Скелет человека конспект урока 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

Краткое описание: Урок окружающего мира должен быть для каждого ученика самым интересным, ведь на нем он ПОЗНАЕТ мир, познают самого сеСейчас трудно ребенка чем-то удивить, а надо, тем более на уро Этой темой мне удалось увлечь своих третьеклашек. Такой вывод я сделала, исходя из

Окружающий мир 3 класс

Цель: знакомство со скелетом человека и его особенностями

- учить находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- познакомить обучающихся со скелетом, его строением, особенностями, предназначением;

- развивать познавательную активность, любознательность при проведении практических работ, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: сравнивать, обобщать

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

- актуализировать знания детей о назначении скелета, роли спорта в формировании скелета (осанки)

- учить оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;

- формулировать собственное мнение и позицию

-способствовать самооценке на основе рефлекии

Карточки для проверки домашнего задания (кроссворды)

Карточки с опорными словами

Стенд про Олимпийские игры

Рисунки - ксерокопии с изображением внутреннего строения кости и Эйфелевой башни

Шина + бинт для оказания первой помощи при переломе

1. Орган пищеварительной системы, обеспечивающий переваривание пищи.

2. Система, управляющая деятельностью всего организма.

3. Великий русский ученый-физиолог.

4. Движение крови в организме.

5. Наука, изучающая работу органов человека.

6. Органы, выполняющие общую работу.

7. Наука, изучающая строение тела человека.

Какие 4 известные вам науки изучают человека?

Какая из этих наук изучает форму и строение отдельных органов?

Какая наука изучает работу сердца, желудка и других наших органов?

Что изучает гигиена? Медицина?

Какая из наук вам близка с раннего детства? Почему?

Из чего состоит весь наш организм?

Что собой представляет каждая клеточка?

Какие клетки живут меньше всего? Почему?

Как вы можете своим кирпичикам, маленьким клеточкам, работать лучше?

Какой орган руководит работой всех клеток?

Кто желает рассказать о работе мозга?

Рассказ ученика (пересказ домашнего текста). Оценивание. Сбор карточек. Оценивание.

Завершим наше повторение ДОБРЫМИ СОВЕТАМИ. Надеюсь, что вы их будете часто вспоминать (советы зачитывают ученики):

1 совет - Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.

3 совет - Читай много хороших книг.

4 совет - Сдерживай свой гнев, не давай ему воли! Замечено, что раздражительные, несдержанные дети сами мешают своему мозгу нормально развиваться.

Работа с текстом учебника

Практическая работа с раздаточным материалом

О прочности скелета

О роли ежедневных физических нагрузок для укрепления костей, скелета

- Мозг руководит каждой клеточкой нашего тела. А скажите, пожалуйста, почему тело человека имеет постоянную форму? (у него есть опора)

Что служит этой опорой? (скелет)

Да, скелет - надежная опора всего нашего организма. О нем мы сегодня и будем говорить.

Так какая же тема нашего урока? Цель? Какие задачи можно поставить для достижения цели?

В скелете различаются более 200 костей: ЧЕРЕП (карточка), кости туловища - ПОЗВОНОЧНИК и ГРУДНАЯ КЛЕТКА, состоящая из РЕБЕР и ГРУДИНЫ, костей верхних и нижних конечностей.

ЧЕРЕП состоит из 29 сросшихся, наиболее прочных костей. Почему они самые прочные?

Из всех частей черепа подвижна только одна - нижняя челюсть. Она позволяет нам открывать и закрывать рот, когда мы разговариваем, принимаем пищу.

ПОЗВОНОЧНИК тянется вдоль спины. Он состоит из 30 позвонков, внутри которых проходит спинной мозг. Между позвонками находятся хрящи, благодаря которым мы легко сгибаемся, наклоняемся. К позвоночнику одним концом прикреплены ребра (12 пар), а другим концом - с грудиной. Ребра вместе с позвонками, грудиной образуют грудную клетку, которая защищает легкие и сердце. Внизу к позвоночнику прикреплены кости таза с костями ног. А заканчивается позвоночник маленьким костяным хвостиком - копчиком.

Верхние конечности - плечо, предплечье, кисть.

Нижние - бедро, голень, стопа.

А сейчас все это повторим и покажем на себе, а 1чел - на скелете.

Так для чего же нужен скелет?

- Придает форму телу.

- Защищает внутренние органы от повреждений.

Кости обеспечивают нам возможность двигаться, т.к. скреплены между собой СУСТАВАМИ: локтевыми, плечевыми, коленными. Как? Объясню.

Обхватите пальцами левой руки правый кулак и поверните его в разные стороны. Вот примерно так одна кисть входит в другую и двигается в ней.

Но почему кости не выскакивают?

Да потому что они крепко- накрепко связаны в суставе между собой, как бинтами, крепкими связками, сухожилиями. Благодаря связкам руки, ноги в суставах легко сгибаются и разгибаются.

Но почему мы не слышим вот этого шума? (подвигать еще раз кулак в кулаке)

Суставы смазаны специальной жидкостью, и ни скрипа, ни шума мы не слышим, когда мы здоровы.

Посмотрите на нашу куклу Юлю. Я вращаю ее руку. Какой сустав сейчас у нее работает? (плечевой)

Почему у нее рука в локте не гнется? (нет локтевого сустава)

Какого еще сустава нет у нашей куклы? (коленного)

Если нет коленного сустава, то что не сможет делать Юля? (присесть, встать на коленки, кувыркаться…)

Значит, что позволяет нам двигаться? (кости и суставы)

Да, кости скелета, соединенные суставами, не позволяют нам развалиться на 200 частей. А если бы суставов не было, мы бы только лежали.

- Посмотрите на скелет, череп. На мой взгляд, кости, как и зубы, непохожи на живую ткань. Но так это или не так, ответьте, пожалуйста, и объясните свой ответ.

- Для подтверждения ваших слов прочитаем текст учебника.

- А могут ли кости говорить? Аргументируйте свой ответ.

- Для подтверждения ваших слов опять прочтем учебник.

- У кого костей больше: у взрослых или детей? Почему?

- Подтверждаем ответы текстом учебника.

У вас на столах есть рисунки - схемы. Возьмите 1 рисунок. Как вы думаете,


что это? (рис.1)

- Это внутренне строение наших костей (костный мозг, красные кровяные тельца, вода, жир, органические вещества), похожее на губку. Вот такое ажурное строение кости делает ее удивительно прочной. И именно такое строение кости заимствовали инженеры при строительстве мостов и высоких башен.

Например, этой (2 рисунок).

Кто знает название этой башни? (Эйфелева). В чем сходство этих рисунков?


(рис.2)

Наш скелет очень прочный. Он может выдержать огромные нагрузки. Кость в 30 раз больше может выдержать нагрузку, чем кирпич. Голень, самая прочная кость, выдерживает груз в 1600 кг. Представляете, костяные ребра толщиной с палец могут выдержать вес грузовой машины (показ иллюстрации)

А как вы думаете, смогли бы вы прямо сейчас поучаствовать в таком цирковом номере? Почему?

- Только ежедневно тренирующиеся люди могут достигнуть таких результатов, только здоровые люди добиваются их, люди, следящие за своим здоровьем.

И наш учебник физкультуры предлагает комплекс упражнений для укрепления костей, мышц, силы, выносливости (работа с учебником физкультуры).

- Выносливые, сильные, смелые, ловкие, здоровые люди защищают интересы своих стран на Олимпиадах. Какие чувства овладевают вами, когда вы наблюдаете за спортсменами?

- Гибких, ловких, сильных немало и в нашей школе и даже в нашем классе. Попросим Таю сделать несколько упражнений (мостик, шпагат…). Почему Тая их так легко выполняет? Почему не все мы это можем сделать?

Еще раз вывод о значении тренировок.

Мы сидели, и хоть не писали,

Но мышцы тела все устали:

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули -

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке

Быстро - быстро - топ, топ, топ.

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо - поворот,

Чтобы мышцы сильнее стали.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.


Кости наши очень прочные, но, к сожалению, известно, что в результате какой-то внешней нагрузки, сильного удара они могут сломаться. Ремонт сломанной кости напоминает некоторым образом ремонт разбитого кувшина. Осколки должны быть сложены как можно плотнее. Но самая существенная разница в том, что доктор не пользуется при этом никаким клеем. Почему? Что же происходит на месте слома? Попробуйте об этом узнать самостоятельно, а на следующем уроке мы продолжим разговор на эту тему и послушаем рассказ медсестры, работающей в травматологии, о том, как правильно себя вести при переломе кости.

Сегодня на уроке я узнал…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Расскажу дома, что …

Юдин Г.Н. Главное чудо света - М.: Педагогика - Пресс, 2012.

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися учебного материала о функциях, значении скелета и свойстве костей; выяснить значение правильной осанки.

  • познакомить учащихся со строением скелета и свойствами костей человека;
  • развивать умения добывать информацию из различных источников;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  • содействовать формированию УУД:
  • познавательные УДД (общеучебные: учить выделять и формулировать познавательную цель, учить поиску и анализу необходимой информации);
  • регулятивные УУД (учить целеполаганию, планированию, самооценке);
  • личностных (осознание и принятие правил),
  • коммуникативные УУД (организация и осуществление учебного сотрудничества).

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, PowerPoint презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", О.Т. Поглазова "Рабочая тетрадь по окружающему миру" часть 2, макет скелета человека, плакаты на доске.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение № 1)

Разбор 1 задания для выявления темы урока.

– Используя слоги этой таблицы, составьте ответы на мои вопросы (слайд № 1)

  1. Наука, эмблемой которой является изображение змеи, которая исследует причины заболеваний и методы их лечения (медицина)
  2. Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)
  3. Наука, изучающая работу организма человека (физиология)
  4. Наука о сохранении и укреплении здоровья (гигиена)

Карта успеха. Самооценка: – Отметьте в карте успеха: кто выполнил все задания без ошибок – колонка зеленого кружка, 1-2 ошибки – жёлтого, 3 и более ошибок – красного. Подведение итогов в карте успеха класса. (Приложение № 2, 2а)

– Из неиспользованных клеток определите тему урока.

Тема нашего урока: Скелет. Надежная опора и защита. (Слайд № 2)

– Какие учебные задачи поставим на урок, исходя из наук, которые изучают организм человека.

– для чего нужен скелет; (Эти вопросы поставили перед нами науки: анатомия и физиология и гигиена)

– какими свойствами обладают кости;

– как вырасти высокими и стройными? (Слайд № 3)

2. Поисковый этап.

– Ответ на первый вопрос будем искать в учебнике (*учебник О.Т. Поглазова и В.Д. Шилин "Окружающий мир", М., 2011 г.)

1) Работа с учебником. Откройте учебник на странице 11, рассмотрите схему скелета, прочитайте материал.

  1. Для чего нужен скелет? (он служит опорой тела человека и защищает внутренние органы)
  2. Сколько костей в скелете человека? (200)
  3. Что является важной частью скелета? (позвоночник)
  4. Сколько в нём позвонков? (33) Между ними находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которые обеспечивают гибкость позвоночнику.
  5. Какой внутренний орган защищает позвоночник? (спинной мозг)
  6. Сколько пар рёбер в грудной клетке? (12) К грудным позвонкам прикрепляются 12 пар рёбер. Они вместе с полоской костью – грудиной – образуют грудную клетку. Она может слегка подниматься и немного расширяться, что важно при дыхании.
  7. Какие органы защищает грудная клетка? (сердце и лёгкие) Пара изогнутых ключиц и пара плоских лопаток образуют плечевой пояс.
  8. Какие кости составляют верхнюю конечность? (плечо, предплечье, кисть руки) К мощным костям таза крепятся кости нижних конечностей.
  9. Какие кости составляют нижнюю конечность? (бедро, голень, стопа)
  • Отдел головы.
  • Отдел туловища.
  • Отдел верхних конечностей.
  • Отдел нижних конечностей.
  1. С помощью чего соединены между собой большинство костей? (подвижных суставов).

Карта успеха. Самооценка: – Кто считает, что ответил на вопросы без ошибок, отмечает в колонке зеленого кружка, 1-3 ошибки – жёлтого, 4 и более – красного. (Приложение № 3)

Физминутка "Королевская осанка"

Встаньте прямо, ноги вместе,
Опустите руки вниз.
Расправляйте плечи шире –
Это, дети, не каприз!
Раз – вперед, потом – назад.
Повторим 5 раз подряд. (движение плечами)
Раз, два, три, четыре, пять.
Спинка ровная опять.
А теперь навстречу руки (руки сверху и снизу за спиной, навстречу друг другу)
Протяните не для скуки.
Пусть ладошки встретятся –
Спинка лучше держится.
Все простые упражненья
Вам помогут без сомненья.
Приз – не бублик, не баранка.
Королевская осанка!

3. Практический этап.

– Чтобы лучше запомнить строение скелета, выполним работу в парах. Дан текст для каждой пары, вставить слова из рамочки.

1) Работа в парах. В тексте вставить пропущенные слова, из рамочки. Текст делится между парами. (Слайд № 5) (Приложение № 4)

  • думаю сам;
  • высказываю своё мнение;
  • выслушиваю соседа;
  • приходим к общему мнению.

Более 200 костей составляет _______________ человека. Он поддерживает _________ тела, ________________ органы от повреждений, позволяет человеку двигаться.

Позвоночник состоит из 33 __________________. Внутри позвоночника находится __________________________________.

Грудная клетка состоит из позвонков, грудины и ________ пар рёбер. Она защищает ___________ и ___________.

Плечо, предплечье и ____________________ составляют верхнюю ____________________.

Бедро, _________________ и стопа – составные части ___________________ конечностей. Большинство костей соединены подвижно с помощью _________________.

Карта успеха. Самооценка: – Ребята в паре кто выполнил без ошибок, отметят в колонке зелёного кружка, 1 ошибка – жёлтого, 2 ошибки – красного.

2) Решим вторую учебную задачу урока: – Какими свойствами обладают кости, чтобы быть опорой и защитой?

Я приведу вам примеры и буду задавать вопросы, и вы сможете назвать свойства костей.

1. Кости прочнее железобетона, например, большая кость голени может выдержать до 1500 кг. (прочность)

2. Надавите на кость. Меняет ли она свою форму?

– Как называется такое свойство материала? (упругость)

3. Решите задачу: масса тела взрослого человека 80 кг, а масса его скелета около 8 кг. Что легче и во сколько раз?

– О каком свойстве скелета идёт речь?

  • Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
  • на кончик носа — вперед и, не переводя взгляда, в стороны, на переносицу — вперед и в стороны, на точку между бровями, а потом опять вперед и, не переводя взгляда, в стороны.

Решим третью учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными? Разрешите спор двух мальчиков.

Проблемная ситуация. Один из них утверждает: "Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше". Другой возражает: "Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом". Кто прав?

Ответы и рассуждения учащихся. (Слайд № 8)

– Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться, больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом.

За посадкою следи
Свои кости береги.
Держи осанку ровно
Спина будет здорова.

– Какое важное слово прозвучало в стихотворении? (осанка)

– Что такое осанка? (привычное положение тела во время стояния, сидения, или ходьбы)

Продолжаем решать 3-ю учебную задачу: – Как вырасти высокими и стройными?

Работа в группах:

1) составить правила, можно воспользоваться учебником на стр. 15-16;
2) показать наглядно для 1 и 2 группы, 3 группа показывает упражнения для предотвращения плоскостопия.

1. Задание 1 группы. Как правильно сидеть? Показать, как надо сидеть правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 9)

  • Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд.
  • Не упираться грудью о край стола.
  • Ноги под прямым углом упираются на пол всей стопой.

2. Задание 2 группы. Как правильно ходить? Показать, как надо ходить правильно и как ребята нарушают правила. (Слайд № 11)

Ходи правильно (слайд № 12)

  • Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определённые промежутки времени перекладывать её из одной руки в другую.
  • Лучше ходить в школу с ранцем за спиной.
  • Сидеть и стоять с максимально выпрямленной спиной.

3. Задание 3 группы. Как избежать плоскостопия? (слайд № 13)

  • Обращать внимание на обувь. (Слайд № 14)
  • Носить обувь с небольшим каблуком.
  • Выполнять физические упражнения, заниматься спортом.

Карта успеха. Комментарий учителя о работе групп.

  • работали сообща;
  • работали все ребята группы;
  • получили общий результат.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Скелет человека защищает внутренние органы от повреждений (+)
  2. Кости человека прочные, тяжёлые и упругие (-)
  3. Для того, чтобы сохранить скелет человека здоровым необходимо много лежать (-)
  4. При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме (+)
  5. Девочкам, чтобы избежать плоскостопия, надо носить обувь на высоком каблуке (-)

Карта успеха. Самооценка: – Если нет ошибок отметить в колонке зелёного кружка, если 1 ошибка – жёлтого, 2 и более – красного. (Слайд № 16)

Итоги урока: (слайд № 17)

Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?

– для чего нужен скелет;
– какими свойствами обладают кости;
– как вырасти высокими и стройными?
– Что было интересным?
– Что может пригодиться в жизни?

Карта успеха класса. Подведение итогов по карте, выводы учителя, отметки учителя за урок. (Слайд № 18)

Цель: познакомить детей с особенностями строения скелета человека.

Задачи:

Обучающие: изучить строение скелета человека, знать расположение основных отделов скелета человека, уметь узнавать кости на рисунках. Сделать скелет из бумаги.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.

Воспитывающие: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь понять, о чем пойдет речь.

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

У стрекозы и мотылька,

А он нам нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино.

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает! (Н. Кнушевицкая)

Кто догадался, о чем мы будем говорить? (О скелете) Верно, скелет- это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. А если бы у нас не было скелета, на кого мы были бы, похожи? (Медузу, червяка, мотылька). Человек был бы бесформенным и некрасивым. На вид скелет хрупкий, но на самом деле он очень прочный. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы.

Пощупайте свою голову. Что вы чувствуете? Как называется скелет головы? (Череп)

Что защищает череп? (Он защищает мозг от повреждения.)

Прогнитесь и проведите рукой по грудной клетке, что чувствуете? (Твердые кости). Она защищает сердце и лёгкие от повреждения

Согнитесь и друг у друга пощупайте спину, проведите сверху вниз по спине. Что почувствовали? Это позвоночник. Позвоночник слегка изогнут. Он поддерживает череп. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски.

Позвоночник состоит из 33-34 небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками. В нём находится спинной мозг.

Таз. К нему крепятся нижние конечности. (Покажите на образце).


К грудной клетке крепятся верхние конечности.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

В скелете, стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная.

Что мы должны делать, чтобы наше тело было красиво и здорово? (Правильно питаться. Есть продукты, где много кальция. Заниматься спортом.)

Ребята, а по внешнему виду можно определить: здоров ли человек?

Какие слова – характеристики здорового человека мы можем подобрать? (Крепкий, сильный, стройный)

Чем отличается стройный человек от сутулого?

(У стройного человека хорошая осанка.)

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении. (работа со словарем.)

Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой.

Давайте составим правила для формирования правильной осанки.

1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

5. Правильно питаться.

Физкультминутка

Практическая часть

Сегодня мы с вами сделаем скелет человека из картона.

У вас на парте лежит чертеж с частями скелета человека. Вам необходимо приклеить чертеж на картон и вырезать все части


А затем соединить их при помощи проволоки.


Дети работают самостоятельно. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Вот и первые работы


Рефлексия

Ребята, вам интересно было сегодня на занятии?

О чём мы сегодня говорили? Что делали? Покажите свои работы.


Какие части скелета вы знаете?

Может ли человек прожить без скелета?

Что такое осанка? От чего она зависит?

Как сохранить правильную осанку?

Молодцы, ребята! Благодарю всех за активную работу!

Кожа, опорно-двигательная система, правильная осанка

Необходимо запомнить

На уроке мы узнали, что кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений. За ней необходимо ухаживать. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом и физкультурой.

Загадки

Скелет человека

Скелет человека – это часть опорно-двигательного аппарата, состоящая из различных костей. Скелет защищает внутренние органы человека и является опорой для тела. Весь скелет состоит из немного более чем двухсот костей. По нему можно определить пол человека. Мужские и женские скелеты немного различаются между собой. Кости пальцев у мужского скелета длиннее и толще, а у женского уже грудная клетка. Кости черепа у мужского скелета толще. У ребёнка примерно на сто костей больше, чем у взрослого. Учёные объясняют это тем, что с течением времени, по мере роста и развития ребёнка мелкие кости постепенно срастаются. Самая длинная кость в человеческом организме – бедренная. Она составляет 27 % от всей длины скелета. А самая маленькая – слуховая, расположенная в области среднего уха. Ее размеры не превышают 2–3,5 миллиметра.

Хотя кости человека достаточно хрупкие и могут ломаться при сильном ударе, они способны выдержать вес гранитной плиты. Самые сильные кости человека – бедренные.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: