Школа 2100 конспект 3 класс большой круговорот веществ

Обновлено: 02.07.2024

II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации урока.

III.Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.

IV ф и з м и н у т к а

V Самостоятельное применение знаний

Проверка работы в парах на мультимедийном проекторе

Проверка самостоятельной работы на мультимедийном проекторе

VII.Подведение итогов, рефлексия

- Посмотрите на схему. б

- Что можете сказать?

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом?

- Как понимаете понятие "большой круговорот веществ"

- Что можете сказать, глядя на вторую схему? (Слайд 5)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воздух?

- Что можете сказать, глядя на третью схему?

- Расскажите по схеме, как природа очищает воду.

- Как в природе происходит процесс превращения отходов в продукты? Расскажите по схеме.(Слайд 7)

- Живые организмы каких профессий участвуют в большом круговороте веществ?

- Я хочу рассказать вам сказку.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил:

- Зачем ты меня бьёшь?

- Просто так, - ответил Ваня.

- А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

- А Вы, ребята, можете помочь Ване?

- Объясните, как куст наказал мальчика.

- О чем должен задуматься мальчик?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

1. Выполнение задания учебника. С30.

- Организмы каких профессий забыли поместить ученики 2 класса в свои экосистемы?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

- "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" в экосистеме существуют независимо друг от друга?

- Как они связаны?

- Чтобы найти правильный ответ, давайте проведем исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах.

1. Работа в группах. (3 ряда -3 группы).

Задание для первой группы(на карточке):

1. Какова роль "кормильцев"? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.31(учебник)

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На, что расходуются произведенные вещества?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для второй группы (на карточке):

1. Какова роль "едоков"? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник)

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для третьей группы (на карточке):

1. Какова роль "мусорщиков"?

2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник)

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

3. Составление обобщающей схемы.

- Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".

- Что обозначают стрелки?

(называть можно в любом порядке)

- Почему две стрелки?

- Приведите примеры производителей.

- После производителей, кто будет следующим?

- Какая связь еще будет между разрушителями производителями?

4. Игра по схеме. (Слайды 12-15)

- Продолжите по своему усмотрению: Что было бы, если бы исчезли:.

- А теперь давайте вернемся к нашему герою- Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло?

Чтение вывода с. 33

Гимнастика для глаз

1. Работа в парах

У каждой пары карточки: мухомор, сосна, ястреб, трава, муравей, редис, крот, микробы, окунь:

Расположить карточки на группы по "профессиям", составить цепь питания (экосистему) (Слайд 16)

2. Самостоятельная работа

В рабочей тетради выполнить задание на выбор с. 13, № 2 или с.14 № 3

- На нашем уроке, о роли каких живых организмах в круговороте веществ мы говорили меньше всего?

- Информацию о них мы можем найти в сети интернет.

(демонстрация материала на сайте)

- Какова же роль маленьких живых организмов?

- О насекомых каких "профессий" вы узнали?

- Для чего человеку необходимо изучать природные процессы.

- С какими понятиями(ключевыми словами) мы работали на уроке?

- Какую проблему решали?

- Какие трудности вы встретили на уроке?

- Как вы их преодолели?

- Чтобы вы посоветовали Ване и всем людям?

  • Зелёные - всё понятно, не возникло трудностей.
  • Жёлтые - возникли трудности, не всё ясно.
  • Коричневые - не получилось, тема не понятна.

Круговорот веществ в хозяйстве, доме.

Эта цепочка заканчивается одним и тем же веществом.

Процессы превращения веществ происходят на всей планете и участвуют все вещества.

Изображен процесс очищение воздуха

Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать.

Изображен процесс очищения воды

С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди.

Микробы разрушают также отходы деятельности человека . Из них получаются питательные вещества, нужные растениям для их роста. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

- Куст лишил его продуктов питания.

- Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни?

- Почему жизнь человека зависит от порядка в природе?

- Как и почему в природе все взаимосвязано?

- О связях в природе.

- О круговороте веществ.

Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга.

- О связи живых организмов природы.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

1 рисунок - "кормильцы", едоки"

2 рисунок - "едоки"

3 рисунок - "мусорщики"

- На каждом рисунке экосистемы должны присутствовать представители всех трех " профессий".

-Они существуют совместно.

  • Кормильцы
  • Производители
  • Углекислый газ
  • Минеральные питательные вещества
  • Органические вещества

"Кормильцы"- это растения. Они поглощают из почвы воду и соли(минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать "производители". Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела.

  • Едоки
  • Потребители
  • Органические вещества
  • Углекислый газ

"Едоки"- это животные, они получают вещества, поедая растения и других животных. Поэтому их называют потребителями. Получая органические вещества,они возвращают растениям углекислый газ.

- Мусорщики это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют разрушителями.

- Производители. Они - источник питания для всех живых организмов, в том числе и для человека.

Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители.

- Пшеница, дуб, клевер:.

Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей.

Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами.

Разрушители - это разные живые организмы: грибы, дождевые черви, жуки могильщики, микробы. Они питаются только умершими живыми организмами. (Растениями, животными:)

Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. (перегной)

Учащиеся рассказывают о нарушениях в круговороте, при исчезновении одного из компонентов. Порядок выбора (по щелчку "мышки") компонента схемы может быть любым.

Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст- производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу.

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100".

ВложениеРазмер
okr._mir_v_3_klasse_bolshoy_krugovorot_veshchestv.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Большой круговорот веществ

Цель: 1) познакомить с круговоротом веществ

2) понять его роль в природе

Наши герои отправляются на дачу в Комарово. Что нового помогут нам узнать?

Через какую экосистему лежит путь героев?

Прочитайте про себя текст на доске.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Чудеса увидишь в нем!

Прочитаем загадку вместе, используя речевой хор.

Как называется эта экосистема?

Какие еще экосистемы знаете? Для того, чтобы на уроке сделать очередное открытие, необходимо вспомнить все, что знаем об экосистеме.

(на доске иллюстрации: белка, черви и насекомые, лещина)

На доске вы видите некоторых обитателей леса. На какие 3 группы их можно разбить?

Назовите представителей каждой группы.

Почему они не могут жить друг без друга?

Где живут все живые организмы, найдите подсказку в тексте загадки. (Оно выделено не случайно).

Назовите оболочку Земли, в которой находится дом. ( биосфера )

Какие вещества необходимы живым существам для жизни?

(на доске карточки: кислород, пресная вода, пища )

Вывод: Что такое экосистема?

Наши герои дошли до дома.

(на доску вывешивается дом с надписями: кислород, пресная вода, пища )

Для чего человеку нужны эти вещества?

Послушайте внимательно, о чем говорят герои.

Наконец, мы навели порядок в доме. Вымыли пол и пыль вытерли. И вещи по местам расставили.

Лена: Только осталось вынести грязную воду, остатки от яблок и проветрить дом, душно стало.

Мама: А ты, Миша, принеси из колодца чистую воду и сорви свежие яблоки.

Вопрос: Что произошло с веществами, необходимыми для жизни?

на доску дописываются: кислород 🢡 углекислый газ

чистая вода 🢡 грязная вода

В процессе чего появились отходы?

(на доске вывешивается: жизнедеятельности )

Объясните значение этого слова, исходя из состава слова.

Куда отходы жизнедеятельности попадут дальше из дома?

(отмечают на схеме)

Откуда в доме опять появятся необходимые для жизни вещества?

Вывод: Перечислите вещества, которые были в доме с самого начала?

И какими веществами закончились цепочки превращений?

Где происходили эти превращения?

Посмотрите, как путешествовали эти 3 вещества.

Дайте название этой цепочке превращений.

(на доску: круговорот )

Проверим наши выводы, найдите ответ в учебнике на с. 27

(помните правила работы с учебником, проверьте в паре и дайте сигнал)

Прочитаем вслух, отметьте цифрой 1 и подчеркните красным цветом.

Где мы уже встречались с этим явлением?

Проверим ваши знания с помощью задания 4 с. 19

Прочитайте главное в задании.

(1 ученик работает у доски)

Проверка: 1 ученик читает, 1 у доски показывает.

Вывод: Что обеспечивает в природе это явление?

( на доску: постоянство )

Найдите в учебнике на с. 27 синоним к этому слову ( порядок ).

Постоянство любого процесса – это следствие круговорота.

Приведите примеры русских пословиц, поговорок, загадок, в которых говорится о привычном ходе явлений на планете (творческое задание учащихся к уроку).

День и ночь – сутки прочь.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Итог: Что вспомнили о круговороте?

Сравните круговорот воды в природе и круговорот веществ в природе.

Почитайте тему урока (на доске): Большой круговорот веществ в природе.

Послушайте, о чем рассуждает Лена.

(инсценировка с места)

В доме порядок поддерживают жители: вынесли отходы, проветрили дом. А кто же в биосфере поддерживает порядок? Куда исчезает мусор и откуда появляются чистый воздух, вода, пища? Почему никогда не заканчивается чистый воздух, чистая вода, пища?

2) Постановка проблемы.

А для этого необходимо узнать:

  • Кем используются отходы жизнедеятельности живых организмов и почему?
  • Как появляются вновь вещества, необходимые для жизни?
  • Почему никогда не заканчиваются чистый воздух, чистая вода, пища?
  • К чему может привести нарушение этого постоянства?

Дайте сигнал о готовности.

(у каждой группы конверт с вопросом и набором живых организмов: растения, животные и микробы)

Проверка выполнения задания и заполнение схемы.

После ответа 4 группы – Какую пословицу можно вспомнить?;

После ответа 5 группы – Послушайте диалог героев, который поможет ответить на вопрос.

Лена: Миша, я пойду выброшу в яму флакон от духов и полиэтиленовый пакет.

О чем хотели сказать герои?

Вывод: в природе все разумно построено. Одни живые организмы употребляют отходы других и дают друг другу вещества необходимые для жизни. Вещества находятся в круговороте. Исчезновение или гибель одних живых организмов влечет за собой гибель других.

Проведем исследовательскую работу.

Сравним два круговорота, в чем сходства и отличия (у учащихся таблицы)

Слева в таблице даны условия, по которым надо сравнить эти 2 явления.

Работаем в паре, дайте сигнал о готовности.

Проверка: Чем похожи?

Используя результаты исследования сделайте вывод.

(Круговорот веществ важен для жизни человека).

Постепенно мы научимся составлять эти таблицы, чтобы делать выводы.

Итог: Оцените свою работу сигнальными карточками.

Повторить результаты исследования, пометки в учебнике о значении круговорота, по схеме рассказать все о круговороте.

Цель : знакомство с круговоротом веществ и его ролью в природе.

научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

развивать умение сравнивать предложенные объекты, характеризовать объекты живой и неживой природы;

воспитывать осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

Этапы урока

Формируемые УУД

1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Как вы думаете, можно ли жить в доме, не нарушая порядка? (Порядок в доме всё равно нарушается, как бы мы ни старались. Есть причины, по которым происходит нарушение порядка.)

Как ты помогаешь поддерживать порядок в доме? (Я помогаю родителям убирать в доме. Выношу мусор, убираю свою комнату, мою посуду и т.д.)

Работа в учебнике.

Откройте учебники на с. 26, рассмотрите рисунок и объясните, как поддерживается порядок в нашем доме. (Воздух проветривается, грязная вода удаляется в канализацию, отходы выносят с мусором.)

Прочитайте вопрос на с. 27, ответьте на него. (Грязный воздух и вода, пищевые отходы – это вредные для нас вещества. Нам же для жизни необходимы чистый воздух, вода и продукты питания. Наши отходы природа перерабатывает.)

Почему представленный процесс называется круговоротом веществ? (Цепочка превращений веществ начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)

Почему в доме порядок: потому что его никто не нарушает или потому что его всё время поддерживают? А кто убирает в природе, ведь там тоже порядок? Какие у вас будут гипотезы? ( Дома порядок поддерживают люди. В природе порядок помогают поддерживать живые организмы.)

Предположите тему урока. (Круговорот веществ.)

Тогда какую цель поставим перед собой на уроке? (Знакомство с ролью круговорота веществ).

Давайте составим примерный план урока.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний, выявлять сущность и особенности объектов.

КУУД: оформлять свои мысли в устной речи, доносить свою точку зрения до других.

РУУД: формулировать тему и цель урока, в совместном обсуждении составлять план урока.

2. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

Давайте попробуем найти доказательства нашим предположениям. Рассмотрите схему на с. 27 и ответьте на вопрос к ней.

Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ.

Рассмотрите схему на с. 28, и ответьте на вопрос к ней.

Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах?

Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ.

Работа в группах (группы формирует учитель, а задания выбирают учащиеся по желанию с условием, что все задания будут разобраны). Задания для групп: используя рисунки на с. 27–28 и текст к нему, определите:

• Какие организмы помогают в осуществлении данного круговорота?

• Какова роль этих организмов в круговороте?

• Что произойдёт с круговоротом, если организмы не справятся со своей ролью?

• Что происходит с веществами?

• Что произойдёт в биосфере, если будет нарушен круговорот?

Проверка работы групп, оценивание работы группы по алгоритму.

Чтобы проверить наше предположение, давайте заложим опыт: в почву поместим семена пшеницы, кусочки бумаги, стекла и пластмассы. Ёмкость поставим в освещённое тёплое место и периодически будем поливать. Проверку осуществим на одном из ближайших уроков (урок будет посвящён знакомству с почвой). (Наверное, не со всеми. Разве железные банки и стеклянные бутылки могут переработать микробы?)

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

ПУУД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах.

КУУД: доносить свою позицию до других, выслушивать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

РУУД: работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости – исправлять, определять степень успешности выполнения работы в группе.

3. Физкультминутка

Вот мы деревце сажали,

Семя в землю зарывали. (Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)

Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)

Он и строен, и высок, (Руки в стороны.)

И другие распустились,

Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)

Налетел веселый ветер

И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)

4. Закрепление знаний.

Работа в учебнике.

Ответьте на вопросы на с. 29.

Выполни любые два задания из рабочей тетради.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … ( имя ученика ) учились оценивать свою работу.

ПУУД: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.

РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы.

5 . Домашнее задание.

Чтение текста темы 6. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем.

6 . Итог урока.

Какова была цель нашего урока? Удалось ли нам её достичь?

Какую работу мы сегодня на уроке выполняли?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Какую бы отметку вы себе поставили?

Каково ваше отношение к проблемам, обсуждаемым сегодня на уроке?

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

РУУД: определять степень успешности выполнения своей работы.

На протяжении всего урока идёт работа над формированием следующих личностных УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

Тема: « Большой круговорот веществ.

Учитель: Нуруллина Сагида Минсахиевна

Дата:29.09.2015 г., 2015-2016 учебный год

Основное содержание темы:

. круговорот веществ, его роль в природе;

. взаимосвязь между живой и неживой природой;

воздух – условие жизни всего живого на Земле;

экология воздушного пространства.

Термины и определения:

круговорот веществ, биосфера;

загрязненный воздух, чистый воздух.

Цель: познакомить с круговоротом веществ, объяснить его роль в природе,дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны.

научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

расширить представления обучающихся о воздухе;

научить определять основные свойства воздуха;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;

оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений разного вида;

сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.

Метапредметные

– ориентироваться в учебнике;

– отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;

– передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;

– перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

– пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений;

– определять правила улучшения самочувствия.

– определять цель учебной деятельности;

– работать по предложенному учителем плану;

– контролировать выполнение задания;

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

– участвовать в диалоге, в паре, группе;

– слушать, не перебивая, собеседника и понимать речь других;

– выполнять порученную групповую роль;

– доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения;

– конструировать небольшие устные речевые высказывания, пере давая содержание текста в соответствии с целью.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

– расширение представлений о воздухе;

– осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на Земле.

В ценностно-ориентационной сфере:

– усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.

Организация образовательного пространства

Инновационное оборудование:

нетбуки для каждого ученика;

система контроля и мониторинга качества знаний PROClass;

модульная система экспериментов PROLog.

Традиционное оборудование:

загадка о воздухе;

таблица с изображением различных предметов;

Ресурсы, в том числе электронные:

Межпредметные связи

Формы работы:

Технология изучения темы

I . Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: стимулировать интерес учащихся к изучению темы; выявить имеющиеся знания по теме.

1.Постановка проблемы и актуализация знаний:

- Можно ли жить в доме, не нарушая порядка?

-Как вы помогаете поддерживать порядок в доме?

-Чем отличается то, что мы выбрасываем из своего дома, от того, что попадает в него?

-Как природа поступает с отходами жизни людей? (Грязные воздух и вода, пищевые отходы-это вредные для нас вещества. Нам же для жизни необходимы чистые воздух, вода и продукты питания. Наши отходы природа перерабатывает.)

2.СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вздыхаем –

Он ведь нам необходим! (Воздух)

Форма работы: Г.

Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Отгадайте, что спрятано у шарика внутри и сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока (демонстрация шарика).

Форма работы: Ф.

II . Учебно-познавательная деятельность

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Большой круговорот веществ. Найдите нужную страницу учебника.

Прочитайте этот текст. Что узнали нового для себя?

Итог: Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется круговоротом веществ. Круговорот веществ, проходит и через наш дом.

- Почему в доме порядок: потому что его никто не нарушает или потому что его все время поддерживают?

- А кто убирает в природе, ведь там тоже порядок ? Какие у вас будут гипотезы?

Итог: Дома порядок поддерживают люди. В природе порядок помогают поддерживать живые организмы.

Поиск решения проблемы:

-Давайте попробуем найти доказательства нашим предположениям. Рассмотрите схему на стр. 27 и слайд

-Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах?

-Какие вещества участвуют в этих процессах? ( Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ .)

-Углекислый газ и кислород.

Рассмотрите первую схему на стр.28 и ответьте на вопросы к ней .

-Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах?

-Какие вещества участвуют в этих процессах? ( Используя текст после второй схемы на стр. 28, найдите доказательства того, что она отражает круговорот веществ.)

III . Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; представлять результат свой деятельности.

Результат опыта: Результаты смотрим на экран с помощью документ-камеры.

В начале месяца мы с вами поместили семена пшеницы, кусочки бумаги, стекла и пластмассы в разные коробки. Емкости поставили в освещенное теплое место, и периодически поливали. Сегодня мы посмотрим результат.( Учитель показывает на документ-камере , учащиеся комментируют)

Вывод: Живые организмы не могут переработать весь мусор. Не все, созданные человеком вещества, разлагаются. Многие из них накапливаются в природе. Нарушение порядка в природе может вызвать тяжелые последствия для людей.

Форма работы: Г .

Два дня назад мы поместили в две банки проросшие семена фасоли и накрыли их крышками. Сейчас мы продолжим наш опыт и узнаем ещё одно интересное свойство воздуха. Попробуем зажечь свечку под крышкой банки.

Ученик выполняет эксперимент под руководством учителя. Для проведения демонстрации используемся документ-камерой.

Вывод: Для дыхания проросших семян фасоли необходим кислород. Так как кислород расходуется, в составе воздуха в банке остается углекислый газ. Углекислый газ не поддерживает горение.

Итог:Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Поэтому в комнате становится душно, и мы ее проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать. Растения используют углекислый газ, выделяемый животными и людьми.

Форма работы: Г.

– Почему нужен чистый воздух?

– Как можно защитить чистоту воздуха?

– Чем опасно загрязнение воздуха?

– Как ты считаешь, стоит ли человеку вмешиваться в круговорот веществ?

Объясни, как поддержание порядка на Земле связано с круговоротом веществ.

(Ответы дополняются детьми.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV . Диагностика качества освоения темы

Форма работы: И.

( система PROClass).

1. Что такое воздух?

а) смесь газов б) чистый кислород в) чистый азот

2. Какого газа в воздухе больше?

а) кислорода б) азота в) углекислого газа

3. Какой газ поддерживает дыхание?

а) кислород б) азот в) углекислый газ

4. Какой цвет у воздуха?

а) воздух бесцветный б) голубой в) белый

6. Как называется воздушная оболочка Земли?

а) гидросфера б) атмосфера в) литосфера

7. Какой газ поддерживает горение?

а) кислород б) азот в) углекислый газ

8. Какой газ человек выдыхает при дыхании?

а) кислород б) азот в) углекислый газ

9. Какой запах и вкус у воздуха?

а) приятный б) неприятный в) не имеет запаха и вкуса

Форма работы: И.

V . Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА УЧЕНИКА

Сегодня на уроке я:

– Чему вы научились на занятии?

– Какие задания вам понравились больше всего?

– Мне показалось важным…

Используемая литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 г.

2. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ [Сост. Е. С.Савинов]. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. (Стандарты второго поколения).

3. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Ч. 1. : учебник : 3 кл. – М. : Баласс, 2013.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- познакомить учащихся со взаимной зависимостью живых организмов различных "профессий". Научить приводить примеры живых организмов разных профессий, выделять звенья круговорота веществ, объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- развивать логическое мышление, речь, умение сравнивать, сопоставлять;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2. Создать условия для формирования представления о большом круговороте веществ, как о цепочке превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.

3. Создать условия для формирования осознанного бережного отношения к миру природы и своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование: презентация.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

- Как вы думаете, можно ли жить в доме, не нарушая порядка? (Порядок в доме всё равно нарушается, как бы мы ни старались. Есть причины, по которым происходит нарушение порядка.)

- Как ты помогаешь поддерживать порядок в доме? (Я помогаю родителям убирать в доме. Выношу мусор, убираю свою комнату, мою посуду и т.д.)

2. Проверка домашнего задания на стр. 25

Работа в учебнике.

- Откройте учебники на с. 26, рассмотрите рисунок и объясните, как поддерживается порядок в нашем доме. (Воздух проветривается, грязная вода удаляется в канализацию, отходы выносят с мусором.)

- Прочитайте вопрос на с. 27, ответьте на него. (Грязный воздух и вода, пищевые отходы – это вредные для нас вещества. Нам же для жизни необходимы чистый воздух, вода и продукты питания. Наши отходы природа перерабатывает.)

- Теперь прочитаем текст на стр.27.

- Почему представленный процесс называется круговоротом веществ? (Цепочка превращений веществ начинается и заканчивается одним и тем же веществом.)

- Почему в доме порядок: потому что его никто не нарушает или потому что его всё время поддерживают? А кто убирает в природе, ведь там тоже порядок? (Дома порядок поддерживают люди. В природе порядок помогают поддерживать живые организмы.)

- Предположите тему урока. (Круговорот веществ.)

3. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

- Давайте попробуем найти доказательства нашим предположениям. Рассмотрите схему на с. 27 и прочитайте текст под схемой. Ответьте на вопрос к ней.

- Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ.

- Рассмотрите схему на с. 28, и ответьте на вопрос к ней.

- Кто и какую роль выполняет в экосистеме в указанных на схеме процессах? (Микробы. Микробы борются с грязной водой и её снова могут употреблять растения, животные и люди.)

- Какие вещества участвуют в этих процессах? Используя текст после рисунка, найдите доказательства того, что схема отражает круговорот веществ.

- Используя рисунки на с. 27–28 и текст к нему, определите:

• Какие организмы помогают в осуществлении данного круговорота? (микробы)

• Какова роль этих организмов в круговороте? (очищают природу)

• Что произойдёт с круговоротом, если организмы не справятся со своей ролью?

• Что происходит с веществами?

Читайте также: