Скачать конспект урока по теме защита отечества

Обновлено: 05.07.2024

Представленный урок дает возможность младшим школьникам сформировать представления о христианском отношении к войне.

В ходе этого урока учащиеся научатся соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории, узнают о духовных подвигах святых защитников Отечества. Получат возможность для осознания необходимости личностного развития таких добродетелей, как милосердие, ответственность, справедливость, которые являются основными понятиями православной культуры.

На уроке используются фронтальная и индивидуальная формы работы; разные виды методов обучения:

по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесный, наглядный;

по степени самостоятельности: проблемно-поисковый;

по логике передачи и восприятия информации: индуктивный (обобщение результатов наблюдений);

метод самоконтроля и взаимоконтроля.

Метод создания проблемной ситуации – ведущий на данном уроке. С помощью тщательно продуманной системы вопросов организуется беседа, постепенно подводящая учеников к усвоению системы фактов, выявления закономерности, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, путём собственных усилий и размышлений. Учебная дискуссия стимулирует интерес к учению. Использование коротких эпизодов мультипликационного и учебного фильмов помогают увидеть противоречие, выдвинуть предположение и проверить его в ходе дискуссии. Анализ информации из разных источников позволяет учащимся создать системное видение проблемы, сделать правильный вывод.

Личностно-ориентированная технология, используемая на уроке, помогает в формировании мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проведении личностной рефлексии.

Домашнее задание формулируется непосредственно обучающимися, даёт возможность развивать учащимся самостоятельность, творческую активность.

формирование христианского отношения к войне; знакомство со святыми защитниками Отечества; воспитание патриотических чувств.

- познакомить обучающихся с понятиями справедливая, оборонительная война; - повысить интерес к изучению героических страниц в истории своей Родины;

- познакомить обучающихся с христианскими заповедями оборонительных войн;

- развивать умение работать с информацией.

Личностные : сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности в изучении героических страниц прошлого нашей Родины; осознание гражданской позиции и долга перед Отечеством.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами .

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию .

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.

Предметные: понимание обучающимися христианской точки зрения справедливой (оборонительной) войны ; знание памятных исторических событий Отечества и имён святых защитников Родины.

Ключевые понятия урока

Защита Отечества; справедливая, оборонительная война; святые защитники.

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, музыка.

Цели урока: формирование христианского отношения к войне; знакомство со святыми защитниками Отечества; воспитание патриотических чувств.

- познакомить обучающихся с понятиями справедливая, оборонительная война;

- познакомить обучающихся с христианскими заповедями оборонительных войн;

- повысить интерес к изучению героических страниц в истории своей Родины.

Мотивация к учебной деятельности.

- Смолк звонок, начинается урок.

Православную культуру вместе будем изучать.

Слушать, мыслить, рассуждать,

И тогда наш урок всем пойдёт ребятам впрок.

- Вспомните правила любого успешного урока:

Ни минуты не теряем.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

(Напоминание о гигиенических требованиях к посадке)

- Сядем прямо не согнёмся, за работу мы возьмёмся.

Введение в тему рока. Формулирование темы.

- Начнём урок с загадки . Слайд1.

Чтоб прикрыть собою тело
От стрелы, что прилетела,
От тяжёлого копья
Им в бою прикроюсь я. (ЩИТ)

- Объясните лексическое значение слова ЩИТ. (Ответы детей).

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты от холодного и метательного оружия.

- Подберите однокоренные слова. (Защита, защитник, защитница, защищать, защищённый).

- Объясните значение слова защитник. (Выслушиваются ответы детей).

- Уточним значение слова в толковых словарях.

Работа с толковыми словарями Ефремовой и Ожегова. Слайды 2, 3.

ЗАЩИ́ТНИК - тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-то.

Защитники слабых, обездоленных. Защитники страны. Защитники морали, веры. (По словарю Ожегова)

ЗАЩИ́ТНИК - тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от каких-либо враждебных действий, вредного воздействия, влияния. (По словарю Ефремовой)

- Случалось ли Вам защищать кого-либо или что-либо? (Выслушиваются ответы детей).

- Что руководило вами в тот момент, когда вы вставали на защиту? (Предполагаемые ответы: справедливость, любовь к ближнему, гнев).

- Вспомните подвиг Жени Табакова. (Рассказ детей).

- Уместен ли был гнев Жени?

(Да, он был направлен против преступника).

- Послушайте стихотворение, которое поможет Вам понять, чему будет посвящён наш урок. (Читает ученик).

На колени Тебя не поставили
Не французы, не немцы, не швед.
За Собою Ты кровью оставила
Яркий след незабвенных побед.
Сыновья Твои сильные, смелые,
Прежде жизни своей не щадя,
Словно Ангелы с крыльями белыми
Охраняют и ныне Тебя.
Защищают Сыны Твои славные,
Что погибли в неравном бою,
Веру Русскую Православную
И Россию Родную свою! ( Елена Викторовна Буланцова – Турсунова)

- О ком и о чём говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей: в стихотворении говорится о защитниках Родины; погибших за веру православную).

- Синоним слова Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы называем Родину Отечеством?

(На ней испокон века жили и трудились наши отцы и прадеды).

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ш. Работа по теме урока.

1) Формулирование проблемных вопросов урока.

Чтение стихотворение со слайда. Слайд4.

Защитники Отчизны все века
Святую Русь от недруга хранили,
И если враг напал издалека,
То его гнали, били и громили.
Жизнь не жалея, Родину свою
Они для жизни нашей сохранили…

- Как поступали русские воины с врагом? ( Гнали, били, громили).

- Значит, своими действиями они причиняли вред и несли угрозу для жизни. Вспомните одну из заповедей Христа, касающуюся отношений между людьми. (Не убивай).

- Но ведь, православные воины тоже несли смерть.

Возникает противоречие. Подумайте, на какой вопрос мы должны получить ответ на сегодняшнем уроке?

Могут ли быть оправданы действия русских воинов?

Может ли быть оправдана война?

Каково отношение христианства к войне?

2) Актуализация и открытие новых знаний.

-Вспомните первое стихотворение. С кем сравниваются защитники Русской земли? (Ангелы с крыльями белыми).

- Как вы думаете почему? (Ответы детей: Души вознеслись на небеса, в царствие Божие).

- Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать защитники Отечества? (Ответы детей: самоотверженностью, мужеством, силой, отвагой, бескорыстием.)

- Русская земля славилась ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека. Одним из примеров является русский богатырь.

На доске портрет святого Илии Муромца.

- Назовите его имя (Илья Муромец, Илия в православии).

- Как вы думаете, почему столько почестей этому богатырю?

(Он прославился воинскими подвигами, много лет охранял границы Руси).

Работа с учебником страница 136 последний абзац.

- О чём узнали из этого абзаца? (Когда православная церковь отмечает дату памяти святого Илии, где находятся его останки).

- Почему имя Илии Муромца почитается православной церковью?

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах.

- Имя ещё одного защитника земли русской вам поможет вспомнить отрывок из музыкального произведения.

Изображение Александра Невского вывешивается на доске.

- О подвигах Александра Невского мы уже знаем из урока окружающего мира.

С какими битвами связано его имя? (Битва со шведами на Неве в 1240 г., разгром немецких рыцарей крестоносцев на Чудском озере 1242г).

Просмотр фрагмента учебного фильма Александр Невский. Слайд 6.

- Какие слова сказаны Александром Невским?

(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Земля Русская).

- Как вы их понимаете? Эти слова – угроза? (Нет, предупреждение).

- Выберите верное утверждение: Слайд 7.

Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.

Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять .

- В каких случаях православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)

- Как назвать войну, в которой люди встают на защиту своей страны? (Оборонительная).

- Какая цель у этой войны? (Защита родной земли).

Работа с текстом учебника.

- Откройте учебник на странице 134, прочитайте материал 3 и 4 абзацев.

- Какова точка зрения христианства к войне? (Оправдана только справедливая война, которая ведётся за семью, Родину, её святыни).

- Когда война будет несправедливой? (Если её цель: захват чужой земли, навязывание своей веры).

- Александр Невский – не только великий воин, но и миротворец.

Работа с текстом на странице. 137 учебника.

- Прочитайте материал учебника на странице 137. Найдите ответ на вопрос: В чём проявилась миротворческая деятельность князя Александра Невского?

(С помощью переговоров длительное время удерживал Русь и Орду от столкновений. На переговорах отказался от призыва русских воинов на войну, спас тем самым много жизней).

- О чём ещё, вы узнали из прочитанного отрывка? (Князь Александр Невский причислен к лику святых).

- Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога. Его стараниями проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Он способствовал созданию православной епархии в Золотой Орде.

В княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

- Вспомните ещё одно историческое событие Куликовскую битву. Кому противостояла Русь? (Монголо-татарам).

С чьими именами оно связано? (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, монахи Пересвет и Ослябя).

- Их имена тоже причислены к лику святых.

Работа с тестом учебника страницы 134-135.

- Почему Сергий Радонежский дал своё благословение московскому князю Дмитрию для отпора врагу ? (Это была справедливая война, не было способа избежать кровопролития).

- В трудную минуту монахи Пересвет и Ослябя вышли из монастыря на поле боя.

Фрагмент видео из мультфильма Пересвет и Ослябя. Слайд 8.

- На самопожертвование способны не только доблестные воины, но и простые люди.

- Вспомните название и автора? О каком подвиге это музыкальное произведение? (О подвиге Ивана Сусанина, который завёл поляков в непроходимую глушь. Он знал, что погибнет, но не боялся).

- Почему не боятся смертельной угрозы воины-христиане ? (Верят, что душа бессмертна).

- Каких заповедей должен придерживаться воин-освободитель на войне по вашему мнению? (Ответы детей.)

- Не добивать раненных.

- Не трогать безоружных.

- Не грабить местных жителей.

- Если враг сдаётся, к нему надо относиться, как человеку, а никак к недругу.

Закон милосердия и справедливости приходит на смену закону войны.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним именем святого защитника – великим флотоводцем.

Работа с текстом учебника страница. 138 (1 абзац).

- Каковы заслуги Фёдора Ушакова перед Отечеством? (Не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного судна, не отдал в плен ни одного матроса).

- Фёдор Ушаков причислен к лику святых. Как вы думаете за что?

(Ответы детей: За веру, за христианские добродетели: милосердие и человеколюбие).

(Резерв: - Послушайте Рассказ о воинском и духовном подвигах Ушакова.

- К лику святых причисляются, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении остаться верными Христу, которые в жизни, прежде всего, следовали высшим христианским добродетелям.

- Русскому народу не раз приходилось спасать своё Отечество . Сегодня мы стоим на пороге знаменательной даты – празднования великой годовщины Победы в Великой Отечественной войне .

- В каком году началась и закончилась эта отечественная война?

- Какую знаменательную дату будем отмечать в этом году? (75летие).

Эта война принесла много испытаний русским людям. Немало примеров воинской доблести и подвигов живёт в памяти народа.

- Что помогло русскому народу одержать Великую победу?

(Мужество, стойкость, вера в правое дело, самопожертвование.)

- Назовите памятную дату празднования Победы в Великой Отечественной войне. (9 мая)

- В этот день в знак памяти в нашей стране на грудь повязывают георгиевские ленты.

Георгий Победоносец причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Его считают покровителем Руси, хранителем земли русской. Где можно увидеть его изображение?

- С течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменяется. Воины-защитники почитаются не только народом, но и Православной церковью. Слайд 12.

- Вспомните, на уроке музыки мы знакомились с вами с песнью-гимном, которую исполняют в честь всех русских святых в церкви, как она называется? (Стихира).

- Выполним тест и проверим, как вы усвоили понятие справедливая война.

1.Когда война может быть оправдана? Слайд 13.

А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?

Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких людей и свою Родину?

В) Когда целью войны является обогащение воюющих?

2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны? Слайд 14.

А) Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.

Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.

В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких людей. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

3.Что никогда нельзя делать при помощи оружия? Слайд 15.

А) Навязывать другим людям свою веру.

Б) Защищать свою Родину.

В) Защищать свою жизнь.

Взаимопроверка по интерактивным ответам на слайдах. Слайды 13,14,15.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

- Вспомните, как называлась тема нашего урока?

- Какие новые понятия мы разбирали на уроке?

- Когда война может считаться справедливой?

- Какие поступки недопустимы на войне?

- Назовите имена святых защитников.

- Кем почитаются воины-защитники? (Народом, православной церковью).

- В чём состоит долг каждого гражданина? (Встать на защиту Родины).

- В статье 59 Конституции РФ сказано: 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

t1635762157aa.jpg

- На нашей книжной выставке есть книги: История Руси великой от начала времён, жития святых защитников Руси Дмитрия Донского и Александра Невского.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2 этап. Мотивационно- целевой этап. Постановка цели и задач урока

Регулятивные: определять цель, задачи в деятельности.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его.
Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к учебному предмету.

Беседа:

1. Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой священный долг?

2. Давайте вспомним героическое прошлое нашего Отечества (с 6 по 11 слайды)

3. Как по другому называют тех, кто любит свою землю, беззаветно предан ей, гордится ее успехами? (патриоты)

А как называется чувство, которые испытывают патриоты? (патриотизм).
Посмотрите на доску, что связывает эти исторические личности?
(на доске портреты А.Невского, Д.Донского, М.Кутузова, Г.К.Жукова, Н.Дуровой)
Изучите текст «Путешествие в прошлое: на стр. 31–32. И ответьте на вопросы.
1. Какое страшное известие потрясло нашу страну 22 июня 1941 г.
2. Как откликнулись на эту беду советские люди, в том числе и молодежь? (ответы детей)

Среди тех, кто защищал нашу Родину, есть имена ваших предков, прадедов, защищавших нашу землю в самые трудные времена. Мне хочется предоставить слово детям, (рассказывают о своих прадедах).

Класс делится на группы и получает задания?
1 группа. Существует ли сегодня необходимость в вооруженных силах, в отважных воинах?
Какие угрозы нашей стране существуют? (слайды 16-21)
2 группа. В чем заключается воинская обязанность? Виды военной службы? (слайд 22)
3 группа. Что означает военная служба гражданина? Виды службы (слайды 23-24)
4 группа. Общие обязанности военнослужащих. Слайд 25.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
самостоятельно решать поставленные задачи.

4 этап. Первичная проверка понимания изученного

Проверка усвоения знаний. Группы представляют свои ответы.
1.Какие угрозы нашей стране существуют в данное время? (слайды16-21)
1. Внешние:
А. Глобальные - во всем мире – угроза третьей мировой войны.
Б. Региональные – в отдельных регионах, например в Сирии, на Ближнем Востоке.
В.Частные – деятельность террористических организаций.
В. Внутренние - создание незаконных вооруженных формирований, незаконное распространение наркотических веществ, незаконное распространение оружия, боеприпасов.
2. В чем заключается воинская обязанность? (слайды30-31)
3. В чем заключается военная служба? (ответы детей)
Военная служба включает в себя:
1. Несение боевого дежурства, участие в учениях и походах кораблей,
2. Участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов.
3. Несение боевого дежурства,
4.Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф,
5. Оказание помощи правоохранительным органам в защите прав и свобод граждан, в охране правопорядка и обеспечении общественной безопасности. (слайды 23-24)
4. Каковы основные обязанности военнослужащего? (слайд 22)
Знакомство с присягой ( слайд 23).

Познавательные: умение структурировать знания, умение выделять главное;
Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Регулятивные:
определяют уровень усвоения изучаемого материала., коррекция.
Личностные: осознавать значение знаний для человека, развивать способности к самооценке.

5 этап. Обобщение и систематизация знаний

На слайде текст с пропущенными словами
Защита Отечества – это ….и…….граждан. С…..лет гражданин должен встать на учет в ……….. . Есть два вида службы …….. и …………. На военную службу призываются граждане от …..до … лет. Военнослужащий, впервые поступивший на …………, приводится к …………… перед ……Российской Федерации и …. воинской части. Он торжественно присягает на верность ………. Российской Федерации, дает клятву соблюдать ……… РФ, строго выполнять требования воинских ……., приказы………и начальников, достойно выполнять воинский …….

Ответьте на проблемный вопрос:
- Почему служба в армии является долгом и обязанностью? (ответы детей)
Чувство долга побуждает людей защищать свое отечество в случае нападения на него. Защищая свою страну, они защищают и себя. И свою семью. Но защита Отечества – это и обязанность граждан, закрепленная в законе. Чтобы суметь защищать себя, свою страну, человек обязан готовить себя к военной службе. Поэтому служба в армии – это и долг, и обязанность.

Познавательные: обобщать, делать выводы, определять понятия,
Коммуникативные: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и знаний.
Личностные: осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

6 этап.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия

Завершая урок, мы должны выяснить, а что мы узнали сегодня на уроке. (Ответы детей)
Незаконченные предложения…
- Я сегодня на уроке узнал……
- Мне на уроке было интересно…..
- Больше всего мне запомнилось….
- Раньше я не знал……

Регулятивные: определять уровень усвоения изучаемого материала
Личностные: понимать значение знаний для человека, развивать способность к самооценке.


1.Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина.

4.Интервью о службе в армии

6.Подведение итогов урока.

На столах – открытые рабочие тетради и тетради с домашними конспектами

Учитель приветствует детей и гостей

1.Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина.

Вопросы учащимся: как вы поняли, где будут служить молодые юноши? самой известной воинской части страны, в Москве, Кремле) Призывник – лицо, подлежащее призыву на военную службу в Вооружённые силы.

?Какие они – защитники нашей Родины? (Высокие, стройные, психологически устойчивые, с безупречной биографией. Каждый второй - с высшим образованием, каждый первый - мечтает стоять в почётном карауле у Вечного огня)

?Какие черты характера им присущи?

Защита Отечества - это выполнение 1-й из конституционных обязанностей гражданина РФ.

Это тема нашего урока (см.на доску). О чём сегодня мы будем вести разговор? Актуальность темы? (Ответы учащихся)

?Означает ли это, что наш разговор будет касаться только мальчиков? Какова роль женщины в защите Отечества? (Женщины наравне с мужчинами выполнили долг перед Родиной, защищая свою страну от захватчиков) В настоящее время их количество превышает 10% численности всего личного состава Вооружённых сил РФ. По этому показателю Россия вышла на один уровень со странами Западной Европы. Сегодня женщины составляют 50% от общего числа служащих по контракту!

В качестве эпиграфа я взяла примеры народной мудрости (см. на доску). Родина - мать, умей за неё постоять (?). Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.

Давайте обратимся к основному закону РФ – Конституции - и найдём статью 59.

Работа с текстом Конституции, прочитать:

Ст.59 Конституции РФ.

п.1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Защита Отечества – оборона страны, охрана её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории.

?Почему защита Отечества это и долг и обязанность одновременно?

См. рабочая тетрадь, стр.29 - долг?

?Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой долг? От кого защищали нашу землю? (Шведы, поляки, турки, немцы, французы, всех не перечесть. Наши предки – были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли)

(Богата наша земля, колоссальные природные богатства, протяжённые границы – более 60 тыс. км, из них более половины – морские, владеть ею почётно, но не просто)

?Как по-другому называют тех, кто любит свою Родину, беззаветно предан ей, гордится её успехами? Истинный патриот любит своё отечество не за то, что оно дает ему какие - то блага и привилегии перед другими народами, а просто потому, что это его Родина. И потому он верен ей в самые тяжелые минуты.

А почему дело защиты Родины называют священным?

Действительно, защита Отечества – священное дело. А откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска “освящались” - они прикасались к священным символам Отечества – иконам, знамёнам, молитвам. !Священная война.

Мы вспомнили, что в прежние времена часто приходилось защищать наши границы от врагов. А разве сейчас есть угроза внешнего вторжения? Для чего нужна армия в современном мире?

Работа с учебником стр.89 (внизу) – от кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни?

Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Вначале это были княжеские дружины, затем стрелецкие полки времён Ивана 4; первая регулярная армия появилась в России при Петре I. Что в наше время представляют вооружённые силы РФ?

Для защиты страны от проявления агрессии, для того, чтобы ни у кого в мире не возникло соблазна посягнуть на её независимость, строить отношения с нашей страной с позиции силы создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.

Итак, для чего стране в начале XXI века нужна регулярная армия?

Вернёмся к тексту Ст.59 Конституции РФ.

п.2.Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с ФЗ.

Выставка буклетов у доски – почему среди других есть и Уголовный Кодекс?

?Какие виды ответственности предусмотрены за уклонение от военной службы? (см. УК)

Работа с заданием 5 на стр.31 (раб.тетрадь)

Вернёмся к тексту Ст.59 Конституции РФ.

п.3.Гражданин РФ в случае … Альтернативная служба.

Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия. Русской армии. Назовите их. А.В.Суворов.

Говорят, что в жизни всегда есть место подвигу.

?Какие вы можете привести примеры проявления воинского долга в наши дни? (Сергей Солнечников – 28 марта 2012 г.)

4.Интервью о службе в армии.

!Один из госуд.праздников - 23 февраля - День защитника Отечества.

Среди родителей нашего класса есть военнослужащие-папы. Я просила поговорить с ними о службе в армии. Кто хотел бы представить итоги своего интервью? (Ответы учащихся)

См.иллюстрации учебника по Обществознанию, стр. 90-91.

6.Подведение итогов урока.

Задание 7 (р.тетрадь) на стр.31 в учебнике – стр.96, В.А.Сухомлинский.

?Может быть, идея обязанности служения отечеству устарела и следует ввсети в нашей стране. Как в некоторых зарубежных государствах (США, Великобритания) профессиональную армию и отказаться от всеобщей воинской повинности?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Вырабатывать у обучающихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга.

2.Способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы.

3.Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к Родине.

4.Развивать умения мыслить о судьбе Родины и защите Отечества.

Термины и понятия: долг, обязанность, регулярная армия

Оборудование: учебник. Обществознание 7кл. Под ред.Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2005. – 256с, презентация.

Урок обществознания в 7 классе

Цель: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности, подготовка к военной службе

1.Вырабатывать у обучающихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга.

2.Способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы.

3.Содействовать воспитанию у учащихся военно-патриотических чувств и любви к Родине.

4.Развивать умения мыслить о судьбе Родины и защите Отечества.

Термины и понятия: долг, обязанность, регулярная армия

Оборудование: учебник. Обществознание 7кл. Под ред.Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2005. – 256с, презентация.

Мотивационный момент.

- Соберите пословицы и попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить. СЛАЙД 1

Кто Родине верен, тот в бою примерен

Русскую заповедь знай, в бою не зевай

За правое дело, стой смело

Командир без воли, что птица без крыльев

Важен тот пост, на который ты поставлен

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания СЛАЙД 2

- Кого называют патриотом?

- В какой статье Конституции Р.Ф. говорится что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Ксерокопии у вас на столах, найдите нужную статью и зачитайте.

- Объясните мне понятия долг и обязанность, в чём их сходство и различие?

Долг – внутреннее (принимаемое) моральное обязательство.

Обязанность – то, что подлежит обязательному, безусловному выполнению.

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина страны. Ведь участвовать в защите Отечества можно, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории

- Кто впервые создал регулярную армию?

- Что значит регулярная армия? СЛАЙД 3

-А в наши дни нужна регулярная армия?

Регулярная армия – это войска постоянной армии, определенным образом организованные и упорядоченные, имеющие основательную подготовку

Работа над новым материалом


Вот сегодня мы и будем говорить о военной службе и о том, как готовить себя к исполнению воинского долга. СЛАЙД 4

– Как вы думаете в чём заключается обязательная военная подготовка? Помочь ответить на этот вопрос вам поможет учебник стр 48 первых три абзаца. Читаем и отвечаем. СЛАЙД 5 СЛАЙД 6

-Разъяснения по вопросу о суворовских училищах. СЛАЙД 7

Эти учебные заведения были созданы в годы Великой Отечественной войны для детей погибших защитников Родины. В наше время в них принимаются мальчики в возрасте 14-15 лет, окончившие 8 классов, годные по состоянию здоровья к обучению и воинской службе. По достижению 17 лет учащиеся получают подготовку по военным специальностям. Такая подготовка входит в профессиональное образование.

- В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в В.С. и защищать Отечество.

- Что значит воинская обязанность граждан? СЛАЙД 11

Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения 17 лет. Он обязан стоять на воинском учёте по месту жительства в военкомате. На военную службу призываются граждане от 18 -27 лет. Получив повестку из военкомата гражданин обязан явиться на мед. освидетельствования или для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы 12 месяцев.

- Военнослужащие впервые поступившие на военную службу дают присягу перед государственным флагом Р.Ф. и боевым знаменем воинской части. Они торжественно присягают на верность своему Отечеству. Дают клятву соблюдать Конституцию, выполнять приказы командиров, мужественно защищать свободу, народ и Отечество.

Давайте подробнее ознакомимся с текстом присяги. Текст на экране.

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на

верность своей Родине – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы,

строго выполнять требования воинских уставов, приказы

командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно

защищать свободу, независимость и конституционный

строй России, народ и Отечество.

(Утверждена законом Российской Федерации «О воинской

Волнуясь, у красного стяга

В застывшей вокруг тишине,

Солдат принимает присягу,

Клянётся на верность стране.

И кажется, смотрит на сына,

Отец его, плавящий сталь,

И дед, что погиб у Берлина,

Глядит на солдата сквозь даль.

За путь боевой, за отвагу,

На стяге блестят ордена…

Солдат принимает присягу,

И воина слышит страна.

-Почему присяга военнослужащего начинается с клятвы соблюдать Конституцию РФ.

-Что такое воинский устав?

-Почему необходимо беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников?

После принятия присяги военный может привлекаться к выполнению боевых задач, за ними закрепляется оружие и военная техника.

4.Подведение итогов урока

-Объясните смысл положения о том, что Отечества- это долг и обязанность граждан.

-Что такое военная служба?

-Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чем различие между ними?

-Каковы основные обязанности военнослужащего?

-Как готовить себя к выполнению воинского долга?

Проверь себя

1. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет;

2. Гражданин обязан состоять на воинском учете по месту жительства в военкомате;

3. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную;

4. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

5.Выставление оценок

6.Домашнее задание СЛАЙД 13

В тетрадях записать имена земляков –героев, чьи подвиги связаны с выполнением воинского долга

Читайте также: