Симфония венских классиков 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор: Шнайдер Ирина Александровна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 135.26 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся.

Ход урока:
1.Орг. момент
2. Музыкальное приветствие
3. – Сегодня на уроке мы познакомимся с венской классической симфонией. Симфония – это размышление об эпохе, о человеке, о путях жизни на земле. И сейчас мы начнем путешествие в мир новых познаний и размышлений.
- Какую музыку называют классической? (возможно, ребята сами дадут ответ на вопрос)

Слайд № 2 Венская классическая школа (1780 – 1827гг) –
направление классической музыки второй половины 18
века в г. Вена – столице Австрии.

Слайд № 3 Основателями классической музыки считают Йозефа
Гайдна, В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена (портреты )
Благодаря этим композиторам появились классические
жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др.
- Давайте вспомним, что такое симфония? (ответы учащихся)

Слайд № 5 1. Струнно-смычковые инструменты
2. Деревянно-духовые инструменты
3. Медно духовые инструменты
4. Ударные инструменты
- А теперь распределим музыкальные инструменты по группам
(На столе вразброс разложены карточки с изображениями муз. инструментов. Приглашаются несколько учащихся для распределения их по группам)
- Молодцы! Справились с заданием!
- А теперь познакомимся с основателями венской классической симфонии.

Беседа после прослушивания:
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Что для вас оказалось неожиданным?
- Какие образы у вас возникли?
- Следующий представитель венской классической школы -
В.А.Моцарт

Слайд № 7 В.А.Моцарт ( 1756 Зальцбург – 1791 Вена) –
австрийский композитор, скрипач, клавесинист,
сочинил около 50 симфоний.

Слушание отрывка из симфонии № 40.

Беседа после прослушивания: учащиеся дают характеристику
произведению, говорят о своих чувствах, эмоциях, образах, возникших во время прослушивания.

Слайд № 8 Л.В.Бетховен ( 1770 Бонн, Германия – 1827 Вена,
Австрия) – немецкий композитор, дирижер и
пианист. Сочинил 9 симфоний.

Слушание отрывка из симфонии № 5
Беседа после прослушивания: характер произведения, чувства, эмоции, образы.

Слайд № 9 Симфония – это целый мир, мир художника,
ее создавшего. Слушая классические симфонии, мы
становимся с вами духовно богаче, соприкасаясь с
великим искусством. До следующей встречи с музыкой!

Итог урока: Что нового узнали? Что больше всего понравилось и
запомнилось на уроке?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
найти дополнительный материал о творчестве
венских классиков ( на выбор)


сегодня на уроке мы познакомимся с венской классической симфонией. Симфония - это размышление об эпохе, о человеке, о путях жизни на земле. И сейчас мы начнем путешествие в мир новых познаний и размышлений.

- Какую музыку называют классической? (возможно, ребята сами дадут ответ на вопрос)

Слово "классика" в переводе с латинского языка

означает "образцовый" Классиками называют лучших

музыкантов разных стран.

Венская классическая школа (1780 - 1827гг) -

направление классической музыки второй половины 18

века в г. Вена - столице Австрии.

Основателями классической музыки считают Йозефа

Гайдна, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена (портреты )

Благодаря этим композиторам появились классические

жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др.

- Давайте вспомним, что такое симфония? (ответы учащихся)

Вся прелесть музыки — в мелодии.

Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время.

Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.

Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.

Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.

Краткая биография

31 марта 1732 года маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.

Из-за упрямости, шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога. Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.

Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104. Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был - Амадей Моцарт. Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.

Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.

Цитата Я не слышу в своём воображении части музыки последовательно, я слышу её всю сразу. И это наслаждение!

Вольфганг Амадей Моцарт

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры.

Родился27 января 1756 г., Зальцбург, Зальцбургское архиепископство, Священная Римская империя

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

ер5 декабря 1791 г. (35 лет), Вена, Священная Римская империя

Людвиг Ван Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта , имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.

Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.

Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете , Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.

Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.

В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.

Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.

Ценил дружбу и помогал нуждающимся.

Мог одновременно работать над 5 произведениями.

В 1809, когда Наполеон бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.

В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.

Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.

Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.

Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Назовите композиторов Венской классической школы

Назовите композиторов Венской классической школы

Портрет какого композитора вы видите на экране? А) В.А.Моцарт Б) Й. Гайдн В) Людвиг ван Бетховен.

Портрет какого композитора вы видите на экране?

В) Людвиг ван Бетховен.

Определите автора произведения (соедините линиями)

Прелюдия и фуга С-dur

Ноктюрн Es-dur

Определите фрагмент какого произведения звучит

Л.В.Бетховен Симфония №5 (мотив судьбы)

Кто из композиторов Венской классической школы получил огромную славу в возрасте 5 лет, и его назвали гениальным ребенком Л.В.Бетховен И.С.Бах В.А.Моцарт Й.Гайдн

Кто из композиторов Венской классической школы получил огромную славу в возрасте 5 лет, и его назвали гениальным ребенком

Определите какую из сонат Л.В.Бетховена вы слышите.

В какой симфонии Л.В.Бетховен вводит звучание хора?

Кто из композиторов Венской классической школы стал родоначальником симфонии? В.А.Моцарт И.С.Бах Л.В.Бетховен Й. Гайдн Ф.Шуберт

Кто из композиторов Венской классической школы стал родоначальником симфонии?

Определите фрагмент какого произведения вы слышите

1. В.А.Моцарт Симфония № 40 I часть

2. Й. Гайдн Симфония № 103 с тремоло литавр

В какой стране жили и творили композиторы Венской классической школы? 1. Франция 2. Россия 3. Германия 4. Австрия 5. Англия

В какой стране жили и творили композиторы Венской классической школы?


-75%

Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта.

– развитие чувства коллективизма, командности;

– развитие умения анализировать, применять свои знания на практике;

– развитие творческого мышления, воображения, речи;

– развитие вокально-хоровых навыков в процессе исполнения песни;

– воспитание интереса к музыкальному искусству, чувства самореализации

ВложениеРазмер
mou_urok_muzyki2015.docx 16.45 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

“Венские музыкальные классики”

Учитель музыки Мишанина И.Г.

Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта.

– развитие чувства коллективизма, командности;

– развитие умения анализировать, применять свои знания на практике;

– развитие творческого мышления, воображения, речи;

– развитие вокально-хоровых навыков в процессе исполнения песни;

– воспитание интереса к музыкальному искусству, чувства самореализации.

Оборудование: синтезатор, презентация на экране, музыка Моцарта, звучащая во время выполнения заданий; карточки с музыкальными инструментами, карточки с крылатыми фразами композиторов, нотный стан и цветные нотки, для оценивания урока и своего места в нем (в конце урока для каждого ученика):

красная нотка – урок понравился, я был активен;

зеленая – было неинтересно, я не узнал ничего нового;

синяя – урок не понравился, поэтому я не хотел работать.

2. Объяснение цели, задач, структуры урока. Разделение на 2 группы, (1группа собирает из кусочков музыкальные инструменты, которые встречаются у композиторов 2 группа- читают высказывания композиторов о музыке и определяют кому они принадлежат.

-Ребята, кто автор этой песни?( И.Гайдн).

- В какой стране он жил и работал? ( в Австрии г. Вене).

- Что мы узнали об этой стране?(просмотр фрагмента фильма о Вене).

- Почему этих композиторов называют венскими классиками?

- Назовите имя композитора создавшего струнный квартет?

- Перечислите музыкальные инструменты входящие в квартет?

- Давайте вспомним ее партию.( слушание фрагмента).

- Назовите автора и произведение в котором эта ария звучит?

На прошлом уроке я задала вам прочитать краткое содержание оперы и нарисовать полюбившегося героя. Я сейчас выберу самые лучшие рисунки, вывешу их на доске, а вы в конце урока определите на ваш взгляд самый удачный рисунок.

-А теперь давайте все вместе исполним этот хор. Обращаем внимание на паузы, на динамические оттенки и на темп.

- Сейчас мы откроем учебник на стр.52 и прочитатаем о каком главном слове идет речь?( симфонии).

- Моцартом написано много симфоний. Сегодня на уроке мы познакомимся с 40-й симфонией. Мы послушаем фрагмент 1-й части.

- Какое средство музыкальной выразительности определяет образ этого произведения?

Подведение итогов урока:

  1. Проверить у 1-й группы какие музыкальные инструменты мы встретили на уроке, у 2-й кому принадлежат знаменитые высказывания.
  2. Выбрать самый лучший рисунок героя оперы.

- Кого из композиторов называют венскими классиками? Почему?

-Расцвет каких жанров музыки связан с творчеством венских классиков?

Я думаю, что после такой плодотворной работы, что мы сегодня проделали, ни у кого из вас, людей будущего, не возникнет даже тени сомнения в том, на сколько важна и нужна в нашей жизни классическая музыка. Но это моя оценка. Вас я тоже попрошу оценить сегодняшний урок и свое участие в нем. На представленном нотном стане я предлагаю написать мелодию, используя разноцветные ноты, где:

красная – урок понравился, я был активен,

желтая – было неинтересно, ничего нового, нужного,

синяя – урок не понравился, поэтому я не работал.

Какой будет эта мелодия, зависит только от вас. Помните, что оценка должна быть честной и справедливой.

Читайте также: