Скорость 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 7 октября 2016 год ФИО учителя: Петрова Наталья Сергеевна

Технологическая карта урока

- способствовать формированию знаний о скорости; умения обозначать единицы скорости.

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,

делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью,

развивать математическую речь.

- воспитывать бережное отношение к природе,

прививать интерес к математике, воспитывать активность,

аккуратность, умение преодолевать трудности.

-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;

- знать способ нахождения шестой части числа.

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Формулировать собственное мнение и позицию;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: ставить учебную задачу в сотрудничестве, контролировать свой результат сравнивать с эталоном, вносить необходимые коррективы, оценивать свой уровень усвоения материала, умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: выделять необходимую информацию в текстах разных структур, классифицировать (математические записи по разным признакам);

Познавательные: закрепят навыки учиться формулировать цель, актуализируют знания в поиске и выделении необходимой информации, приобретут навыки работы с моделью задач нового вида, актуализируют знания сравнивать, классифицировать по существенным признакам ;

Урок введения нового знания и формирования УУД.

Математика 4 класс. Учебник ч.1. Рудницкая В.Н.,Юдачева Т. В.

Фронтальная, индивидуальная работа

Математика, окружающий мир

Наблюдать, делать выводы, записывать в тетрадь

Диагностика результатов урока

- Чему посвятили наш урок?

-Что вызвало трудности?

- Что понравилось на уроке?

2. Минутка чистописания

3. Повторение пройденного.

4. Актуализация опорных знаний.

7. Работа по учебнику.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Проверьте свою готовность к уроку: нам на уроке сегодня понадобится учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

– Ребята, кто скажет какое сегодня число?

– Что вы можете сказать о числе 7? Хорошо, молодцы!!

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать.

-Откройте тетради, отступите 4 клетки вниз, 10 вправо в 5 пишем, клетку вниз,5 вправо, и запишите число

- Начнем урок с повторения пройденного, с решения устных упражнений.

Повторение единиц длины :

м, км, с, см, мм – какие единицы величин лишние?

Какой единицы величин не хватает?

Расположите эти единицы величин в порядке убывания

Повторение единиц времени .

Сутки содержат …….. часа.

В одном часе ………. минут.

Одна минута содержит ………. секунд.

В одном часе………секунд.

ч, мин, с – расположите единицы времени, начиная с наименьшей.

Составьте из этих букв слово.

Ребята, как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься?

Какова цель нашего урока?

Чему мы должны сегодня научиться?

- Итак, чтобы вывести понятие скорости поработаем по учебнику с.54.

Заяц и Волк соревнуются в беге. Рассмотрите таблицу и скажите, какова длина дистанции? За какое время пробежал эту дистанцию Волк? А Заяц? Вычислите, сколько метров за одну секунду пробежал каждый из спортсменов. Кто из них бежал быстрее? Поясните свой ответ.

- Быстроту движения как раз и характеризует скорость.

- Попробуйте сформулировать определение: что такое скорость.

Проверим свои гипотезы по учебнику с.54.

- В каких единицах может измеряться скорость?

Отчего это зависит? (учебник с.55)

- Известны ли вам приборы, которые измеряют скорость?

- Отлично! А теперь попробуем решить задачу.

Избушка на курьих ножках за 8 ч пробежала 72 км. С какой скоростью бежала избушка?

-Что известно в задаче? Что нужно узнать? Прочитайте условие задачи? Прочитайте вопрос задачи?

- Для того что бы найти скорость, нужно знать путь и время движения. Обычно скорость обозначают буквой s , путь – буквой v , а время – буквой t .

- Чтобы найти скорость, необходимо расстояние разделить на время.

Ответ: 9 км /ч с такой скоростью бежала избушка.

Пожалуйста, … к доске. Все остальные записывают в тетрадях Задача № 1. На следующей строке: Решение:

- Не забываем о том, как нужно сидеть при письме.

- Итак, записывай действие.

Какой ответ получится? Почему?

- Молодец! Я поставлю тебе отметку …, т.к. ты …

За 24 часа (сутки) сердце Кощея делает 2400 ударов. С какой скоростью бьется сердце Кощея?

- Что известно в задаче? Что нужно узнать? Прочитайте условие задачи? Прочитайте вопрос задачи?

Ответ: 100 уд/ч с такой скоростью бьется сердце Кощея.

Пожалуйста, … к доске. Все остальные записывают в тетрадях № 2 и выполняют.

- Не забываем о том, как нужно сидеть при письме. Итак, записывай действие. Какой ответ получится? Почему?

Молодец! Я поставлю тебе отметку …, т.к. ты …

№ 6, 7, 8, 9,10 устно.

-Теперь задача посложнее.

Первый самоходный двухколёсный экипаж с деревянными рамами и паровым двигателем за 5 часов проезжал 75 км, а современный гоночный мотоцикл за 3 часа проезжает 900 км. С какой скоростью проехал первый самоходный двухколёсный экипаж с деревянными рамами и паровым двигателем и современный гоночный мотоцикл? Во сколько раз скорость современного мотоцикла больше, чем скорость первого мотоцикла?

- Что известно в задаче? Что нужно узнать? Прочитайте условие задачи? Прочитайте вопрос задачи?

Пожалуйста, … к доске. Все остальные записывают в тетрадях № 3 и выполняют.

- Не забываем о том, как нужно сидеть при письме.

- Такую задачу можно записывать в таблицу в 3 столбика.

Начертим таблицу. Для этого мы пользуемся линейкой и карандашом.

75:5=15(км/ч) – такова скорость экипажа.

900:3=300(км/ч) – такова скорость мотоциклиста.

Ответ: 15 км/ч; 300 км/ч.

А если будет задан еще такой вопрос: Во сколько раз скорость современного мотоцикла больше, чем скорость первого мотоцикла? То что мы сделаем тогда?

Ответ. В 285 раз скорость современного мотоцикла больше, чем скорость первого мотоцикла

Какой ответ получится? Почему?

Молодец! Я поставлю тебе отметку …, т.к. ты..

1. Улитка за 2 часа может проползти 20 м, а сухопутная черепаха за 2 часа проходит 36м. На сколько скорость черепахи больше , чем улитки?

2. Заяц за 3 ч пробегает 180 км, а антилопа за 4 часа может пробежать 260 км. У кого скорость больше и на сколько?

3. Дельфин за 3 часа проплывает 150 км, а скорость морской черепахи на 15 км/ч меньше. С какой скоростью плывёт черепаха?

4. Кенгуру за 2 ч пробегает 120 км, с какой скоростью передвигается жираф, если его скорость на 5 км/ч меньше?

5.Турист на паруснике за 3 ч проплыл 240 км, а поезд прошёл расстояние между городами в 320 км за 4 часа. Какая скорость больше и на сколько?

6.Скоростной гоночный автомобиль – болид за 15 минут промчится 75 км. Сколько км он пройдёт за 1 час?

- С каким правилом, мы познакомились на уроке?

-Какая работа понравилась на уроке? Почему?

-Какая работа вызвала затруднение? Почему?

- Я благодарю вас за урок. Вы сегодня показали и знания, и находчивость, и целеустремленность. Вы молодцы!

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Закройте дневники. Положите на край парты.

- Вышли из – за парт. Урок окончен. До свидания!

Занимают свои места, проверяют готовность к уроку, записывают число, слушают учителя.

Скорость – это расстояние, пройденное объектом за единицу времени.

Скорость – это величина, её можно измерять и сравнивать.

Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.2 - М.; Просвещение, 2017. – с.5-7

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. Часть 2. М.; Просвещение, 2016. – с.3

3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы 4 класс. М.; Просвещение, 2017. – с.54

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наверняка вы замечали, что в окружающем нас мире постоянно что-то движется. Что-то движется быстрее, а что-то медленнее. Например, по дороге идёт человек, едет автомобиль, в воздухе летит самолёт. Все они движутся, но автомобиль движется быстрее человека, а самолёт быстрее автомобиля. В математике величиной характеризующей быстроту движения объектов, является скорость.

Кто бежит быстрее, зебра или страус, если зебра бежит со скоростью 60 км/ч, а страус за минуту пробегает 500м?



Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила эта машина за один час?

Чтобы найти, какое расстояние машина проехала за один час, нужно все пройденное расстояние, 160 км, разделить на время, 2 часа. Таким образом, скорость движения машины – 80 километров в час. Иначе можно сказать, что за один час машина проходила 80 километров.

Сокращенно записывается так: 80 км/ч.

Космический корабль пролетает 8 тысяч метров в секунду. Его скорость можно записать так: 8000 м/с.

Вы знаете, что 1000 м = 1 км. Значит, скорость космического корабля можно записать иначе: 8000 м/с = 8 км/с.

Например, черепаха за минуту проползает пять метров, это значит, что скорость движения черепахи – пять метров в минуту. Улитка за одну секунду может проползти один сантиметр, то есть скорость улитки – один сантиметр в секунду.


Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известному расстоянию и времени движения, развитию умений выполнять деление с остатком, находить значение выражений с одной переменной, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомится со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известному расстоянию и времени движения; научатся выполнять движение с остатком; находить значение выражений с одной переменной; преобразовывать величины; соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, своему здоровью и здоровью других людей.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Основные понятия и термины: скорость, единицы скорости.

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования. Эмоциональный настрой класса.

Математику, друзья, не любить никак нельзя.

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука - это математика!

Актуализация знаний. Самоопределение к учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

Устный счет.

Арифметический диктант.

- найдите частное чисел 420 и 6;

- какое число меньше 720 на 100?

- какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?

- запишите число, которое больше 20 в 5 раз;

- на сколько нужно разделить 560, чтобы получить 80?

- к какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?

- первый множитель 42, а второй – 2. Чему равно произведение?

- во сколько раз 70 больше 2?

- уменьшаемое 360, вычитаемое 60. Чему равна разность?

- из чисел 625, 506, 650, 605, 526, 256, 560 выпишите, у которых 6 единиц I разряда и 5 единиц III разряда (числа записываются на доске);

2) Решение примеров.

Найдите ошибки и вычислите правильно (можно вынести на доску).

Работа в парах.



- установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините их парами.










- К какой величине вы не нашли меру? (К скорости)

- Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей)

- Сформулируйте задачи урока (Познакомиться с новой величиной – скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)

Изучение нового материала.

Назовите единицы измерения времени, площади.

Мультимедийная доска. Обратите внимание на единицы измерения. Как вы думаете, что мы будем измерять этими единицами и почему.

Работа по учебнику.

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.5

- Что известно в задаче? (Средняя скорость полета аиста.)

- В какие единицы надо перевести секунды? (В минуты.)

- Сколько секунд в одной минуте?

- Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, какое расстояние пролетит аист за 1с?

- Запишите выражение. (600:60=10(м/с).)

- Как называется первый столбец, второй, третий?

- Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстояние разделит на время, которое затратили на прохождение этого пути.)

- Решите первую задачу. (120:2=60 (км/ч).)

Ответ: 60 км/ч-скорость пассажирского поезда.

- Что известно о следующей задаче? (Расстояние и время.)

- Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1ч, т.е. скорость.)

- Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

предметные – познакомятся со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, скорректируют навыки решения уравнений;

метапредметные - овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

личностные – понимают значимость математических знаний в жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, метр, секундометр. раздаточный материал, инд. карточки, популярная энциклопедия.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Соревнование по рядам. К доске по очереди выходят по од­ному ученику от каждого ряда и вставляют пропущенные числа. Выигрывает ряд, быстрее других заполнивший все пропуски и до­пустивший наименьшее количество ошибок.)

9т = □ ц 72 000кг = □ ц 2т = □ ц

2 м 20 см = □ дм 520 м = □ дм 600 мм = □ дм

6000 г = □ кг 80ц = □ т 3 кг = □ г

2мин 20с = □ с 6 ч 10 мин = □ мин 360 мин = □ ч

5км 70м = □ м 7 км 600м = □ м 9000 м = □ км

400 см 2 = □ дм 2 2 м 2 = □ дм 2 1300 дм 2 = □ м 2

800ц = □ т 15 000кг= □ т 36000ц = □ т

2. Логические задачи

• Брату 3 года, сестре 10 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре? (Через 7лет.)

• Доску распилили на 6 частей. Сколько сделали распилов? (5.)

• Даша нарисовала 10 фигур, чередуя прямоугольники, треугольники и круги. Каких фигур нарисовано больше и на сколько? (Прямоугольников больше на 1.)

III. Самоопределение к деятельности

— Установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините стрелками.

— К какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.)

— Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой вели­чиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)

IV. Работа по теме урока

- Для следующего задания я приглашаю к доске Сережу, а вы внимательно следите, что он будет делать.

Вызываем одного ученика к доске.

- Сережа, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (Сережа делает один небольшой шаг).

- Ребята, скажите, Сережа сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).

- Можем ли мы измерить длину шага Сережи? (Да). Возьмите метр и измерьте.(Один ученик выходит и измеряет длину шага).

- Чему равна длина шага? (40 см).

- Можем ли мы сказать, что Сережа прошел расстояние 40 см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.

-В чем можно измерить расстояние? (км, м, дм, см, мм)

S (эс) – расстояние (пройденный путь)

Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.

2. Вызываем к доске другого ученика.

- Ребята, Таня совершила движение? (Да).

- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Света находилась в пути 3 секунды? (Да).

- К каким единицам измерения относятся секунды? (времени)

-Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете?( ч, мин, с)

t (тэ) – время (в пути)

Единицы измерения: ч, мин, с.

3. Знакомство со скоростью.

- Давайте измерим расстояние, которое прошла Таня. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).

- Итак, Таня за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).

Вывод: расстояние, пройденное за 1 с, называется скоростью. 1 с. – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Тани – 40 сантиметров в секунду.

v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной телом за единицы времени.

Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.

- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.

Запишем решение к нашей задаче.

120 : 3 = 40 (см/с) – V Тани.

— Как называется первый столбец, второй, третий?

— Как найти среднюю скорость? (Нужно пройденное расстоя­ние разделить на время, которое затратили на прохождение этого пути.)

— Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)

— Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)

— Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)

— Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно рас­стояние разделить на время.)

— Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)

— Сравните решения этих задач.

— Сделайте вывод: как найти скорость движения?

- Составьте 2 задачи, обратные данной по вариантам: 1в.- к 1 задаче, 2в.- ко 2 задаче.

(2 ученика работают у доски).

V. Физкультминутка

Волшебный сон

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Шея не напряжена

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

(Громче, быстрее, энергичнее.)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

VI. Закрепление изученного материала

Работа в группах

Представим, что нам надо рассудить спор двух друзей- Никиты и Максима. Никита пробежал 45 метров за 15 секунд, а Максим 60 метров за 20 секунд. Каждый считал себя лучшим. Никита говорит, что затратил меньше времени, а Максим не согласен. Помогите разобраться.

Читайте также: