Скачать бесплатно конспект урока по биологии 6 класс скелет опора организма лапшина рокотова

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Повторить основные понятия темы скелет, наружный скелет, внутренний скелет, развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать, способствовать формированию мышлению и рефлексивных умений.

Задачи: расширить представления учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных животных, а также показа строения опорных образований у растений; продолжить формирование умений узнавать органы растений и животных, работать с учебником.

Оборудование: скелеты позвоночных животных, речной рак, рисунки на с. 93,94,95 учебника, мультимедийная презентация, репетитор по биологии.

На свете нет ничего дороже мысли.

С. Каронин, русский писатель 19 века

Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие.

Г. Форд, американский промышленник.

У нас сегодня не совсем обычный урок. На этом уроке мы не будем изучать новое, а будем добывать новые знания из уже имеющихся. Наш урок пока не имеет названия, но зато есть целых два эпиграфа. Прочитайте их внимательно и решите, чем мы с вами будем сегодня заниматься, что мы будем делать? (ДУМАТЬ).

1. Демонстрируется скелет животного и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? (Что в них есть общего) Ответ необходимо пояснить. (Опора, механическая ткань, защита)

2. Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? (образ жизни)

3. Сравните этих животных. (Речной рак и млекопитающее) Что общего они имеют и в чем их различие? Общее – скелет и его функции (защита и опора, движение-мышцы), различие – наружный и внутренний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Скелет - опора организма" проходят в 6 классе.

Урок биологии в 6-м классе "Скелет – опора организма"

проведенный в 6 классе МКОУ "Зубанчинская СОШ"

Учитель Магомедова Б.Д.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с функциями скелета, его типами и особенностями строения у разных видов животных;

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с учебником, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать, обобщать;
развивать мышление, внимание и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I. Организационный момент

В организме, что у нас,

Как для здания каркас?

Что внутри нам помогает,

Став опорою для нас?

Что выполняет роль опоры в организме человека и животных? (скелет)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с темой “Скелет – опора организма


III. Изучение нового материала

Вопрос: А, что такое скелет?

Запись в тетради:

-обеспечивают организму характерную форму тела.

-служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

-предохраняет организм от различных повреждений. (Например, грудная клетка защищает легкие и сердце).


Учитель: У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры. Даже у одноклеточных – ничем не защищенных существ. Неудивительно, что некоторые из них строят вокруг своего тела раковинку. Одни сооружают ее из крошечных песчинок. Другие делают ее из солей, растворенной в воде морей и океанов. Обычно такие раковинки состоят из нескольких секций подобно тому, как квартира состоит из нескольких комнат. По мере роста обитателя количество секций-камер увеличивается! Возникают раковинки, которые уже можно заметить невооруженным глазом.

- А зачем одноклеточным нужны раковины?

Дети: Защита от врагов

Учитель: Эту функцию выполняет опорная структура фораминифер. А у радиолярий она служит для парения (передвижения) в толще воды. На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу – известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек

Учитель: В Египте известняковые каменоломни расположены неподалеку от пирамиды Хеопса. Именно оттуда древние египтяне вырубили во время ее постройки более двух миллионов каменных блоков. Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы города Владимира тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных



Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких “скорлупок”! А еще мел полезный! В нем много кальция,укрепляющего кости!


каменоломня в Подмосковье


Собор Парижской Богоматери

Учитель: обращается к скелетам кишечнополостных и морских звезд

Учитель: скелетные образования имеют не только позвоночные, но и беспозвоночные животные.

– А знаете ли вы, что различают 2 типа скелета?

рыба
лягушка
жук
птица
стрекоза
улитка
лошадь.


Учащиеся вписывают организмы в схему:


жук, стрекоза, улитка. рыба, лягушка, птица, лошадь.

Особенности скелета беспозвоночных

Учитель:Главная особенность членистоногих, к которым относится и рак,паук,насекомые – жесткий, но в то же время подвижный внешний скелет. У членистоногих тело покрыто хитином – легким и прочным веществом, напоминающим пластмассу. Хитиновый панцирь не сплошной, он состоит из отдельных пластин, между которыми хитиновая пленка настолько тонка, что легко гнется. В хитиновом покрове рак напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться


Учитель: Итак, мы выявили особенности скелета членистоногих. А чем отличается скелет моллюсков? Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно, работая с учебником на с.98 третий абзац сверху. Полученную информацию занесите в схему.


Учитель: Итак, мы познакомились с особенностями скелета беспозвоночных. А зачем нужен скелет этим животным?

Учитель: Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе исторического развития живого отразилось и на строении опорной системы. Так, у позвоночных внутренний скелет состоит из 3-х отделов.

Дети: Скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Химический состав костей:орг.вещества(придают эластичность) и неорг-придают прочность(карбонад кальция-мрамор!)


Типы соединения костей: подвижное и неподвижное (с.101 учебника)

Учитель показывает схемы позвоночников :рыбы, лягушки, змеи, птицы и млекопитающего.


А вот есть уникальное существо, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, как у беспозвоночных, и внутренний, как у позвоночных. Отгадайте, что это за животное?

Её мудрость не забудешь:
“Тише ходишь, дальше будешь”.
“Костяна” ее рубаха,
И Ползет она без страха


Дети: Черепаха.

Это интересно! картинки ископаемых животных и скелета гигантских людей






Учитель:Ну и конечно же, особый интерес с давних времен у человека вызывал скелет человека!

Один учёный сказал, что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу. Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её.

Экскурсия в историю

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.

Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет

3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.

4. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.

Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет

Лабораторная работа "Строение кости"(по карточке-заданию).

V. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока:

Как вы поняли, что же такое скелет? (Скелет – это твёрдый остов тела).

Какие функции выполняет скелет? (Скелет выполняет …, … и … функции.).

VI. Домашнее задание.

-Во время летних каникул соберите коллекцию раковин речных или морских моллюсков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Скелет – опора организма .

Тип урока: открытия нового знания.

Деятельностная цель – создание условий для формирования познавательных и регулятивных УУД в ходе самостоятельной работы при изучении опорных систем растений и животных.

Предметно-дидактическая цель – формирование представлений об опорных системах живых организмов.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

определят опорные системы организмов и узнают о их значении и особенностях строения.

Получат практический опыт в распознавании опорных систем животных..

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов :

Формирование познавательных мотивов, направленных на изучение природы;

Смогут более ответственно относиться к учебе.

Смогут продемонстрировать коммуникативные компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

уметь применять смысловое чтение для извлечения информации,

показать владение навыками оценки и самооценки,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями.

Формирование регулятивных УУД:

Ученики осознают того, что уже освоено. Смогут самостоятельно определять цели своего обучения. Овладеют основами самоконтроля и взаимоконтроля. Могут адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку. Адекватная самооценка.

2.Формирование коммуникативных УУД :

Смогут слушать и понимать речь других, ученики умеют вступать в диалог ,формулировать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, вести монологическую речь, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. Поиск и выделение информации для усвоения знаний.

3. Формирование познавательных УУД :

У ребенка формируются умения анализа и синтеза. Обучающиеся получат возможность развивать умение работать с различными источниками информации, описывать и сравнивать природные объекты, делать выводы и обобщения, постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

4. Формирование личностныхУУД : Покажут готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственное отношение к выполнению учебных задач; коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека, ценностно-смысловая ориентация, осознают смысл учения и понимают личную ответственность за будущий результат.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы урока : учебник; распечатки таблиц, карточек самооценки, тестов, заданий; презентационный материал; лабораторное оборудование, мультимедийное оборудование.

Основные понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Учебник: В.И.Лапшина, Д.И.Рокотова Биология: 6 класс: учебник - М.: Академкнига 2016 год.

1.Мотивация учебной деятельности.

Устное обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы читать,
Слушать, думать, размышлять.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Мотивирует на познавательную деятельность. ( Желаю удачи, потому что с малой удачи начинается большой успех).

Показывают свою готовность к уроку

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД:

Ученики осознают того, что уже освоено.

Коммуникативные УУД: Ученик умеет вступать в диалог.

Выявление места и причин затруднений

- Какие свойства живых организмов вы уже знаете?

Давайте проверим, как вы усвоили информацию об обмене веществ.

Проверочная работа. (5 минут)

1.Какие вещества поглощает растение в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия теплокровных:

лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

Проверочная работа.

1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, тарантул.

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по шаблону, самооценка по критериям

Проверка по шаблону.

кислород, углекислый газ, вода.

лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

углекислый газ, мочевина, вода.

рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

Критерии оценивания:

Определяют границу знания и незнания.

Регулятивные УУД:

Смогут определять места и причины затруднений.

Коммуникативные УУД:

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познаваательные УУД: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Постановка цели и задач урока.

Демонстрирует скелеты животных и часть ствола дерева

- Можно ли считать эти образования аналогами? Что в них есть общего?

Ответ необходимо пояснить.

(Опора, механическая ткань, защита)
Проблема : Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? ( Верны ли наши предположения мы поймем в конце урока).

- Как бы вы назвали наш урок сегодня?

(Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске).

Смотрят, отвечаю на вопросы. Аргументируют ответ.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют тему урока. Тема урока: Скелет- опора организма

Регулятивные УУД:

1. Смогут самостоятельно определять цели своего обучения.

Личностные УУД: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

4.Этап открытия новых знаний.

Предлагает познакомиться с текстом учебника, выписать ответ на вопрос.

Демонстрирует натуральные объекты (скелеты животных, спилы деревьев, раковины, кости, панцири раков, кораллы).

Дополняет ответы обучающихся, углубляет представление о составе и строении опорных систем.

Опорные системы растений .

Самостоятельная работа с текстом учебника с. 134-135.

Найти и выписать ответ на вопросы:

-Какие особенности строения растений помогают им занимать устойчивое положение в пространстве, выдерживать порывы ветра и т.д.?

-Из какой ткани состоит основная ткань древесины дерева?

-Каковы особенности оболочек этих клеток?

-Какова роль лубяных волокон?

Опорные системы животных .

- Каково значение скелета?

Предполагаемый ответ: Значение скелета:

обеспечивает форму тела

служит опорой для организма

защищает от повреждений

служит местом прикрепления мышц

позволяет парить в толще воды

Организует выполнение заданий:

Демонстрация опорных систем.

Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.

Дополнение кластера

Типы скелетов

хитин, известь, рогоподобное вещество костная и хрящевая ткань

Приведите примеры животных, обладающих наружными и внутренними скелетами.

Предполагаемые ответы:

простейшие, моллюски, радиолярии, головоногие моллюски,

членистоногие(насекомые, позвоночные (рыбы, земноводные, птицы

паукообразные, ракообразные)

?Демонстрация опытов (воздействие кислоты на известковые раковины, декальцинированная кость). Пояснения учителя. Состав костной ткани. Строение костей.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: коллекция “Речной рак”, “Жук”, раковины моллюсков, скелеты позвоночных (рыбы, ящерицы, птицы), тюбик канцелярского клея, мел, мультимедиа-проектор, презентация Microsoft PowerPoint “Скелет – опора организмов” (Приложение 1), опорные схемы (Приложение 2).

I. Организационный момент

Действующие лица: тетя Маша, (техничка), Знайка, Незнайка.

Тетя Маша: Ах, окаянные, опять наглядность портят (вынимает сигарету). Вот я Алле Викторовне, биологу нашему, все расскажу.

Незнайка: Вот он скелет проклятый! Опять я зачет по теме не сдал. А всё из-за него!

Знайка: Учить надо было. Скелет тут не при чём!

Тетя Маша: А вот я вас и поймала, как же вы додумались куревом скелета угостить, он и так у нас дохленький.

Знайка: Т.Маша, это не мы! У нас в классе никто не курит! Мы за здоровый образ жизни. Мы и зарядку каждое утро делаем.

Незнайка: Просто я зачет по теме “Скелет” не могу сдать. Ну, о-чень сложная тема.

Тетя Маша: Ну, милые мои, тут вам повезло. Я в школе, почитай, уже двадцать лет работаю, про всех все знаю. Слушайте внимательно и, это, ну того, а… коншпектируйте !

– Шкелет – это тот же человек, только без мяса и кожи. И если бы не он, то кожа всегда вниз сползала бы. Так что без него никуда – ни в кино, ни на дискотеку, ни в футбол поиграть нельзя. Главная часть, я думаю, это прозвоночник, так как к нему все остальное прикручивается, привинчивается. Только вот в последнее время он у меня побаливать начал – доктор говорит “радикулит”. Вот, к прозвоночнику крепятся мотолыжки, верхние мотолыжки – рукья, нижние ногья (показывает). Руки нужны, чтобы работать, деньги считать, ну и чай пить. А без ног на работу не попадешь. В центральной части решетка специяльная , то есть лёбра. К ним все внутренния органы крепятся – селезенка, ну и весь ливер. Сверху у него котелок, голова по-нашему. Ежели котелки у вас хорошо варят, ну соображают, то зачет вам сразу поставят. Ну вот и все. Заканшпектировали? Теперь зачет в кармане. А мне пора звонок на урок давать (уходит).

Незнайка (вслед): Спасибо вам, т.Маша.

Знайка: Ну что, Незнайка, тебе все понятно?

Незнайка: Ну…

Знайка: А вон А.В. идет, может быть, она нам поможет?

Учитель: Ну что, ребята, поможем Знайке и Незнайке сдать зачет?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с темой “Скелет – опора организма” (Слайд 2).

III. Изучение нового материала.

Учитель: У огромного большинства организмов имеются разного рода опорные структуры. Даже у одноклеточных – ничем не защищенных существ. Неудивительно, что некоторые из них строят вокруг своего тела раковинку. Одни сооружают ее из крошечных песчинок. Другие делают ее из солей, растворенной в воде морей и океанов. Обычно такие раковинки состоят из нескольких секций подобно тому, как квартира состоит из нескольких комнат. По мере роста обитателя количество секций-камер увеличивается! Возникают раковинки, которые уже можно заметить невооруженным глазом.

Незнайка: А зачем одноклеточным нужны раковины? (Слайд 3)

Учитель: Ребята, помогите Незнайке ответить на этот вопрос?

Дети: Защита от врагов.

Учитель: Эту функцию выполняет опорная структура фораминифер. А у радиолярий она служит для парения (передвижения) в толще воды.

– На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу – известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек. (Слайд 4).

Знайка: А я знаю!

Учитель: Что ты знаешь, Знайка!

Знайка: В Египте известняковые каменоломни расположены неподалеку от пирамиды Хеопса. Именно оттуда древние египтяне вырубили во время ее постройки более двух миллионов каменных блоков. Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы города Владимира тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных [2]. (Слайд 5–6)

Незнайка: И я знаю!

Учитель: И даже ты, Незнайка? Что же тебе известно?

Незнайка: Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких “скорлупок”! А еще я знаю, что мел полезный! В нем много кальция. Я пробовал! (Откусывает кусочек мела.)

Учитель: Хорошо Знайка и Незнайка, что вы об этом знаете! А мы, ребята, с вами познакомились со своеобразием опорных структур одноклеточных животные. Иначе дело обстоит у многоклеточных.

Ребята, а как вы думаете, у всех ли животных есть скелет? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

Дети: рыба, лягушка….

Учитель: Вы перечислили всех позвоночных животных. Однако это не совсем верно: скелетные образования имеют не только позвоночные, но и беспозвоночные животные. (Слайд 7)

– А знаете ли вы, Знайка и Незнайка, что различают 2 типа скелета?

Незнайка: Нет, а какие?

Учитель: Ребята, поможем Знайке и Незнайке! Для этого проведем эксперимент. Одна группа получает натуральные объекты беспозвоночных животных: рак, жук, морская звезда, раковины моллюсков. Другая – объекты позвоночных животных: скелет рыбы, ящерицы, птицы, человека. Ваша задача определить, в чем особенность скелетов данной группы организмов (Где расположен скелет у животных?). Какие у них опорные системы? Какое они имеют значение?

– В результате этого эксперимента мы начнем дополнять схему ОК, который имеется у каждого из вас. Различают два основных типа скелета – … и . (Слайд 8)

Учитель: Ну, Знайка и Незнайка, помогли вам ребята ответить на этот вопрос?

Знайка: Да, спасибо вам, ребята!

Незнайка (берет рака в руки): Ух, ты! Какой тяжелый! Похож на рыцаря в латах. А его “доспехи” не мешают ему передвигаться?

Знайка: Нет, Незнайка, не мешает! Главная особенность членистоногих, к которым относится и рак, – жесткий, но в то же время подвижный внешний скелет. У членистоногих тело покрыто хитином – легким и прочным веществом, напоминающим пластмассу. Хитиновый панцирь не сплошной, он состоит из отдельных пластин, между которыми хитиновая пленка настолько тонка, что легко гнется. В хитиновом покрове рак напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться [2]. (слайд 9)

Учитель: Спасибо, Знайка! А мы с вами продолжаем заполнять схему. Вторая часть нашего ОК “Особенности скелета беспозвоночных”. Вспомним, что говорил Знайка о членистоногих? Из чего состоит скелет рака? Каковы его свойства? Какой образ жизни ведет рак? (Как он передвигается?)

Особенности скелета беспозвоночных. (Слайд 10)

Учитель: Итак, мы выявили особенности скелета членистоногих. А чем отличается скелет моллюсков? Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно, работая с учебником на с.92 третий абзац снизу. Полученную информацию занесите в схему.

Учитель: Ребята, зачитайте, что у вас получилось. Итак, мы познакомились с особенностями скелета беспозвоночных. А зачем нужен скелет этим животным?

Учитель: Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе исторического развития живого отразилось и на строении опорной системы. Так, у позвоночных внутренний скелет состоит из 3-х отделов. Незнайка и вы ребята, посмотрите на наш скелет и попробуйте сами определить из каких 3-х отделов? (Слайд 11–12)

Дети: Скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

Учитель: Добавьте в схему. Каковы функции скелета позвоночных? Более подробно с особенностями скелета позвоночных животных вы познакомитесь на следующем уроке.

Учитель: Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрытых в теле внутренних органов и тканей.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вернемся к первому разделу нашей схемы. На оставленных строчках распределите предложенных вам животных на группы в зависимости от типа их скелета: улитка, кошка, пчела, человек, ворона, дождевой червь, рак, окунь, жук, пиявка. Будьте внимательны: всех ли животных нужно распределять. [3] (Слайд 13)

Знайка: Дождевой червь и пиявка не относятся ни к первой, ни ко второй группе опорных систем. Для мягкотелых животных характерен еще один тип опоры – гидроскелет. У них имеется жидкость, заключенная внутри мышечных стенок тела. Эта жидкость оказывает давление на мышцы, а те, в свою очередь, способны сокращаться, преодолевая это давление. На каком свойстве жидкости основан принцип работы гидроскелета? [3]

Незнайка: Я знаю на каком: жидкость плохо сжимается. Вот вы сами попробуйте.

Знайка: А вот у меня есть модель уникального существа, которое одновременно имеет два скелета: и наружный, как у беспозвоночных, и внутренний, как у позвоночных. Отгадайте, что это за животное?

Её мудрость не забудешь:
“Тише ходишь, дальше будешь”.
“Костяна” ее рубаха,
Ползет без страха….

Дети: Черепаха. (Слайд 14)

V. Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока: (Слайд 15)

  1. Как вы поняли, что же такое скелет? (Скелет – это твёрдый остов тела).
  2. Какие функции выполняет скелет? (Скелет выполняет …, … и … функции.).

Незнайка: Правильно т. Маша говорила, что без скелета ни в кино, ни на дискотеку ни в футбол поиграть нельзя.

Учитель: Ну что, Знайка и Незнайка, все ли вы теперь знаете про скелет, сможете ли сдать зачет?

Незнайка: Да, спасибо вам большое, ребята!

VI. Домашнее задание.

– Учебник – с. 92–93, материал ОК.

Знайка: Во время летних каникул соберите коллекцию раковин речных или морских моллюсков. (Слайд 16)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: Ознакомление учащихся со строением и значением скелета, типами скелетов, их особенностями.

-развивать умение самостоятельно определять цели и планировать пути достижения целей своего обучения;

-умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

-способствовать развитию элементов исследовательских умений;

- умение работать с информацией;

1.Актуализировать знания об особенностях систем органов животных;

2.Раскрыть особенности строения и функций опорной системы

3.Показать процессы усложнения опорных систем в различных группах животных;

4.Развивать умения работать с текстом;

5.Развивать навыки исследования;

знание сути понятий и терминов:

скелет, наружный скелет, внутренний скелет

-организация своей учебной деятельности;

- планирование своей деятельности под руководством учителя ;

- участие в групповой работе ;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

— осуществление поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

-умение работать с текстом параграфа и его компонентами;

- умение презентовать результаты своей работы;

-умение оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

Читайте также: