Сладкие блюда и напитки 6 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Сладкие блюда завершают любой прием пищи, поэтому их еще называют десертными. Они очень украшают стол, но требуют очень умелого оформления. Для приготовления сладких блюд используют сахар, плоды, ягоды, орехи, различные фруктово-ягодные соки, экстракты, сиропы, яйца, молоко, сливки, мучные и крупяные изделия. Для улучшения вкуса и ароматизации сладких блюд в них добавляют ваниль, корицу, цедру цитрусовых плодов, лимонную кислоту, кофе, какао, вино, ликеры и т.п.

По температуре подачи сладкие блюда делятся на холодные и горячие. К холодным относят свежие фрукты и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, кремы и др. Подают их при температуре около 10°С, но не ниже 6°С.

К горячим сладким блюдам относят суфле, пудинги, шарлотки и т.д. Температура их подачи примерно 55°С.

Сладкие блюда не только вкусны, но и весьма питательны. Большинство их содержит значительное количество сахаров. Некоторые сладкие блюда, как например сливочное мороженое , крем и др., богаты жирами, а такие блюда, как творожный пудинг, воздушный пирог, — белками. Кроме того, ряд сладких блюд содержит также витамины, минеральные соли, необходимые организму человека.

Плоды и ягоды содержат витамины A, B1, С, Р, особенно они богаты витамином С. Больше всего витамина С имеется в плодах шиповника, незрелых грецких орехах, черной смородине, лимонах, апельсинах. Плоды абрикоса, рябины, хурмы, шиповника богаты провитамином А — каротином, который в организме человека переходит в витамин А. Витамины группы В содержатся в апельсинах, яблоках и грушах; в лимонах, грейпфрутах, а также в черной смородине имеется витамин Р.

Витамин С быстро разрушается при нагревании под воздействием кислорода воздуха. Неправильная обработка и варка плодов при изготовлении блюд могут значительно снизить их витаминную ценность. Поэтому сохранение витаминов в плодах и ягодах — одна из важнейших задач каждого кулинара.

Компоты из свежих плодов и ягод не требуют продолжительной варки; при изготовлении их большинство фруктов достаточно залить прокипяченным горячим сахарным сиропом и дать настояться. Таким образом в компотах сохраняется значительное количество витаминов.

Большое значение для сохранения витаминной ценности сладких блюд из свежих плодов и ягод имеет правильная обработка фруктов. Не следует хранить длительное время очищенные и особенно нарезанные плоды; надо избегать того, чтобы плоды и ягоды соприкасались с железной или медной посудой и т. п.

При изготовлении киселей, муссов, желе сок из свежих ягод следует отжимать и вводить в блюдо в конце его изготовления.

Большое значение имеет широкое использование консервированных фруктов (сушеных, быстрозамороженных и т. п.).

Замороженные плоды и ягоды по своим вкусовым достоинствам, питательности, содержанию витаминов почти не отличаются от свежих. В то же время они выгодно отличаются от фруктовых компотов (консервов) тем, что не подвергаются стерилизации, т. е. нагреванию при температуре выше 100°, вследствие чего в них лучше сохраняются вкусовые качества и питательные свойства свежих плодов. Замороженные плоды могут употребляться после размораживания как десерт, а также в качестве полуфабриката для приготовления компотов, фруктовых салатов, мороженого и других сладких блюд.

В качестве желирующих веществ для приготовления киселей, желе и кремов употребляют желатин, агар и крахмал, главным образом картофельный и значительно реже кукурузный (маисовый).

Плоды, частично поврежденные, тщательно обрезают и используют для приготовления пюре. Плоды и ягоды промывают два-три раза в холодной питьевой воде.

При очистке у яблок и груш удаляют сердцевину с семенной коробочкой, затем очищают кожицу, оставляя у груш плодоножку.

Для изготовления большинства сладких блюд плоды предварительно протирают. Перед протиранием яблоки варят или пекут, груши только варят. Сливы, абрикосы, персики и другие косточковые плоды, за исключением вишен, припускают в сиропе в течение 25—30 минут. Землянику, малину и другие ягоды протирают сырыми.

Все плоды подразделяются на два вида. Первый из них - семечковые плоды. К ним относятся яблоки, рябина, груши и айва. Все они содержат особые вещества - пектины, способствующие образованию желе, поэтому эти продукты лучше остальных подходят для приготовления джемов, повидла, пастилы и мармелада. К тому же семечковые плоды хорошо переносят долгое хранение.

Вторая группа - косточковые плоды. Ее составляют персики, черешня, вишня, абрикосы, слива, алыча и терн. В отличии от первой группы эти плоды не подлежат долгому хранению. Из них получаются прекрасные компоты, кисели и настойки.

Существуют еще и тропические плоды, незнакомые нашим прабабушкам. В настоящее время их также используют для приготовления десертов и напитков. К данному виду плодов можно отнести апельсины, мандарины, хурму, фейхоа, бананы и лимоны. Они придают сладкому блюду необыкновенный экзотический вкус. Десерт, приготовленный из них, может превратить обычный обед или ужин в настоящий праздник.

Требования к качеству сладких блюд.

Сладкие блюда должны иметь цвет, вкус, запах тех продуктов, из которых они приготовлены.

Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный кисель должен быть прозрачным.

У компота - сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

Желе и мусс должны быть однородными, без комков. Желе должно быть прозрачным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Егорушкина Ирина Анатольевна

Учитель технологии, Лицей № 6,

Раздел: КУЛИНАРИЯ Урок технологии 6 класс

Тема. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО КУЛИНАРИИ

1 урок . Обобщающий - викторина Приложение – слайд №1

Тип урока: комбинированный с использованием презентации

Форма урока: бригадно-командная

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая

Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения и систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных, профориентационных, социальных задач . Дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.
Цели и задачи.

- способствовать развитию памяти, внимания, речи, творческого мышления (умение логически мыслить при решении ситуационных задач).
- способствовать получению учащимися личного опыта применения полученных знаний на практике, для решения жизненных задач

- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, культуру общения, аккуратность и культуру труда при выполнении работы; - умение трудиться в коллективе, в группе, в содружестве с учителем.

Межпредметные связи: биология, химия, экология, информатика, изобразительное искусство.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесный. Наглядный (демонстрация, презентация в программе Power Point). Практический. Дифференцированный. Частично-поисковый. Исследовательский Эвристический. Мозговой штурм. Креативный. Проектный. ИКТ .

Здоровьесберегающие .
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги и карандаши для каждой команды (бригады).
Столы в классе необходимо поставить для команд так, чтобы ученицы могли совещаться между собой, делать записи и видеть экран.

Наглядно – иллюстрируемый материал:

1.Технологические карты для каждой бригады.

2.Слайды презентации для мультимедийной установки.

5.Рисунки с правилами ТБ

1. Организационный момент (1 мин.)

Проверка рабочей одежды и готовность к уроку.

2. Повторение и обобщение материала (44 мин.)

Мы проведем сегодня обобщающий урок в виде викторины, играя в командах. Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках кулинарии

Формируются три команды-бригады. Они придумывают веселое кулинарное название, выбирают капитана.
После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!
Команды должны не соревноваться между собой, а набрать как можно больше баллов.
Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда - 47. Каждая ошибка отбирает один балл.
Представление команд друг другу. (Название команды и капитана)

Назовите слова, касающиеся посуды и кухонных приспособлений.

Сладкие блюда и напитки — традиционное дополнение к любому меню. Ими обычно заканчивают прием пищи. Они приятны па вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, молоко, яйца.

Ассортимент сладких блюд и напитков весьма разнообразен. К ним относятся кисели и компоты (рис. 104), желе и муссы, кремы и фруктовые коктейли и др.


Рис. 104. Кисель (а) и компот (6)

Кисели и компоты готовят из свежих, быстрозамороженных, сушеных, консервированных плодов и ягод. Приготовить кисель значительно легче, если вместо ягод и фруктов использовать фруктово-ягодные сиропы и соки. Совсем просто готовить кисель из имеющегося в продаже концентрата сухого киселя.

Для приготовления киселей из свежих плодов и ягод желательно предварительно отжать из них сок или сок с мякотью, а из выжимок сварить отвар. Отжатый сок добавляют в кисель после того, как заварят его желирующим веществом, т. е. в готовый кисель. Это способствует обогащению киселей витаминами, особенно витамином С, сохранению свойственных сырым фруктам и ягодам цвета, вкуса, аромата.

Используя фрукты и ягоды для приготовления компота, надо заботиться о максимальном сохранении витаминов. Для этого вымытые и нарезанные плоды следует немедленно подвергнуть тепловой обработке, поместив их в кипящую воду, слегка подкисленную лимонной кислотой.

Желирующим веществом для киселей является картофельный крахмал, а для молочного киселя — кукурузный. Также можно использовать пшеничный pi рисовый крахмал.

В зависимости от консистенции кисели делятся на густые, средней густоты и жидкие.

Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя берут 2 ст. ложки картофельного крахмала. Если на этот же объем жидкости количество картофельного крахмала увеличить до 3 ст. ложек, получится густой кисель.

Крахмал разводят во время варки сиропа охлажденным отваром, соком, сиропом, молоком или водой. При этом на одну часть крахмала берут 4-5 частей жидкости. Если развести крахмал заранее, он осядет на дно.

Разведенный картофельный крахмал процеживают сквозь сито и сразу вливают в горячий сироп, быстро размешивают, доводят до кипения и прекращают нагревание. Кисели обычно подают на стол холодными, но кисель средней густоты можно подать и горячим.

Густой кисель разливают в формы и охлаждают. Предварительно форму надо смочить холодной водой, тогда охлажденный кисель легко отделится от нее.

Чтобы на поверхности киселя не образовалась пленка, его посыпают тонким слоем сахарного песка или сахарной пудры.

Практическая работа №21

Приготовление киселя и компота

Приготовь одно из предложенных блюд, используя технологические карты (табл. 39, 40).

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

ВложениеРазмер
6.3.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сладкие блюда и напитки.

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, таблицы и плакаты, набор фруктов и других необходимых продуктов, посуды и инвентаря.

Беседа по вопросам:

  • Какие продукты необходимы для приготовления изделий из жидкого теста?
  • Какие инструменты и приспособления необходимы для приготовления теста?
  • Как правильно приготовить рабочее место?
  • Как правильно хранить муку?
  • Что такое разрыхлители и для чего их применяют?
  • Какое тесто называют жидким?
  • Какие способы приготовления теста вы знаете?

Учитель. Сладкие блюда и напитки – традиционное дополнение любого меню. Их ассортимент весьма разнообразен. Почему уже они так популярны, а главное, еще и полезны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Учитель . Сладкими блюдами и напитками непременно заканчиваются обеды, они являются украшением праздничного стола. Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, орехи, крахмал и др. высококачественные продукты.

С очень давних времен фрукты и ягоды находятся в рационе питания человека. Употребляя в пищу фрукты и ягоды, человек получает углеводы, органические кислоты, азотистые и дубильные вещества, витамины.

Фрукты и ягоды обладают многими лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющее , а сливы послабляющее действие на кишечник, малина используется для лечения простудных заболеваний, жимолость – для лечения артериального давления.

Фрукты делятся на следующие группы : ягоды, субтропические и тропические плоды, орехоплодные растения

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами. Это яблоки, груши, айва.

Косточковые плоды – обладают высокими вкусовыми свойствами, содержат ценные питательные вещества, разнообразен химический состав этих плодов. К ним относятся: слива, вишня, абрикосы, персики.

Ягоды делятся на три группы:

К субтропическим и тропическим плодам относятся : цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины, а также гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы и др.

Орехоплодные растения состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. В них содержится много жиров и белков. Это самые калорийные из продуктов растительного происхождения. К ним относятся: дикие и культурные орехи, грецкие орехи, миндаль, фисташки, арахис.

Фрукты и ягоды быстро портятся и не могут длительное время храниться свежими. Поэтому их сушат, замораживают, замачивают, засаливают, засахаривают.

Ассортимент сладких блюд и напитков разнообразен. Это кисели, компот, желе, муссы, кремы, фруктовые коктейли, мороженое и др.

Перед приготовлением сладких блюд фрукты и ягоды подвергают первичной обработке. Их перебирают, промывают, очищают, нарезают.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении сладких блюд надо соблюдать следующие условия:

  • Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмассы)
  • Для приготовления и хранения блюд из фруктов и ягод надо использовать эмалированную, стеклянную или керамическую посуду.
  • При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп)
  • Приготавливая желированные сладкие блюда, надо предварительно отжать из свежих фруктов или ягод сок, заварить его и по окончании варки влить в кисель или мусс.

К качеству сладких блюд предъявляются требования:

  • Сладкие блюда должны иметь вкус, цвет и запах тех продуктов, из которых они приготовлены.
  • Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный или фруктовый кисель должен быть прозрачным.
  • Желе и мусс должны быть однородными, без комков, иметь форму той посуды, в которой их готовили, консистенция – слегка упругая. Желе должно быть прозрачным.
  • У готового компота – сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

5 . Практическая работа.

  1. Итог урока.
  • Дегустация блюд, приготовленных учащимися, их самооценка.
  • Замечания учителя по практической работе.
  • Заключительное слово учителя.

Нехитрое блюдо - кисель. Но посмотрите, как интересно вы сумели оформить это блюдо. Чуть побольше крахмала – и кисель стал густым. Сливки, фрукты и немного фантазии превратили известный многим напиток в изысканный десерт.

Как видите, хозяйка должна быть не только хорошим кулинаром, но и художником- оформителем. Творите, выдумывайте, фантазируйте, экспериментируйте – и ваши блюда будут неповторимы.

7. Домашнее задание : п. 27 (учебник, с. 150-153) , ответить на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Приготовление сладких блюд и напитков из плодов дикорастущих растений

Материал, предложенный в работе, подобран специально к разделам кулинарии 5-7 классов. Неоднократно использовался и адаптирован. Он также будет интересен и всем любителям готовить.


Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.


Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.


Лабораторная работа ПМ. 07 Приготовление сладких блюд и напитков

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.


Изделия из жидкого теста. Сладкие блюда и напитки.

Значение изделий из теста в питании человека.

Бинарный интегрированный урок (английский язык + технология).


Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия 19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля П.

Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения и систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных, профориентационных, социальных задач. Дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.
Цели и задачи.

- способствовать развитию памяти, внимания, речи, творческого мышления (умение логически мыслить при решении ситуационных задач).
- способствовать получению учащимися личного опыта применения полученных знаний на практике, для решения жизненных задач

- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, культуру общения, аккуратность и культуру труда при выполнении работы; - умение трудиться в коллективе, в группе, в содружестве с учителем.

Межпредметные связи: биология, химия, экология, информатика, изобразительное искусство.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Словесный. Наглядный (демонстрация, презентация в программе Power Point). Практический. Дифференцированный. Частично-поисковый. Исследовательский Эвристический. Мозговой штурм. Креативный. Проектный. ИКТ .

Здоровьесберегающие.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги и карандаши для каждой команды (бригады).
Столы в классе необходимо поставить для команд так, чтобы ученицы могли совещаться между собой, делать записи и видеть экран.

Наглядно – иллюстрируемый материал:

1.Технологические карты для каждой бригады.

2.Слайды презентации для мультимедийной установки.

5.Рисунки с правилами ТБ

1. Организационный момент (1 мин.)

Проверка рабочей одежды и готовность к уроку.

2. Повторение и обобщение материала (44 мин.)

Мы проведем сегодня обобщающий урок в виде викторины, играя в командах. Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках кулинарии

Формируются три команды-бригады. Они придумывают веселое кулинарное название, выбирают капитана.
После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!
Команды должны не соревноваться между собой, а набрать как можно больше баллов.
Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда - 47. Каждая ошибка отбирает один балл.
Представление команд друг другу. (Название команды и капитана)

Назовите слова, касающиеся посуды и кухонных приспособлений.

Необходимо выбрать из предложенного набора слов лишнее, записать его на лист.

ПОЛТАВКА АРТЕК ЯДРИЦА ГЕРКУЛЕС
ЯЙЦО ТВОРОГ МУКА СОЛЬ САХАР МОЛОКО МАСЛО
ЛАПША ВЕРМИШЕЛЬ СОЛОМКА МАКАРОН
ДУРШЛАГ ЛОЖКА ТЕРКА СЫРОРЕЗКА
КАСТРЮЛЯ ЧАЙНИК ТАРЕЛКА СКОВОРОДА

Читайте также: