - ужин.

Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже усту­пившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 150 (с. 82). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните на­писание слов с орфограммами.

-Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.

-Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это не­проверяемые орфограммы.)

-Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.

-Как можно озаглавить этот текст?

-Выполните письменное задание к упражнению.

-Что нового вы узнали о словах в русском языке?

-Составьте предложение с любым из данных слов.

-Какие части речи не имеют окончаний?

-Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем., не деньг. потеряешь — не найдёшь.

-Объясните смысл пословицы.

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

-Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?

Поурочные разработки по русскому языку. 3 кл. / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко

Учебник русского языка. 3 кл. ФГОС / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: