Конспект психологического просвещения с подростками по вопросу развития их личностных компетенций

Обновлено: 07.07.2024

Цель программы психологическая и педагогическая помощь учащимся в период взросления и адаптации в социуме. Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и – деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

  • психологическое просвещение учащихся;
  • изучение личностных особенностей старшеклассников;
  • выявление социальных и педагогических проблем у участников программы;
  • проведение профилактических и коррекционных мероприятий.
  • превентивность: овладение необходимыми знаниями, помогающими избежать ошибок в своей жизни (знание социальной психологии, конфликтологии, коммуникативные умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция)). Одним из результатов реализации этого принципа может быть формирование способности руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;
  • креативность характеризуется созданием новых ценностей. Умение по иному посмотреть на привычное, умение возразить самому себе – это атрибуты творческого отношения к жизни.
  • контекстность: в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций учащийся “примеряет” по отношению к себе различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений. В этом формате создаются основы для становления гибких форм в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем;
  • полезность формирование знаний и умений, актуальных для практического понимания учащимися других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью и самоопределения в целом.

Программа “Мы вместе” структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

I этап: Предварительный

Цель этапа: Запрос администрации на работу со школьниками (формулирование ее целей и задач с точки зрения администрации). Встреча с педагогами (получение информации о подростках). Встреча с родителями.

II этап: Диагностический (входящая диагностика)

Цель этапа психолого-педагогическая диагностика личности подростка с целью выявления трудностей в обучении и развитии.

Название методики Цель исследования Источник
Шкала тревожности Кондаша Определение уровня школьной, самооценочной, межличностной тревожности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Определение уровня тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.-СПб.:Речь,2006
Тест агрессивности Басса-Дарки, Определение степени физической агрессии и враждебности Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест акцентуаций Шмишека Выявление акцентуаций характера Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков -М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006
Определение самооценки Выявление уровня самооценки Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога - М., 1999
Тест на выявление эмпатии Изучение эмпатии у подростка Т.Н.Гущина Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008
Тест Кеттелла, Диагностика характерологических особенностей подростка Немов Р.С. Практическая психология - М., 1998
Тест Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина Изучение реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Сборник психологических тестов/ сост. Миронова Е.Е. Минск 2005
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Изучение уровня познавательной активности. Тревожности, гнева, как актуальных состояний и как свойств личности “Школьный психолог” №8. 2004

III этап: Коррекционно-развивающий(сам тренинг)

Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самопознание.

  • Активизация процесса самопознания, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
  • Повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

IV этап: Диагностический.(выходящая диагностика)

Цель этапа: анализ результативности программы с помощью психодиагностических методик. Смысл данного этапа заключается в отслеживании эффективности тренинговой работы, особенно изменений тех аспектов личности подростка, акцент на которые делался в ходе тренинга (осознание себя, рефлексия, самоотношение, личностные особенности и т.д.).

Результаты второго диагностического среза сравниваются с результатами первого и обсуждаются с классными руководителями и родителями учащихся.

V Консультационный этап

Цель этапа: Данный этап предполагает оказание методической и консультативной помощи родителям и педагогам.

Консультативная работа проводится параллельно с диагностическим и тренинговым этапами, а также по их завершении.

Программа предусматривает консультирование трех категорий лиц по их запросу: 1) подростки - участники тренинговых занятий; 2)родители подростков, включенных в коррекционную работу; 3) педагоги, работающие в школе.

Индивидуальная работа с родителями включает их эмоциональную поддержку, помощь в коррекции стиля семейного воспитания, активацию на позитивное вмешательство в жизнь детей, рекомендации по проблемам обучения и вопросам профессионального самоопределения подростков.

Индивидуальное консультирование педагогов направлено на совместный поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учителями и подростками.

  • Составление тематического планирования программы;
  • Анализ результативности программы;
  • Анализ научной и практической литературы для подбора методик;
  • Посещение совещаний, методических объединений;
  • Подготовка бланков, наглядного материала.

Категория участников: учащиеся 7-11 классов

Формы обучения: тестирование, анкетирование, беседы, практические занятия, тренинговые формы, игры, консультирование.

Программа осуществляется на основе тематического планирования.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе работы используются игровые методы, методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю по 45 минут.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.

На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.

Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.

  • Что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
  • Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?
  • Что было важным/неприятным/обидным/трудным?

Особенности работы с подростками в рамках программы “Мы вместе”

1. Для меня важно иметь ясное представление о подростках, стараться понять их мир. Принимать их такими, какие они есть.

2. Необходимо осознавать свои границы как взрослого. Можно оказать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере взросления детей авторитарная власть и дисциплина должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости с соблюдением определенной дистанции.

3. Учусь доверять молодежи и их способности выживать в современном мире. Нередко они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняю, что именно я жду от подростков. Объяснения должны быть понятны им так же, как и мои побудительные мотивы. Подросткам надо знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность высказаться им самим, узнать, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5. Стараюсь быть честной в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Они прекрасно чувствуют, когда взрослые избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые признают.

6. Действуйте разумно относительно различных "экспериментирований" подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегаю высказывать свое осуждение, помогаю осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

  • Умение войти в мир подростка, не нарушая границ личности (своей и подростка).
  • Умение создать безопасную и поддерживающую атмосферу
  • Помнить и уважать себя в подростковом возрасте, так как это знание помогает установить контакт с подростками и быть рядом с ними.
  • Знать о подростковых стилях взаимодействия.
  • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
  • У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством отклоняющегося поведения;
  • Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
  • Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению;
  • Снизится уровня тревожности, агрессии;
  • Выработаются навыки бесконфликтного общения.

Литература.

1.Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе: Метод, рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000.

2.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб.,2007.

3.Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 1991.

4.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1993.

5.Гущина Т.Н. Я и мои ценности. Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников-АРКТИ,2008.

6.Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. - М., 1994.

7.Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.

8.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997.

9.Микляева А.В.Я – подросток. Программа уроков психологии. - СПб.,2006.

10. Микляева А.В.Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.:Речь,2006.

- помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел

Ход занятия:

Сократ, философ – 400 лет до н. э.

Притча о ценностях жизни.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына :

— Как тебе понравилось путешествие?

— Это было замечательно, папа!

— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.

— И чему ты научился из этого?

— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!

Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.

Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Ответы детей на вопросы педагога по содержанию текста.

Помочь понять смысл рассказа.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Ценность- человеческое общение.

Цель - упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.

Цель – развитие умения понимать свои ценности и потребности, нести ответственность за себя.

Участники по кругу продолжают предложение.

- Прошу в середину круга выйти тех, кто хочет пройти испытание. Теперь вы стоите в центре круга, в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга- жизнь. Ваша задача- выйти в жизнь, доказать нам что вы настойчивый, жизнелюбивый человек, сам строящий свою жизнь. Вы должны любым способом покинуть круг, разорвать руки стоящих в кругу, упросить, потребовать и т. п.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить игрока, но не забывайте, что в жизнь нужно выпустить человека активного, полезного для общества.

Выбирается ответчик (проголосовавший за жизнь для себя, который под воздействием аргументов двух групп должен выбрать свое отношение к ситуации.

- Представьте, что в вашей компании произошло несчастье- одна девочка попала в автомобильную аварию и ей срочно нужно переливание крови. Все ребята готовы сдать кровь, но ей подходит только кровь вашей группы. Вы категорически отказываетесь ее сдавать. Остальные дети разбиваются на две группы, одни стараются его оправдать (те, кто голосовал за жизнь для себя, а вторая группа (кто голосовал за жизнь для других)обвинить и убедить изменить свое мнение и помочь девушке. (Высказать свое мнение должен каждый)

Выслушав доводы обеих групп, ответчик должен принять правильное решение.

- Жизнь прекрасна и удивительна.

"Жизнь прекрасна и удивительна!

Хоть и кажется, что обыденна,

но вглядись ты в счастья мгновения -

и поймешь красоту, без сомнения!

Каждым мигом и вздохом прекрасная,

хоть, порою бывает ненастная,

но дана тебе жизнь лишь одна -

пусть счастливою будет она!

Ты храни ее чистой и трепетной!

Счастлив будь ты и детским лепетом!

Наслаждайся судьбы ты наградой -

и пусть беды не встанут преградой!

Пусть любовь тебе будет спутницей,

а удача будет попутчицей!

И тогда жизнь, такая прекрасная,

будет долгая и не напрасная!

Занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста Занятие педагога-психолога по подготовке к школе, для детей подготовительной группы. Задачи : • Развитие внимания, фонематического слуха,.

Проект раскрывает содержание развития и формирования ключевых компетенций подростков. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к дистанционным олимпиадам по психологии.

ВложениеРазмер
razvitie_klyuchevykh_kompetentsiy_obuchayushchikhsya.doc 675 КБ

Предварительный просмотр:

3. Цель и задачи проекта.

3. Нормативно-правовое обеспечение проекта

5. Этапы реализации проекта.

6. Система управления проектом

10. Результативность проекта.

Список используемой литературы.

628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Шахматова Полина Викторовна

  • педагог-психолог;
  • обучающиеся 1-5 классов;
  • администрация школы;
  • педагоги школы;
  • родители

Возрастная категория обучащихся

Обучающиеся 1-5 классов ( 7 – 13 лет)

Развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного развития и самосовершенствования посредством участия в олимпиадах по психологии

  • Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.
  • Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.
  • Создание условий для формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.

Организационный: 2009-2010 учебный год.

Практический: 2010 – 2012 учебные года.

Аналитический: 2012 - 2013 учебный год.

Реализация проекта позволит повысить значимость психологии как науки, психологической культуры участников образовательного процесса. Внедрение данного проекта даст возможность постоянного творческого развития личности, формирование ключевых компетенций.

  • Системный и комплексный подход реализации проекта осуществляется в рамках планирования деятельности педагога-психолога школы.
  • Научно-методический совет школы осуществляет организационно-информационное обеспечение реализации проекта
  • Рабочий кабинет психолога
  • Кабинет для групповой работы,
  • Комната психологической разгрузки
  • Компьютер – 3 шт (выход в Интернет)
  • Средства телекоммуникации: мультимедиапроектор, интерактивная доска, DVD- плеер, телевзор
  • Методическая литература по психологии, использование ресурсов школьной библиотеки
  • Повышение значимости психологии как науки, психологической культуры
  • Развитие ключевых компетенций обучающихся
  • Личностное развитие ребёнка, степень его изменения в сравнении с самим собой: каким был и каким стал.
  • Положительная динамика результативности участия в олимпиадах по психологии
  • Возможность внедрения олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.

Актуальность проекта определяется все возрастающей ролью образования и воспитания в современном мире. Стремительно изменяющиеся условия жизни, принципы гуманизации и демократизации общества признали свободную, развитую и образованную личность, способную жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира - самой большой ценностью.

В связи с этим задачей современной школы является обеспечение обучающихся необходимыми знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, компенсировать потенциальные риски социализации подрастающих поколений, а также сформировать личность, обладающую современными ценностными ориентациями, опытом творческой деятельности, умеющую пользоваться новыми информационными технологиями, готовую к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Именно развитие коммуникативных, информационных, социальных и предметных компетентностей позволит решить эти проблемы.

Проблема данного проекта заключается в выявлении, определении способов и непосредственном формировании ключевых компетенций всесторонне развитой, образованной, креативной личности посредством участия в олимпиадах по психологии.

Внедрение данного проекта даст возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить обучающимися понимание самого себя, своей роли в социокультурном пространстве.

Таким образом, ориентируясь на государственную политику в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, считаю работу над данной темой актуальной, своевременной, отвечающей требованиям модернизации российского образования и нуждам нашей конкретной школы в частности.

Цель проекта: развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного развития и самосовершенствования посредством участия в олимпиадах по психологии.

1.Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.

2.Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.

3.Создание условий для формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.

4. Проведение анализа результативности проекта.

3. Нормативно-правовое обеспечение проекта

4 . Основные концептуальные положения компетентностного подхода

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Методологической основой проекта являются следующие подходы, принципы, идеи:

  • методология педагогического исследования, проектирования, прогностики (Н.В. Бордовская, Б.С., Гершунский);
  • личностно - деятельностный подход к реализации инновационной деятельности (А.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Тряпицына);

Теоретическую базу проекта обусловили следующие теории, концепции и идеи:

  • теория педагогической инноватики, признаки инновационного процесса (В.А. Бордовский, И.А. Маврина, М.М. Поташкин, И.В. Никишина);
  • проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания были рассмотрены в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова;
  • проблемы творческого развития и саморазвития учащихся рассмотрены в работах М.В.Богуславского, О.С. Газман, Г.Б.Корнетова;
  • теория о ключевых компетенциях в работах доктора педагогических наук Хуторского А.В;
  • психологические аспекты обучения были рассмотрены в работах И.А. Зимней, З.И. Клычниковой, Г.А. Роговой;
  • развитие познавательной активности в процессе обучения представлены в работах Е.А. Ленской, Е.П. Штеменко;

Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, для развития личности обучающихся, являются следующие ключевые компетенции:


Массовая психологическая культура или поп-культура находит выражение в фильмах и телепередачах, где одним из главных действующих лиц обязательно является психотерапевт или психолог, который комментирует, дает рекомендации. В результате, чтобы академические знания стали доступны для большинства, наука подвергается упрощению, вульгаризации.

Безусловно, распространение поп-культуры в первую очередь происходит через Интернет и часто сайты с, мягко говоря, некачественным, но зато красиво упакованным контентом, искажают представление о психологии как науке. И получается, что такие серьезные вещи как НЛП и психоанализ становятся в упрощенном виде достоянием масс, а именно юношей и девушек с неокрепшей психикой, занимающихся самопознанием и черпающими информацию из сомнительных источников. Молодежь получает руководство к действию в незамысловатом виде — всего на нескольких страницах излагается решение жизненно важных задач: что нужно сделать, чтобы добиться успеха, развить всей потенциал, решить проблемы личного характера. Даются психологические установки, каким нужно быть и что делать. Внедрение психологической терминологии в обиход, несомненно, оказывает влияние на мировоззрение подростков и молодежи. Между тем, именно этой категории людей, в силу нехватки опыта, знания, полученные из непроверенных источников, могут принести больше вреда, чем пользы.

К сожалению, психологическое образование включается в процесс общего среднего образования не в должной мере, поэтому уровень психологической компетенции нового поколения недостаточно высок. Хотя именно от высокого уровня психологической культуры и компетенции зависят и удовлетворённость жизнью человека в дальнейшем, и его достижения в общественной, профессиональной сфере, и благополучие в личной жизни.

Постараемся охарактеризовать вкратце содержание общей психологической культуры, учитывая важность проблемы ее освоения в подростковом возрасте.

Психологическая осведомлённость, как совокупность основных психологических знаний и умений, представляет собой основы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей и окружения. Под психологической грамотностью мы понимаем овладение психологическими знаниями: представлениями, понятиями, законами, умениями, правилами и нормами общения, поведения.

Психологическая грамотность может проявляться во всем: в кругозоре, эрудиции, личном опыте, знании традиций, взаимодействии с окружающими. Она предполагает освоение системы знаков и их значений, овладение способами поведения, в частности способами психологического познания. В этом случае подразумевают не столько знания, сколько способность применять их, соблюдать нормы, правила на уровне поведенческих ролей, традиций, функций в социуме.

Грамотность в целом — это начальная ступень образованности, культуры и компетентности.

Психологическую компетентность можно охарактеризовать на основе психологической грамотности через эффективность, конструктивность внешней и внутренней деятельности. Психологическая компетентность — это эффективное применение полученных знаний и умений в решении возникающих задач, проблем и предполагает соединение знаний о себе, о ситуации с обобщенными психологическими знаниями.

Человек грамотный апеллирует набором абстрактных знаний, а человек компетентный применяет свои знания для конкретного и действенного решения любой психологической задачи и проблемы.

В идеале необходимо сформировать у выпускника средней школы определенный уровень психологической культуры. В первую очередь, это понимание роли психологии в жизни человека и общества. Важно как можно раньше научить различать научную и житейскую психологию, освоить базовые теоретические понятия из разных отраслей психологии, которые могут пригодиться в как в общественном, так и в индивидуальном, личном плане.

Социальный заказ государства ставит перед школой новые задачи: подготовить всесторонне развитую личность, умеющую нестандартно мыслить, принимать самостоятельно ключевые решения. В эпоху инноваций выпускники должны быть психологически зрелыми и готовыми к тому, что за пределами школы им придется решать жизненные задачи в рамках жесткой конкуренции. Стандарты нового поколения ФГОС определяют основные направления развития школьного образования, предъявляя большие требования. Необходимо уже с детства формировать такие навыки, стремление к самосовершенствованию, готовность постоянно обучаться, креативно мыслить. Необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности, способности, что поможет правильно определиться молодым людям с выбором профессии.

Очень важно еще в рамках школьного процесса предоставлять учащимся возможность самостоятельно принимать решения, научить ставить краткосрочные, долгосрочные цели и поэтапно разбирать шаги их достижения. Все это нужно сделать в рамках грамотного психологического сопровождения. Новые стандарты призваны формировать новые ценности, где приоритетным будет развитие личности, способной к анализу всего происходящего. Наша задача — воспитать человека нового поколения, умело маневрирующего базой полученных знаний.

В период экономических трудностей, когда нет четкой детерминанты развития общества, наличие материальных проблем у населения приводит к тому, что у молодых людей появляется тревога перед будущим. В этих условиях опять не обойтись без знаний психологии. Нужно сформировать у ребят понимание того, что любые трудности, испытания, которые ставит перед нами жизнь, помогают лучше раскрыть свой потенциал, задействовать дополнительные ресурсы, которые мы не используем, пока находимся в зоне комфорта. Чем раньше мы предоставим возможность нашим детям самим решать свои проблемы, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. В работе педагога одинаково важна индивидуальная и групповая деятельность. Научить детей работать в коллективе — не менее важная задача для подготовки к взрослой жизни в социуме. Проигрывание жизненной ситуации в атмосфере сотрудничества и взаимного доверия помогает старшеклассникам почувствовать свою значимость, заглянуть в будущее, представить себя на месте другого человека.

Многолетний опыт преподавания предмета психологии в школе показывает, насколько изменилось отношение к психологии. Если раньше эта наука воспринималась как что-то догматичное и неинтересное, то сейчас все кардинально поменялось. Школьники проявляют живой неподдельный интерес ко всему, что связано с психологией, у них появилось понимание того, что эти знания действительно нужны и использовать их можно во всех сферах жизни.

Статистика беспристрастна и неутешительна. И часто только своевременное вмешательство взрослых помогает предотвратить трагедию. Знать, что такая проблема в подростковой среде существует, просто обязан каждый родитель и классный руководитель. Не нужно пускать на самотек то, чем занимаются наши дети, не нужно стесняться заходить на их аккаунты, интересоваться их внутренним миром, который на страничке как на ладони.

В период становления личности молодых людей нужно контролировать, направлять, не только в реальном мире, но и в виртуальном, который имеет для них первоочередное значение. Роль школьного психолога-консультанта трудно здесь переоценить. Знание возрастной психологии, совместная работа, тандем родитель-ребенок помогут решить любую проблему на начальной стадии. Одно только наше бездействие, наше равнодушие может погубить детскую душу.

Неплохо, мягко говоря, было бы ввести цензуру и ограничения на то, что со всех сторон обрушивается на наших детей с неокрепшей психикой, едва они выходят в Интернет. Но пока наша действительность такова, нам, взрослым, придется еще в большей мере сделать акцент на духовность. Безусловно, тема взаимоотношения полов — одна из самых значимых для подрастающего поколения. Они ждут от нас помощи, и мы должны оправдать их надежды.

Развитие психологической компетентности, удовлетворение потребности к знанию психологии в рамках среднего общеобразовательного учреждения, несомненно, поможет создать условия для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, подготовит их к вступлению во взрослую жизнь, где они в полной мере смогут применить полученные знания.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

2. Библер В. С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. — Кемерово, 1993.

3. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. — М, 1998.

5. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону, 1997.

6. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2 ч. — М., 1994.

7. Дубинская В. В., Баскакова З. Л. Мой мир: Курс социальной поддержки учащихся старших классов. — М., 1994.

8. Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.

10. Колмогорова Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — Барнаул, 1999.

11. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984.

12. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. пособие. — М., 2000.

13. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников:Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

15. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. — № 6.

16. Столин В. Д. Самосознание личности. — М., 1983.

17. Харламов Ю. М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 1999.

18. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — Томск; М., 1997.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, проблема, взрослая жизнь, задача, психологическая грамотность, психологическая компетентность, психологическая культура, ребенок, внутренний мир, неокрепшая психика.

Похожие статьи

Психологическая грамотность и компетентность современного.

Психологическая грамотность и компетентность современного.

Консультативная работа психолога с эмоционально.

Консультативная работа психолога с эмоционально.

Проблемы формирования профессиональной компетенции.

Однако если взрослым удается каким-то образом решать проблемы адаптации к изменяющимся условиям современного мира, то подростки

Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринимались на рубеже XIХ и XX вв.

Проблемы формирования профессиональной компетенции.

Однако если взрослым удается каким-то образом решать проблемы адаптации к изменяющимся условиям современного мира, то подростки

Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринимались на рубеже XIХ и XX вв.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Библиографическое описание: Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст]

Помочь педагогу должны и системные знания по психологии, так как профстандарт педагога предполагает успешное решение психологических задач в.

Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов

Библиографическое описание: Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст]

Помочь педагогу должны и системные знания по психологии, так как профстандарт педагога предполагает успешное решение психологических задач в.

Формирование социально-психологической компетентности.

Одной из серьёзных проблем воспитания детей в различных образовательных учреждениях выступает нехватка компетентных психологов, знающих особенности поведения депривированного ребенка, специфику его личности.

Формирование социально-психологической компетентности.

Одной из серьёзных проблем воспитания детей в различных образовательных учреждениях выступает нехватка компетентных психологов, знающих особенности поведения депривированного ребенка, специфику его личности.

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Сложившийся уровень психологического образования находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры. При решении задачи совершенствования психологического образования многие вузы, особенно негуманитарные.

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Сложившийся уровень психологического образования находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры. При решении задачи совершенствования психологического образования многие вузы, особенно негуманитарные.

Проблемы профессиональной деятельности практического.

Компетентность школьного психолога проявляются в его умении анализировать проблемы педагогов и учащихся

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни коллектива, добиваться компетентной реализации своих должностных функций.

Проблемы профессиональной деятельности практического.

Компетентность школьного психолога проявляются в его умении анализировать проблемы педагогов и учащихся

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни коллектива, добиваться компетентной реализации своих должностных функций.

Психолого-педагогические условия формирования.

В этом аспекте ведущей задачей формирования психологической компетентности бакалавров педагогики является расширение психологических знаний, представлений об их будущей профессиональной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

Психолого-педагогические условия формирования.

В этом аспекте ведущей задачей формирования психологической компетентности бакалавров педагогики является расширение психологических знаний, представлений об их будущей профессиональной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

Читайте также: